Воспоминания об учебе в школе. Школьные годы чудесные: воспоминания черкасщан о школе

Воспоминания об учебе в школе. Школьные годы чудесные: воспоминания черкасщан о школе



Школьные годы чудесные...
(сочинения-воспоминания о школьной поре родителей

учащихся 5-х классов, 2003-2004 учебный год)

«В семь лет впервые садятся за парту, не догадываясь ещё, какую громадную роль сыграет школа в великих превращениях: маленький становится большим, ребёнок - взрослым. Знание о мире временно превращаются в мировоззрение, зрелую силу обретают руки, ум, чувства. Мой папа - Сергей Александрович Фролов - поступил в первый класс в 1966 году, а закончил школу в 1976 году. Все годы учился он хорошо и получил аттестат о среднем образовании, в котором были только «4» и «5». В школе папе особенно нравились уроки физики, математики, черчения труда… В дальнейшей жизни он много добился, благодаря знаниям, полученным в школе. Я горжусь своим папой и тоже стараюсь хорошо учиться, потому что знания в жизни нужны всем. Без них человек плодотворно не проживёт»
(Фролов Дима, 5 «А» класс)

«Так уж получилось, что мои родители учились в школе, где сейчас получаем образование я и мой старший брат. Несмотря на то, что прошло уже много лет с тех пор, как папа и мама закончили школу, они помнят её, помнят своих учителей. И эти воспоминания можно часто услышать в нашем доме…

Папа начинал учиться в старом деревянном здании школы. Начальная школа была расположена в маленьком домике, который все называли «пристройкой». В ней-то и начинала постигать школьные науки моя мама. Но проучилась она там всего полгода, потому что в январе построили новую красивую школу, куда и перевели всех ребятишек… Школьная жизнь моих родителей очень отличалась от нашей. В те годы ребята вступали в пионеры, в комсомол; собирали макулатуру, металлолом, золу; у всех была единая школьная форма… В школе ребята учатся дружить. Знаю, что школьная дружба может быть очень крепкой. Я верю в то, что, окончив школу, мы сохраним добрые отношения с одноклассниками и не забудем нашу школу никогда…»
(Иванова Анита, 5 «Б» класс)

«У меня только папа выпускник моей школы. Учителей, которые его учили, он помнит до сих пор: Сержантова Л. Н., Ершова Д. И., Бойков А. А., Теряев Е. Е., Макаренков А. Е. Он доучился до восьмого класса. Были и «2», и «3», и «4», и «5»… Но свою школу папа вспоминает всегда добрым словом…»
(Маслов Юрий, 5 «Б» класс)

«Моя мама пошла в среднюю школу № 7 в 1969 году. Первая её учительница - Кустова Т. Н. Класс, в котором она училась, был большим и дружным. В начальной школе маму приняли в октябрята. Затем, когда она перешла в четвёртый класс, вступила в пионеры. Классным руководителем теперь была Кострома Г. П. Всем классом каждый год они ходили, отмечали праздничные даты, проводили игры, Помогали совхозу в уборке урожая. За пионерами - комсомол… В 1980 году мама успешно закончила школу, которую помнит до сих пор…»
(Горбачёва Анна, 5 класс «А»)

«В этот день у мамы был выпускной вечер. За спиной - десять школьных лет и выпускные экзамены… Специально для вечера было сшито нарядное платье… Сначала был концерт в кинозале, где выпускники пели песни, читали стихи. В их адрес звучали поздравления от учителей, родителей. В этот вечер выпускникам вручили подарки, аттестаты. Всё это говорило о том, что школьная жизнь закончилась. Потом все пили чай, танцевали, а затем пошли гулять по улицам посёлка - встречать рассвет. Ведь это было традицией выпускников!»
(Судаков Андрей, 5 «А» класс)

«Моя мама пришла в первый класс в 1959 году. Её первой учительницей была Фролова В. Г. В школьные годы мама занималась в ДЮСШ, ей нравилось кататься на горных лыжах. Любимыми предметами в школе у мамы были: история, биология. Уроки биологии она помнит до сих пор, их вела Малинина А. И. Мама училась в старом здании школы, которое было маленьким, и ребятам приходилось заниматься в две смены. В каждом классе стояла печка, её истопник топил каждое утро перед приходом учеников в школу, чтобы было тепло им заниматься. Потом построили новую школу, но маме не довелось там поучиться, так как школьные годы, увы, закончились…»
(Бондарева Елена, 5 «А» класс) «Моя мама училась в школе на «4» и «5». Её поручение в школьные годы - оформление классного уголка, так как она хорошо рисовала и красиво писала. В свободное от учёбы время мама пела в школьном хоре. На летних каникулах всем классом они ходили в походы, где разводили костёр, пекли картошку и дружно пели под гитару пели. Классным руководителем у мамы была молодая учительница истории - Павлова М. В. Каждый раз мама с удовольствием вспоминает их весёлый и дружный класс. Они очень часто встречаются…»
(Космина Алёна, 5 «А» класс)

«Моей маме нравилось учиться в нашей школе. Она любила уроки химии, литературы, истории. Литературу у них вела Амбарова Г. Л., историю - Ершова Д. И. Очень интересно проходили уроки Тереховой Н. П. Классным руководителем была Воронова Е. С. Мама закончила школу в 1986 году. Выпускной бал вспоминает до сих пор… Когда она училась в первом классе, Дорина Т. В. организовала вокальную группу, которую мама посещала на протяжении десяти лет обучения в школе. Песни, что они исполняли, любили слушать и родители, и учителя, и ученики. На выпускном вечере своими песнями они прощались со школой…»
(Хромов Евгений, 5 «Б» класс)

«Двадцать пять лет тому назад мой папа закончил нашу школу. В школьные годы он активно посещал спортивные секции. Особенно ему нравилось играть в хоккей. Он был вратарём. В старших классах - незаменимый участник агитбригады. С концертами объездили многие населённые пункты Сортавальского района, все пограничные заставы. Любил общение с природой. Папа часто ходил в лес и наблюдал за птицами. А весной мастерил домики для них. Учился папа хорошо. Этому учит и меня»
(Швецкова Дарья, 5 «Б» класс)

«Моя мама - выпускница нашей школы. Зовут её - Белякова Любовь Григорьевна. В начальном звене маму учила Беспаликова Е. А. Классным руководителем в среднем и старшем звене была Легконогова Т. Г. Мама училась хорошо. Но однажды ей поставили «2». Это было всё накануне родительского собрания, о котором она сказала своему папе, а про плохую отметку смолчала. Когда её папа от классного руководителя узнал на собрании о «2», то ему стало стыдно за свою дочь. После этого случая он больше на собрания не ходил, а мама стала учиться хорошо…»
(Белякова Анастасия, 5 «Б» класс) «В этом году исполнилось 25 лет, как мой папа закончил школу. Любимый его предмет - физкультура. Спорт он любит до сих пор. Папа умеет хорошо играть в баскетбол. В школьные годы он всегда честь класса, школы на спортивных состязаниях. Неоднократно был участником соревнований на приз клуба «Золотая шайба». У него много наград и грамот. Я горжусь своим папой!»
(Зайцев Ваня, 5 «Б» класс)

«Моя мама проучилась в нашей школе 10 лет. Училась она хорошо, занималась во многих кружках, участвовала в конкурсах художественной самодеятельности. Ей нравилась учителя. Мама и сейчас вспоминает добрым словом о своей школьной жизни…»
(Лапин Антон, 5 «Б» класс)

«Мой папа в первый класс пошёл в 1974 году. Первый его учитель - Богданова О. М. Класс у них был большой и дружный. Своего учителя они любили, ведь она научила их писать, читать, любить природу, уважать старших. Незаметно пролетело три года… В четвёртом классе ими руководила Никитина В. И., которая вела уроки русского языка и литературы. Учился папа на «3» и «4». Закончил 8 классов в 1982 году. Хоть с тех пор прошло почти двадцать лет, но он помнит о школе, об учителях…»

(Кунжин Дмитрий, 5 «Б» класс)

