Гармоническая система счисления майя. Возможности использования чисел в различных системах счисления с древности до наших дней

Гармоническая система счисления майя. Возможности использования чисел в различных системах счисления с древности до наших дней

При цитировании прошу Вас ставить активную ссылку на статью.

© Арушанов Сергей Зармаилович 2011 г.

В качестве послесловия хотел адресовать читателей к статье Ник. Горькавого о Юрии Кнорозове «Сказка о русском лингвисте, расшифровавшем письменность индейцев майя » — http://nauka.izvestia.ru/discovery/article104605.html :

«В самой середине ХХ века жил в Петербурге молодой человек по имени Юрий Кнорозов. Был он лингвистом, специалистом по древним языкам. А домом ему служила маленькая комнатка, заполненная книгами до самого потолка, в знаменитом петербургском музее — Кунсткамере . Кнорозов разбирал музейные экспонаты, пострадавшие от недавней страшной войны, а в свободное время изучал странные рисунки древних индейцев майя. Юрий заинтересовался их разгадкой, прочитав работу авторитетного немецкого исследователя Пауля Шелльхаса, заявившего, что письменность индейцев майя, создавших в экваториальных джунглях Америки поразительную тысячелетнюю цивилизацию, навсегда останется нерасшифрованной . Кнорозов не согласился с немецким учёным. Молодой лингвист воспринял проблему расшифровки письменности майя как личный вызов: каждая загадка должна иметь отгадку! Конечно, капитулировать перед секретом индейских иероглифов нельзя, но как разгадать смысл этих странных округлых рисунков? Судьба улыбнулась молодому учёному. В один прекрасный день Юрий нашёл среди старых книг, уцелевших от огня войны, два редчайших тома: «Кодексы майя», изданные в Гватемале, и «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды. История этих книг уходила корнями в далёкое и драматическое прошлое ….

Благодаря труду Юрия Кнорозова мы узнали имена реальных людей, живших тысячелетия назад: художников и скульпторов, императоров и жрецов. Древние индейцы выращивали урожай, разгадывали тайны небосвода, защищали родные города от врагов (см. «Наука и жизнь» №№ 10, 11, 2010 г.). Они заслужили своё право остаться в истории мира, и помог им в этом тысячелетие спустя один молодой человек, живший в тихой музейной комнатке в Санкт-Петербурге» Шуньята 686 (+) и вычитания (-). Таким образом, сумма , разность и произведение двух целых чисел дает снова целые числа. Оно состоит из натуральных чисел (1, 2, 3), чисел вида -n () и числа нуль .

Один комментарий: “Сакральным базисом чисел Майа была матрица Мироздания”

    Ваша статья про систему счета майа – это просто гениально! Как вы убедительно вписали в матрицу числа «пять», и «ноль», и «двадцать»! Как до такого можно додуматься?! Из простого анализа ваших статей на сайте становится ясно, что мудрецы древности по всей Земле знали о законах «Невидимого мира» матрицы Мироздания?! Как же эти знания пришли к ним?! Были ли эти культуры связаны друг с другом?!

Восприятие Голограммы Времени и резонансных структур в рамках Цолькина не так уж затруднительно. связан с нашим генетическим кодом и функциями человеческого организма, который представляет собой ВИНКЛИЛЬ - космический вибрационный корень.

Поскольку каждый из восьми блоков матрицы Пси-банка Цолькина можно разделить на восемь равных частей, то полная матрица Пси-банка включает 64 элемента, порождающие поле ДНК, планетарный банк генетической информации. Кроме того, 13, число движения, соответствует тринадцати основным сочленениям тела, в которые входят плечи, локти, запястья, бедра, колени, лодыжки и символизирующие мистический столбец шея и позвоночный столб. Четверке, числу меры, соответствуют конечности: две руки и две ноги, а двадцатке (4ґ 5) - сумма пальцев на руках и ногах. 52 элемента конфигурации бинарного триплета соответствуют 52 меридиональным точкам.

