Чем меньше мы знаем о каком-то историческом периоде, чем больше в нем «белых пятен», тем чаще мы додумываем исторические факты. Древние и малоизученные цивилизации кажутся нам чем-то таинственным и загадочным, поэтому вера в историческую мистику бывает так крепка. На чем часто спекулируют различные шарлатаны.
Вот, например, ацтекам, о цивилизации которых мы недавно уже , любят приписывать магические и потусторонние способности, основанные на их кровавых ритуалах. А все из-за того, что человечество до сих пор не определилось, кем же были эти загадочные ацтеки. Развитой цивилизацией, которая просто шла по другому пути? Или примитивными язычниками, купавшимися в жертвенной крови? Попробуем разобраться.
Башня из черепов
Начнем с последних новостей. Вездесущие археологи обнаружили на территории Темпло Майор в Мехико целую . Пока ее еще полностью не раскопали, но уже понятно, что эта пирамида никак не меньше 6 метров в высоту и состоит из, как минимум, 650 черепов. Человеческих, естественно.
Причина, по которой ацтекские жрецы решили возвести такую экстравагантную пирамиду, пока до конца не ясна. Может, это была форма масштабного жертвоприношения голодным богам. А возможно, таким образом ацтеки запугивали предполагаемых врагов.
В любом случае, эта находка в очередной раз ужаснула современных людей. Индейцы Центральной Америки снова предстали перед нами, как народ, чья жестокость ужасала европейцев с самого момента знакомства с этой самобытной культурой. Чтобы понять истоки кровожадности ацтеков, нужно обратиться к истокам их верований.
Культ крови
Ацтеки верили, что жизнь каждого человека полностью зависит от воли богов, которые отождествлялись с небом и светилами. Сами боги при этом предстают перед нами крайне опасными и жестокими существами. Они, конечно, помогали людям, давали солнечный свет и дождь для урожая, но их было необходимо постоянно задабривать человеческими жертвами.
Например, бог войны Уицилопочтли, если верить легендам, сразу после своего рождения умертвил братьев и сестер, чтобы получить их кровь и жизненную силу. Такого грозного бога ацтеку боялись и уважали. А Уицилопочтли взамен даровал им воинскую доблесть и успехи в сражениях.
Жертва была необходима, так как по представлениям ацтеков, жизненная сила человеческой крови поддерживает, в том числе, и жизнь богов. Если не давать им крови, то боги сначала разгневаются, истребят всех людей, а потом сами погибнут. Таким образом, жертвоприношения были способом поддерживать существования мира как такового и существующего порядка вещей.
В эпоху правления последнего вождя ацтеков Монтесумы массовые жертвоприношения достигли таких размахов, что на его коронации были умерщвлены 12 тысяч человек. Чтобы боги, так сказать, благословили его правление. Некоторые окрестные племена, как, например, тласкаланцев, ацтеки специально держали под боком и даже давали определенную независимость, чтобы те регулярно поставляли им людей для жертвоприношений.
Роль политики
Интересно, что никаких данных о том, что ацтеки совершали человеческие жертвоприношения, пока были кочевым племенем и не осели на территории современной Мексики, нет.
Вероятнее всего, до появления города Теночтитлана и превращения государства ацтеков в полноценную империю, в жертву богам чаще всего приносили животных, как обычно и бывало у язычников всего мира. Возможно, человеческие жертвы и были, но только в исключительных случаях, вроде сильной засухи.
Все изменилось, когда разрушился племенной уклад жизни и появилась правящая верхушка, которая не желала делиться властью. Возникновение массовых и жутких жертвоприношений чаще всего связывают с эпохой правления тлатоани (правителя) Тисока. Тисок Чальчиутлатона правил Теночтитланом в конце XV века. По имеющимся данным именно он решил использовать древние ритуальные практики для укрепления своей власти.
Дикари или просто другие?
Несмотря на то, что от описания ацтекских жертвоприношений кровь стынет в жилах, вряд ли им можно что-то поставить в вину с этической точки зрения. В Европе гуманитарные идеи развивались много веков, начиная от древних Месопотамии, Египта и Греции. Индейцы Центральной и Южной Америки этого всего не знали, они существовали в совсем другой системе координат.
Да и, положа руку на сердце, вся европейская философия и гуманитарные идеи, не помешали тому же инквизитору Торквемаде поступать точно так же, как поступал Тисок. То есть, устранять политических оппонентов физически, с помощью обвинений в ереси и массовых казней. Они не мешали зверствам опричнины при Иване IV Грозном или кровавой деятельности Влада Цепеша. Поэтому отношение к ацтекам и их религиозным практиками остается исключительно личным делом каждого.
1.2.1. Мифы, освящающие жертвоприношения и кровопускания
Самыми древними богами ацтеков были супруги Ометекутли и Омесиуатль (в другом варианте мифа их звали Тонакатеуктли и Тонакасиуатль – «Владыка нашего бытия» и «Владычица нашей жизни»). У них родилось четверо сыновей, носивших одно имя – Тескатлипока. Им Ометекутли и Омесиуатль вверили сотворение всех остальных богов, а также мира и населивших его народов.
