Что такое научный прогресс. Научно-технический прогресс (НТП) - это фундамент современной западной цивилизации. Виды
 транспорта и их основное назначение

Что такое научный прогресс. Научно-технический прогресс (НТП) - это фундамент современной западной цивилизации. Виды транспорта и их основное назначение

Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции1 в европейскую и мировую экономику.

Автомобильный транспорт представляет собой наиболее массовый вид транспорта. На его долю приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых перевозок.

Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара.

Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров.

Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышение коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

В отличие, например, от железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

2. Определение понятия научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Как правило, выделяют следующие направления НТП: 1. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов; 2. Комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством, включая электронизацию и компьютеризацию; 3. Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда; 4. Применение химических процессов в создании новых видов материалов и в технологии обработки предметов труда (включая биотехнологию).

Протекает НТП в двух основных формах: эволюционной, воплощающейся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой; революционной, воплощающейся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям и технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю прошлого труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

В странах, где идет переход к сокращению средней продолжительности рабочей недели, все заметнее тенденция к замедлению темпов снижения затрат живого труда (трудоемкости), т. е. к замедлению снижения доли заработной платы в себестоимости продукции.

Таким образом, НТП вызывает встречное увеличение затрат и в сферах, где создается новая техника, и в сферах, где она применяется, т. е. вызывает не только экономию общественного труда, но и рост его затрат.

Тем не менее конкурентоспособность фирмы, предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма иди предприятие должны четко понимать, для решения каких задач - стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

    Факторы, определяющие научно-технический прогресс в области эксплуатации автомобильного транспорта.

Исходя из системного представления о ТЭА как подсистеме автомобильного транспорта, необходимо выделить следующие основные факторы, которые по­влияют на развитие ТЭА в ближайшие 10-15 лет:

1. Продолжится рост автомобильного парка страны, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.

2. В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей (более 80% парка), включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня населения удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, ди­леры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.

3. Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т.п.):

· увеличение удельного веса в парке грузовых автомобилей малой грузоподъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями, что облегчает организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей;

· дальнейшая специализация грузового парка (до 60-65%), требующего организации технического обслуживания и ремонта специализированного оборудования;

· распространяющееся применение на междугородных и международных перевозках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов, к которым предъявляются повышенные требования надежности, экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.

    Диверсификация АТП, их разукрупнение, развитие предпринимательства привели к поляризации парков и сосредоточению значительного количества автомобилей на малых по размеру предприятиях, которые не располагают достаточной производственно-технической базой, персоналом, технологиями, организационными структурами, способными обеспечить в конкурентной среде требуемые уровни работоспособности своих парков.

    Виды транспорта и их основное назначение.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт

Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Водный транспорт

Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Автомобильный транспорт

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Воздушный транспорт

Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

    Автомобильный транспорт в транспортной системе Украины

Велико значение транспорта в жизни человека, он играет исключительную роль в производственном процессе. Без транспортировки и перемещений продуктов и орудий труда функционирование производства невозможно. Транспорт является составной частьию народного хозяйства страны, обслуживает все его отрасли. Там, где транспорт, там - жизнь! Самым ярким подтверждением этого является Транс-Сибирская магистраль, где вокруг колеи поселились люди и началось бурное развитие народного хозяйства. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения. Работа транспорта измеряется количеством перевезенных грузов и людей, оборотом грузов и людей в тонно- и пассажиро-километрах. Также транспорт, особенно железнодорожный, играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности государства. В Украине единая транспортная система страны, которая включает следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной, поромный, городской. Транспорт потребляет около 13% топливно-энергетических ресурсов страны, на долю железнодорожного транспорта приходится 6% электроэнергии, 17% - валового потребления дизельного топлива. Производство транспорта составляет 20% стоимости всех фондов народного хозяйства, на долю железнодорожного транспорта приходится 6,9% основных фондов страны. Сегодня активно развивается новый вид транспорта - трубопроводный. И это не удивительно, ведь он обеспечивает доставку таких жизненно необходимых современному человеку продуктов, как газ и нефть. Преимущества трубопроводного транспорта: 1) Возможность повсеместной прокладки труб; 2) Кратчайшее расстояние транспортировки; 3) Самая низкая себестоимость транспортировки; 4) Полная герметизация продуктов транспортировки; 5) Автоматизация процесса доставки; 6) Меньшие, по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения в металл. Основным недостатком трубопроводного транспорта является ограниченность грузов, которые он может транспортировать (только жидкие и газообразные, иногда на небольшие расстояния - сыпучие). Не сильно отстают от него и други виды транспорта, например автомобильный. Колоссальное увеличение количества машин на дорогах Украины заметно невооруженным глазом. Повышается не только количество машин, но и их качество: грузоподъемность, скорость, экологичность и т.д. Преимущества автомобильно транспорта: 1) Найбыстрейшая доставка грузов на короткие расстояния; 2) Широкая маневренность: доставка грузов в системе производитель-склад-потребитель не требует дополнительных перегрузок с одного транспортного средства на другое; 3) Регулярность перевозок там, где есть дороги; 4) сравнительно небольшие капиталовложения в строительство дорог. Недостатки: 1) Высокая себестоимость перевозок; 2) Негативное влияние на окружающую среду, в первую очередь из-за количества выхлопных газов. Эффективность своей работы продолжает неустанно поднимать железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог Украины непрерывно развивается и расстраивается: прокладываются новые линии, совершенствуются технологии строительства путей и вагонов с локомотивами, автоматизируются и механизируются трудоемкие операции, все шире внедряется вычислительная техника. Сегодня железнодорожный транспорт Украины обеспечивает работой более 500 тыс человек! Основные преимущества железнодорожного транспорта по сравнению с другими: 1) Независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток. Железнодорожный транспорт обспечивает регулярную, беспрерывную перевозку пассажиров и грузов в любое время дня и ночи, при любой погоде в самые отдаленные уголки нашей планеты; 2) Высокая провозная способность; 3) Способность осваивать массовые перевозки грузов и пассажиров; 4) Высокая скорость движения; 5) Короткий путь передвижения грузов и пассажиров; 6) Невысокая себестоимость перевозок (особенно при массовых на большие и средние расстояния); 7) Большая гибкость и меневренность при перевозках; 8) Наличие непрерывной рельсовой связи с подовляющим большинством крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий (внутри предприятий, связь предпрятий с основной магистралью); 9) Возможность сооружения железнодорожного полотна на любой сухопутной территории; 10) Экологичность электрифицированных линий (а таких большинство). Основным недостатком железнодорожного транспорта является потребность в больших капиталовложениях в строительство новых и реконструкцию существующих линий в основном по причине металлоемкости. Не последнее место в транспортной системе Украины занимает речной транспорт. Ведь у нас так много широких судноплавных рек: Дунай, Днепр, Южный буг, Днестр, Сиверский Донец и др. Преимущества речного транспорта: 1) Большая провозная способность на губоководных реках; 2) Низкая себестоимость перевозок; 3) Малые удельно-капитальные затраты: строить надо только порты, реки есть и так. Недостатки: 1) Несовпадение больших рек с направлениями грузопотоков; 2) Нерегулярность перевозок (зимой реки покрываются льдом); 3) Медленность перевозок. Преимущества морского транспорта: 1) Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов и пассажиров; 2) Низкая себестоимость перевозок. Основным недостатком морского транспорта является его зависимость от погодных условий. Наверно активнее всего в последнее время в мире развивается воздушный транспорт. Причем не только пассажирский, но и грузовый, военный. Постоянно создаются новые, более быстрые, безопасные самолеты все больших размеров и грузо- и пассажироемкости, совершенствуется оборудование аэропортов. Воздушный транспорт имеет такие преимущества перед другими видами транспорта: 1) Возможность перевозок во всех направлениях, в любую точки Земного шара; 2) Сравнительно невысокие капиталовложения в строительство: нужны только аэропорты, а дорогой служит воздух; 3) Очень большая скорость доставки. Основным недостатком является возможность транспортировки небольшими партиями на дальние расстояния срочных или скоропортящихся грузов из-за стоимости транспортировки.