Кодовая структура 64 кодонов ДНК совпадает с двоичным кодовым языком Ицзина , поэтому между восьмиблочным Цолькин-Пси-банком и Ицзином , определяющим код жизни, существует тесная взаимосвязь. Причиной такой связи является то, что Цолькин представляет собой самосущий Универсальный Гармонический Модуль , включающий, помимо прочего, матрицу ДНК-Ицзин . Все эти системы - Цолькин , ДНК и Ицзин - относятся к моделям памяти, код которых определяется простыми отношениями чисел. Постижение моделей памяти и их кода является основной задачей человечества на текущем этапе истории. Благодаря таким открытиям к 1992 году, началу 260-го катуна и тринадцатого луча, проявленного под Знаком АХАУ , человеческий разум сможет прийти к первому пониманию устройства Мистического Тела Планеты - КИНАН .

Майянская система счисления основана на экспоненциальной двоичной последовательности чисел с основанием степени 20. Вся последовательность записывается с использованием лишь трех условных обозначений: точки, означающей единицу; черты, равной пяти единицам; и стилизованной раковины, означающей нуль, позиционный разряд и завершенность. Эта последовательность двоична, поскольку 20 кратно 2. Именно оттого, что это двадцатиричная система, математика Майя имеет сходство с универсальным двоичным кодом. Таким образом, число, стоящее в первом разряде, имеет множитель 1, во втором разряде оно домножается на 20, в третьем - на 400 и так далее. Последовательность первых тринадцати членов ряда степеней 20 выглядит таким образом:

8.000

160.000

3.200.000

64.000.000

1.280.000.000

25.600.000.000

512.000.000.000

10.240.000.000.000

204.800.000.000.000

4.096.000.000.000.000

Хотя в эту последовательность включены завершающие наборы нулей, при работе с гармониками достаточно указывать основной делитель, соответствующий определенной частоте, которая может быть выражена в любом кратном из других октав. Сходство с универсальным двоичным кодом, присущее системе Майя, придает ей гармоническую силу степенного ряда, не свойственную привычной десятичной системе, в которой единица остается единицей независимо от того, сколько раз она умножена на самое себя, тогда как в двадцатиричной системе степени двойки порождают бесконечную двоичную последовательность различных чисел.

Считается, что майянцы использовали свою систему счисления лишь для отсчета периодов, или циклов времени. Однако, поскольку эта система основана на универсальной гармонической двоичной последовательности, записи могли соответствовать и бинарным волновым гармоникам, в форме которых явления проявляются в пространстве. Иными словами, и периодичность движения во времени, и периодичность проявления в пространстве управляются одними и теми же универсальными волновыми гармониками, развитие которых подчиняется универсальной двоичной последовательности. В конечном счете гармоники пространства никак не отличаются от гармоник времени.

Адаптируя эту систему к условиям Земли с целью вычисления основных циклов времени, Майянцы модифицировали ее таким образом, чтобы она наиболее точно соответствовала земному году, периоду обращения нашей планеты вокруг Солнца. В результате последовательность чисел, используемая для регистрации земного времени, приняла вид:

1: 20: 360: 7.200: 144.000: 2.880.000 и так далее,

а основной ее единицей стал 1 день. Примечательно, что эта последовательность согласуется с набором гармоник света, в котором 144 - гармоника света, 72 - половина синусоидальной волны, а 288 - гармоника поляризованного света. Кроме того, 288 - световая гармоника Земли, а 144 - гармоника каждого из ее полюсов.

Поскольку видоизмененная система времяисчисления Майя, в третьей позиции которой вместо 400 введено 360, соответствует последовательности гармоник света. Так называемое календарное счисление Майя, пронизывающее большинство найденных майянских артефактов, принимает новое измерение. Это счисление представляет собой одновременно и календарь (с начальной датой 13 августа 3113 года до н. э. или 0.0.0.0.0 в специальной записи), и средство регистрации гармоник света.

Если универсальный двоичный код основан на числе 2, включая 8 - число октавы, то последовательность гармоник света включает также числа 3 и 9. Числа 8 и 9 являются основными множителями всех световых гармоник например, 72 = 8 ґ 9, 144 = 8ґ 9ґ 2. Число 360, количество градусов в полном круге, представляется в виде 40 (5 ґ 8) ґ 9.

