НАРОДНЫЕ
ИГРЫ
ДЛЯ
ДЕТЕЙ.
ЦЕЛИ:
Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Приучают к сообразительности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
У бабушки маланьи.
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами )
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим )
Шатёр.
Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:
Мы весёлые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».
Огородник.
В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.
Катай каравай.
Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:
Катай каравай,
Поворачивай, давай,
К лесу – куролесу,
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,-
Куда головой?
«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.
Аисты и лягушки.
Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами:
На одной ноге стоишь,
На болото ты глядишь,
А мы весело, прыг – скок,
Догони – ка нас, дружок!
Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.
Селезень.
Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, и поют:
Селезень утку догонял
Молодой утку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки- мышки». Поймав «Уточку» , Селезень приводит ее в круг и целует в щеку.
Гори ясно.
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три!
На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Игра повторяется.
Гори, гори ясно. (2)
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.
Ворон.
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон. (он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.
Краски.
Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:
Тук, тук!
Кто пришел?
Я черт с рогами, с горячими порогами,
С неба свалился, в горшок провалился!
Зачем пришел?
За краской.
За какой?
За красной.
Если красной краски нет, хозяин говорит:
- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.
Если краска есть, хозяин говорит:
Скачи на одной ножке по красной дорожке
Найди красные сапожки.
Поноси, поноси
И назад принеси!
В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.
Родничок.
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. У -ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой. У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.
Грачи летят.
Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу-
Мы несем весну!
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки.
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, ле… - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.
Колечко.
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру
Ворон (2).
Выбираются Ворон и Заяц. Остальные дети – зайчата. Они цепляются за Зайца, растягиваясь в длинную цепочку и приговаривают:
Вокруг Ворона идем,
По три зернышка несем.
Кому два, кому одно,
А Ворону – ничего!
Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:
Ворон, Ворон, что ты делаешь?
Ямку копаю – отвечает Ворон.
На что тебе ямка?
Денежки ищу.
На что тебе денежки?
Ситчику куплю.
На что тебе ситчик?
Мешочек шить.
Зачем тебе мешочек?
Камушки класть.
На что тебе камушки?
В твоих деток кидать!
Что тебе мои детки сделали?
В огород мой прибегали
Лучик да мачик потаскали!
А репочку, да мяточку –
Топотали пяточками!
Кар-р-р!- кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц защищает. Тотзайчонок, которого вытянет ворон из цепочки и становится новым вороном.
Капуста.
Рисуется круг – огород. На середину круга играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту.Все участники игры стоят за кругом, и один из ребят, выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу поет:
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу/ 2раза
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобр и куница,
Заинька усатый
Медведь толстопятый.
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого Козлик коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты» , объявляется победителем.
Волк и овцы.
Играющие выбирают волка и пастуха, все остальные – овечки. Пастух становится посреди лужка с палкой в руках. Около него пасутся овечки. Волк прячется за деревом. Пастух поет:
Пасу, пасу овечек недалеко от речки
Волк за горою, серый за крутою.
И днем и ночью рыщет, моих овечек ищет.
А я волка не боюсь. батожком оборонюсь,
Кочережкой отобьюсь.
«Пойду, буду спать!» - говорит пастух, ложится и делает вид, что овечек нет, и припевает:
Пасу, пасу до вечера,
А гнать домой нечего!
Пришел серый волк
Моих овечек столк?
А я заснул и духом не чул!
Пастух начинает искать овечек, стучит палкой о землю и приговаривает: « Тут волчий след, тут овечий след..»
Подходит к волку и спрашивает:
- Волк, ты не видел моих овечек?
А какие они?
Беленькие.
- Побежали по беленькой дорожке. (овечки, у кого светлые волосы убегают от волка к пастуху) Затем волк говорит «Побежали по черненькой дорожке» и убегают овечки с темными волосами.
Баба Яга.
По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Бабка Ёжка - костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.
