Царская Россия. Территориальный состав российской империи

Царская Россия. Территориальный состав российской империи

В последнее время стала популярной игра под названием «Такую страну просрали! » Парадоксально, но факт: оплакивают, как правило, две страны — Российскую империю и СССР .

(карта Российской империи в границах 1914 года)

(карта СССР в границах 1980 года)

Сожаления о СССР представляются более-менее логичными. Воспоминания старшего поколения о стране, которая первой запустила в космос человека и где не было секса, ещё свежи в памяти. А вот представления о Российской империи кажутся мне большей частью основанными на скудных обрывках знаний из школьных учебников по истории и мифах.

Я заметила, что СМИ активно создают в общественном сознании идеализированный образ Российской империи . Вот типичная картинка царской России (в духе клипов группы «Белый орёл»): колосящиеся тучные поля, трудолюбивые и кроткие крестьяне с косой саженью в плечах и просветлёнными улыбками, благородные офицеры, строгий, но милосердный монарх с мудрыми глазами и, конечно же, хруст французской булки.

Миф, конечно, создан не на пустом месте. Он подкрепляется фактами. За точку отсчёта, как правило, принимается 1913 год. Считается, что в этом году Российская Империя достигла пика своего экономического и политического развития. И процветала бы и дальше, и захватила бы весь мир, да большевики помешали. В 1914, как известно, началась гражданская война, и великая империя рухнула.

Начнём прямо по списку. Колосящиеся тучные поля, т.е. экономика. Одними из главных показателей экономического развития страны считается демография и продолжительность жизни. Приверженцы мифа о золотом веке России указывают, что во время правления Николая II произошёл демографический взрыв. Население страны выросло на 50 млн. человек и достигло 180 млн. Однако жили эти 180 млн. крайне недолго. В лучшем случае доживали до 30 лет с копейками. А дети умирали чаще, чем телята. Примерно такая же ситуация, к слову, наблюдается в Африке. Несмотря на крайне низкий уровень жизни и высокую смертность, население Африки неуклонно увеличивается. Я ни в коем случае не сравниваю Россию с Африкой. Я просто утверждаю, что рост населения не может считаться верным показателем экономического процветания.

Далее. В России шёл бурный рост промышленности. Количество рабочих за 16 лет выросло более чем в полтора раза. В три раза выросло производство в металлургии, машиностроении, добыче угля. Протяжённость железных дорог увеличилась почти вдвое. Именно тогда была построена грандиозная Транссибирская магистраль — достижение, которое не удалось переплюнуть даже большевикам с БАМом. А в добыче нефти Россия вышла на первое место в мире.

Однако исследователи почему-то забывают указать соответствующие показатели для других стран. Не буду утомлять вас цифрами. Скажу только, что производительность труда в России была в 10 раз ниже американской. Душевой национальный доход в России в 1913 году составлял 11.5% от американского.

Ещё один сильный аргумент. Россия активно экспортировала хлеб и кормила всю Европу. Однако при этом голод случался в стране регулярно. При Николае II от голода погибло 5 млн. человек.
Тем не менее, Россия входила в пятёрку наиболее экономически развитых стран. Государство была огромное и занимало второе место после Британской империи.

В 1908 году в Думу был внесён законопроект о введении бесплатного всеобщего начального образования. Власть реально занималась проблемой ликвидации безграмотности. В 1895 году Николай II распорядился выделить значительные суммы на оказание помощи учёным, писателям и публицистам. Именно при царском режиме появились люди-иконы русской культуры — Чехов, Толстой, Достоевский, Чайковский и прочие. Однако при этом по результатам переписи населения грамотных в России едва насчитывалось 20%.

Пункт второй — трудолюбивые крестьяне с косой саженью в плечах и просветлёнными улыбками. Да, крестьяне, можно сказать, были китом, на котором держалась Российская империя. Они составляли абсолютно большинство населения. Вот выразительная инфографика тех времён:

Однако русский крестьянин не был былинным богатырём-философом. Русский крестьянин был обычным человеком со всеми человеческими слабостями. Как знает каждый школьник, крестьянин был несвободен, т.е. являлся собственностью помещика. И не только крестьянин. В России тех времён вообще не было частной собственности. Абсолютно всё, включая людей, принадлежало царю. А он милостиво позволял подданным жить и пользоваться землёй и благами, которые она рождала. Поскольку крестьянин не был свободным, трудолюбие его было, мягко говоря, вынужденным. Тем не менее, несмотря на все ужасы, которые описывали советские учебники, власть помещиков над крепостными была законодательно ограничена. За умышленное убийство крепостного помещиков посылали на каторгу. Мужики же были сами с усами: многие бежали из кабалы на Дон, к казакам, и устраивали крестьянские бунты, разоряли помещичьи усадьбы и убивали бывших хозяев. А многих существующее положение вещей и вовсе устраивало. Привыкли за столько лет.

Пункт третий . Благородные офицеры. Т.е. армия. К 1913 году её численность составляла более 1 300 000 человек. Флот был одним из самых грозных и мощных по тем временам. Доказательством силы русской армии служат впечатляющие победы, одержанные в Первой мировой войне. При этом катастрофически не хватало обмундирования и боеприпасов. Солдаты и часть офицеров ненавидели службу, и многие из них с радостью поддержали Февральскую революцию.

