Кровавые тайны ацтеков: массовые убийства и пирамиды из костей. Человеческие жертвоприношения у ацтеков и майя

Кровавые тайны ацтеков: массовые убийства и пирамиды из костей. Человеческие жертвоприношения у ацтеков и майя

Чем меньше мы знаем о каком-то историческом периоде, чем больше в нем «белых пятен», тем чаще мы додумываем исторические факты. Древние и малоизученные цивилизации кажутся нам чем-то таинственным и загадочным, поэтому вера в историческую мистику бывает так крепка. На чем часто спекулируют различные шарлатаны.

Вот, например, ацтекам, о цивилизации которых мы недавно уже , любят приписывать магические и потусторонние способности, основанные на их кровавых ритуалах. А все из-за того, что человечество до сих пор не определилось, кем же были эти загадочные ацтеки. Развитой цивилизацией, которая просто шла по другому пути? Или примитивными язычниками, купавшимися в жертвенной крови? Попробуем разобраться.

Башня из черепов

Начнем с последних новостей. Вездесущие археологи обнаружили на территории Темпло Майор в Мехико целую . Пока ее еще полностью не раскопали, но уже понятно, что эта пирамида никак не меньше 6 метров в высоту и состоит из, как минимум, 650 черепов. Человеческих, естественно.

Причина, по которой ацтекские жрецы решили возвести такую экстравагантную пирамиду, пока до конца не ясна. Может, это была форма масштабного жертвоприношения голодным богам. А возможно, таким образом ацтеки запугивали предполагаемых врагов.

В любом случае, эта находка в очередной раз ужаснула современных людей. Индейцы Центральной Америки снова предстали перед нами, как народ, чья жестокость ужасала европейцев с самого момента знакомства с этой самобытной культурой. Чтобы понять истоки кровожадности ацтеков, нужно обратиться к истокам их верований.

Культ крови


Ацтеки верили, что жизнь каждого человека полностью зависит от воли богов, которые отождествлялись с небом и светилами. Сами боги при этом предстают перед нами крайне опасными и жестокими существами. Они, конечно, помогали людям, давали солнечный свет и дождь для урожая, но их было необходимо постоянно задабривать человеческими жертвами.

Например, бог войны Уицилопочтли, если верить легендам, сразу после своего рождения умертвил братьев и сестер, чтобы получить их кровь и жизненную силу. Такого грозного бога ацтеку боялись и уважали. А Уицилопочтли взамен даровал им воинскую доблесть и успехи в сражениях.

Жертва была необходима, так как по представлениям ацтеков, жизненная сила человеческой крови поддерживает, в том числе, и жизнь богов. Если не давать им крови, то боги сначала разгневаются, истребят всех людей, а потом сами погибнут. Таким образом, жертвоприношения были способом поддерживать существования мира как такового и существующего порядка вещей.

В эпоху правления последнего вождя ацтеков Монтесумы массовые жертвоприношения достигли таких размахов, что на его коронации были умерщвлены 12 тысяч человек. Чтобы боги, так сказать, благословили его правление. Некоторые окрестные племена, как, например, тласкаланцев, ацтеки специально держали под боком и даже давали определенную независимость, чтобы те регулярно поставляли им людей для жертвоприношений.


Иногда сам процесс ритуала был настолько жестоким, что об этом в прямом смысле слова сложно говорить. В честь бога огня Шиутекутли в Теночтитлане разводили огромный костер, в который кидали связанных пленников. Пока жертвы еще были живы жрецы вытягивали их из костра острыми крюками, взваливали себе на спины и исполняли ритуальный танец. И только потом добивали на алтаре обсидиановым ножом.

Роль политики


Интересно, что никаких данных о том, что ацтеки совершали человеческие жертвоприношения, пока были кочевым племенем и не осели на территории современной Мексики, нет.

Вероятнее всего, до появления города Теночтитлана и превращения государства ацтеков в полноценную империю, в жертву богам чаще всего приносили животных, как обычно и бывало у язычников всего мира. Возможно, человеческие жертвы и были, но только в исключительных случаях, вроде сильной засухи.

Все изменилось, когда разрушился племенной уклад жизни и появилась правящая верхушка, которая не желала делиться властью. Возникновение массовых и жутких жертвоприношений чаще всего связывают с эпохой правления тлатоани (правителя) Тисока. Тисок Чальчиутлатона правил Теночтитланом в конце XV века. По имеющимся данным именно он решил использовать древние ритуальные практики для укрепления своей власти.


Ведь это достаточно удобно. С помощью жрецов можно было расправляться с неугодными, держать в узде оппозицию и запугивать окрестные племена, которые к моменту прибытия испанцев на континент, боялись жестоких ацтеков, как огня. При этом самому Тисоку эти кровавые практики удержать власть не помогли, его отравил собственный брат Ауисотль. Но удобную и зрелищную машину жертвоприношений было уже не остановить, все преемники Тисока продолжали казнить людей в ужасающих количествах, пока сами не были захвачены испанцами.

Дикари или просто другие?


Несмотря на то, что от описания ацтекских жертвоприношений кровь стынет в жилах, вряд ли им можно что-то поставить в вину с этической точки зрения. В Европе гуманитарные идеи развивались много веков, начиная от древних Месопотамии, Египта и Греции. Индейцы Центральной и Южной Америки этого всего не знали, они существовали в совсем другой системе координат.

Да и, положа руку на сердце, вся европейская философия и гуманитарные идеи, не помешали тому же инквизитору Торквемаде поступать точно так же, как поступал Тисок. То есть, устранять политических оппонентов физически, с помощью обвинений в ереси и массовых казней. Они не мешали зверствам опричнины при Иване IV Грозном или кровавой деятельности Влада Цепеша. Поэтому отношение к ацтекам и их религиозным практиками остается исключительно личным делом каждого.


.….….
.….….
.….….
.….….


………
………
…….….….….…
.….….….….…..
………
……… …………….……
…………….……

.….….. При­ло­же­ния:
.….…..
.….….. .….….. .….…..
.….….. .….….. .….….. .….….. .….….. .….….. .….…..
.….….. .…..
.….….. .…..
.….….. .…..

1.2.1. Мифы, освя­ща­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ния и кровопускания

Самыми древними богами ацте­ков были супруги Оме­те­кутли и Оме­си­уатль (в дру­гом вари­анте мифа их звали Тона­ка­те­уктли и Тона­ка­си­уатль – «Вла­дыка нашего бытия» и «Вла­ды­чица нашей жизни»). У них роди­лось чет­веро сыно­вей, носив­ших одно имя – Тес­кат­ли­пока. Им Оме­те­кутли и Оме­си­уатль вве­рили сотво­ре­ние всех осталь­ных богов, а также мира и насе­лив­ших его народов.