Фото 1. Кецалькоатль («Пернатый змей»). Лист 62r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Magl. XIII . 3. Тип документа: манускрипт. Время создания: XVI в. Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия . Фото 2. Шипе-Тотек («Владыка со снятой кожей»). Лист 90r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Красный Тескатлипока стал известен как Шипе-Тотек. Синий Тескатлипока отождествлялся с Уицилопочтли, племенным богом ацтеков. Черный Тескатлипока – единственный из всех – сохранил свое изначальное имя. Функции и атрибуты Белого Тескатлипоки принял Кецалькоатль. Из четырех богов наиболее важными считались Кецалькоатль, благодетель человечества, и Черный Тескатлипока, бог тьмы и магии. Они соперничали друг с другом, и во время их битвы за верховную власть во Вселенной были сотворены и разрушены четыре эпохи, которые у ацтеков называются Солнцами .
Фото 3. Тескатлипока («Дымящееся зеркало») «в костюме полководца с копьеметалкой в левой руке и щитом в правой среди знаков дыма» (из комментария к рисунку) . Лист 44v, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный № Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана. Фото 4. Уицилопочтли («Колибри юга»). Лист 89r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Вот что гласит ацтекское сказание:
« Когда была сотворена первая эпоха, Тескатлипока превратился в Солнце. Земля в то время была населена гигантами, питавшимися желудями, ягодами и корешками. Не в силах видеть, как его враг правит Вселенной, Кецалькоатль взял свой посох и изгнал Тескатлипоку с неба, но побежденный бог в порыве ярости превратился в ягуара и уничтожил землю. Эта катастрофа произошла в 4-й день Ягуара.
Кецалькоатль занял место Тескатлипоки на небе и создал вторую эпоху мира. Мироздание начало новый отсчет, и земля была заселена людьми, питавшимися только кедровыми орехами. Эта эра подошла к концу в 4-й день Ветра, когда Тескатлипока сверг Кецалькоатля и наслал сильный ветер, который разрушил землю. Несколько спасшихся людей были превращены в обезьян.
Затем Тлалок, Бог дождя, стал Солнцем, но Кецалькоатль наслал огонь, поглотивший землю. Это было в 4-й день Дождя, и к концу его почти все люди погибли, за исключением нескольких, обращенных в птиц. Наконец Чальчиуитликуэ, Богиня воды, взяла на себя обязанности Солнца. Но и ей повезло не больше остальных. В 4-й день Воды ее Вселенная была уничтожена потопом и те люди, что спаслись, превратились в рыб» .
Фото 5. Тлалок («Заставляющий расти»). Лист 44r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Для того чтобы воссоздать небеса и землю, противостоявшие друг другу ранее Тескатлипока и Кецалькоатль стали действовать вместе.
В одном из ацтекских мифов творения Кецалькоатль и Тескатлипока создают небо и землю, расчленив тело огромного земного чудовища – Тлальтекутли. Имя этого чудовища переводится как «Владыка земли». Оно было двуполым существом. Согласно более распространенному представлению о нем, чудовище являлось божеством женского пола. Иногда отождествляют с гигантским крокодилом .
В другой версии мифа Кецалькоатль и Тескатлипока спускаются с небес, чтобы посмотреть на оседлавшего море Тлальтекутли. Чудовище было очень прожорливым. Оно имело огромную зубастую пасть и множество ртов на локтях, коленях и других суставах. Кецалькоатль и Тескатлипока превратились в двух гигантских змей, которые обвились вокруг рук и ног Тлальтекутли. Потянув в разные стороны, змеи разорвали монстра на две части. Верхняя половина стала землей, а нижнюю половину Кецалькоатль и Тескатлипока подбросили вверх, и она стала небом. Волосы той части монстра, что сделалась землей, превратились в деревья и цветы. Из кожи образовались травы и мелкие цветы. Глаза стали родниками, ручьями и небольшими пещерами. Рот дал начало великим рекам и пещерам, а нос – горным кряжам и долинам. Иногда по ночам можно слышать крики Богини Земли, жаждущей крови и сердец людей. Только человеческие жертвы могут усмирить и успокоить Тлальтекутли, заставить ее давать необходимые для жизни людей плоды .
После сотворения неба и земли перед богами встал вопрос о том, кто же будет жить на земле. Они решили населить ее людьми. По одному из мифов, который описан в «Легенде о Солнцах» в Кодексе Чимальпопоки (1558) , эту задачу взял на себя Кецалькоатль. Он отправился в Подземный мир (Миктлан) за костями людей предыдущей эпохи, чтобы сотворить из них новых людей.