Пункт четвёртый : мудрый, строгий, но милосердный монарх. Современные монархисты часто указывают на чрезвычайную скромность Николая II в быту. Мол, даже штаны штопаные носил. При Николае в России было создано самое передовое по тем временам трудовое законодательство: нормирование рабочего дня, страхование рабочих по инвалидности и старости и т.д. Российский царь был инициатором первой международной конференции по разоружению. Под командованием Николая русская армия одержала много славных побед в Первой мировой войне. А траты царя на благотворительность стали притчей во языцех. Родной дядя Николая жаловался, что племянник роздал бедным солидную часть наследства Романовых. Однако при этом царь получил прозвище «тряпка» за то, что в принятии решении более слушался свою немецкую жену, чем министров. Не забудем и про Распутина. И про воскресенье 1905 года, за которое царь получил второе прозвище «Кровавый». Неплохой был, в общем, царь. Но далеко не идеальный, каким его рисуют современные монархисты.

Сторонники мифа о золотом веке России 1913 года обычно приводят вот эту цитату:

«Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 года идти так же, как они шли с 1900 по 1912, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношени и» (Эдмон Тэри, французский экономист).

А теперь цитата противников:

«Факт чрезвычайной экономической отсталости России по сравнению с остальным культурным миром не подлежит никакому сомнению. По цифрам 1912 года народный доход на душу населения составлял: в США 720 рублей (в золотом исчислении), в Англии - 500, в Германии - 300,в Италии - 230 и в России - 110. Итак, средний русский - еще до Первой мировой войны, был почти в семь раз беднее среднего американца и больше чем в два раза беднее среднего итальянца. Даже хлеб - основное наше богатство - был скуден. Если Англия потребляла на душу населения 24 пуда, Германия - 27 пудов, а США целых 62 пуда, то русское потребление было только 21,6 пуда, включая во все это и корм скоту. Нужно при этом принять во внимание, что в пищевом рационе России хлеб занимал такое место, как нигде в других странах он не занимал. В богатых странах мира, как США, Англии, Германии и Франции, - хлеб вытеснялся мясными и молочными продуктами и рыбой, - в свежем и консервированном виде» (монархист И. Солоневич)

Я не ставлю своей целью доказать, что царская Россия была отсталой страной, которая стояла на пороге катастрофы и которую спасли большевики. Или, напротив, процветающей империей, которой было суждено захватить мир и которую погубил Ленин. Я хочу сказать, что царская Россия была нормальной страной . Со своими достижениями и своими проблемами. Бесспорно, великой. А в общественном сознании создаётся её отфотошопленный, рекламный образ.

Эта идеальная Россия противопоставляется современной коррумпированной, разорённой, растерявшей былое величие и мощь . Люди тогда, конечно же, были другими — благородными, нравственными и высокодуховными. Этот миф активно эксплуатируется в свежем фильме «Адмиралъ». Режиссёр Андрей Кравчук признаёт, что в картине много исторических неточностей. Но историческая правда тут на втором месте. Режиссёр хотел показать нам то, чего, по его мнению, так не хватает в современной России: чувства долга, достоинства, чести, совести.

Миф о царской России (и о СССР) проникнут ностальгией по потерянному раю. А мне кажется, рая не было. Рай в принципе невозможен, по крайне мере, на этой планете.

Мы ностальгируем по стране, которой не было . Которая создана нашим воображением. Отфотошопленная рекламная Россия подсовывается современному обществу в качестве примера для подражания, в качестве маяка, к которому нужно стремиться. Иными словами, прошлое предлагается в качестве будущего. Очень странно, на мой взгляд. Вот и Мизулина хочет вписать в Конституцию православие в качестве «основы национальной и культурной самобытности России». Чем не возрождение основного нравственного концепта Российской империи «Православие, самодержавие, народность»?

Причина плача по царской России , ИМХО, — недовольство окружающей действительностью . И потребность найти эталон, на который можно равняться, ориентир, к которому нужно стремиться. Короче, найти путь и идею . Поэтому общество оглядывается на прошлое, стараясь там найти подсказки. Однако в этих поисках не стоит идеализировать прошлое, пусть великое. Иначе путь вперёд может стать путём назад. Из прошлого можно извлекать уроки и учиться на ошибках.

Царская Россия — пройденный этап, который нужно учитывать, но нельзя вернуть.

В массовом сознании постоянно живет большое количество мифов, в том числе и исторических. На самом деле исторический национальный миф играет большую роль, ведь без него общество обречено на распад.

Практически во всех странах история государства приукрашивается и представляется лучше, чем она была на самом деле - приукрашиваются герои, уточняются факты, события. На этом фундаменте во многом и держится страна.

Россия же в этом плане особенная страна - исторический взгляд на прошлое здесь чаще всего очерняет произошедшие события.