Другим ключевым числом, помимо двадцати (4 ґ 5), - может быть, даже самым ключевым числом майянской гармонической системы, - является число 13; оно является главным коэффициентом, или константой гармонической системы Майя. Число 13 - основная единица, образующая структуру Священного Календаря Цолькина , который состоит из 260 элементов - это число является произведением двух главных чисел всей системы: 260 = 13 ґ 20. Основной временной цикл Земли состоит из тринадцати бактунов. Бактун представляет собой название пятого разряда календарной записи Майя и означает период времени, составляющий чуть меньше 400 лет; таким образом, тринадцатибактуновый цикл составляет почти 5200 лет. В модифицированной последовательности отсчета времени бактун соответствует значению 144.000, гармонике света. Современный цикл тринадцати гармоник света, или бактунов , начался в 3113 году до н. э. и завершается 21 декабря 2012 года н.э.

Особый интерес майянской системы гармонических последовательностей представляет тождественность световых гармоник и временных периодов. Время представляет собой непрерывно разворачивающееся проявление гармоник света. Временной промежуток, составляющий тринадцать таких гармоник, или Великий Цикл , разделяющийся на тринадцать бактунов , охватывает период, необходимый для того, чтобы одно проявление световых гармоник претерпело все возможные перестановки и перешло к новой октаве. Это означает, что скачок современной планетарной системы к новой октаве произойдет очень скоро, в начале следующего столетия. В шкале Солнечной системы, основанной на возрастающей последовательности волновых форм, соответствующих числам от 1 до 16, именно тринадцатый тон является тем единственным, который создает особую матрицу обертонов, или разрыв измерений. Число 13 является числом Солнца, или первичной волны световой информации, и представляет собой средство перемещения между различными измерениями.

Повторим основные принципы майянской математической системы: то, что называется математикой Майя, на самом деле представляет собой систему двоичных последовательностей, основанную на двадцатеричной системе счисления и используемую в двух вариантах. Исходная система представляет собой полную универсальную последовательность степеней двойки: 2: 4: 8: 16: 32: 64 и так далее. Необходимо отметить, что в эту последовательность входят числа, символизирующие октавы (8), свойства симметрии кристаллов (32) и кодоны ДНК (64). Специальным видоизменением этой системы является относительная последовательность временных периодов Земли: 1: 20: 360: 7.200: 144.000 и так далее, используемая в календарных вычислениях и соответствующая последовательности световых гармоник.

Математика Майя была и остается наиболее четкой и эффективной системой, предназначенной для описания универсальных волновых гармоник, управляющих процессами проявлений всех пространственно-временных матриц. Эта система оперирует единым полем, выраженным в гармонической двоичной последовательности, которая описывает и единую пространственно-временную матрицу как резонансное поле. Поскольку двоичная последовательность определяет универсальные процессы, математическая система и система обозначений Майя также являются универсальными.

Даже если она появилась здесь, на нашей планете, майянская гармоническая система счисления могла возникнуть лишь благодаря глубокому резонансу разума со всеобщей упорядоченностью. Как чистая всеобщая гармоника, эта система описывает универсальный набор средств передачи информации посредством резонансных сил, распространяющихся по меньшей мере со скоростью света. Полное постижение волновых гармоник, описываемых майянской системой, открывает врата к порядку, царящему в реальности, представляющей собой чистый резонанс, и, следовательно, нематериальной в своей основе, ошеломляющая простота которой предельно далека от сложности текущей материалистической картины мира.

ШАМАН Севера

белый и чистый, как Луна в ее сияющей полноте

НООЛЬ Налево от Юга

желтый, как пылающий свет Солнца, озаряющий поля

ЛИКИН От Востока, где поднимается Солнце

красный, как кровь, сильный, как великое единое море Земли

ЧИКИН От Запада, где опускается Солнце

черный, как мудрость, величественный, как ночь

ЯШКИН Центр небес, отверстие в зените Солнца

сквозь которое Всеобщее бытие опускает свой отвес

незримо и нереально единящий Землю внизу с Небесами вверху

ничто не исчезает

круг Земли был здесь еще до Земли

даже до того, как Солнце возникло из далекой запредельности

и круг говорил

говорит и сейчас языком света

РАДИАЛЬНЫЕ И НАПРАВЛЕННЫЕ ЧИСЛА

Богатство радиально-обратных отношений тринадцати чисел еще более расширяется, если рассматривать числа ряда 1-13 (или 13-1) не просто последовательными, но и связанными с определенными направлениями. Пусть первому числу 1 соответствует Восток (В), числу 2 - Север (С), числу 3 - Запад (3), числу 4 - Юг (Ю), пятому - вновь Восток, и так далее. Тогда ряд 1 -13 можно записать с указанием направлений:

