Демонтаж, разборка и разрушение строительных конструкций. Монтажные работы при замене и усилении колонн

Демонтаж, разборка и разрушение строительных конструкций. Монтажные работы при замене и усилении колонн

Бетон – прочный материал, использующийся в строительных работах. Вполне логично, что спустя некоторое время может потребоваться проведение демонтажа бетонных столбов или колонн, которые являются несущими элементами здания. Такой процесс – довольно ответственное задание, поэтому потребуется изучение проекта здания и конструкционных особенностей. Чаще всего для сноса бетонных колонн потребуются лебедки и алмазная резка. Само собой разумеется, что важно не только применение инновационных инструментов, а и умелое обращение с ними.

Квалифицированные сотрудники ЗАО «Демонтаж-Сервис» произведут демонтаж бетонного столба, перекрытия, ступеней, лестницы, фундамента или забора. Наша компания использует в процессе отбойные молотки, пневматического и электрического типов, болгарки, сварочные аппараты. При необходимости задействуется группа рабочих с опытом проведения работ на высоте. Возлагая ответственность по выполнению демонтажа бетона на квалифицированную компанию, вы получите не только высококачественный результат, но и соблюдение техники безопасности.

Демонтаж бетонного столба или любых других конструкций из данного материала требует предварительной подготовки. Во время первичного осмотра объекта инженеры разрабатывают план сноса с учетом дополнительных факторов. Когда технология демонтажа определена, согласовываются условия выполнения и производится отключение инженерных сетей. Необходимо позаботиться о наличии подъезда к объекту, чтобы существовал доступ техники. Демонтаж крупных бетонных сооружений требует разрезания на мелкие элементы и последующего дробления.

Если стены из камня обычно сносят отбойными молотками, а при возможности – взрывают, то железобетонные перегородки сносят посредством канатной тяги или разборки с помощью подъемника. Демонтаж столбов из бетона выполняется в зависимости от сечения и высоты различными способами – канатной тягой, ручным методом или взрывными работами. Во время сноса стоек следует устранить воздействующие нагрузки или перенести их на заменяющие конструкции.

Снос монолитного бетонного забора невозможно произвести без тяжелой техники – бульдозеров и экскаваторов. Ограду из бетонных плит лучше разбирать по элементам, чтобы сохранить плиты для вторичного использования. Многие виды заборов укреплены на столбах из бетона, камня, кирпича: самостоятельно произвести демонтаж такой конструкции просто невозможно. Зато экскаватор или бульдозер легко справятся с «недвижимыми глыбами». Сами по себе бетонные столбы отличаются большим весом, поэтому понадобится помощь грузоподъемных машин.

Столбы из бетона, оставшиеся от старого забора будет сложно снести без профессиональной помощи: демонтаж потребует механической поддержки. Бетонные столбы довольно крепко « сидят» в земле, поэтому очень сложно извлечь его вручную. Придется раскачивать столб в разные стороны, а для размягчения грунта можно подлить воды. Когда столб удалось провернуть вокруг оси, то его можно достать с помощью рычага. Дополнительно можно использовать домкрат, чтобы появилась опора. Выкапывать бетонные столбы – сложный процесс, особенно, если бетонные конструкции глубоко в земле. Кроме того, если планируется установка нового забора, разрыхленный грунт придется заново утрамбовывать.

Самый эффективный способ демонтажа бетонного столба – это алмазное бурение. Такой метод сноса является наиболее целесообразным в экономическом смысле. После сверления отверстий в бетоне, в материал вставляют гидроклинья, которые способные развить усилие мощностью до 300 тонн. Такая сила способна разрушить не только бетонный массив, но и арматуру усиления. Давление на внутреннюю структуру материала намного результативней, чем внешнее статическое воздействие.

Стоечно-балочные строительные конструкции возникли еще в Элладе. Именно древние греки положили начало применению архитрава – «главной балки». Этот элемент в VI веке до н. э. служил базовым перекрытием, поддерживающим другие части здания: фриз, карниз. Вместе с колоннами он составлял основу первой архитектурно-компоновочной системы, известной под наименованием «дорический ордер».

С тех пор и поныне балки используются повсеместно. Для их изготовления со временем стали применяться новые материалы – железобетон, сталь. Механики выяснили, какое основное усилие эти элементы испытывают при эксплуатации – изгиб. Определили и профиль, который наиболее устойчив к таким нагрузкам. Им оказался двутавр. Но, кроме Н-образного бруса, в качестве балок может использоваться металлический прокат других сечений.

В современных сооружениях металлические балки имеют различное назначение:

  • поддерживают межэтажные перекрытия,
  • лестничные пролеты,
  • крановые механизмы,
  • стропильные системы,
  • обслуживающие площадки.

Они используются в качестве закладных элементов (ригелей) и стоек в конструкциях колонн, опор. Балка может перекрывать один или несколько пролетов. Таким образом, балки выполняют функцию, преимущественно, несущих, усиливающих и опорных элементов зданий, определяющих их прочность и устойчивость.

Причина потребности в демонтаже балок

Демонтировать балки приходится в различных ситуациях: при сносе зданий (сооружений), их реконструкции или переоборудовании.

В случае сноса строительного объекта целью работ является его полная ликвидация. Тогда в результате демонтажа, чаще всего, образуются отходы. От балок остается железный лом – обрезки. В этом случае они должны обладать одним свойством – транспортабельностью.
Реконструкция предполагает перестройку сооружения в большем или меньшем объеме. В процессе ее проведения предусматривается вероятность повторного использования каждого элемента сооружения. Одной из основных задач демонтажа, в этом случае, является аккуратность и тщательность выполнения разборки.

При переоборудовании здания, изменении его функциональной принадлежности, как правило, снимаются только технологические балки, выполняющие роль опор для различных инженерных систем.

Демонтируются балки:

  • галерей,
  • обслуживающих площадок,
  • кранового оборудования,
  • другой производственной оснастки.
При этом технология демонтажа предусматривает сохранение элементов, образующих остов здания или сооружения.

Как происходит процесс демонтажа и вывоза

Для проведения работ по демонтажу объекта разрабатывается техническое задание. На его основании проводится предварительное обследование сооружения.

На этом этапе в процессе визуального, а затем инструментального обследований определяются:

  • геометрические и физические параметры здания,
  • основные характеристики составляющих его материалов,
  • несущая способность всего сооружения и отдельных его элементов.

В заключение подготавливается вывод о дальнейшем использовании объекта.

На основании данных обследования делается заключение:

  1. о техническом состоянии металлических балок,
  2. их сортаменте и массе.

В результате принимается решение:

  • о способе демонтажа,
  • о дальнейшем использовании всех конструктивных элементов, включая балки.

На следующем этапе разрабатываются:

  • проекты,
  • сметы,
  • планы производства работ,
  • техкарты,
  • другие технологические и организационные детализированные перечни проведения отдельных работ и операций.
Уточняются виды деятельности основных производственных звеньев и смежных – логистических, погрузочно-разгрузочных и прочих.

При этом реализуются следующие принципы:

  • предусматриваются меры по предотвращению обрушения элементов здания;
  • выделяются основные этапы производства работ;
  • определяются условия их безопасного выполнения;
  • разграничиваются рабочие зоны (по цели использования, применению технических средств).

