Готовимся к ОГЭ по русскому языку
Учебный тренажёр и проверочный тест
по теме : «Запятая, разделяющая части сложного предложения, связанные сочинительной или подчинительной связью»
Алфимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Курбакинская СОШ»
Дорогой друг!
В этом году тебе предстоит сдавать ОГЭ по русскому языку.
Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой теоретический материал, который необходимо знать при выполнении задания 12. Второй уровень - тренажёр, с помощью которого ты можешь усовершенствовать свои умения и навыки по данной теме.
Третий уровень – проверочный тест по теме, за который ты получишь отметку.
Надеюсь, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку.
Желаю удачи!
Перейти к тесту
Перейти к тренажёру
[Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ]
Инструкция по работе с учебным тренажёром
2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс».
3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус».
4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.
Желаю удачи!
(4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.
(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.
2. сочинительной связью.
Входя в класс, (1) Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, (2) и тот спрятал его в свой портфель. На последней перемене главные враги рода человеческого, (3) Мурыгин и Мутюкин, (4) котёнка немного поискали, (5) но вскоре забыли .
3 . цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Маше сулили чин академика, (1) Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, (2) а я просто была их подругой. Мне ничего не сулили.
Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, (3) чем собственными достоинствами, (4) именно потому, (5) что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры сочинительной связью.
– Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?
– Ты прав, (3) (4) (5) и всё будет в порядке.
5. Среди предложений 6–14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
– (6)Почему же она воет?
– (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
6. Среди предложений 35–40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.
(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.
(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.
7 . сочинительной связью.
«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, (1) и я, (2) уединившись в библиотечных кулисах, (3) множил, (4) вдохновлённый похвалой, (5) свои образцы.
Благоговейная тишина, (6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, (7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!
8. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение . Укажите номер этого предложения.
(15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
9. Среди предложений 11–16 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Укажите номер этого предложения
(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.
Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всё вверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
Как ты оцениваешь свою работу
на тренажёре?
Знания отличные! Перехожу к тесту!
Было много ошибок, необходимо поработать с правилом.
Инструкция по работе с тестом
2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ.
3. Чтобы узнать свой результат, нажми на кнопку «Результат». Ты увидишь общее число верных ответов, отметку за тест и таблицу результатов по каждому вопросу.
4. Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда.
5. Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест».
Нет, (1) она не изменилась. Почти не изменилась. Во всяком случае, (2) она не хуже, (3) но и не лучше прежнего. Немного выросла по сравнению с прошлым годом, (4) но во всём остальном особенных перемен в ней нет.
2. Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.
(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя
3. подчинительной связью.
Когда у него, (1) у Веньки, (2) будет собственный сын, (3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит, (4) в чём будут ходить друзья сына, (5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку...
4. . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
– Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?
– Ты прав, (3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять, (4) а я на работе. Вот приедет моя жена, (5) и всё будет в порядке.
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать, (2) пахнущую сеном и свежим бельём, (3) и проваливаюсь, (4) как в пух.
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Приблизившись, (1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить, (2) но мать, (3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, (4) помахала рукой, (5) и я, (6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, (7) подошёл к ней.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Извиняться тебе перед ней придётся, (1) и так, (2) чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. Мы сейчас идём к ней, (3) ты извиняешься и даришь ей цветы, (4) а иначе миру между нами не бывать.
Миром с дедом внук дорожил, (5) и поэтому он понял, (6) что не миновать ему ни извинения, ( 7 ) ни цветов.
8 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В те дни, (1) о которых я рассказываю, (2) он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. Впрочем, (3) Лёшкины дразнилки были беззлобные, (4) а по-настоящему злился он, (5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, (6) а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.
9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он сидел всё в одном и том же месте, (1) около ножки кровати, (2) и, (3) когда кто-нибудь наклонялся над ним, (4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
Подведём итоги
Верных ответов
Отметка
Просмотр ошибок
Используемые материалы
Открытый Банк заданий ГИА. http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5.