1-2-3-4-5-6-7-6-9-10-11-12-13

В-С-3-Ю-В-С-З-Ю-В-С-З-Ю-

Достигая числа 13, пульсация возвращается к 1, но указатели направлений продолжают сменяться в своем цикле:

1 -2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13

С-З-Ю-В-С-З-Ю-В-С-З-Ю-В-С

Для того чтобы 1 вновь совпало с В , необходимы 52 перестановки (произведение 13 чисел и 4 указателей направлений). Кроме того, можно считать, что собственный цикл указателей направлений состоит из 5 круговых оборотов, то есть для завершения такого цикла последовательность В-С-3-Ю должна повториться 5 раз, что составляет 20 позиций - здесь число 20 является не только произведением 4 ґ 5 , но и суммой чисел 7 и 13 , двух ключевых "мистических" чисел, входящих в ряд 1 -13.

В этом случае возникает матрица Цолькин , состоящая из всех 260 возможных перестановок, образуемых круговым вращением 13 чисел, проходящим через 20 позиций указателей направлений. Если каждое из тринадцати чисел связать с отдельным качеством тона, изменяющимся в соответствии с 20 позициями, то перестановки превращаются в описание всего богатства гармоник, а 260-элементная матрица становится многофазной клавиатурой, позволяющей исполнить галактическую симфонию!

МНОЖИТЕЛИ И ФРАКТАЛЫ В СИСТЕМЕ МАЙЯ

Простыми словами, фрактал представляет собой постоянно сохраняющуюся пропорциональность . Например, 36-градусный сегмент круга всегда остается равным 36 градусам, независимо от изменений диаметра окружности. Кроме того, такой сегмент содержит информацию, достаточную, чтобы восстановить по нему всю окружность. Фрактальный принцип означает голографическую природу бытия: по доступной части чего-то целого можно воссоздать все целое.

Этот принцип справедлив и для обертонов. Точно так же, как тон одной октавы способен отражаться, находить отклик в других октавах, несмотря на то, что тоны различных октав звучат с разными частотами, так и делитель числа, или одно число из последовательности может "звучать" на многих уровнях, порождая сходные, пропорциональные обертоны. Интересно, что при звучании 16-тоновой гаммы, на нее откликается лишь единственный тон всей матрицы обертонов - тринадцатый.

Приведем примеры. 13 является фракталом 130 (= 13 ґ 10), 144 - фрактал 1.440 (= 144 ґ 10). Это означает, что с помощью числа 13 можно воссоздать 130, и наоборот, из 1.440 можно извлечь 144. Фракталы 13 и 144 образуют серию пропорций, которые остаются постоянными для всего бесконечного ряда кратных им чисел.

Таким образом, любое число образует бесконечный фрактальный тональный ряд, к примеру, 26, 260, 2.600, 26.000 или 52, 520, 5.200, 52.000. Важно то, что фрактальный ряд определяется не количественными характеристиками числа, но качеством основного фрактала, определяющего ряд - 13, 26, 52 и так далее - и создающего пропорциональный "тон" всего ряда. Количество нулей в числах фрактального ряда можно рассматривать как мерило высоты этих тонов, увеличения их частот.

С фракталами связаны множители - числа, на произведение которых раскладывается другое число. Например, 260 представляет собой результат произведения делителей 13 и 20. В то же время, 260 является членом фрактального ряда, основанного на 26 , которое, в свою очередь, можно представить в виде 13ґ 2. Все фракталы являются общими множителями чисел своего фрактального ряда и, одновременно, способны образовывать множество фрактальных рядов с различной сохраняемой пропорцией.

Внимательное рассмотрение позволяет выявлять взаимопроникновение различных чисел. Например, число 144 можно разложить на множители следующим обраюм: 12ґ 12, 9х16, 18ґ 8, 3ґ 36 или 72 х 2 , а число 52 представляется в виде 13ґ 4 или 26ґ 2. Практически, все ключевые фракталы майянской системы связаны с множителями 13, 4 и 9 . Так, 260 = 13 ґ 20, 64 = 4 ґ 16, а 144 = 9 ґ 16. В результате, разнообразие делителей больших целых чисел является мерилом степени их гармоничности.

