Самоанализ, самовнушение, самоконтроль, самосознание, самоуважение, саморегуляция. Самовоспитание и формирование волевых качеств

Самоанализ, самовнушение, самоконтроль, самосознание, самоуважение, саморегуляция. Самовоспитание и формирование волевых качеств

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответст­вии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля.

1) внешняя (осознаваемая) произвольная;

2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно форми­рование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти зна­ние, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по, еле совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочны? действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся. Конечно, механизм caмоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:



1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем

Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и воз­можности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью.

Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенство­вания ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.

Модель принятия решений.

Методы принятия решений обычно можно отнести к одному из трех типов: к классической, административной или политической модели. Выбор модели зависит от личных предпочтений менеджеров, от того, запрограммированным или не-запрограммированным является принимаемое решение, а также от степени риска, недостоверности или неопределенности.

Классическая модельосновывается на экономических представлениях. Эта модель сформировалась под влиянием литературы по менеджменту. Главный постулат здесь заключался в том, что менеджеры должны стремиться найти логически обоснованные решения, которые будут служить высшим экономическим интересам их организаций. В основе данной модели лежат следующие представления:

1. Решение принимается для того, чтобы достичь известных

и не вызывающих разногласий целей. Проблемы точно

сформулированы и определены.

2. Человек, принимающий решение, стремится собрать полную информацию и обеспечить достоверность. Все альтернативы и потенциальные результаты их реализации тщательно рассчитываются.

3. Критерии оценки альтернатив известны. Из альтернатив

выбираются те, которые способны принести максимальную экономическую отдачу организации.

4. Человек, принимающий решение, - рационален. Он логически определяет ценности и ранжирует преимущества и принимает такое решение, которое в максимальной степени способствует достижению организационных целей.

Классическая модель основывается на нормативе, который определяет, как принимающий решение должен его принимать. Эта модель не описывает, как в действительности менеджеры принимают решения, поскольку она лишь дает руководство к тому, как достичь идеальных для организации результатов. Ценность классической модели в том, что она помогает людям, принимающим решения, быть более рациональными. Квантитативные (количественные) методы предполагают применение таких инструментов, как разработка дерева решений, матрицы затрат, анализ безубыточности, линейное программирование, прогнозирование, модели исследования операций. Несомненно, что компьютеризированные информационные системы и базы данных повышают эффективность классического подхода.

Классическая модель наиболее применима для запрограммированных решений или решений, принимающихся в условиях достоверности либо рисков, когда доступна необходимая информация и могут быть оценены возможности.

Административная модельописывает , как в действительности менеджеры принимают незапрограммированные решения в сложных ситуациях недостоверности и неопределенности. По-видимому, административную модель можно считать реальной управленческой, поскольку администрирование означает общее управление, а условия, которые пытается учесть эта модель, отражают реалии управленческой деятельности. Многие решения не поддаются количественной оценке и являются незапрограммированными.

Административная модель принятия решений основывается на трудах Герберта А. Саймона. Он предложил две концепции, которые и стали инструментарием административной модели, - ограниченную рациональность и удовлетворительность. Ограниченная рациональностьозначает , что люди имеют ограничения, или границы, в рамках которых они могут быть рациональными. Структура организаций становится все более сложной, поэтому менеджеры ограничены во времени и могут обрабатывать лишь определенный объем информации, необходимый для принятия решений. Поскольку у менеджеров недостает времени или когнитивных (познавательных) способностей для полной обработки информации, они должны придерживаться принципа удовлетворительности.Удовлетворительность означает, что люди, принимающие решение, выбирают первую попавшуюся альтернативу, которая удовлетворяет минимальным критериям. Вместо того чтобы рассматривать все альтернативы в поиске наилучшей, которая позволит получить максимальную экономическую выгоду, менеджеры берут первую попавшуюся, которая поможет разрешить проблему, даже если есть основания полагать, что существуют лучшие варианты. В этом случае человек, принимающий решение, не смог бы окупить время и средства, которые он потратил бы на обработку исчерпывающей информации.

Административная модель более реалистична, чем классическая, и более применима для сложных комплексных незапрограммированных решений. В ее основе лежат следующие представления.

Цели, для достижения которых принимаются решения, нередко бывают расплывчатыми, противоречивыми, и по их поводу у менеджеров нет полного согласия. Менеджеры часто не знают о проблемах организации или ее возможностях.

Рациональные процедуры используются далеко не всегда, когда же им все-таки находится применение, они упрощают проблему и не учитывают всей сложности реальных событий.