Весомым рубежом эпох для страны стал 1917 год. По одну сторону остался царский режим, по другую - новая, светлая и счастливая жизнь. С самого начала большевиками стал формироваться негативный имидж старой России, с целью сформировать свой образ борцов за лучшую долю народа. Такая точка зрения прожила десятилетия и только в конце 20 века ученые-историки задались целью выяснить - а так ли плохо жил русский народ при царе, что с радостью скинул старую власть? Что мы знаем о царской России? Кровопийцы помещики управляли неграмотными забитыми крестьянами, царские генералы проигрывали сражения, охранка душила всяческие ростки свободы… Однако, несмотря на это, почему-то экономические достижения долгое еще время сравнивали с еще царским 1913 годом… Вспомним же историю и развенчаем некоторые псевдоисторические мифы о том времени.

Вся передовая Европа никогда не знала ужасов крепостничества, в этом плане отличилась лишь Россия. На самом деле практически все государства Европы, кроме Швеции и Норвегии прошли сквозь крепостное право. Просто процесс этот начался раньше и закончился, соответственно, тоже. К примеру, в Англии это явление появилось в VII веке, а закончилось в XIV, правда, небольшая часть крестьян находились в зависимости от своих господ еще на протяжении трех столетий. В России же, как и в большинстве стран Восточной Европы, крестьяне все это время были свободными, а само крепостничество началось уже позднее. Конечно, явление это плохое и постыдное, но, рассуждая с точки зрения государственности, в нем была необходимость. В конце XVI века был установлен такой порядок, дабы содержать дворянство, которое составляло основную военную силу страны. В противном же случае Россия была бы просто по кусочкам разобрана воинствующими соседями. Известный историк Соловьев так написал о крепостном праве: "вопль отчаяния государства, находящегося в безвыходном экономическом положении". И такая ситуация продолжалась до 1861 года, когда указом Александра II крепостничество было отменено. Но и в ближайших к России государствах центра Европы оно исчезло ненамного раньше - в Австрии на 12 лет, а в Пруссии - на 50. Эпоха крепостничества в России насчитывает два с половиной столетия, хотя вся история государства до 1917 года исчислялась тысячелетием. Так что всего ¼ часть от всей истории страны занимало крепостничество. Вообще неверно определять уровень страны через наличие какого-то одного признака. К примеру, в США рабство было отменено спустя полтора века после отмены холопства у нас и через 4 года после отмены крепостного права. Пережитки же рабства, ограничение негров в правах вообще просуществовали в Америке до 60-х годов 20-го столетия. Но ведь никто не оценивает США, как страну рабов, хотя большая часть истории этой страны сопровождалась этим позорным явлением. В отношении же России наши же соотечественники позволяют клеймить позором крепостничество, демонстрируя на самом деле свою "любовь" к Родине.

Русский народ пропитан духом рабства, что и не удивительно, ведь до 1861 года все крестьяне были крепостными. Кроме крестьян и дворян существовали и другие сословия, довольно многочисленные - вольные казаки, служилые люди, купцы, монахи и прочие. Да и, как оказалось, не все крестьяне были крепостными. По данным историка Готье по ревизиям 1743, 1763 и 1783 годов непосредственно крепостных было около 53% от числа всех крестьян, а остальные же принадлежали государству. В России существовали целые провинции, в которых крепостного права не было вовсе, а по площади они превышали целые европейские страны, которые были свободными от угнетения крестьян. Например, Сибирь или Поморье. Любопытно, что на европейских территориях, входивших постепенно в состав России, процент крепостных был заметно выше. Показательным является пример Прибалтики, где 85% от общего числа крепостных принадлежали барину. На протяжении всего XIX века число крепостных быстро сокращалось, так как они переходили в другие сословия. К примеру, с 1816 по 1856 год таковых было миллион мужчин. Последняя ревизия перед отменой крепостничества в 1857 году насчитала, что от всего населения только 34% составляли крепостные крестьяне.

Из европейского крестьянства именно русские были самыми бедными. Такое мнение сложилось у нас, а вот сами европейцы, проживавшие на территории России, имели другое представление. К примеру, хорват Крижанич, проживавший в России 15 лет в XVII веке отмечал, что Россия - страна большого богатства и уровень жизни ее населения лучше, чем у ближайших соседей - Литвы, Польши или Швеции. Государства же Западной Европы действительно жили лучше, но это утверждение относится к знати и богачам. А вот низшие классы "живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в тех пребогатых странах". На Руси в то время даже холопы и крестьяне носили рубахи, украшенные жемчугом и золотом. Крижанич отмечает, что в нашей стране в то время бедные и богатые люди мало отличались в разнообразии питания, основой рациона были хлеб, рыба и мясо. Вывод историка однозначен: "Ни в одном королевстве простые люди не живут так хорошо, и нигде не имеют таких прав как здесь". При царствовании Петра I разница между классами значительно увеличилась, но и в XVIII веке европейцы, путешествовавшие по России, отмечали, что уровень жизни российских крестьян был лучше, чем во многих европейских державах. Сами русские офицеры, участвовавшие в кампании 1812-1814 года, с удивлением отмечали нищету польского и французского крестьянства по сравнению с отечественным. Фонвизин, путешествовавший по Франции в конце XVIII века, отмечал, что наличие коровы у крестьянина является признаком роскоши, в России же отсутствие коровы - признак нищеты. И в заключение, цитата 1824 года англичанина Кокрейн: "Положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дешевы". Отмечалось также им, что русские мужики живут лучше, чем такое же сословие в Англии и Шотландии.