«Мою маму зовут Рая. В нашей школе она проучилась 10 лет. Училась хорошо, любила историю и математику. Её любимый учитель - Ершова Д. И. В школе у мамы было много друзей. Она занималась в секции по баскетболу, посещала танцевальный кружок, агитбригаду. Они часто ездили выступать на пограничные заставы. Мама любила с друзьями ходить в походы, где они весело проводили время, отдыхали от учёбы…»
(Амосова Екатерина, 5 «Б» класс)

«Когда-то и мой папа - Разборов Игорь - учился в нашей школе. Тогда школа была новая и красивая. Классным руководителем у них была Селезнёва Л. П. У папы был дружный спортивный класс, а также ответственный - никогда не подводил школу. Вот один эпизод, который это подтверждает… Начался турнир по баскетболу… Команда собралась сплочённая… Молодая и красивая классная руководительница - Людмила Петровна - подбодрила ребят и, внушив им веру в победу, пообещала купить шоколад, если они выиграют… Призовое место досталось с трудом, так как соперники были ловкими, сильными, с хорошей реакцией. Но чувства коллективизма, поддержка одноклассников помогли одержать победу. Людмила Петровна сдержала своё слово, лично вручила каждому игроку по шоколадке… Запомнились и походы, где вместе собирали хворост, разжигали костёр, пели песни, рассказывали смешные и интересные истории… Да в школе папе было весело!»
(Разборов Дима, 5 «А» класс)

«Мой папа закончил школу в 1980 году. Он иногда рассказывает мне, как он учился, какой у них был дружный класс, как весело они все вместе проводили время… У него сохранились фотографии его класса, на которых они все молодые и смешные. Папа рассказал мне о том, как они сажали деревья около школы. Он показал мне его берёзу, которая там растёт до сих пор. Мы часто вспоминаем это дерево и любуемся им, когда проходим мимо школы…»
(Летунов Максим, 5 «А» класс)

«Моя мама училась в нашей школе. Первая её учительница - Яковлева Г. П. Мама училась на «4» и «5». У них была в школе шестидневка. В среднем звене классным руководителем стала Фролова В. Г. У каждого ученика было общественное поручение. Мама была сначала звеньевой, а потом старостой. Она до сих пор помнит школьные годы…»
(Фролов Юрий, 5 «Б» класс)

«Моя мама пошла в школу в 1978 году. Первая её учительница - Борисова Л. К. В первом классе её приняли в октябрята, а в третьем - в пионеры…Проводились торжественно сборы дружины, все были нарядно одеты, каждый класс под своим знаменем… Дружина носила имя Зои Космодемьянской… Каждый четверг проводился классный час, а во вторник - политинформация. В среднем и старшем звене классным руководителем у маминого класса была Фролова В. Г. Мама училась хорошо, любила школу и учителей…»
(Хаухия Валерий, 5 «А» класс)

«Мои родители заканчивали нашу школу. Папа в первый класс пошёл в 1975 году, учился нормально. Занимался горнолыжным спортом. Закончил школу в 1985 году. Мама приехала в нашу в 1983 году (в восьмой класс). Училась хорошо. Активно участвовала в жизни класса и школы. Затем, после окончания школы, закончила медицинское училище. Сейчас работает в ЦРБ г. Сортавала медсестрой. Её уважают и любят коллеги и пациенты»
(Удодова Татьяна, 5 «А» класс)

«Моя мама училась в нашей школе десять лет Её первая учительница - Скромная Н. А. Мама училась хорошо, помогала классному руководителю - Беловой Е. П., занималась комсомольской работой. Любимые её уроки - литература, иностранный язык. Уже в школе решила стать учителем. Сейчас она работает в нашей школе, преподаёт английский язык, а зовут её Наталья Анатольевна. Её дети любят и уважают…»
(Гузов Юрий, 5 «А» класс)

«Однажды мой папа принёс в школу ужа. Они с ним играли, а когда начался урок, папа посадил его в портфель. Но уж вылез и пополз к учителю, она испугалась и попросила вынести его из класса. Так мой папа сорвал урок…»
(Бобылев Никита, 5 «Б» класс)

«Мой папа впервые переступил порог нашей школы в 1967 года. Семь классов он закончил в стенах старой школы, и поэтому ему запомнился день открытия новой школы. И неудивительно, что ребята были рады новоселью, ведь в новой школе классы светлые и просторные, столовая большая, оборудован спортивный зал… Папа любил ходить в походы - еда, приготовленная на костре, песни… Любимый предмет - математика. Папа учился хорошо, лучше, чем я учусь, этим я горжусь!»
(Удодова Ксения, 5 «А» класс) «Моя мама закончила школу в 1977 году. Она активно участвовала в жизни класса и школы: КВНы, весёлые игры; занималась спортом, была старостой. Любила ходить в походы. Собирали макулатуру, золу. Училась хорошо, много читала, занималась спортом»
(Хлебко Евгений, 5 «А» класс)
«Мой папа учился в школе десять лет… Закончились школьные годы у него в 1979 году. Классным руководителем у него была Воронова Е. С. Она вела уроки географии. Его любимые уроки: физкультура, история. У папы в школе было много друзей: Малышев Вадим, Летунов Виктор. Он любил спорт. Занимался в секциях по хоккею, слалому, баскетболу… Школу папа вспоминает до сих пор добрым словом…»
(Зайцев Александр, 5 «А» класс)
«Мои папа и мама учились в нашей школе. Раньше в школу надо было ходить к девяти часам утра, да и всё отличалась от нашего. В младших классах они были октябрятами, в средних - пионерами. В пионеры сначала принимали тех, кто хорошо учился, умел хорошо себя вести. Пионеры носили красные галстуки. Они собирали металлолом, макулатуру и золу, помогая тем самым советской промышленности и сельскому хозяйству… Затем - комсомол… Сейчас такого в нашей школе нет. Но мне она всё равно очень и очень нравится!»
(Шляхова Алёна, 5 «Б» класс)
«Моя мама пошла в школу в 1977 году. Класс у них был большой - 30 человек. Она была непоседой, и поэтому знания её волновали меньше, чем общение с одноклассниками. В классе и в школе маму очень любили, потому что она проводила вечера, праздники. Их до сих пор помнят учителя и выпускники. Из предметов моя мама любила историю, литературу, физкультуру. Десять лет мама занималась горнолыжным спортом, имеет много грамот. Она была в школе боевой, поэтому учителя её не очень понимали. Но в дальнейшем эта черта характера помогла ей найти себя и своё место в обществе. Сейчас она работает в доме культуры. Организует и проводит вечера отдыха, праздники для жителей посёлка…»
(Горбачёв Илья, 5 «Б» класс)

«Моя мама училась в школе № 7, которая была построена в 1972 году. Её первый учитель - Костина Э. И. А с четвёртого класса классным руководителем была Пенцова О. В. Мама, учась в школе, занималась спортом. Выступала за честь школы на соревнованиях по баскетболу. С ребятами класса они ходили в походы. Учиться ей нравилось. Она жалеет, что закончила ни десять, а восемь классов. В этом году исполнится 15 лет со дня окончания мамой школы. Многие мои одноклассники - дети маминых одноклассников. Воспоминания о школе у мамы остались навсегда»
(Захарова Виктория, 5 «Б» класс)

«Мой папа закончил школу двадцать пять лет назад. Эта пора ему запомнилась навсегда. Особенно первые экзамены… Папа рассказал мне такую историю: «Самый памятный день - первый экзамен. Двадцать пятого мая мы сдавали математику. До этого дня я никогда не сдавал никаких экзаменов. Этот экзамен был переводным в следующий класс. Мне немного было страшно, но и интересно: какие же задания будут, смогу ли я с ними справиться… Утром я встал рано, повторил правила, которые учили; пересмотрел задачи, примеры и пошёл в школу. Когда я увидел задания, страх меня покинул: всё было знакомо. Я одним из первых решил пять примеров и задачу. На следующий день нам сообщили результаты. Мне поставили «4», так как перепутал в примере один знак. Теперь знаю одно: на экзамене надо быть собранным и внимательным. Несколько раз проверить решённое, тогда и «5» можно получить… Это было первое моё испытание, а впереди… ещё долгие учёбы в школе, которую я помню до сих пор…»
(Господарёв Максим, 5 «А» класс)

