Синоби или ниндзя? Как переводится и что означает это слово. Холодное боевое оружие ниндзя

Синоби или ниндзя? Как переводится и что означает это слово. Холодное боевое оружие ниндзя

Про ниндзя в средневековой Японии ходили невероятные легенды. Говорили, что воин-ниндзя способен летать, дышать под водой, становиться невидимкой, и вообще это не люди, а порождения демонов.

Вся жизнь любого средневекового ниндзя была окружена легендами. На самом же деле, все фантастические истории про ниндзя были рождены в суеверных умах необразованных средневековых японцев. Ниндзя в свою очередь всячески поддерживали свою сверхъестественную репутацию, которая давала им огромное преимущество в бою.

История появления ниндзя в Японии

Первые упоминания об искусстве, похожем на ниндзюцу, можно найти в древних индийских трактатах. Именно оттуда, вместе с буддизмом, данное искусство было принесено монахами-отшельниками ямабуси. Горные монахи были довольно специфической кастой. Они в совершенстве владели оружием, были непревзойдёнными лекарями и мудрецами. Именно у них обучались молодые ниндзя, которым ямабуси передавали часть своих фантастических для того времени знаний.

История ниндзя начинается примерно в 6 веке, последние же профессиональные кланы ниндзя были уничтожены в 17 веке. Более чем тысячелетняя история ниндзя оставила неизгладимый след в японской истории, хотя тайны ниндзя (небольшая их часть) были раскрыты только в конце 20 века, последним патриархом ниндзюцу Масааки Хатсуми.

Кланы ниндзя были широко разбросаны по всей Японии, чаще всего они маскировались под обычную крестьянскую деревню. Про ниндзя не знали даже соседние деревни, так как они были изгоями, и каждый человек в средневековой Японии считал своим долгом уничтожить этих «демонов». Именно поэтому все ниндзя на задании пользовались масками, а в безвыходной ситуации обязаны были обезобразить своё лицо до неузнаваемости, чтобы не выдать клан.

Суровое воспитание ниндзя с рождения

Несмотря на обилие фильмов про ниндзя, где суровый герой за несколько лет обучается всем премудростям и крошит врагов как солому, лучшими ниндзя становились те, кто был рождён в клане.

Мастер ниндзя должен был учиться на протяжении всей своей жизни, поэтому перед тем, как стать ниндзя, дети проходили суровую школу тренировок, которые начинались с самого рождения. Все дети, рождённые в клане, автоматически считались ниндзя. Колыбельку с новорожденным вешали возле стены и постоянно раскачивали, чтобы она ударялась об неё. Ребёнок подсознательно пытался группироваться, а подобный навык закреплялся у него на уровне инстинкта.

Детей до восьми лет учили терпеть любую боль. Некоторые истории про ниндзя рассказывают, что детей подвешивали за руки на огромной высоте, уча их преодолевать чувство страха и развивая выносливость. После восьми лет детей начинали тренировать как настоящих воинов-ниндзя, до этого возраста они должны были уметь следующее:

  1. Терпеть любую боль и без стона принимать любые удары;
  2. Читать, писать и знать секретную азбуку, которая была своя в каждом клане ниндзя;
  3. Имитировать звуки любых животных и птиц, что часто применялось для подачи сигналов;
  4. Прекрасно лазить по деревьям (некоторых даже заставляли жить там неделями);
  5. Хорошо метать камни и любые предметы;
  6. Безропотно переносить любую непогоду (для чего их заставляли часами сидеть в холодной воде);
  7. Прекрасно видеть в темноте (это достигалось многодневными тренировками в тёмных пещерах и специальной диетой, содержащей большое количество витамина «А»);
  8. Плавать в воде как рыба и уметь надолго задерживать дыхание под водой. Кроме этого, подводный бой ниндзя должен был уметь вести как с оружием, так и голыми руками;
  9. Выворачивать свои суставы в любом направлении (что с возрастом сильно сказывалось, хотя ниндзя редко доживали до пожилого возраста).

Кроме этого, в качестве игрушек дети пользовались боевым оружием, и использовали любые подручные предметы как оружие ниндзя. К восьми годам ребёнок обладал такой силой, выносливостью и гибкостью, что без труда заткнул бы за пояс любого современного профессионального спортсмена. В качестве спортивных снарядов использовались деревья, камни и скалы.

Обучение взрослого воина или как стать ниндзя

Начиная с 15 лет, молодые ниндзя (боевые качества которых уже многократно превышали подготовку средневекового воина) отправлялись в горы – постигать древнее искусство монахов – ямабуси. Именно они послужили прототипом бородатых старцев в фильмах про ниндзя. Хотя из истории ямабуси можно понять, что они были настоящими воинами, которые жестоко расправлялись со своими врагами.

Здесь ученики изучали базовые навыки психологических тренингов, учились изготавливать лекарства, яды и изучали секретные техники бесконтактного боя.

Тайну маскировки ниндзя знали в совершенстве. Лучших актёров не могли узнать даже очень внимательные воины. Сегодня ниндзя был толстым торговцем, а завтра – изнеможённым нищим. Причём именно роль нищего бродяги требовала от ниндзя полного вживания в роль. Боевой ниндзя выглядел как умирающий от голода старик. Лучшие мастера перевоплощений принимали яды, которые внешне делали тело слабым, а лицо покрытым морщинами.

Вообще, качество перевоплощения в бессильного, достаточно широко использовалось средневековыми шпионами. В бою ниндзя часто делал вид, что он подавлен превосходством боевых навыков соперника и сражался с видом обречённости. Противник терял бдительность и начинал небрежно размахивать своим оружием, после чего получал молниеносный удар от «деморализованного» ниндзя.

