Причины школьных трудностей

  • . Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение средняя Образовательная школа.№ 2
  • Цель: формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе
  • Задачи:
  • 1.Познакомить родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе.
  • 2.Проанализировать школьные трудности у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников.
  • 3.Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
  • Понятие «Школьные трудности»
  • Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 1 класса
  • Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи.
  • От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
  • Виды помощи:
  • помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их;
  • системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры не специфической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций;
  • И, самое главное, - организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении.
  • Это системная работа и системное взаимодействие педагога и родителей.
  • Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.
  • Анализ школьных трудностей у леворуких детей
  • Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.
  • Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей.
  • Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
  • В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих проблем?
  • Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки.
  • К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, не дописывания, а это осложняет ситуацию: волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам.
  • Это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания.
  • А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).
  • Особенности учебной деятельности медлительных детей
  • Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
  • Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.
  • Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке.
  • Продленка – не для медлительных детей.
  • Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
  • Трудности обучения наиболее часто отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети.
  • Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения - совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками.
  • Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.
  • Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
  • Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий.
  • В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми
  • 3. Нельзя укорять за неудачи и заставлять часами «тренироваться»;
  • 4. Не используйте в речи слова типа «опять грязно», «какие корявые буквы» и т.п.
  • 5. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 6. Требуйте от ребенка не спешить при выполнении письменных заданий или чтении;
  • 7. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  • 8. Перед выполнением домашнего задания поиграйте в пальчиковую игру;
  • 9. Домашнее задание можно выполнять под тихую классическую мелодию, что поможет ребенку снять напряжение;
  • 10. Следите за правильным держанием ручки во время письма;
  • 11. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня;
  • 12. Будьте снисходительным к почерку.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми
  • 1. Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  • 2. Не создавайте эмоциональных проблем;
  • 3. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  • 4. Не требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и при чтении;
  • 5. Предъявляйте информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;
  • 6. Не используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.
  • 7. Чаще используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;
  • 8. Не показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте такт и терпение;
  • 9. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 10. Не наказывайте за медленный темп работы;
  • 11. Чаще проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на развитие общей моторики;
  • 12. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  • 13. Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:
  • 1.Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  • 2.Не создавайте эмоциональных проблем;
  • 3.Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех;
  • 4.Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;
  • 5.При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
  • 6.Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной;
  • 7.Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;
  • 8.Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  • 9.Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 10.Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
  • Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком.
  • Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
  • Правила для родителей по организации помощи детям,
  • имеющим «школьные трудности»
  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
    • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
  • Примерно раз в неделю
  • (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.
  • Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее).
  • Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).
  • Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.
  • Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.
  • Желаю успехов!

Трудности обучения в школе – одна самых частых причин обращения родителей учеников к психологу. Со слабой успеваемостью, прогулами, не желанием учиться близкие ребенка пытаются бороться разными способами: наказаниями, уговорами, подарками, угрозами. Но все это может оказаться безрезультатным. Почему? Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Сначала давайте попытаемся понять: Ваш ребенок не может или не хочет учиться? Сразу оговоримся, что обычно эти два фактора тесно связаны между собой. Если ребенок по каким-либо причинам не может справляться с учебной нагрузкой, то рано или поздно у него пропадает желание ходить в школу. Представьте себе ситуацию, Вы каждый день ходите на работу, где Вас постоянно критикует начальство и Вы – один из худших сотрудников. Как вы себя чувствуете? Хотите ли продолжать работать? Думаю, что Вы захотите поменять место работы или специальность. Но ребенок не может изменить деятельность, он обязан учиться в школе, других вариантов у него нет. И когда становиться совсем невыносимо – становится равнодушным к двойкам, сбегает с уроков, делает все возможное, чтобы не выполнять домашние задания и т.д.

Причины школьных проблем

Чтобы помочь ребенку выйти из замкнутого круга проблем необходимо обнаружить, что стало причиной возникновения школьных трудностей. Давайте остановимся на них более подробно.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учиться на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог . Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе он получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учиться хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может приводить к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствия.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4.Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания , неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.)

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи. Часто бывает комплекс из нескольких причин, тесно взаимосвязанных между собой, и тогда разбираться с ними нужно постепенно, плавно распутывая клубок возникших трудностей, прорабатывая каждую в отдельности, постепенно формируя у ребенка новое ощущение себя и создавая новые формы поведения. И чем дольше существует проблема, тем сложнее и длительнее будет ее решение.