Фото 6. Миктлантекутли («Владыка Миктлана»). Лист 79r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Спустившись в Миктлан, Кецалькоатль приблизился к его хозяину – богу Миктлантекутли и его супруге Миктлансиуатль и сказал им: ««Я пришел в поисках драгоценных костей, которые ты охраняешь, я пришел забрать их». Миктлантекутли ему ответил: «Что ты будешь с ними делать, Кецалькоатль?» И еще раз сказал |Кецалькоатль|: «Озабочены боги тем, кто будет жить на земле»». Миктлантекутли пообещал отдать кости, только если Кецалькоатль справится с его заданием. Кецалькоатль его успешно выполнил. Но Миктлантекутли передумал. Кецалькоатлю ничего не оставалось, как просто увязать кости в узел и уйти с ними.
Фото 7. Сиуакоатль («Женщина-змея»). Лист 45r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Тогда Миктлантекутли послал богов выкопать яму на пути Кецалькоатля, в которую тот упал замертво, но вскоре воскрес. Собрав рассыпавшиеся кости, он поспешил в Тамоанчан («Место Облачного Неба»). (По одной из версий, записанной в Кодексе Теллериано-Ременсис, Тамоанчан – это место, где боги были созданы, Земной Рай, где «росли их розы». Там боги жили до того, как Тонакатеуктли, Владыка Рая, «сбросил их с того места». «Так одни пришли на землю, а другие – в преисподнюю».) Там Сиуакоатль «перемолола их и затем поместила в драгоценный сосуд». «Из своего детородного органа Кецалькоатль пролил над ним свою священную кровь. И остальные боги совершили там самоистязание… И они сказали: «О боги, родились масеуали . Ведь из-за нас совершили самоистязание |боги|». Слово «масеуали», или в другой транскрипции – «масегуалы» в разных изданиях переводится по-разному: «самоистязание заслужившие» и «заслуженные покаянием». Но в любом варианте этот последний пассаж мифа о сотворении людей указывает на обязанность человека отдавать долг богам той же монетой – жертвовать им свою кровь.
В Тамоанчане люди были созданы до того, как появилось Пятое Солнце – солнце (эпоха), при котором жили ацтеки и которое называлось Науи Оллин (4 Движение). Оно появилось в Теотиуакане, упав в огонь его божественного очага, который горел четыре года. «До того как оно стало солнцем, его звали Нанауатль, он был из Тамоанчана». (Нанауатль, у науа бог-сифилитик, был, по одной из версий, сыном Кецалькоатля.) Его позвали к себе Тонакатеуктли, Владыка нашей плоти, и Шиутекутли (Бог огня и вулканов), Владыка года, и сказали: «Отныне ты будешь охранять небо и землю». Туда позвали также Науи-Текпатля: этот стал Месяцем. (Науи-Текпатль (4 Текпатль) – календарное имя Владыки Раковин (Текусистекатля), который, по одной из версий, был сыном Тлалока.) На Науи-Текпатля указали Тонакатеуктли, Владыка Рая, и Напатеуктли, Четырежды Владыка, – один из тлалоков, богов горных вершин, вод, дождя и урожая. После этого стал поститься Нанауатль. Он взял свои шипы и свои ветви дерева акшойатля (acxoyatl) и первым совершил жертвенное кровопускание.
« Затем совершил жертвоприношение Месяц: его ветвями были богатые перья кецаля, а его шипы были из жадеита, и он совершил благовонное воскурение. Через четыре дня раскрасили белой краской и украсили перьями Нанауатля; затем он отправился броситься в огонь. Науи-Текпатль тем временем дрожал от холода, |отчего зубы его стучали, словно| он играл на барабане.
Нанауатль бросился в огнь, а Месяц, хоть и бросился сразу после него, – |попал| только в пепел. Когда тот |Нанауатль| отправился |в огонь|, только орел смог его подхватить и унести. <…>
Как только он достиг неба, ему немедленно принялись оказывать милости Тонакатеуктли и Тонакасиуатль . Они усадили его на трон из перьев кечолли и повязали голову красной лентой. Затем он задержался на небе четыре дня; наконец, он остановился там в день Наоллин.
Четыре дня он провел без движения, пребывая в покое. Боги сказали:
– Почему он не движется?
После этого они послали Ицлотли , Обсидианового Ястреба, чтобы он отправился поговорить и спросить Солнце. Он сказал ему:
– Боги говорят: спроси у него, почему он не движется.
Солнце ответило:
– Потому что я требую своей крови и своего господства».
Богам это не понравилось, и они попытались силой заставить Солнце двигаться. Однако в результате пятеро из них погибли в Теотиуакане.
Только после того как они, «наконец, совершили ему жертвоприношение», Солнце пришло в движение и наступил вечер.