Фото 1. Кецаль­ко­атль («Пер­на­тый змей»). Лист 62r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Magl. XIII . 3. Тип доку­мента: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Ита­лия . Фото 2. Шипе-Тотек («Вла­дыка со сня­той кожей»). Лист 90r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Крас­ный Тес­кат­ли­пока стал изве­стен как Шипе-Тотек. Синий Тес­кат­ли­пока отож­деств­лялся с Уици­ло­по­чтли, пле­мен­ным богом ацте­ков. Чер­ный Тес­кат­ли­пока – един­ствен­ный из всех – сохра­нил свое изна­чаль­ное имя. Функ­ции и атри­буты Белого Тес­кат­ли­поки при­нял Кецаль­ко­атль. Из четы­рех богов наи­бо­лее важ­ными счи­та­лись Кецаль­ко­атль, бла­го­де­тель чело­ве­че­ства, и Чер­ный Тес­кат­ли­пока, бог тьмы и магии. Они сопер­ни­чали друг с дру­гом, и во время их битвы за вер­хов­ную власть во Все­лен­ной были сотво­рены и раз­ру­шены четыре эпохи, кото­рые у ацте­ков назы­ва­ются Солн­цами .

Фото 3. Тес­кат­ли­пока («Дымя­ще­еся зер­кало») «в костюме пол­ко­водца с копье­ме­тал­кой в левой руке и щитом в пра­вой среди зна­ков дыма» (из ком­мен­та­рия к рисунку) . Лист 44v, фраг­мент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­мер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Вати­кана. Фото 4. Уици­ло­по­чтли («Колибри юга»). Лист 89r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Вот что гла­сит ацтек­ское сказание:

« Когда была сотво­рена пер­вая эпоха, Тес­кат­ли­пока пре­вра­тился в Солнце. Земля в то время была насе­лена гиган­тами, питав­ши­мися желу­дями, яго­дами и кореш­ками. Не в силах видеть, как его враг пра­вит Все­лен­ной, Кецаль­ко­атль взял свой посох и изгнал Тес­кат­ли­поку с неба, но побеж­ден­ный бог в порыве яро­сти пре­вра­тился в ягу­ара и уни­что­жил землю. Эта ката­строфа про­изо­шла в 4-й день Ягуара.

Кецаль­ко­атль занял место Тес­кат­ли­поки на небе и создал вто­рую эпоху мира. Миро­зда­ние начало новый отсчет, и земля была засе­лена людьми, питав­ши­мися только кед­ро­выми оре­хами. Эта эра подо­шла к концу в 4-й день Ветра, когда Тес­кат­ли­пока сверг Кецаль­ко­атля и наслал силь­ный ветер, кото­рый раз­ру­шил землю. Несколько спас­шихся людей были пре­вра­щены в обезьян.

Затем Тла­лок, Бог дождя, стал Солн­цем, но Кецаль­ко­атль наслал огонь, погло­тив­ший землю. Это было в 4-й день Дождя, и к концу его почти все люди погибли, за исклю­че­нием несколь­ких, обра­щен­ных в птиц. Нако­нец Чаль­чи­уит­ли­куэ, Богиня воды, взяла на себя обя­зан­но­сти Солнца. Но и ей повезло не больше осталь­ных. В 4-й день Воды ее Все­лен­ная была уни­что­жена пото­пом и те люди, что спас­лись, пре­вра­ти­лись в рыб» .

Фото 5. Тла­лок («Застав­ля­ю­щий расти»). Лист 44r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Для того чтобы вос­со­здать небеса и землю, про­ти­во­сто­яв­шие друг другу ранее Тес­кат­ли­пока и Кецаль­ко­атль стали дей­ство­вать вместе.

В одном из ацтек­ских мифов тво­ре­ния Кецаль­ко­атль и Тес­кат­ли­пока создают небо и землю, рас­чле­нив тело огром­ного зем­ного чудо­вища – Тлаль­те­кутли. Имя этого чудо­вища пере­во­дится как «Вла­дыка земли». Оно было дву­по­лым суще­ством. Согласно более рас­про­стра­нен­ному пред­став­ле­нию о нем, чудо­вище явля­лось боже­ством жен­ского пола. Ино­гда отож­деств­ляют с гигант­ским кро­ко­ди­лом .

В дру­гой вер­сии мифа Кецаль­ко­атль и Тес­кат­ли­пока спус­ка­ются с небес, чтобы посмот­реть на осед­лав­шего море Тлаль­те­кутли. Чудо­вище было очень про­жор­ли­вым. Оно имело огром­ную зуба­стую пасть и мно­же­ство ртов на лок­тях, коле­нях и дру­гих суста­вах. Кецаль­ко­атль и Тес­кат­ли­пока пре­вра­ти­лись в двух гигант­ских змей, кото­рые обви­лись вокруг рук и ног Тлаль­те­кутли. Потя­нув в раз­ные сто­роны, змеи разо­рвали мон­стра на две части. Верх­няя поло­вина стала зем­лей, а ниж­нюю поло­вину Кецаль­ко­атль и Тес­кат­ли­пока под­бро­сили вверх, и она стала небом. Волосы той части мон­стра, что сде­ла­лась зем­лей, пре­вра­ти­лись в дере­вья и цветы. Из кожи обра­зо­ва­лись травы и мел­кие цветы. Глаза стали род­ни­ками, ручьями и неболь­шими пеще­рами. Рот дал начало вели­ким рекам и пеще­рам, а нос – гор­ным кря­жам и доли­нам. Ино­гда по ночам можно слы­шать крики Богини Земли, жаж­ду­щей крови и сер­дец людей. Только чело­ве­че­ские жертвы могут усми­рить и успо­ко­ить Тлаль­те­кутли, заста­вить ее давать необ­хо­ди­мые для жизни людей плоды .

После сотво­ре­ния неба и земли перед богами встал вопрос о том, кто же будет жить на земле. Они решили насе­лить ее людьми. По одному из мифов, кото­рый опи­сан в «Легенде о Солн­цах» в Кодексе Чималь­по­поки (1558) , эту задачу взял на себя Кецаль­ко­атль. Он отпра­вился в Под­зем­ный мир (Микт­лан) за костями людей преды­ду­щей эпохи, чтобы сотво­рить из них новых людей.