Если враг не поддавался на такие уловки, ниндзя мог притвориться смертельно раненым и упасть в конвульсиях на землю, выплёвывая кровь. Противник подходил и тут же получал смертельный удар.

Физические возможности ниндзя и их «сверхъестественные» способности

Среднестатистический ниндзя мог преодолеть около ста километров в день, сейчас это кажется невероятным, так как даже лучший современный спортсмен не способен на такие подвиги. Голыми руками они ломали кости и выбивали двери, а их ловкость была просто невероятная. Ниндзя, который часто использовал в качестве оружия огромные когти, часть своей жизни проводил на дереве, а на операции им одевалась специфическая маска ниндзя, которая превращала его в страшного демона. Редкий житель средневековой Японии отваживался вступить в схватку с демоном, бесшумно появившимся у него за спиной.

Магические способности ниндзя объясняются довольно просто:

  1. Способность становится невидимками связана с использованием дымовых бомб. Взрыв такой гранаты сопровождался снопом искр и яркой вспышкой, которая отвлекала внимание, и дымовой пеленой, пользуясь которой ниндзя незаметно исчезал;
  2. Ниндзя мог скрыться даже без дымовой бомбы, если рядом была вода. Незаметно нырнув туда, воин мог часами дышать через трубку из камыша или полые ножны меча;
  3. Бегать по воде ниндзя умели лишь потому, что каждую операцию они готовили заранее. Под водой помещались специальные плоские камни, расположение которых ниндзя запоминал и потом с лёгкостью прыгал по ним, создавая иллюзию ходьбы по воде;
  4. Легенды гласили, что оборотня-ниндзя не могут удержать никакие путы, так как он всё равно высвободится. Данную технологию освобождения от верёвок знали не только ниндзя. Она заключается в том, что при связывании нужно максимально напрячь мышцы, тогда после их расслабления путы не будут сильно затянуты. Гибкость ниндзя помогала ему в освобождении;
  5. Умению ходить по стенам и потолку ниндзя обязаны тренировкам в лесу, когда они прыгали по деревьям и использованию специальных скоб, с помощью которых можно было закрепиться на потолке. Тренированный ниндзя мог сутками неподвижно висеть на потолке, поджидая жертву.

Умение терпеть боль очень помогало ниндзя при попадании в медвежий капкан. Если время позволяло, он мог хладнокровно освободить ногу и, остановив кровь, скрыться. При нехватке времени ниндзя отрезали себе ногу и, прыгая на уцелевшей, пытались скрыться.

Одежда и маскировка ниндзя

Все мы знаем, что ниндзя одевались в чёрный костюм, а «хороший» ниндзя был в белом костюме. На самом деле, этот миф был очень далёк от реальности. Чаще всего ниндзя маскировались под торговцев, путешественников или нищих, ведь человек в чёрной одежде будет заметен везде, так как полностью чёрный цвет в природе очень редок. Знаменитая ночная форма ниндзя была тёмно-коричневая или тёмно-синяя. Для боя существовала красная форма, которая скрывала раны и кровь. В костюме было множество карманов для различных приспособлений и скрытого оружия.

К костюму обязательно прилагалась маска ниндзя, которая делалась из двухметрового куска ткани. Она была пропитана специальным составом, который мог служить для останавливания крови и обеззараживания ран. Кроме этого, через маску можно было фильтровать воду для питья и использовать её как верёвку.

Специализация различных кланов ниндзя

Несмотря на то, что все ниндзя считаются непревзойдёнными воинами, каждый клан специализировался на своей «фишке»:

  1. Клан Фума прекрасно совершал диверсии и террористические операции. Ещё их можно назвать средневековым аналогом морской пехоты. Они прекрасно плавали и под водой пробивали днища кораблей противника;
  2. Клан Гекку прекрасно знал технику поражения точек на теле противника, используя при этом пальцы, которые были натренированы так, что действовали подобно стальным прутьям;
  3. Ниндзя клана Коппо в совершенстве владел приёмами борьбы, которая сейчас носит название коппо-дзюцу (одним из стилей рукопашного боя в искусстве нинпо);
  4. Клан Хаттори великолепно владел яри-дзюцу (искусству боя на копьях);
  5. Ниндзя клана Кога специализировались на применении взрывчатых веществ ;
  6. А клан Ига славился своими изобретателями. Многое специфическое оружие ниндзя придумали именно они.

Все ниндзя обладали навыками, которые позволяли им скрытно проникнуть в помещение, убить врага и скрыться незамеченными. Однако специфические секреты кланов хранились очень ревностно.

Секреты языка дзюмон

Язык дзюмон – это 9 слогов-заклинаний, произнося которые ниндзя могли менять своё состояние и добиваться сверхъестественных результатов. В данный язык входили 9 заклинаний и соответствующее им число фигур из пальцев.

Современная наука смогла доказать, что язык дзюмон мог влиять на мозг. Именно это дало объяснение сверхъестественным способностям ниндзя. Ранее это считалось тёмной магией.

Монахи-ямабуси учили ниндзя, что каждый палец связан с энергетическими каналами и складывая их в различные комбинации, можно добиться использования скрытых резервов организма.

Кроме этого, каждый клан имел свой секретный язык. Это было необходимо для передачи секретных сведений. Язык часто менялся, так как коды становились известны конкурирующим кланам.

Оружие и дома ниндзя

Несмотря на то, что дом ниндзя внешне ни чем не отличался от крестьянского, внутри он был полон различных сюрпризов. Там были:

  • Лабиринты;
  • Подземные этажи, которых могло быть несколько;
  • Потайные ходы, двери и переходы;
  • Разнообразные ловушки и капканы.

Кроме этого, часто на чердаке хранился примитивный дельтаплан, который создавал иллюзию, что ниндзя превращаются в птиц.

