Лексическая тема осень. Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада

Лексическая тема осень. Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада

Вспомнить названия каждого времени года.

Уточнить последовательность смены времен года.

Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас?

Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью.

Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ

3. Рассмотреть картинки с изображениями осени и лета.

Назвать приметы этих времен года.

Сравнить их между собой.

Например:

Летом светит солнце, а осенью солнце прячется за тучами.

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью желтые и красные.

Летом птицы учат своих птенчиков летать, а осенью птицы улетают в теплые края.

Летом дети отдыхают, купаются в речке, в море и т. п., а осенью идут в школу.

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай!»

Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — …

Ветер осенью (какой?) — …

Дождь осенью (какой?) — …

Листья осенью (какие?) — …

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — …

Осенью солнце (что делает?) — …

Осенью птицы (что делают?) — …

Осенью колхозники (что делают?) — …

5. Объяснить ребенку значение слова «листопад».

Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.

6. Упражнение «Найди ошибки».

Определи, чего не бывает осенью.

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

Люди собирают урожай овощей, фруктов.

Дикие животные не делают запасы корма.

7. Упражнение «Назови ласково».

Солнце — солнышко.

Лист — …

Туча — …

Ветка — … и т. д.

8. Упражнение «Увидели, не увидели».

Назови предметы. Дорисуй их в таблицу. Составь предложения по образцу: «Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков»

Три лужи — пять …

Три тучи — пять…

Три воробья — пять … и т. д.

9. Упражнение «Скажи наоборот»

Предложите ребенку закончить предложения:

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а осенью …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом птицы учат птенцов летать, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …

Летом люди растят урожай, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

10. Упражнение «Оденем Таню»

Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

11. Упражнение «Осенний букет для мамы»

В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Раздаточный материал может быть использован воспитателями детских садов для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Может применяться в работе, как с группой детей, так и в индивидуальной работе.

Цель: формирование элементарных математических представлений; развитие логического мышления, внимания, памяти.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки порядкового счета, отсчета и пересчета предметов,
  • Упражнять в сравнении по количеству на основе счета,
  • Упражнять в умении составлять из части целое,
  • Формировать умение находить закономерности и продолжать смысловые ряды,
  • Формировать умение ориентироваться на листе бумаги относительно себя.



Карточки нужно разрезать, можно наклеить на картон или заламинировать.

Примерные задания детям:
1). Найди закономерность и продолжи ряд:


2). Составь из части целое: (надо предварительно разрезать карточки на несколько частей).


3). Ориентировка в пространстве (графический диктант):
- Положи красный кленовый лист в верхний левый угол, зеленый дубовый лист - в нижний правый угол, в правый верхний угол положи желтый кленовый лист, в левый нижний угол - желтый дубовый листочек, в центр - мухомор.

4). Слева, справа:
- Найди кленовый листочек красный слева и желтый справа; желтый слева, красный справа.


Найди дубовый листочек, который с левой стороны зеленого цвета, а с правой стороны желтый. Найди дубовый листочек, который с левой стороны желтого цвета, а с правой стороны зеленый.


5) Порядковый счет:
- Сосчитай, сколько мухоморов (белых грибов)? Сосчитай, сколько всего грибов? Сосчитай, сколько всего листочков? Сколько кленовых (дубовых, желтых, зеленых, красных) листочков?

6) Который по счету (кленовый лист? Дубовый лист? Мухомор? Белый гриб?).