Поиск менеджерами альтернатив оказывается ограниченным по причине человеческого несовершенства, недостатка информации и иных ресурсов.

Большинство менеджеров предпочитают удовлетворительные, а не максимизирующие решения. Это объясняется отчасти нехваткой информации, отчасти неясностью критериев решения, которое позволит достичь максимального результата.

Административная модель рассматривается как дескриптивная (описательная) . Это означает, что она описывает скорее то, как менеджеры в действительности принимают решения в сложных ситуациях, чем указывает, как им следует принимать решения согласно положениям идеальной теории. Административная модель признает ограниченность возможностей человека и окружающей среды, которая влияет на степень рациональности принятия решений.

Другим аспектом административного принятия решений является интуиция . Интуиция означает, что человек моментально понижает разрешаемую ситуацию, основываясь на прошлом опыте, но без осознанного размышления. Интуитивное решение нельзя считать случайным или иррациональным, поскольку оно основывается на многолетней практике и богатом опыте, которые помогают менеджерам быстро определить проблему, не прибегая к скрупулезным вычислениям. В современной, стремительно изменяющейся среде интуиция играет все более и более важную роль в принятии решений.

Менеджеры постоянно получают и обрабатывают информацию на подсознательном уровне, и их опыт и знания помогают им принимать решения в условиях недостоверности и

неопределенности.

Политическая модель . Третья модель используется для принятия незапрограммированных решений в условиях недостатка информации, недостоверности, разногласий между менеджерами относительно целей и направления деятельности. Принятие большинства корпоративных решений предполагает участие многих менеджеров, каждый из которых имеет спои цели. Им необходимо переговорить друг с другом, обменяться информацией и достичь согласия. Менеджеры часто образуют коалиции, чтобы принять сложные корпоративные решения. Коалиция - это неформальное объединение менеджеров, стремящихся достичь специфической цели. Создание коалиции - это формирование альянса менеджеров. Иными словами, это ситуация, когда менеджер, поддерживающий не- кую альтернативу, например, обеспечение развития компании за счет поглощения других компаний, неформально беседует со своими коллегами, пытаясь уговорить их поддержать его точку зрения. Поскольку результаты невозможно спрогнозировать, менеджеры пытаются получить поддержку, проводя дискуссии, переговоры и заключения соглашения. Без коалиции процесс принятия решения может быть сорван.

Политическая модель приближена к реалиям среды, в которой осуществляют свою деятельность менеджеры. Решения сложны и требуют вовлечения в их принятие многих людей, информация часто неопределенная, двусмысленная, а разногласия и конфликты по поводу проблем и альтернатив их решения - нормальное явление. Политическая модель основывается на четырех представлениях:

1. Организация состоит из групп, имеющих разные интересы, цели и ценности. Между менеджерами существуют разногласия относительно приоритета проблем, и они могут не понимать или не разделять цели и интересы других менеджеров.

2. Информация неоднозначна и неполна. Попытки быть рациональными ограничиваются сложностью проблем, а также личностными и организационными особенностями и условиями.

3. Менеджерам недостает времени, ресурсов и умственных

способностей, чтобы определить все характеристики проблемы и обработать всю относящуюся к делу информацию. Менеджеры беседуют друг с другом и обмениваются мнениями, чтобы получить необходимую информацию и снизить степень неопределенности.

4. Менеджеры принимают активное участие в дискуссиях, чтобы определить цели и обсудить альтернативы. Решения принимаются в результате дискуссий и переговоров между участниками коалиции.

14. "Ловушки" в процессе принятия решений.

Ловушка - это опасность или трудность, которой нелегко избежать. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки, совершаемые при принятии решений.

1. Тенденция к подтверждению. Тенденция подбирать ту информацию, которая соответствует нашим представлениям, называется тенденцией к подтверждению, или предвзятостью. У всех нас есть такая склонность. Подобная тенденция является очень распространенным явлением и встречается в самых разных областях. Например, недавние исследования работы присяжных и того, как принимаются решения о вине или невиновности подсудимого показали, что присяжные нередко конструируют правдоподобную историю того, что могло произойти на месте преступления. Затем среди информации, раскрытой в ходе расследования, они выбирают только то, что подтверждает их версию (Kuhn, Weinstock, & Flaton 1994). Таким образом, решение присяжных тоже в значительной степени зависит от подбора свидетельств, которые подтверждают представления самих присяжных.