Крепостные крестьяне были абсолютно бесправными, помещик мог просто так мучить их и убивать. Действительно, права у крестьян были ограничены, но, к примеру, они вполне могли участвовать в суде, причем как в качестве истца, так и в качестве свидетеля. Крепостные присягали царю на верность и вполне могли перейти в другие сословия, с согласия своего барина. Юридически крестьяне вполне могли пожаловаться на своих помещиков, чем, кстати, с успехом и пользовались. Законы России защищали крестьян, убийство их считалось тяжелым уголовным преступлением. Еще в Соборном уложении 1649 года за неумышленное убийство дворянин зажался в тюрьму, а вот за предумышленное действие в отношении крестьянина дворянина казнили, невзирая на заслуги и происхождение. При Елизавете смертная казнь была фактически отменена, поэтому виновных дворян отправляли на каторгу. А вот в соседней просвещенной Польше убийство крепостного вообще не являлось государственным преступлением, наказание было лишь со стороны церкви. Правительство внимательно следило за отношениями помещиков и крестьян. Екатерина II наказала губернаторам наказывать помещиков за жесткость с крепостными, наказанием могло стать вообще конфискация имения. Только с 1834 по 1845 год за жестокость под суд попало 2838 дворян, при этом было осуждено 630. При Николае I под опекой государства ежегодно было около 200 имений, отобранных у помещиков за их плохое отношение к своим крепостным. Правительством постоянно регулировался баланс отношений этих двух сословий. В этот же период 0,13% крестьян попали под суд за неповиновение барину и такое же процентное соотношение помещиков за превышение власти над своими крепостными.

Реформа крепостного права проводилась в интересах самих помещиков. Этот миф обязан своей живучести во многом благодаря работам Ленина, который так и написал, что "реформу проводили крепостники в интересах крепостников". Однако вождь не был историком, взгляд его был скорее политический, а не научный или исторический. В реальности же реформа 1861 года привела к разорению большого числа помещиков, продаже десятков тысяч имений, поэтому не приходится говорить, что отмена крепостничества была во благо бывших хозяевам. Князь Мещерский отмечает, что идеологи реформы не только не думали о помещиках, но и, наоборот, стремились разрушить устои земельного дворянства. Правда и тут есть односторонняя оценка, на самом деле государство стремилось найти компромисс и между дворянством, и между крестьянами. В ходе реформы в среднем крестьянин получил около 5 гектаров на душу, что вполне хватало для прожиточного минимума. Проблемами русской деревни в конце XIX века стало не отсутствие земли, а бурный демографический рост. Так, с 1858 по 1914 год крестьян стало в 2 раза больше, естественно, количество земли на душу значительно уменьшилось. Также стоит отметить низкую культуру земледелия у свободных крестьян - помещики собирали урожай на тех же землях в несколько раз больше. Французские историки отмечают, что, несмотря на все ограничения, реформа все равно было очень щедрой к крестьянам. К примеру, в Австрии и Пруссии крестьянам была предоставлена свобода, но никакой земли отдано не было.

До 1917 года вся земля принадлежала помещикам. Именно такое утверждение являлось важным фактором для развития в стране революции. Несколько десятилетий перед революцией агитаторы обрабатывали крестьян, внушая, что всех их проблемы вызваны засилием помещичьего землевладения. Победа революции перенесла этот миф во все учебники истории, существуя там и до сих пор. А вот ученые опровергают этот миф. После реформы 1861 года в распоряжении именно помещиков было 121 миллион десятин земли, а остальная территория принадлежала государству. В ходе реформы 34 миллион десятин отошел от собственников к крестьянам. Надо сказать, что новые условия нанесли тяжелый удар по помещикам, которые стали стремительно разоряться и распродавать землю, главным образом крестьянам. Ежегодно из рук в руки переходило почти миллион десятин. Неудивительно, что к 1905 году помещики продали 42 миллиона из своих владений. Учитывая земли всех крестьян, а также казаков у них в сумме имелось 165 миллионов десятин, против 53, имеющихся у помещиков. При этом значительная часть помещичьих владений еще и арендовалась крестьянами. К 1916 году крестьяне владели 90% всей пашенной земли и свыше 94% скота. Историк Пушкарев отмечает, что "по составу землевладения Россия уже в 1905 г. была совершенно крестьянской страной (в большей степени, чем какая-либо из европейских стран)". Раздел помещичьих владений в 1918 году естественно не сыграл никакой важной роли в крестьянском хозяйстве, так как 1 дворянская десятина приходилась на 5,5 крестьянских. В ответ на это большевики тогда откровенно заявили, что под лозунгом захвата земли крестьяне были умышленно подняты против царской власти. Так что, в отличие от стран Европы, Россия в начале XX века была классическим образцом страны маленьких крестьянских хозяйств. Продолжение этой политики привело бы к хозяйствам, наподобие фермерских, к чему мы сегодня только возвращаемся. По иронии судьбы после 1917 года путем насильной коллективизации крестьяне были загнаны в колхозы, где их труд эксплуатировался государством, а сопротивляющиеся были отправлены в ссылку или убиты. Вот так Советская власть позаботилась о крестьянах, забрав то, многое, надо сказать, что они имели, и уничтожив до 10 миллионов несогласных.