Почти все человечество пишет арабскими цифрами. Обозначение веков, глав книг в некоторых изданиях принято записывать в римской системе счисления латинскими буквами. Любой человек может записать или хотя бы прочитать по латыни хотя бы до тридцати! Например, ХХI век.
Как же записывали числа те, кто первые в мире изобрели ноль? Я имею ввиду ольмеков и майя.
Они записывали числа с помощью всего трех знаков:
- ноль

Единица

Пятерка
Раковина – это ноль. Единица - это зерно маиса, счетный камушек, какао-боб. Линия – это пятерка, ладонь руки.
Иногда писцы «иц-тат» изображали ноль не стилизованной раковиной, а настоящей:

В ходу была и другая запись чисел – фигурными и лицевыми глифами, например:

Фигурный глиф, обозначающий число 5.

Лицевой глиф, обозначающий число 8.
Но более популярной все же была запись тремя знаками: ноль, точка, тире. В более поздние времена, перед самой Конкистой, ацтеки упразднили эту запись до одних точек.

У майя принята позиционная двадцатиричная система. Запись чисел строится снизу вверх.

Первая двадцатка чисел считается с 0 по19 .

В календарной записи Длинного Счета каждое число первой двадцатки называется «кин», то «день», например два кина – значит два дня, пятнадцать кинов,то есть пятнадцать дней.
Итак первый позиционный уровень чисел - это кины с 0 по 19.

С 20 начинается следующий уровень чисел – «виналь» - месяц из 20-и дней. Число 20 майя иногда называют «хун виник», что значит «один человек»(по количеству пальцев рук и ног).

Запишем число 20. На нижнем уровне пишутся «кины», на верхнем - «винали», а если по-русски, то внизу единицы, а вверху двадцатки.

1 виналь 1х20=20
0 кинов 0х1=0
20+0=20.

Это число читается как 1 виналь 0 кинов. (Примечание. Имя этого числа читается как ХУН КАЛ, но это отдельная тема,и чтобы не путать читателя, я пока не буду давать имена чисел, а только их позиционные названия: «кин», «виналь», «тун», «катун», «бактун» и т.д.).
Запишем число 21.

1 виналь 1х20=20
1 кин 1х1=1
20+1=21.
Это число считается как 1 виналь 1 кин.
Примечание. Если вам знакома Книга Перемен И Цзин, то работа с майянским счетом превратится в экспириенс. Как и в триграммах, в майянских числах за их изображением скрывается духовная сущность, принцип, идея.
Запишем число 22.

1 виналь 1х20=20
2 кина 2х1=2
20+2=22.
Это число считается как 1 виналь 2 кина.

Запишем число 25.

В майянских книгах (кодексах) иногда разные уровни отмечали чередованием красного и черного цвета. Например, чтобы не перепутать это число с числом 6:

Поупражняемся еще в записи. Запишем число 47

47 – это 2 виналя 7 кинов.
2х20=40
7х1=7
40+7=47.

Для удобства придумали современную запись майянских чисел. Так

20 это 1.0.
21 это 1.1.
22 это 1.2.
25 это 1.5.
47 это 2.7.
Давайте запишем еще какое-нибудь число. Например, 159.

А теперь запишем это же число по-современному: 7.19. Читается как 7 виналей 19 кинов.
7х20=140
19х1=19
140+19=159.

На уровне «виналей» последнее число это 359.

17.19. – 17виналей 19 кинов.

Потому что с позиционного числа 360 начинается новый уровень, который называется «тун». Напомню, что уровни записываются в столбик снизу вверх. И в следующих числах внизу столбика мы будем записывать «кины», в середине «винали», а сверху «туны», а по-русски, внизу пишем единицы, в середине двадцатки, вверху «тристашестидесятки».
Число 360 мы запишем как

1 тун 0 виналей 0 кинов или 1.0.0.
1х360=360
0х20=0
0х1 =0
360+0+0=360.

Запишем число 361

1 тун 0 виналей 1 кин или 1.0.1.
1х360=360
0х20=0
1х1 =1
360+0+1=361.