Другим примером из реальной жизни является принятие медицинских решений. Представьте себе молодого врача, который осматривает пациента. Больной жалуется на жар и боль в горле. Врач должен поставить один диагноз из множества возможных. Он решает, что это, наверное, грипп. Врач спрашивает, чувствует ли больной ломоту во всем теле. И получает утвердительный ответ. Врач спрашивает, не появились ли эти симптомы несколько дней назад. Да. Это действительно так и было. Вам уже ясно, что врачу следует задать вопросы, которые могут опровергнуть предполагаемый диагноз. Например, поинтересоваться симптомами, которые, как правило, не сопутствуют гриппу (сыпь, опухшие суставы и т. д.).

Мы все должны научиться находить и исследовать данные, которые не соответствуют нашим представлениям и идеям. Люди, которые вынуждены учитывать опровергающие свидетельства, принимают лучшие решения.

2. Чрезмерная уверенность.Люди в большинстве случаев не склонны совершенствовать свои способы принятия решений, потому что вполне уверены в том, что их решения превосходны. Ничем не подтвержденная уверенность в том, что мы всегда правы, является барьером для критического мышления в повседневных ситуациях.

Почему мы склонны считать себя большими специалистами в области принятия решений? Частично потому, что мы просто не фиксируем в сознании никаких альтернатив, которые могли бы привести к лучшим решениям (например: «не вижу причины, почему я могу быть не прав») и потому что мы, в сущности, не можем знать, каковы могли бы быть результаты других решений. При исследовании принятия политических решений Круглански (Kruglansky, 1992) назвал следующие основные причины принятия неправильных решений: амбиции, утверждение своего статуса, иллюзии и предрассудки. Когда эти не слишком подходящие мотивы наслаиваются на уверенность политика в том, что принимаемые им решения правильны, нетрудно понять причину неудачных политических решений.

3. Эвристика наглядности.Эвристика - это любое эмпирическое правило, которое используется для решения проблем. Чтобы понять эвристику наглядности, рассмотрите следующий пример. В эксперименте, проведенном Тверски и Канеманом (Tversky & Kahneman, 1974), группе студентов были предложены два арифметических примера:

8 x 7 x 6 x 5 x 4 x 3 x 2 x 1 = ?

1 x 2 x 3 x 4 x 5 x 6 x 7 x 8 = ?

Студентам отвели пять секунд на изучение - одним первой, другим второй строки. Их целью было дать приблизительный ответ, поскольку пяти секунд слишком мало, чтобы произвести вычисления. Те студенты, которым был предложен первый пример, начинающийся с больших чисел, дали средний ответ 2250. Те же, кто решал второй пример, начинающийся с меньших чисел, дали средний ответ 512. Правильный ответ 40320. Таким образом, если пример начинался с больших чисел, то оценка произведения оказывалась больше, чем если он начинался с меньших чисел. Разница в расчетах между возрастающей и убывающей последовательностью демонстрирует, что суждение систематически смещается в сторону более наглядной информации.

4. Эвристика репрезентативности.Представьте себе, что ваш знакомый предлагает вам биться об заклад, упадет монета орлом или решкой. Он подбрасывает одну монету шесть раз. Вам надо угадать, каким образом распределятся выпадения орла или решки в шести случаях. Несмотря на то что существует множество возможных последовательностей, вы решаете сосредоточиться на трех. Воспользуемся буквой «О» для обозначения орла, и буквой «Р» для обозначения решки. Итак, какую из трех последовательностей вы выберете?

О-Р-О-Р-Р-О

Р-Р-Р-О-О-О

О-Р-О-Р-О-Р

Скорее всего вы, как и большинство людей, выберете первую, потому что она кажется больше похожей на случайное распределение орла и решки. Однако любая последовательность орла и решки для шести случаев является равновероятной. Этот пример демонстрирует уверенность в том, что результат случайного процесса должен непременно иметь вид случайного распределения. Поскольку мы обычно представляем себе случайность как процесс, лишенный закономерности, нам начинает казаться, что последовательность О-Р-О-Р-О-Р менее вероятна для шести бросков монеты, чем другая последовательность, которая выглядит более случайной. Тем не менее это неверно.

Для того чтобы прояснить понятие эвристики репрезентативности, попробуем рассмотреть еще один пример. Представьте себе, что вы получили письмо от старого знакомого, с которым не виделись много лет. Он с гордостью сообщает, что у него шестеро детей - три мальчика и три девочки. Вы пробуете угадать последовательность их появления. Какая последовательность кажется вам более вероятной? (Д - «девочка», М - «мальчик».)