Царская Россия была отсталой в экономическом плане страной. К началу 20-го столетия Россия, наряду с США, Германией, Англией и Францией, входила в пятерку крупнейших стран мира по уровню экономического развития. В России сосредоточено 9% всей мировой промышленности, что являлось 4-м показателем. При этом темпы роста страны были самыми высокими среди всех лидеров. Только за правление Николая II страна увеличила свою промышленность вчетверо! Рост в 10% ежегодно продолжался и в военное время. А вот революция сразу же принесла спад в 20%. И в сельском хозяйстве Россия традиционно кормила Европу, будучи крупнейшей сельскохозяйственной державой мира. С 1894 по 1914 год сбор пшеничных увеличился вдвое, 25% хлеба по всему миру было сделано из российского зерна. Рост благосостояния народа выразился в демографическом взрыве - за 20 лет население выросло на 40%. Один из крупнейших экономистов того времени, Эдмон Тэри, в 1913 году сделал следующий вывод: "если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 год идти также, как они шли с 1900 по 1912 годы, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении". Таким образом, росту могущества страны помешали война и большевистская революция, отбросившие страну на десятилетия назад. Вот почему достижения советской экономики еще долго сравнивали с 1913 годом.

Рабочие России жили в нищете. Одним из весомых факторов свершения революции стало участие рабочих, которые, по мнению советских историков, жили крайне бедно, а условия труда были невыносимыми. На первых этапах развития капиталистических предприятий действительно было характерно использовать дешевый рабочий труд. Однако, вопреки учению Маркса о постоянном обнищании рабочих, их зарплата неуклонно росла. Начиная с середины XIX века, в России стали массово возникать капиталистические предприятия, на некоторых из них хозяева действительно пытались эксплуатировать рабочих для получения сверхприбылей. Однако государство издало ряд законов, запрещающих, к примеру, трудиться свыше 11,5 часов в день, а в ночные смены и субботу - свыше 10 часов. В 1903 законом была указана ответственность предпринимателей за несчастные случаи с рабочими на производстве. А вот в большинстве стран Европы таких законодательных актов не было вовсе. Благодаря тому, что правительство России было независимо от влияния капиталистов, в 1912 году Президент США Тафт заявил: "создано такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может". Марксисты в учебники внесли истории о том, как нищали рабочие, а вот в их воспоминаниях данные совершенно другие. Плеханов вспоминал, что рабочие были достаточно умны, неплохо зарабатывали и питались, жили в меблированных комнатах и одевались лучше студентов, хотя те, преимущественно были выходцами из буржуазных и дворянских семей. Хотя зарплата рабочих была меньше, чем во Франции или в Англии, купить на нее, ввиду дешевизны продуктов, можно было больше. Уже в XIX веке на заводах капиталиста Мальцева рабочие участвовали в прибылях, имели 8 часовой день на некоторых видах работ, людям были выделены каменные дома по 3-4 комнаты с небольшим земельным участком. И в провинциях рабочие имели высокий жизненный уровень. Так, Н.С. Хрущев, вспоминая о своей работе слесарем в донецкой шахте, упоминает, что был обеспечен лучше, чем когда работал в 30-х годах на партработе в Москве. А простые люди, конечно же, жили еще хуже государственного функционера. При этом Хрущеву тогда было всего 22 года, а заработок его был, как у обычного рабочего. Революция ввергла страну в крах, промышленность к 1921 году уменьшилась в 7 раз, а уровень жизни рабочих - в 3 раза. И только к 1970 году уровень жизни рабочих стал сопоставим с том, что был при царе. В 1913 году плотник мог купить на зарплату 135кг мяса, а в 1985 году - всего 75. Перестройка же и экономические неурядицы снова отбросили страну назад. Так что неизвестно еще, лучше ли живут нынешние рабочие по сравнению с временами тяжелого царского крепостничества и угнетения.

Россия была высоконравственной страной. Казалось бы, большое количество верующих, церквей - все это свидетельствовало о высокой морали в обществе. В 1917 году, когда Временное правительство своим указом отменила обязательно посещение молебен, 70% всех солдат вообще перестало ходить в церковь. В Санкт-Петербурге в 1913 году было столько же публичных домов, сколько и в ВУЗах. Стоит вспомнить и историю Великого князя Алексея Александровича, разворовавшего средства на строительство 5 броненосцев. Проблемы в стране действительно имелись, причем и в сфере образования, и в медицине, и в промышленности. Не стоит их преуменьшать, но и преувеличивать тоже не стоит - этому вопросу посвящены объемные исторические труды, коим доверять стоит больше, чем вышеизложенным мифам.