Фото 6. Микт­лан­те­кутли («Вла­дыка Микт­лана»). Лист 79r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Спу­стив­шись в Микт­лан, Кецаль­ко­атль при­бли­зился к его хозя­ину – богу Микт­лан­те­кутли и его супруге Микт­лан­си­уатль и ска­зал им: ««Я при­шел в поис­ках дра­го­цен­ных костей, кото­рые ты охра­ня­ешь, я при­шел забрать их». Микт­лан­те­кутли ему отве­тил: «Что ты будешь с ними делать, Кецаль­ко­атль?» И еще раз ска­зал |Кецаль­ко­атль|: «Оза­бо­чены боги тем, кто будет жить на земле»». Микт­лан­те­кутли пообе­щал отдать кости, только если Кецаль­ко­атль спра­вится с его зада­нием. Кецаль­ко­атль его успешно выпол­нил. Но Микт­лан­те­кутли пере­ду­мал. Кецаль­ко­атлю ничего не оста­ва­лось, как про­сто увя­зать кости в узел и уйти с ними.

Фото 7. Сиуа­ко­атль («Женщина-змея»). Лист 45r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

Тогда Микт­лан­те­кутли послал богов выко­пать яму на пути Кецаль­ко­атля, в кото­рую тот упал замертво, но вскоре вос­крес. Собрав рас­сы­пав­ши­еся кости, он поспе­шил в Тамо­ан­чан («Место Облач­ного Неба»). (По одной из вер­сий, запи­сан­ной в Кодексе Теллериано-Ременсис, Тамо­ан­чан – это место, где боги были созданы, Зем­ной Рай, где «росли их розы». Там боги жили до того, как Тона­ка­те­уктли, Вла­дыка Рая, «сбро­сил их с того места». «Так одни при­шли на землю, а дру­гие – в пре­ис­под­нюю».) Там Сиуа­ко­атль «пере­мо­лола их и затем поме­стила в дра­го­цен­ный сосуд». «Из сво­его дето­род­ного органа Кецаль­ко­атль про­лил над ним свою свя­щен­ную кровь. И осталь­ные боги совер­шили там само­ис­тя­за­ние… И они ска­зали: «О боги, роди­лись масе­уали . Ведь из-за нас совер­шили само­ис­тя­за­ние |боги|». Слово «масе­уали», или в дру­гой тран­скрип­ции – «масе­гу­алы» в раз­ных изда­ниях пере­во­дится по-разному: «само­ис­тя­за­ние заслу­жив­шие» и «заслу­жен­ные пока­я­нием». Но в любом вари­анте этот послед­ний пас­саж мифа о сотво­ре­нии людей ука­зы­вает на обя­зан­ность чело­века отда­вать долг богам той же моне­той – жерт­во­вать им свою кровь.

В Тамо­ан­чане люди были созданы до того, как появи­лось Пятое Солнце – солнце (эпоха), при кото­ром жили ацтеки и кото­рое назы­ва­лось Науи Оллин (4 Дви­же­ние). Оно появи­лось в Тео­ти­уа­кане, упав в огонь его боже­ствен­ного очага, кото­рый горел четыре года. «До того как оно стало солн­цем, его звали Нана­у­атль, он был из Тамо­ан­чана». (Нана­у­атль, у науа бог-сифилитик, был, по одной из вер­сий, сыном Кецаль­ко­атля.) Его позвали к себе Тона­ка­те­уктли, Вла­дыка нашей плоти, и Шиуте­кутли (Бог огня и вул­ка­нов), Вла­дыка года, и ска­зали: «Отныне ты будешь охра­нять небо и землю». Туда позвали также Науи-Текпатля: этот стал Меся­цем. (Науи-Текпатль (4 Тек­патль) – кален­дар­ное имя Вла­дыки Рако­вин (Теку­си­с­те­катля), кото­рый, по одной из вер­сий, был сыном Тла­лока.) На Науи-Текпатля ука­зали Тона­ка­те­уктли, Вла­дыка Рая, и Напа­те­уктли, Четы­ре­жды Вла­дыка, – один из тла­ло­ков, богов гор­ных вер­шин, вод, дождя и уро­жая. После этого стал поститься Нана­у­атль. Он взял свои шипы и свои ветви дерева акшой­атля (acxoyatl) и пер­вым совер­шил жерт­вен­ное кровопускание.

« Затем совер­шил жерт­во­при­но­ше­ние Месяц: его вет­вями были бога­тые перья кецаля, а его шипы были из жаде­ита, и он совер­шил бла­го­вон­ное вос­ку­ре­ние. Через четыре дня рас­кра­сили белой крас­кой и укра­сили перьями Нана­у­атля; затем он отпра­вился бро­ситься в огонь. Науи-Текпатль тем вре­ме­нем дро­жал от холода, |отчего зубы его сту­чали, словно| он играл на барабане.

Нана­у­атль бро­сился в огнь, а Месяц, хоть и бро­сился сразу после него, – |попал| только в пепел. Когда тот |Нана­у­атль| отпра­вился |в огонь|, только орел смог его под­хва­тить и уне­сти. <…>

Как только он достиг неба, ему немед­ленно при­ня­лись ока­зы­вать мило­сти Тона­ка­те­уктли и Тона­ка­си­уатль . Они уса­дили его на трон из перьев кечолли и повя­зали голову крас­ной лен­той. Затем он задер­жался на небе четыре дня; нако­нец, он оста­но­вился там в день Наоллин.

Четыре дня он про­вел без дви­же­ния, пре­бы­вая в покое. Боги сказали:

– Почему он не движется?

После этого они послали Ицлотли , Обси­ди­а­но­вого Яст­реба, чтобы он отпра­вился пого­во­рить и спро­сить Солнце. Он ска­зал ему:

– Боги гово­рят: спроси у него, почему он не движется.

Солнце отве­тило:

– Потому что я тре­бую своей крови и сво­его господства».

Богам это не понра­ви­лось, и они попы­та­лись силой заста­вить Солнце дви­гаться. Однако в резуль­тате пятеро из них погибли в Теотиуакане.

Только после того как они, «нако­нец, совер­шили ему жерт­во­при­но­ше­ние», Солнце при­шло в дви­же­ние и насту­пил вечер.