М-М-М-Д-Д-Д

М-Д-Д-М-Д-М

Если вы внимательно следили за ходом наших рассуждений, то понимаете, что даже если второй вариант кажется более похожим на случайный процесс, обе последовательности являются равновероятными.

Капкан.

Если вы принимаете решение с оглядкой на предыдущие затраты, то надо подумать о том, почему эти затраты времени или денег оказались настолько большими, и о том, стоит ли, например, старая машина новых денежных вложений или заслуживает ли телефонный звонок еще десяти минут ожидания.

Вот еще одна ситуация. Вы и ваш друг потратили по семь долларов на кино. Примерно через полчаса вы оба понимаете, что фильм не стоит ломаного гроша. Что вы будете делать? Перечислите разумные причины, по которым стоит досмотреть фильм до конца, а потом - разумные причины уйти, не дожидаясь конца.

Теперь проанализируйте перечисленные вами причины. Разумеется, вы только что прочитали раздел о капканах, а потому уже утратили наивность, но все равно внимательно просмотрите свои ответы.

Если вы указали потраченные семь долларов в качестве разумной причины досмотреть фильм до конца, то вы тем самым демонстрируете попадание в капкан. Получается, что вы платите определенную цену за бездарное сидение в полутемном зале. Если вы пишете, что могли бы найти лучшее применение своему времени, значит, вы подразумеваете, что упускаете возможность заниматься чем-то более полезным. Просмотрите свои причины снова. Нам встречались многие студенты, которым сложно было прийти к такому элементарному выводу:

Вы уже потратили на кино семь долларов. Какое бы решение вы ни приняли, эти семь долларов уже пропали. А потому они не имеют отношения к нашей дискуссии. Вы их потеряли, что бы вы ни сделали дальше. Просидев в кинозале полчаса, вы готовы принять решение. Если вы остаетесь, то вам предстоит не только «высидеть» плохой фильм, но и потерять возможность заняться более приятными делами. Таким образом, принимая решение остаться и досмотреть фильм, вы платите двойную цену - смотрите плохой фильм и теряете возможность получить удовольствие иным способом. Попробуйте разобрать этот пример с кем-нибудь из родственников или знакомых. Объясните им опасность капканов.

6. Психологическая реактивность.Наше эмоциональное состояние оказывает очень сильное воздействие на принимаемые нами решения. Мы выбираем альтернативные варианты, которые кажутся нам «лучшими», но наше определение того, что является «лучшим», далеко не всегда подчинено разумным критериям. Одно из проявлений влияния эмоционального состояния на принимаемые решения получило название психологической реактивности, которая представляет собой сопротивление, возникающее из-за ограничения свободы.

Зима была ужасно холодной, и вы ждете не дождетесь весеннего отпуска, который давно заслужили. Один из ваших друзей планирует отправиться во Флориду, к океану, погреться на солнышке. Другой стремится на заснеженные склоны гор - покататься на лыжах. Оба приятеля просят вас присоединиться к ним. Рассмотрев предложения, вы начинаете склоняться к пляжному варианту, и вдруг ваш друг, собирающийся именно во Флориду, заявляет, что вы просто обязаны поехать с ним. Каким образом это ограничение свободы повлияет на ваше решение?

Логично предположить, что заявление о том, что вы обязаны делать то, что и так хотите сделать, не должно повлиять на ваше решение, но многие реагируют совершенно иначе. Степень влияния психологической реактивности на принимаемое решение зависит от того, в какой степени посягают на свободу воли человека, а также от источника этих посягательств. Кроме того, существует значительная межличностная разница в склонности к психологической реактивности. Подумайте о том, как вы отреагируете, если вам будут указывать, как поступить в той или иной ситуации. Если вы готовы поступить во вред себе, лишь бы сделать не так, как вам сказали, то вы тем самым демонстрируете склонность к психологической реактивности и рано или поздно из-за этой склонности примете неправильное решение. Имеете ли вы дело с родителями, работодателями или друзьями, психологическая реактивность может вмешаться в процесс принятия решения и заставить вас принять решение, невыгодное для вас.

7. Пристрастность. Кажется вполне очевидным, что люди выбирают альтернативные варианты, которые по каким-либо причинам оценивают положительно. Какие же факторы создают пристрастность?