Демонтаж выполняется, преимущественно, с использованием грузоподъемного оборудования. Мощность кранового хозяйства зависит от высоты объекта. Технические средства могут быть башенными (передвигающимися по рельсам) и стреловыми (самоходными). Механизмы, используемые для разборки стен, перегородок, вспомогательных элементов, включают множество резаков, ножниц, отрезных машин, гидроусилителей и подъемников.

Для облегчения ручного труда (объем которого при демонтаже значителен) используют строительный инструмент и оснастку – такелажные тележки, пневмоинструмент, ломы, лопаты, монтировки.

Персоналу запрещено выполнять работы:

  • без письменного предписания,
  • без соответствующей экипировки,
  • без прохождения систематического инструктажа по технике безопасности.

Разрушенные и разобранные узлы складывают в заранее выделенные тарные емкости, расположенные в определенных местах. Вывоз отдельных деталей или отходов производится с помощью специализированного транспорта – самосвалов, мусоровозов, .

Как избежать обрушения конструкции при демонтаже

Качественный результат выполнения демонтажных работ, а, главное, безопасность их проведения во многом зависит от выполнения организационных, технических и технологических подготовительных процедур. Их перечень определен национальными стандартами, нормами и правилами.

Операции, касающиеся непосредственно демонтажа различных элементов здания, выполняются в строгой последовательности, которая определенна проектом. К демонтажу горизонтальных ригелей и балок приступают после разборки:

  • инженерных систем (коммуникаций),
  • несомых элементов (кровли, ворот)
  • специальных конструктивных деталей (лестничных маршей, пандусов).

Важной мерой, способной предотвратить обрушение полуразобранного сооружения, является подготовка проектной компанией расчета остаточной прочности каркаса после снятия конструктивных элементов.

При проведении демонтажных работ необходимо выполнять страховочные мероприятия – установление распорок, временных связей, креплений. Технология съема металлических балок предусматривает предварительную разборку элементов, заполняющих пространство между ними. Специальные технологические перечни устанавливают последовательность выполнения операций, содержание технологических переходов, пространственные ограничения отдельных рабочих движений.

Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных работ

Проведение качественного безопасного демонтажа зависит от выполнения юридических, технологических и санитарных норм, устанавливаемых федеральными законами, государственными стандартами, сводами правил по проектированию и строительству.

Отдельными документами предусмотрены следующие положения.

Порядок, последовательность работ по демонтажу устанавливает национальный стандарт «Снос (демонтаж) зданий и сооружений» (СТО НОСТРОЙ 2.33.53-2011).

Кроме перечисленных документов, действуют строительные нормы и правила, государственные стандарты, отраслевые распорядительные акты, регламентирующие порядок действий в различных сферах, связанных с безопасным проведением работ, пожарной безопасностью, производственной санитарией.

Демонтаж металлических балок и разработка проектов являются работами, выделенными Общероссийским классификатором ОКВД в отдельные виды деятельности. Правилами обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (СП 13-102-2003), предусмотрено, что организация проводящая обследование, должна обладать Государственной лицензией. В соответствии с нормой Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ, отменившей лицензирование, указанные работы должны быть освидетельствованы саморегулируемой организацией.

Деятельность, связанная с разборкой зданий, демонтажем отдельных секций, блоков и конструкций, сопряжена с повышенной сложностью и опасностью. Такого мнения придерживаются законодатели, органы исполнительной власти и государственного контроля, представители профильных министерств. По этой причине, возможно, выполнение подобных работ лучше доверить профессионалам.

Демонтаж, разборка и разрушение строительных конструкций

В процессе разборки зданий осуществляют работы по демонтажу, разборке, частичному и полному разруше­нию конструкций.

Демонтаж строительной конструкции - механизиро­ванный процесс по ее удалению в неразрушенном виде с использованием грузоподъемных, такелажных и транс­портных средств. В процессе демонтажа конструкций производят частичное разрушение отдельных крепежных и связевых элементов.

Разборка строительной конструкции - процесс по частичному ее разрушению с целью членения на отдель­ные элементы и с последующей их вывозкой.

Демонтаж и разборка конструкций могут осущест­вляться поэлементно и укрупненными блоками.

Демонтаж укрупненными блоками имеет ряд преиму­ществ по сравнению с поэлементной разборкой, в част­ности сокращаются сроки производства работ, в 1.5...2 ра­за уменьшается их трудоемкость, повышается безопас­ность работ и культура производства.

В особых случаях может производиться демонтаж це­ликом надземной части зданий и сооружений (админи­стративно-бытовые одноэтажные здания, высокие дымо­вые трубы, опоры ЛЭП и др.). При этом демонтируемую часть здания или сооружения освобождают от связей с фундаментами и в целом виде передвигают на другое место или с помощью специальных транспортных средств перевозят за пределы осваиваемой строительной пло­щадки.

Демонтаж конструкций здания выполняют, как пра­вило, в процессе их замены. При этом работы по де­монтажу заменяемых и монтажу новых конструкций ве­дут в большинстве случаев одними и теми же монтажны­ми машинами, что позволяет рассматривать механиза­цию демонтажных и монтажных работ как единый ком­плексный процесс.

Поэлементную разборку строительных конструкций осуществляют вручную или с применением ручных машин в целях максимального выхода материалов для их по­вторного использования. Вручную производят разборку, как правило, отделочных декоративных, деревянных и мелких металлических конструкций. Разборку кирпич­ных и бутобетонных конструкций вручную выполняют только при небольшом объеме работ и в тех случаях, когда остальные способы по каким-либо причинам не мо­гут быть использованы.

Способ разборки с использованием ручных машин до­вольно трудоемок и дорог. Из-за образования шума, пы­ли и вибраций этот способ следует применять при невоз­можности использования более производительных спосо­бов разборки (демонтажа).

Способы разрушения строительных конструкций и мо­нолитных массивов различают в зависимости от приме­няемых средств: полумеханизированный (с применением пневматических и электрических ручных машин); меха­низированный (с применением машин и механизмов ударного и раскалывающего действия, тракторов, бульдозеров, стреловых кранов и экскаваторов в сочетании с различным навесным сменным оборудованием в виде шар- и клин-молотов, пневмо- и гидромолотов и др., ав-тобетоноломов и скалоломов, гидравлических клиновых и цилиндрических раскалывателей); взрывной (буро-и гидровзрывной - с применением буровых установок, перфораторов, взрывчатых веществ и средств взрыва­ния); электрогидравлический (с применением установок электрогидравлического эффекта); с применением рас­ширяющихся при твердении смесей (табл. 16.1).

Для разделения конструкций при их разборке и для устройства проемов и отверстий в различных конструк­циях применяют следующие способы: механическое свер­ление, бурение и резку с использованием ручных свер­лильных машин и станков с твердосплавными и алмаз­ными кольцевыми сверлами, буровых установок и перфораторов, машин и станков с алмазными отрезны­ми дисками, гидравлического навесного оборудования и установок для срезки голов свай, электрических бороз-доделов; газокислородную и термическую резку (кисло­родное копье, газоструйное порошково-кислородное копье, порошково-кислородный резак, реактивно-струйная го­релка, термобур); электродуговую, плазменную и лазер­ную резку (установки электродугового плавления, плаз­менную и лазерную резку), гидроструйную резку (уста­новки гидроструйного действия).