Если дом ниндзя был полон ловушек, то несложно представить себе огромное количество различного оружия, которым пользовались ниндзя. Всё оружие можно было разделить на четыре большие группы:

  1. Оружие ближнего боя. В данную группу входило как обычное оружие воинов и крестьян, так и специфические модели оружия ниндзя. Например, меч-трость является с виду обычным посохом, который уместен у любого крестьянина или прохожего;
  2. Метательное оружие. В данную группу входят различные сюрикены, луки, духовые трубки и огнестрельное оружие. Кроме этого, существовало скрытое оружие, которое было замаскировано под элементы одежды. Например крестьянская шляпа могла иметь скрытое лезвие под полями. Пружина освобождала лезвие и бросок шляпы легко перерезал горло сопернику;
  3. Сельскохозяйственные приспособления в умелых руках ниндзя разили врагов не хуже мечей и копий. Главным преимуществом из использования являлся элемент неожиданности, так как крестьяне средневековой Японии были достаточно миролюбивые (вся их энергия уходила на добывание еды и тяжёлую работу). Крестьянский серп часто оказывался кусарикамой – боевым серпом с гирькой на длинной цепи;
  4. Яды в средневековой Японии использовали все, начиная от крестьян и заканчивая феодалами, но ниндзя оказались настоящими экспертами в этом вопросе. Часто именно у них и покупали яды. Секреты их приготовления держались в тайне, каждый клан умел готовить свои варианты отравы. Кроме быстродействующих, существовали яды, которые медленно и незаметно убивали свою жертву. Самыми сильными были яды, приготавливаемые из внутренностей животных.

Именно яды наделяли сюрикены смертельными свойствами. Достаточно было одной царапины, чтобы жертва погибла в муках. Помимо этого, ниндзя часто использовали ядовитые стальные колючки, которые бросали под ноги преследователям или разбрасывали перед своими жилищами.

Женщины-ниндзя куноити – утончённые убийцы

Использование девушек в качестве ниндзя широко практиковалось кланами ниндзя. Девушками можно было отвлечь стражу, тогда воин-ниндзя без проблем проникал в жилище своей жертвы. Кроме этого, девушки-ниндзя сами были умелыми убийцами. Даже когда их заставляли раздеваться перед тем, как привести господину, достаточно было спицы в волосах или кольца с ядовитым шипом, чтобы уничтожить жертву.

Чаще всего, в быту женщины-ниндзя были гейшами, которые пользовались большим уважением в средневековом японском обществе. Фальшивые гейши знали все премудрости этого ремесла и были вхожи во все знатные дома. Они умели поддержать светскую беседу на любую тему, играли на музыкальных инструментах и танцевали. К тому же знали толк в кулинарии и виртуозно пользовались косметикой.

После прохождения обучения в школе гейш, куноити обучались технике ниндзя (если они были рождены в клане ниндзя, то они были уже профессиональными убийцами). Обучение девушек-ниндзя акцентировалось на применении различных подручных средств и использовании ядов.

Множество великих полководцев и правителей средневековой Японии погибли именно в сладких объятиях куноити. Недаром старый и опытный самурай обучал молодых воинов, если они хотят быть в безопасности от женщины из клана ниндзя, следует быть верными своей жене.

Ниндзя-легенды

Ниндзя, которые удостоились звания легенды, существовали на всём протяжении эпохи ниндзя:

  1. Первым ниндзя-легендой был Отомо-но Сайдзин, который переодеваясь в разные ипостаси, служил соглядатаем для своего господина — принца Сетоку Тайси. Некоторые считают, что он являлся мэцуке (полицейским), но его методы слежки позволяют причислить его к первым ниндзя;
  2. Такоя, живший в 7 веке, был более близок к термину «ниндзя». Его специализацией были теракты. Проникнув в расположение противника, он устраивал пожар, сразу после этого войска императора наносили удар по противнику;
  3. Унифунэ Дзиннай – ниндзя очень маленького роста, прославился тем, что смог проникнуть во дворец феодала через канализацию, и ждал в выгребной яме хозяина замка несколько дней. Когда туда кто-либо заходил, он нырял с головой в нечистоты. Дождавшись хозяина замка, он убил его копьём и скрылся через канализацию.

Существуют древние летописи, датируемые 9 веком, в которых говорится, как родился первый клан ниндзя в его традиционном представлении. Его основал некто Дайцукэ, с помощью горных монахов ямабуси. Именно там был создан новый тип воинов-шпионов, умеющих побеждать любой ценой и лишённых традиционной чести самурая. Для победы воины-ниндзя не гнушались использовать целый арсенал «не джентльменских» ударов, плевков отравленными иглами и тому подобных «грязных» приёмов.

Главным для ниндзя была победа, которая давала клану возможность жить и развиваться. Пожертвовать жизнью для клана считалось делом чести. Множество воинов-ниндзя, имена которых не сохранились, отдали свои жизни во благо своего рода.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.


Ни́ндзя (яп. 忍者 — скрывающийся; тот, кто прячется < 忍ぶ «синобу» — скрывать(ся), прятать(ся); терпеть, переносить + の者 «моно» — суффикс людей и профессий) другое название синоби (忍び кратко < 忍びの者 «синоби-но моно») — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии.

Согласно легендам, ниндзя были отважные, тренированные люди, прошедшие ещё с детства подготовку в очень сложном искусстве ниндзюцу, которое включало в себя очень много умений. Ниндзя должен был прежде всего добывать нужную информацию, а также владеть любым предметом, как оружием (основа — обучение владению оружием и принцип подобия использования), обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать местную медицину, траволечение и иглоукалывание. Они могли долго находиться под водой, дыша через соломинку, лазать по скалам, ориентироваться на местности, тренировать слух, зрительную память, лучше видеть в темноте, обладать тонким обонянием и многое другое.

