Психологизм в поэтике «Войны и мира». Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

Мне казалось, что ничего необычного в ее внешнем ходу не было. Дефект у женщины в десять раз больше. Но безразличие, несмотря ни на что. Как монахиня, черная женщина, девушка в очках. У этого страбила трудная. Речь идет о ее вещах, у меня есть идея, которая заставляет их затушевывать.

У них есть тяга к любым видам. Как будто мы должны были внедрить электрод в голову Блума, и то, что мы читали, было следствием его умственной деятельности. О! Могло быть классически понятным внутренним монологом, с точки зрения техники представления мыслей. Но далее следует «иррациональная» тенденция, это прогрессия мысли, аналогичная тому, что Фрейд иллюстрировал методом свободных ассоциаций в психоанализе. Предложения короткие и паратичные.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел. Вы как же изволите знать?

Они даже заклинивают, как за это «я не против». Значительная часть занимают потоки сознания в Улиссисе; роман был экспериментальным в то время, и это был бум литературного авангарда. После Джойса поклонники и хулители не смогли избежать конфронтации с этим романом, который открыл путь для современного романа и, в случае потока сознания, ко всем тем измененным состояниям сознания, которые сформировали фигуру так много современной литературы. Сегодня использование потока сознания, как его понимают, Джойс используется писателями для некоторой цитаты или дань эталонной модели; или для краткой гравюры в более или менее обычных повествованиях.

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

В некоторых отрывках его повествования вы узнаете, как он ухаживал за радостным уроком. На следующей встрече мы поговорим о Вирджинии Вульф и его «рытье пещер вокруг персонажей». Тем не менее творческое письмо и, в некоторых отношениях, поток сознания.

Фотография: Столица, Цветэлина Белутова. Теперь мы смотрим на то, что кипит политически, и многие вещи оседают под поверхностью. Одной из вещей, которые беспокоят людей, является насилие, особенно среди детей, последние случаи. Ваши коллеги говорят об отсутствии эмоционального воспитания.

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Интенсивное сосредоточение на нем показывает, что насилие происходит не только между детьми, это состояние ума, которое смущает нас, беспокоит нас и, возможно, обновляет себя от самих отношений в обществе. Мы не можем точно определить, что мы не можем дать правильные ответы, но мы знаем, что есть изменения, мы их чувствуем. Когда происходят изменения, всегда есть апокалиптическое видение, что что-то разваливается, что мы распадаемся на то, что организация нашего разума разваливается. Естественный вопрос, который мы задаем, заключается в следующем: что происходит, почему существует насилие вокруг нас?

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками.

У детей всегда было насилие. Часть изменений заключается в том, что человек становится все более анонимным и кажется все более бессильным. Это не начинается сейчас, но это очень старая работа - мы бессильны, что мы ничего не можем изменить. Даже маленькая революция, которую мы пережили, не дает нам внутренней силы в смысле внутренней силы, что мы можем что-то сделать. И бессилие ведет к усилению насилия. Мы должны помнить, что до 10 ноября наше общество было чрезвычайно тихим и молчаливым. Спокойная внешняя, но обостряющая агрессия, множество импульсов, много фантазий.

Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору. Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

Неизвестно, о чем послушны сны, каковы его фантазии, но они более склонны к насилию. И тогда было насилие, но все было тихо и не обсуждалось. Считалось, что родители или учителя были очень «простыми людьми» и были виновны. По-моему, корни намного глубже, и теперь мы продолжаем пожинать плоды того, что мы живем и где мы жили. Мы должны понимать, что в подростковом возрасте мы интенсивно испытываем всю историю человечества и не должны недооценивать того внимания, которое мы ему должны. Насилие случается в школе, хотя это происходит в семье, но семья по-прежнему остается таинственной пещерой, где многие вещи не выходят.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Этот человек воспитывает своего ребенка в чрезвычайно сильной конкуренции. Хороший - это тот, у кого есть успехи, которые получают хорошие заметки, которые хорошо запоминают, потому что будущее для определенных профессий, определенных социальных позиций, определенных статусов, к которым нужно стремиться еще больше раннего возраста. На самом деле естественное человеческое развитие личности связано с другими вещами. Бласо Петков, еще учитель, сказал сыну: «Ты мужчина, а барабанщик твоего отца на потолке».

Очень разумно, потому что он на самом деле говорит - развить свою эмоциональность, познать себя, развить свои психологические роли, свои знания о себе, своих чувствах, чувствах других и барабанах все время, когда вы скажете. Мы спешим развивать социальные навыки, карьеризм, социальную мечту о профессиональном утверждении и очень мало внимания к опыту. Все бурные события, которые пережила история, подросток испытывает их за очень короткое время. Считаете ли вы, что средства массовой информации и видеоигры, весь зрительный сектор в целом влияет на растущую агрессивность детей?