По другой версии этого мифа, которая излагается Бернардино де Саагуном во Всеобщей истории вещей Новой Испании (Флорентийском кодексе) , боги, увидев, что взошедшее над землей Солнце остается неподвижным, сказали: «Умрем все и своей смертью воскресим Солнце». «И тут же ветер принялся убивать всех богов и убил их». «И говорят, что хоть и умерли боги, но от этого не сдвинулось Солнце, и тогда поднялся сильный и резкий ветер. И это он сдвинул его, чтобы оно следовало своим путем». Здесь под ветром, видимо, подразумевается Кецалькоатль в ипостаси Эекатля, Бога Ветра. В своем изложении мифа американский специалист по доколумбовым культурам Месоамерики Карла Таубе (Karl Taube, род. в 1957 г.), дополняет его подробностями, вероятно, взятыми из еще одного его варианта. «Кетцалькоатль жертвенным ножом методично вырезал сердца остальных богов. Накидки и украшения мертвых богов сворачивали в священные свертки, которые затем стали предметом поклонения людей, – пишет он. – Так, умерщвлением богов в Теотиуакане было создано Солнце Движения, или Науи Оллин. Боги принесли себя в жертву, и поэтому люди тоже должны жертвовать свои сердца и свою кровь, чтобы пятое Солнце не остановилось» .
Как у предшествующих солнц, конец Пятого Солнца был предопределен. В год, заканчивающийся 4-м днем Движения, мир должен был быть разрушен землетрясением . (Считается, что эра Пятого Солнца пришла к концу в день летнего солнцестояния в Южном полушарии – 23 декабря 2012 г. , а значит, мы живем в эру Шестого Солнца.)
Фото 8 . Жертвенный камень («Камень Солнца») с изображением четырех эр и календаря. Размеры: диаметр 3,60 м, толщина 1,22 м. Вес: 24 т. Материал: базальт. Время создания: около 1479 г. Расположение: храмовый комплекс Теночтитлана. Место и время находки: 17 декабря 1790 г., площадь Сокало в центре Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика
Эра в ацтекском календаре состояла из 100 веков по 52 года. По завершении каждого века, согласно мифам о мироздании, миру угрожала опасность быть уничтоженным. В пять последних дней века мог наступить конец света, когда звезды и планеты превратятся в чудовищ, которые поглотят все человечество, и когда землетрясение уничтожит Солнце. Никто не мог быть уверен, что Солнце снова взойдет и мир будет в безопасности в течение следующих 52 лет. Поэтому в конце 52-летнего цикла жрецы совершали решающие жертвоприношения во время праздника связывания годов.
С наступлением вечера последнего дня жрецы облачались в одеяния богов и процессией двигались от Великого храма в городе Теночтитлане до потухшего вулкана, называемого Холмом звезды. На его вершине стоял храм, господствовавший над всей долиной. Здесь жрецы-астрономы останавливались и наблюдали за движением звезды Альционы из скопления Плеяд. У подножия вулкана огромная толпа в волнении ожидала новостей. В тот момент, когда звезда достигала своего зенита, жрецы на вершине вулкана хватали священную жертву и укладывали ее на спину на алтаре. На грудь помещали дощечку для разжигания огня. Верховный жрец брал в руки палочку и вращал ее на дощечке до тех пор, пока дерево не начинало тлеть. Сердце жертвы вырывали из груди и бросали в огонь, а жрецы раздували огонь до тех пор, пока этот «маяк» не становился виден из каждого уголка долины. Гонцы из всех близлежащих городов опускали сосновые факелы в Новый огонь и спешили снова зажечь огни в каждом местном храме. Однажды зажженному, этому огню не давали угаснуть до окончания 52-летнего цикла. На следующий день устраивались празднества и совершались жертвоприношения . (Подробнее см.: « ».)
Таким образом, нетрудно заметить, что ацтекские мифы в их поздних вариантах, которые дошли до нас в изложении испанских авторов, были призваны объяснять важность и неизбежность человеческих жертвоприношений и кровопусканий их необходимостью для поддержания жизни богов и сохранения мироздания. При этом мифы мотивировали людей поступать так же, как боги, которые пожертвовали своей жизнью и кровью для того, чтобы Солнце смогло начать свое движение по небу, Вселенная могла существовать и человечество возродилось. А мифы как часть устной традиции передавались из поколения в поколение, следовательно, их постулаты прочно укреплялись в сознании народа.
Французский антрополог, специалист по доколумбовым культурам Месоамерики Жак Сустель (1912 – 1990) считает, что самопожертвование богов, их смерть, в результате которой Солнце получило жизнь, «было началом грандиозной драмы, в которой человечество приняло на себя роль богов». В своей книге «Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы» он пишет:
«
Чтобы Солнце продолжало свой путь по небу, а тьма не поглотила мир навсегда, необходимо было каждый день кормить его пищей, «драгоценной водой» (чальчиуатль
),
то есть человеческой кровью. Жертвоприношение было священной обязанностью по отношению к Солнцу и необходимостью ради блага людей: без него сама жизнь в мире остановилась бы. Всякий раз, когда на вершине пирамиды жрец поднимал вверх кровоточащее человеческое сердце, а затем помещал его в куаушикалли,
бедствие, постоянно грозившее обрушиться на мир, откладывалось в очередной раз. Человеческая жертва была алхимией, посредством которой жизнь делалась из смерти, а боги сами подали такой пример в первый день создания мира.