По дру­гой вер­сии этого мифа, кото­рая изла­га­ется Бер­нар­дино де Саа­гу­ном во Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии (Фло­рен­тий­ском кодексе) , боги, уви­дев, что взо­шед­шее над зем­лей Солнце оста­ется непо­движ­ным, ска­зали: «Умрем все и своей смер­тью вос­кре­сим Солнце». «И тут же ветер при­нялся уби­вать всех богов и убил их». «И гово­рят, что хоть и умерли боги, но от этого не сдви­ну­лось Солнце, и тогда под­нялся силь­ный и рез­кий ветер. И это он сдви­нул его, чтобы оно сле­до­вало своим путем». Здесь под вет­ром, видимо, под­ра­зу­ме­ва­ется Кецаль­ко­атль в ипо­стаси Эекатля, Бога Ветра. В своем изло­же­нии мифа аме­ри­кан­ский спе­ци­а­лист по доко­лум­бо­вым куль­ту­рам Месо­аме­рики Карла Таубе (Karl Taube, род. в 1957 г.), допол­няет его подроб­но­стями, веро­ятно, взя­тыми из еще одного его вари­анта. «Кет­цаль­ко­атль жерт­вен­ным ножом мето­дично выре­зал сердца осталь­ных богов. Накидки и укра­ше­ния мерт­вых богов сво­ра­чи­вали в свя­щен­ные свертки, кото­рые затем стали пред­ме­том покло­не­ния людей, – пишет он. – Так, умерщ­вле­нием богов в Тео­ти­уа­кане было создано Солнце Дви­же­ния, или Науи Оллин. Боги при­несли себя в жертву, и поэтому люди тоже должны жерт­во­вать свои сердца и свою кровь, чтобы пятое Солнце не оста­но­ви­лось» .

Как у пред­ше­ству­ю­щих солнц, конец Пятого Солнца был пред­опре­де­лен. В год, закан­чи­ва­ю­щийся 4-м днем Дви­же­ния, мир дол­жен был быть раз­ру­шен зем­ле­тря­се­нием . (Счи­та­ется, что эра Пятого Солнца при­шла к концу в день лет­него солн­це­сто­я­ния в Южном полу­ша­рии – 23 декабря 2012 г. , а зна­чит, мы живем в эру Шестого Солнца.)

Фото 8 . Жерт­вен­ный камень («Камень Солнца») с изоб­ра­же­нием четы­рех эр и кален­даря. Раз­меры: диа­метр 3,60 м, тол­щина 1,22 м. Вес: 24 т. Мате­риал: базальт. Время созда­ния: около 1479 г. Рас­по­ло­же­ние: хра­мо­вый ком­плекс Тено­чтит­лана. Место и время находки: 17 декабря 1790 г., пло­щадь Сокало в цен­тре Мехико. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мексика

Эра в ацтек­ском кален­даре состо­яла из 100 веков по 52 года. По завер­ше­нии каж­дого века, согласно мифам о миро­зда­нии, миру угро­жала опас­ность быть уни­что­жен­ным. В пять послед­них дней века мог насту­пить конец света, когда звезды и пла­неты пре­вра­тятся в чудо­вищ, кото­рые погло­тят все чело­ве­че­ство, и когда зем­ле­тря­се­ние уни­что­жит Солнце. Никто не мог быть уве­рен, что Солнце снова взой­дет и мир будет в без­опас­но­сти в тече­ние сле­ду­ю­щих 52 лет. Поэтому в конце 52-летнего цикла жрецы совер­шали реша­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ния во время празд­ника свя­зы­ва­ния годов.

С наступ­ле­нием вечера послед­него дня жрецы обла­ча­лись в оде­я­ния богов и про­цес­сией дви­га­лись от Вели­кого храма в городе Тено­чтит­лане до потух­шего вул­кана, назы­ва­е­мого Хол­мом звезды. На его вер­шине стоял храм, гос­под­ство­вав­ший над всей доли­ной. Здесь жрецы-астрономы оста­нав­ли­ва­лись и наблю­дали за дви­же­нием звезды Аль­ци­оны из скоп­ле­ния Плеяд. У под­но­жия вул­кана огром­ная толпа в вол­не­нии ожи­дала ново­стей. В тот момент, когда звезда дости­гала сво­его зенита, жрецы на вер­шине вул­кана хва­тали свя­щен­ную жертву и укла­ды­вали ее на спину на алтаре. На грудь поме­щали дощечку для раз­жи­га­ния огня. Вер­хов­ный жрец брал в руки палочку и вра­щал ее на дощечке до тех пор, пока дерево не начи­нало тлеть. Сердце жертвы выры­вали из груди и бро­сали в огонь, а жрецы раз­ду­вали огонь до тех пор, пока этот «маяк» не ста­но­вился виден из каж­дого уголка долины. Гонцы из всех близ­ле­жа­щих горо­дов опус­кали сос­но­вые факелы в Новый огонь и спе­шили снова зажечь огни в каж­дом мест­ном храме. Одна­жды зажжен­ному, этому огню не давали угас­нуть до окон­ча­ния 52-летнего цикла. На сле­ду­ю­щий день устра­и­ва­лись празд­не­ства и совер­ша­лись жерт­во­при­но­ше­ния . (Подроб­нее см.: « ».)

Таким обра­зом, нетрудно заме­тить, что ацтек­ские мифы в их позд­них вари­ан­тах, кото­рые дошли до нас в изло­же­нии испан­ских авто­ров, были при­званы объ­яс­нять важ­ность и неиз­беж­ность чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний и кро­во­пус­ка­ний их необ­хо­ди­мо­стью для под­дер­жа­ния жизни богов и сохра­не­ния миро­зда­ния. При этом мифы моти­ви­ро­вали людей посту­пать так же, как боги, кото­рые пожерт­во­вали своей жиз­нью и кро­вью для того, чтобы Солнце смогло начать свое дви­же­ние по небу, Все­лен­ная могла суще­ство­вать и чело­ве­че­ство воз­ро­ди­лось. А мифы как часть уст­ной тра­ди­ции пере­да­ва­лись из поко­ле­ния в поко­ле­ние, сле­до­ва­тельно, их посту­латы прочно укреп­ля­лись в созна­нии народа.

Фран­цуз­ский антро­по­лог, спе­ци­а­лист по доко­лум­бо­вым куль­ту­рам Месо­аме­рики Жак Сустель (1912 – 1990) счи­тает, что само­по­жерт­во­ва­ние богов, их смерть, в резуль­тате кото­рой Солнце полу­чило жизнь, «было нача­лом гран­ди­оз­ной драмы, в кото­рой чело­ве­че­ство при­няло на себя роль богов». В своей книге «Ацтеки. Воин­ствен­ные под­дан­ные Мон­те­сумы» он пишет:

« Чтобы Солнце про­дол­жало свой путь по небу, а тьма не погло­тила мир навсе­гда, необ­хо­димо было каж­дый день кор­мить его пищей, «дра­го­цен­ной водой» (чаль­чи­уатль ), то есть чело­ве­че­ской кро­вью. Жерт­во­при­но­ше­ние было свя­щен­ной обя­зан­но­стью по отно­ше­нию к Солнцу и необ­хо­ди­мо­стью ради блага людей: без него сама жизнь в мире оста­но­ви­лась бы. Вся­кий раз, когда на вер­шине пира­миды жрец под­ни­мал вверх кро­во­то­ча­щее чело­ве­че­ское сердце, а затем поме­щал его в куа­у­ши­калли, бед­ствие, посто­янно гро­зив­шее обру­шиться на мир, откла­ды­ва­лось в оче­ред­ной раз. Чело­ве­че­ская жертва была алхи­мией, посред­ством кото­рой жизнь дела­лась из смерти, а боги сами подали такой при­мер в пер­вый день созда­ния мира.
Что каса­ется чело­века, его пер­вей­шей обя­зан­но­стью было обес­пе­чи­вать про­пи­та­ние «нашей матери и нашему отцу, Земле и Солнцу», а укло­не­ние от этого озна­чало пре­да­тель­ство по отно­ше­нию к богам и в то же самое время ко всему чело­ве­че­ству, так как все то, что было верно для Солнца, было также верно и для Земли, дождя, роста и всех сил при­роды. Ничто не рож­да­лось и ничто не выжило бы без крови жертв» .