«Мои родители учились в нашей школе и часто вспоминают свои школьные годы. Я напишу о маме - Денисовой Светлане. Её классным руководителем была Пенцова О. В. Класс был небольшим - девятнадцать учеников, но девочек больше, чем мальчиков. Маме нравились предметы: алгебра, геометрия, химия. Она занималась во многих кружках. Мама часто вспоминает, как интересно у них проходили школьные вечера, которые готовили и проводили каждую неделю сами ребята. Одноклассники у неё были весёлые. Со многими она дружит до сих пор. В этом году исполнится пятнадцать лет, как они закончили школу. Они решили собраться все вместе, чтобы вспомнить чудесные школьные годы…»
(Кункина Яна, 5 «Б» класс)

«Мои родители - выпускники нашей школы. Сначала они учились в старом здании, а с восьмого класса перешли в новое. Вот какой случай произошёл в мамином классе. Один мальчик принёс на урок будильник и завёл его так, чтобы он прозвенел за десять минут до окончания урока. И вот в назначенное время будильник зазвенел, а так как учительница у них была старенькая, то она подумала, что урок закончился, и отпустила всех домой. Потом, когда всё выяснилось, они извинились перед ней. Но хулиган так и не признался в содеянном, промолчали и ребята… В школьные годы, мама играла в баскетбол, активно участвовала в творческих делах класса и школы…»
(Рыженкова Наталья, 5 «Б» класс)

«Мой папа пошёл в школу в 1973 году. Первая его учительница - Ельцова З. П. В начальном звене он ходил в «продлёнку» к Скромной Н. Л. Они прогуливались в лес, собирали растения для гербария, играли, зимой строили снежные горки. В четвёртом классе классным руководителем у них стала Пенцова О. В., которая не только вела интересные уроки истории, но и водила ребят в кино и походы, ездила с ними в Москву. Директором школы была Сержантова Л. Н. Она учила их русскому языку и литературе. Благодаря этим учителям, папа полюбил читать книги, особенно исторические романы…»
(Полуян Елена, 5 «А» класс)

«Мои родители учились в нашей школе. Первая учительница мамы - Костина Э. И., папы - Борисова Л. К. (сейчас она учит младшую мою сестру). Первый учитель играет большую роль в жизни ребёнка. Он учит быть честным, добрым, отзывчивым. Эти качества важны и нужны в дальнейшей жизни человека. Многие учителя, которые когда-то учили маму и папу, учат детей и сейчас: Кострома Г. П., Селезнёва Л. П., Терехова Н. П., Стиненко С. А., Никитина В. И. Надо им сказать большое спасибо за их труд и терпение. Нет плохих учителей, нужно просто самому хорошо учиться и быть послушным…»
(Дранкина Екатерина, 5 «Б» класс)

«Мой папа учился нормально. Пару раз вызывали к директору школы родителей. Из своей школьной жизни он запомнил такой случай: в спортзале, во время игры, моему папе кто-то «подставил подножку», а когда поднялся, то выбежал из зала, никому ничего не сказав, где-то простоял весь урок, скажу вам - прогулял!»

(Сусикова Анастасия, 5 «А» класс)

«Хороши апрельские деньки! Но вот произошло в это прекрасное время с папой. Он не выучил стихотворение по литературе, надеялся, что его не спросят, что всё обойдётся, но нет… На уроке его как раз и спросили. Учительница сразу поняла, что он не готов, когда он стоял и молчал у доски. Она сказала: «Если не придёшь учить стихотворение после уроков, то вызову в школу родителей!» У папы в классе была вредная девчонка, которая и напомнила ему, что надо идти заниматься, хотя и папа, и учительница уже забыли об этом. Папа пришёл ни один, с ним было ещё восемь таких «героев». Учитель, усадив их за парты, сказала: «Учите! Я схожу за журналом!» И только за ней закрылась дверь, папа схватил портфель, подбежал к окну и прыгнул со второго этажа. Приземлился удачно, но ушиб ногу, потом хромал целую неделю. Вот что значит не учить уроки!»
(Данилов Роман, 5 «Б» класс)

«Моя мама училась в старом здании школы до шестого класса. В 1965 году пошла работать, но учёбу не оставила, а продолжала получать образование в вечерней школе…»
(Ельчанинов Андрей, 5 «А» класс)

«Каждый человек в своей жизни идёт в школу, которую заканчивает за определённое время, но воспоминания остаются навсегда… Моя мама училась в нашей школе. Получала хорошие оценки. В послеурочное время они с ребятами ездили в лесничество сажать маленькие ёлочки. Мальчики копали ямки, а девочки ставили в них саженец и закапывали, а потом дружно все обедали на природе. Ходили в походы, на экскурсии. Она с удовольствием вспоминает то время, когда их торжественно принимали в октябрята, потом в пионеры, а затем и в комсомол… Как они все волновались…»
(Лапатиева Елена, 5 «А» класс)

«Мой папа - Иващенко Андрей - учился в старом здании школы, а потом построили новую. Первая его учительница - Борисова Л. К. Доучился он до восьмого класса. Два раза оставался на второй год, но с помощью учителей всё же закончил школу и поступил в техникум…»
(Иващенко Андрей, 5 «А» класс)

«Моя мама училась в нашей школе. Она помнит добрые слова, которые их одноклассницей были сказаны в адрес выпускников на выпускном вечере: «Выпускники! Вот и сданы последние экзамены! Прощай родная школа! Здравствуй светлая и свободная жизнь! Но не всё так просто! Главное в жизни - определить, что ты хочешь, а потом дойти до намеченной точки! Пусть будут трудности и поражения, но нельзя опускать руки. Ведь жизнь - это борьба, где побеждает сильнейший! Этому нас учили все десять лет учёбы в школе наши умные и добрые наставники - наши учителя, которых мы не имеем права забывать!»
(Кудряшов Руслан, 5 «А» класс)



Выпускник 1959 года

Генерал-майор авиации. Кандидат технических наук. Заслуженный военный специалист РФ. Академик Российской академии авиации и воздухоплавания.

В период моего обучения в школе царила атмосфера глубочайшего уважения к преподавателям. Особо с уважением относились, помимо Николая Дмитриевича Сорокина, к учителю литературы Малаховой Раисе Калистратове, к учителю географии Антонине Георгиевне, к сожалению фамилию не могу вспо мнить, Людмиле Ивановне, учительнице немецкого языка, Акиму Герасимовичу, учителю математики.

28-ой выпуск состоял из 2-х классов - 10 А и Б. Наполняемость 20-24 человек, отношение к учебе по моему видению, было очень ответственное. Школа, поскольку она была все-таки в сельской местнос ти, оказывала большую помощь С/Х организациям по уборке урожая.

На околице поселка Лагутники наша школа посадила большой фруктовый сад, который долго радовал жителей окрестных мест, к сожалению на этом месте сегодня уже кладбище. Наши ребята в спортивном отношении занимали на спартакиаде много призовых мест.

Традицией выпускников было: после выпускного вечера выходить к Дону, там, где сегодня собираются барды. В этом месте мы встречали рассвет, и начинался отсчет новой жизни.

Выпускники 10 Б класса:

Еременко Леонид

Крюков Саша

Дырда Валерий

Меркулова Лида

Николаева Лариса

Персиянов Коля

Третьяков Володя

Украинская Валя

Все они уроженцы станицы Романовская.


