"эффективные методы и приемы обучения чтению, направленные на формирование универсальных учебных действий". Шпаргалка: Методы и приемы обучения чтению детей младшего школьного возраста

Короткова Виктория Ивановна

учитель нач.классов ГБОУ СОШ №237

Мастер-класс по теме:

«Приёмы обучения осознанному чтению

на уроках в начальной школе»

В качестве одного из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования стандарт выделяет овладение навыком смыслового (осознанного) чтения текстов различных стилей и жанров. Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей относятся также к общеучебным универсальным учебным действиям, на усвоение которых должен быть направлен образовательный процесс в начальной школе.

Естественно, что навык смыслового чтения формируется, прежде всего, при обучении литературному чтению. В рамках этого учебного предмета навык смыслового чтения выступает как один из предметных результатов освоения учебной дисциплины. Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идёт о вычитывании всех видов информации: фактуальной (явной), подтекстовой и концептуальной.

Приведём пример. Учащимся предлагается прочитать рассказ Б.Житкова «Храбрый утёнок».

«Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.

После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

Ты хвастаешь, - сказали ему утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

Ну смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку. Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы».

Фактуальная информация в этом тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (хозяйки, утят, утёнка Алёши, стрекозы), а также места действия (возле куста) и указанием на время действия (утро, вечер).

Перечислим сочетания слов, которые помогают выявить этот вид информации: каждое утро, ставила тарелку возле куста, большая стрекоза, страшно стрекотала, перепуганные утята убегали и прятались, злая стрекоза, маленький утёнок Алёша, он стал смеяться, Алёша не испугался, насилу она вырвалась, угощали храброго Алёшу.

Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам, особенностям изложения фактуальной информации можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной - трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе. Например, подтекстовая информация в нашем примере выражена в предложениях: «Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц (хозяйка была заботливая, переживала за своих питомцев). Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве (утята трусливые)».

Концептуальная информация - это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.

Чтобы развить у младших школьников умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, но и научные статьи, информацию изложенную на страницах учебников истории и окружающего мира, можно предложить им выполнить следующее задание, формирующее умение анализировать текст и вычленять нужную информацию.

Прочитай текст и отметь знаком «+» то, о чём говорится в нём (в явном виде), знаком «++» - то, о чём говорится в неявном виде.

Утром в густом тумане затрубили трубы и два войска двинулись навстречу друг другу. Полки «ступишася и крепко бились… Во единое мгновенье ока столько тысяч погибает созданий Божих». Через несколько часов боя полки Мамая «начали одолевать»: многие «сыновья русские под конские копыта сброшены», «вельможи избыты», «стяги подсечены». В это время из дубравы выехал засадный полк Владимира Серпуховского и ударил, «яко сокол на стада гусиные». Войска Мамая и он сам «побегли», и полки его «русские мечи секут».

  1. Сражение прошло туманным утром.
  2. Сначала одерживали победу полки Мамая.
  3. Владимир Серпуховской утаился в дубраве.
  4. Битва проходила на реке Воже.
  5. На Куликовом поле остались лежать тысячи порубленных русских и татар.
  6. Полк Владимира Серпуховского ударил с новой силой.
  7. Автор любуется и гордится русскими воинами.

Учащиеся увидят, что информация о прохождении битвы на реке Воже не является ни явной, ни скрытой. В тексте её нет. Рядом с утверждением ученики не должны ставить никакого знака. Каждое утверждение необходимо обсудить, дать школьникам возможность привести аргументы, обосновывая свое мнение.

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении другим школьным предметам, в частности математики.

Формирование навыка смыслового чтения при обучении младших школьников математике происходит, прежде всего, в процессе решения текстовых задач. Чтобы построить математическую модель задачи, ученик должен внимательно прочитать текст, вычленить в нём условие и вопрос, выявить зависимости между данными и искомыми. Однако при работе с традиционной текстовой задачей не в полной мере формируются умения, свидетельствующие о достижении рассматриваемого метапредметного результата. Кроме того, нужны особые задания для проверки сформированности данного навыка.