1. На прогулке обсуждать, задавая наводящие вопросы: что/кто это? какой? что делает? как? и т.п., желательно добиваясь «полного» ответа на вопрос, например, на вопрос «Что делают листья?»: «Листья падают с деревьев на землю». - Какое сейчас время года наступило? Осень? А почему ты так думаешь? - После какого времени года наступает осень? Какое время года было до осени?- А сколько осень длится по времени? Три месяца. А как они называются, осенние месяцы? Сентябрь, октябрь, ноябрь.- Какая погода на улице? На улице стало прохладно и даже холодно.- А как называется явление (то, что происходит вокруг, то, что мы видим перед собой, слышим или чувствуем носом, кожей), когда воздух становится таким холодным, что вода в лужах замерзает? Заморозки. Осенью начинаются заморозки, воздух становится всё холоднее и холоднее.- Какое сегодня небо? Серое, затянуто тучами.- А как называется облачная погода, когда небо затянуто тучами? Пасмурная, хмурая, унылая.- А солнце сильно греет? Нет, совсем не греет.- А ветер какой дует? Холодный и сильный. Ещё его называют промозглый, это значит сырой и холодный.- Как называется погода, когда дует сильный ветер? Ветреная.- Дожди часто стали лить? Часто. Осенью всегда дожди часто льют. Какие дожди осенью? Моросящие, накрапывающие, т.е. несильные, с мелкими каплями. А летом капли у дождя крупные, дождь льёт сильно-сильно. Как такой дождь называется? Проливной, обильный.- Как называется погода, когда целый день идёт дождь? Дождливая.- А как называется такое явление, когда много влаги в воздухе? Сырость.- А как называется пасмурное хмурое облачное небо с дождём? Ненастье.- Из-за того, что много дождей, какая дорога стала? Мокрая. Чего на дороге из-за дождей теперь много? Грязи, слякоти и луж. Слякоть – это жидкая мокрая грязь.- Смотри, какая травка? Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.- А листья на деревьях какими стали? (поразглядывать опавшие листья в траве) Красными или алыми, или багряными, багровыми – насыщенно ярко красными, тёмно-красными. А ещё жёлтыми, издалека как будто золотыми кажутся. А ещё оранжевыми, коричневыми и бордовыми. Но есть ещё и зелёные. Смотри, это алые листья клена, а это золотые листья березы.- Каким становится лес, когда желтеют листья на деревьях? Жёлтым, разноцветным.- Как называется много-много листьев? Листва.- Что деревья делают со своими листьями осенью? Роняют, сбрасывают.- Что листья делают? Опадают с деревьев. Или облетают, осыпаются, кружатся.- Как называется явление, когда падают листья? Листопад. Смотри, сколько листьев на землю нападало! Что делают листья, если по ним пройтись? Как они звучат? Они шуршат и шелестят.- А как мы осенью одеваемся? Какую одежду носим? Тёплую. Какие предметы одежды мы надеваем осенью? Что сейчас надето на тебе? Куртку, шапку, перчатки, а под курткой? Тёплый свитер и тёплые колготки. А обувь какую обуваем? Ботинки, сапоги.- Смотри, в небе птицы летят? Как они летят? Стаей, т.е. собираются вместе много птичек в кучку и одинаково перемещаются, одинаково летят – летят стаей, друг за другом или по двое, по трое в несколько рядов. Куда они летят? В перелетают в тёплые края, т.е. на юг. Что такое края – это территория, местность, страна, область, участок земли, пространство. А как называют птиц, которые перелетают в тёплые края? Перелётные птицы. А почему они перелетают в тёплые края? Потому что им становится холодно, а тёплой одежды-то у них нет.- А что осенью делают в огороде и саду? Собирают урожай: овощи и фрукты.- А что можно делать осенью на прогулке? Можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам.- Что такое осень, как ты думаешь? Как можно её описать? Осень - это время года, которое наступает после лета. Осенью собирают урожай: фрукты и овощи, осенью становится холодно, появляются заморозки, небо затянуто тучами, погода ненастная, пасмурно, хмуро, облачно, солнце совсем не греет, дует холодный сильный промозглый сырой ветер, часто моросит и накрапывает дождь, в воздухе сырость, на дорогах грязь, слякоть и лужи, листья опадают, люди надевают тёплую одежду – тёплые свитера, куртки, шапки, а на ноги обувают тёплую обувь – ботинки и сапоги, осенью можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам. Поздней осенью ещё раз провести наблюдения за изменениями в природе на прогулке.- Посмотри, какими стали деревья? Голыми. Деревья сбрасывают последние листья.- А с травкой и цветами что происходит? Смотри, они пожелтели, завяли, пожухли, засохли. Что значит завяли? Склонились, пригнулись к земле. А что значит пожухли? Их цвет стал не таким ярким, стал потемневшим. Ещё можно сказать пожухли по-другому - потускнели, поблекли. А что значит засохли? Стали сухими.- А где все насекомые? Мухи, комары, осы, червяки, муравьи, жуки? Что с ними случилось? Они исчезли, спрятались. А куда они спрятались? Под кору деревьев, под старые пни. - А животные в лесу осенью где прячутся от холода? Медведь в берлоге, белки в дупле, зайки и лисички в норке.- Что такое осень, как ты думаешь? Как можно её описать? Осень - это время года, которое наступает после лета. Осенью собирают урожай: фрукты и овощи, осенью становится холодно, появляются заморозки, небо затянуто тучами, погода ненастная, пасмурно, хмуро, облачно, солнце совсем не греет, дует холодный сильный промозглый сырой ветер, часто моросит и накрапывает дождь, в воздухе сырость, на дорогах грязь, слякоть и лужи, травка, цветы и листья на деревьях желтеют, вянут и засыхают, листья опадают, насекомые прячутся от холода под кору деревьев и в старые пни, а перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, а люди надевают тёплую одежду – тёплые свитера, куртки и шапки, а на ноги обувают тёплую обувь – ботинки и сапоги, осенью можно собирать опавшие листья в большую кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх, делая листопад, можно прыгать в резиновых сапогах по лужам.