Учитель русского языка и литературы Раиса Калистратьевна Малахова была уважаема, ведь она в нашем сознании формировала самое святое "любовь к Отечеству". Понимаешь это только сейчас, спустя много лет она каждый образ, изучаемых произведений "разбирала" до мелочей настолько красиво, впечатляемо и внушительно, что оставляла в ребячьей памяти нечто неповторимое, будто ты жил с этим образом и переживал с ним все его проблемы. То ли это Печерин, то ли Катерина из "Грозы" Островского, Наташа Ростова или Пьер Безухов "Война и мир" Л. Толстова. Даже "тяжелый" в нашем понятии Маяковский В.В. после ее уроков становился понимаемым. В шестидесятые годы в программе средней школы еще не было обязательными к изучению не Лесков, ни Блок, ни Уветаева, но Раиса Калистратьевна как-то мудро смогла и о них нам поведать.

Меня сегодня удивляет и кажется противоестественным отказ от обязательного изучения русской литературы, которая по сути и формирует гражданина-патриота. Спасибо Вам - учитель литературы за то, что Вы есть и пусть Вам сопутствует любовь учеников и помогает в работе память Малаховой Раисе Калистратьевне. Пример достойный подражания.

Лияскина (Травкина) Елена Анатольевна

Год окончания школы: 1980

В первый классяи 40 моих одноклассников (такие большие были классы) пришли 1 сентября 1970 года. В это время школа №1 была единственной средней школой в нашем городе. Первыми нашими педагогами были Мария Андреевна Тихомирова (учитель) и Лидия Федоровна Тихомирова (воспитатель). Для Марии Андреевны мы стали последним ее выпуском. Она была нашим наставником в течение нескольких лет: в 1-3 классах обучала, а в четвёртом и пятомработалавоспитателемв группе продленного дня. Кстати сказать, ГПД была обязательной для всех учащихся до пятого класса.

Мария Андреевна была очень строгим учителем. Частенько прогулку нам заменяли дополнительными занятиями по математике, русскому языку или чтению. Но зато отстающих в классе не было и оставшихся на второй год тоже. Лидия Федоровна не только готовила с нами домашние задания, но придумывала и проводила много разных мероприятийи интересных праздников. В первом классе мы все вместе вступили в октябрята (а это был самый главный праздник в учебном году) и начали посещать кружки в Домепионеров. А в третьем самых достойных приняли в пионеры. Это было очень важным событием в нашей жизни, к нему мы долго готовились: знакомились с законамипионеров, училигимн пионерской организации, изучали жизнь пионеров-героев.

Выпустив наш класс,Лидия Федоровна Тихомирова уехала из Пудожа.

Учились мы 6 дней в неделю, и неизменно каждый день в начальной школе у нас было по 4 урока.

Начальная школа располагалась в одноэтажном здании рядом с новым, основным. И во время уроков, отвлекаясь от рассказов учителя, мы с завистью смотрели в окно на счастливчиков, проводивших целый учебный день вкомфортных условиях с паровым отоплением, столовой, спортивным залом… В наших же классах в старом деревянном зданиив углустоялипечки, которые почему-то почти всегда топилисьзаснеженными и обледенелыми дровами, и поэтому осенью и зимой в классах стоял жуткий холод. А вместо столовой был буфет, куда в термосах приносилиеду из основного здания. На завтрак неизменно давали бутерброд с котлетой и чай. Стоил завтрак 10 копеек.

Самымпамятным событием начальной школы стал не сбор металлолома, макулатуры или золы, не соревнования октябрятских звездочек, не летняя отработка на пришкольном участке, а строительство в нашем городе моста через реку Водла вместо старого, деревянного. Для закрытия отверстий железобетонных плит строителям нужны были стеклянные баночки из-под яблочного пюре «Неженка», которые поручили собирать младшим школьникам. Соревнование посбору этих баночек получилось очень увлекательнымивкусным. А мостслужит пудожанам уже около 30 лет.

Состав класса от первого до десятого часто менялся. В пятом классе к нам добавились ученики из закрывшейся к тому времени Новзимской восьмилетней школы, а также ребята из близлежащих поселков Чернореченский и Рагнукса, где были только начальные школы.Классным руководителемс 4 по 9 класс была математик Зинаида Григорьевна Бедонина . А любимым учителем для всего класса, без преувеличения, стала учитель русского языка и литературы Нина Афанасьевна Павлова . Нина Афанасьевна часто оставалась с нами на классные вечера, которые мы готовили самостоятельно. Для проведения классного вечера нужно было получить разрешение у завучей, поэтому, кроме чаепития и дискотеки, обязательной была «официальная» тематическая часть. Классные вечера мы проводилиежемесячно, а то и чаще, и поэтому, благодаря подготовке официальной части, узнавали много нового помимо школьной программы.Темы вечеров мы также чаще всего придумывали сами: «Потомки Пушкина», «Занимательная физика (химия, математика и т.д.)»,«Дом Романовых», и конечно, особенно популярными были, как и сейчас, дни именинников, новогодние, февральские и мартовские праздники.

Географию вела очень строгая (на ее уроках слышен был не только полет мухи, но и маленького комарика), и в то же времяоченьинтересная и, как сейчас говорят, компетентная Горшкова Антонина Александровна.

С историком нам тоже повезло. Галина Васильевна Богданова была удивительно доброжелательным, демократичным и простым в общении человеком, преподавателем «от бога».Мы все ее очень любили. Она также занимала должность организатора по воспитательной работе, и свободное время мы проводили в ее маленьком кабинетике, с удовольствием выполняя различные порученияпо подготовке общешкольных мероприятий.

Немецкому языку нас учил Евгений Александрович Струнин , а английскую группу – Надежда Борисовна Васильева . После нескольких лет работы она переехала в город Петрозаводски стала известной карельской писательницей, до сих пор поддерживает тесную связь с нашей школой, часто приезжает в Пудож на творческие встречи. Кроме уроков, были популярны и так называемые КИДы (клубы интернациональной дружбы), которые помогали найти друзей по переписке среди зарубежных сверстников, углублять знания по английскому языку и расширятькругозор.

Шить, вязать, вышивать, готовить, а также ремонтировать простейшие электроприборы девочек научила Тамара Ефимовна Рудакова. За что мы ей очень благодарны. Магазины были почти пусты, купить обновки было проблематично. Но зато в продаже было огромное количество тканей. Поэтомуюбочки, блузочки, брюки, в которых мы потом «форсили» на школьных вечерах, мы, в большинстве, шили сами. Заказать обновки в ателье могли позволить себе немногие.

Ну, и конечно же, любимую всеми физкультуру, вели Виталий Николаевич Митрофанов и Анатолий Венедиктович Старков. Осенью – кросс «Золотая осень», зимой – лыжи, в межсезонье – волейбол, баскетбол, гимнастика. Наверно, именно на уроках физкультуры ничего не изменилось и сейчас. Но! В нашей школе был известный на всю республику турклуб. И большинство учеников, даже те, кто небыл его участником, любили туристические походы.

Самым ярким событием средней школы стала победа команды нашего класса в районной военно-спортивной игре «Зарница», которая проводилась в военном городке в деревне Уржаково.В результате чего всем классом (в то время мы окончили седьмой),мы поехали защищать честь района на республиканских соревнованиях. Многие из одноклассников впервые побывали в Петрозаводске. (Теперь, когда во время каникул школьники со своими родителями свободно разъезжают по всему миру, это кажется нереальным. Во времена же нашей школьной учебы люди, даже в пределах республики, путешествовали реже. И поездка в Петрозаводск для многих была большим событием). Соревнования мы, к сожалению, проиграли, заняв место недалеко от конца. Зато как весело провели время! Дни проходили в конкурсах и соревнованияхв военном гарнизоне: разбирали настоящее оружие, обедали из полевой кухни, ходили строем подсобственный крик строевых песен, участвовали вкроссах,рисовали стенгазету по итогам каждого дня, представляли свою агитбригаду. Оценивали соревнования и во всем помогали нам солдаты срочной службы. А по вечерамв школе, где мы жили, сами себе устраивали танцы. Причем, никакого музыкального сопровождения у нас не было, поэтому популярные танцевальные мелодии,под которые мы чинно танцевали парами, исполняли наши педагогиНиколай Митрофанов, Татьяна Бардинова иТатьяна Воеводина.В последнюю ночь мы с подругами решили измазать мальчишек зубной пастой. В темноте, торопясь, чтобы никого не разбудить, замирая от каждого шороха, мы вымазали не только лица своих одноклассников, но и постельные принадлежности.Было страшно, потому что темно и ничего не видно, и очень смешно. Не до смеха стало утром, когда пришлось оттирать от зубной пасты измазанные одеяла. Но обиженных, на удивление,не было. Беззлобно подсмеиваясь над нами,мальчишки, а также и девчонки, не участвовавшие в акции, помогали наводить порядок в спальнях.