Приведём примеры учебных заданий по математике, работа с которыми позволяет решать не только образовательные задачи учебного предмета, но и способствует достижению метапредметного результата обучения - формированию навыка смыслового чтения.

Одним из главных критериев сформированности навыка чтения является полнота понимания текста, могут свидетельствовать следующие умения:

Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

Нахождение нужной информации в тексте, формулировка вопросов к тексту;

Интерпретация текста, сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов в подтверждение выдвинутых тезисов, формулировка выводов;

Связь информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, поиск доводов в защиту своей точки зрения.

Формированию этих умений будет способствовать, например, выполнение задания: «Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 - мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83. А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?»

Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 - это не двузначное число, а трёхзначное число. Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99<100, 34·3=102>100. Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя. При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

Приведём пример ещё одного задания для третьеклассников, которое может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре 1000: «Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Сформулируйте к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. ответь на эти вопросы».

Александрийский маяк

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.

Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. плоская крыша нижней башни служила основанием средней части - 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.

Выполнение задания можно организовать в виде исследовательской работы.

Текст предлагается каждому школьнику. Учитель просит изучить текст и составить по нему отчёт об Александрийском маяке. Отчёты обсуждаются коллективно. Ученики дополняют и уточняют отчёты друг друга. В результате составляется общий полный отчёт, который может быть представлен в стенгазете или помещён на сайте класса. Он должен содержать данные о годе начала строительства маяка и годе, в который маяк причислили к чудесам света; общей высоте маяка; площади фундамента маяка; площади основания нижней башни; высоте нижней башни; высоте колоннады с куполом; количестве лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением; количестве веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям.

Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели относятся к общеучебным универсальным учебным действиям. Задание также способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.

Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения. Другим таким приёмом является приём составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. Ему также можно учить на уроках математики. С этой целью можно предложить выполнить задание: «Прочитай текст. Представь содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответь на вопросы и выполни задания, данные после текста».

Звери-великаны

Зверь - это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных - синий кит. Его длина - 33 м, а масса - до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши - африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана - африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. эти огромные животные питаются травой и листьями.

Вопросы и задания:

  1. Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?
  2. Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
  3. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.

Это задание может быть использовано в 4 классе при изучении арифметических действий с натуральными числами. Его выполнение способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы. В данном случае для выполнения заданий, предложенных после текста, достаточно, чтобы таблица имела 2 столбца: название животного и массу животного. Однако для того, чтобы полно отразить информацию, имеющуюся в тексте, нужно добавить ещё 2 столбца - рост животного и чем оно питается. Количество строк в таблице будет равно количеству упомянутых в тексте животных плюс ещё одна строка, в которой будут помещены названия столбцов.

Работа над задание способствует развитию любознательности. познавательных интересов, расширению общего кругозора. Можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно найти сведения о других животных и дополнить составленную в классе таблицу. Это будет способствовать формированию потребности в поиске информации, умения определять возможный источник нужной информации. Все эти качества являются необходимыми составляющими общей культуры современного человека. С помощью такого задания может быть также проверено умение учащихся применять математические знания на практике.

Полноценное чтение - это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и многое другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе, и не в последнюю очередь при обучении математике.


2.2 Приемы обучения чтению

Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.

В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обоснованы и проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не случайно великий педагог В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мнением, подходом, и ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новизны.

При обучении детей навыкам сознательного чтения следует учитывать психолого-физиологическую природу чтения. Для этого учитель в своей работе по обучению чтению применяет комплексы упражнений. Среди традиционных комплексов есть такие, которые уже использовали учителя - новаторы. Например,

Жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.

Фонетическая зарядка. Цель данной зарядки: формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания, чистого произношения; выработка зрительной памяти; формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает возможность абсолютно грамотно писать под диктовку. Упражнения и игры для фонетической зарядки приведены в приложении 1.