Инициация проводилась, как и в самурайских семьях, в 15 лет. Тогда юноши и девушки переходили к изучению дзэн-буддизма и сянь-даосизма. Есть предположение, что своим происхождением ниндзя связаны с ямабуси.


Политически ниндзя были вне системы феодальных отношений, они имели свою структуру. Более того — они были «хинин» — вне структуры общества, не имели своего признанного места в нём, а могли занимать любое, хотя своё место было даже у крестьянина, торговца. Древние ниндзя были разбросаны по всей стране, но основное средоточие их — лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кока. Иногда кланы ниндзя пополнялись самураями, потерявшими своих покровителей (так называемыми ронинами). Само применение термина «клан» неверно, поскольку он предполагает обязательное существование родственных уз, что было далеко не всегда. К XVII в. насчитывалось 70 кланов ниндзя. Самыми могущественными были школы Ига-рю и Кока-рю. Формирование сословия ниндзя шло параллельно со становлением сословия самураев, но так как последние в силу своей власти стали господствующим классом, то ниндзя заняли место разветвлённой шпионской сети. Более того — «нин» (иное прочтение «синоби») значит «тайный», они не могли действовать явной силой. Сама природа ниндзюцу этого не позволяла. Однако, «демоны ночи», как их называли, наводили ужас на самураев и князей. В то же время, ниндзя практически никогда не убивали крестьян, так как те могли им всегда помочь. Кроме того, убийство не было основным профилем ниндзя. Их призвание было — шпионаж и диверсии. Личина торговца, циркового акробата, крестьянина — все они помогали скрытно передвигаться по стране, а другие такие же люди создавали массовку, позволяя оставаться скрытыми, оставаясь на виду.


Ниндзя выходят на историческую арену в X в., их расцвет приходится на 1460—1600 гг., эпоху воюющих провинций и объединения Японии; очень широко используются Токугава Иэясу при противостоянии с претендентом на пост военного правителя Тоётоми Хидэёри и его матерью Асаи Ёдогими, которое длилось около 15 лет. В 1603 г. первый сёгун Токугава, вполне логично рассудив, что организация ниндзя может быть использована против него недовольными исходом войны даймё, спровоцировал два крупнейших клана ниндзя, Кока и Ига, на противостояние. В результате к 1604 г. от общества ниндзя остались немногие, которые впоследствии присягнули на верность лично сёгуну. Кроме того, в связи с прекращением феодальных войн и установлением внутреннего мира с сёгунатом Токугава ниндзя пропадают с политической арены за отсутствием спроса.

__________________



Удивительные легенды о ниндзя из истории

Ниндзя: эти молчаливые, незаметные шпионы и убийцы из японского периода Сэнгоку (Sengoku) занимали воображение людей во всем мире. Многие из них были романтизированы и идеализированы, однако не следует забывать, что в определённый период времени ниндзя действительно существовали. Из-за довольно скрытной природы ниндзя, о них сохранилось очень мало официальных данных, и многие из них окутаны мифами и легендами. Несмотря на то, что в этом списке мы постараемся рассказать о «реально существовавших» ниндзя, вопрос о том, были ли некоторые из них настоящими ниндзя или нет, остаётся спорным и в некоторых случаях довольно сложно с полной уверенностью сказать, действительно ли они существовали.


10. Язаемон Кидо (Kido Yazaemon)

Язаемон Кидо был ниндзя из провинции Ига (Iga), родившимся приблизительно в 1539 году. По всей вероятности, он прекрасно владел танэгасимской аркебузой (Tanegashima arquebus), разновидностью винтовки с фитильным замком. Исходя из того, что именно аркебуза была его излюбленным оружием, можно предположить, что Язаемон мастерски разбирался во взрывчатых веществах и специализировался в теппо-джутсу (teppo-jutsu), подкатегории катон но джутсу (katon-nojutsu), или способах ведения огня. Вопреки распространенному представлению, огнестрельное оружие, такое как аркебуза, было любимым оружием ниндзя и на самом деле регулярно использовались ими в их покушениях на убийство.

Однако, прославился Язаемон именно тем, как он попытался убить военно-политического лидера Ода Нобунагу (Oda Nobunaga) в 1579 году. Это покушение, которое, несмотря на то, что окончилось провалом, всё же было достаточно примечательным для того, чтобы его записали в Иранки (Iranki), исторический документ, повествующий историю ниндзя провинции Ига. В ходе покушения, Язаемон и два других ниндзя выстрелили в Нобунагу в то время как он проводил осмотр последствий своего вторжения. Они промахнулись, но, в конце концов, им удалось убить семерых людей из его сопровождения.


9. Киригакурэ Сайзо (Kirigakure Saizo)

Киригакурэ Сайзо лучше всего известен как источник вдохновения для создания вымышленного ниндзя: Киригакурэ Сайзо, заместителя командующего из группы ниндзя, известной как «Десять храбрецов Санады» (Sanada Ten Braves), где он находился под руководством соперника и друга Сарутоби Сасукэ (Sarutobi Sasuke). Что касается реального Киригакурэ из истории, то согласно историческим записям, ниндзя из провинции Ига по имени «Киригакурэ Сайзо» (считается, что это имя является псевдонимом, используемым мужчиной по имени Киригакурэ Шикаемон (Kirigakure Shikaemon)), однажды совершил покушение на убийство военного и политического деятеля Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), вонзив копьё через пол, прямо под Хидэёси.