Пчелы.
Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:
Пчелки яровые
Крылья золотые
Что вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождиком сечет,
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши.
Золотые ворота.
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей привел.
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.
Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
А на третий раз не пропустим Вас!
Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат.
Дятел.
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.
Заря – Заряница.
Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Ерыкалище.
Очерчивается круг. По считалке выбирается Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и припевают:
Эко диво, чудо – юдо,
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо – юдо,
С горынова дуба – хромое поганище!
Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга, и прыгая, на одной ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен в круг и отдыхает. Затем его снова дразнят, и Ерыкалище уже вместе с пленным игроком прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с помощниками не переловят всех детей.
Дедушка Мазай.
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
Вор – воробей.
Выбирается огородник и воробей. Остальные играющие образуют круг и берутся за руки. Огородник выходит на середину хоровода, воробей остается за кругом. Дети водят хоровод и огородник поет:
Эй, вор – воробей,
Не клюй мою конопель,
Ни мою, ни свою, ни соседову.
Я за ту коноплю
Тебе ножку перебью.
Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают в круг воробья и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. При этом все поют:
Наш воробьишка
В сером армячишке
В чисто поле не идет,
Коноплю не клюет,
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Поймав воробья, огородник меняется с ним местами, или выбираются новые огородник и воробей, и игра повторяется.
Сова.
Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» и тут же мыши начинают бегать, скакать. Сова кричит: «День», мыши продолжают двигаться. Зетем сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:
Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит « Ночь» . При этом слове мыши мгновенно замирают. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает. Тот, кто не рассмеется остается в игре.
Молчанка.
Играющие выбирают ведущего, садятся вокруг него и поют:
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли,
По – турецки говорили:
Чаб – чаляби, чаб – чаляби.
Прилетели журавли
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих…)
Жмурки.
Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он и есть жмурка, - подводят к двери и поют:
Иди, кот, на порог,
Где сметана и творог!
Повернись пять раз,
Лови мышек, а не нас!
После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя!). Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: « ОГОНЬ!» . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.
Мельница.
Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый. он и выигрывает.
Льдинка.
Играют зимой. Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают:
Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!
На это водящий отвечает:
Скачу по дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке,
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горкам.
Бух! По норкам!
С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.
Подкиды.
Один из играющих берет в руки мяч и напевает:
Оля, Коля, дуб зеленый
Ландыш белый, зайка серый
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Чурилки.
Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.
Перстень.
Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «паерстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом напевают:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню –
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Сидящие отвечают:
Мы давно уже гадали,
Мы давно перстень искали-
Все за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка – по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, с тем у кого было колечко обегают лавку. Бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, тот и становится водящим.
Жаворонок.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: « Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
«Гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Ворон»
Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
«Солнце»
Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
«Теремок»
Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Ход игры:
Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Дети («теремок») идут по
Кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
«Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры:
Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Медведь»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».
Дети идут по кругу и поют:
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Репка»
Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игро
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры:
Дети встают друг с другом и поют:
Шла сороконожка По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: кап! Ой, промокнут сорок лап! | Лёгкий бег. |
Насморк мне не нужен, Обойду я лужи. Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу. | Идут, высоко поднимая ноги Стоя, трясут правой ногой Левой ногой |
Шла сороконожка По сухой дорожке И затопала потом, Ой, какой от лапок гром! | Идут «паровозиком» пружинным шагом. Идут топающим шагом |
«Ловушка»
Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
Ход игры:
Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
Стоящие в кругу
«Круги»
Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.
Ход игры:
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок,
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.
«Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
«Дедушка»
Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.
Ход игры:
Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:
Уж ты дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.
«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.
«Колпачок» (паучок)
Цель:
Ход игры:
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
«Курочки и петушок»
Цель:
Ход игры:
Курочки: | Как у наших у ворот Петух зернышки клюёт – 2 раза К себе курочек зовет. |
«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит: |
|
Петушок: | Вы пеструшечки, вы хохлушечки, Я нашел для вас орех, Разделю орех на всех По крупиночке, по восьминочке. Ку-ка-ре-ку! |
«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит: |
|
Петушок: | «Ку-ка-ре-ку!» |
Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:
«Медведь» закрывает глаза.
Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!
«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Обеги круг»
Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:
Водица, водица,
Студеная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.
«Огуречик»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.
Ход игры:
Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.
«Кто у нас хороший?»
Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий. | Ванечка выполняет пружинку с поворотом. |
На коня садится – Конь завеселится. Плеточкой помашет – Конь под ним запляшет. | Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги. |
Мимо сада едет – Садик зеленеет, Цветы расцветают, Пташки распевают. | Двигается по кругу галопом. |
К дому подъезжает, Со коня слезает, Со коня слезает – Олечка встречает. | Выбирает девочку. |
Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.
«Две тетери»
Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.
Ход игры:
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».
Дети идут по кругу и поют:
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу..
Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:
Прилетели две тетери,
Поклевали - Тетери клюют
Улетели … - Улетают.
Ш-ш-ш-ш -
Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.
«Охотник» догоняет «тетерев».
«Жучки»
Цель:
Ход игры:
Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок. Водящий поет:
С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему напоминают: «Оленька, лови жучков».
«Васька - кот»
Цель:
Ход игры:
Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.
Ходит Васька серенький, Хвост пушистый беленький, Ходит Васька кот. | Дети идут по кругу вправо. Васька – влево. |
Сядет, умывается, Лапкой умывается, Песенки поет. | Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг. |
Дом неслышно обойдет, Притаится Васька кот, Серых мышек ждет. | Дети идут вправо, кот – влево. |
Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.
«Подними ладошки»
Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.
Ход игры:
Дети стоят по кругу и поют:
Подними ладошки выше И сложи над головой. Что вышло? Вышла крыша, А под крышей мы с тобой! | Дети складывают руки над головой. |
Подними ладошки выше А потом сложи дугой. Кто же вышел? Вышли гуси – вот один, а второй другой. | Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук. |
Подними ладошки выше И сложи перед собой. Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и прямой. | Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской». |
«У тетушки Натальи»
Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.
Ход игры:
У тетушки Натальи Было семь цыплят 2 раза Пи-пи, пи-пи-пи! Так они кричат. 2 раза | Дети идут по кругу. Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх. |
У тетушки Натальи Было семь утят 2 раза Кря-кря, кря-кря-кря! Так они кричат. 2 раза | Дети удит по кругу. Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед. |
У тетушки Натальи Было семь гусят 2 раза Га-га, га-га-га! Так они кричат. 2 раза | Дети идут по кругу. Стоя на месте лицом в круг, показывают с помощью кистей рук «клювики» |
У тетушки Натальи Было семь котят 2 раза Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу! Так они кричат. 2 раза | Дети идут по кругу. Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки. |
У тетушки Натальи Было семь козлят 2 раза Бе-бе,бе-бе-бе! Так они кричат. 2 раза | Стоя лицом в круг, изображают рожки (указательные пальцы обеих рук подносят к голове) |
У тетушки Натальи Было семь щенят 2 раза Гав-гав, гав-гав-гав! Так они кричат. 2 раза | Руками показывают возле головы «ушки». |
У тетушки Натальи Было семь внучат 2 раза Ля-ля, ля-ля-ля! Так они кричат. 2 раза | Дети хлопают в ладоши. |
«Скок - поскок»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.
Ход игры:
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».
«Зайка»
Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.
Ход игры:
Взрослый: Зайку кто-то испугал.
Дети убегают на места.
«Гуси, вы гуси»
Цель:
Ход игры:
Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.
«Волк» и «гусенок» следят в стороне.