Что касается человека, его первейшей обязанностью было обеспечивать пропитание «нашей матери и нашему отцу, Земле и Солнцу», а уклонение от этого означало предательство по отношению к богам и в то же самое время ко всему человечеству, так как все то, что было верно для Солнца, было также верно и для Земли, дождя, роста и всех сил природы. Ничто не рождалось и ничто не выжило бы без крови жертв» .
По мнению археолога-месоамериканиста Джона Пола (США), «ацтеки не использовали термин «человеческое жертвоприношение» и не считали свои ритуальные действия каким-либо образом связанными с такой практикой, как это было им приписано европейцами». «Для них это был nextlaualli https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC).
Все мы знаем о том, что когда-то, еще до Колумба, на территории нынешней Мексики жило и процветало племя, а впоследствии и целая цивилизация Ацтеков с богатой мифологией и культурным наследием. Знаем мы и об их истории, которая трагически закончилась с приходом испанского конкистадора Кортеса… Но я хочу рассказать о нескольких интересных фактах об ацтеках, об их обычаях и социальных принципах этих людей.
Сначала немного о рабстве. Оно было личным, и не передавалось по наследству, то есть потомки раба были свободны. Раб и сам мог иметь собственность и даже своих рабов. Рабов могли освободить, если они доказывали, что с ними жестоко обращались. Их также могли отпустить, если раб был в браке с хозяином или у них были общие дети (что тоже было возможным). После смерти хозяина те рабы, которые работали лучше других, освобождались.
Был и такой способ освобождения раба: если на базаре рабу удавалось уйти от наблюдения хозяина, выбежать за пределы базара и наступить на экскременты человека, судьи могли освободить его. По той причине, что человека могли назвать рабом, если он пытался предотвратить побег раба (исключение - только родственники владельца), никто обычно не помогал хозяину поймать своего раба. Объяснялся этот обычай отпускать раба, наступившего в фекалии довольно просто - ацтеки были патологическими чистюлями. Испанцы, прибывшие в столицу ацтеков, были потрясены тем фактом, что в центре города полностью отсутствует мусор. Даже трава, пробивавшаяся между каменными плитами, тщательно выпалывалась. Таким образом, найти где-то возле базара человеческие экскременты, как вы понимаете, было крайне затруднительно) В Европе, кстати, в то время нормальным явлением было выливать содержимое ночных горшков прямо на улицу из окон.
Продать раба без его согласия можно было лишь в случаях, когда раб объявлялся непослушным. В остальных случаях раб сам решал, продавать его или нет. Непослушные рабы носили деревянные кандалы на шее, которые демонстрировали всем непослушание раба и одновременно усложняло его побег. Любой ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренный к смерти убийца мог стать рабом вдовы убитого при ее желанию. Должников, не платящих долги, тоже могли стать рабами. Что меня очень удивило, так это то, что ацтеки могли по собственному желанию объявлять себя рабами! Были и такие. Их преимущество перед другими состояло в том, что они могли находиться на свободе как угодно долго, после чего самовольно шли к новому владельцу.
Ацтекам запрещалось пить крепкий алкоголь до семидесяти (!) лет, а нарушение этого запрета каралось смертью. Ацтеки были заядлыми игроками в мяч. На кон ставили наложниц и даже целые города. Иногда и собственную свободу, рискуя стать рабами. Ритуальная игра в мяч (напоминает лакросс) оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей.
Девушек обучали главным образом домашним ремеслам и принципам воспитания детей, писать и читать их не учили.
К 15 веку Теночтитлан (столица ацтекского государства) был крупнейшим городом на планете, сопоставимый разве что с Константинополем.
Ацтеки выращивали зерновые и садовые культуры на специально созданных для этого плавучих островах . Зерна какао использовались ацтеками в качестве валюты.
Ацтеки были прирожденным торговцами и приносили огромный экономический рост всем захваченным городам! Они входили в торговую систему империи и извлекали огромную выгоду от обмена товарами.
Все пути между городами были оборудованы “удобствами” для того, чтобы путникам не приходилось оправляться на дороге. Кроме того, имелся и информационное соединение - существовали специальные люди - гонцы пайнани, ежедневно курсирующие между городами и разносившие новости.
Кадр из фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис».
Жуткий ритуал ацтеков: войны для захвата пленников.
Жуткий ритуал ацтеков: добровольное принесение себя в жертву.
Жуткий ритуал ацтеков: праздник Тошкатль.
Жуткий ритуал ацтеков: человеческое жертвоприношение.
Жуткий ритуал ацтеков: людоедство.
Жуткий ритуал ацтеков: массовое жертвоприношение в Теночтитлане.
Жуткий ритуал ацтеков: праздник Сдирания кожи с людей.
Жуткий ритуал ацтеков: гладиаторские бои.
Жуткий ритуал ацтеков: отношение ацтеков к близнецам.
Жуткий ритуал ацтеков: жертвоприношения детей.