При обучении чтению следует учитывать тот факт, что темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрессия. В практике работы учитель должен использовать упражнения, которые устраняют это явление. (Приложение 2)

Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность единый темп чтения, память, обогащает речь. Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверостишия.

Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым разом увеличивая темп чтения. (Приложение 3)

Большое внимание при обучении чтению следует уделять использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем педагог должен показывать усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (способом дирижирования). (Приложение 4.)

Целесообразно применять числовые и буквенные пирамиды. Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.

Во 2 и 3 классе при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски, и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия. Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного, видения и предварительное проговаривание трудных слов. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» можно выделить следующие слова, которые трудны для прочтения: зачерстветь,

подбодривший,

распустившийся,

Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из одного набора, далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определенного времени читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспозиции – 4 – 7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам записать его в тетради. Затем следовала экспозиция, чтение, запоминание и запись второго предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут времени. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения. Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.

Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность, во II полугодии 2 класса вводят динамическое чтение. Это качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении глазами, слова воспринимаются как картинки. (Приложение 5).

В ходе анализа методов и приемов обучения чтению мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте не нужны дополнительные занятия для формирования навыка сознательного чтения. Достаточно уроков чтения, на которых умело, проводится подобранный комплекс упражнений, формирующих этот навык.


Система коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста недостаточно разработана, то целью педагогического эксперимента является поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией. В связи с актуальностью и целью поставлены задачи: провести обследование испытуемых детей; разработать и апробировать программу коррекции нарушений...





Познавательной деятельности происходит в результате (путем) личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом. 1.4 Психолого-педагогические основания применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста Личностный подход к процессу обучения и воспитания младших школьников позволял изучать окружающую среду, «вмешиваться в...

С нарушением чтения Заключение В соответствии с задачами исследования в первой главе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста, что позволило нам сделать следующие выводы. Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной...

Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач:

  • Формирование устойчивого желания читать литературу (мотивационная сторона читательской деятельности).
  • Совершенствование у учащихся навыка чтения: созидательности, правильности, беглости, выразительности (техническая основа процесса чтения).
  • Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение текста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано).
  • Освоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
  • Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, озаглавливанию и др.
  • выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснение их смысла;
  • пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
  • определять эмоциональный характер текста;
  • выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  • определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему текста;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте;
  • чтение по ролям;
  • уметь использовать такие средства интонационной выразительности, как логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпо-ритм, логические и психологические паузы;
  • уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  • уметь пересказать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по изменённому плану);
  • иллюстрирование графическое и словесное, овладение приёмом словесного рисования не только сюжетного фрагмента текста

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.

Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.

Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:

  • технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
  • понимание текста.

Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.

Воспользовалась некоторыми приёмы по усовершенствованию навыков чтения методикой предложенной Заикой, Зайцевым, и использовала пособие «Помогайка» автора Джажалей. Сложилась своя система работы с детьми на уроках чтения. Что представляет собой эта методика?

  • Это карточки для каждого ребёнка.
  • Приёмы чтения.
  1. Чтение строчек наоборот.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова. Например: шар-раш.

  1. Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.

Первое слово читается как обычно; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - справа налево и т. д.

  1. Чтение только второй половины слов.

Это упражнение приводит к уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Например: -ние, -лько, -рой.

  1. Чтение «зашумлённых слов»

Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетание.

  1. Чтение строчек с прикрытой верхней половины.
  2. Отделение слов от псевдослов.

Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова, на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую.

Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.

  1. Чтение перевёрнутого текста.
  2. Чтение предложений снизу вверх.
  3. «Игра в прятки».
  1. «Мнимое слово».

Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

  1. «Чтение за диктором».

Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.

  1. «Чтение хором».

Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.

Например: карточка №1. Тема урока: «Буква м и звук [м].

Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!