Дети | Гуси, вы гуси, Серые гуси. | Идут к гусям – 4 шага. Отходят назад – 4 шага |
Гуси | Га-га-га, га-га-га. Га-га-га, га-га-га. | Идут к детям – 4 шага Идут обратно – 4 шага |
Дети | Где вы бывали, Кого вы видали? | Идут вперед, Идут назад |
Гуси | Га-га-га, га-га-га. Га-га-га, га-га-га. | Идут вперед, Идут назад |
Дети | Мы видали волка, Он нес гусенка. | Идут вперед «Волк с гусенком» пробегают мимо детей. Идут назад. |
Гуси | Га-га-га, га-га-га. Га-га-га, га-га-га. | Идут вперед, Идут назад |
Дети | Щиплите вы волка, Спасайте гусенка. | Идут вперед, Идут назад |
Гуси | Га-га-га, га-га-га. Га-га-га, га-га-га. | Повторяют движения детей |
С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».
Лариса Борисова
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются считалками, потешками, забавными запевками, прибаутками.
Представляю вашему вниманию небольшую подборку народных игр, которые мы использовали на праздниках.
Игра «Ручеёк»
задачи: Развивать ориентировку в пространстве, легкий бег, играть вместе.
Дети с помощью считалки выбирают «ручеёк».
Ручей, ручеёк!
Здравствуй, миленький, дружок!
«ручеёк»: Можно с вами поиграть?
Дети: Ты скорее забегай
И друзей здесь выбирай.
Дети поднимают руки. «Ручеёк» забегает и выбирает себе пару. Оставшийся один ребёнок бежит и выбирает себе пару.
«Горелки» (с платочком)
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.
«Петушиный бой»
Дети делятся на пары и изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Руки можно держать на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.
«Жаворонок».
«жаворонок» выбирается по считалке (в руке у него колокольчик).
Он бегает внутри круга. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
играющие закрывают глаза «жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
игра «Горшки».
Выбираются 2 водящих: «продавец» и «покупатель». Дети садятся в круг на колени - это «горшки». Под русскую народную мелодию «покупатель» и «продавец» идут за кругом навстречу друг другу. Диалог при встрече:
- Почем горшки?
По денежке!
А не дырявые?
Сам попробуй!
«Покупатель» идет по кругу, выбирая «горшок». «Продавец» идет позади, уговаривая его: «Отличные горшки! Новые, блестящие! Выбирай, покупай, не пожалеешь! Когда «покупатель» выбрал «горшок», он останавливается и говорит: «Вот этот беру!». Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до «горшка», становится «продавцом», а «горшок» - «покупателем». Проигравший садится в круг, он «горшок».
«Матушка – весна»
Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.
Выбирается Весна. Двое детей взявшись за руки образуют ворота.
Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Правила: Не размыкать цепочку.
Подвижные игры – одно из величайших достижений народной педагогики. В них отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь. Увлеченность детей игрой, ролевая самоотдача подтверждают целесообразность их включения в любое занятие.
Публикации по теме:
Достоинство русских народных сказок Достоинство русских народных сказок. Достоинство русских народных сказок оценено и признано не только нашей публикой, но и вообще всем образованным.
Сценарий развлечения «Фестиваль народных игр» Актуальность. В последние годы отмечается тенденция к снижению двигательной активности у дошкольников. Этому способствуют многие факторы.
Фестиваль «Русских народных игр» В целях формирования интереса и воспитания у детей любви к Родине, к традициям русского народа, к его.
В нашем детском саду прошла развеселая ярмарка народных игр, посвященная празднику Дня народного единства. К нам в гости пришли дети из.
Картотека мордовских народных подвижных игр Мордовская народная подвижная игра «В платочки» Руцяняса (мокша) Пацинесэ (эрзя) «В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в.
Картотека народных игр для детей старшего возраста 1 «ТЕРЕМОК». Задачи: развивать у детей умение передавать в движении содержание текста. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Русские народные игры
для детей среднего дошкольного возраста
«Дедушка Мазай»
Игра начинается с выбора водящего - «Дедушки Мазая». Водящий садится на стул. Дети подходят к нему со словами:
Здравствуй, дедушка Мазай. Из коробки вылезай!