Полумеханизированный способ используют для раз­рушения монолитных бетонных, железобетонных и кир­пичных сводчатых перекрытий, а также иных монолит­ных бетонных конструкций небольшого объема. Из-за трудности и высокой стоимости работ его применение ограничено.

Механизированный способ применяют: для разруше­ния сводчатых кирпичных, бетонных и железобетонных перекрытий (с применением клин-молотов на экскавато­ре, кране); кирпичных стен и перегородок (с примене­нием шар-молотов); бетонных оснований (автобетоноло-мами, рыхлителями ударного действия, гидро- и пневмо-молотами от гидравлических экскаваторов); бетонных и кирпичных конструкций (гидро- и пневмомолотами, гид­равлическими раскалывателями).

Взрывной способ при реконструкции промышленных зданий применяют для разрушения каменных, железобе­тонных и металлических конструкций, обрушения элементов старых зданий и сооружений на их основание или в заданном направлении. При проведении взрывных paбот.


следует обеспечить мероприятия по защите от воздействия воздушной ударной волны, разлета кусков взорванного материала и воздействия газов, что существенно увеличивает трудоемкость и сроки работ.

Таблица 16.1. Методы разрушения конструкций зданий и сооружений с применением различных машин и механизмов

При выборе способов разборки и разрушения строительных конструкций учитывают выход годных к повторному использованию материалов. Выбор того или иного способа разборки и разрушения следует обосновывать в каждом конкретном случае технико-экономическими расчетами. На рис. 16.1 представлена схема последова­тельности разработки организационных решений по раз­борке зданий с учетом повторного использования конст­рукций и материалов.



Рис. 16.1. Схема организации процессов разрушения конструкций:

I этап - подготовка; II этап - разрушение; III этап - удаление обломков; IV этап - использование

До начала работ по разборке необходимо наметить места разъединения конструкций в соответствии с поэле­ментной схемой их удаления, установить временные креп­ления конструкций, а также устроить временные ограж­дения, настилы и защитные козырьки.

Первоначально демонтируют технологическое и спе­циальное оборудование, КИПиА, электрические и слабо­точные сети.

Разборку ведут, как правило, сверху вниз в следую­щем порядке: 1) технологические конструкции (трубопро­воды, инженерные коммуникации, мачты, опоры, этажер­ки под оборудование, подъемники); 2) горизонтальные ограждающие конструкции (полы, кровля), вертикаль­ные (ворота, двери, окна, витражи и несущие наружные и внутренние стены); 3) специальные конструкции (лест­ницы, смотровые площадки, пандусы, шахты, галереи, рельсовые пути); 4) горизонтальные несущие конструк­ции (фонари, плиты покрытий и перекрытий, фермы, бал­ки, ригели, подкрановые балки); вертикальные (стены, колонны, стоики); 5) тоннели, подвалы, фундаменты.

Одноэтажные здания разбирают последовательным способом, включающим поэлементную разборку конст­рукций по всему зданию; комплексным, при котором зда­ние разбирают посекционно, а также комбинированным. Многоэтажные здания следует разбирать поэтажно по отдельным секциям или по всей длине здания.

Разборку электросети следует начинать со снятия плафонов, патронов, выключателей, розеток, щитов и т. п., затем приступают к демонтажу проводки. Снятые прово­да следует разглаживать и сматывать в бухты.

При разборке инженерные сети и оборудование сле­дует расчленять с помощью электрической или газовой резки. Непригодные чугунные трубопроводы разбирают без расчеканки раструба, места их соединения можно разбивать молотком. Все снятые элементы инженерного оборудования (раковины, умывальники, ванны, унитазы, смывные бачки, нагревательные приборы систем цент­рального отопления, водоразборные краны и т. д.) необ­ходимо сортировать с отборкой годных для дальнейшей эксплуатации.


Кровлю обычно разбирают в два этапа: сначала - кровельное покрытие, а затем - основные несущие эле­менты кровли. Конструкцию рулонной кровли, содержа­щую утеплитель, снимают одновременно с утеплителем, работы следует вести в поперечном направлении, начиная с самой высокой отметки кровли. В качестве инструмен­та можно применять легкие ломы, штыковые или совко­вые лопаты. Разбираемый материал следует опускать с помощью кранов в бадьях или специальных ящиках либо по закрытым желобам. Кровельное покрытие из ру­лонных материалов без утеплителя рекомендуется отры­вать от сплошного основания стальной лопаткой, а учас­ток его вдоль ската - отрезать ножницами.

Кровли из штучных мелких материалов разбирают поэлементно в порядке, обратном их устройству. При аккуратной разборке можно сохранить до 80...85 % ма­териала.

При реконструкции многоэтажных зданий часто при­ходится разбирать междуэтажные перекрытия, которые обычно бывают из монолитного железобетона (плоскими или ребристыми), из кирпича в виде сводов или выпол­ненными по металлическим балкам с деревянным или бетонным заполнением. Реже встречаются стальные пе­рекрытия.

Исходными данными для разработки ППР (проекты производства работ) являются результаты обследования и обмеры (при отсутствии чертежей конструкций зда­ний).

Перекрытие по металлическим балкам с кирпичным заполнением в виде сводов наиболее целесообразно раз­бирать поперек по отношению к блокам, участками ши­риной до 2 м и длиной по размеру перекрытия (рис. 16.2).

Если почему-либо невозможно вести разборку пере­крытия поперек, его разбирают вдоль участка, ограни­ченного двумя соседними балками, однако при этом до начала разборки следует между балками установить специальные распорки. Распорки могут быть из бревен диаметром 16...18 см, их устанавливают через 2...3 м по длине балок.

Работу по разборке сводчатых кирпичных перекрытий
следует вести только с рабочих настилов из досок на сшивных планках, укладываемых по балкам перекрытия. Настилы имеют ширину 60...80 см.

Цилиндрические кирпичные своды разбирают отдельными участками шириной 0.8...1 м от торцевых стен с середины дуги к опорам одновременно с двух сторон. Последний средний участок обрушивают подсечкой основа ния опор.

Рис. 16.2. Схема разборки сводов между стальными балками:

I…VI - очередность разборки сводов; а - расположение деревянных распорок между стальными балками; б -разборка сводов поперечными участками, 1- деревянная распорка; 2 - кирпичный свод; 3 - поперечный участок раз­борки; 4 - стальная балка; 5 - свод на балке

Сомкнутые, крестовые, купольные и парусные своды разбирают по кольцевым зонам шириной 250 мм от цент­ра (замка) к пятам (рис. 16.3).

При наличии сквозных трещин и выпадении отдель­ных кирпичей своды в зависимости от характера трещин и степени развития деформаций обрушают, расширяя трещины, или разбирают их по частям. Для разборки кирпичных сводчатых и монолитных железобетонных пе­рекрытий следует использовать пневматические и элек­трические отбойные молотки.