2. Предлоги. Придумать со словами (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора) сочетание предлогов: без, вместо, вне, для, до, за, из, из-за, из-под, кроме, между, об, от, перед, под, при, ради, сквозь, среди, у, через.

3. Рассмотреть вместе изображения летнего пейзажа на картинках в книжках (осень, урожай, небо, солнце, погода, туча, дождь, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора).

4. Подбор прилагательных и наречий (признаков) к существительному. Какая обычно погода осенью? Холодная, ночью бывают даже заморозки, ветреная, облачная, пасмурная, хмурая, унылая, дождливая, ненастная, сырая.Какое обычно небо осенью? Серое, пасмурное, затянутое тучами. Какой осенью дует ветер? Холодный, сильный, сырой, промозглый.Какие осенью дожди? Моросящие, накрапывающие, несильные, с мелкими каплями. Какими дороги стали из-за дождя? Мокрые, грязны, слякотные.Какие листья осенью? Разноцветные – жёлтые, оранжевые, красные, багряные, багровые. А на ощупь? Сухие, хрупкие.Какими становятся деревья осенью, когда сбрасывают листья? Голыми. Какие цветы, листья и трава осенью? Пожелтевшие, завядшие, пожухшие, засохшие. Солнце осенью - осеннее; ветер осенью - осенний; небо осенью, туча осенью, дождь осенью, лес осенью, аллея осенью, погода осенью, пальто осенью, сапоги осенью, одежда осенью, куртка осенью, день осенью, утро осенью, роща осенью, парк осенью.

5. Подбор существительных к глаголу. - В лужах замерзает что? Вода - Дует что? Ветер.- С неба моросит и накрапывает что? Дождик.- Что осенью желтеет, вянет, жухнет и засыхает? Трава, листья.- Что осенью роняет и сбрасывает листья? Дерево.- Что осенью опадает и осыпается с деревьев, а потом шуршит и шелестит под ногами? Листья- Кто осенью летит в небе стаей? Птицы- Что осенью собирают в огороде? Урожай- Кто осенью прячется под кору деревьев и под старые пни? Насекомые- А кто осенью прячется в берлогу? В дупло? В норку? Медведь. Белка. Зайка и лисичка.