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались. Раскольников повторил своё показание.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Назовите жанр, к которому относится произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Дети реагируют на свои страхи, свои страшные фантазии, а именно на просмотр сказок, играющих в электронные игры. Они видят, что их фантазии не так страшны. В действительности фантазировать не так-то просто. В видеоиграх вы можете играть в нее, там вы видите, какие фантазии есть, это игры. Ребенок в питомнике едет на стул и машет мечом, отец входит и спрашивает: «Что это?» Но ребенок не говорит: «Это моя лошадь и мой меч».

Сообщения сегодняшнего человека очень расстроены, мы не можем общаться, мы не можем говорить. Возможно, это нашло отражение в том, что наш язык, язык, с которым мы общаемся, чрезвычайно коррумпирован, чрезвычайно поразителен. Мы не общаемся с языком, мы используем его для оценки, суждений, получения статуса, престижа. Было исследование, которое многие люди читали, однако они не понимают текст. Виновными являются не те, кто не понимает, но что мы не используем язык для живого общения, но мы используем его как силу, как силу, как знак, как галочку.

2

Укажите отражённую в этом фрагменте стадию развития действия в эпическом или драматическом произведении, где описывается разрешение его конфликта или обнаруживается принципиальная неразрешимость этого конфликта.

3

Как называется форма общения героев, представленная разговором двух действующих лиц и являющаяся основной в данном фрагменте?

Язык чрезвычайно коррумпирован и беден, полный клише. Мы должны прилагать все усилия, чтобы избежать клише, которое бессмысленно, и нет смысла обмениваться им. Люди постоянно настаивают на том, что они боятся новых и новых вещей. Когда вы говорите, что вы чего-то боитесь, вы всегда говорите - о, старая работа, это страхи из детской. Но они размножаются и углубляются. Наши страхи больше не страхи, а ужасы. Как будто мы видим, мы излагаем не обычные страхи, но ужасающие вещи, ужасные аварии, у нас есть апокалиптические видения полного распада.

Вероятно, это связано с дезинтеграцией отношений и цеплянием за административно-бюрократические решения. Опасения, на мой взгляд, не новы, они объединяются, но всегда полагаются на наши самые ранние страхи. И, может быть, они умножаются на том основании, что мы не можем видеть, что происходит вокруг нас, мы не понимаем реальности. Они не боятся людей, у которых хватит смелости видеть реальность так, как она есть. Но для этого требуется навык, и требуется сотрудничество.

4

Установите соответствие между персонажами, действующими и упомянутыми в данном фрагменте, и отдельными событиями произведения: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

Б) Раскольников

В) Свидригайлов

1) начинает жить «по жёлтому билету»

С другой стороны, бенчмаркинг чрезвычайно сложный, потому что в последнее время - включая выборы и дебаты вокруг выборов - есть постоянный камень преткновения, чтобы поймать другого по ошибке, чтобы его критиковать, а не слышать. Поэтому обсуждение является неполным, и это еще больше усиливает наше чувство фрагментации ландшафта.

Когда есть сообщество, когда есть определенные и регулируемые отношения, когда есть тепло, уют, когда есть желание понять другого, тогда страхи отступают, они остаются за дверью. Но сегодня наше сообщество находится в состоянии битвы и избегает подозрений. Это состояние, которое ребенок переживает на самых ранних этапах развития, он не знает реальности, он частично воспринимает объекты и не воспринимает общую картину, а бесконечно фантазирует. И наше сознание делает то же самое. На самом деле это скорее основано на регрессе общения и рассуждений, а не на том факте, что наше воображение знает, насколько оно выросло.

2) умирает от чахотки

3) видит символический сон о лошади

4) оставляет большие деньги детям Мармеладовых после смерти их родителей

5

Как называется способ изображения внутренней жизни персонажа («чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило», «он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах»)?

Но если язык разбросаны, то что же тогда с коммуникативностью, с связями между людьми? Потому что язык перестает означать? Да, язык перестает означать, что слова уже не являются адекватными символами, перестают символизироваться. С другой стороны, язык никогда не был всем.

Так что добирайтесь до психодрамы, с которой имеете дело. Как вы нашли психодраму и как она была введена в Болгарии? Мое обучение прошло через все это. Но в любом случае, самое главное, как разговаривать и понимать друг друга через разговор, через слова. Как встретиться с ним и как понять, что он / она и что он / она переживает, в том числе, когда он встречается с таким представителем учреждения, как психиатр. Он занимался семейной и групповой терапией. Идея семейной и групповой терапии заключается в том, что человек не страдает один, но контекст и часть контекста, дисфункциональный контекст, болен.