По мне­нию археолога-месоамериканиста Джона Пола (США), «ацтеки не исполь­зо­вали тер­мин «чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние» и не счи­тали свои риту­аль­ные дей­ствия каким-либо обра­зом свя­зан­ными с такой прак­ти­кой, как это было им при­пи­сано евро­пей­цами». «Для них это был nextlaualli https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC).

Все мы знаем о том, что когда-то, еще до Колумба, на территории нынешней Мексики жило и процветало племя, а впоследствии и целая цивилизация Ацтеков с богатой мифологией и культурным наследием. Знаем мы и об их истории, которая трагически закончилась с приходом испанского конкистадора Кортеса… Но я хочу рассказать о нескольких интересных фактах об ацтеках, об их обычаях и социальных принципах этих людей.

Сначала немного о рабстве. Оно было личным, и не передавалось по наследству, то есть потомки раба были свободны. Раб и сам мог иметь собственность и даже своих рабов. Рабов могли освободить, если они доказывали, что с ними жестоко обращались. Их также могли отпустить, если раб был в браке с хозяином или у них были общие дети (что тоже было возможным). После смерти хозяина те рабы, которые работали лучше других, освобождались.

Был и такой способ освобождения раба: если на базаре рабу удавалось уйти от наблюдения хозяина, выбежать за пределы базара и наступить на экскременты человека, судьи могли освободить его. По той причине, что человека могли назвать рабом, если он пытался предотвратить побег раба (исключение - только родственники владельца), никто обычно не помогал хозяину поймать своего раба. Объяснялся этот обычай отпускать раба, наступившего в фекалии довольно просто - ацтеки были патологическими чистюлями. Испанцы, прибывшие в столицу ацтеков, были потрясены тем фактом, что в центре города полностью отсутствует мусор. Даже трава, пробивавшаяся между каменными плитами, тщательно выпалывалась. Таким образом, найти где-то возле базара человеческие экскременты, как вы понимаете, было крайне затруднительно) В Европе, кстати, в то время нормальным явлением было выливать содержимое ночных горшков прямо на улицу из окон.

Продать раба без его согласия можно было лишь в случаях, когда раб объявлялся непослушным. В остальных случаях раб сам решал, продавать его или нет. Непослушные рабы носили деревянные кандалы на шее, которые демонстрировали всем непослушание раба и одновременно усложняло его побег. Любой ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренный к смерти убийца мог стать рабом вдовы убитого при ее желанию. Должников, не платящих долги, тоже могли стать рабами. Что меня очень удивило, так это то, что ацтеки могли по собственному желанию объявлять себя рабами! Были и такие. Их преимущество перед другими состояло в том, что они могли находиться на свободе как угодно долго, после чего самовольно шли к новому владельцу.

Ацтекам запрещалось пить крепкий алкоголь до семидесяти (!) лет, а нарушение этого запрета каралось смертью. Ацтеки были заядлыми игроками в мяч. На кон ставили наложниц и даже целые города. Иногда и собственную свободу, рискуя стать рабами. Ритуальная игра в мяч (напоминает лакросс) оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей.

Девушек обучали главным образом домашним ремеслам и принципам воспитания детей, писать и читать их не учили.

К 15 веку Теночтитлан (столица ацтекского государства) был крупнейшим городом на планете, сопоставимый разве что с Константинополем.

Ацтеки выращивали зерновые и садовые культуры на специально созданных для этого плавучих островах . Зерна какао использовались ацтеками в качестве валюты.

Ацтеки были прирожденным торговцами и приносили огромный экономический рост всем захваченным городам! Они входили в торговую систему империи и извлекали огромную выгоду от обмена товарами.

Все пути между городами были оборудованы “удобствами” для того, чтобы путникам не приходилось оправляться на дороге. Кроме того, имелся и информационное соединение - существовали специальные люди - гонцы пайнани, ежедневно курсирующие между городами и разносившие новости.

Кадр из фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис».


Во времена правления императора Тлэкэелеля в ацтекской империи верховным божеством был провозглашен Уицилопочтли, почитаемый как бог солнца и бог войны. Широко распространенными стали ритуалы с человеческими жертвоприношениями, и многочисленные кровавые обряды унесли жизни сотен тысяч людей. Современным учёным известно, как проходили некоторые из этих страшных ритуалов. Войны ацтеков для захвата пленников

Жуткий ритуал ацтеков: войны для захвата пленников.


Ненасытным богам требовались все новые и новые жертвы, и уже стало не хватало пленников для принесения в жертву. Тогда ацтеки договорились с правителями соседнего города-государства Тласкала о том, что они будут вести между собой войны лишь с целью захвата пленников. Теперь, когда сражение заканчивалось, воины побежденной армии понимали, какая участь их ждет, но, тем не менее, безропотно подчинялись врагу.
Добровольное сомопожертвование

Жуткий ритуал ацтеков: добровольное принесение себя в жертву.


У ацтеков считалось за честь быть принесенными в жертву богам. На жертвенный алтарь добровольно приносили свои жизни пленники, преступники и должники. Пленные ацтеки, которых испанцы однажды собрались отпустить, пришли от этого в ярость, поскольку их лишали возможности достойно умереть. Проститутки также жертвовали собой в честь Богини любви. В периоды длительных засух многие были вынуждены продавать своих детей в рабство, получая за них 400 кукурузных початков. Детей, которые плохо работали, хозяева имели право перепродать. А дважды перепроданный раб уже вполне мог быть отправлен на жертвенный алтарь.
Праздник Тошкатль

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Тошкатль.