6. Подбор глаголов к существительному (действие)- Когда на улице мороз, вода в лужах что делает? замерзает? - Ветер что делает? Дует- Что осенью делает мелкий дождик? Моросит, накрапывает.- Что осенью деревья делают со своими листьями? Роняют, сбрасывают.- Что осенью листья делают? Падают, опадают, облетают, осыпаются, кружатся.- Что осенью листья делают, если по ним пройтись? Шуршат и шелестят.- Что осенью делают перелётные птицы? Перелетают в тёплые края.- Что осенью делают с урожаем? Собирают, убирают.- Что осенью делают травка, листья и цветы? Желтеют, вянут, жухнут, тускнеют, засыхают.- Что осенью делают насекомые и звери от холода? Прячутся. - Что осенью делают деревья со своими листьями? Роняют, сбрасывают.- Что осенью делают листья, когда деревья их сбрасывают? Опадают, облетают, осыпаются, кружатся.- Что осенью делают листья, если по ним пройтись? Как они звучат? Они шуршат и шелестят.- Что осенью люди делают в огороде и саду? Собирают урожай: овощи и фрукты.- Что осенью можно делать на прогулке с опавшими листьями? Собирать в кучу и прыгать в неё или подбрасывать вверх.- Что осенью можно делать с лужами? Прыгать по ним.

7. Другие вопросы по теме - Что такое природа? Всё, что нас окружает и не создано человеком (растёт на земле, ходит по земле, летает в воздухе, плавает в озере). - Что значит моросить и накрапывать? Капать мелкими каплями.- Что такое сырость? Природное явление, когда много влаги в воздухе.- Что такое ненастье? Природное явление, когда пасмурное хмурое облачное небо с дождём.- Что такое слякоть? Жидкая мокрая грязь.- Что такое листва? Когда много-много листьев на дереве или на земле.- Что такое листопад? Природное явление, когда падают листья.- Что значит завяли? Склонились, пригнулись к земле. - Что значит пожухли? Цвет стал не таким ярким, потемнел, потускнели, поблекли. - Что значит засохли? Стали сухими.- Что значит разноцветный?- Что такое парк? Место, где гуляют, там посажено много растений – деревьев, кустов, цветов, травы, ещё там много дорожек, по которым можно ходить и лавочек, на которых можно сидеть и отдыхать.- Что такое аллея? Дорога, по обеим обочинам которой посажены деревья.- Что такое стая? Когда собираются вместе много птичек в кучку и летят в одну сторону друг за другом или по двое, по трое в несколько рядов. - Куда летят перелётные птицы осенью? В тёплые края, т.е. на юг. - Что такое юг? Сторона света, место, где всегда тёплая погода.- Что такое край? Территория, место, страна. - Как называют птиц, которые перелетают в тёплые края? Перелётные. - Почему они перелетают в тёплые края? Потому что здесь им становится холодно, а тёплой одежды-то у них нет.- Куда осенью прячутся от холода насекомые? Под кору деревьев, под старые пни. - Куда осенью прячутся от холода медведи? Белки? Зайки и лисички? - Расскажи, что такое осень? Что происходит с природой осенью?

8. Чем отличается осень от лета? А от зимы? А от весны? (погода, небо, земля, растения).

9. Один-два-пять-много: урожай, небо, солнце, воздух, заморозок, туча, дождь, явление, сырость (одна-много), ненастье(одна-много), грязь (одна-много), слякоть (одна-много), лужа, трава (одна-много), листва (одна-много), листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора.

Одна глубокая лужа - две глубоких лужи - много глубоких луж. Один осенний лист. Одна медвежья берлога. Одна заячья нора.

10. Есть-нет (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, дупло, нора).

11. Назвать ласково (небо, солнце, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора).

12. Принадлежность (погода осенью осенняя, дождь осенью осенний, листва осенью…, лес осенью …)

13. Сказать наоборот (сыро-сухо, сухой-свежий, пасмурно – солнечно, день – ночь, утро – вечер яркое – тусклое). Летом солнце яркое, а осенью - ….Летом небо светлое, а осенью ….Летом птицы учат птенцов летать, а осенью …. Летом одеваются легко, а осенью …. Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью ….Летом растят урожай, а осенью ….Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а осенью … .

Н.Сладков «Осень на пороге».- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса:- Готовы, готовы, готовы...- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете? Откликнулись звери:- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы:- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы:- А мы, дрозды, на рябину навалимся!- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!- А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери:- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

ОсеньИ. Соколов-Микитов.