Кирпичные стены старых зданий, сложенные на из­вестковом растворе, обычно легко разбираются по пло­скостям отдельных кирпичей. Поэтому основная масса кирпичей может быть повторно использована. Однако при разборке такой кирпичной кладки образуется зна­чительное количество пыли.

Разборка кирпичной кладки на цементно-известковых растворах требует значительно больших усилий. При этом кирпич и раствор разламываются на большие глыбы и отделить кирпич от раствора практически невоз­можно. В этих случаях при разборке следует применять ручные машины.



Рис. 16.3. Схема разборки цилиндрического (я), сомкнутого (б) и крестового (е) сводов:

I. ..VII - последовательность разборки по участкам- 1- опорная стена- 2 - пята свода;

3 - начало разборки; 4 - торцевая стена

Кирпичные стены обычно разбирают с лесов. Часто применяют инвентарные трубчатые леса, которые крепят к разбираемой стене в соответствии с типовым проектом на применение этих лесов. Для этого ввертывают на­пример, анкеры в деревянные пробки, забиваемые в предварительно пробитые шлямбуром гнезда или ис­пользуют инвентарные анкеры-пробки. Порядок установ­ки и последовательность их разборки должны быть изложены в ППР.

Кирпичные стены в стесненных условиях действующего цеха разбирают по рядам обычно вручную с использованием ломов, легких кувалд, клиньев и кирок или полумеханизированным способом с помощью отбойных молотков. Все остальные способы в большинстве случаев оказываются неприемлемы. В зависимости от прочности кладки, толщины стены и применяемого инструмента разборку ведут на высоту двух или трех рядов.

Все работы по разрушению старых стен на каждом этаже необходимо начинать после полного окончания демонтажа конструкций перекрытий под этим этажом и выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих в здании.

Один из методов, позволяющих осуществлять разбор­ку внутренних и наружных стен большими площадями, был применен на одном из реконструируемых объектов в Москве. Метод исключает распространенную поштуч­ную разборку здания из-за обрушения участков стен на перекрытие нижележащего этажа. Расчет перекрытий под нагрузку от падения участков стен позволяет опре­делить размер перекрытия, способного выдержать паде­ние на него элементов массой до 4 т.


Рис. 16.4. Схема разборки стен:

а - расчленение стен на блоки; б - разборка про­стенков способом «валки на щит»; 1 - щит; 2 - лебедка; 3 - трос

По этим расчетам, в целях равномерного распределе­ния нагрузки на перекрытие (рис. 16.4) от падающего кирпичного блока, изготовляется щит с каркасом из про­катного профиля с установленным на нем при помощи фиксаторов приемным бункером. Из бункера обломки конструкций перегружаются башенным краном в авто­транспорт. Здание разбивается на захватки. На первой захватке выполняется отсечение перемычечной части сте­ны от простенка. На второй, после демонтажа перемычек, осуществляется расчленение стен на блоки. На третьей захватке производится подсечка блока на уровне пере­крытия и его обрушение.

Перед опрокидыванием блока на место его падения на тщательно убранный участок перекрытия укладывается приемный щит. Затем на блок крепится специально из­готовленная струбцина с тросом от лебедки, установлен­ной на перекрытии с тяговым усилием 45 т. С включени­ем лебедки блок падает в приемный бункер щита и ба­шенным, краном подается в автотранспорт.

Монтаж конструкций

Монтаж и демонтаж строительных конструкций ре­конструируемых промышленных, гражданских и жилых зданий выполняют различными методами. Выбор метода и способа его осуществления определяется в основном объемом работ, степенью стесненности строительной площадки, условиями совмещения монтажных с другими видами строительно-монтажных работ, комплектностью поставки конструкций, номенклатурой имеющихся мон­тажных кранов, конструктивными решениями зданий, техническим состоянием демонтируемых.конструкций и узловых соединений зданий, установленными сроками реконструкции.

Условия строительной площадки реконструируемого объекта должны способствовать наиболее эффективному использованию монтажных комплектов и ограничивать влияние параметров стесненности на эксплуатационную производительность ведущих машин. С этой целью в предмонтажный период в соответствии с проектом ре­конструкции должен быть полностью выполнен снос и пе­ренос всех наружных объектов и сетей.

Уровень организации и темпы производства демонтажных работ во многих случаях определяют технологию и темпы монтажа строительных конструкций.

Основным материалом для изготовления сборных конструкций, предназначенных для реконструкции жилых, общественных и промышленных зданий, является; железобетон.

К сборным железобетонным конструкциям, применяемым при реконструкции зданий и сооружений, предъявляется ряд специфических требований:

необходимость сочленения новых конструктивных элементов со старыми, что обеспечивает их совместную, работу, восстановление нарушенных пространственных связей, прочность, жесткость и устойчивость как отдель­ных конструкций, так и здания в целом на всех этапах реконструкции;

невозможность устройства протяженных опор в суще­ствующих стенах для установки новых конструкций вследствие опасности обрушения;

ограничение массы и геометрических размеров сбор­ных железобетонных конструкций и монтажных блоков после укрупнительной сборки из условий вписываемости монтажных машин соответствующих грузоподъемностей и оптимальной проходимости конструкций при их мон­таже.

Увеличение грузоподъемности машин при ограничен­ных рабочих зонах и, следовательно, габарита машин, повышение уровня мобильности, универсальности и про­ходимости дают возможность применять для реконструк­ции жилых зданий более индустриальные конструкции, производить их монтаж укрупненными блоками.

При реконструкции общественных зданий монтаж строительных конструкций может быть усложнен не толь­ко стесненной строительной площадкой, внутренней пла­нировкой объекта, но и крупногабаритностью строитель­ных конструкций, относительно высокой отметкой их проектного положения, значительной массой конструк­тивных элементов.

В зависимости от степени износа строительных конст­рукций, последовательности их демонтажа, объемов и по­рядка их усиления, количества сменяемых междуэтажных перекрытий и используемых монтажных машин при ре­конструкции многоэтажных зданий монтаж конструкций производится по горизонтали (поэтажный) либо по вер­тикали (на всю высоту определенного пролета).

Поэтажный монтаж целесообразно вести при незна­чительной смене междуэтажных перекрытий, относи­тельно малом объеме работ по усилению колонн и риге­лей применяемыми при монтаже кранами «в окно» и под­весными монорельсовыми или канатными системами.

Монтаж конструкций по горизонтали соответствует комплексному методу организации монтажных работ, а по вертикали - дифференцированному.

При монтаже конструкций по горизонтали обеспечи­вается время технологического перерыва, требуемого для приобретения бетоном в стыках, сборно-монолитных кон­струкциях, элементах усиления достаточной прочности, позволяющей начинать монтажные работы на следую­щем этаже.

При вертикальном монтаже предпочтение должно от­даваться сварным соединениям посредством закладных деталей. Для временного закрепления элементов каркаса или усиления используют специальные кондукторы, фиксаторы и др.

Если проектом реконструкции предусмотрены значи­тельные объемы работ по усилению существующих ко­лонн и ригелей на всех этажах здания с применением монолитного бетонирования, то к монтажу конструкций приступают после завершения этих работ и приобрете­ния бетоном в нижних усиливаемых конструкциях доста­точной прочности.