Задание:

  • прочитай слова, которые начинаются на букву м;
  • прочитай слова, где буква м в конце слова;
  • прочитай слова, где звук [м] произносится мягко;
  • прочитай слова, где звук [м] произносится твёрдо;
  • прочитай слова, где на конце слова согласный звук мягкий;
  • прочитай слова, состоящие из 2 букв, из 3 букв, из 4 букв;
  • переверни карточку, какие слова запомнил.

Карточка № 2. Тема урока: « Буква с и звук [с]».

Задание:

  • прочитай слова, найди незнакомые слова;
  • прочитай слова, которые начинаются на букву с;
  • прочитай слова, где буква с в конце слова, в середине;
  • прочитай слова, где звук [с] произносится мягко;
  • прочитай слова, где звук [с] произносится твёрдо;
  • прочитай слова, состоящие из 1 слога, из 2 слогов, из 3 слогов;
  • прочитай слова, которые обозначают животных, растения, части лица;
  • прочитай слова с удвоенной согласной;
  • прочитай слова, где все согласные звуки мягкие;
  • выпиши слова с безударной гласной.

Карточка № 3. Тема урока: «Буква ш и звук [ш]».

Задание:

  • прочитай слова, найди незнакомые слова;
  • прочитай слова, которые начинаются на букву ш;
  • прочитай слова, где буква ш в середине слова;
  • прочитай слова, которые обозначают животных, растения, имена, фамилия, профессии;
  • прочитай слова в уменьшительно-ласкательной форме;
  • прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
  • найди однокоренные слова;
  • прочитай слова обозначающие действия предмета;
  • выпиши слова с сочетанием ши.

Карточка № 4. Тема урока: «Безударные гласные».

работа крапива беседка баночка
ребята кормушка болота дерево
игрушки снежинка билеты жалоба
колючий усатый конфеты жадина
медведи спасибо бородка козочка
корова загадка болтунья лестница
ромашка берлога булавка ленточка
капуста барашек газета лыжница
тарелка бархотка гвоздика космонавт
весёлый белила животное корабли
утята белуга солнечный светофор
рубашка беретик бабочка уговор
  • прочитай слова, которые начинаются на букву б и т. д.
  • найди слова, которые обозначают одушевленные предметы, неодушевленные предметы;
  • найди слова, где –чк- , на парные согласные в середине слова;
  • найди имя прилагательное;
  • найди слова в уменьшительно-ласкательной форме;
  • найди слова во множественном числе, в единственном числе;
  • найди слово, которое может быть и существительным и глаголом;
  • найди слова, которые обозначают животных, растения, имена, насекомые, профессии;
  • найди слова с суффиксом -ушк-
  • найди слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить;
  • найди словарные слова;
  • составь словосочетание прилагательное + существительное;
  • найди слова, где гласные имеют два звука;
  • выпиши в два столбика слова с безударными гласными в корне: 1 столбик - проверяемые, 2 - словарные слова.

Упражнения по развитию навыков чтения

  1. «Начни с той же буквы».

Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.

  1. «Какой? Какая? Какие?»

Это упражнение развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребёнка. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ребёнок подбирает к слову эпитеты. Например: «трава». Зелёная - мягкая - высокая и т. д.

  1. «Отгадай букву».

Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.

Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:

Цапля?
-Нет.
-Автобус?
-Есть.

Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.

  1. «Пятёрка слов».

Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов, начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например, выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:

  • радио, рекорд, рак, ракета, рана;
  • орех, осень, окно, отметка, отец;
  • зима, звено, змея, зрение, замок;
  • аптека, аллея, армия, астра, арка.
  1. «Лесенка».

Дети заранее выбирают букву, с которой будет начинаться слова. Игра заключается в том, чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть двухбуквенным, второе - трёхбуквенным и т. д.

Например:

  • Ягода

Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.

  1. «Чтение-поворот».