Перед вами такое число:

Как мы его будем конвертировать?
1. Запишем его как 9.13.16.
2. Разобъем на уровни: внизу единицы –«кины», в середине –двадцатки «винали», вверху «тристашестидесятки» - «туны».
3. У нас получается 9 тунов13 виналей 16 кинов.
4. Считаем:
9х360=3240
13х20=260
16х1=16
3240+260+16=3516.
«Тун» означает «божественный камень». Совершенное число майя. «Тун» называют «расчетным годом» или «жреческим годом». Очень давно Земля обращалась вокруг Солнца за 360 дней. Но в Солнечной системе произошла катастрофа, результатом которой стала гибель планеты Фаэтон, орбита которой находилась между Марсом и Юпитером. Земная орбита изменилась, и в мир вошли дни-призраки – «вайеб» - «дни без имени» -пять добавочных дней. 360+5=365. Так возник календарь Хааб. Тем не менее наряду с Хаабом –годом из 365-и дней майя до сих пор ведут календарь Тун в 360 дней. Интересно, что, как и майя, индусы в ведической астрологии Джойтиш делают тоже самое с древнейших времен.
Давайте еще поупражняемся и запишем число 6020.

Чтобы записать его по-майянски, надо посчитать сколько в нем «тунов», «виналей» и «кинов».
Считаем сколько «тунов» входит в это число без остатка.
6020:360=16 тунов.
16х360=5760
6020-5760=260 - считаем сколько «виналей» входит в это число без остатка.
260:20=13.
А где же «кины». Нету! Значит в графе «кины» поставим 0.
Получается, что число 6020 – это 16 «тунов» 13 «виналей» 0 «кинов»
Запишем теперь это число по современному
16.13.0.
И по-майянски

На уровне «тунов» последнее число это 7199. При желании вы можете теперь самостоятельно разбить это число на «туны», «винали» и «кины».
Следующий уровень «катун» начинается с числа 7200.
Запишем его как 1 катун 0 тунов 0 виналей 0 кинов или 1.0.0.0.
На уровне «катунов» последнее число это 143999, потому что с числа 144000 начинается следующий уровень «бактун» -1.0.0.0.0. или 1 бактун 0тунов 0 виналей 0 кинов.

Начиная с туна -360, все позиционные числа умножаются на 20:
20 тунов составляют 1 катун (7200 дней)
20 катунов- 1 бактун (144000 дней)
20 бактунов - 1 пиктун (2 880 000 дней)
20 пиктунов - 1 калабтун (57 600 000 дней)
20 калабтунов -1 кинчильтун (1152 000000 дней)
20 кинчильтунов составляют 1 алаутун, что равняется 23 040 000 000 дней или примерно 64000000 лет.
20 алаутунов – 1 хаблатун, это примерно 1, 26 миллиардов лет, а
20 хаблатунов это примерно 25, 2 миллиардов лет.

Астрология (с греч. astron - звезда, logos - учение) – это наука о звездах. Майя досконально изучили эту науку. Города майя являлись «каменными компьютерами» - обсерваториями, где они точно вычисляли периоды обращения планет и звезд, но их сакральное знание не базировалось на астрономических циклах. Календарный счет дней уходит в такое далекое прошлое, за миллиарды лет до того, как появилась наша Солнечная система, как возникли галактики, к самой точке Большого Взрыва. Им были открыты тайны Вечности и ход времен. Как высоко они воспарили, если им было ведомо, что наша Галактика имеет спиралевидную форму? В священных текстах майя повествуется о том, как Великая Мать и Великий Отец, Создательница и Творец, Тепеу и Кукумац сотворили Землю: «…Подобно туману, подобно облаку и подобно облаку пыли была земля при своем сотворении, в начале своей телесности…»
Давайте еще помедитируем и поупражняемся в записи майянских чисел.
Запишем число 1111111 по майянски.
Нам надо разбить это число на бактуны, катуны, туны, винали и кины.
Считаем, сколько бактунов входит в это число без остатка.
1111111:144000 =7 бактунов.
7х144000=1008000
1111111-1008000=103111 –считаем, сколько катунов входит в это число без остатка.

Древние майя придавали очень важное значение нумерологии и значениям чисел. Майя обожествляли числа и верили, что они являются источником хода времени. Всего у майя было 13 священных чисел, по счету дней в их сакральном календаре и каждое их них имело особое значение.

Как известно, ритуальный календарь майя цолькин насчитывал 260 дней, в котором каждый день имел номер от 1 до 13. Почему именно 13? Иногда 13 связывают с количеством небесных сфер в мифах древних майя. Это число также представляет количество крупных суставов в теле человека: лодыжки, колени, бедра, запястья, локти, плечи, шея. Но существуют и другие значения числа 13, возможно, не так хорошо известные. Например, есть 13 прямоугольников на панцире черепахи. Есть также 13 сегментов в погремушке хвоста гремучей змеи, и здесь, возможно, могут быть какие-то связи с созвездием Плеяд, которое на Юкатане известно под названием Хвост гремучей змеи.