6

В душе Раскольникова борются противоположные начала. Как называется подобное противоборство, столкновение различных позиций?

7

Каким термином обозначается выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку (например, упомянутая в разговоре героев записная книжка Свидригайлова)?

И если дисфункции преодолены в контексте, то есть, если дисфункции в семейных отношениях, на пути общения с другими будут преодолены, то патология будет преодолена. Постепенно она вошла в психотерапевтическую практику в Болгарии. Психодрама видит человека не только через слова, но и не только средствами терапевта. Психодрама делается на сцене, где она играет, создавая действие, в котором пациент является главным героем и автором. Здесь уже есть другой мир. Если мы только говорим и понимаем, что такое психическая реальность того, с кем мы разговариваем, и он понимает нашу психическую реальность, психодрама открывает сцену, в которой вы можете проектировать все свои переживания по Шекспировскому пути.

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

ШЁЛ СНЕГ…

Шёл снег: неспешно и торжественно –

такой воздушный, лёгкий, женственный.

Нет, он не шёл – он снисходил

до нас. А мы глазами хлопали,

любуясь медленными хлопьями,

представив счастье впереди.

Звон колокольный звал к заутрене,

Яков Морено, изобретавший психодраму, говорит: «Я родом из Шекспира». Потому что мы, люди, - драматические существа. Когда вы находитесь на стадии психодрамы, вы можете видеть сторону с помощью группы и устанавливать связь между тем, что вы говорите, тем, что вы чувствуете, и тем, что вы думаете и что вы делаете. Мы находимся в полном разложении в этом смысле - мы делаем одно, мы говорим о другом, мы чувствуем себя третьим, мы считаем четвертым, и мы пытаемся найти правду во всем этом. Теперь мы говорим о запредельной истине или постижимости.

Вы видите, и все эти фрагменты объединяются в одном, в одном действии, в одной последовательности, в одном творчестве. Вы сами создаете свой мир и свое действие. Кроме того, психодрама - это групповая деятельность, хотя ее можно сделать индивидуально, но в группе люди обмениваются опытом, их разные углы зрения на то же самое, что они изображают, а не говорят, не спорят. Они видят это как изображение.

земля, снежинками припудрена,

собой являла чистоту.

А мы стояли ошарашенно,

забыв про серость дня вчерашнего,

поверив в светлую мечту.

Неповторимые и разные

мы так похоже верим в праздники,

но чаще ждём их по весне.

И вдруг, нежданно и нечаянно,

восторг души сменил отчаянье...

А ведь всего-то – выпал снег!

(В.Н. Соколов, 1968)

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

В каждой строфе стихотворения можно заметить повторяющееся одинаковое или сходное звучание концов двух стихотворных строк (хлопали – хлопьями; заутрене – припудрена и т.п.). Назовите термин, которым обозначается такое созвучие строк.

11

Какой приём, основанный на противопоставлении, использовал поэт в строчках: «…забыв про серость дня вчерашнего, поверив в светлую мечту»?

12

Как называется стилистический приём, основанный на повторении согласных звуков в строке («Зв он колокольный зв ал к заутрене»)?

13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Психологизм - это способ (метод) изображения душевной жизни персонажа в произведении; воссоздание и изображение в художественном произведении внутренней жизни человека. В журналистике психологизм - это метод осмысления личности в соответствии с «алгоритмами» науки и одновременно эстетический принцип изображения характера, предполагающий использование системы художественных средств.

НУЖНО ПОМНИТЬ:

    Чтобы прикоснуться к тонкой душевной организации личности, журналист должен разобраться в субъективном мире героя , понять его душевное состояние, заглянуть в его чувственно-эмоциональную сферу. Только в этом случае удается выявить духовные истоки поведения конкретной личности.

    Чтобы написать полноценный очерк , журналисту необходимо настроиться на «волну» эмоций и мыслей своего героя . Подобная настроенность побуждает особую тональность письма: лиризм и исповедальность. В этом смысле очерк – один из самых интимнейших жанров публицистики.Впрочем, полное и объемное раскрытие внутреннего мира человека, как, например, это делается в литературном произведении, в очерке невозможно.

Процесс самораскрытия, самоанализа героя может быть описан в очерке через монолог или диалог . И в том и другом случае мы будем иметь дело с различными проявлениями его самосознания.

А) В монологе герой полностью погружен в себя: видит и слышит только себя; выражает только собственную точку зрения на вещи; его сознание не соприкасается с другими сознаниями. Поэтому мир героя, как правило, предстает перед читателями в одностороннем порядке. Но это процесс внутреннего самораскрытия человека и своеобразный самоанализ, исповедь.Ч тобы полнее передать гамму человеческих чувств , журналисты используют «скрытые» приемы психологической характеристики героя. К ним, как правило, относят авторские реакции, реплики, комментарии и т.п., т.е. все то, что косвенным образом может охарактеризовать внутреннее психологическое состояние человека. Для этого используются и внешние проявления героя произведения.