Выбрать предложение в 1,5-2 строчки. Прочитать первое слово, затем прочитать его ещё раз. Быстро повторить первое слово, прочитать второе, повторить первые два- третье и т. д. Например: «У одного…»; « У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…» и т. д. Такое упражнение позволит ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и понимать значительно лучше содержание текста.

  1. «Учимся вспоминать слова».

Предложить детям за одну минуту вспомнить как можно больше различных существительных. Дети произносят вслух существительное и ставят палочку на бумаге. По окончании одной минуты подсчитывается слова.

Например:

  • //////

То же самое упражнение, но используя глаголы.

  1. «Составление предложений».

Придумать смысловой ряд, состоящих из двух существительных и глагола.

Например:

  • Котёнок пьёт молоко.
  • Ручкой пишут на бумаге.
  • Машина едет по дороге.
  1. «Учимся фантазировать».

Взять одно слово, например, «кнопка». По очереди предлагать варианты где и для чего можно применить этот предмет.

Например:

  • (Учитель: для прикрепления бумаги к доске).
  • (Ученик: провести окружность; положить на стул и т. д.)
  1. «Снежный ком».

Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот», «лист», «груша» и т. д.

  1. «Угадай слова».

Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.

Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).

  • гвоздь-молоток; шуруп-…
  • дом-крыша; книга-…
  • птица-яйцо; растение-…
  • квадрат-куб; круг-…
  • хорошо-лучше; медленно-…
  • огонь-пожар; вода-…
  • зерно-амбар; деньги-…
  • человек-ребёнок; собака-…
  • день-ночь; зима-…

Для усовершенствования навыков чтения очень хорошо использовать на уроках чтения речевые разминки. Во время разминке включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе в разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука гласными: би-бе-ба-ба-бу-бы, ри-ре-ра-ру-ры, чтение сочетаний 2-3 согласных с гласными / ст-а, о, у, ы, и, э, е; стр-а, о, у, ы, и, э, е-чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение слов, состоящих из одного слога; чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение скороговорок.

Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановка голоса и дыхания.

Приёмы речевой разминки.

  1. Чтение шепотом и медленно:
  • Да-да-да-из трубы бежит вода.
  • До-до-до-на дереве гнездо.
  • Ды-ды-ды-мы пошли по ягоды.
  • Ду-ду-ду-с мамаой я домой иду.
  • Та-та-та-в нашем классе чистота.
  • Ту-ту-ту-наводим сами красоту.
  • Ят-ят-ят-пираты ровненько стоят.
  • Ют-ют-ют-очень любим мы уют.
  • Ло-ло-ло-на улице тепло.
  • Лу-лу-лу-стул стоит в углу.
  • Оль-оль-оль-мы купили соль.
  1. Чтение тихо и умеренно:
  • арка-арца
  • арта-арда
  • арла-арча
  • арса-аржа
  1. Чтение громко и уверенно:
  • гарь-парь-жарь
  • дверь-зверь-червь

Использование игр на звукоподражание, например:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда…Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споёт…Ку-ка-ке-ку!

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносит упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами». Вот, например, как проводится игры.

Игра «Курочка с цыплятами». Начинается работа с чтения стихотворения по таблице.

Вышла курочка гулять,
Свежей травке пощепать,
А за ней цыплятки-малые ребятки.
-Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети…(на).
Прибежал задорный О, прочитали дети…(но).
Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ну).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети…(не).

Затем по данной таблице проводится работа по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории.

Игра «Дупло».

Вот это дуб, а в нём дупло,
Где поселилась буква О,
Буква эта гласная.
Но дружна согласными,
Жёлудь «Эль» упал в дупло,
Прочитали вместе…(ло).
Жёлудь «Эн» упал в дупло,
Прочитали вместе…(но).

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, используется нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое чтение-это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки: это чтение только глазами.

Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.

Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за одну секунду запомнить всё, что изображено на картинке, т. е. «сфотографировать». Например, показывается иллюстрация к сказке. Дети должны за секунду запомнить всё, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинке необходимо предупредить детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даётся команда: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!»