Значение чисел в нумерологии майя варьируется. Начальные числа легкие и мягкие, средние числа – 6, 7, 8, и 9 – представляют сбалансированную энергию и мощь. Последние дни, с 10 по 13-й, слишком сильны и рассматриваются как потенциально опасные. Таким образом, все основные магические ритуалы майя проводились в дни сбалансированной энергии. Все числа в нумерологии майя имеют свои индивидуальные особенности и значения. Древние майя развили оригинальную систему записи чисел (смотрите рисунок ниже):

Необходимо помнить, что хотя каждое число имеет, как положительные, так и отрицательные значения, четные числа легче проявляют свои положительные качества. Нечетные числа более напряженные, нам требуется больше работы, чтобы помочь им проявить свои положительные качества.

Значение чисел в нумерологии майя

Число 1 . Неудивительно, что его значение символизирует начало, единство, изначальную энергию творения. Единица могущественна, поскольку имеет дело с энергией нового цикла.

Число 2 – символ двойственности, космической полярности в нумерологии майя. Этот смысл воплощается в их мифологии: есть два героя, близнецы, есть два главных владыки потустороннего мира, а также двое обезьян-близнецов. Это вечная двойственность проявленного мира и непроявленного, дня и ночи, света и тьмы. Эти темы являются общей чертой во всех мифах майя, особенно в их священной книге «Пополь Вух».

Число 4 в нумерологии майя означает целостность. Оно связано с Ахау, богом Солнца, как владыкой Вселенной. Почему Солнце связано с этим числом? Солнце в течение дня проходит четыре главные точки: рассвет, полдень, закат и полночь. Эти четыре составляющих каждого дня можно расширить на год. Год также включает четыре главные точки: летнее и зимнее солнцестояния и весеннее и осеннее равноденствия; таким образом, год также состоит из 4 этапов. Есть свидетельства того, что майя делили видимую Вселенную на четырех участка, они отмечены двумя пересечениями Млечного Пути с эклиптикой. Таким образом, мы живем во Вселенной, подчиненной действию числа 4 и связанными с ним вибрациями.

Значение числа 7 может смутить некоторых людей, потому что в нумерологии майя оно ассоциируется со смертью и завершением. В то время как единица – это начало, 7 – это завершение. Число 7 также имеет и другое значение, связанное с астрологией. Родиться на 7-й день не означает неудачу. 7 находится посередине между 1 и 13, поэтому те, кто родился на 7-й день, смотрят и назад и вперед. Они могут быть нерешительными, не зная, куда им идти. Они видят ценности в обоих направлениях, которые для них равны. Иными словами, значение семерки аналогично значению астрологического знака Весы в классической европейской астрологии. Рожденные в седьмой день имеют способность видеть вещи со всех сторон, что делает их креативными личностями.

Хотя число 9 нечетное, в нумерологии майя его значение представлялось чрезвычайно положительным, оно часто использовалось в ритуальных целях. 9-й день был днем наибольшего благоприятствования для свадеб и других важных церемоний.

Число 11 . Как отмечалось ранее, большие числа майя считали «слишком сильными». Но есть исключения даже из этого правила. Иногда жрецы майя проводили специальные паломничества к священным горам на 11-й день.

Число 13 было очень важным в нумерологии и календаре майя. В отличии от европейской традиции, оно не рассматривалось как несчастливое. Это число в нумерологии майя имело особенное значение. Несмотря на то, что 13 и очень высокое и нечетное число, 13-й день в духовном плане благоприятен. Поэтому 13-й день – это лучший день для размышлений, поиска откровений и развития потенциала психической силы. Нумерологи и астрологи древних майя верили, что символика 13 особенно важна для магических церемоний.

Прежде чем перейти собственно к календарю, имеет смысл кратко рассказать об используемых древними майя способах записи чисел. В отличие от арабов и европейцев, майя применяли не десятеричную, а двадцатеричную систему счисления, то есть основой их счета была двадцатка. Если мы группируем единицы в десятки, сотни и тысячи, то у майя аналогичное значение имели числа 20, 400 (20 раз по 20), 8000 (20 раз по 400), 160000 (20 раз по 8000) и так далее до бесконечности. Необычность этой системы, а также то, как легко майя ориентировались в ней, поразили Д. де Ланду: «При этих возвращениях и запутанном счете удивительно видеть свободу, с которой те, кто знают [их], считают и разбираются».