Это произошло в 1256 году. Уставшие, пропахшие пылью прерий воины испили воды из родника и поднялись на скалу. Перед ними, во всей красе, раскинулось озеро Тескоко. Успокаивающий, ласкающий глаз пейзаж благодатно сказался на истосковавшихся по осёдлой жизни душах странников.
Их суровые лица, как по команде, повернулись в сторону бога Уицилопочтли. Владыка небес благосклонно опустил веки. Он триста лет вёл за собой по землям Северо-Американского континента сильный и мужественный народ. Пора было отдохнуть.
Такова легенда, которая объясняет появление неизвестного индейского племени у берегов озера Тескоко. Чужестранцы назвались ацтеками , сказали, что пришли из северной страны Астлан и заселили два близлежащих острова. На них они построили свой первый город Тлателолько.
В то время, в бассейне озера Тескоко существовало несколько городов-государств. Самым сильным из них был город Аскапоцалько, который проводил агрессивную военную политику по отношению к другим народностям, проживающим в этом регионе.
Ацтеки признали власть правителя Аскапоцалько и долгое время находились у него на службе. Они вели непрерывные войны, завоёвывали для своего покровителя новые земли, но такая жизнь их не ослабила.
К 1325 году ацтеки создали на озере огромный искусственный остров из ила. На нём была заложена столица будущей могучей империи - город Теночтитлан .
Быть в положении вассалов - для любого народа унизительно и бесперспективно. Но среди ацтекских вождей постоянно шли ссоры и раздоры, не способствующие единению этого воинственного народа. В 1376 году верховным вождём становится Акамапичтли (1376-1395) и железной рукой наводит порядок. Именно при нём был заложен фундамент объединения трёх городов-государств.
Уже после его смерти создаётся военный союз, в который входят ацтеки, жители города Тлакопан тепанеки и жители города Тескоко акольхуа. В 1428 году они совместными силами выступают против города Аскапоцалько и завоёвывают его.
Союз трёх племён выбирает Верховный Совет, который является высшим руководящим органом этого нового государственного образования. В нём ацтеки отвечают за внешнюю политику, тепанеки за торговлю, а жители Тескоко берут на себя законодательные функции.
Главную задачу ацтеки видят в непрерывных войнах. Они выступают против народа отоми, который живёт севернее, и покоряют его. Затем наступает очередь уастеков и тотонаков на востоке. Овладев Мексиканским заливом, обращают взоры на запад.
Там живут племена тарасками. Они оказывают захватчикам яростное сопротивление, но в конце концов складывают оружие и сдаются на милость победителей. Та же участь ждёт и народы юга. Обосновавшиеся здесь сапотеки и миштеки признают власть коалиции, которая к началу шестнадцатого века превращается в огромную империю Её границы простираются от берегов Тихого океана до вод Мексиканского залива, на севере доходят до современного города Эль-Пасо, а на юге до Гватемалы.
Единственный народ, который отразил все атаки завоевателей и отстоял свою независимость был мужественный народ пурепеча. Больше, на всём Северно-Американском континенте, у ацтеков не нашлось достойных противников.
Впрочем, покорённые племена не испытывали непосильный гнёт со стороны победителей, а даже наоборот - их благосостояние значительно улучшилось после того, как они признали власть ацтеков и их союзников.
В союзе трёх городов-государств ацтеки быстро заняли доминирующее положение. Особенно оно укрепилось при правлении Монтесумы I (1440-1469).
Высший пост в империи не передавался по наследству. Очередной правитель выбирался на Верховном Совете и имел титул тлатоани - «Великий Оратор», но как правило, сын сменял отца на этом посту.
На необъятных просторах своей империи ацтеки разумно обустроили жизнь подданных. Этому свидетельствует хотя бы тот факт, что население увеличилось за сто лет в два раза. К началу XVI века оно приближалось к двадцати миллионам человек. Цифра по тем временам астрономическая.
Население городов тоже впечатляет. В Теночтитлане жило 300 000 человек, в Тлателолько 80 000 человек. Город Тлакопан насчитывал 150 000 жителей, Тескоко 120 000. В остальных городах проживало от 15 000 до 50 000 человек.
Большие пространства и отдалённые города нуждаются в хороших коммуникациях. Ацтеки блестяще решили этот вопрос. Прекрасные охраняемые дороги протянулись во все уголки империи. Через каждые пятнадцать километров на них были оборудованы места отдыха. Любой гражданин государства мог пройти пешком из одного конца страны в другой, чувствуя себя в абсолютной безопасности и не испытывая дискомфорта от долгого путешествия.
Столица империи Теночтитлан утопал в роскоши. Он был поделён на четыре района: Теопан, Мойотлан, Куэопан и Астакалько. В центре каждого был построен храм главному богу ацтеков Уицилопочтли. Прямые как стрела магистрали уходили из этих районов в разные концы необъятной державы. По ним непрерывно сновали гонцы, шли торговцы, простой народ спешил по делам в город - жизнь кипела во всём своём многообразии.