В 1-м классе даются такие задания:

  • Найди «сфотографируй» лишнюю букву: а, о, в, у, и.
  • Найди лишней слог: бо, но, ро, мы, ко, ло.
  • Найди лишнее слово:

Очень хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы. Таблице изготавливают сами дети или их родители. У каждого ученика карточка, в каждую клетку вписаны слоги или буквы. Вот некоторые из них.

Таблица №1.

Таблица № 2.

А К С О Т П С Д И
Б М У З Й Ю У Ч Щ
В Р Я Л Е Н С Ф Э
Ш Г Х Ы А Ж Ц Н Я

Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученик читает про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка.

  • Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом.
  • Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом букв.
  • Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т. д. Систематическая работа с такими таблицами даёт возможность развить у детей боковое зрение, которое так необходимо для развития поля видения.

Во 2-3-м классах при чтения объёмных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия. Таким образом, в одном виде работы решаются две задачи: расширение поле ясного видения и предварительного прочтение трудных слов, чтобы восприятие текста было более полным, более осознанным. Например, в сказке для 3-го класса Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» подходят для такой работы трудные слова, которые читаются глазами сверху вниз при постоянной фиксации средней линии:

Причём слова подбодривший, распустившийся хорошо подходят для развития артикуляционного аппарата, а слово почувствовали для отработки орфоэпически правильного произношения.

Для овладения навыком чтения слов, включающих в себя слоги таких структур, как СГ, ССГ, СССГ (С-согласный, Г-гласный), включаются в работу следующие таблицы:

Проводится и такое упражнение:

Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук, на ударение в слове:

Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперёд, готовя для ясного видения следующую часть текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя) или буквы, слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения:

  1. На доске записаны 2-3 пословицы. Нужно их закончить.
  • Делу время- ___________ ____________ .
  • Кончил дело- ____________ _________ .
  1. Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют между собой так, чтобы они подходили друг другу по смыслу.
  1. Прочитай загадку, подставив недостающие слова.

Посмотрите-дом стоит,
До краёв водой___________.
В этом домике жильцы-
Все умелые____________.

  1. Для предварительного прочтения на этапе подготовки к самостоятельному восприятию текста предлагается детям не всё слово, а слово, записанное квазиписьмом.
  • за____ ___ ро___ ____ к (заморозок)
  • ле____ н___ ___ ___ й (лесничий).
  1. Очень нравится детям чтение текста с пропущенными буквами, с пропущенными словами.

Есть простой прием - чтение закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого. Например, на уроке обучения грамоте читается текс "Кот".

У Никиты окуни. У Антона окуни.
А кот тут как тут!

Закладка закрывает прочитанное, читается следующий слог и закрывается передвижением закладки левой рукой в направлении, указанной стрелкой. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее используется этот прием для отдельных, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии.

Чтобы преодолеть повторы и достичь полноценного зрительного восприятия, нужно внимательно изучить текст и выбрать слова, трудные для понимания и прочтения. Перед самостоятельным прочтением слова записываются на доске, дети читают, затем находят слово в тексте и читают их в предложении. Особое внимание здесь уделяется слабым учащимся, так как именно они наиболее склонны к регрессии. Помогает детям следующее предложение:

  • Постепенное наращивание слова.

Бомба
бомбардир
бомбардировщик

  • Артикуляционное прочтение (без голоса), чтение шёпотом медленно, громко медленно, громко быстро.
  • Чтение слов, записанных равновеликим шрифтом (Сгребали, взДУРИЛАСЬ, ТЕтеРЕвоЧЕК).
  • Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Работа над текстом на уроках чтения, используются следующие упражнения: чтение "эхо", чтение "канон", чтение "спринт", чтение "разведка", чтение со счетом слов. Чтение "эхо" (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово. На более позднем этапе чтения сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

Чтение "канон": один ученик начинает читать один абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на три-четыре слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.