В процессе усиления существующих конструкций и монтажа новых используют переносные монтажные площадки, инвентарные подмости, а для сварки заклад­ных деталей - навесные металлические лестницы.

При производстве монтажных и демонтажных работ на реконструируемых промышленных объектах применя­ют все известные в новом строительстве методы монта­жа. В то же время индивидуальность объемно-планиро­вочных решений реконструируемых зданий, разнотип­ность внешней и внутренней стесненности, необходимость совмещения работ с основной деятельностью предприя­тия и со смежными строительно-монтажными работами, отличающаяся от нового строительства технологическая структура работ и другие факторы накладывают ряд ог­раничений на возможность применения тех или иных методов.

Для замены колонн внутри действующих производст­венных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 16.5). При этом способе сначала конструкции покрытия опирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны.


Рис. 16.5. Демонтаж железобетонных колонн:

а - методом поворота вокруг шарнира; б -лебедками; 1 - демонтируемая колонна; 2 - временная опора; 3 - полиспаст; 4 - опорный столик- 5- пово­ротный шарнир; 6 - страховочный трос; 7 - подкрановая балка; 8 - оттяжной трос: 9 - шкальные клетки; 10 - ригель для крепления грузового полиспаста; 11- отводные блоки

Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разруше­ния участка колонны вблизи фундамента. Затем на ко­лонне закрепляют два подвижных блока полиспастов-, один на верхнюю часть, другой ниже центра тяжести ко­лонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм) и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и срезки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединен­ного к верхней части. Другой полиспаст вступает в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Железобетонные колонны демонтируют лебедками в том случае, когда работы внутри действующих цехов выполняются без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять допол­нительные нагрузки, возникающие при демонтаже колон­ны и подкрановых балок.

Внутрицеховые перегородки в стесненных условиях целесообразно монтировать краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ при­меняют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана.

В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется де­монтировать и монтировать с помощью электролебедок и полиспастов.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкра­новыми балками большего пролета при увеличении су­ществующего шага колонн. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее ча­сто лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса.

Подкрановые рельсы можно заменять самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри дейст­вующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых само­ходных кранов для замены рельсов используют электро­лебедки (если несущие конструкции способны воспри­нимать дополнительные монтажные нагрузки).

На рис. 16.6 показан пример замены подкрановых ба­лок через окна, устроенные путем разборки Наружных стеновых панелей.

Фонарные конструкции одноэтажных промышленных зданий демонтируют с помощью различных средств ме­ханизации, включая использование кабельных, крышевых стреловых или козловых кранов.

Разбирать фонари с помощью кабельного крана ре­комендуется при длине цеха до 400 м и массе монтируе­мых элементов до 1,5 т.

Демонтировать конструкции фонаря при их замене можно с помощью крышевых стреловых кранов. Этим достигается сокращение сроков работ. Во время спарен ной работы кранов первый выполняет демонтажные а второй - монтажные работы.

Рис. 16.6. Замена подкрановых балок в действующем цее через оконные проемы

В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют раз­личные типы подъемно-транспортных монтажных меха­низмов: кабельные краны (стационарные и передвиж­ные), установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками), крышевые краны (козловые и стреловые), мостостреловые, самоходные стреловые и башенные краны. Последние три типа могут работать над крайними пролетами, а ос­тальные механизмы - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолет.

Разбирать покрытия одноэтажных зданий при оста­новке производства можно с помощью самоходных стре­ловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или спе­циальных кранов, смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытии без остановки про­изводства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с мон­тажом новых конструкций.

Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная пло­щадка, достаточная для установки самоходного стрело­вого или башенного крана, а также для складирования и укрупнительной сборки конструкций.

В СССР накоплен большой опыт по использованию вертолетов при реконструкции зданий и сооружений. Так, при выборе возможных методов монтажа и демонтажа конструкций искрогасителей вагранок на Харьковском тракторном заводе предпочтение было отдано монтажу с помощью вертолета МИ-10К. В процессе реконструк­ции искрогасители демонтировались блоками, масса ко­торых соответствовала грузоподъемности вертолета. Учитывая, что каждый искрогаситель был разбит на два блока, было выполнено в процессе демонтажных и мон­тажных работ 16 подъемов (рис. 16.7).

При реконструкции многоэтажных зданий, когда при­меняют конструкции массой до 3 т, в зависимости от ши­рины монтаж может осуществляться башенным краном, движущимся с одной стороны здания, с двух сторон или по центральной оси.

Рис. 16.7, Замена искрогасителей вагранок с использованием вер­толета МИ-10К

При монтаже тяжелых конструкций и незначительной стесненности площадки возможно использование двух башенных кранов.

При небольшой высоте каркасов монтажные работы производятся автомобильными, пневмоколесными и гу­сеничными кранами.

При реконструкции зданий большой высоты, когда ис­пользуют значительное число мелких элементов, монтаж может осуществляться кран-мачтой, переставляемой вверх по мере усиления и монтажа нижележащих конст­рукций.

В практике реконструкции многоэтажных зданий для монтажа строительных конструкций нередко применяют самоподъемные башенные краны.

При отсутствии мостовых кранов или невозможности их применения элементы покрытия монтируют с помощью механизма, состоящего из крановой части автомобиль­ного крана, установленного на ходовой платформе, пере­двигающейся по ездовым балкам, уложенным на верхние пояса стропильных ферм и перекладываемым по ходу работ.

Такая схема применяется при использовании крано­вых установок грузоподъемностью 7.5...16 т.

Простейшие грузоподъемные устройства используют для единичных подъемов, а также в весьма стесненных условиях, когда применение монтажных кранов эконо­мически нецелесообразно или технически невозможно. К ним относятся монтажные мачты, переносные монтаж­ные стрелы, мачтовые краны, лебедки, домкраты, мон­тажные балки, подвесные кран-балки, монорельсовые установки. С использованием простейших механизмов производят замену отдельных колонн внутри цеха с пред­варительным вывешиванием примыкающих несущих кон­струкций покрытия, т. е. переопиранием ферм на времен­ные стойки; замену стеновых панелей, подкрановых ба­лок и крановых путей в местах, недоступных для подхода и размещения монтажных кранов; усиление конструкций действующего цеха.

В условиях реконструкции промышленных предприя­тии можно использовать с высокой эффективностью при полной или частичной остановке производства мостовые краны. Область применения их расширится, если на них установить грузоподъемное оборудование и оснастку башенно-стреловых кранов - полноповоротную стрелу, башню и обоймы с радиальными кронштейнами, на которых установлены ходовые тележки (рис. 16.8, а). Приме­нение таких мостостреловых кранов позволяет решить все вопросы, связанные как с демонтажом, так и с мон­тажом всех конструктивных элементов здания. Устанав­ливают сменную оснастку на мостовой кран в крайней торцевой ячейке пролета, где предварительно демонти­руют покрытие самоходным стреловым краном, установ­ленным вне габаритов цеха.

Вдоль пролета мостостреловым краном при движении от себя демонтируют конструкции старого покрытия, под­крановые балки и колонны, при движении крана «на се­бя» монтируют все новые конструкции каркаса здания. Применение таких кранов обеспечивает значительное повышение производительности труда.