Водящий отвечает:
Здравствуйте, дети, где вы были, что вы делали?
Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!
Дети жестами показывают действия, о которых договариваются заранее:
«пекли пирожки», «собирали грибы», «пришивали пуговицы», «играли на балалайке» и т. д.
Баба Яга
Водящий - Баба Яга - находится с завязанными глазами и центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заход» в него. Один из играющих произносит:
В темном лесу избушка
Стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух и страшная какая,
Наша Бабушка Яга!
На последнем слове играющие входят в крут и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.
Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос По сигналу «морозы» говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» n,i противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.
СкакалкаОдин из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку. Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Бабочки и ласточка
Играющие изображают бабочек, водящий ловит. Все поют:
Бабочки летают,
Пыльцу собирают,
Ласточка встанет
И бабочек поймает.
Пойманный становится «ласточкой».
Жаворонок
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.
ПчелыИграющие по считалке делятся на две равные команды. Одна команда - «пчелы». Другая - «цветы». «Пчелы» их ловят. «Цветы» при этом говорят:
Пчелки, пчелки,
Жальца жалки,
Серые, малые,
Крылышки алые.
Поверху летают,
К цветам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
«Пчела», поймавшая «цветок», говорит: «Замри!» - и «цветок» стоит на месте, не двигаясь. Когда «пчелы» переловят все «цветы», то меняются с ними ролями, и игра продолжается.
Мосток
Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой и руке. Это - «паучок». Все поют:
Паучок паутинку
Зацепил за травинку,
А потом за листок:
Получился мосток.
С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой - стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются н;) корточки, натягивая веревку.
Остальные дети со словами «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».
Солнышко-ведрышко
Выбирают водящего - «солнце». Остальные дети - «спящие». Они поют:
Гори, солнце, ярче -
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна - милее.
На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две - поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).
В круги
Выбирается водящий.
Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись.
Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг.
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие - «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
Гуси-гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Ну, летите же домой!
Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит, Съесть нас хочет!
Ну летите, как хотите, только крылья берегите! «Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.
У медведя во бору
Рисуют два круга: один - «деревня» другой - «лес». В этот круг кладут «ягоды». Один из участников изображает медведя и садится в «лес». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды, у одного из играющих в руках корзинка. Все поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь постыл,
На печи застыл.
Затем окружают «лес». Перебрасывая и передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в «лес» и бросить в нее «ягоды». Кого «медведь» в «лесу» поймает, тот становится новым «медведем». Игра продолжается.
Заря-заряница
Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три - не воронь,
А беги как огонь!
На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.
Молчанка
Играющие садятся рядом друг с другом. Первый в ряду шепчет на ухо соседу какое-либо слово. Тот встает и изображает это слово мимикой и действиями. Остальные должны его угадать. Игра продолжается, слова загадывают все в порядке очереди. Обычно игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя - за это платят фант.
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх - делают «золотые ворота». Один их участников игры: водящий, берет одного ребенка за руку и ведет всех "змейкой" и проходит через «золотые ворота. При этом все поют:
В золотые ворота проходите, господа:
Первый раз - прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз - не пропустим вас!
На последней фразе песни ворота опускаются и кто попал в ловушку встает за игроком, изображающим ворота. Когда все дети будут пойманы, начинается соревнование "Какая команда перетянет".
Пустое место
Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в одну сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Кто быстрее займет пустое место, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.
Третий лишний
Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.
Удочка
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).
2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
Мышеловка
Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх (воротики), произносят слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
Переловим всех за раз!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Угадай, кто позвал
Участники встают в круг, водящий в центре круга с закрытыми глазами. Кто либо из игроков называет водящего по имени, а тот должен угадать кто его позвал. Если водящий угадывает, проигравший становится вместо него.