Развалины
пирамиды
ацтеков
Рядом с главным храмом бога Уицилопочтли (огромной пирамидой высотой 35 метров) находился по истине необъятный рынок. Он мог вместить одновременно 50 тысяч человек. Здесь люди могли приобрести практически любые товары. Деньгами служили бобы какао и костяные трубки, наполненные золотым песком.
По тому, как был одет человек, легко можно было определить к какой социальной прослойке населения он относится. Земледельцы и ремесленники носили белые одежды, купцы перепоясывались широкими кушаками с красивой вышивкой. Меха и добротные разноцветные ткани являлись прерогативой состоятельных людей. Высшим шиком считались лёгкие и изящные платья из перьев. Жречество вело себя скромно и носило чёрные мантии.
Ацтеки не знали железа. Режущие инструменты они изготавливали из пластин обсидиана. Их они которые заостряли и делали острыми, как бритва. Им также не было известно колесо, а лошадей не видели вплоть до шестнадцатого века. Груз переносили либо на спине и плечах, либо использовали лам.
У этого индейского народа не плохо была развита медицина, на должном уровне находилась астрономия. Имелась и письменность, представлявшая из себя набор иероглифов. Большое внимание уделялось воспитанию и образованию молодого поколения. Преступности практически не было, так как с нарушителями порядка расправлялись мгновенно и жестоко.
На первый взгляд может показаться, что любой гражданин этого могучего государства, с разумным правлением и неустанной заботой о своих подданных, мог прожить всю жизнь в безмятежном спокойствии и тихо почить в глубокой старости с улыбкой умиротворения на устах. Но непонятные события, имевшие место в конце второго десятилетия XVI века, наводят на определённые размышления и вызывают ряд недоумённых вопросов.
В 1519 году на земли империи ступил отряд испанских конкистадоров. Возглавлял их Эрнандо Кортес (1485-1547). Насчитывало это воинское подразделение всего 508 солдат. Быстрым маршем, практически нигде не встречая сопротивления, подданные короля Испании уже Восьмого Ноября 1519 года подошли к Теночтитлану. Ворота столицы распахнулись перед ними, и, уставшие после долгого перехода солдаты, оказались во дворце правителя могучего государства.
Правитель инков Монтесума II (1466-1520) безропотно покоряется захватчикам. Нет даже намёка на сопротивление - наоборот, верховный владыка начинает яро призывать подданных признать власть бледнолицых людей.
Что это: расстройство психики, болезненно развитое чувство религиозности, заставившее увидеть в испанцах богов, сошедших с неба, или патологическая трусость и неспособность организовать сопротивление врагу.
Пусть Монтесума II не смог мобилизовать свою волю и решительность, но ведь он же был не один. Его окружали придворные, воины, жрецы - огромное количество самых разных людей, среди которых не могло не быть мужественных и смелых патриотов отечества. Однако никто из знати не стал выступать против конкистадоров.
Те же, почувствовав безнаказанность, быстро освоились и стали вести себя нагло и агрессивно по отношению к жителям столицы. Они грабят, насилуют женщин, убивают. Скоро и пятилетнему ребёнку становится ясно, что никакие это не боги, а банальные мародёры.
Но знать безмолвствует, и тогда простой народ стихийно восстаёт, убивает Монтесума II и изгоняет захватчиков из города. Правда победа была недолгой. Эрнандо Кортес назначает нового императора. Это Куитлаулак, брат убитого. Он также безропотен и послушен.
Гнев простолюдинов утихает, и новоиспечённый император, в августе 1521 года, с триумфом въезжает в Теночтитлан, в окружении всё тех же конкистадоров. Ситуация возвращается на круги своя.
По приказу Эрнандо Кортеса Куитлаулаку казнят и ставят на престол совсем уже юного отпрыска знатной фамилии Куаутемоку. Параллельно с перетасовкой вышестоящих кадров, идёт планомерное разграбление всей империи. На руку испанцам так же то, что в провинциях восстают, покорённые ацтеками племена.
Проходит три года, и от могучего государства ничего не остаётся. В 1525 году двадцатидвухлетнего Куаутемоку убивают: он больше не нужен Кортесу. Великая империя ацтеков прекращает своё существование.
Итак, за крошечный отрезок времени, многомиллионное государство было покорено кучкой авантюристов, людьми без идеи и совести. В них не было ни отваги, ни веры в святые идеалы. Двигала конкистадорами только жажда золота. Любой небольшой мужественный и стойкий отряд мог легко противостоять этим, абсолютно лишённым внутреннего стержня охотникам за удачей. Так в чём же дело, почему не противостоял?
Отгадку всех этих непонятных и, на первый взгляд, труднообъяснимых вещей следует искать в религиозной атмосфере, царящей в империи ацтеков. Определяющим в жизни этого народа было взаимоотношение с богами.