Механосборочные цехи машиностроительных пред­приятий характерны наличием четко выраженных транс­портных зон. Однако ширина их недостаточна для уста­новки и перемещения в пролете самоходных стреловых кранов. В этих условиях можно применять переоборудо­ванный башенный кран, перемещающийся по одной нит­ке рельсового пути, уложенного в транспортной зоне. Устойчивость его обеспечивается за счет жесткого со­членения с мостовым краном (рис. 16.8, б).

В действующих цехах мостовые краны можно исполь­зовать также для механизации работ при замене и рих­товке подкрановых балок и рельсов. Для этого их нужно оснастить поворотной стрелой, прикрепленной к главной балке или установленной на грузовой тележке крана (рис. 16.8, в).

Совершенствование монтажных кранов для условий реконструкции в сочетании с совершенствованием средств малой механизации сокращает затраты ручного труда, комплексно решает проблему механизации работ и спо­собствует значительному росту производительности труда.

Многообразие объемно-планировочных и конструктив­ных решений, широкая номенклатура работ обусловли­вают разнообразие организационно-технологических решении в условиях реконструкции. Поэтому одной из ос­новных задач в области дальнейшего повышения эффек­тивности работ при реконструкции является разработка типизированных технологических схем производства ра­бот и создание на их основе комплекта унифицированных монтажных средств и приспособлений.


Рис. 16.8. Варианты использования мостовых кранов для монтажно-демонтажных работ:

1 - полноповоротная стрела; 2-башня; 3 - обойма: 4 - кронштейны с ходо­выми тележками; 5 - лебедка; 6 - электромостовой кран; 7 - самоходный мост; 8 - переоборудованный башенный кран; 9 - монтажная стрела

16.5. Бетонные работы при реконструкции

Для организации бетонных работ в условиях реконст­рукции при разработке ППР в дополнение к используе­мым при новом строительстве исходным данным необхо­димо учитывать: сведения об источниках получения бе­тонной смеси, опалубки и арматурных заготовок, данные о режимах выполнения работ в действующих цехах с ука­занием времени остановки производства и количества смен работы в сутки, сведения об использовании ресур­сов предприятия (внешнего и внутрицехового транспор­та, электроэнергии, воды, сжатого воздуха) и указания мест возможного подключения, а также другие сведения, отражающие особенности местных условий.

В ППР должны быть указания по увязке производст­ва бетонных работ (установка опалубки и арматуры, транспортирование и уплотнение бетонной смеси) с функ­ционированием действующего предприятия.

Особенно велики объемы работ при реконструкции фундаментов под новое технологическое оборудование, которое чаще всего требует реконструкции (перестрой­ки, усиления, замены) или возведения новых фундамен­тов в стесненных условиях действующего производства. Эти фундаменты, как правило, сложны как по конструк­ции, так и по очертанию в плане, особенно под оборудо­вание прокатных и мартеновских цехов, блюминги, тур­боагрегаты, кузнечно-прессовое оборудование, шаровые мельницы горно-обогатительных комбинатов. Объемы монолитного бетона и железобетона в фундаментах и их номенклатура существенно отличаются в зависимости от отрасли промышленности.

Выбор способа производства бетонных работ зависит от условий производства, стесненности строительной пло­щадки, глубины заложения и конструкции существующих фундаментов, грунтовых условий, высоты помещения, ширины пролета, шага колонн, доступности мест бето­нирования.

Наиболее трудоемкими и дорогостоящими являются опалубочные работы, на производство которых затрачи­вается 40 % общих затрат труда и более 17 % стоимости работ.

Применение несъемной опалубки при возведении мо­нолитных конструкций в действующих цехах позволяет сократить объемы и фронт работ, сроки реконструкции, снизить трудо- и машиноемкость, а также дает возмож­ность максимально совмещать процессы. При этом вместо обычной опалубки применяют плиты оболочки завод­ского изготовления (железобетонные или армоцементные). Их монтируют вместо защитного слоя бетона, пре­дусмотренного проектом, и оставляют в теле конструкции после бетонирования. При использовании несъемной опа­лубки из армоцементных или железобетонных плит до­стигается определенная экономия материалов, посколь­ку не нужно изготовлять специальные опалубочные фор­мы, снижается трудоемкость работ, так как отпадает необходимость в распалубливании конструкций.

Бетонную смесь в опалубку фундаментов подают преимущественно бетононасосами и пневмонагнетателями, бетоноукладчиками, автосамосвалами с бетоновозных эстакад и передвижных мостов, ленточными кон­вейерами.

Преимущество бетононасосов и пневмонагнетателей - высокая производительность, что позволяет вы­полнить большие объемы работ и обеспечить подачу бе­тонной смеси в любую точку фундамента независимо от его сложности и конфигурации. Эффективность этого фактора особенно заметно проявляется при совмещении работ и выполнении их в стесненных условиях. При этом на 25...30 % сокращаются трудоемкость и себестоимость работ по укладке бетонной смеси по сравнению с пода­чей ее кранами.

Как показывает практика, в условиях реконструкции способ подачи бетонной смеси к месту укладки с по­мощью ленточнык конвейеров и транспортеров эффек­тивнее других. Он позволяет обеспечить большую произ­водительность при меньшей трудоемкости по сравнению, например, с подачей смеси кранами, создать любую трас­сировку транспортной магистрали, что имеет значение при организации работ в стесненных условиях действу­ющего производства. Для бетонирования отдельно стоя­щих фундаментов и колонн при внутрицеховой реконст­рукции удобно также использовать автопогрузчик, обо­рудованный вибробункером.

Широкое применение при реконструкции жилых и об­щественных зданий находят монолитные железобетон­ные конструкции, которые по трудоемкости успешно конкурируют со сборными вариантами решения перекры­тий. Используют следующие типы конструкций: плоские плиты перекрытий с опиранием по контуру или по двум сторонам (в зданиях пролетом до 6 м); ребристые (реб­рами вверх) и пустотные перекрытия (для зданий про­летом свыше 6 м); ребристые по существующим метал­личе

Демонтажные работы по сносу несущих элементов конструкции отличаются сложностью и особыми требованиями к оборудованию. Поэтому демонтаж столбов и колонн при помощи мощной спецтехники проводится только профессиональными рабочими в соответствии с правилами безопасности.

Специфика работы

Перед тем как приступить к демонтажу колонн и столбов, специалисты демонтажной компании изучают проект здания или объекта, разбираются с его конструкционными особенностями, просчитывают возможные риски при сносе.

Демонтировать колонны проще посредством лебедок, используя при разрезании газовую или . Детальное изучение колонны или столба позволит снести конструкции полностью, без проблем и в положенный срок, избежав риска для окружающих.

Бетонные столбы и колонны отличаются повышенной прочностью: демонтировать их достаточно непросто. Здесь требуется ответственный подход с разработкой четкого плана по сносу. Это не только тщательная предварительная подготовка и внимательный осмотр объекта, но и определение наиболее подходящей технологии демонтажа, согласование условий выполнения и своевременное отключение всех функционирующих в поле работы инженерных сетей. Нужно также позаботиться о свободном доступе техники к демонтируемому объекту.

