Апостол лука иконы богородицы. Об иконе - нижегородское православное женское духовное училище

Апостол лука иконы богородицы. Об иконе - нижегородское православное женское духовное училище

Сохранились ли иконы Божьей Матери, написанные евангелистом Лукой?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Св. Церковь с древности хранит предание о том, что св. апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в празлник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П. Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью — «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину, и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утвер-ждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153).

Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны иконы: 1.Милостивая - Киккская (26 декабря /8 января и 12 /25 ноября). Находится на Кипре в Киккской обители. 2.Ченстоховская (6/19 марта). Находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова. 3.Виленская (14/27 апреля). 4.Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября). Написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. 5.Одигитрии-Смоленская (28 июля/10 августа). 6. Хахульская (15 /28 августа). Находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси. 7.Корсунская (9/22 октября). Принесена св. равноапостольным Владимиром из Корсуни в Киев в 988 году. 8.Иерусалимская (12/25 октября).

Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М., 2002, кн. 1-2; Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве, М. 2002.

На западе также имеются иконы, которые по преданию написаны св. апостолом Лукой. Их насчитывают около 20: 1.Santa Maria Maggiore; 2. Santa Maria della Grazia ; 3. Santa Maria del Popolo; 4. Santa Maria della Consolazione и другие.

История образа Одигитрии – Богоматери-Путеводительницы, словно в фокусе собирает и проявляет многие ключевые понятия христианского вероучения и культа. По отношению к ней можно во многом судить о глубине понимания самого богословия иконы. В то же время, на протяжении веков эта икона оставалась – и в некоторых новых формах остается – одной из ключевых реликвий христианского мира.

Апостол Лука – иконописец

Предание о том, как апостол Лука – один из 70 апостолов, сподвижник апостола Павла, греческий врач и проповедник – написал образ Богоматери не то на кипарисовой дощечке, не то на доске стола, за которой совершали трапезу Иисус, Дева Мария и Иосиф, входит в число широко известных сказаний, достоверность которых легко подвергать сомнению скептикам, но которые ни в каком «ученом» анализе не нуждаются. Безусловно, настоящее почитание икон начинается только в IV в.; безусловно, на иконе Богоматерь предстает молодой и с Младенцем-Христом на руках, в то время как, согласно преданию, икона была написана Лукой через 15 лет после Вознесения… Но речь в сказании не об этих скучных материях. А о самой возможности запечатления земного, телесного образа Христа и образа его Матери, способной вместить Божественного Отрока.

Умножение образов

С самых первых шагов у неискушенного человека возникает множество вопросов и противоречий. Кто перенес образ, написанный Лукой, в Константинополь? Был ли образ исполнен в рост или по пояс? Каким было историческое изображение? Сохранилось ли оно до наших дней? И где оно находится сейчас? Будем разбираться шаг за шагом, рассматривая версии и историю главных икон. Но для начала вспомним базовый принцип: согласно богословию иконы, список с чудотворного образа принимает на себя и название, и чудотворящие свойства прототипа. И ветхая доска благополучно заменялась в древности на новую, не меняя ни имени, ни авторитетности для верующих. Потому что дело было и остается не в «досках и красках», а в самом образе. Собственно говоря, для поклонения для истинно верующему человеку нужна не «та самая, историческая доска», а образ, веками переходящий с одной доски на другую – чем и отличается настоящее почитание иконы от любопытства и трепета коллекционера. Так что, с богословской точки зрения, ВСЕ образы, о которых пойдет речь дальше, истинные! Потому что имеют прямую традицию, восходящую к первоначальному прототипу.

Появление Одигитрии

Прежде всего: исторически «иконой Луки» считается тип Богоматери Одигитрии – на нем Христос правой рукой благословляет, в левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель; Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развернута к предстоящим, являя собой образ Церкви. Образ, написанный Лукой, первоначально находился в его родном городе Антиохи, затем был перенесен в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии. Дальше возникает первое «раздвоение» предания: по одной версии, Пульхерия преподнесла икону во Влахернскую церковь, почему образ стал называть Влахернским; по другой, икона была помещена в монастырь Одигон.