Праздник Тошкатль (от слова toxcahuia – засуха) в честь бога Тескатлипоки проводился в пятом месяце ацтекского календаря в честь собранного урожая и был призван обеспечить хороший урожай в будущем. За год до праздника выбирали молодого красивого юношу, обычно из числа пленных воинов, которого надлежало весь следующий год почитать почти, как бога. Избранник жил во дворце, учился пению, игре на флейте, ораторскому искусству. А в день праздника на вершине пирамиды совершался ритуальный обряд - на длинном жертвенном камне жрецы вскрывали несчастному грудную клетку, вырывали бьющееся сердце, а тело сбрасывали вниз толпе, где его обезглавливали. И начиналось празднество, сопровождающееся поеданием мяса жертвы и танцами.
Жертвоприношения на камне

Жуткий ритуал ацтеков: человеческое жертвоприношение.


Обычно эта церемония совершалась на длинном жертвенном камне на вершине пирамиды. Жертву укладывали на камень, жрец вскрывал грудную клетку и вырывал из нее еще бьющееся сердце. Затем сердце разрывали на куски и укладывали на жертвенник, в дальнейшем его съедали жрецы. Cамо же тело сбрасывали с пирамиды вниз, там его обезглавливали, расчленяли, а из мяса готовили блюда для предстоящего пиршества.
Ритуальное людоедство

Жуткий ритуал ацтеков: людоедство.


Мясо жертв использовали для приготовления различных блюд для жрецов и знати. Чаще всего готовили мясо, запеченное с кукурузой. Кости шли на изготовление инструментов, оружия, предметов домашней утвари. Рецепт одного из таких блюд - супа позоле, который готовили для императора из бедра жертвы, - дошёл до наших дней, только сейчас для его приготовления используют свинину. Заменить человеческое мясо на свинину ацтеков заставили христиане.
Массовое жертвоприношение в Теночтитлане

Жуткий ритуал ацтеков: массовое жертвоприношение в Теночтитлане.


Во времена правления ацтеков в Мексике каждый год приносилось в жертву около 250 тысяч человек. Но самое массовое из известных жертвоприношений было совершено на праздновании завершения строительства Великой Пирамиды в Теночтитлане. Много лет строился этот священный храм, и 1487 году он был возведен. За 4 дня празднования убили невероятно большое число людей – 84 тысячи.
Праздник Сдирания кожи с людей

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Сдирания кожи с людей.


Тлакашипеуалицтли – один из самых страшных ацтекских праздников, проводимых в честь бога Шипе-Тотека, “господина- без-кожи”. За 40 дней до начала праздника выбирали несколько пленных воинов и рабов, одевали их в дорогие одежды, и жили они после этого в роскоши, но только 40 дней. А в первый день праздника, длящегося 20 дней, происходило массовое жертвоприношение, во время которого с них живьем сдирали кожу. Первый день был полностью занят снятием кожи, а второй - расчленением тел. Тела в дальнейшем поедались, а кожу в течение 20 дней носили на себе жрецы, после чего ее отдавали им на хранение, и жрецы использовали ее во время своих ритуальных плясок.
Гладиаторские бои

Жуткий ритуал ацтеков: гладиаторские бои.


Во время праздника Снятия кожи некоторым жертвам давали шанс спастись. Для этого им нужно было победить вооруженных до зубов знаменитых ацтекских воинов, имея в руках всего лишь деревянный меч, что, конечно, не давало им ни малейшего шанса на победу. Бои проходили на круглом жертвенном камне Темалакатль. Но согласно легенде, одному из пленников все же удалось, убив 8 воинов, одержать победу в этом бою. Ацтеки были настолько поражены таким исходом, что победителю в качестве награды предложили командовать армией. Но он их предложение не принял, посчитав его оскорбительным для себя, и предпочел достойно умереть, будучи принесенным в жертву богам.
Отношение ацтеков к близнецам

Жуткий ритуал ацтеков: отношение ацтеков к близнецам.


Ацтеки очень неоднозначно относились к близнецам. В одних мифах они представлены, как герои или даже божества, а в других - как жуткие убийцы. Однако в реальной жизни к близнецам однозначно относились с отвращением, считая их уродами. Покровителем близнецов считался бог Шолотль, бог грозы и смерти, который, имея очень неприятную внешность, сам был одним из двух богов-близнецов. Считалось, что рождение близнецов представляет собой угрозу жизни для их родителей. Поэтому зачастую в живых оставляли лишь одного из близнецов, а второго отдавали в качестве жертвы богам.
Жертвоприношения детей

Жуткий ритуал ацтеков: жертвоприношения детей.


Ацтеки в угоду своей религии не щадили даже детей. В одном из храмов в честь бога Тлалоку, управляющего силами дождя, грома и молний, во время засухи совершался самый ужасный ритуал. Для того, чтобы вымолить у бога дождь, в храм в качестве жертв приводили детей и убивали их там. Многие из детей не хотели идти и громко плакали, поднимаясь по лестнице на вершину храма. Тех, кто не плакал сам, заставляли это делать, поскольку их плач был необходимой частью ритуала. На вершине пирамиды детям отрезали головы, а их тела вывозили за город и хранили в специальной яме под открытым небом. Это делали, чтобы на них тоже мог пролиться благодатный дождь.


И в продолжение темы ещё 24 факта об ацтеках, ставших последней из великих индейских цивилизаций .

Это произошло в 1256 году. Уставшие, пропахшие пылью прерий воины испили воды из родника и поднялись на скалу. Перед ними, во всей красе, раскинулось озеро Тескоко. Успокаивающий, ласкающий глаз пейзаж благодатно сказался на истосковавшихся по осёдлой жизни душах странников.

Их суровые лица, как по команде, повернулись в сторону бога Уицилопочтли. Владыка небес благосклонно опустил веки. Он триста лет вёл за собой по землям Северо-Американского континента сильный и мужественный народ. Пора было отдохнуть.

Такова легенда, которая объясняет появление неизвестного индейского племени у берегов озера Тескоко. Чужестранцы назвались ацтеками , сказали, что пришли из северной страны Астлан и заселили два близлежащих острова. На них они построили свой первый город Тлателолько.

В то время, в бассейне озера Тескоко существовало несколько городов-государств. Самым сильным из них был город Аскапоцалько, который проводил агрессивную военную политику по отношению к другим народностям, проживающим в этом регионе.

Ацтеки признали власть правителя Аскапоцалько и долгое время находились у него на службе. Они вели непрерывные войны, завоёвывали для своего покровителя новые земли, но такая жизнь их не ослабила.

К 1325 году ацтеки создали на озере огромный искусственный остров из ила. На нём была заложена столица будущей могучей империи - город Теночтитлан .