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси… Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.Скоро, скоро начнутся первые морозы.До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.ОсеньПролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.В лесуГриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.ГрибыРебята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.Лес осеньюИ. Соколов-МикитовКрасив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.Природа осеньюТаинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.Осенний день в березовой рощеТургенев Иван СергеевичЯ сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая… Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая… Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.***Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней...***Куприн Александр Иванович… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.Поздняя осеньКороленко Владимир ГалактионовичНаступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет - это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,- цвет величавых и бесплодных горных вершин… Антоновские яблокиБунин Иван АлексеевичВспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду - костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком...«Ядреная антоновка - к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце… Побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие.С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь… Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых заморозков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми… Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме - тишина. Впереди - целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие.Словарь родной природыПаустовский Константин ГеоргиевичНевозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора - очей очарованье».Потом - ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом...***Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.Мой домПаустовский Константин ГеоргиевичОсобенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.Какие бывают дождиПаустовский Константин Георгиевич(Отрывок из повести «Золотая роза»)… Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями - все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать* хорошо передает возникновение дождя, когда еше редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорожках и крышах.Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дожаем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.Характерно, что, независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»… Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы -липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба - плотва.О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкаюшие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.Все это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде...

15. Стихи (обсудить выучить по выбору)Чтоб гулять и не замерзнуть, надо шапку надевать.Куклу надо одевать. Майку надо надевать. Это твердо надо знать.

***Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится.Целый день сегодня все летят, летят… Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)

***ОсеньСкучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, лужи у крыльца.Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

15. Загадки. Как ты догадался? Какие слова в загадке тебе помогли? Своими словами описать понятия (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, воздух, погода, заморозок, туча, дождь, явление, сырость, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, края, берлога, нора).Загадки в стихах:«В ясный день сидим мы дома, Дождь идет - у нас работа: Топать, шлепать по болотам». (Резиновые сапоги)Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?

16. Игра «Что не так? »- Я прочитаю несколько предложений, а вы ответите, что в них не правильно:1. Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Почему?2. Осенью всё распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так ли это?3. Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и в огороде, животные и птицы делают последние заготовки. Так ли это?4. Осенью люди надевают футболки, шорты, сарафаны, на ноги сандалии. Так ли это? Почему?5. Осенью погода ясная, солнечная, тёплая. Так ли это?6. Осень - прекрасное время года! Так ли это?

17. Вместе рисовать осень бабушке или папе в подарок и повесить на стенку (урожай, небо, солнце, туча, дождь, ненастье, грязь, слякоть, лужа, трава, листва, листопад, свитер, ботинки, сапоги, стая, берлога, дупло, нора)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ"

Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед -назад.)

Одеялом их накрыл.(Ладони крепко прижать к столу.)

Е. Карельская

Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Упражнения для мышц шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в исходную позицию - выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнение для губ и щёк

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

Упражнения для языка

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Развитие физиологического дыхания

Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и.носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Источник: Пожиленко Е.А.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сосчитай до пяти

Один осенний день – два осенних дня,...

Одна чёрная туча – ...

Одна маленькая лужа –...

Один красивый зонт –...

Что лишнее?

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Зима, весна, осень, февраль.

Ранняя, золотая, поздняя, летняя.

Хитрые вопросы

Чего больше – осенних месяцев или дней?

Чего больше – осенних месяцев или летних?

Что не так?

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы.

Если начинают опадать листья – наступает весна.

Дети идут в школу первого октября.

Какое слово отличается от других?

Осень, осень, восемь, осень.

Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.

Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.

Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.

Назови листья

У клёна – кленовые,

у берёзы –... у ивы – ... у тополя –... у рябины –... у дуба –... у липы –...

Угадай по признаку / действию

Льет, моросит, крапает –...

Краснеют, желтеют, опадают –...

Дубовые, кленовые, липовые – ..

Сильный, пронизывающий, холодный –...

Дуб, липа, ива, береза – это...

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это».

Как можно закончить предложение?

Пошел дождь, и...

Наступила осень, поэтому...

Деревья качаются потому, что…

Скажи наоборот

Ясный – пасмурный.

Погода –...

Дождливый –...

Тёплая –...

Поздняя –...

Собери предложение

На, осенью, полях, урожай, убирают.

Собирают, в, дети, лесу, осеннем, грибы.