Покушение окончилось неудачей, и Киригакурэ был оставлен в живых при условии, что он принесёт клятву верности клану Тоётоми. На самом деле, существуют некоторые источники, свидетельствующие о том, что Сайзо был «небрежным ниндзя», который просто шпионил за Хидэёси, когда его поймали. Тем не менее, в результате того, что его поймали, он в конечном итоге предотвратил реальное покушение на Хидэёси, которое пытался совершить двойной агент Юсуке Такигучи (Yusuke Takiguchi). Это было истинной причиной того, почему его оставили в живых при условии, что он принесёт клятву верности Хидэёси.


8. Томо Сукесада (Tomo Sukesada)

Томо Сукесада был джонином (jonin) (мастером ниндзя) Кога (Koga), а также главой традиции школы Томо-рю (Tomo Ryu). В 1562 году Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu), работавший на Ода Нобунагу, уничтожал остатки рода Имагава (Imagawa) после их поражения в Битве при Окэхадзаме (Battle of Okehazama), случившейся двумя годами ранее. Не желавшие сдаваться без боя представители рода Имагава под командованием генерала Имагава по имени Удоно Нагамочи (Udono Nagamochi) окопались в замке Каминогоу (Kaminogou), расположенном в исключительно стратегически благоприятном месте, над обрывом.

Взятие замка представлялось довольно сложным для Токугава Иэясу, особенно исходя из того, что Имагава взяли в заложники несколько членов его семьи. Поэтому, Иэясу нанял 80 ниндзя школы Кога, во главе с Сукесада для того, чтобы прокрасться в замок к Имагава. Работая вместе с Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo), Сукесада и 80 ведомых им ниндзя Кога прокрались в замок, подожгли башни и убили 200 человек, составлявших гарнизон, включая генерала. Это событие детально описано в фудоках о провинции Микава (Mikawa Go Fudoki).


7. Фудзибаяси Нагато (Fujibayashi Nagato)

Согласно легенде, Фудзибаяси Нагато был одним из трёх величайших джонинов Ига, наряду с Момочи Сандаю (Momochi Sandayu) и Хаттори Хандзо. Он также был одним из руководителей ниндзя Ига, наряду с Момочи Сандаю. Помимо этого, о нём известно совсем не многое. В 1581 году Ода Нобунага начал яростное нападение на провинцию Ига, которое получило название Война Тэнсё Ига (Tensho Iga War). В результате этого нападения, кланы ниндзя Ига и Кога были почти полностью истреблены. Выжившим ниндзя пришлось перейти на службу Токугава Иэясу, а Нагато был убит во время нападения.

Тем не менее, несмотря на то, как мало мы знаем о его жизни, Нагато, на самом деле оставил после себя важное наследие: его потомки в конечном итоге собрали знания о Ниндзюцу (ninjutsu), которые он оставил после себя, и создали руководство по Ниндзюцу под названием Бансэнсюкай (Bansenshukai). Бансэнсюкай это многотомный сборник «секретов» и приемов ниндзя, написанных родом Фудзибаяси. Большая часть информации о ниндзя, имеющейся у нас на сегодняшний день, была получена из этого сборника.


6. Чийоме Мочизуки (Mochizuki Chiyome)

Чийоме Мочизуки вполне возможно является самой широко известной куноити (kunoichi) (женщиной-ниндзя) из всех. Она была аристократкой, женой самурая военачальника Мочизуки Нобумаса (Mochizuki Nobumasa), и, по слухам, была родом из рода ниндзя Кога. В какой-то момент в течение 16-го века, её муж был на войне, и Чийоме осталась на попечении дяди мужа, известного даймё Такэда Сингэна (Takeda Shingen). Сингэн вызвал Чийоме и дал ей задание завербовать женщин и начать их тренировать, чтобы они образовали подпольную сеть шпионок.

Чийоме основала штаб в деревне Нацу (Nazu) в регионе Синсю (Shinshu) и завербовала порядка 300 молодых женщин, которые в основном были сиротами, бывшими проститутками, и жертвами войны. В то время как большинство местных жителей считали, что Чийоме содержала неофициальный приют для пострадавших девушек, Чийоме на самом деле обучала их, для того, чтобы они стали частью её сложной шпионской сети. Обученные в использовании таких приёмов маскировки как мико (жрица синтоистского храма), проститутка, или гейша в целях шпионажа или убийства, сеть куноити Чийоме служила Сингэну в течение многих лет, вплоть до его загадочной смерти в 1573 году.


5. Исикава Гоэмон (Ishikawa Goemon)

Несмотря на то, что ниндзя Ига и Кога не желали принимать его в свои ряды, ни один список настоящих ниндзя не был бы полным без упоминания Исикава Гоэмона. Родившийся в 1558 году Исикава Гоэмон был изгоем, который крал у богатых и отдавал бедным - он был японской версией Робин Гуда. Несмотря на отсутствие фактического подтверждения этих данных, согласно легенде, Гоэмон изначально был дженином (genin) (учеником ниндзя) Ига, и до того, как он стал нукенином (nukenin) (беглым ниндзя), обучал его Сандаю Мочизуки (Sandayu Mochizuki).

Он стал лидером группы бандитов в регионе Кансай (Kansai) и постоянно грабил богатых феодалов, священнослужителей и купцов и делился этим богатством с угнетёнными крестьянами. Предположительно, его поймали после неудавшейся попытки покушения на убийство Тоётоми Хидэёси и публично заживо сварили в 1594 году. Легенда рассказывает о том, как он держал своего маленького сына над головой стоя в кипящей воде, хотя существуют противоречащие друг другу рассказы о том, выжил ли его сын или нет.