Быть в положении вассалов - для любого народа унизительно и бесперспективно. Но среди ацтекских вождей постоянно шли ссоры и раздоры, не способствующие единению этого воинственного народа. В 1376 году верховным вождём становится Акамапичтли (1376-1395) и железной рукой наводит порядок. Именно при нём был заложен фундамент объединения трёх городов-государств.

Уже после его смерти создаётся военный союз, в который входят ацтеки, жители города Тлакопан тепанеки и жители города Тескоко акольхуа. В 1428 году они совместными силами выступают против города Аскапоцалько и завоёвывают его.

Союз трёх племён выбирает Верховный Совет, который является высшим руководящим органом этого нового государственного образования. В нём ацтеки отвечают за внешнюю политику, тепанеки за торговлю, а жители Тескоко берут на себя законодательные функции.

Главную задачу ацтеки видят в непрерывных войнах. Они выступают против народа отоми, который живёт севернее, и покоряют его. Затем наступает очередь уастеков и тотонаков на востоке. Овладев Мексиканским заливом, обращают взоры на запад.

Там живут племена тарасками. Они оказывают захватчикам яростное сопротивление, но в конце концов складывают оружие и сдаются на милость победителей. Та же участь ждёт и народы юга. Обосновавшиеся здесь сапотеки и миштеки признают власть коалиции, которая к началу шестнадцатого века превращается в огромную империю Её границы простираются от берегов Тихого океана до вод Мексиканского залива, на севере доходят до современного города Эль-Пасо, а на юге до Гватемалы.

Единственный народ, который отразил все атаки завоевателей и отстоял свою независимость был мужественный народ пурепеча. Больше, на всём Северно-Американском континенте, у ацтеков не нашлось достойных противников.

Впрочем, покорённые племена не испытывали непосильный гнёт со стороны победителей, а даже наоборот - их благосостояние значительно улучшилось после того, как они признали власть ацтеков и их союзников.

В союзе трёх городов-государств ацтеки быстро заняли доминирующее положение. Особенно оно укрепилось при правлении Монтесумы I (1440-1469).

Высший пост в империи не передавался по наследству. Очередной правитель выбирался на Верховном Совете и имел титул тлатоани - «Великий Оратор», но как правило, сын сменял отца на этом посту.

На необъятных просторах своей империи ацтеки разумно обустроили жизнь подданных. Этому свидетельствует хотя бы тот факт, что население увеличилось за сто лет в два раза. К началу XVI века оно приближалось к двадцати миллионам человек. Цифра по тем временам астрономическая.

Население городов тоже впечатляет. В Теночтитлане жило 300 000 человек, в Тлателолько 80 000 человек. Город Тлакопан насчитывал 150 000 жителей, Тескоко 120 000. В остальных городах проживало от 15 000 до 50 000 человек.

Большие пространства и отдалённые города нуждаются в хороших коммуникациях. Ацтеки блестяще решили этот вопрос. Прекрасные охраняемые дороги протянулись во все уголки империи. Через каждые пятнадцать километров на них были оборудованы места отдыха. Любой гражданин государства мог пройти пешком из одного конца страны в другой, чувствуя себя в абсолютной безопасности и не испытывая дискомфорта от долгого путешествия.

Столица империи Теночтитлан утопал в роскоши. Он был поделён на четыре района: Теопан, Мойотлан, Куэопан и Астакалько. В центре каждого был построен храм главному богу ацтеков Уицилопочтли. Прямые как стрела магистрали уходили из этих районов в разные концы необъятной державы. По ним непрерывно сновали гонцы, шли торговцы, простой народ спешил по делам в город - жизнь кипела во всём своём многообразии.


Развалины
пирамиды
ацтеков

Рядом с главным храмом бога Уицилопочтли (огромной пирамидой высотой 35 метров) находился по истине необъятный рынок. Он мог вместить одновременно 50 тысяч человек. Здесь люди могли приобрести практически любые товары. Деньгами служили бобы какао и костяные трубки, наполненные золотым песком.

По тому, как был одет человек, легко можно было определить к какой социальной прослойке населения он относится. Земледельцы и ремесленники носили белые одежды, купцы перепоясывались широкими кушаками с красивой вышивкой. Меха и добротные разноцветные ткани являлись прерогативой состоятельных людей. Высшим шиком считались лёгкие и изящные платья из перьев. Жречество вело себя скромно и носило чёрные мантии.

Ацтеки не знали железа. Режущие инструменты они изготавливали из пластин обсидиана. Их они которые заостряли и делали острыми, как бритва. Им также не было известно колесо, а лошадей не видели вплоть до шестнадцатого века. Груз переносили либо на спине и плечах, либо использовали лам.

У этого индейского народа не плохо была развита медицина, на должном уровне находилась астрономия. Имелась и письменность, представлявшая из себя набор иероглифов. Большое внимание уделялось воспитанию и образованию молодого поколения. Преступности практически не было, так как с нарушителями порядка расправлялись мгновенно и жестоко.

На первый взгляд может показаться, что любой гражданин этого могучего государства, с разумным правлением и неустанной заботой о своих подданных, мог прожить всю жизнь в безмятежном спокойствии и тихо почить в глубокой старости с улыбкой умиротворения на устах. Но непонятные события, имевшие место в конце второго десятилетия XVI века, наводят на определённые размышления и вызывают ряд недоумённых вопросов.

В 1519 году на земли империи ступил отряд испанских конкистадоров. Возглавлял их Эрнандо Кортес (1485-1547). Насчитывало это воинское подразделение всего 508 солдат. Быстрым маршем, практически нигде не встречая сопротивления, подданные короля Испании уже Восьмого Ноября 1519 года подошли к Теночтитлану. Ворота столицы распахнулись перед ними, и, уставшие после долгого перехода солдаты, оказались во дворце правителя могучего государства.

Правитель инков Монтесума II (1466-1520) безропотно покоряется захватчикам. Нет даже намёка на сопротивление - наоборот, верховный владыка начинает яро призывать подданных признать власть бледнолицых людей.

Что это: расстройство психики, болезненно развитое чувство религиозности, заставившее увидеть в испанцах богов, сошедших с неба, или патологическая трусость и неспособность организовать сопротивление врагу.

Пусть Монтесума II не смог мобилизовать свою волю и решительность, но ведь он же был не один. Его окружали придворные, воины, жрецы - огромное количество самых разных людей, среди которых не могло не быть мужественных и смелых патриотов отечества. Однако никто из знати не стал выступать против конкистадоров.

Те же, почувствовав безнаказанность, быстро освоились и стали вести себя нагло и агрессивно по отношению к жителям столицы. Они грабят, насилуют женщин, убивают. Скоро и пятилетнему ребёнку становится ясно, что никакие это не боги, а банальные мародёры.