В девятомклассе у нассильно изменилсясостав учеников. Почти половина из нашего класса была переведена в 9 «Б» к ученикам, приезжающимиз посёлка Попорожье, где была только восьмилетка. Можно сказать, всех девятиклассников «перетасовали», создав три параллельных класса. Яосталась в 9 «А». На освободившиеся места опять добавились ребята из поселков. Это была «вселенская трагедия» - слезы, истерики, походы к директору. Но решение руководства школы не изменилось.

Очень быстро мы все подружились, причем не только внутри класса, но и в параллели, и даже между школами – все девяти-, а потом идесятиклассники дружили между собой. В 1978 году была построена и открыта средняя школа № 2, где мы стали частыми гостями на школьных вечерах. Считаем, наше тесноеобщение - это заслуга наших классных руководителей.

В старших классах нашим классным руководителем была Галина Ивановна Игнашова , преподававшая у нас физику и астрономию. Изменился и состав учителей-предметников: алгебру преподавала Любовь Михайловна Купцова (классный руководитель параллельного 9 »Б» класса), литературу и русский язык – Нина Васильевна Минеева, биологию – Тамара Михайловна Коренева, экономическую географию – Альбина Николаевна Щекинова . Они готовили наск экзаменам за курс средней школы, которые мы сдавали по всем основным предметам целый месяц. Всего 7 экзаменов, 2 из которых письменные: алгебра и сочинение, остальные 5 – устные, перед учительской комиссией из4 - 5 преподавателей.

Нашему классу очень повезло - нас учили самые «классные!» учителя. Учителя-легенды. Учителя, которые не только сами были очень эрудированными, но и умели передать разнообразные знания своим ученикам, то есть нам.

Старшие классы – лучшее время жизни. С нашим классным руководителем мы ходили в походы, ездили на экскурсии, проводили вечера. Галина Ивановна впервые познакомила нас, к примеру, с тестами на разные темы, гороскопами изодиакальными созвездиями, о которых в то время мало кто знал, делилась своими впечатлениями о поездках в Болгарию и Германию, много беседовала с нами на самые разнообразные темы. Наш класс был очень дружным: мы вместе ходили на дискотеки в городской ДК, катались на лыжах и санках, гуляли по улицам города, в теплое время года уезжали ловить рыбу на мотоциклах за город – на Велмуксу или Рагнуксу. Лучшими воспоминаниями о старших классах остаются трёхдневный поход на Онежское озеро (Пудож-Каршево-Бесов Нос-Шала-Пудож), пятидневная поездка в Петрозаводск с экскурсиями на остров Кижи, курорт «Марциальные воды», водопад Кивач, а также недельная поездка в Латвию. Сейчас от таких масштабных событий осталась бы масса фотоснимков. А в то время, в основном –впечатления и 2-3 блеклых самодельных фотографии.

Большую роль в нашей школьной жизни играл комсомол. Комсомольские собрания, изучение и конспектирование трудов Ленина и материалов съездов КПСС к Ленинским зачетам, исполнение какого-то поручения, сборы макулатуры и металлолома, осенние выезды на уборку урожая картофеля и моркови,посадки деревьев, обязательное ежегодное оформление классного уголка. Большинство из перечисленного - формальные мероприятия. Но было интересно и очень весело. В старших классах я была членом общешкольного комитета комсомола, которым руководилаСветлана Мелешко. Именно комитет комсомола был инициатором всех интересных дел в школе.

Несмотря на нашу очень дружную школьную жизнь, послеокончания школы наш класс, к сожалению, в полном составе ни разу не встречался. Только небольшими группами. Хотя многие продолжают жить в родном городе. Судьба моих одноклассников сложилась по-разному, некоторых уже нетвживых.

Елена Анатольевна Лияскина (Травкина)

Воспоминания о школе

Зеленова Дарья, выпускница 2010г .

С любовью вспоминаю школьные годы и своих одноклассников. Многие уже живут семейной жизнью, растят детей, и, к сожалению, связь со многими потеряна. Но знаю, что практически все получили образование и работают, кто в Пудоже, кто в Петрозаводске или Петербурге. Некоторые, как, например, Саша Захарова, открыли себя совсем с неожиданной стороны. Саша родила дочку и не теряет времени зря, занимается рукоделием, вышивает на заказ.

Поскольку со дня окончания школы прошло ещё не так уж и много времени, кто-то до сих пор учится на выпускном курсе, так что их дальнейшая жизнь полна неопределённостей.

Про себя могу сказать, что закончила Петрозаводский государственный университет, работала по специальности, но сейчас снова нахожусь в поисках работы, подрабатываю репетитором по английскому языку и переводчиком. В нашем классе преподавали учителя: Злобина Елена Николаевна, Димитрова Галина Васильевна, Яцкова Галина Александровна, Минина Александра Александровна и другие.
Из событий школьной жизни запомнился праздник 9 Мая в школе. Каждый год мы старались провести его достойно. В классе ежегодно проходили уроки-концерты в честь Дня Победы, на которые приглашали ветеранов.

В 7 или 8 классе у нас началось дежурство по школе. Это нравилось всем, может, потому, что было приятно впервые осознавать ответственность. Особенно всем нравилось дежурить в столовой, так как дежурные на весь день освобождались от уроков.
Ещё приятно вспомнить свои любимые уроки. Любила литературу, особенно учить стихи наизусть, технологию, МХК, физику.

Я рада, что училась в этой школе, которая была для нас большим и уютным домом, в котором каждому из нас было интересно учиться и узнавать что- то новое. Школьные двери и сейчас распахнуты для нас, и мы всегда рады встрече с любимыми учителями.

Выпускница 10 В класса 1980 г. Пудожской средней шк. № 1
Кузнецова (Крутинская) Людмила

Как быстро бегут годы...Кажется, вчера еще звучал для нас последний звонок…Но незаметно пролетели эти 35 лет, и уже за плечами остался большой трудовой путь... И сейчас особенно понимаешь, какую огромную роль в нашей жизни сыграли ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Моя первая учительница - Любовь Петровна Зверева.Удивительной души человек. Всегда вспоминаю ее добрый взгляд, наряду с требовательным отношением к нам. С 5-А по 8й- А класс моим классным руководителем была Зинаида Григорьевна Бедонина. Она же преподавала и математику. Это был учитель от Бога!

Но самые для меня незабываемые школьные годы - это 9 - 10 В классы. Директором школы у нас была А.Н.Щекинова, завучем - Л.К.Ионова. Дисциплине и порядку в школе можно было позавидовать!

В нашем классе учились ребята как городские, так и из поселков Подпорожье и Рагнукса. Класс был очень дружный, активный! Немалая заслуга в этом нашей классной мамы Любови Михайловны Купцовой, которая принимала участие во всех наших классных и внеклассных мероприятиях, горой стояла за каждого из нас! Разве можно забыть наши походы, песни под гитару у ночного костра, прогулки на лыжах?! Мы проводили классные, (в полном смысле этого слова) вечера:«А ну-ка, парни!», « А ну-ка, девушки!» Да разве все перечислишь?! Но не забывали и про учебу: ведь перед нами стоял главный вопрос: кем быть? И тут я с огромной благодарностью вспоминаю наших учителей, которые преподавали нам не только свои предметы, но и дали первые уроки жизни... Л.М.Купцова вела математику. Думаю, нет смысла рассказывать об этом учителе!