4. Момочи Сандаю (Momochi Sandayu)

Исикава Гоэмон из предыдущего пункта, предположительно был учеником Момочи Сандаю до того, как он стал нукенином. Момочи Сандаю был одним из основателей Ига-рю ниндзюцу (Iga Ryu Ninjutsu), и считается одним из трёх величайших джонинов Ига, наряду с Хаттори Хандзо и Фудзибаяси Нагато. Настоящим именем Сандаю было Момчи Танбе Ясумицу (Momchi Tanbe Yasumitsu), хотя согласно некоторым источникам это были разные люди. Более того, существует ряд источников, предполагающих, что Сандаю и Фудзибаяси Нагато на самом деле были одним и тем же человеком.

Однако независимо от того, кем Момочи был на самом деле, считается, что он был убит в 1581 году, когда Ода Нобунага напал на провинцию Ига в ходе Война Тэнсё Ига, в результате которой ниндзя Ига и Кога были почти полностью уничтожены. Один из способов, по которым действовал Сандаю, было содержание трёх разных домов, с тремя разными жёнами и семьями. Когда ситуация становилась неблагоприятной для него, он просто переезжал в один из двух других домов и принимал другую личность.


3. Фума Котаро (Fuma Kotaro)

Род Фума уникален среди ниндзя тем, что он образовался независимо от Ига и Кога и служил роду самураев Ходзё (Hojo clan) в Одаваре (Odawara). Джонин Фума Котаро был лидером рода в пятом колене, а также самым известным из них. На тот момент, род Фума представлял собой банду из 200 раппа (rappa) (саботажников) работавших в качестве разбойников, пиратов и воров для рода самураев Ходзё. В 1580 году сын Такэда Сингэна по имени Кацуёри (Katsuyori) напал на Ходзё в замке Одавары (Odawara Castle).

Ночью Котаро и его люди тайно проникли в лагерь Такэда и вызвали столько раскола и хаоса, что люди Такэды в суматохе начали убивать друг друга. В 1590 году Ходзё были разгромлены Тоётоми Хидэёси и Фума стали обычными бандитами. Популярная (хотя, скорее всего, выдуманная) история состоит в том, что в 1596 году Котаро убил Хаттори Хандзо, но потом был предан бывшим ниндзя Такэды по имени Косака Джиннай (Kosaka Jinnai), и, наконец, обезглавлен по приказу Токугавы Иэясу в 1603 году.


2. Като Данзо (Kato Danzo)

Като Данзо во многих отношениях был тем ниндзя, который популяризировал мнение о том, что ниндзя обладают сверхъестественными способностями. Данзо был иллюзионистом, который, как считали многие, был настоящим колдуном. Его трюки включали в себя глотание быка перед толпой, вызывание мгновенного прорастания семян и их цветение в тот момент, когда они были брошены в землю, и даже полёты, из-за чего у него появилось прозвище Тоби Като (летающий Като). На сегодняшний день исследователи полагают, что он, должно быть, был мастером гипноза, хотя нет никакой возможности в этом убедиться.

В любом случае, репутация Като, в конце концов, привлекла внимание Уэсуги Кэнсина (Uesugi Kenshin), который решил проверить способности ниндзя. Он предложил Данзо выкрасть высоко ценимую нагинату (naginata) (длинный меч) у одного из его вассалов по имени Наоэ Канецугу (Naoe Kanetsugu). Данзо не только успешно проник в замок, находившийся под усиленной охраной, и выкрал нагинату, но также забрал с собой девушку, работавшую в замке служанкой. Впечатлённый его умениями Кэнсин предложил Данзо работу, однако Данзо, в конце концов, оказался в немилости, то ли потому что Канецугу плёл против него интриги, а может и из-за того, что он начал вызывать подозрения у Кэнсина. В конечном счёте, Данзо перешёл к противнику Кэнсина, Такэда Сингэну, однако это решение оказалось фатальным, когда Сингэн заподозрил его в том, что он был двойным агентом и приказал его убить. Данзо был обезглавлен в 1569 году.


1. Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo)

Хаттори Хандзо, скорее всего, является самым знаменитым ниндзя всех времён. Он был вассалом и самураем на службе Токугавы Иэясу, и являлся основной движущей силой, благодаря которой Иэясу стал сёгуном (shogun) и правителем всей Японии. Хандзо, выросший в провинции Ига, впервые проявил себя в битвах 1570-ых годов. Его самый известный момент произошёл в 1582 году: Когда Ода Нобунага был убит после предательства одного из его вассалов, Акэти Мицухидэ (Akechi Mitsuhide), Токугава Иэясу вдруг оказался в весьма опасном положении в непосредственной близости от Мицухидэ. Чтобы содействовать быстрому прохождению Иэясу по провинции Ига до безопасной для него провинции Микава, Хандзо собрал своих товарищей ниндзя Ига, а также их бывших соперников из рода Кога, для сопровождения Иэясу в безопасное место.



Существуют также некоторые источники, которые свидетельствуют о том, что Хандзо помог спасти захваченную в плен семью Иэясу. Хадзо, искусный борец с копьём и отличный стратег, преданно служил роду Токугава всю свою жизнь. Под его руководством ниндзя Ига стали дворцовой стражей сёгуната Токугавы в замке Эдо (Edo), и в конечном итоге стали тайным агентством сёгуната под названием Онивабан (Oniwabanshu). После смерти Хандзо в 1596 году, его преемник взял себе имя «Хаттори Хандзо», и эта практика стала традицией для руководителей ниндзя Ига и увековечила миф о том, что Хаттори Хандзо был бессмертным.
_______________________

На голливудских историях о воинах-ниндзя выросло уже не одно поколение. Рожденные в клане убийц, воспитанные безжалостными сенсеями, ниндзя посвящали свое существование непрестанной борьбе со злодеями-самураями. Тени в ночи, готовые выполнить самый отвратительный приказ за подходящую цену.

Все это - дешевая подборка популистских мифов, появившихся только в начале XX века. Большая часть историй об этих японских воинах основывается исключительно на желании кинематографистов создать яркий, продаваемый образ.