Шаблон учебного тренажёра –
Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. - http://www.it- .ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=48111&all=1&page=3
Бессоюзная и союзная сочинительная связь являются одним из способов построения Без них речь бедна, ведь они дают больше информации и способны содержать в своем составе от двух и более предложений, повествующих о разных событиях.
В зависимости от количества частей сложные конструкции делятся на двух- и многочленные. В любом из вариантов элементы соединяются либо союзной связью (которая, в свою очередь, обеспечивается соответствующей частью речи), либо бессоюзной.
В зависимости от того, какие виды отношений присутствуют, сложные образования создают следующие группы:
Важно уметь различать сложные предложения и конструкции, осложненные, например, однородными сказуемыми. Как правило, в первом случае в синтаксической лексической единице находится несколько грамматических основ, тогда как во второй будет одно подлежащее и несколько сказуемых.
В данном виде лексических конструкций могут объединяться 2 простых предложения или более, которые соединены между собой интонацией и смыслом. Они могут связываться друг с другом следующими отношениями:
Бессоюзная, как и союзная сочинительная связь, в цельном соединении отделяет отдельные предложения друг от друга знаками препинания.
В сложных соединениях их части разделяются запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточиями. Запятая и точка с запятой применяются при перечислительных отношениях:
Бессоюзные конструкции чаще всего применяются для передачи большого количества информации, которая не всегда связана по смыслу.
Эти знаки применяются при следующих видах отношений между элементами синтаксической конструкции:
Предложения с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, разделяются знаками в зависимости от их смыслового соотношения.
В предложениях подобного типа используется сочинительная связь, осуществляемая при помощи сочинительных союзов. При этом между их частями могут быть:
Зачастую именно союзы и частицы поясняют, что связывает простые предложения в единую сложносочиненную конструкцию.
Конструкции, где одновременно присутствует бессоюзная и союзная сочинительная связь, встречаются довольно часто. В них могут выделяться отдельные блоки, в каждом из которых - несколько простых предложений. Внутри блоков одни элементы соединяются с другими по смыслу и разделяются знаками препинания при помощи союзов или без них. В сложном предложении с бессоюзной и союзной сочинительной связью гранью между ними являются разделительные знаки, хотя отдельные блоки по смыслу могут быть не связаны.
Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.
Виды подчинительной связи в словосочетании
Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.
Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.
Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.
Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.
Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.
Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.
В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.
Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.
Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».
В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.
Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".
Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.
Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.
Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.
При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.
Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.
Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.
Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".
Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.
Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.
Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.
Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.
Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.
Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения.
Вконтакте
Какие виды связи предложений используются в русском языке:
Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.
Основные виды сложных предложений с примерами :
Пример бессоюзной связи : Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.
Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи — показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.
Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:
Небосвод очистился от нависавших туч — и выглянуло яркое солнце.
Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.
Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей , которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.
Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.
Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи и : где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?
Примеры :
Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.
Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.
Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.
Примеры :
Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.
Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.
Имеют отношение к или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:
Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.
Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.
Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.
Существуют следующие виды связи предложений:
Характеризуется следующими признаками :
Примеры и линейные схемы предложений :
Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).
, (как…), (как…).
Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:
Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).
, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).
Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам
Приведем примеры предложения со схемами:
Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.
(Когда…),, (что…).
Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.
Конструкции могут создавать цепочку , которую можно изобразить на схеме следующим образом:
В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.
, (которые…), (что…), (чтобы…).
Возможен и другой вариант , когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.
Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.
, (когда…, (что…), и …), (что…).
В предложениях используются различные знаки препинания :
Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:
Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.
, (на который…), (когда…).
По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:
Если имеются в наличии две независимые части , то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.
Внимание! Придаточные конструкции можно заменить или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.
Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи
Виды связи в сложных предложениях
Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются . Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.