· Взаимность. При оценке плюсов и минусов различных альтернативных вариантов огромное значение приобретают наши субъективные ощущения. Мы выбираем тех людей и те действия, которые нам нравятся. Взаимность определяет, что и кто нам нравится. Вы будете более склонны купить какой-то продукт, если вам предоставят бесплатный образец на пробу, чем если вам не дадут попробовать. Посещая супермаркет, когда там проходят дегустации, обратите внимание, каким образом люди реагируют на скрытое давление, заставляющее купить продукт, который им дали попробовать. Вы заметите, что на удивление многие покупают этот продукт. Люди чувствуют, что они каким-то образом «обязаны» отплатить за то, что им дали попробовать «бесплатно». Политические игры являются яркими примерами пристрастий, основанных на взаимности, равно как и вымогательство благотворительных организаций, сопровождаемое «подарками» в виде наклеек, брелоков и почтовых конвертов с марками.

· Эффект предшествующего знакомства. Представьте себе, что вы входите в кабинку для голосования в день выборов и видите следующий список кандидатов: Майрон Джонс, Джон Адамс, Виктор Лайт. Вы не следите за местной политической ситуацией и не знаете ни одного из перечисленных кандидатов. За кого вы проголосуете? Исследования показали, что скорее всего вы проголосуете за Джона Адамса. Примерно десять лет тому назад, во время выборов в Нью-Гемпшире некто Джон Адамс, безработный таксист, стал победителем от Республиканской партии на выборах в Конгресс. Почему именно Джон Адамс, человек, который не затратил ни гроша на свою предвыборную кампанию и не произнес ни одной речи, прошел в Конгресс? Психологи полагают, что когда избирателям предложили выбрать одного из трех кандидатов, имена которых были никому не известны, они выбрали то имя, которое каким-то образом ассоциировалось с политической фигурой прошлого. Таким образом, предшествующий опыт создает ощущение знакомства, которое, в свою очередь, порождает чувство приязни. Это явление получило название «эффекта предшествующего знакомства».

8. Эмоциональные состояния.Безусловно , наши эмоции влияют на наши мысли. Поэтому очень важно принимать во внимание, каким образом наше настроение может повлиять на принятие решения и как мы сами можем повлиять на настроение людей, которые принимают решения, затрагивающие и нас.

Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы).

Лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, отобрать необходимое и полезное. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности.

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.

Умение эффективно слушать. Студенту необходимо быть готовым к лекции и ее записи до прихода лектора в аудиторию, так как именно в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затрудняется.

Слышание на лекции фактически является лишь первым шагом в процессе осмысленного слушания, который включает в себя несколько этапов, начиная от слышания речи и кончая оценкой сказанного. Процесс слушания и понимания требует подчас значительного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядом причин.

1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, у слушающего достаточно времени, чтобы отвлечься от разбираемой темы.

2. Избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слышать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. Поэтому мы приучаемся последовательно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.

3. "Антипатия" к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой.

4. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедленно возразить. Мы уже не слушаем. Мысли заняты формулированием комментариев. На основе перечисленных трудностей слушания у некоторых людей вырабатываются дурные привычки, затрудняющие установление контакта с выступающим:

· повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи говорящего и его манерам;

· привычка слушать выступающего, не глядя на него (хорошие ораторы подкрепляют свою речь выразительными жестами и богатой мимикой);

· повышенная восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (шарканье ногами, кашель и т. д.);

· поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания; как следствие этого, поспешный отказ от усилий слушать выступающего;

· отрицательная эмоциональная реакция на всякое противоречие (в том числе и необходимое) в ходе рассуждений лектора;

показное внимание в случаях, когда на самом деле голова занята другими заботами. Несколько советов по оптимизации процесса слушания:

1. Выделение основных положений. Нельзя понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время выступления необходимо постоянно анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего.

3. Опережение речи выступающего. Если выступление вызывает интерес, то появляется естественное желание предугадать следующее положение. При отсутствии такого интереса можно прибегнуть к сознательной установке на предугадывание дальнейшего содержания.

Составление конспекта лекции. Совершенно очевидно, что слушание лекции является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала на лекции. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо записывать. Надо научиться правильно записывать лекции, вести краткие конспекты, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором.

Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный приём, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции:

1. Разбивку текста на части по смыслу.

2. Нахождение в каждой части текста одного слова краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, выражающих основу содержания этой части.

Практика в составлении структурно-логических схем поможет студенту научиться наглядно представлять изучаемый материал, целостно схватывать его структуру, правильно обобщать и систематизировать научные факты и понятия.

Чернооченко А.А., Киев - Самовоспитание и формирование волевых качеств личности (Контрольная работа)

"Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание"
(Л.С.Выготский)

Какие приемы работы над собой (самовоспитания) Вы знаете и можете привести?