Сегодня мы расскажем вам несколько удивительных фактов из реальной истории ниндзя: меньше романтики, больше истины.

Ниндзя никакие не ниндзя

Оригинальное японское название, которое использовали сами японцы - шиноби-но моно. Слово «ниндзя» появилось от китайского прочтения тех же иероглифов и стало популярным только в двадцатом веке.

Первое появление

Впервые о шиноби повествуется в военных хрониках 1375 года. Летописец упоминает о группе шпионов, сумевших проникнуть в укрепленный замок и сжечь его дотла.

Золотой век

В течение двух столетий - XIV и XVI - дело воинов ночи процветало. Япония была погружена в гражданские войны и шиноби пользовались большой популярностью. Но уже после 1600 года жизнь на островах стала гораздо спокойнее, с этого начался закат шиноби-но моно.

Библия ниндзя

Об этой секретной организации сохранилось очень мало задокументированных сведений. Сами шиноби начали летопись своих деяний только после 1600 года.

Самый известный труд, принадлежащий перу неизвестного сенсея, относится к 1676 году. Книга считается настоящей библией шиноби и называется Бансэнсюкай.

Противостояние самураям

Современная культура однозначно выводит ниндзя как ожесточенных противников самураев. В этом нет ни доли правды: ниндзя были своего рода отрядом наемного спецназа и самураи относились к ним очень уважительно. Более того, многие самураи старались повысить свои боевые навыки, изучая ниндзюцу.

Ниндзюцу

Бытует мнение, что ниндзюцу - некое боевое искусство, предназначенное для безоружного воина, нечто вроде карате-до высокого уровня. Но бойцам-шиноби не было никакого смысла посвящать большую часть времени отработке рукопашной схватки.

Оригинальные приемы ниндзюцу на 75% предназначены для вооруженного человека.

Сюрикены ниндзя

На самом деле, сюрикенами пользовались как раз таки самураи. Искусством метать стальную звездочку учили в специальных школах, ниндзя же предпочитали использовать гораздо более простые и удобные в обращении духовые ружья. Стереотип о сюрикенах появился только в начале 20-го века.

Воин в маске

И, конечно же, ниндзя никогда не должен появляться без зловещего черного капюшона на голове - иначе кто же его испугается! Шиноби и в самом деле использовали маски при необходимости, но вполне могли пойти в атаку и с открытым лицом.

Зловещие убийцы

Вообще-то, чаще всего наниматели использовали шиноби в качестве шпионов. Им могли поручать и политические убийства - скорее, в виде исключения.

Победа или смерть

Это голливудский миф. Нет вообще никаких доказательств того, что провал миссии стоил шиноби жизни. Какой в этом смысл?

Профессиональные наемники предпочитали романтике рациональность: лучше отступить и нанести удар снова, чем торжественно воткнуть меч себе в горло безо всякого положительного результата.

Ниндзя: демоны ночи

Ниндзя всегда были окутаны легендами. Одетые в черное бесшумные воины-диверсанты, возникающие в ночи, наносящие противнику смертельный удар и исчезающие, словно на бесшумных крыльях… Образ скрытного, но всемогущего разведчика и тайного убийцы, обладающего невероятными способностями, всегда поражал воображение иностранцев. Про ниндзя снято множество фильмов, написаны десятки книг и создан целый сонм компьютерных игр. При этом, как это часто бывает, реальные ниндзя весьма сильно отличались от кинематографических, хотя, разумеется, отчасти то, что показывают в кино, соответствует исторической правде.
Искусство ниндзя - ниндзюцу - это то, чему ниндзя обучались с юношества. На самом деле, главным в ремесле ниндзя всегда было получение информации, то есть разведка, а вовсе не диверсионные акты и убийства как таковые. Именно для этого ниндзя обычно носили повседневную крестьянскую одежду, чтобы не выделяться из толпы. Торговец, крестьянин, даже цирковой акробат - ради маскировки и достижения своих целей ниндзя мог принять любой образ! Кроме того, согласно историческим данным, знаменитые черные ночные костюмы ниндзя - не более, чем выдумки и мифотворчество. Как раз черный костюм в ночи заметен, так как он становится темным пятном, которое легко обнаружить. Недаром говорят: «ночью все кошки серы». Именно поэтому реальные костюмы ниндзя имели разные оттенки серого, включая пепельный, а также красновато-коричневые и желто-коричневые цвета. Ниндзюцу - это целый комплекс разного рода навыков, куда в первую очередь входило получение информации любыми способами, а также владение любым бытовым предметом в качестве оружия. Кроме того, ниндзя учились обороняться от любого оружия, внезапно появляться и исчезать, а также изучали медицину, траволечение и иглоукалывание. Широко известно, что ниндзя умели долго находится под водой, дыша через трубочку, лазать по скалам и крышам, хорошо ориентироваться на местности и видеть в темноте - благодаря специальным тренировкам.
Ниндзя всегда считались отдельным классом в средневековой Японии, не относясь ни к военному, ни к крестьянскому сословию. Обычно их нанимали самурайские правители, чтобы использовать мастерство ниндзя против соперничающих кланов. Среди снаряжения ниндзя наиболее известным является сюрикэн - метательное оружие в виде металлической звезды с лучами в виде шипов или лезвий. Многие другие виды оружия ниндзя были закамуфлированы под крестьянские орудия труда. Хотя основным оружием у них всегда была катана и особое копье. Все было направлено на то, чтобы на виду никак не выделяться из толпы, действовать неожиданно, быстро добиваться своей цели и исчезать в мгновение ока.
Ниндзя появились где-то около десятого века, а их расцвет пришелся на так называемую Эпоху воюющих провинций, на XV - XVI столетия, когда самурайские кланы соперничали между собой за верховную власть в Японии. С победой Иэясу Токугавы и учреждением сёгуната в Эдо дела у ниндзя пошли на спад. Сначала Токугава, справедливо опасаясь, что его поверженные враги могут использовать ниндзя против него, спровоцировал войну между двумя мощнейшими кланами, Кога и Ига, а затем, когда они обескровили друг друга, заставил уцелевших ниндзя присягнуть на верность лично ему. Кроме того, с началом периода Эдо междоусобные войны прекратились, поэтому и спрос на услуги ниндзя - разведку и заказные убийства - резко упал.
Овеянные легендами ниндзя - мистические ночные демоны с их невероятной скрытностью и смертоносным мастерством - остались уже в прошлом. Однако, они оставили яркий след в истории Японии и их образ будет всегда оставаться притягательным.