Педагог с большой буквы! Именно благодаря ей, я и многие мои одноклассники связали свою жизнь, прямо или косвенно, с этим предметом. Я закончила ПетрГУ экономический факультет, работаю по специальности. Никогда не забуду и захватывающие уроки литературы в 9 классе у Н. И. Гришиной, которая не только знакомила нас с программными произведениями, но и учила мыслить, рассуждать и применять полученные знания в жизни. В десятом литературу преподавала Н.В.Минеева. С легкой руки этих педагогов мы все успешно написали сочинения и сдали устный экзамен.

С гордостью вспоминаю нашего преподавателя физики и электротехники А.Ф. Пчелина, преподавателя немецкого языка Е.А. Струнина, учителя физкультуры А.В. Старкова, нашего любимого историка и директора школы Г.В. Богданову. Низкий им поклон и светлая память!

Но годы неудержимо бегут, вот уже наши дети окончили школу и начали трудовую деятельность, а за парты сели наши внуки. Очень хочется, чтобы школьные годы стали для них интересными, познавательными и незабываемыми.
Дорогие учителя и ученики, милые мои одноклассники!!!

Поздравляю вас с замечательным событием - с 80-летним юбилеем нашей школы!

Творческих вам успехов, процветания и прекрасного праздничного настроения!!!

У нашей школы большая, замечательная история, желаю ей долгого, прекрасного будущего!!!

Воспоминания о школе

Выпуск 2010 года. 11 Б класс. Борейко Мария
Классный руководитель: Минеева Нина Васильевна

В нашем классе работали замечательные учителя: Минеева Нина Васильевна, Лашинина Любовь Васильевна, Злобина Елена Николаевна, Калушевская Мария Михайловна, Яцкова Галина Александровна, Захарина Наталья Петровна, Минина Александра Александровна, Печкин Николай Владимирович, Матисов Олег Анатольевич, Обухова Юлия Анатольевна, Колыхалова Любовь Николаевна, Красная Ольга Владимировна. Мы очень благодарны им за полученные знания.
Две девочки –Линдунен Вика и Миронова Света тоже выбрали профессию учителя. Вика заканчивает филологический факультет Петрозаводского университета и одновременно преподаёт в школе №12 г. Петрозаводска. Света уже закончила университет и работает учителем начальных классов в одной из школ Петрозаводска. Свою работу они любят и не жалеют, что выбрали именно эту профессию.

Несколько девочек (Красимова Саша, Агафонова Ксения, Патук Лиза, Тишкова Ира) вышли замуж, стали мамами и уже воспитывают своих детей. Провоторов Коля, Сыроежин Юра, Соколова Алёна заканчивают учебные заведения, станут хорошими специалистами. Маша Красиченок, Саша Кантаева, Вика Чуркина, Оля Крайняя, Анжелика Булат и я уже закончили техникумы и колледжи и работаем по специальности. В настоящее время продолжаем учёбу в высших учебных заведениях (заочно).
К нашему большому сожалению, среди нас уже нет в живых двух наших замечательных одноклассников, которые погибли трагически. Это Саша Захаров и Саша Мягкий. Мы всегда будем помнить о них.

Надо сказать, что у нас был очень дружный класс, и в этом несомненная заслуга нашего классного руководителя. Состав класса поменялся после выпуска в девятом. Некоторые ребята продолжили учёбу в училищах, а в десятый прибыли ученики из посёлков Колово, Бочилово и Подпорожье. Новеньких мы принимали радушно в свою классную семью, старались сразу с ними подружиться, чтобы они чувствовали себя как дома. И это нам удавалось.

Конечно, случалось разное, бывали и ссоры, но в основном вспоминаются радостные моменты. Это новогодние общешкольные и классные вечера, когда за праздничным столом собиралась наша дружная классная семья, включая и тех, кто закончил 9 классов, но продолжал поддерживать и до сих пор поддерживает с нами связь. Мы всегда всем были рады. Это и «Девичники», и «Мальчишники», и различные спортивные соревнования и конкурсы. Это и наши вечерние прогулки всем классом, когда мальчики обязательно провожали девочек домой. Было очень весело, придумывали разные игры и шутки. Делились друг с другом радостями и печалями, знали, что можно положиться на друзей, что тебе обязательно помогут.
Я рада, что училась именно с этими ребятами. Мне очень повезло!

После окончания школы мы создали группу «Одноклассники», продолжаем встречаться и общаться. «Бывших одноклассников не бывает»!

Воспоминания о школе

Титкова(Даньшина) Светлана Анатольевна,

выпускница 1985г.

Школа…Как много воспоминаний и открытий связано с этим словом…Как много людей, которые были рядом с нами в это « школьное время».
В первую очередь хочу сказать большое спасибо учителям за их нелёгкий, но благородный труд, за всё то, что они сделали для нас. Сказать большое спасибо первой учительнице, Лукиной Галине Михайловне.В нашей школьной жизни было много хороших и добрых учителей.Они вкладывали всю душу, все свои знания, чтобы мы росли добрыми, честными, справедливыми. На всю жизнь мы сохраним память о своём классном руководителе Тамаре Ефимовне Рудаковой. Она всегда была справедлива к нам, переживала за нас. На всю жизнь мы запомним интересные уроки истории Копосовой Светланы Владимировны, физики- Анатолия Фёдоровича Пчёлина, иностранного языка- Струнина Евгения Александровича, физкультуры- Старкова Анатолия Венедиктовича.
Школьная жизнь была богата разными событиями. Запомнилась экскурсия в Москву после 7 класса, классные и школьные вечера, работа в лесхозе.
Много добрых, хороших слов хочется сказать о школе, юбилей которой отмечается в этом году.
Мы, выпускники прошлых лет, рады, что школа и сегодня сохраняет традиции, развивается.
Учатся здесь и наши дети, значит, у школы есть будущее.

Мои воспоминания о работе

в Пудожской средней школе №1. Амозова Г.В

Школу нашу я окончила в 1973 году. Вернулась сюда в качестве учителя в сентябре 1985-го и проработала 5 лет до августа 1990г. Вернулась к своим же учителям и уже училась у них педагогическому мастерству. Назову всех моих учителей, с которыми довелось мне работать – и тех, кто есть – пусть живут долго, здоровья им, и тех, кого уже нет – светлая им память. Евгений Александрович Струнин- мой классный руководитель. У нас, когда я училась он вёл черчение и немецкий язык, а также был папой моей подруги Ирины.

А в моёмклассе, где я была классным руководителем, он вел немецкий язык. Я посещала уроки своих учеников и было так интересно и занимательно. Однажды на урок Евгений Александрович принёс куклу Буратино и от его имени вёл с ребятами диалог на немецком языке. Все были в восторге и отлично общались. С Евгением Александровичем мне было легко и приятно общаться. Он очень много всего знал и любил делиться своими знаниями, обсуждать, спорить… Альбина Николаевна Щербакова – моя учительница географии. Сколько хороших советов она мне дала! Педагог с большой буквы – грамотный, тактичный, строгий и добрый. Каждый посещаемый ею урок превращался в урок для меня – спасибо ей большое.

Довелось работатьи с Тамарой Михайловной Кореневой, Анатолием Фёдоровичем Пчёлиным, Валентиной Ивановной Пименовой, Галиной Ивановной Игнашовой –мои школьные учителя и мои наставники в педагогической деятельности. В эти же годы в школе работалии молодые педагоги – Бардинова Татьяна Геннадьевна и Богданова Надежда Викторовна. С Татьяной мы учились в одном классе, а Надежда из параллельного.На год младше нас была Лашинина Любовь Васильевна.

Присутствие знакомых молодых учителейтоже вселяло уверенность. Вспоминаю свои классы, в которых у меня было классное руководство. В одном четыре года – до выпуска из 8-го класса, в другом один год. Выпускники89-го в ноябре пригласили меня на встречу, прошло 25 лет как они окончили школу. Много вспоминали из школьной жизни. За эту нелёгкую работу – собрать всех вместе – взялась СветланаЛегостова. Получилось всё отлично и мы все были очень ей благодарны. Кстати, перед этой встречей я решила сделать список своих бывших учеников, и на удивление самой себе вспомнила почти всех, кроме двух девочек, которые учились с нами недолго.