Согласно определению, самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, или, проще, самовоспитание - выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными.
Самовоспитание – очень важная сторона воспитания, которая реализуется как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы "самости" на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях. В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми немалую роль играют приемы самовоспитания:

Самооценка (самоанализ)
Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя, поэтому самовоспитание начинается с самооценки. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов - заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

Самоконтроль
Самоконтроль обязательный прием самовоспитания, способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении и в работе. Но самоконтролю нужно упорно учиться. Это вовсе не простой прием самовоспитания, как может показаться на первый взгляд. Здесь очень много тонкостей. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться.
В каждом конкретном случае надо строго определить, что контролировать и поставить перед собой точную задачу: чего не сделать, от чего удержаться и что сделать наилучшим образом. Никогда не выпускайте себя из-под контроля, чтобы избежать ошибок в своей работе.

Самосознание, самоуважение
Выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя успешным.
Отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождают массу вопросов о жизни и о себе. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутренне Я перестаёт совпадать с внешним, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Самовнушение
Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.
Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.
Неприятные эмоции, сопутствующие боли, исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать преследовавшую его мучительную боль, когда сочинял стихи. Исследовательская работа помогала избавиться от болевых ощущений философу И. Канту, физику Б. Паскалю, писателю Н. Островскому. Люди заметили давно, что мысли о боли многократно ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, - это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро пройдет, - то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые вызывают ощущение боли.
Академик Кассирский говорил студентам: - Когда вы даете аспирин - это лекарство. А когда я даю лекарство - это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет. На этом принципе основано применение плацебо, которое авторитетный врач называет новым сильнодействующим лекарством.
Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.
Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки.
Еще в 20-е гг. своеобразную школу внушения создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Самоприказ
Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.
Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно выполнять эти обязанности. Здесь помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.
Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.
Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Самопринуждение
- обязательный прием самовоспитания, которым должны владеть все школьники и взрослые люди. При выявлении причин неуспеваемости школьников мы сталкиваемся с тем, что они не могут заставить себя заниматься теми учебными дисциплинами, которые им не нравятся, не могут заставить себя прекратить чтение интересной книги, чтобы выполнить школьные домашние задания.
Часто такое поведение наблюдается и у взрослых. Смотреть телевизор, лежа на диване, конечно же, гораздо приятнее, чем убирать в квартире или помогать детям в освоении учебных программ и решении их локальных и глобальных проблем.
Самокорректировка
Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение.
Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.
Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков. Самое трудное, по его мнению, - подчинить контролю движение собственной мысли.
Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Саморегуляция
Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.
Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.
Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться - движение. Очень хорошо молча и задумчиво пройти по кабинету, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают.
В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

Самостимуляция
Мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самоободрения, самопоощрения, самоосуждения и самонаказания.
Самоободрение наиболее полезно слабовольным неуверенным в себе людям. Этот прием рекомендуется для настойчивого использования после разных неудач: на работе, на экзаменах, на спортивных соревнованиях и т. д., чтобы не потерять уверенности в своих силах, в своих возможностях, в своем обязательном будущем успехе.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя (самопоощрить), мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.
Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы - одна из причин повышения нервозности, депрессий.
Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания.
Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.
Слабовольные люди часто себя ругают вне всякой связи с самовоспитанием, но лучше от этого они не становятся. Поругав себя, они потом опять делают то же. Поругав себя за что-либо, обязательно делайте для себя определенные выводы и старайтесь в следующий раз вести себя и работать лучше, чтобы ругать себя не приходилось.


Какие из этих приемов Вы бы рекомендовали использовать
при формировании волевых качеств личности и почему?


Воля , как сознательная саморганизация и самовоспитание (саморегуляция) деятельности, направленное на преодоление внутренних трудностей - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.
У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли.
Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели.
Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие.
Так, решительность-это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности - это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли.
Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой - внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении.

Приемы самовоспитания волевых качеств могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий:

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”.
Приемы: самоанализ, самоконтроль, самопринуждение

2. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.
Приемы: самоконтроль, самопринуждение, самоприказ

3. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности - моральных принципов и убеждений. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.
Приемы: самосознание, саморегуляция

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.
Приемы: самоконтроль

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек-хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.
Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать.
Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

Таким образом, при формировании волевых качеств личности можно рекомендовать использовать следующие приемы самовоспитания:
- самоанализ
- самоконтроль
- самоприказ
- самопринуждение
- самосознание
- саморегуляция