В различных регоинах и префектурах Японии ниндзя были известны под совершенно разными названиями. Наиболее типичными выражениями, обозначавшими шпионов в те времена были "кантё-но-моно (маваши-моно )" и "сагури-но-моно ", образованные от глаголов "мавасу " - "крутиться поблизости " и "сагуру " - "вынюхивать, следить ". Сами же слова "ниндзя " и "синоби ", которые являются всего лишь разными способами прочтения одного и того же понятия, применялись лишь в паре-тройке провинций.

Именования ниндзя в разных регионах феодальной Японии:

  • Нара/Киото : сэппа или суппа, уками, дакко, синоби или синобу
  • Аорими : хаямтимоно, синоби или синобу
  • Мяги : курохабаки
  • Канагава : куса, камари, мономи, раппа, топпа
  • Токио/Эдо : оммицу, онивабан
  • Яманаси : мицумоно, сэппа или суппа, сукинами, дэнуки
  • Аити : кёдан
  • Фукуи : синоби или синобу
  • Нигата : нокидзура, кёдо, кёдан, кикимоно-яку, канси или канся
  • Сига/Кога : сэнкунин, сэнку-но-моно, Кога-но-моно, Кога Сю, онгё-но-моно
  • Миэ/Ига : Ига-но-моно, Ига Сю, синоби-но-моно
  • Окаяма : Фума Кайнин
  • Ямасиро и Ямато : суппа, дакко, уками или укагами
  • Каи : суппа, мицу-но-моно
  • Эчиго и Эччу : нокидзару, канси, кикимоно-яку
  • Муцу/Мияги: куро-хабаки
  • Муцу/Аомори : наямичи-но-моно, синоби
  • Сагами : куса, мономи, раппа
  • Эчидзэн и Вакаса : синоби

Слово "ниндзя " в том виде, к которому мы привыкли, стало популярным сравнительно недавно - в начале двадцатого века. До этого момента в основном употреблялось чтение "синоби " или "синоби-но-моно " - "тот, кто крадется ". И если с понятиями или слоговыми элементами "дзюцу " - "техника, способ применения " и "-дзя " - "тот, кто использует (что-то) " проблем в переводе почти не возникает, то с элементом "нин " уже сложнее.

Наиболее простым способом кандзи (иероглиф) "нин " можно понимать в значении "терпеть ", "выносить ", "испытывать ". Следующий слой смыслового значения уже гораздо ближе к деятельности синоби: "крадущийся ", "тайный " или "невидимый ".

Но если разбить кандзи "нин " на две части, то мы получим ещё одну комбинацию двух идеограм: иероглиф "син " или "кокоро ", означающий "дух " или "сердце " (в его духовном, а не физиологическом смысле), раположен под иероглифом "яйба ", означающем "лезвие " (как лезвие меча или сабли). Невольно вспоминается фильм "Сердце под лезвием " , посвященный ромео-джульеттовскому конфликту в среде синоби.

Нин = Кокоро + Яйба

Некоторые предпочитают идти ещё дальше, и разбивают в своих изысканиях иероглиф "яйба " ещё на две части - "ха " ("жало ") и "то " ("меч "), вместе образующими выражение "жало меча ", слабо стыкующегося со всего лишь "лезвием ". В результате мы имеем небывалое изобилие переводов и вариаций, в которых каждый старается наиболее точно угадать полноценный смысла кандзи "нин ".

По смыслу, "ниндзя " и "ниндзюцу ", конечно же, наиболее адекватно переводить всё-таки как "тот, кто крадется " и "искусство невидимости ". Но это не мешает определять адептов, как написанов в "Сёнинки ", как "те, кто кладут своё сердце под острие меча ", подразумевая как вполне себе неиллюзорный риск жизни синоби на заданиях, таки и символично - вечную жизнь под нависающим Дамокловым мечом.

Но "нин " так же и "воля, сдерживающая жало меча ", превращающая ниндзюцу в "путь выносливости ", где выносливость по природе своей проявляется на физическом, ментальном и моральном планах. Это значит умение терпеть боль и унижение (приняв облик нищего калеки, например); знание того, как провести часы в неподвижности и незаметности; способность выносить страдания, упрятав боль ран в глубине сердца и скрыв её от других, с единственной целью выполнения своей миссии.

Ещё "ниндзюцу " может пониматься и как "искусство единения разума с клинком ". Разум, контролируя тело, являющееся инструментом для выполнения поставленной задачи, действует с изумляющей ясностью и непогрешимостью, используя любые методы. Это приближает ниндзюцу к многим известным японским боевым искусствам, изучающим путь ("До ") абсолютного поиска единения духа и тела.

Ну и наконец, проявляя дань уважения к эзотерическим аспектам этого явления, ниндзюцу в конце концов можно перевести как "искусство скрытого разума ", "тайны сердца " или "тайные, секретные знания ".