    перспективы развития автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.

Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно увеличивается. Все больше грузов, перевозимых железнодорожным транспортом на короткие расстояния, передается на автомобильный, даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. Благодаря мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ за автомобильным транспортом утвердилась ведущая роль в транспортных работах на строительстве.

Автомобильный транспорт перевозит продукцию сельского хозяйства к станциям и пристаням, а также промышленные товары. Почти все товары и продукты розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.

Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и некоторые другие. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км).

Научно-технический прогресс – это взаимосвязанное развитие науки и техники, обусловливающее прогресс производительных сил и общества в целом.

Главный источник развития НТП заключен не в нем самом, а в сущностных силах человека. Необходимость НТП обусловлена не нуждами самой техники и технологии, она заложена в природе человека, в сущности человеческого существования. Именно люди, развивая производительные силы и меняясь под их давлением, определяют в конечном счете основные принципы и направления НТП. Современным этапом НТП является современная научно-техническая революция.

Научно-техническая революция: сущность и основные направления.

Научно-техническая революция – интенсивное качественное изменение производительных сил и общества в результате создания новых видов техники и технологий в результате применения на практике фундаментальных научных открытий.

Сущность НТР может быть выражена следующими ее чертами. Прежде всего это фундаментальные научные открытия в физике, химии, биологии, в первую очередь в физике, которая проникла в микромир и своими успехами продвинула вперед весь комплекс естественных наук. Возникли новые области знания, среди которых решающую роль стала играть кибернетика. Возникли новые отрасли: атомная энергетика, ракетная техника, радиоэлектроника. Автоматизация и кибернетизация производства составляют стержень современной НТР. В результате НТР коренным образом меняется место и роль человека в системе производства и, следовательно, содержание живого труда. Коренное изменение содержания труда влечет за собой коренное изменение всей системы общественной жизни, образа жизни в целом.

Выделяются следующие основные направления НТР:

1. По Тофлеру

Поиск новых возобновляемых источников энергии

Электронная промышленность

Космическая промышленность

Проникновение в глубины моря

Генная инженерия

2. По Беллу

Замена механической техники электронной

Миниатюризация производства

Переход к числовым методам хранения и обработки информации

Производство программного обеспечения

3. Другие источники

Автоматизация производства (безлюдное производство)

Альтернативные источники энергии

Космонавтика

Искусственные материалы с заранее заданными свойствами

Новые технологии (биотехнологии, генная инженерия)

Противоречия современного нтп.

Противоречия НТП:

Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив.

НТП позволяет человеку решить многие проблемы. Но какую цену мы платим за развитие науки и техники? Производство оказывает негативное влияние на здоровье человека, загрязняет окружающую среду. Ускорение темпов жизни ведет к нервным заболеваниям.

Уже в настоящем предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.

Злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной элиты.

Пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением социального прогресса.

От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в предстоящие десятилетия. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР ) - коренное качественное преобразование производительных сил , качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле - коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в. , на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное .

До НТР исследования учёных были на уровне вещества, далее они смогли проводить исследования на уровне атома. И когда открыли структуру атома, учёные открыли мир квантовой физики, они перешли к более глубоким знаниям в области элементарных частиц. Главное в развитии науки - это то, что развитие физики в жизни общества значительно расширило способности человека. Открытие учёных помогло человечеству по-другому взглянуть на окружающий мир, что привело к НТР .

Современная эпоха НТР наступила в -1950-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства , контроль и управление им на базе электроники ; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства .

Классификации

  1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;
  2. изобретение письменности;
  3. изобретение книгопечатания;
  4. изобретение телеграфа и телефона;
  5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  1. изобретение паровой машины в XVIII веке
  2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  3. создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство , повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления , так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

«Порох, компас, книгопечатание, - отмечает К. Маркс , - три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития». Доктор философских наук профессор Г. Н. Волков в НТР выделяет единство революции в технике - с переходом от механизации к автоматизации производственных процессов, и революции в науке - с её переориентацией на практику, целью на приложение результатов исследований к нуждам производства, в отличие от средневековой (см. Схоластика#Схоластическое воззрение на науку) .