Список рекомендованной литературы:
1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е издание. - М.: Политиздат, 1980.
2. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
3. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, исправленное и дополненное - М.: Политиздат, 1990.
4. Щуркова Н.Е. Краткий справочник по педагогической технологии. - М.: Новая школа, 1997.
5. Гинтаренко Т. М. Я - знакомый и неузнаваемый. - Киев: "Радянська школа", 1991. - 240с.
6. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М.: "Эйдос", 1996. - 60с.
7. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Книга для учащихся. - М.: Просвещение,1987. - 224с.
8. Прихожан А. М. Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся. - М.: - Просвещение, 1994. - 181с.
9. Петровский А. В. Что мы знаем и не знаем о себе? - М.: Педагогика, 1988. - 160с.
10. Цукерман Т.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995, - 288с.
11. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
12. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания/ Сост. М.М. Кашапов. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2001. - 39 с.
13. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во Казан. университета, 1988. - 238 с.
14. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991.
15. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.
16. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Магистр, 1995.
17. Данилова В.А. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. - М., 1994.
18. Как построить свое Я / Под ред. Зинченко В.П. - М.: Педагогика, 1991.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
20. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.
21. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Касаковски и др. - М.: Педагогика, 1981.
22. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
23. Щуркова Н.Е. Новые педагогические технологии. - М.: Новая школа, 1991.
24. Кон И.С. Открытие «Я». М. 1990.
25. Как построить своё «Я». / под ред. В.П. Зинченко. М. 1991.
26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. 1997.
27. Берн Э. Введение в психоанализ для непосвящённых.; Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.1992.
28. Тойч Ч.К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. М. 1994.

Опыт работы Лукьяновой ИриныБорисовны

Самоанализ и самооценка – путь к развитию личности.

Необходимость самооценки основывается на 2 факторах.

Первое – успешное позиционирование себя в социуме зависит

От оптимального использования своих внутренних ресурсов.

Второе - человек на протяжении всей жизни стоит перед

осознанным выбором: думать или не думать над принятием

решения, действовать рационально или нерационально,

согласно обстоятельствам или вопреки им. Отсюда и

проистекает необходимость в самооценке - необходимо знать

сильные и слабые стороны потенциала собственной личности

Чтобы на их основе и в соответствии с требованиями жизни

Выстраивать дальнейшую, успешную, личную карьеру.

Каждый из нас с детства учился оценивать себя и делает это, зачастую, уже не задумываясь над сущностью процесса самооценки, Однако исходя из концепции саморазвития и совершенствования важно, чтобы ставший для многих привычным делом процесс самооценки не проходил незаметно, а обретал динамику. Внимательное отношение к ресурсам своей личности, рефлексия собственного потенциала, самодиагностика и самоанализ должны стать первым шагом на пути к дальнейшему развитию и личному росту. Личная самооценка способствует формированию критичности, требовательности к себе, является залогом личностного роста, который по мнению известного психолога М. Литвака, можно считать лекарством от всех болезней, решением всех проблем и простым путем к человеческому счастью. Поэтому с целью развития у школьников потребности в самоконтроле и критической самооценки своих действий в процессе учебной деятельности я стараюсь создавать ситуации, где учащиеся активно размышляя, учатся оценивать и контролировать себя и свою деятельность. В таких ситуациях ребята организуют свою деятельность, проверяя и оценивая её на основе рефлексии, выполняют обобщения и сопоставления, осмысливают критерии анализа, ищут причины своих ошибок. Такая работа приводит к тому, что

  1. у учащихся формируется устойчивая потребность в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого своего шага.
  2. развиваются мыслительные и творческие умения
  3. пробуждается внутренняя инициатива, появляется желание самоуправления учебным процессом