Пример из практики:

К нам обратилась мама девочки 8 лет. Ребенок учился хуже всех в классе, когда ее вызывали к доске, она молчала, даже когда знала материал. В школу ходила, что называется, из-под палки. Желание учиться отсутствовало.

В процессе беседы с мамой и девочкой выяснилось, что Яна (пусть будут так звать нашу героиню) боится отвечать у доски, ей кажется, что все одноклассники будут над ней смеяться, если она ошибется. Диагностика показала у девочки низкий уровень развития внимания, неуверенность в себе, высокую тревожность.

Работа велась на протяжении полугода в нескольких направлениях. Во-первых, искусственно создавалась ситуация успеха в решении интеллектуальных заданий. Яна могла сама регулировать уровень трудности предлагаемых задач, постепенно повышая планку, научаясь не только верить в себя, но и понимать пределы своих возможностей. Во-вторых, занятия были построены таким образом, чтобы помочь ребенку стать более внимательным, для этого использовались специальные игры и упражнения. В-третьих, велась работа над созданием учебной мотивации, со стороны мамы было много сделано для того, чтобы возродить у ребенка познавательный интерес.

Нам удалось справиться со страхом оценки, девочка начала успешно отвечать на уроках устно. Яна (и ее мама) научились замечать даже малейшие успехи и радоваться им, не сравнивая их с успехами других детей. Уменьшилось количество ошибок в письменных работах, средний уровень успеваемости за четверть вырос с 3,2 баллов до 3,9.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что в каждом конкретном случае работа будет строиться по-разному, в зависимости от причин, породивших проблему, длительности ее существования, особенностей ребенка и т.д. Однако, есть и общие рекомендации родителям, которые хотят, чтобы их дети росли положительно относились к школьному обучению. Они очень просты, и все же не у всех получается их соблюдать. Вот они:

  • Выставляйте требования к успеваемости в соответствии с возможностями и способностями ребенка;
  • Поддерживайте ребенка в ситуациях неуспеха, акцентируйте внимание на его достижениях;
  • Будьте в контакте с классным руководителем и другими педагогами школы;
  • Стремитесь узнавать новое вместе с ребенком, в том числе и за рамками школьной программы;
  • Формируйте у ребенка мотивацию интереса к познанию нового, желание получать знания, а не ориентировку на оценки;
  • Помните, что близкие, доверительные отношения с ребенком – самый лучший способ «держать руку на пульсе»;
  • Давайте ребенку возможность выбора направления, в котором он хотел бы развиваться.

В статье мы привели только некоторые, самые распространенные на наш взгляд, причины проблем в учебе. Чтобы детально рассмотреть все возможные причины школьных трудностей, понадобилось бы написать не одну книгу.

Если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, неврологу и т.д.). Они помогут установить причину школьной неуспешности, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации.

Трудности в школе

При выполнении домашнего задания ребенок может обратиться к вам не только за реальной помощью, но и потому, что ему необходимо сотрудничество с близким человеком. Не спешите отказывать своему ребенку в помощи: можете потерять доверие. Подумайте, как сделать так, чтобы ваша эмоциональная связь с ним не пострадала. Да и результат учебы у тех детей, чьи родители проявляют интерес к их занятиям, обычно гораздо выше, чем в тех семьях, где родители ограничиваются только контролем оценок.

А правильно помочь сыну или дочери вы можете лишь тогда, когда будете знать, в чем именно заключается трудность. А трудности бывают разные. Тут и сложности в запоминании новых данных, и в воспроизведении старого материала, и в соединении старого и нового, и в планировании своей работы, выборе рационального пути ее выполнения. А как проконтролировать себя? А если ребенок плюс к этим проблемам еще и робок в действиях по складу своего характера? Как быть?

Давайте начнем разматывать клубок этих вопросов за видимый хвостик.

Итак, что делать, если ваш ребенок не уверен в себе?

Каковы признаки неуверенности?

Ребенок и не пытается добиться того, чего хочет, лишь потому, что боится провала, насмешек, обид.
- Ищет спасения в приспособлении. Старается ничем не отличаться от других, считая, что у них все дела в норме.
- Старается завоевать интерес к своей особе различными выдуманными историями, где представляет себя с весьма выигрышной стороны.
- Старается до последней мелочи подражать кому-то, считая его подходящим эталоном.