Отгадай загадки

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Доскажи словечко

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи)

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (осень)

Летом вырастают,

Осенью опадают. (Листья)

Измени по образцу

Осень – осенний.

Холод –... Сентябрь –... Дождь –... Ветер –... Октябрь –... Грязь –...

Какое слово самое короткое?

Туча, погода, непогода, ненастье.

Сентябрь, грязь, деревья, слякоть.

Ноябрь, листва, зонт, похолодание.

Объясни словечко

Разноцветные; листопад; проливной.

Какое слово не подходит?

Осень, осенний, ясень, по-осеннему.

Лить, проливной, линять, ливень.

Дождь, дождливый, подожди, дождик.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Р ебёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает текст. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию.

Букет для мамы.

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе. ёВопросы к тексту:

Где было очень красиво?

Какие были листья на деревьях?

Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

Кому он подарил букет?

Любое время года дарит свои подарки, и осень не исключение. Это яркая, роскошная пора, пора урожая, пора дождей и листопада. Для тех, кто дышит этой осенью полной грудью, в первую очередь для детей, их родителей, воспитателей и учителей, и написаны статьи этого раздела нашего сайта. Будут и умные уроки, и веселые поделки для внеклассной работы.

  • Стихи про осень, осенние месяцы для малышей и детей дошкольников

    Малыши очень любят осень! Без преувеличения, это одно из самых любимых времен года у всех дошколят. Ведь осенью можно пошлепать по лужам, пошуршать желтой опавшей листвой, осенью все так красиво и сказочно вокруг. И конечно же, сразу на ум приходят стихи великих поэтов, как там... Вам не приходят. Придут, не переживайте, а прочитайте их на этой страничке и разучите со своими детками!

  • Снова осень, снова желтые опавшие листья украсят не только парки и скверы, но и наши детские сады. Если, конечно, воспитатели постараются:) На нашем сайте 7 гуру есть много статей, посвященных осени и осенним праздникам, но как же украсить группу или зал в эти праздники? Мы подскажем и покажем.

  • А вы замечали, что отпечаток листика на бумаге похож на нарисованное деревце? Какое-то невысокое, с тонким стволиком, а какое и длинное, стремящееся ввысь. Такие деревья нарисовать с помощью сухих листьев очень просто, а результат впечатляет! Попробуйте и вы.

  • Разгадывать загадки - очень увлекательное занятие. И не только увлекательное, но и познавательное, заставляющее ребенка мыслить и рассуждать. Осенью, конечно же, не обойдемся без соответствующих загадок: про осень как время года, про ее дары, осеннюю красоту.

  • Пейзажи из сухих листьев и цветов

    Осень совершенно меняет и преображает вокруг все пейзажи, они становятся совершенно неузнаваемыми. Где недавно зеленела трава, там лежит блёклая солома, а листва деревьев где-то горит огнем, а где блестит на солнышке, как золотые украшения. Но эти чудные краски скоро будут укрыты белым ковром снега... Давайте оставим частичку осени себе, воссоздадим на листе бумаги нашу чудесную разноцветную осень, а точнее ее удивительные пейзажи в виде аппликации их осенних листьев и другого природного материала.

  • Портрет осени из листьев

    Осень рисует листьями прекрасные картины природы... А может-быть у нас тоже получится? Давайте сделаем из листьев портрет самой осени? Какая она, осень? Может быть, немного грустная и строгая, или, наоборот, рыжеволосая задорная девчушка. Какой бы не была ваша девушка-осень, это ваше личное восприятие и это ваше творчество, не похожее ни на какую другую осень, даже если вы будете использовать чьи-то идеи. Не бывает двух совершенно одинаковых листьев. А идеи - вот они!

  • Осень. Папка-передвижка в родительский уголок

    Осень, наверное - самое очаровательное и таинственное, отмеченное особыми красками время года. Поэты и художники разных поколений посвящали осени свои вдохновенные стихи и картины помогая раскрыть эту пору года во всех ее великолепных красках. У осени есть три осенних месяца - ласковый, бархатный сентябрь, дождливый и ненастный октябрь и пронзительно холодный ноябрь. Природа осенью готовится к длительному зимнему отдыху. И если в сентябре осень дружелюбно тешит нас и природу ласковыми лучами бабьего лета, очаровывая свой красотой, то с наступлением второй половины осени погода начинает намекать нам, что скоро зима, а небо все чаще затягивается серыми дождливыми тучами.