Образ из Одигона

Чудеса Одигитрии начинаются с 453 г., когда ее вынесли из монастыря Одигон на стены города при нашествии врагов – и она обратила их в бегство. Каждый вторник Одигитрию выносили 20 человек из Одигона и проносили в особой процессии через весь город до монастыря Пантократора и обратно; при этом массивная икона «летала» по воздуху – поочередно ее несли на спине, крутясь и передавая друг другу в священном танце. Именно эта икона считалась главной святыней и хранитильницей Константинополя. Она пережила взятие города крестоносцами в 1204 г., вероятно, все же осталась в нем, накануне взятия города турками в 1453 г. ее перенесли из Одигона ближе к стенам – в монастырь Хора, на этом известная история образа (точнее этой исторической «доски» с образом, должно быть, самой древней) заканчивается. Судя по описаниям, это был образ Богоматери в полный рост. Таким его скопировали венецианцы – и его можно увидеть сегодня в мозаике апсиды в Торчелло и там же на медной пластине XII в., представляющей византийскую Одигитрию.

Влахернская икона

Этот образ был поясным. Его списки – и списки со списков – исчисляются десятками и сотнями. В Византии это Богоматерь Перивлепта XIV в., Психосострия (Душеспасительница) 1312-1325 гг. В позднейшей Греции – Богоматерь Сумельская и Киккская. На Руси – Богоматерь Смоленская, Тихвинская, Казанская. Грузинская. Иверская. В Польше – Ченстоховская. Есть списки и в Италии. Историческая, «первая», Влахернитисса до нас не дошла, но явное сходство ее воспреемниц дает вполне ясное представление о типе поясной Одигитрии. Самая древняя из них – Смоленская.

Иллюстрации:

1. Апостол Лука пишет икону Богоматери. Псковская школа, 16 век

2. Мозаика в Торчелло

3. Медная пластина из Торчелло

4. Психосострия

5. Перивлепта

6. Одигитрия, византйиская икона 15 века

Ольга Чумичева

После знакомства и двухлетней переписки с бенедиктинским монахом и иконописцем из Падуи, священником Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), присылавшем вместе с краткими посланиями фото- и информационные материалы о гробнице и мощах св. Луки, находящихся в его родном аббатстве Св. Иустины, автор этих строк отправился (в 2015 г.) вместе с ним в Падую.

Аббат Джулио Паньони (P. Abate Don Giulio Pagnoni), осведомленный заранее о приезде гостя, благословил пребывание в течение нескольких дней в монастыре и позже любезно предоставлял необходимые материалы об истории изучения специальной группой ученых мощей (мощи без главы) св. Луки, хранящихся в каменном саркофаге базилики Св. Иустины.

Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, является апостолом из 70-ти, автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.

Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II (317-361) раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов. О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках на русском языке сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе Ватикана подобная информация отсутствует.

Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV - XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI - XII вв. были обнаружены многие мощи раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков - эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное.

Ныне древний дубовый саркофаг, где находились костные останки, спрятан в специальном кованом длинном реликварии, выставленном в базилике.

Уникальная находка побудила аббата Доменико и падуанского епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165-1213 гг., обратиться к Папе Александру III (1105-1181) с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат св. Луке (4). Падуанские монахи изучили многие рукописи, повествующие о двух основных версиях перенесения мощей св. Луки из Константинополя. Согласно одной из них, оно состоялось в период правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник (331 или 332-363). По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII в.

Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи - Альбертино Муссато (1261-1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.

Часовня Святого Луки украшена фресковыми изображениями художника Джованни Сторлато, рассказывающими о житии св. Луки, перенесении его мощей и обнаружении их в Падуе. На центральной стене часовни высоко висит копия иконы «Пресвятой Богородицы Константинопольской» (XV в.), ошибочно приписываемой в некоторых публикациях на русском языке св. Луке. Бронзовую раму, которую с обеих сторон держат два больших парящих ангела, изготовил в 1960 г. падуанский скульптор Амлето Сартори (1915-1962). Он же является и автором восьми бронзовых светильников, освещающих часовню (1, с. 60).

В время особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест, с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке.

В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453-1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.

Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316-1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже - императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град - резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется.

Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне - провинция Беотия), почитаемую верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой.

Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.

На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell"Abbazia di S. Giustina), открытой вскоре после окончания Второй мировой войны.

В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов - хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.

18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований (2 и 3). Они сводились к следующему:

  1. Скелет цельный. Он принадлежит человеку ростом 163 см, умершему возрасте между 70-ю и 85-ю годами. Глава (череп), привезенная из Праги, анатомически совпадает с первичным мозговым позвонком и всем скелетом, что доказывает принадлежность двух частей одному и тому же человеку.
  2. Палеонтологические исследования установили остеопороз, артроз тяжелой формы, эмфизему легких по причине искривления ребер.
  3. Хорошая сохранность костей свидетельствует о неоднократной их консервации на протяжении столетий.