По модели, используемой экономистом из Northwestern University (США) профессором Робертом Гордоном, первая НТР, начало которой относится к 1750 году с изобретением парового двигателя и строительством первых железных дорог, продлилась примерно до конца первой трети XIX века. Вторая НТР (1870-1900 годы), когда электричество и двигатель внутреннего сгорания были изобретены с разницей в три месяца в 1897 году. Третья НТР началась в 1960-е годы с появлением первых ЭВМ и промышленной робототехники, глобально значимой она стала в середине 90-х, когда простые пользователи массово получили доступ в интернет , её завершение относится к 2004 году .

Российский историк Л. Е. Гринин , говоря о первых двух революциях в технологическом развитии человечества, придерживается устоявшихся взглядов, выделяя аграрную и промышленную революции. Однако говоря о третьей революции, он обозначает её как кибернетическую. В его концепции кибернетическая революция состоит из двух фаз: научно-информационной фазы (развитие автоматизации, энергетики, область синтетических материалов, космос, создание средств управления, связи и информации) и завершающей фазы управляемых систем, которая по его прогнозу начнется с 2030-2040-х годов. Аграрная революция: первая фаза это переход к ручному земледелию и животноводству. Этот период начался примерно 12 - 19 тысяч лет назад, а переход к завещающему этапу аграрной революции начинается где-то 5,5 тысяч лет назад.

Также кибернетическая революция характеризуется:

Характеристики НТР

Черты НТР Составные части НТР
  • Наука: увеличение наукоёмкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  • Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  • Производство:
    • электронизация
    • комплексная автоматизация
    • перестройка энергетического хозяйства
    • производство новых материалов
    • ускоренное развитие биотехнологии
    • космизация
  • Управление: информатизация и кибернетический подход

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и изобретения

Научно-технический процесс Нового времени (далее НТП) - это стремительное развитие технологий, начавшееся в XVIII веке и продолжающееся до сегодняшнего дня. Важность технологических инноваций сложно переоценить в их влиянии на европейскую цивилизацию. Да и на всю планету.

Промышленная революция

Первая стадия НТП - это так называемая начавшаяся в Англии в середине XVIII века и продолжавшаяся до начала XX века. Эта стадия научно-технического прогресса характеризовалась, главным образом, механизацией труда, который ранее был ручным.

Пионеры с Британского острова

Традиционно считается, что НТП - это детище именно этой страны. Именно здесь уже с 1760-годов достигаются важнейшие изменения в некоторых областях и легкой, и тяжелой промышленности. К примеру, изобретение станка для пряжи привело к господству Англии на европейских, а также американских рынках тканей. Появление первого в этой стране привело к замене английского флота кораблями нового типа - скоростных и эргономичных. Это еще более закрепило и так традиционное преимущество английского флота перед остальными европейцами.

Достижения НТП проявились и в

развитии инфраструктуры. Примером может служить появление паровозов, вследствие чего страна очень скоро была опутана целой сетью железных дорог, облегчивших сообщение между различными регионами страны, торговлю между ними и так далее. Важные преобразования произошли и в тяжелой промышленность. Например, изобретение привело к существенному скачку в развитии машиностроения.

3.Научно-технический прогресс в условиях рыночной экономики

Заключение

1. Научно-технический прогресс – основа развития и интенсификации производства.

Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства» и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а в конечном счете – повышение благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах – эволюционной и революционной.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непре­рывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать, особенно на начальных его этапах, существенные экономические результаты.

На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эффективны, с другой, – создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественно нового общественного труда, более высокой производительности. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития научно-технического прогресса называется революционной. Под влиянием научно-технической революции происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Современная научно-техническая революция базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, разработкой и применением принципиально новых технологических процессов, прогрессивных материалов с заранее заданными свойствами. Все это в свою очередь способствует быстрому развитию отраслей, определяющих техническое перевооружение народного хозяйства. Таким образом, проявляется обратное влияние научно-технической революции на ускорение научно-технического прогресса. В этом взаимосвязь и взаимозависимость научно-технического прогресса и научно-технической революции .

Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства.

2. Основные направления научно-технического прогресса

Это комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства.

Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса на современном этапе является комплексная механизации и автоматизация производства. Это широкое внедрение взаимосвязанных и взаимодополняющих систем машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции.

Под термином механизация понимается главным образом вытеснение ручного труда и замена его машинным в тех звеньях, где он еще до сих пор остается (и в основных технологических операциях, и во вспомогательных, подсобных, транспортировочных, перестановочных и других трудовых операциях). Предпосылки механизации были созданы еще в период мануфактур, начало же ее связано с промышленным переворотом, который означал переход к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.

В процессе развития механизация проходила несколько этапов: от механизации основных технологических процессов, отличающихся наибольшей трудоемкостью, к механизации практически всех основных технологических процессов и частично вспомогательных работ. При этом сложилась определенная диспропорция, которая привела к тому, что только в машиностроении и металлообработке более половины рабочих сейчас занято на подсобных и вспомогательных работах.

Следующий этап развития – комплексная механизация, при которой ручной труд заменяется машинным комплексно на всех операциях технологического процесса, не только основных, но и вспомогательных. Внедрение комплексности резко повышает эффективность механизации, так как даже при высоком уровне механизации большинства операций их высокую производительность может практически нейтрализовать наличие на пред­приятии нескольких немеханизированных вспомогательных операций. Поэтому комплексная механизация в большей степени, чем некомплексная, содействует интенсификации технологических процессов и совершенствованию производства. Но и при комплексной механизации остается ручной труд.

Уровень механизации производства оценивается различными
показателями.

Коэффициент механизации производства - величина, измеряемая отношением объема продукции, выработанной с помощью машин, к общему объему продукции.

Коэффициент механизации работ - величина, измеряемая отношением количества труда (в человеко- или нормо-часах), выполненного механизированным способом, к общей сумме затрат труда на производство данного объема продукции.

Коэффициент механизации труда - величина, измеряемая отношением количества рабочих, занятых на механизированных работах, к общей численности рабочих на данном участке, предприятии. При проведении более глубокого анализа можно определить уровень механизации отдельных рабочих мест и различных видов работ как для всего предприятия в целом, так и для отдельного структурного подразделения.

В современных условиях стоит задача завершить комплексную механизацию во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер, сделать крупный шаг в автоматизации производства с переходом к цехам- и предприятиям-автоматам, к системам автоматизированного управления и проектирования.

Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают автоматизацию частичную, охватывающую отдельные операции и процессы, и комплексную, автоматизирующую весь цикл работ. В том случае, когда автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека, говорят о полной автоматизации этого процесса.

Исторически автоматизация промышленного производства. Первое возникло в 50-х годах и было связано с появлением станков-автоматов и автоматических линий для механической обработки, при этом автоматизировалось выполнение отдельных однородных операций или изготовление крупных партий одинаковых изделий. По мере развития часть подобного оборудования приобрела ограниченную способность к переналадке на выпуск однотипных изделий.

Второе направление (с начала 60-х годов) охватило такие отрасли, как химическая промышленность, металлургия, т.е. те, где реализуется непрерывная немеханическая технология. Здесь стали создаваться автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ 111), которые сначала выполняли лишь функции обработки информации, но по мере развития на них стали реализовываться и управляющие функции.

Перевод автоматизации на базу современной электронно-вычислительной техники способствовал функциональному сближению обоих направлений. Машиностроение стало осваивать станки и автоматические линии с числовым программным управлением (ЧПУ), способные обрабатывать широкую номенклатуру 1 деталей, затем появились промышленные роботы и гибкие производственные системы, управляемые АСУТП.

Организационно-техническими предпосылками автоматизации производства являются:

Потребность в совершенствовании производства и его opганизация, необходимость перехода от дискретной к непрерывной технологии;

Необходимость улучшения характера и условий труда рабочего;

Появление технологических систем, управление которыми без применения средств автоматизации невозможно из-за большой скорости реализуемых в них процессов или их сложности;

Необходимость сочетания автоматизации с другими направлениями научно-технического прогресса;

Оптимизация сложных производственных процессов только при внедрении средств автоматизации.