Причиной такой неуверенности может стать любой сбой в нормальном ходе жизни: болезнь, глупая шутка, оскорбление, смерть кого-то из близких, отсутствие старшего друга-наставника и т. д.

Как же поверить в себя, что нужно делать, чтобы жизнь стала в радость? Попробуйте внушить ребенку, что за основу своего поведения он должен взять следующие правила.

Не сравнивай себя все время с другими. Наметь, свои личные стандарты и равняйся на них. Не предъявляй к себе очень жестких требований, ведь идеальных людей нет.
- Почаще подбадривай себя словами: «Это я могу», «С этим я сегодня справлюсь...» Ведь нельзя быть все время недовольным собой.
- Найди свои положительные стороны, лучшие качества. Перебери в памяти все свои личные рекорды и достижения. Правда, не все так плохо?
- Подбери занятие, которое тебе по душе. Нельзя все время заставлять себя делать только то, что надо.
- Всегда спокойно принимай комплименты и старайся в других находить положительные черты.
- Помни, что друзья и знакомые, хочешь ты того или нет, влияют на твои чувства и мысли. Поэтому постарайся выбирать себе таких друзей, чьи мысли и чувства будут благотворно влиять на твои.
- Изредка воодушевляй себя мечтами о том, как добиваешься заветной цели.
- Почаще улыбайся другим людям. Пусть они видят, что у тебя все нормально.

Итак, веру в себя ваш ученик постепенно, с вашей помощью, накапливает капля за каплей. С чего начать налаживание учебного процесса? С того, что ему нужно осознать, что, где, зачем и почему идет в школьной и учебной жизни.

С окончанием начальной школы у учеников и их родителей появляется множество новых проблем: несколько учителей вместо одного, усложнился учебный материал; требования и запросы подростков весьма опережают их возможности, жизненный опыт - все это может стать причиной конфликтов со взрослыми. А тут еще и желание и необходимость самоутвердиться. Самоутверждение идет везде: при общении со взрослыми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми, на занятиях в школе, на переменках, при посещении кружков, секций... Не всегда все проходит гладко. Кто-то осознал свои недостаточные способности и пытается самоутвердиться не с самой лучшей стороны, а кто-то, несмотря ни на что, грызет гранит наук долгими часами. А в результате - разбитость, усталость, сетования на перегрузку школьной программы. И вот тут-то, многоуважаемые родители, если вы желаете помочь своему ребенку, вам придется засучить рукава и приложить все усилия для того, чтобы процесс усвоения и добывания школьных знаний стал как можно более продуктивным.

Давайте вместе с вами посмотрим, что может отрицательно повлиять на успехи в учебе?

Недостаточное внимание родителей, редкие встречи родителей с учителями, отсутствие должного контроля за домашними занятиями.
- Усложнение учебного материала: на фоне конкретного чаще появляется отвлеченный (который по силам не всем).
- Бывает, что в начальных классах ребенок не научился учиться и теперь ему предстоит наверстывать упущенное.
- Возможно, из начальной школы он прихватил с собой нежелание учиться. Это бывает по нескольким причинам: постоянная неуспеваемость, из-за которой возникла заниженная самооценка школьника, неуверенность в себе или, наоборот, самооценка завышена, так как все давалось легко и без усилий.

Что касается последнего пункта, то при желании мать или отец всегда объяснит своему ребенку, для чего нужно учиться. Главное, чтобы все не сводилось к фразам: «У нас своя работа, а у тебя - учеба».

У вас проблемы с языком? У ребенка никакого желания запоминать правила синтаксиса, пунктуации? Мол, короче скажу - легче поймут. Покажите, что в таком случае ни одну деловую бумагу, дружеские письма не напишешь правильно и интересно (ведь на бумаге мимика и жесты не видны). Отстоять свои интересы в споре, убедить собеседника, доходчиво объяснить - везде нужно грамотно строить фразы, чтобы не потерять логическую нить, основу разговора, выглядеть убедительно.

По ходу подготовки домашнего задания будьте готовы к таким трудностям, как:

Запомнить новые данные, никак не желающие усваиваться;

Вспомнить старый материал, воспроизвести его;
- выполнить задания более эффективным новым способом;
- уметь спланировать и выбрать наиболее подходящий способ для выполнения работы;
- помочь довести до конца или взяться за работу тогда, когда одолевает усталость или утомление;
- проверить себя.