В 1909 году американский репортёр Мюррэй Хоув сопровождал группу американских чемпионов
по рысистым бегам на выставочном туре по Европе и России. В ходе поездки он сделал более 300 фотографий на камеру Graflex.
Эта группа фотографий стала музейной выставкой под названием «Империя и сопереживание - винтажные фотографии России».
Тогда фотографу нужно было работать без дублей, а это удавалось не всем.
Фотографии ценны тем, что на них запечатлён простой русский народ в повседневной обстановке.


Дрожки - легкий открытый рессорный экипаж на 1-2 человека.


Сапожник. Люди этой профессии работали на улице круглый год и чинили обувь прямо при клиенте.


Торговки на базаре.


Мальчишки тащат лубьё.Сзади них на рельсах конка.


Обитетали Хитрова рынка - места скопления криминального элемента в Москве.
Автор снимка пишет, что эта толпа хотела напасть на него, и он был спасён полицейским.


Один из сотен уличных базаров Москвы.


Царь-пушка.Ещё у ворот здания Арсенала. В 1960 г.её переместили на Ивановскую площадь Кремля.
«Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094 (от ред.1586), в третье лето государства его.
Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов»
Пушка стреляла один раз, единственный выстрел был произведен прахом Лжедмитрия.


Публика на скачках.Среди русских мы видим и коллег фотографа.


У детского приюта.


Я так думаю это раввин из московской синагоги с полицейским.


Два швейцара,коллега Мюррея по скачкам и московский бродяга.


Московские уличные мальчишки торгующие пирожками,огурцами,лубьём,
ситами и коробками.


Типы Москвы.

Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками,
наполненными всевозможными продуктами. Ходили охотники, обвешанные утками, тетерками, зайцами. У баб из корзин торчали
головы кур и цыплят, в мешках визжали поросята, которых продавцы, вынимая из мешка, чтобы показать покупателю, непременно
поднимали над головой, держа за связанные задние ноги. На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы
гречневиками, жаренными на постном масле. Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень - любимый тогда медовый
напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках. Летом сбитенщиков сменяли торговцы квасами,
и самый любимый из них был грушевый, из вареных груш, которые в моченом виде лежали для продажи пирамидами на лотках,
а квас черпали из ведра кружками.

Мясные и рыбные лавки состояли из двух отделений. В первом лежало на полках мясо разных сортов - дичь, куры, гуси, индейки,
паленые поросята для жаркого и в ледяных ваннах - белые поросята для заливного. На крючьях по стенам были развешаны туши
барашков и поенных молоком телят, а весь потолок занят окороками всевозможных размеров и приготовлений - копченых, вареных,
провесных. Во втором отделении, темном, освещенном только дверью во двор, висели десятки мясных туш. Под всеми лавками -
подвалы. Охотный ряд бывал особенно оживленным перед большими праздниками. К лавкам подъезжали на тысячных рысаках расфранченные
купчихи, и за ними служащие выносили из лавок корзины и кульки с товаром и сваливали их в сани. И торчит, бывало, из рогожного
кулька рядом с собольей шубой миллионерши окорок, а поперек медвежьей полости лежит пудовый мороженый осетр во всей своей красоте.

Из подвалов пахло тухлятиной, а товар лежал на полках первосортный. В рыбных - лучшая рыба,
а в мясных - куры, гуси, индейки, поросята.

Около прилавка хлопочут, расхваливают товар и бесперебойно врут приказчики в засаленных долгополых поддевках и
заскорузлых фартуках. На поясе у них - целый ассортимент ножей, которые чистятся только на ночь.
Чистота была здесь не в моде.

Главными покупателями были повара лучших трактиров и ресторанов, а затем повара барские и купеческие, хозяйки-купчихи и кухарки.
Все это толклось, торговалось, спорило из-за копейки, а охотнорядец рассыпался перед покупателем, памятуя свой единственный лозунг:
«не обманешь - не продашь».


Коллеги Мюррея


.Босяки чего-то куда-то тянут. На заднем плане три мальчика, которые ходили
за фотографом наверное добрые полдня.
Их часто видно и на других снимках.


Продавец огурцов.


Царь-колокол отлитый русскими мастерами Иваном Моториным и сыном в 1735 году.
Во время пожара в Москве через два года над ямой с отлитым колоколом загорелась деревянная постройка.
В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой
раскалённый металл и... колокол дал 11 трещин и от 200-тонного исполина откололся кусок весом около
700 пудов (11,5 тонн).


Лобное место. Немосквичи знают его по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Мне нравится гражданочка с рукой на лице,смотрящая на фотографа и наверняка думающая:
-Батюшки! Что же это за невидаль такая на трёх ногах?


Торговцы ягодой. Интересно,что это у них заткнуто сзади за поясами. Кульки?


Мальчишки-лотошники. Жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем.
Публика евшая их от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам
до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик,
что парой можно было сытно позавтракать.

В редакцию нашего сайта пришел вопрос от читателя:
«Почитав Ваши ответы, я понял, что современное общество полностью растлено телевидением и современной музыкой; мол, раньше была сильная вера и порядочное общество. Вы приводите цитаты русских классиков, ставя их в пример, давая понять, что в их время было совсем по-другому. Поэтому у меня к Вам возник ряд вопросов.