Чаще всего демонтаж столбов и колонн производят посредством разрезания сооружений на более мелкие элементы с последующим дроблением. Также в комплекс работ входит расчистка места снесенных конструкций, вывоз мусора.

Квалифицированные сотрудники компаний, профессионально занимающихся демонтажными работами, оснащены не только специальным инструментом, но и соответствующим оборудованием и техникой. У рабочих, выполняющих демонтаж конструкций, должна быть соответствующая форма допуска и безупречный опыт работы.

20 января 2017

Технология демонтажа и монтажа конструкций одноэтажных зданий

Ограждающие конструкции и колонны. Демонтаж наружных стеновых панелей производят полностью участками вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей.

Сначала с помощью отбойных молотков разбивается монолитный шов по контуру панели. Затем ее стропят при помощи приспособления, включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 9.6). Срезку закладных деталей, крепящих панель к колоннам, осуществляют с помощью газорезной установки. Демонтируемая панель в это время должна удерживаться краном и расчалками. Освобожденную панель укладывают на стоящее в зоне действия крана транспортное средство для последующей вывозки.

Демонтаж стеновых панелей многоэтажных зданий должен осуществляться поочередно на каждом этаже, в том числе с использованием стрелового самоходного крана, которым производится демонтаж плит покрытия. Рабочие размещаются в подвесных люльках, периодически переставляемых по периметру здания.
Замену колонн внутри цеха производят с предварительным вывешиванием конструкций покрытия, т. е. переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки их подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов.

Для замены железобетонных колонн внутри действующих производственных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 9.7,а). При этом способе сначала конструкции покрытия переопирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны. Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разрушения участка колонны вблизи фундамента. Затем на колонне закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой - ниже центра тяжести колонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм), и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и резки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединенного к верхней части; другой полиспаст вступит в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Демонтаж железобетонных колонн лебедками (рис. 9.7, б) применяют в том случае, когда производство работ внутри действующих цехов осуществляется без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонны и подкрановых балок.

Замену металлических колонн внутри цехов с помощью опорного шарнира (рис. 9.8) производят в действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ. Применение опорного шарнира позволяет произвести опускание и подъем новой колонны в строго зафиксированной плоскости.

Колонны доставляют электромостовыми кранами. Сначала осуществляют усиление стропильных ферм и закрепляют к фасонкам верхних поясов их опорные столики. Затем электролебедками с использованием блоков, закрепленных на монтажных опорных столиках, устанавливают и закрепляют в проектном положении две временные трубчатые опоры. Затем домкратами грузоподъемностью 200 т устанавливают их враспор и после отсоединения опорных узлов стропильных ферм от демонтируемой колонны передают нагрузки на каждую временную опору с помощью домкратов до образования расчетного зазора между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны. Далее колонну отсоединяют от фундамента и лебедками осуществляют поворот ее вокруг шарнира и укладку в горизонтальное положение, а затем вывозят.

В теле фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты, а затем опорный поворотный шарнир и закрепляют его анкерными болтами. После этого монтируемую колонну укладывают на деревянные брусья и выводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко закрепляют после выверки.

В дальнейшем стропят колонну и переводят ее в вертикальное положение с использованием электролебедки и падающей мачты. После проверки установки колонны осуществляют ее проектное закрепление к фундаменту. Затем домкратами опускают покрытие и закрепляют стропильные фермы на колонне.

Монтаж внутрицеховых перегородок в стесненных условиях целесообразно осуществлять краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ применяют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана (рис. 9.9).

Крановый путь. Наиболее часто производят замену кранового пути (подкрановые балки и крановые рельсы) в связи с интенсивным физическим и моральным износом, необходимостью установки электромостовых кранов повышенной грузоподъемности или увеличением шага колонн каркаса.


В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется демонтировать при помощи электролебедок (рис. 9.10) и полиспастов.

Работы ведут в такой последовательности. Вначале устанавливают две грузовые лебедки у оснований смежных с демонтируемой зоной колонн и одну оттяжечную в пролете. На оголовках колонн закрепляют неподвижные блоки грузовых полиспастов, пропуская крепежные канаты вокруг узлов стропильных ферм. Демонтируемые балки освобождают от креплений в консолях колонн и сваривают между собой по опорным ребрам в плеть. Застропив ее на концах снимаемых балок, грузовыми лебедками приподнимают на 60-100 мм и затем, оттягивая от опорных консолей, опускают на подготовленную площадку. Демонтируемую часть вывозят транспортом.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкрановыми балками большого пролета при увеличении существующего шага колонн с 6-12 до 30 м и более. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее часто - лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса. При очень тяжелых подкрановых балках применяют поэлементный монтаж, устанавливая балки по частям с использованием горизонтальных поддерживающих конструкций.

Подкрановые рельсы можно заменить самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри действующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых самоходных кранов для замены рельсов используют электролебедки, если несущие конструкции каркаса способны воспринимать дополнительные монтажные нагрузки.

Фонарные конструкции. Демонтаж фонарных конструкций одноэтажных промышленных зданий осуществляют с помощью различных средств механизации, включая использование кабельных кранов, крышевых козловых кранов или крышевых стреловых кранов.

Разборку фонаря с помощью кабельного крана рекомендуется производить при длине цеха до 400 м и массе монтируемых элементов до 1,5 т. Крышевые козловые краны грузоподъемностью 1 т применяют при демонтаже металлоконструкций фонарей в средних пролетах реконструируемых цехов. Демонтажные работы в этом случае могут производиться без остановки производства. В комплекте с крышевым краном можно использовать стреловой кран для снятия демонтажных элементов.

Демонтаж конструкций фонаря при их замене может осуществляться с помощью крышевых стреловых кранов, что сокращает сроки работ. Во время спаренной работы кранов первый выполняет демонтажные работы, а второй - монтажные (см. рис. 9.5).

Покрытия. В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют различные типы подъемно-транспортных монтажных механизмов: кабельные краны (стационарные и передвижные); установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками); крышевые краны (козловые и стреловые); мостостреловые краны, самоходные стреловые и башенные краны. Механизмы последней группы могут работать над крайними пролетами, а остальных групп - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолеты.

Строповку демонтируемых железобетонных плит можно осуществлять через пробиваемые отверстия, в обхват плит с помощью специальных траверс.

Строповку мелких плит покрытия и ферм осуществляют двухветвевым стропом, а для строповки тяжелых и крупногабаритных плит применяют четырехветвевой строп. Прогоны и элементы связей допускается снимать, пользуясь стропом-удавкой. Для демонтажа ферм и балок применяют специальные траверсы, соответствующие размерам и массе этих элементов.
Разборка покрытий одноэтажных зданий, когда производство в разбираемом здании останавливается, может осуществляться с помощью самоходных стреловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или специальных кранов^ смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытий без остановки производства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с монтажом новых конструкций.

При замене покрытия стана «1700» Ждановского металлургического комбината был применен передвижной кабельный кран на базе двух самоходных кранов Э-2508 пролетом 160 м и высотой подъема крюка 29 м (см. рис. 9.4).
Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха, исключающей возможность прохода крана внутри цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная площадка, достаточная для установки самоходного стрелового или башенного крана, а также складирования и укрупнительной сборки конструкций.