Обучение и воспитание… эти понятия еще со времен Я.А Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой. Педагогическое взаимодействие учителя и воспитателя играет огромную роль в воспитании успешной личности. И взаимодействие это происходит каждую секунду на уроке. Считаю, что воспитывающий потенциал урока очень высок. Воспитание на уроке происходит благодаря комплексному воздействию: стиля образовательного общения, культуры управления, методам и приёмам. Благодаря демократически – требовательному и сотруднически поддерживающему стилю я формирую у учеников свою жизненную стратегию- стратегию достижения успеха и сопутствующие этой стратегии черты характера, такие как: инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, уважения к себе и другим. Культура управления на уроке отвечает за формирование внутренней организации жизни ученика. На своих уроках я использую структурно – плановую и совместно проектно – рефлексивную культуру управления. Мы совместно с ребятами формируем цели урока, определяем и выделяем проблемное поле, анализируем влияние деятельности каждого на ход урока. Преимущество этой культуры управления в том, что воспитание на уроке перерастает в самовоспитание. Ученики приобретают способность проектирования собственного пути. С помощью дидактической структуры и методических приемов на каждом уроке я стараюсь формировать у учащихся креативную и проектно – продуктивную ментальность, стараюсь воспитывать взаимопонимание, стремление услышать другого, понять и принять его мотивы, разобраться в себе самом. Ведь « помочь детям быть личностями более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка». Каждый человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью. Развитие самоконтроля позволит ученику действовать логично и в соответствии с правилами поведения. На своих уроках я развиваю умения самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её реализации. Как я формирую эти навыки? Прежде всего ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Чтобы достичь этого я сообщаю ребятам нормы и критерии оценивания (индивидуально и для работы в группе), объясняю цель контроля, прошу учащихся самостоятельно оценить свою деятельность, учу ребят различным видам проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, проверка по образцу), прошу ребят оценить ответ товарища. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу, учатся анализировать и оценивать объективно. После каждого модуля ребята готовят блок вопросов, которые формулируют друг другу на уроках обобщения, выслушивают ответ и даёт оценку и комментарий. Приучаю ребят контролировать и мою деятельность, для этого использую задания с неверными ответами, использую прием «найди ошибку». Систематически провожу рефлексию среди учащихся: «Удовлетворены ли они уроком», «Что вызвало трудности», «Рекомендации учителю» Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в своей, а полученные навыки самоконтроля ученик переносит на свою деятельность. От способности самоанализа и самооценки во многом зависит успешность обучения. Требовательность к своей деятельности приводит к самокоррекции своей деятельности. Мы вместе с ребятами диагностируем результаты усвоения каждого блока модуля и составляем совместный план по ликвидации пробелов в знаниях. Часто для ликвидации пробелов используется помощь консультантов, помощь учителя, помощь группы, используются карточки – тренажеры. Таким образом учащиеся приучаются исследовать свою учебную деятельность и создавать мотивы для её перестройки.

Мои уроки дают возможность при работе с новым материалом и при закреплении и тренировке создавать множество ситуаций критической самооценки, активизирующей поиск школьников, требующей активной умственной работы, развивающей потребность в самоконтроле и критической самооценки деятельности, вместе с тем, способствует развитию мыслительных способностей учащихся

В современном обществе отмечается рост процента слабоуспевающих детей, большинство которых из социально- неблагополучных, неполных семей. В классе есть хорошисты, отличники и слабоуспевающие, поэтому на уроках математики я использую уровневую дифференциацию и технологию проблемно – модульного обучения, которые позволяют раскрывать фактические и потенциальные возможности каждого ученика. На этапе подготовки к восприятию нового материала, включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса. При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Избегается «дискомфортность» у слабых и средних учеников, связанная с ощущением своей «неполноценности». На этапе закрепления всегда знакомлю ребят с обязательными умениями и навыками по каждому модулю. Закрепление организуется на 3 уровнях в неоднородной форме, так как учитывается разный темп и качество усвоения программного материала. Домашние задания дозируются тоже по уровням. Технология проблемно – модульного и дифференцированного обучения позволяет мне работать без неуспевающих, у учащихся не падает интерес к знаниям

(задания посильны каждому), формируется положительная познавательная мотивация, в каждой индивидуальной группе достигается более высокий уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи каждого ученика.

Анализ результатов работы по использованию уровневой дифференциации и модульного обучения отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников и дает возможность для корректировки и дальнейшего совершенствования.

Выступление на МО по теме: «Самоанализ, самооценка учащихся на уроках». Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации (т.е. осуществлять компетентностный подход). Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля. 1) внешняя (осознаваемая) произвольная; 2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная. В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся. Конечно, механизм caмоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля: 1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен: - показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными; ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки; просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку; просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии; научить учащихся пользоваться различными видами проверки. 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и решения трудных задач, а ученикам еще раз верить свои ответы и решения. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необходимо: предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения; приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль). 3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен: приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к тексту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной; вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы; не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать; не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д. рекомендовать учащимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.; - приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных работ с указанием полученных результатов. Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько: а) прийти на групповое занятие-консультацию по теме (указывает учитель); б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме; в) взять у учителя дополнительное задание для отработки неустойчивого навыка; г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями); Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, ученику дается две недели на устранение обнаруженного пробела и проведение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задолженности и учится спрашивать себя: "Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?" д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?»; - формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий. При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность. Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.