1. Если в царское время было так хорошо, как тогда Вы относитесь к тому, что великий русский (кстати, особо мною почитаемый) композитор Пётр Ильич Чайковский был гомосексуалистом, писатель Некрасов играл в карты, – далее не буду ворошить прошлое, надеюсь, достаточно.

2. И если Бог дал нам полную свободу в развитии, ограниченную заповедями, то почему на картине “Неравный брак”, действие которой происходит в православной церкви и где священник венчает старого мужчину с молодой девушкой, в её глазах не видно счастья и любви к мужу, и всё это действо происходит с молчаливого согласия родителей (ведь, как гласит одна из заповедей, их нужно слушаться) и священника!!! Где истина? Так почему если два человека живут в любви и согласии гражданским браком – это блуд (тяжкий грех), а “Неравный брак”, заключенный в церкви и изначально не подразумевающий любви, а подразумевающий похоть старого самца с одной стороны и покорность юной девы воле родителей с другой стороны, трактуется совершенно иначе? Заранее спасибо. Иван».

Мы попросили ответить на эти вопросы священника Михаила Немнонова .

Иван, прежде всего я не могу полностью согласиться ни с одной из Ваших исходных посылок. Современное общество действительно растлено телевидением и музыкой, но не полностью. Так и раньше вера в русском народе была сильнее (если рассматривать народ, как единое целое) и общество было порядочнее, но идеального общества и полной святости во всех людях не было и раньше. Во времена русских классиков действительно многое было совсем по-другому, но именно русские классики свидетельствуют в своих творениях о многих несовершенствах тогдашнего общества и тогдашних людей. Теперь о Ваших вопросах.

1. Как я отношусь к тому, что Петр Ильич Чайковский был гомосексуалистом? Никак не отношусь. Поскольку ничего, кроме сплетен, об этом не слышал. Многие только и говорят: «Вы разве не знаете, что Петр Ильич Чайковский…» На вопрос «а вы откуда об этом знаете» обычно следует ответ вроде «так ведь об этом знают все». Только два моих знакомых сослались на «неопровержимые» доказательства – переписку с братом и дневники. А один из них был настолько любезен, что предъявил одно из таких доказательств: Петр Ильич после какого-то светского мероприятия подробно описал то ли в дневнике, то ли в письме внешность одного молодого человека. Представляете?! О чем тут еще можно говорить! Причем удивляет настойчивость, с которой эта сплетня распространяется. Думаю, люди XIX века просто постеснялись бы назвать гомосексуалистом человека на основании подобных «фактов». А кроме того, Чайковский не прославлял ни гомосексуализм, ни вообще «свободную любовь» в своем творчестве – в отличие от многих современных авторов, и в этом его явное преимущество перед ними.

Что касается Некрасова, то и он, предаваясь игре в карты, писал в своих произведениях (поклонником которых лично я, кстати, никогда не был) совсем о другом. Придя в любой современный театр или книжный магазин, он, я думаю, перекрестился бы и поспешил бы уйти. Эта стыдливость людей, даже подверженных определенным грехам, и отличает к лучшему прежнее время от нынешнего.

2. Вы пишете: «Бог дал нам полную свободу в развитии, ограниченную заповедями». Нет, не так. Наша внешняя свобода ограничена не заповедями, а обстоятельствами непреодолимой силы. Свобода внутренняя ограничена опять-таки не заповедями, а свободным произволением человека. И если он решается следовать заповедям, то не потому, что у него нет другого выбора, а потому, что сам так захотел.

Что касается картины «неравный брак», то я не намерен отвечать за работу автора этой картины. Поэтому оставим ее в стороне и рассмотрим аналогичную ситуацию в жизни – юная девушка по благословению родителей выходит замуж за пожилого человека, и их венчают в Церкви. В глазах девушки не видно счастья и любви к мужу. Но ведь ее во время венчания спрашивают, по собственной ли воле она вступает в брак! И она отвечает согласием! И не надо говорить, что все девушки в прежнее время выходили замуж, повинуясь родителям – те, кто были не согласны с их выбором, умели настоять на своем. Сохранилась, например, любопытная «отступная грамота» времен Иоанна Грозного, в которой боярыня дает нелюбимому жениху своей внучки за отказ от брачного сговора «слез ее ради» 400 рублей, сумму поистине гигантскую – стоимость тридцати деревень! Так что если уж девушка пошла под венец, то она так или иначе согласилась на это. Другой вопрос – почему? Возможно и правда из уважения к родителям, а может быть – и ради богатства своего престарелого жениха (что, кажется, и имел в виду автор названной Вами картины). Но это уже, извините, ее дело, а не наше с Вами. Кроме того, далеко не все престарелые женихи заслуживают имени «старых самцов», и далеко не все «неравные браки» заключались с одной мыслью о похоти. В браке есть и еще много чего, кроме похоти – в частности, взаимная ответственность и уважение друг к другу, и то, что рядом есть человек, который, может быть, и не пламенеет от любви, но, во всяком случае, к тебе привязан и готов тебя поддержать. Такие отношения, конечно, не блуд и не тяжкий грех, в отличие от внебрачного сожительства, в котором люди хотят пользоваться одной приятной стороной общения с лицом противоположного пола, всячески избегая взаимной ответственности и прочих «издержек». Вот почему лично мне брак пожилого мужчины с юной девушкой представляется явлением менее болезненным, чем сожительство двух людей, которые «любят» друг друга, но как огня боятся создания настоящей семьи.