Крупным интеллектуальным достижением майя стало самостоятельное изобретение нуля. Для сравнения уместно напомнить, что европейцы и арабы переняли нуль из Индии, а в Римской империи такое понятие не было известно. Записывать числа майя могли при помощи двух видов знаков. Наиболее распространена была простая форма записи чисел, для которой использовались всего несколько цифр: нуль в форме раковины, точка-единица, пятерка, имевшая вид горизонтальной черты, а также особые иероглифы для чисел, делившихся без остатка на двадцать (20, 8000). Числа от 0 до 19 записывались сочетанием этих знаков, например, число 3 писалось как три точки, а 19 как три черты и четыре точки над ними. Для записи больших чисел майя, как и арабы, использовали позиционную систему счета, то есть принадлежность цифры к тому или иному разряду чисел (единицы, двадцатки, четырехсотки и так далее) определялась ее порядковым положением. Но если в привычной для нас системе разряды увеличиваются справа налево, то майя в большинстве случаев записывали их в вертикальный столбец снизу вверх. Примеры позиционного счета представлены на картинке ниже. Число 20 записано как 1 в разряде двадцаток (одна двадцатка) и 0 в разряде единиц. Число 806 записано как 2 в разряде четырехсоток (два раза по четыреста), 0 в разряде двадцаток и 6 в разряде единиц.

MIH («Нуль») WINIK («Двадцать») PIK («Восемь тысяч»)

Логограммы (знаки-слова), использовавшиеся в иероглифической письменности майя для обозначения некоторых чисел.

В классический период для записи календарных дат Долгого счета помимо линий и точек иногда использовались так называемые «лицевые знаки». Каждое число от 0 до 20 имело свою особую «лицевую» форму, представленную в виде головы того или иного божества. Например, обозначением числа 10 могла служить голова бога смерти. По-видимому, это говорит о том, что майя воспринимали числа не как абстрактные единицы счета, а как живых существ и верили, что у каждого числа имелся свой бог-покровитель. Представления о богах-покровителях чисел были известны в Центральной Мексике. Следует отметить, что особые лицевые знаки существовали для цифр от 0 до 13, остальные – это сочетание цифры 10 и цифры, которая в сумме с десяткой дает соответствующее число.

Как и любой другой народ, майя записывали числа для решения самых разных задач. Цифрами оперировали при организации земледельческих работ, ведении торговли, подсчете дани, которая поступала ко двору правителя и так далее. Одна из важнейших функций чисел заключалась в том, что они использовались для записи дат майяского календаря.

Лицевые формы цифр в виде изображений различных богов

("Введение в иероглифическую письменность майя". Талах В.Н. Киев, 2010).

Она, вероятно, родилась из наблюдений за телом человека, ведь на руках и ногах у людей двадцать пальцев. В подтверждение данного предположения можно отметить, что число 20 и понятие «личность, особа» в языке майя классического периода обозначались одним словом виник . Смотрите: Houston S., Stuart. D, Taube K. The Memory of Bones: Body, Being, and Experience among the Classic Maya. – Austin: University of Texas Press, 2006. – P. 11-12.

Voss A. Astronomy and Mathematics // Maya: Divine Kings of the Rain Forest / Ed. by N. Grube. – Köln: Könemann Verlagsgesellschaft, 2001. – P. 131.

Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. Перевод со староиспанского, вводная статья и примечания Ю. В. Кнорозова. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1955. – С. 176.

Знак в форме раковины получил распространение главным образом в постклассический период, в частности он использовался в Дрезденском кодексе. В классику для обозначения нуля использовались различные варианты записи слова мих («нуль»).

Для обозначения некоторых чисел в иероглифической письменности использовались особые логограммы или знаки-слова: MIH («нуль»), WINIK («двадцать»), PIK («восемь тысяч»). Знак для числа 400 обнаружить пока не удалось, хотя Д. Беляев предполагает, что логограмма BAK («четыреста») встречается в надписях из Йашчилана.

Талах В. М. Вступ… С. 32-33.