Уровень автоматизации характеризуется теми же показателями, что и уровень механизации: коэффициентом автоматизации производства, коэффициентом автоматизации работ и коэффициентом автоматизации труда. Расчет их аналогичен, но выполняется по автоматизированным работам.

Комплексная автоматизация производства предполагает автоматизацию всех основных и вспомогательных операций. В машиностроении создание комплексно-автоматизированных участков станков и управление ими с помощью ЭВМ позволит повысить производитель­ность труда станочников в 13 раз, сократить в семь раз число станков.

Среди направлений комплексной автоматизации – внедрение роторных и роторно-конвейерных линий, автоматических линий для массовой продукции и создание автоматизированных предприятий.

В условиях многономенклатурного комплексно-автоматизированного производства осуществляется большой объем работ по подготовке производства, для чего с основным производством функционально увязывают такие системы, как автоматизированная система научных исследований (АСНИ), системы автоматизированного проектирования конструкторских и технологических работ (САПР).

Повышение эффективности автоматизации производства предполагает:

Совершенствование методик технико-экономического анализа вариантов автоматизации конкретного объекта, обоснованный выбор наиболее эффективного проекта и конкретных средств автоматизации;

Создание условий для интенсивного использования средств автоматизации, совершенствование их обслуживания;

Повышение технико-экономических характеристик выпускаемого оборудования, используемого для автоматизации производства, особенно вычислительной техники.

Вычислительная техника все более широко применяется не только для автоматизации производства, но и в самых различных его сферах. Подобное вовлечение вычислительной и микроэлектронной техники в деятельность различных производственных систем называется компьютеризацией производства.

Компьютеризация – это основа технического перевооружения производства, необходимое условие повышения его эффективности. На базе ЭВМ и микропроцессоров создаются технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведутся проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляются информационное обслуживание, обучение и многое другое, что обеспечивает повышение общественной и индивидуальной производительности труда, создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности.

Для нормального развития и функционирования сложного народно-хозяйственного механизма необходимы постоянный обмен информацией между его звеньями, своевременная обработки большого объема данных на различных уровнях управления, что также невозможно без ЭВМ. Поэтому от уровня компьютеризации в значительной степени зависит развитие экономики.

В процессе своего развития ЭВМ прошли путь от громоздких машин на электронных лампах, общение с которыми было можно только на машинном языке, до современных ЭВМ.

Развитие ЭВМ происходит в двух основных направлениях: создание мощных многопроцессорных вычислительных систем с производительностью в десятки и сотни миллионов операций в ceкунду и создание дешевых и компактных микроЭВМ на базе микропроцессов. В рамках второго направления развивается производство персональных компьютеров, которые становятся мощным универсальным инструментом, существенно повышающим производительность интеллектуального труда специалистов различно профиля. Персональные компьютеры отличает работа в диалоговом режиме с индивидуальным пользователем; небольшие размеры и автономность функционирования; аппаратные средства базе микропроцессорной техники; универсальность, обеспечивающая ориентацию на широкий круг задач, решаемых одним пользователем при помощи технических и программных средств.

Следует отметить и такой важный элемент компьютеризации производства, как широкое распространение собственно микропроцессоров, каждый из которых ориентирован на выполнение одной или нескольких специальных задач. Встраивание таких микропроцессоров в узлы промышленного оборудования позволяет решать поставленные задачи с минимальными затратами и в оптимальном виде. Использование микропроцессорной техники для сбора информации, регистрации данных или локального управления значительно расширяет функциональные возможности промышленного оборудования.

Развитие компьютеризации вызывает потребность в разработке и создании новых средств вычислительной техники. Их характерными особенностями являются: формирование элементной базы на сверх-больших интегральных схемах; обеспечение производительности до 10 млрд. операций в секунду; наличие искусственного интеллекта, что значительно расширяет возможности ЭВМ в обработке поступающей информации; возможность общения человека с ЭВМ на естественном языке путем речевого и графического обмена информацией.

В перспективе развития компьютеризации – создание национальных и межнациональных коммуникационно-вычислительных сетей, баз данных, нового поколения спутниковых систем космической связи, что позволит облегчить доступ к информационным ресурсам. Наглядным примером служит Интернет.