Но знать безмолвствует, и тогда простой народ стихийно восстаёт, убивает Монтесума II и изгоняет захватчиков из города. Правда победа была недолгой. Эрнандо Кортес назначает нового императора. Это Куитлаулак, брат убитого. Он также безропотен и послушен.

Гнев простолюдинов утихает, и новоиспечённый император, в августе 1521 года, с триумфом въезжает в Теночтитлан, в окружении всё тех же конкистадоров. Ситуация возвращается на круги своя.

По приказу Эрнандо Кортеса Куитлаулаку казнят и ставят на престол совсем уже юного отпрыска знатной фамилии Куаутемоку. Параллельно с перетасовкой вышестоящих кадров, идёт планомерное разграбление всей империи. На руку испанцам так же то, что в провинциях восстают, покорённые ацтеками племена.

Проходит три года, и от могучего государства ничего не остаётся. В 1525 году двадцатидвухлетнего Куаутемоку убивают: он больше не нужен Кортесу. Великая империя ацтеков прекращает своё существование.

Итак, за крошечный отрезок времени, многомиллионное государство было покорено кучкой авантюристов, людьми без идеи и совести. В них не было ни отваги, ни веры в святые идеалы. Двигала конкистадорами только жажда золота. Любой небольшой мужественный и стойкий отряд мог легко противостоять этим, абсолютно лишённым внутреннего стержня охотникам за удачей. Так в чём же дело, почему не противостоял?

Отгадку всех этих непонятных и, на первый взгляд, труднообъяснимых вещей следует искать в религиозной атмосфере, царящей в империи ацтеков. Определяющим в жизни этого народа было взаимоотношение с богами.


Голова
мёртвого

Чтобы умилостивить небожителей, ацтеки регулярно практиковали такие виды обрядов как жертвоприношения . Причём в этих ритуалах главенствующую роль занимали не бедные животные, а люди. Человеческие жизни легко отдавались жестоким богам, которые отличались невероятной прожорливостью и просто патологической ненасытностью.

К примеру, главный бог Уицилопочтли являлся гурманом и предпочитал лакомиться человеческими сердцами. Бог огня Уэуэтеотлю с удовольствием поедал жареную плоть. Нежное мясо маленьких детей было прерогативой бога плодородия Тлаопу, а вот богиня земли Коатликуэ получала истинное эстетическое наслаждение, неторопливо пережёвывая тела юных и красивых девушек.

Вся кровавая вакханалия человеческих жертвоприношений происходила на глазах множества людей. Причём, сам процесс организовывался и подавался, как торжественное и величественное деяние, направленное на благо всего народа.

Центральным местом, где проводились самые массовые жертвоприношения, был главный храм бога Уицилопочтли. Это зловещее строение занимало площадь в тысячу квадратных метров, а его высота составляла 35 метров. Оно представлял из себя огромное сооружение из пяти усечённых пирамид, которые были поставлены одна на другую. На вершине пятой пирамиды находилось две башни-святилища. В одной из них стояла, высеченная из базальта, статуя бога Уицилопочтли, во второй статуя бога Уэуэтеотлю.

За два дня до намеченного жрецами страшного часа, в святилищах зажигались огни. Огромная торговая площадь находилась рядом с храмом, и народ со страхом смотрел на это мрачное предзнаменование будущих человеческих жертв.

В назначенный день, после того, как солнце покидало зенит, возле храма появлялась многочисленная процессия. Впереди важно шествовали жрецы высшей касты, одетые в чёрные мантии, за ними, стеная и охая, семенили жертвы. Они не имели на себе никакой одежды, а их тела были покрашены синим мелом. Замыкали шествие жрецы низшей касты и послушники.

Процессия медленно направлялась к подножию первой пирамиды. Широкая лестница, состоящая из ста четырнадцати каменных ступеней вела на верх, туда, где величественно и зловеще высились две башни-святилища.

Достигнув вершины нижней пирамиды, шествие двигалось вдоль стены, огибало её и поднималось на вершину следующей пирамиды уже с другой стороны. Дальнейшее восхождение происходило таким же образом.

На вершине четвёртой пирамиды все останавливались. К святилищам поднималось только несколько избранных жрецов. Здесь они возносили хвалу главному богу их народа и замирали в торжественном молчании.

В окружении жрецов низшей касты появлялась первая жертва. Её укладывали на большой жертвенный камень. Четыре, одетые в чёрные мантии фигуры становились по бокам. В их задачу входило крепко держать руки и ноги обречённого на убой человека.

К беспомощной жертве приближался верховный жрец бога Уицилопочтли, держа в руке нож из обсидиана. Уверенным отработанным движением он рассекал живот лежащего. Сильные пальцы погружались в страшную рану и цепко сжимали трепещущий в предсмертном ужасе мягкий кусок плоти. Резкий рывок. Рука с вырванным сердцем вздымалась высоко в воздух.

Тут же стояли два послушника. Они держали в руках каменный сосуд - куаушикалли . Верховный жрец бросал в него кровоточащий кусок мяса. Дёргающееся в смертельной агонии тело убирали с жертвенного камня, подтаскивали к краю площадки и сбрасывали вниз. К месту заклания вели следующего несчастного.

Внутренности убитых отдавали на съедение животным, черепа полировали и отправляли на хранение в специальные хранилища. Они представляли из себя узкие длинные помещения возле храмов, длиной 30 метров, и назывались цомпантли . В некоторых из них, количество черепов доходило до тысячи.

Бытует мнение, что высшая знать ацтеков практиковала каннибализм. После завершения ритуалов жертвоприношения, они разбирали части тел убитых и поедали их. Большим лакомством считался человеческий мозг. Правда прямых доказательств такого варварства нет.

К началу XVI века религиозная вакханалия достигла в империи устрашающих размеров. Очень часто стали практиковаться акты полового насилия над обречёнными на смерть женщинами. Надругавшись над несчастными, их приносили в жертву жестоким богам, видимо наивно считая, что таким способом заслуживают ещё большей благосклонности небожителей.

Регулярные кровавые жертвоприношения, наплевательское отношение к человеческим жизням не могли не сказаться на морально-нравственном климате общества. Половая распущенность, вседозволенность, попрание чести и достоинства граждан стали вещами обыденными и привычными. Вначале разложилась знать, а затем пришла очередь и простых людей. Когда-то сильный, мужественный и стойкий народ превратился в похотливое, жестокое и тупое стадо жалких особей.

Результатом всего этого стало то, что огромное многомиллионное государство не смогло оказать достойного сопротивления небольшой кучке авантюристов и позорно пало, оставив после себя только каменные развалины когда-то величественных и грозных пирамид.

Статью написал ridar-shakin