  • Сценарий праздника "В гости к осени" в подготовительной группе детского сада

    Персонажи: взрослый ведущий, осень (взрослый), баба Яга (взрослый), дети. Цели: 1. Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года. 2. Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, инсценировок, игр. 3. Развивать музыкально – творческие способности детей. 4. Создать радостное настроение у детей от взаимного обучения. 5. Способствовать раскрытию творческих способностей детей Предварительная работа: Рассматривание репродукций с осенними пейзажами. Наблюдение за осенней природой. Чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень. Беседы с детьми. Рисование разными способами. Слушание классической музыки на тему осени.

  • Эти задания встречаются в учебниках Плешакова по окружающему миру за 2 класс, и в первой, и во второй части программ Перспектива и Школа России. Задания довольно сложные, но мы поможем вам найти ответы на этой страничке. Задания отлично развивают представления ребенка об окружающем мире, позволяют поискать логические связи между названиями месяцев и явлениями природы или трудом людей весной, зимой, летом и осенью. Естественно, при выполнении этого задания не обойтись без дополнительной литературы или интернет-источника. Назовите ребенку старинные названия месяцев, но сразу не объясняйте, почему люди назвали именно так, пусть сам подумает и найдет ответ.

  • Когда дни становятся короче, а солнце уже не так щедро делится с землей своим теплом, наступает одно из самых красивых времён года - осень. Она, словно загадочная волшебница, меняет мир вокруг и наполняет его сочными и необычными красками. Заметнее всего эти чудеса происходят с растениями и кустарниками. Они одни из первых откликаются на перемены погоды и наступление осени. Впереди у них целых три месяца, чтобы подготовиться к зиме и расстаться со своими главными украшениями - листьями. Однако, сначала, деревья непременно порадуют всех вокруг переливами цвета и безумством красок, а опавшая листва бережно укроет своим покрывалом землю и защитит ее самых мелких жителей от сильных морозов.

  • Сценарий осеннего праздника "Осень золотая" в средней группе детского сада

    Осень - пора урожая и листопада. Эта золотая красавица приходит к нам ежегодно и каждый раз детишки радостно встречают это яркое время года и получают новые впечатления. А чтобы поближе познакомить детей с осенью, устроим для них праздник. Этот сценарий предназначен для детей средней группы детского сада. Сценарий в стихах, но стихотворения короткие и не сложные, детям будет вполне под силу подготовиться и выучить по четверостишию. Будет очень интересно!

  • Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 3,4,5 класс

    Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Осень была самым любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей больше сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - она нарисована слишком ярко, смело, мажорно. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен картиной, и через год написал еще одну картину с тем же названием, но уже в более нежных красках.

  • Детские поделки из природного материала своими руками. Осень

    Осень - красивая пора, пора сказок и чудес. Пустите сказку в свой дом или сотворите чудо сами, своими руками, из того, что уже не нужно природе осенью. Это обломанные ветрами ветви деревьев, упавшие шишки сосен и елей, созревшие овощи, спелые фрукты, высохшие ягоды, опавшие листья, словом, любой природный осенний материал. Только не ломайте ветки с живого дерева, не обламывайте вместе с листвой, не вредите природе, а оберегайте ее, и она порадует вас своими дарами.

  • Известно, что развитие мелкой моторики ребенка напрямую влияет на его речевое и умственное развитие, поэтому, чтобы ребенок развивался правильно, нужно постоянно занимать чем-то его шаловливые ручки. Сегодня займемся изготовлением поделок из круп и семян. Они фактурные, они разные, они мелкие и для развития моторики отличной подойдут. Одна проблема - на обычный бумажный клей семена и крупы клеятся плохо, будут отпадать, поэтому клеим на пластилин или берем клей "для дерева и пластика".