Голова
мёртвого
Чтобы умилостивить небожителей, ацтеки регулярно практиковали такие виды обрядов как жертвоприношения . Причём в этих ритуалах главенствующую роль занимали не бедные животные, а люди. Человеческие жизни легко отдавались жестоким богам, которые отличались невероятной прожорливостью и просто патологической ненасытностью.
К примеру, главный бог Уицилопочтли являлся гурманом и предпочитал лакомиться человеческими сердцами. Бог огня Уэуэтеотлю с удовольствием поедал жареную плоть. Нежное мясо маленьких детей было прерогативой бога плодородия Тлаопу, а вот богиня земли Коатликуэ получала истинное эстетическое наслаждение, неторопливо пережёвывая тела юных и красивых девушек.
Вся кровавая вакханалия человеческих жертвоприношений происходила на глазах множества людей. Причём, сам процесс организовывался и подавался, как торжественное и величественное деяние, направленное на благо всего народа.
Центральным местом, где проводились самые массовые жертвоприношения, был главный храм бога Уицилопочтли. Это зловещее строение занимало площадь в тысячу квадратных метров, а его высота составляла 35 метров. Оно представлял из себя огромное сооружение из пяти усечённых пирамид, которые были поставлены одна на другую. На вершине пятой пирамиды находилось две башни-святилища. В одной из них стояла, высеченная из базальта, статуя бога Уицилопочтли, во второй статуя бога Уэуэтеотлю.
За два дня до намеченного жрецами страшного часа, в святилищах зажигались огни. Огромная торговая площадь находилась рядом с храмом, и народ со страхом смотрел на это мрачное предзнаменование будущих человеческих жертв.
В назначенный день, после того, как солнце покидало зенит, возле храма появлялась многочисленная процессия. Впереди важно шествовали жрецы высшей касты, одетые в чёрные мантии, за ними, стеная и охая, семенили жертвы. Они не имели на себе никакой одежды, а их тела были покрашены синим мелом. Замыкали шествие жрецы низшей касты и послушники.
Процессия медленно направлялась к подножию первой пирамиды. Широкая лестница, состоящая из ста четырнадцати каменных ступеней вела на верх, туда, где величественно и зловеще высились две башни-святилища.
Достигнув вершины нижней пирамиды, шествие двигалось вдоль стены, огибало её и поднималось на вершину следующей пирамиды уже с другой стороны. Дальнейшее восхождение происходило таким же образом.
На вершине четвёртой пирамиды все останавливались. К святилищам поднималось только несколько избранных жрецов. Здесь они возносили хвалу главному богу их народа и замирали в торжественном молчании.
В окружении жрецов низшей касты появлялась первая жертва. Её укладывали на большой жертвенный камень. Четыре, одетые в чёрные мантии фигуры становились по бокам. В их задачу входило крепко держать руки и ноги обречённого на убой человека.
К беспомощной жертве приближался верховный жрец бога Уицилопочтли, держа в руке нож из обсидиана. Уверенным отработанным движением он рассекал живот лежащего. Сильные пальцы погружались в страшную рану и цепко сжимали трепещущий в предсмертном ужасе мягкий кусок плоти. Резкий рывок. Рука с вырванным сердцем вздымалась высоко в воздух.
Тут же стояли два послушника. Они держали в руках каменный сосуд - куаушикалли . Верховный жрец бросал в него кровоточащий кусок мяса. Дёргающееся в смертельной агонии тело убирали с жертвенного камня, подтаскивали к краю площадки и сбрасывали вниз. К месту заклания вели следующего несчастного.
Внутренности убитых отдавали на съедение животным, черепа полировали и отправляли на хранение в специальные хранилища. Они представляли из себя узкие длинные помещения возле храмов, длиной 30 метров, и назывались цомпантли . В некоторых из них, количество черепов доходило до тысячи.
Бытует мнение, что высшая знать ацтеков практиковала каннибализм. После завершения ритуалов жертвоприношения, они разбирали части тел убитых и поедали их. Большим лакомством считался человеческий мозг. Правда прямых доказательств такого варварства нет.
К началу XVI века религиозная вакханалия достигла в империи устрашающих размеров. Очень часто стали практиковаться акты полового насилия над обречёнными на смерть женщинами. Надругавшись над несчастными, их приносили в жертву жестоким богам, видимо наивно считая, что таким способом заслуживают ещё большей благосклонности небожителей.
Регулярные кровавые жертвоприношения, наплевательское отношение к человеческим жизням не могли не сказаться на морально-нравственном климате общества. Половая распущенность, вседозволенность, попрание чести и достоинства граждан стали вещами обыденными и привычными. Вначале разложилась знать, а затем пришла очередь и простых людей. Когда-то сильный, мужественный и стойкий народ превратился в похотливое, жестокое и тупое стадо жалких особей.
Результатом всего этого стало то, что огромное многомиллионное государство не смогло оказать достойного сопротивления небольшой кучке авантюристов и позорно пало, оставив после себя только каменные развалины когда-то величественных и грозных пирамид.
Статью написал ridar-shakin