В параллели было три класса и мы активно сотрудничали сТатьяной Ивановной Савиной и Антониной Николаевной Обуховой. Классв котором проработала один год был сильным в учёбе и активным в жизни школы. А как они любили устраивать праздники. Ведущими часто были Оля Пугачева и Аня Залбекова. Сами готовили сценарий, проводили конкурсы, вручали призы…Я была зрителем.Этот класс (ребята и их родители) пригласили меня провести выпускной после 8 класса и я с удовольствиемэто сделала. А ещё помню что в классах было более 30 учеников, что школа работала в 2 смены.

Помню как вела урокисельскохозяйственного труда на пришкольном участке. Он “достался “мне после ТамарыМихайловны и нельзя было её подвести.Выращивали пять сортов картофеля, овощи, помидоры просто на грядке. Помню в лаборантской до середины зимы лежали две огромные оранжевые тыквы. За технической помощью обращались к шефам ПМК-116 – трактор для вспашки, воду для полива выводили на улицу.Совхоз Пудожский помогал семенами и советами.

В те годы в одной группе старшеклассников я вела ещё профиль Лесное дело. Самой приходилось составить программу, искать материал – училась вместе с учениками. Помню поездку в Шалу на лесозавод. Какая славная была у него история, какая мощь. Бывали с ребятами и на лесопосадке. Можетбыло что-то и негативное, но наша память избираеттолько хорошее и это здорово!

Я люблю нашу ПЕРВУЮ школу и всех поздравляю с Юбилеем!!!

Амозова Г.В

Эссе на тему :

« Мои воспоминания о школе»

Наша школа...

А что это значит

Для того, кто связал

С ней всю жизнь?

Для кого-то потёртый задачник

Для кого-то школьный дневник.

И уж дома никак не сидится,

Так и тянет в родной кабинет,

Где листает судьба как страницы,

Дни счастливых и хлопотных лет.

Детство- счастливая пора жизни, когда сказка становится былью, мечты чудесным образом сбываются, а волшебство всегда рядом. Вспоминая своё школьное детство, я как-будто заново проживаю те минуты, когда шла с мамой в 1 класс, такая маленькая и немного растерянная. Как там тебя встретят ?

Для меня школа началась в 1982 году. Первой учительницей была Сатинская Галина Николаевна. Совсем ещё молодой приехала она в наше село, где проучила нас всего один год. Начиная с первого класса, помню то, что мы учились почти всё время с каким-нибудь классом, т.е. были сдвоенные классы. И кто только нас не учил в начальных классах: и Доропеева Екатерина Анатольевна, и Пересыпко Клавдия Алексеевна, и Головачёва Нина Андреевна...

Было такое время, когда учась в средних и старших классах, мы не успевали ещё привыкнуть к одному преподавателю, как приезжал другой. Был такой наплыв математиков, биологов, что всех и не перечислить! Математику у нас вели такие учителя, как Парфенович Георгий Александрович, Пауль Александр Васильевич, Гуренков Виктор Владимирович, Просекова Светлана Анатольевна, Жук Елена Николаевна, Жимирдееев Олег Николаевич. И у каждого своя методика работы. Сейчас такого нет, коллектив учителей сложился стабильный. Класс у нас на протяжении всей учебной деятельности был небольшой: 4 девочки и 3 мальчика, первые всегда старались покомандовать над мужским полом. Класс наш всегда отличался спокойствием, уравновешанностью как на уроке, так и во внеурочное время.

Навсегда остались в памяте Ленинская комната и пионерская, где всегда была открыта дверь и было шумно от детворы. Работала пионерская дружина, все было серьезно, каждый ощущал свое место, востребованность. Как торжественно проходили сборы, линейки: «Знамя внести!» «Знамя вынести». Под звуки барабана и горна все классы строились в актовом зале. Было за честь нести знамя. Вокруг все нарядные, в парадной форме! А когда принимали в пионеры, то нужно было выучить пионерскую клятву наизусть, рассказать ее перед большим количеством народа и при этом еще хорошо учиться. Как это все было трогательно и волнительно! А когда повяжут галстук, чувствуешь, что все стали смотреть на тебя как-то по-другому, по-взрослому. Все эти и пионерские, и комсомольские собрания воспитывали в нас чувства патриотизма, ответственности, коллективизма, умения общаться. В наше школьное время были уроки НВП, где разбирали и собирали автомат и учились стрелять, был урок машиноведения, где Колосов Н.И. учил вождению на тракторе. Как было здорово, нам, девчатам, сесть за руль и мчаться от такого счастья и по кочкам, и по ямкам. Всё хотелось испытать. А каким праздником для нас была копка школьной картошки! Уезжали в поле, заранее договариваясь, кто что возьмет с собой в сумку на обед. После работы рассаживались кто где : кто около березки, кто около телеги и с удовольствием уплетали все, что было из еды.

Классного руководителя постоянного у нас тоже не было. В 6 классе — это был Парфенович Г.А. Помню, как мы еще глупые, несмышлённые решили без него уйти в поход, и когда мы были уже около тока, то кто-то из нас оглянувшись, крикнул : «Георгий Александрович, смотрите он нас догоняет! Мы побежали вперёд, а он за нами. Конечно, потом было стыдно. Очень был он добрый и терпеливый человек. Затем классной мамой некоторое время была Горемыкина Надежда Владимировна, чуть позже Сеничкин Иван Михайлович. А в выпускном классе накануне последнего звонка мы вообще остались без классного руководителя.

Когда говорят у нас в селе о школе, то часто добавляют : «Старая школа, новая школа». Нашей новой двухэтажной школе -40 лет. Возраст солидный, есть что вспомнить, есть, что рассказать. Около 400 ребят выпустила она из своих стен, открыв двери в неизведанный мир. Вспоминая свою школу, нельзя не сказать добрых слов в адрес нашего директора Трухмановой Лидии Сергеевны. Своим строгим, но в то же время добрым взглядом, она учила нас понимать и видеть хорошее, её справедливые замечания воспитывали в нас честность, порядочность, ответственность во всём. Помню, начиная с младших классов мы с раннего утра спешили в школу, чтобы не опоздать на зарядку, которую делали и малыши и старшеклассники вместе. А помогал нам не лениться её делать очень подвижный Башков Н.Ф., который мог и пошутить и пошерстить кого следует. На уроках труда мы с ним часто ходили за лозой, делали и девчонки, и мальчишки мётлы, различные предметы для дома. А ещё он очень любил говорить о присходящей в то время в стране перестройке. И мы посмеивались украдкой, когда он нас пытался немного поругать, если мы что-нибудь ни так сделали : «В стране перестройка и надо каждому перестраиваться и не валять дурака».

Помнится то, как мы будучи младшеклассниками, после уроков, на колясках собирали по деревне макулатуру. Это были соревнования- кто больше. У всех был такой азарт набрать побольше бумаги и все как шальные бегали из двора в двор в поисках старых газет и журналов. Навсегда останутся в памяти старейшие учителя русского языка и литературы Чудина Фаина Александровна, Погорельцева Мария Павловна, труд учителей, которые столько лет изо дня в день вкладывали в нас не только огромное количество информации, но частичку своей души. Не могу не сказать об Ольге Васильевне Колосовой, которая учила нас в старших классах. По -новому стали изучать литературу (записывать анализ изученных произведений в тетрадях), до неё такого у нас не было. С её приходом оживилась внеклассная школьная жизнь. Почему то больше всего запомнила вечер, который она проводила, посвящённый памяти В. Высоцкого (впервые проходил в клубе) и праздник, на котором соревновались команды, а Ольга Васильевна в качестве призов испекла сама торты, и нам достался торт с ягодами. Учась тогда в школе, работая сейчас в ней, я могу сказать, что Ольга Васильевна -человек огромного трудолюбия и оптимизма. Большая эрудиция и гуманное отношение к людям, помогли ей завоевать авторитет талантливого руководителя не только в селе, но и далеко за его пределами. Она любит детей и не скрывает этого. Никогда не видела её ругающей кого-то. Быть хорошим учителем не просто, надо быть и профессионалом в своём деле, и владеть искусством общения с детьми, и надо быть личностью.