  • Осень, хрустят под ногами опавшие листья... Как же жаль эту желто-красную увядающую красоту, крошащуюся и втаптываемую в грязь. Вот листочек березки - нежно желтый, зубчатый, вот ольхи - ребристый, а вот рябинки - семейка длинных листочков на тонкой ножке. Давайте возьмем их домой и сделаем красивые осенние поделки, аппликации.

  • Явления природы: весенние, летние, осенние, зимние. Окружающий мир 2 класс

    В погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона. Поговорим об этом подробнее.

  • Вокруг столько всего интересного и развитая фантазия видит в окружающих предметах нечто иное, чем есть на самом деле. К примеру, сосновая шишка. Немного фантазии - получится и ёжик, и лисичка, и ворона, и даже экзотический ананас. Его то мы и научим вас делать, предоставив пошаговый мастер-класс. И целая корзинка таких ананасов из шишек, сделанная своими руками, украсит ваш стол или полку. Делать такую поделку легко, это под силу даже для воспроизведения детьми дошкольного возраста в детском саду или дома с родителями. И в начальной школе часто бывают конкурсы поделок из природных материалов, так что идея пригодится.

  • Прописи на осеннюю тему

    Осень - не время грусти. Если дождь за окном не дает гулять, можно найти развлечения и дома, к примеру, писать и раскрашивать картинки в прописи на осеннюю тематику. Занятие и интересное, и полезное, и родители скажут спасибо за тишину. На этой старинчке вы можете скачать и распечатать осенние прописи для детей дошкольного возраста.

  • Эта нехитрая поделка из цветной бумаги и ватных дисков развлечет и порадует ребятишек. И простых материалов у них получится яркое осеннее деревце, желто-оранжевое, как солнышко, и такое же теплое и приветливое. Таки деревцем можно оформить открытку или сделать на основе этого мастер-класса панно в рамке на стену. Ребенку будет очень приятно, если результат его творчества будет висеть на видном месте и привлекать внимание гостей.

  • 1 сентября - великий день в жизни каждого школьника. Это начало нового интересного учебного года и пора взяться за ум. Да и потом, во взрослые годы, каждый будет с теплом вспоминать свою школу, свои первые учебные деньки, каждое свое 1 сентября.

  • 1 сентября по традиции все ученики идут в школу, чтобы начать свой новый учебный год. 1 сентября - это это радость и улыбки, это море цветов и воздушные шары. Но вместе с 1 сентября приходят в жизнь каждого нового ученика, первоклассника, и новые заботы, новые хлопоты. Нужно не только собраться в школу, но и обязательно выучить свое первое школьное стихотворение про 1 сентября - первый школьный день. Ребятишки бывают разные, кто-то запомнит и длинное стихотворение, а кому достаточно будет лишь четверостишия, но всем и каждому мы подготовили на этот праздник замечательные стихи.

  • Про осень детям 4,5,6 лет (стихи, загадки, презентация, картинки)

    Осень - пора золотая и грустная, но только не для детей! Взмывает в небо ворох оранжевых листьев и задорный смех провожает тепло и палящее солнце до следующего года. Ребенку все равно, осень это или весна, или еще каким-то мудреным словом все это называется, он хочет играть и веселиться. Давайте поиграем с ним вместе, а заодно и дадим знания об этом времени года, расскажем и покажем, загадаем загадки и зададим сложные задачки. Глядишь, уже к 5-6 годам ребенок и перестанет путать времена года и можно будет перейти к более сложным объяснениям, таким как месяцы и дни недели.

  • Поделки и украшения на Хэллоуин своими руками

    Какие поделки и украшения можно сделать на праздник Хэллоуин своими руками в домашних условиях? Самое главное в украшении этого жутко ужасного праздника - тыквы, свечи и призраки. Но страшное тоже может быть привлекательным на вид:) В этой статье мы собрали самые интересные и легкие в изготовлении поделки, которые может сделать даже ребенок детсадовского возраста, а уж тем более это будет интересно и любому школьнику, ведь дети так любят ужастики!

  • Шишки - замечательный природный материал для поделок, а если дополнить их ярким пластилином - то и фантазии можно разгуляться по полной. Немаловажно, что такие поделки из шишек и пластилина доступны для изготовления даже самым маленьким детям.

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)