Основными несущими конструкциями установщика (рис. 9.11) обычно являются две продольные и две поперечные фермы, соединенные между собой горизонтальными и вертикальными связями, обеспечивающими его пространственную жесткость. Установщик снабжен «ложной» фермой, состоящей из стоек и ригелей. В узлах верхних поясов поперечных ферм устанавливают катковые опоры, позволяющие смещать находящийся на установщике блок покрытия до 50 мм от проектного положения. В крайних углах нижних поясов продольных ферм размещают ходовые колеса с домкратным устройством - перемещения по крановым путям осуществляют при помощи собственного двигателя или электролебедок, установленных на тормозном настиле кранового пути.

В действующих цехах, представляющих собой одноэтажные здания значительной протяженности, особенно при металлических покрытиях, в качестве установщиков целесообразно использовать технологические мостовые краны.


Демонтаж покрытия производится пространственными блоками в следующей последовательности:

  • два мостовых крана соединяются временными связями в жесткую конструкцию;
  • над опорной частью кранов устанавливаются домкраты соответствующей грузоподъемности;
  • в здании разбираются элементы покрытия (прогоны, профилированный настил) и продольные связи между фермами кратно шагу колонны;
  • спаренные краны с домкратами подводятся под блок по крытия, последний отделяется от опорной части колонн и поднимается на высоту около 100 мм и на кранах подается к торцу здания, где установлен самоходный стреловой кран (например, МКГ-100);
  • в торце здания стреловой кран снимает и подает на транспортное средство блок покрытия.

Монтаж покрытия производится в порядке, обратном демонтажу. Последний блок (ближайший к стреловому крану) устанавливается непосредственно стреловым краном. Работы этим методом могут быть проведены без прекращения основной деятельности цеха.

Технологическое оборудование. При демонтаже технологического оборудования на открытых площадках работы выполняются часто по комплексной схеме (параллельно с демонтажем конструкций) с применением кранов с удлиненным гуськом.

Краны с телескопическими стрелами могут быть установлены внутри и снаружи зданий. При расположении кранов снаружи многоэтажного здания демонтаж и монтаж оборудования должны производиться через проемы в стене. Однако он организационно сложен и применяется в особых случаях для выполнения сравнительно небольших объемов работ. Транспортирование оборудования производится при помощи прицепной тележки.

При демонтаже оборудования могут быть применены средства механизации на базе автопогрузчиков, например передвижная кран-балка, смонтированная на базе авто- или электропогрузчика (рис. 9. 12). В одноэтажных зданиях передвижные кран-балки применяются, как правило, самостоятельно, при совмещении операций по демонтажу и транспортируют
на передвижной кран-балки возможна только в комплекте с краном и транспортными средствами. Кран, входящий в комплект, подбирается с учетом возможности подачи на этаж или этажерку кран-балки.

Передвижная кран-балка является модификацией серийных моделей авто-, электропогрузчиков, оборудованных стрелами.
Достоинством такой конструкции является наличие откидных опор, позволяющих сохранить по всей длине стрелы постоянную грузоподъемность, и тельфера. Недостаток - небольшая грузоподъемность базовых погрузчиков (до 10 т), снижающаяся дополнительными нагрузками от тельфера и откидных опор, а также ограниченной способностью перекрытий.

Одним из самых распространенных способов демонтажа и монтажа оборудования в закрытых помещениях является применение порталов. Их применяют для демонтажа и монтажа тяжелого оборудования при невозможности или нецелесообразности работы стрелового крана, отсутствии технологического подъемно-транспортного оборудования, а также в случае реконструкции цеха со взрывоопасной средой. Как и при работе кран-балки, портал может использоваться самостоятельно, а также в сочетании с другим грузоподъемным средством, например со стреловым краном.

Порталы бывают переносные (копры) и передвижные. Переносные порталы (копры) используют для демонтажа (монтажа) оборудования небольшой массы. Подачу и вынос оборудования производят с помощью металлического листа-волокуши или инвентарной тележки.

В зданиях павильонного типа используют передвижной портал вместе с гусеничным краном в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность самоходного крана может быть значительно ниже массы монтируемого оборудования, поскольку кран служит только для установки портала на нужный этаж (ярус этажерки).

Оборудование к порталу подается тележками или другими транспортными средствами. Затем оборудование поднимается в портал, фиксируется в транспортном положении и при помощи лебедок вместе с порталом надвигается на место установки и устанавливается в проектное положение. Ввиду невысокой производительности труда применение порталов должно быть обосновано экономическими расчетами и применяться только при незначительных объемах работ.

Последние материалы

  • Основные закономерности татического деформирования грунтов

    За последние 15...20 лет в результате многочисленных экспериментальных исследований с применением рассмотренных выше схем испытаний получены обширные данные о поведении грунтов при сложном напряженном состоянии. Поскольку в настоящее время в…

  • Упругопластическое деформирование среды и поверхности нагружения

    Деформации упругопластических материалов, в том числе и грунтов, состоят из упругих (обратимых) и остаточных (пластических). Для составления наиболее общих представлений о поведении грунтов при произвольном нагружении необходимо изучить отдельно закономерности…

  • Описание схем и результатов испытаний грунтов с использованием инвариантов напряженного и деформированного состояний

    При исследовании грунтов, как и конструкционных материалов, в теории пластичности принято различать нагружение и разгрузку. Нагружением называют процесс, при котором происходит нарастание пластических (остаточных) деформаций, а процесс, сопровождающийся изменением (уменьшением)…

  • Инварианты напряженного и деформированного состояний грунтовой среды

    Применение инвариантов напряженного и деформированного состояний в механике грунтов началось с появления и развития исследований грунтов в приборах, позволяющих осуществлять двух- и трехосное деформирование образцов в условиях сложного напряженного состояния…

  • О коэффициентах устойчивости и сопоставление с результатами опытов

    Так как во всех рассмотренных в этой главе задачах грунт считается находящимся в предельном напряженном состоянии, то все результаты расчетов соответствуют случаю, когда коэффициент запаса устойчивости к3 = 1. Для…

  • Давление грунта на сооружения

    Особенно эффективны методы теории предельного равновесия в задачах определения давления грунта на сооружения, в частности подпорные стенки. При этом обычно принимается заданной нагрузка на поверхности грунта, например, нормальное давление р(х), и…

  • Несущая способность оснований

    Наиболее типичной задачей о предельном равновесии грунтовой среды является определение несущей способности основания под действием нормальной или наклонной нагрузок. Например, в случае вертикальных нагрузок на основании задача сводится к тому…

  • Процесс отрыва сооружений от оснований

    Задача оценки условий отрыва и определения требуемого для этого усилия возникает при подъеме судов, расчете держащей силы «мертвых» якорей, снятии с грунта морских гравитационных буровых опор при их перестановке, а…

  • Решения плоской и пространственной задач консолидации и их приложения

    Решений плоской и тем более пространственных задач консолидации в виде простейших зависимостей, таблиц или графиков очень ограниченное число. Имеются решения для случая приложения к поверхности двухфазного грунта сосредоточенной силы (В…