В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение.

Таким образом, давний спор между Падуей и Венецией, также объявлявшей себя хранительницей мощей св. Луки, завершился в пользу первой. С одной стороны, итоговые документы конгресса подтвердили принадлежность мощей св. Луке, а с другой, они предоставили церковным историкам дополнительный материал для последующего изучения. Теперь итальянским ученым предстоит выяснить причины и обстоятельства перенесения святых мощей из Константинополя в Италию и именно в Падую, где они уже несколько веков хранятся как великое достояние всего христианского мира. До настоящего времени история перенесения мощей св. Луки в Падую является загадкой для многих церковных исследователей.

Однако вернемся в базилику Св. Иустины. С правой ее стороны, напротив часовни Святого Луки, находится часовня Святого апостола Матфея, где на небольшом возвышении находится мемориальный мраморный саркофаг (1562) работы Джованни Франческо де Сурдиса. В закрытом саркофаге находится «реликвия» апостола (1, с.19), однако один из монахов в беседе с автором этих строк отрицал наличие в нем каких-либо мощей. Падуанским монахам известно предание, что мощи святого евангелиста и апостола Матфея в X-м веке оказались в Лукании и были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео.

Во внутреннем дворе базилики Св. Иустины находится небольшая иконописная мастерская монаха Джузеппе Пегораро (Laboratorio Iconografico Monastico di Padre don DON Giuseppe Pegaroro), уроженца Падуи.

В своем родном городе священник Джузеппе овладел и искусством иконописи и этот талант он решил обратить на служение Богу. Он верит древнему преданию, что св. Лука является зачинателем священной иконописи и что на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой апостол изобразил образ Божией Матери с Богомладенцем на руках. Монах-иконописец Джузеппе любит писать православные иконы и вслед за другими коллегами по мастерству называет иконы «окнами, отверстыми в Небесное Царство». По смысловому содержанию и исполнению он считает иконы неизмеримо выше живописных картин, ибо первые духоносны и вызывают в душе верующего высокие и светлые чувства.

В иконописной мастерской много книг и альбомов о церковной живописи, а также написанных икон. Одна из последних работ Джузеппе Пегораро - небольшая икона с изображением св. Анатолия (Жураковского; 1897-1937), причисленного в 1981 г. к лику новомучеников Русской Зарубежной Церковью. Иконописец заявил, что его глубоко впечатлили переведенный на итальянский язык некоторые материалы к житию этого страдальца за веру, похороненного после расстрела в общей безвестной могиле на территории Карелии. Джузеппе Пегораро вместе с другими братьями по вере показал и все другие христианские святыни, хранящиеся в ризнице базилики Св. Иустины, справедливо заметив при этом, что все паломники, поклоняющиеся общеизвестным святыням на его родине, должны обязательно изучать итальянский язык.

(Окончание следует)

Чудотворными именуются иконы, через которые явным образом подаются видимые знаки благодати Божией - например, исцеление больных.

Молясь перед иконой, мы молимся Первообразу, изображённому на ней. Произойдет чудо или нет, зависит от силы нашей веры. «Вера же, - как писал святой апостол Павел, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Имей мы крепкую веру - могли бы помолиться у любой иконы, на всяком месте, и сразу бы получили просимое. Но милости, явленные через чудотворную икону другим, укрепляют нашу веру и помогают нашей немощной молитве.

Первые иконы Божией Матери были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой. Дошедшее до нас предание повествует о том, что апостол Лука был искусным художником и врачом и написал три разных образа Богоматери. Увидев их, она произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет!» На одной из тех икон Богородица изображена одна, без Предвечного Богомладенца. На ней Матерь Божия, умоляющая Сына Своего о милости ко всем нам.

На другой иконе Пресвятая Дева держит Богомладенца с левой стороны. Её называют Одигитрией, или Путеводительницей, потому что Она ведёт нас по верному духовному пути и помогает в земных нуждах.

Третий образ, где Богомладенец изображён с правой стороны, именуется сегодня «Милостивой Киккской» - по названию монастыря Киккос на северо-западе Кипра, где и находится эта чудотворная икона.