В царское время не все было так хорошо. Все плохое, что есть в мире и в России сейчас, так или иначе существовало и в царское время. А вот растления действительно было меньше, и, святость была жизненным идеалом, видимо, для большего числа людей. Что, впрочем, не мешает беречься от растления и стремиться жить христианской духовной жизнью и нам с Вами.

В результате Северной войны 1700-1721 годов была разгромлена мощная шведская армия, возвращены русские земли, захваченные Швецией в конце XVI-начале XVII веков. В устье Невы строится город Санкт-Петербург, куда в 1712 году переносится столица России. Московское государство становится в 1721 году Российской империей, во главе с императором Всероссийским.

Конечно, к созданию империи Россия шла долго, и не только победа в Северной войне способствовала этому.

Долгий путь

В начале XIII века Русь состояла из примерно 15 княжеств. Однако естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием (1237-1240). Дальнейшее объединение русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками.

В XIV веке большая часть русских земель оказалась объединена вокруг Вильны - столицы возникшего Великого княжества Литовского и Русского. В течение XIII-XV веков во владении великих литовских князей из рода Гедиминовичей оказались Городенское, Полоцкое, Витебское, Турово-Пинское, Киевское княжества, а также большая часть Черниговщины, Волынь, Подолье, Смоленщина и ряд других русских земель. Тем самым ушло в прошлое единоличное правление Рюриковичей и родовое единство Руси. Присоединение земель происходило как военным, так и мирным путём.

Конец XV - начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия и к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы.

В 1654 году к России присоединилась Левобережная Украина. Земли Правобережной Украины (без Галиции) и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году.

«Российское царство (и в понятийном, идеологическом, и в институциональном плане) имело два источника: „царство“ (ханство) Золотой Орды и византийское православное царство (империя)».

Одним из первых, кто сформулировал новую идею царской власти московских князей, был митрополит Зосима. В сочинении «Изложение пасхалии», поданном московскому собору в 1492 г., он подчеркивал, что Москва стала новым Константинополем благодаря верности Руси Богу. Сам Бог поставил Ивана III - «нового царя Константина новому граду Константину - Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя».Таким образом, Иван IV был первым царем, венчанным на царство. Это произошло 16 января 1547 года.

При Иване IV России удалось существенно расширить свои владения. В результате похода на Казань и её взятия в 1552 году она обрела среднее Поволжье, а в 1556 году со взятием Астрахани - нижнее Поволжье и выход к Каспийскому морю, что открывало новые торговые возможности с Персией, Кавказом и Средней Азией. Одновременно было разорвано стеснявшее Русь кольцо из враждебных татарских ханств, открылась дорога в Сибирь.

В. Суриков "Покорение Сибири Ермаком"

На эпоху Ивана Грозного пришлось также начало завоевания Сибири. Немногочисленный отряд казаков Ермака Тимофеевича, нанятый уральскими промышленниками Строгановыми для защиты от набегов сибирских татар, разбил войско сибирского хана Кучума и взял его столицу Кашлык. Несмотря на то, что из-за нападений татар мало кому из казаков удалось вернуться живым, распавшееся Сибирское ханство уже не восстановилось. Спустя несколько лет, царские стрельцы воеводы Воейкова подавили последнее сопротивление. Началось постепенное освоение русскими Сибири. В течение следующих десятилетий начали возникать остроги и торговые поселения: Тобольск, Верхотурье, Мангазея, Енисейск и Братск.

Российская империя

П. Жарков "Портрет Петра I"

30 августа 1721 года между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получала выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию.

Россия стала великой европейской державой. Пётр I принял от Сената титулы «Великий» и «Отец Отечества», его провозгласили императором, а Россию - империей.

Образование Российской империи сопровождалось целым рядом реформ.

Реформа государственного управления

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

На первом этапе реформы Петр I поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

Был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но! Достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, и большая часть этих доходов разворовывалась.

Культура и быт

Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Н. Неврев "Петр I"

Был предпринят ряд мер для развития просвещения: 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии ». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Петром I были созданы новые типографии.

В 1724 г. Пётр утвердил устав организуемой Академии наук, которая была открыта уже после его смерти.

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.

С. Хлебовский "Ассамблеи при Петре I"

Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу.

30 декабря 1701 г. Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т.п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству – сия то почесть свойственна царю…».

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе».

Преобразования эпохи Петра I привели к усилению российского государства, созданию современной европейской армии, развитию промышленности и распространению образования среди высших классов населения. Установилась абсолютная монархия во главе с императором, которому подчинялась также церковь (через обер-прокурора Священного Синода).