Чтение "спринт": небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно - на скорость. кроме быстроты чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. При этом пользуются памяткой:

  • Плотно сожми губы и зубы.
  • Читай только глазами.
  • Читай как можно быстрей, считай про себя слова текста.
  • Ответь на вопросы текста.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом и т. д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его в слух выразительно, уверенно пользуясь антиципацией.

Если на каждом уроке использовать следующие приёмы и методы как:

  • чтение за диктором;
  • чтение в парах;
  • чтение с убыстрением темпа;
  • жужжащее чтения;
  • пятиминутки;
  • самозамер скорости чтения,

то это лучший фундамент для усовершенствования техники чтения.

Обучение чтению в начальной школе

Изотова Юлия Викторовна,
учитель английкого языка
ГБОУ начальная школа-детский сад №682
Приморского района Санкт-Петербурга

В федеральном стандарте второго поколения зафиксированна новая государственная политика, которая требует расстановки новых акцентов в целях иноязычного образования в начальной школе.

Pазвитие языковой личности является ведущей целью обучения иностранному языку в начальной школе. Именно она способна самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную культуру. Таким образом, самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса по обучению иностранному языку. В связи с этим необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на необходимости формировать самостоятельную учебную деятельность, ее целенаправленном развитии, для обеспечения продуктивного характера образовательного процесса и развития необходимых личностных качеств.

Именно чтению принадлежит ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности младших школьников при овладении иностранным языком. Оно является одной из стратегических целей раннего обучения иностранному языку. Чтение необходимо ученику не только для практического овладения иностранным языком, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, так как он связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного, а в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха. Необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутренний план. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны. Процесс чтения - это сложный психический и умственный процесс, тем более, когда речь идет о чтении на чужом для детей языке. Поэтому когда дети начинают изучать иностранный язык во втором классе, им так сложно овладевать навыками чтения, так как в силу физиологических особенностей у младших школьников еще только формируются познавательные процессы и восприятие начинает приобретать управляемый характер. Интеллектуальные операции, такие как сравнение, обобщение ориентировки, классификация, кодирование только начинают свое развитие в этом возрастром периоде. Происходит постепенный переход от наглядно-образного к словесному, критическому мышлению.

Цель и задачи обучения чтению на начальном этапе.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:

· быстрое установление звукобуквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией

Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.

Уметь читать — это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

В этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как они определяют методическую организацию всей работы.

Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным средством обучения. Его положительная роль особенно ощутима в овладении языковым материалом: мнемическая деятельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и новых для учащихся.

Обучение детей непосредственно самому процессу чтения на иностранном языке имеет положительную оценку. Можно отметить, что обучение чтению на иностранном языке, как форме опосредованного общения, в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей. Оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка. Раннее обучение чтению на иностранном языке дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной. Очень важна воспитательная и информативная ценность раннего обучения чтению на иностранном языке, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Чтение позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения. Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача. В процессе формирования навыков чтения младшим школьникам необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Становление рецептивного навыка осуществляется успешнее, если оно подкрепляется продуктивной деятельностью, поэтому рекомендуется обучать детей двум вариантам кода: письменному и печатному. К началу процесса обучения иностранному языку в начальной школе в речевой памяти учащихся, естественно, нет слухо-речемоторных образов иноязычного материала. Если обучение технике чтения начинается с самого начала изучения иностранного языка, то учащимся приходится соотносить не только звуки и буквы, но и звуко-буквенные связки со смысловым значением того, что читают. А это вызывает у них дополнительные трудности. Вот почему для их преодоления нередко проводится устный вводный курс, устное опережение, чтобы накопить необходимый и достаточный иноязычный речевой материал, сформировать слухо-речемоторные образы иноязычной устной речи.