Одна из тех первых икон, Милостивая, зовётся ещё Филермской. По преданию, святой апостол Лука передал её египетским христианам-подвижникам. С этого и начались её странствия по всей земле. Сначала Иерусалим, потом Константинополь, острова Родос и Мальта… В XVIII веке Мальтой овладела армия Наполеона. Спасая святыню от рук французских вольнодумцев, магистр Мальтийского ордена перевозил её с места на место по всей Европе. Так она оказалась в Австрии.

Австрийский император Франциск II искал пути союза с Российской империей против восставшей и поражённой хаосом Франции. Чтобы расположить к себе Государя императора Павла I, Франциск отослал Филермскую икону Божией Матери вместе с частью Животворящего Древа Креста Господня и десницей Иоанна Предтечи в Гатчину. А уже оттуда она была перенесена в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего Дворца.

Вторая икона, Одигитрия, находится сейчас в монастыре Сумела в Македонии. Туда её перевезли из Турции. Сегодня она именуется Сумельской и прославлена множеством чудес. Именно там, близ города Трабзона (тогда Трапезунда), произошло её явление. На том месте, прямо на горе, в VI веке основали монастырь.

Третья икона, Милостивая Киккская, также была послана святым апостолом Лукой египетским христианам. В 980 году она была перенесена в Константинополь, где оставалась до времени правления императора Алексия, царствовавшего с 1082 по 1118 годы. По повелению Божией Матери, явившейся императору, икона была перенесена на остров Кипр.

Чудотворная икона пребывает на Кипре до сих пор, однако с некоторого времени она до половины закрыта пеленою так, что лик Богоматери и Младенца теперь никто не может видеть. Запрещение снимать пелену наложено Самой Божией Матерью, и многие из тех, кто самовольно пытался поднимать пелену, подвергались тяжкому наказанию.

Чудотворный список с Киккской иконы Божией Матери до революции находился в Свято-Успенской Флорищевой пустыни Владимирской епархии. Затем он был утрачен. Новый список, также прославившийся чудесами, пребывает сейчас в Рязанской епархии, в Свято-Милостиво-Богородицком женском монастыре.

По образу этих трёх икон было написано большинство из существующих ныне образов Божией Матери. Они получили свои названия по месту их явления или прославления. Сам апостол и евангелист Лука, по преданию, написал ещё около семидесяти икон Пречистой Девы.

Трудно сказать, сколько всего на земле икон Богоматери и сколько из них чудотворных. Это знает лишь Сама Царица Небесная.

Апостол и евангелист Лука. Икона.

Евангелист Лука. Молитва. Икона.

Евангелист Лука, апостол из семидесяти, уроженец Антиохии Сирийской, сподвижник святого апостола Павла. Он был врачом и считается покровителем врачей.

Апостол и евангелист Лука услышал о Христе и прибыл в Палестину, где воспринял учение от Самого Господа. Он был послан Господом, в числе семидесяти учеников (апостолов), на первую проповедь о Царствии Небесном, когда Спаситель еще жил на земле. Святой Лука и Клеоп шли в Еммаус и им явился Господь Иисус Христос после Воскресения.

Святой Лука вместе с апостолом Павлом участвовал и во втором миссионерском путешествии. С того момента они стали неразлучны. Даже тогда, когда от святого Павла отвернулись все сотрудники, евангелист Лука делил с ним все трудности. Апостол евангелист Лука покинул Рим только после кончины первоверховных апостолов и пошел с проповедью в Ахайю, Ливию, Египет, Фиваиду. В греческом городе Фивы он был повешен, мученически закончив свой 84-летний земной путь.

Считается, что евангелист Лука был первым иконописцем, он первый написал иконы Божией Матери. Русская православная церковь приписывает Луке около десяти икон Божией Матери. Так же апостол Лука написал иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. Под руководством Павла Святой Лука написал в Риме в 62-62гг. Евангелие, где с самого начала в полной хронологии описал все, что знают христиане об Иисусе Христе и Его учении, твердо исторически обосновал христианское упование. Он описал тщательно исследованные факты рассказов Пречистой Девы Марии и устное предание Церкви.

Святой Лука написал и книгу Деяний святых апостолов, в которой повествуется о подвигах и трудах святых апостолов после Вознесения Господа. Центром повествования является Апостольский собор, прошедший в 51 году, являющийся основополагающим церковным событием по отмежеванию христианства от иудейства, а так же распространению его как самостоятельного вероучения по всему миру.

Мощи святого Луки находятся в Италии в городе Падуя в базилике Святой Иустины.

Дни памяти святого апостола евангелиста Луки 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября, 4 (17) января (Собор 70-ти апостолов).