Почему детям трудно в школе?

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учится на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учится хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может привести к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствиям.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога.

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.).

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.

Что же могут родители, если школьные трудности все же появились?

Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.

Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое – забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое – не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил … Все нервы вымотал …» обычно такие занятия заканчиваются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то бывает и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый человек, а виноват – ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка – очень редко …

Почему-то родители считают, если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительное, не дающее удовлетворения занятия убивает радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Никогда не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, убедитесь, что все ему понятно.

Не менее важно решать, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягкие – но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бывают через край … Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряет терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал, и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должны превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и не жалея времени сделать все сразу.

Седьмое – постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое – самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. А если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно; это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в кино …

Девятое детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время – вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть … Можно предоставить ему некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до пол десятого). Очень важен полный (без каких либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно в каникулы.

Десятое , и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, логопеду, неврологу, детскому психиатру). Они помогут установить причину школьных трудностей, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации. И выполняйте все их рекомендации!

Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность . Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики...


Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?

По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая... Необходимо понимать, что если ребенок 6-7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать... Незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем» (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600304).

Итак, к школьным проблемам в первую очередь приводит психофизиологическая и валеологическая некомпетентность взрослых, воздействующих на ребенка как в школе, так и дома. Если школьная неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило, «браком» в работе образовательного учреждения, то школьная неуспешность - не только школы, но и семьи. Школьная успешность включает в себя некий уровень успеваемости, но он часто оказывается не на первом месте. Окружение учащегося, без сомнения, оказывает серьезное влияние на его школьную успешность. Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, а в результате и школьной неуспешности, М.М.Безруких выделяет факторы внешней среды и факторы роста и развития ребенка. К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации .

Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Успешность младшего школьника определяется наличием высокого адаптивного ресурса . Чем слабее функционально развит организм, тем меньше его адаптивный ресурс. Как же помочь ребенку с низким ресурсом, обусловливающим школьную неуспешность? Каковы истинные причины, факторы и критерии школьной неуспешности?

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе. Например, многие дети страдают оттого, что не соответствуют требованиям родителей. Нежелание учиться часто возникает, во всяком случае - в первом классе, например, оттого, что ребенок в силу своего психофизиологического развития многого просто еще не может! Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые .

А иной раз причиной длительной неуспешности может быть и несоответствие формы подачи учебного материала учителем (учителями) индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка, что может привести не только к устойчивой академической неуспеваемости, негативному отношению к учению, учителю, школе, но и к неврозам, стрессам и затяжным депрессиям. Школьная неуспешность часто вызывает агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье ребенка. Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения .

Итак, школьная неуспешность может являться как следствием, так и причиной нарушения психофизиологического развития, социальной адаптации школьника, и фундамент «школьного благополучия » должен закладываться еще в дошкольном возрасте. Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к грамотному детскому психологу позволит по результатам диагностики трудностей в обучении и других школьных трудностей подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения, провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем. В задачу психолога входит определение готовности детей к школе, выявление причин школьных трудностей.

С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.

Часто родителям не удается завладеть вниманием ребенка, заставить вникнуть в смысл обращенных к нему слов, побудить к выполнению какого-либо задания, качественно подготовить упражнения, нацеленные на выработку учебных навыков, не затратив при этом много времени и сил - своих и ребенка. Здесь надо понимать, что причиной такого поведения детей является часто не лень, а возрастная несформированность познавательных функций, медленный темп созревания моторики и т.п. Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не следует торопить . Именно это физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья. Стресс ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование.

Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно сформировать эффективные механизмы чтения. Как помочь научиться писать разборчиво буквы и цифры? То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности. И в каких условиях развивать эти способности? На все эти вопросы можно найти ответы на страницах нащего сайта в статьях, приведенных ниже.

Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка. Тренинги школьной успешности «расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.

Школьная успешность имеет свои критерии и характеризуется умением учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов . Это связано с проявлением многих способностей, например, таких: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.

Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.

Как было сказано ранее, неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены "школьные трудности" , под которыми понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения» (М.М.Безруких).

О том, какие упражнения помогут предупредить и преодолеть школьную неуспешность, можно почитать на страницах нашего сайта в следующих статьях.