Человек живёт на земле, пока о нём помнят. А нам есть чем и кем гордиться, есть кого помнить. Жизнь не стоит на месте, но школьные годы- это всегда самые лучшие годы. Самая прекрасная пора! И пусть позади детство, школьные шалости, шумные перемены, невыученные иногда уроки, но всегда с тобой будут твои самые счастливые школьные годы.

Выпускница 1992 года Чумакина Ирина (2010 г.)

От школы у меня остались сложные и противоречивые чувства.

На моих глазах возводилось на окраине посёлка, у леса, огромное четырёхэтажное здание. Помню, как регулярно ходили на стройку, как в 1956 году это величественное сооружение наполнилось детскими голосами. Мне очень хотелось тоже стать красавицей-ученицей, носить белый фартук, банты, портфель!

Ожидание чуда живёт в каждом первокласснике. Школа представляется страной сказочной, радостной, наполненной только добром и улыбками. Но год от года восторгов становится всё меньше; трудовая повинность – вот что испытывает основная часть учащихся, а слова благодарности звучат как дань традиции, хорошего тона.

Я пошла в школу в 1957 году. Таким образом, моя школьная жизнь пришлась на конец 50-х и разгар 60-х годов. Событий много было. Подробно обо всём не расскажешь. Мы видели первые искусственные спутники Земли. Орали от радости в день полёта Юрия Гагарина прямо на уроке. Прекрасно знали биографии первых космонавтов.

Слушали героические истории о покорении целины. Были примерными октябрятами с самодельными красными звёздочками на груди, активными пионерами. Встречали кубинских революционеров песней «Куба – любовь моя!». Участвовали в митингах за мир во всём мире.

Когда началось хрущёвское объединение города и села, были свидетелями создания при школе кролиководческой фермы. За животными ухаживали старшеклассники, а мы, мелюзга, млели от запаха травы из клеток испуганных животных. Эксперимент по трудовому обучению на живых объектах природы продлился недолго. В один прекрасный день клетки опустели, а затем были сломаны.

Мы были очевидцами внедрений в нашу лексику слов «культ личности», «волюнтаризм».

Очень стремились в комсомол, особенно хотели получить комсомольские билеты в райкоме ВЛКСМ, в первых рядах строителей коммунизма. Искренне верили, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В отличие от пионерской и октябрятской организации комсомол в нашей школе был весьма вялой структурой. Политическая активность к старшим классам заметно поубавилась у всех моих одноклассников.

Сейчас принято вспоминать о прошлом с новых идеологических, общественно-политических установок. Зачем? Не хочу ничего лакировать и чернить тоже не хочу. Все поколения проходят этапы наивного взгляда на жизнь, утраченных иллюзий, открытий. Такова се ля ви.

Детство было счастливым, наполненным верой в лучшее.

Школа моя существует до сих пор. Ветшает потихоньку, как и все образовательные учреждения той поры. Ничего не осталось от прекрасного яблоневого сада, от учебного огорода, от учебных мастерских, где мы наравне с мальчиками строгали указки, делали скворечники. «На труды» ходили в аккуратных тёмно-синих и чёрных халатиках. Мальчики надевали береты, а девочки – косынки.

С каким энтузиазмом мы делали всё, что нужно было Родине! Собирали металлолом для металлургического завода, жёлуди для лесхоза, макулатуру для новых учебников. Посадили сотни берёз на окраине посёлка, превратив безобразный овраг в чудесную рощу. (Правда, последующие поколения замусорили эту территорию, сделали под ветвями берёз свалку бытовых отходов.)

Посетить больного одноклассника на дому, а особенно в больнице, считалось священным долгом.

Отдельная песнь – поездки в колхоз на уборку урожая! Уроки отменялись! Ездили только в хорошую погоду. Эти солнечные дни на полях были наполнены несказанной радостью от свободы, от обилия воздуха, осенних ароматов земли, от непринуждённых разговоров, смеха, шуток.

Незамысловатые «тормозки», диковинные китайские термосы, морковь, хрустящая, свежая, прямо с грядки, кучи ботвы, на которых можно валяться и глядеть в небо. Школа с её партами, со строгим директором, с журналом оценок твоего ума – всё где-то далеко-далеко. Усталость в молодом теле проходит быстро. В автобусе снова хохот, песни непатриотического содержания, типа «Люблю я Машку, эх она каналья, люблю её и больше никого!..» Особенно драгоценно, важно – это разрешение от правления колхоза на ведро картошки в качестве оплаты труда (через день!).

А кто из нынешних школьников ходит в походы по родному краю? Большинство из них слабо представляют этот край, не любят его и не мечтают в нём жить. Двух-трёхдневные походы были нормой летних каникул. Именно тогда зарождались в наших душах поэтические настроения, охватывало желание петь тихие, душевные песни, романсы, читать стихи. Нам 10-12 лет, кругом необъятные просторы, поля, перелески, ручьи, овраги, разрушенные церкви, деревушки, стада животных, море цветов, запахов. Идём с песнями или еле плетёмся, ощущаем себя героями и с удовольствием падаем на траву от усталости.

Привал. Костёр – главный друг любого туриста. Таскаем воду, дрова, готовим чай в ведре, макароны с тушёнкой. Ничего вкуснее нельзя было представить. Это тебе не кислые котлеты из школьного буфета. Запах нашей кухни, костра разносится далеко-далеко! Ощущаем себя взрослыми, самостоятельными. Во главе похода наша классная руководительница и учитель физкультуры. Двое взрослых с двумя десятками детей! Никто не боялся за свои жизни, как и не боялся ночного леса. На детей с рюкзаками смотрели с уважением. Деревенские женщины угощали нас парным молоком, а один председатель колхоза за наш трудовой десант по прополке нескончаемых грядок свёклы подарил нам огромный-преогромный кусок говядины. Жаркое умяли в один присест. В походах наша классная (она была биологом-химичкой) учила нас ботанике, рассказывала об особенностях почв и рельефа. Мы ловили насекомых, собирали цветы для своих первых гербариев.


От автора блога . Это был рассказ . Немного я допишу и от себя. Фотография в начале поста - это моя школа, в которой я проучилась все десять лет. Мои школьные годы были по времени позже, но в этом воспоминании я прочитала очень много похожего на наши. Правда, был наполнен одиночеством. Но потом ожидания тоже были радужными, металлолом, макулатуру собирали, участок пришкольный (огородик) тоже был. А колхоз, правда, можно назвать песнью - как мы любили туда ездить! Фотография девочек моего класса на уборке свёклы. И холодно же в тот день было, помню до сих пор, а разве заметно: один хохот и веселье.



Хорошо помню посещения больных дома. Мы собирали немного общих денег, покупали угощение и шли навещать. Однажды заболела Галя. Мы купили ей какую-то вкусную выпечку и пока дошли до её дома, то почти половину гостинца съели. Маме нашей заболевшей одноклассницы мы кое-как объяснили отсутствие части булки своим чувством голода и она лишь улыбнулась на наши слова и покивала головой. Она понимала, это нас успокоило! Давно нет той мамы, девочка Галя уже бабушка, а я всё помню этот случай, эту хорошо покусанную булку.

"Куба - любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня,
Куба - любовь моя!"

Песню эту тоже знаю. Правильно ли вспомнила? По-моему, мои родители разучивали её вместе со мной. По школе я песню не знала, и мои одноклассницы её не пели.

А вот с походами я как-то не знакома. Помню только однодневные. Чтобы в палатках ночевать - нет, не было... или я не ходила?.. Гербарии собирали - это были задания для уроков природоведения!

Знали всех первых космонавтов, их тогда можно было по пальцам пересчитать. И было то, что я очень верила в коммунизм. Это правда.

Ваши школьные годы... Вы помните их?