Обучение чтению на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. А это достигается в результате проведения устного вводного курса, устного опережения. Суть устного опережения сводится к тому, что учащиеся приступают к чтению тогда, когда у них отработана артикуляция звуков, слогов, слов и даже небольших фраз. Вместе с тем Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина по поводу устного вводного курса отмечают, что предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Устное опережение помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Подобное явление характерно и для овладения чтением и на родном языке; ребенок, хорошо владеющий устной речью, встречается с большими трудностями процессуального плана.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина указывают также на большую трудность чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden, window-down. При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous.

В то же время, многие слова в английском языке читаются не по правилам и учащимся приходиться заучивать чрезмерно большое количество правил чтения и исключений из них, а также многократно повторять учебный материал. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного времени, что в конечном счете, замедляет темп чтения и не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Спецификой чтения как речевой деятельности является то, что оно используется при решении задач познавательного плана. Само чтение может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим важное значение приобретает содержание текстов для чтения. Оно фактически определяет отношение учащихся к чтению на иностранном языке как к способу получения информации. Поэтому все тексты должны представлять для них определенный интерес, быть для них значимыми.

Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке. Идентичность процесса чтения на разных языках служит основанием для переноса уже имеющихся у учащихся приемов зрелого чтения на родном языке в чтение на иностранном. Одним из важнейших условий такого переноса является соответствующее отношение учащихся к чтению на иностранном языке.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:

Процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон — смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. Становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного изучения английского языка в школе; вместе с тем, чтение — один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей; включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Целенаправленное использование текстов, отобранных в соответствии с познавательными интересами ребят, на уроке иностранного языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем интересе учащихся к предмету, о совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.

Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности.

Литература:

    Азовкина, А. Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 2. — С.16

    Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 2008.

    Лукьянчекова, Н. В. Обучение английскому языку на начальном этапе // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С.28

    Риторина, А. К. Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка // Начальная школа. — 1999. — № 5. — С.36

    Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения», Москва-Воронеж, 2000

МБОУ «Иртышская СОШ»

Педагогические чтения

«Приемы обучения смысловому чтению»

Учитель начальных классов

Фрик Н.Г.

2016 год

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

Трудов и времени стоит научиться читать. Я

Сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,

Чтобы вполне достиг цели»

И. Гете

Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.

Задачи:

1. Познакомить учителей со стратегиями смыслового чтения.

2. Углубить знания педагогов о методах и приемах смыслового чтения.

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая - это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

    осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

    определением основной и второстепенной информации;

    формулированием проблемы и главной идеи текста.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.

Технология продуктивного чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2этап
Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

1 Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2. Перечитывание текста.


Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов)

Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста.


Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

3этап.
Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация.

Прием «Ассоциативный куст» : учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Составление
вопросного плана

    Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

    В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося

    выделить главные мысли текста;

    проверить, как они соотносятся между собой;

    сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

    определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

    сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;

Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

    Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

    Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

    Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

    Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

    Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к... ? Что лучше? Правильно ли поступил...?

    Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты

    Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей.

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Стратегия № 6.Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Стратегия № 7. Сенкан.

Цель : развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.

Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура сенкана.

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно рекомендовать учителям следующее:

    выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

    формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

    предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

    повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

    организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

    обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Виды вопросов и заданий к текстам (по математике).

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих

содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку»

Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы.

1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание

текста» и «Выявление информации»):

    нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? для чего?

    определение темы;

    выявление информации, явно невыраженной в тексте.

2. Обобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):

    нахождение в тексте заданной информации;

    нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;

    использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы;

    установление смысловых связей между частями текста или двумя

(несколькими) текстами;

    определение основной мысли (идеи) текста;

    соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

    интерпретация (комментирование) названия текста;

    формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):

    сопоставление содержания текста с собственным мнением;

    соотнесение информации текста с собственным опытом;

    обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;

    оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;

    определение назначения, роли иллюстраций;

    «предугадывание» алгоритма;

    «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;

    определение жанра и стиля текста;

Библиографический список:

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

3.Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

4.Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007

5.Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000

6.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 201