Химизация производства - другое важнейшее направление научно-технического прогресса, которое предусматривает совершенствование производства в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий.

Среди основных направлений развития химизации производства можно отметить такие, как внедрение новых конструкционных и электроизоляционных материалов, расширение потребления син­тетических смол и пластмасс, реализация прогрессивных химико-технологических процессов, расширение выпуска и повсеместного применения разнообразных химических материалов, обладающих специальными свойствами (лаков, ингибиторов коррозии, химических добавок для модификации свойств промышленных материалов и совершенствования технологических процессов). Каждое из этих направлений эффективно само по себе, но наибольший эффект дает их комплексное внедрение.

Химизация производства предоставляет большие возможности для выявления внутренних резервов повышения эффективности общественного производства. Значительно расширяется сырьевая база народного хозяйства в результате более полного и комплексного использования сырьевых ресурсов, а также в результате по­лучения искусственным путем многих видов сырья, материалов, топлива, которые играют все большую роль в экономике и обеспечивают значительное повышение эффективности производства.

Например, 1 т пластмасс заменяет в среднем 5-6 т черных и цветных металлов, 2-2,5 т алюминия и резины – от 1 до 12 т натуральных волокон.

Важнейшее преимущество химизации производства – возможность значительного ускорения и интенсификации технологических процессов, реализация непрерывного хода технологического процесса, что само по себе является существенной предпосылкой для комплексной механизации и автоматизации производства, а значит, и повышения эффективности. Химико-технологические процессы все более широко реализуются на практике. Среди них электрохимические и термохимические процессы, нанесение защитных и декоративных покрытий, химическая сушка и мойка материалов и многое другое. Осуществляется химизация и в традиционных технологических процессах. Например, введение при закалке стали в охлаждающую среду полимеров (водного раствора полиакриламида) позволяет обеспечить практически полное отсутствие коррозии деталей.

Показателями уровня химизации служат: удельный вес химических методов в технологии производства данного вида продукции; удельный вес потребляемых полимерных материалов в общей стоимости производимой готовой продукции и др.

Комплексная автоматизация всех отраслей народного хозяйства на базе его электронизации – внедрение гибких производственных систем (состоящих из станка с ЧПУ, или так называемого обрабатывающего центра, ЭВМ, микропроцессорных схем, робототехнических систем и кардинально новой технологии); роторно-конвейерных линий, систем автоматизированного проектирования, промышленных роботов, средств автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

Ускоренное развитие атомной энергетики, направленное не только на строительство новых атомных электростанций с реакторами на быстрых нейтронах, но и на сооружение высокотемпературных атомных энерготехнологических установок многоцелевого назначения;

Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (коррозионной и радиационной стойкостью, жаропрочностью, устойчивостью к износу, сверхпроводимостью и др.);

Освоение принципиально новых технологий – мембранной, лазерной (для размерной и термической обработки; сварки, резки и раскроя), плазменной, вакуумной, детонационной и др.;

♦ Научно-технический прогресс (в любой его форме, как эволюционной, так и революционной) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства.

♦ Основными направлениями научно-технического прогресса являются комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

♦ Экономический эффект НТП – результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например, от загрязнения окружающей среды.

♦ Экономический эффект определяется как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает, как правило, рост прибыли в результате снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат – дополнительные капитальные вложения, обеспечивающим снижение себестоимости по лучшему варианту.

♦ В период формирования рыночной экономики научно- техническому прогрессу будет способствовать развитие здоровой конкуренции, осуществление антимонопольных мер, изменение форм собственности в направлении разгосударствления, приватизации.

Список литературы:

1. Горемыкина Т.К. Статистика промышленности: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 1999

2. Забродская Н.Г. Экономика и статистика предприятия: Учебное пособие / Н.Г. Забродская. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005

3. Красильщиков В. Ориентиры грядущего в постиндустриальном обществе, Общественные науки и современность, N2, 1993

4. Дайзард У. Наступление информационного века, [Сб. Новая технократическая волна на Западе, – М.,1986]

Используемые сайты: Научная электронная библиотека www.eLibrary.ru