Б) Иначе обстоят дела в диалоге . В процессе диалога субъекты общения не только делятся полезной информацией, но и могут рассуждать, спорить, дискутировать по поводу определенного предмета обсуждения, тем самым выявляя не только особенности своего мышления, но и взгляды, представления, идеи и т.д. В диалоге и автор, и герой произведения выступают в качестве самостоятельных субъектов общения. Они вольны в выражении своих мнений, точек зрения и оценок. Они могут занимать различные позиции по тем или иным вопросам, свободно проявлять свои мировоззренческие взгляды. Кроме этого, автор может воссоздать в произведении ту социально-психологическую атмосферу, которая возникла в ходе диалога, тем самым добавляя новые штрихи к психологической характеристике героя очерка.

Одним из способов проникновения во внутренний мир личности является анализ мотивационной сферы . В данном случае изучаются различные качества личности; степень осознания человеком собственных поступков; уровень психологической зрелости личности; динамика мотивационной структуры личности в зависимости от обстоятельств, ситуации и временного состояния психики; реакция на социально обязательные, декларируемые и пропагандируемые цели, ценности, нормы поведения, образа жизни и т.д. Анализ мотивационной сферы соотносят с идеалами (идеал – это доминирующий образ желаемого), установками, убеждениями, ценностями, интересами и желаниями личности. Анализируя мотивы поведения личности, важно выявить не только доминирующие мотивы, соотнесенные, например, с целями человеческой деятельности, но и скрытые, которые обнаруживаются в условиях экстремума.

Очеркист, анализируя личность с точки зрения ее мировоззренческих позиций, может проследить этапы формирования человеческих убеждений, описать те трансформации, которые происходят в сознании индивида при выборе той или иной идеи, наконец, показать те внешние воздействия, которые играют определяющую роль в идейной позиции личности.

В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». В процессе жизни человек приобретает различные характерологические черты, которые становятся его отличительными свойствами. В очерковом произведении характер человеческой личности может быть представлен во всей многогранности. Достигается это не только за счет выделения каких-то отдельных черт или сторон характера, как это, например, делается в науке, а за счет показа человека во всех его внутренних и внешних взаимосвязях с социальной средой. От анализа отдельных человеческих поступков или действий журналист может подойти к их синтезу в характере личности.

Различают три основные формы психологического изображения , к которым сводятся все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира литературных героев:

- прямую (открытый психологизм ) - передаёт внутреннюю жизнь персонажа «изнутри» с помощью психологического самоанализа героя (вспомним Печорина, подвергающего анализу мельчайшие движения своей души). Средства открытого психологизма - внутренний монолог, диалог, письма, исповедь, дневники, сны, видения, несобственно-прямая речь, «поток сознания» как предельная форма внутреннего монолога, «диалектика души».

- косвенную (скрытый психологизм ) - направлен на изображение внутреннего мира героя «извне», через психологический анализ. Средства скрытого психологизма - портрет, пейзаж, интерьер, комментарий, умолчание, художественная деталь.

- суммарно-обозначающую (чувства названы, но не показаны ).

Психологизм присущ, как правило, крупным журналистским произведениям. Его стилистические особенности совпадают во многом с особенностями публицистики в целом: стремление к образности, выразительности; поиск новых языковых средств; открытое выражение авторской позиции; огромная роль ключевых слов, характерных для определённой эпохи или идейного направления; широкое использование устоявшихся речевых оборотов.

Однако психологизм присутствует не только в языке и стиле произведения. Последние десятилетия СМИ-продукция, изготовленная без использования высоких технологий, не вызывает интереса у массового читателя – потребителя. Формы психологизма изменились . О состоянии героя можно сказать жестом, фотографией, музыкальным сопровождением, графикой и т.д. Благодаря высококачественным слайдам, фотографиям и другим формам подачи материала, происходит воздействие на читателя на невербальном уровне. Одна фотография в современном очерковом материале массового журнала может сказать о герое больше, показать его внутренний мир и внутренние переживания ярче, чем это сделает журналист на вербальном уровне.

Большую роль в процессе восприятия и ощущения играет узнавание , что тоже используется в психологизме. Восприятие обладает свойством избирательности, то есть легче и быстрее воспринимается то, что знакомо или даже близко. Характерной его особенностью является константность. Так, например, выражение «ворота Арктики» читатель соотносит с крайним севером.

Принцип психологизма позволяет не только раскрыть внутренний мира героя, дать психологические или жизненные советы, но и преподнести наглядные уроки нравственности .