Для чего нужны упражнения с гимнастическим мячом? Упражнения с мячом: для пресса, для спины, для похудения. Упражнения для детей с мячом

Для чего нужны упражнения с гимнастическим мячом? Упражнения с мячом: для пресса, для спины, для похудения. Упражнения для детей с мячом

Консультация для родителей. Игры и упражнения с мячом на прогулке

Консультация для родителей ДОУ. Тема: "Не забудь с собою мяч"

Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №90», город Череповец.
Описание материала: Данная консультация поможет организовать прогулку родителей с детьми. Разработку можно использовать для проведения бесед и консультаций с родителями. Игры и упражнения рассчитаны для детей от 3 до 5 лет.

Цель: Формирование интереса у родителей к совместным прогулкам с детьми.
Задачи:
Развивать потребность к двигательной активности через упражнения с мячом.
Упражнять детей действовать с мячом (бросать, ловить, катать)
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни.

Порой, сходить на прогулку с ребёнком, для родителей означает просто посидеть на скамейке, пообщаться с другими родителями, краем глаза приглядывая за детьми, которые крутится рядом. Между тем, прогулка - это прекрасный повод для совместных игр и физических упражнений. Для этого не забудьте захватить с собою на прогулку мяч.
Игры с мячом – не только интересное занятие, они развивают координацию движений, моторику, глазомер, повышают общую двигательную активность.
Существует множество видов игр и упражнений, которые учат ребёнка владеть мячом, бросать его из разных положений и ловить разными способами. Почти все упражнения можно приспособить для детей разного возраста. Усложнять упражнения необходимо от степени физического развития и подготовленности детей. Идеальное место для игр – это зелёная лужайка, но подойдёт и игровая площадка.

1. «Тебе - мне»
Из разных положений (сидя, стоя) катать мяч друг другу разными способами (двумя руками, поочерёдно правой и левой рукой)
2. «Карусель»
Из положения стоя или сидя спиной друг к другу передавать мяч из рук в руки.
3. «Не урони мяч»
Участники встают лицом друг к другу, мяч бросают двумя руками от груди, стараясь не уронить его. Постепенно увеличивать расстояние. Затем, можно усложнить задание – бросать мяч поочерёдно правой или левой рукой от плеча.
4. «Хлоп-скок»
Игроки встают напротив друг друга на расстоянии от 3 метров. Бросают мяч от груди двумя руками с ударом об пол.
5. «Арка»
Первый участник с мячом стоит спиной ко второму, ноги на ширине плеч, наклонившись вперед, прокатывает мяч назад между ног. Второй участник ловит мяч, затем оба переворачиваются и повторяют упражнение.
6. «Жонглёр»
Подбрасывание мяча вверх из положения стоя и ловля его двумя руками. Учиться ловить мяч мягко, стараясь не прижимать к груди. Можно посоревноваться «Кто выше».
7. «Попади в круг»
На земле чертится круг (можно использовать обруч), в который игрок старается попасть мячом одной рукой от плеча. Задача партнёра – поймать мяч.
8. «Мюнхгаузен»
Прыжки с мячом. Мяч зажат между коленями, руки на поясе.
9. «Зайчик»
Взрослый берёт ребёнка за руки. Держась за руки ребёнок прыгает через мяч.
10. «Удар с разбега»
Ребёнок разбегается и ударяет внешней стороной стопы по мячу. Стараясь, чтобы мяч улетел как можно дальше.

Упражнения с мячом позволяют развить у малышей выносливость, инициативу, самостоятельность, чувство времени. Кроме того, упражнения с мячом способствуют развитию мышц плечевого пояса, корпуса, рук, улучшают координацию движений, а также ритмичность и точность движений. И, что немаловажно, упражнения с мячом позволяют делать все это в игровой форме!

Упражнения с мячом – польза для младенцев

Малыш, еще не умея ходить, уже проявляет интерес к манипуляциям с разными предметами. Он любит их бросать, катать, пробует забросить в корзину или ящик. В возрасте 6-9 месяцев малыш старается научиться самостоятельно сидеть и стоять без опоры. В этом периоде особо уместно использование упражнений с мячом для развития мышц спины и ног.

В большинстве упражнений с мячом для детей до 3 лет используют надувной фитбол диаметром 45-55 см в диаметре. Такой мяч легкий и не может нанести травм ребенку, и к тому же малышу (да и взрослому) удобно его брать.

Упражнения с мячом для ног (для малышей в возрасте 6-9 месяцев)

Положите ребенка спиной вниз на коврик. Пока малыш лежит на спине, подкатите ему под ноги мяч. Приближайте фитбол к ногам ребенка так, чтобы малыш отталкивал его. Побуждайте ребенка отталкивать мяч, пока ему не надоест.

После небольшого перерыва перейдите к следующему упражнению с мячом.

Положите малыша спиной на мяч. И, удерживая ноги ребенка за голени, пригните их к его груди. Затем, откатывая мяч, выпрямите ноги малыша. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнения с мячом для спины (для малышей в возрасте 6-9 месяцев)

Упражнения с мячом отлично укрепляют мышцы туловища. К тому же малыши, как правило, с удовольствием их выполняют.

Положите ребенка животом на мяч так, чтобы его руки свисали вниз. Станьте чуть сзади малыша рядом с мячом, и, слегка прижимая ребенка к мячу за талию и бедра, начинайте катать мяч на себя и от себя. Комбинируйте это движение с круговыми движениями, с движениями вправо-влево, вверх-вниз.

Проделайте то же самое, положив ребенка спиной на мяч.

Обхватите ребенка под подмышки или за талию и, осторожно опуская, попытайтесь поставить его ножками на мяч. Затем, постепенно опуская малыша, усадите его на мяч. Повторите несколько раз.

Упражнения с мячом для детей от 9 месяцев до 3 лет

В этом возрасте дети начинают ходить без опоры, уверенно бросают предметы, пытаясь попасть в цель. Время начинать упражнения с мячом для развития координации и меткости малыша.

Посадите ребенка на мяч подходящего размера (так, чтобы он мог опираться ногами о пол). Разложите перед ним с десяток маленьких мячиков. На расстоянии 60 см поставьте ведерко или коробку. Покажите ему, как нужно бросать мячики в ведерко. Пусть попробует делать это, пытаясь удержаться на большом мяче. На первых порах можно придерживать ребенка за талию.

Посадите ребенка на фитбол так же, как в предыдущем упражнении с мячом. Затем поднимите над головой малыша игрушку. Задача ребенка – постараться ее достать, пружиня на мяче и при этом сохраняя равновесие.

Упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста

В этом возрасте дети без проблем совершают сложные координированные движения и начинают логически осмысливать свои действия. Поэтому упражнения с мячом для дошкольников старшего возраста должны не столько способствовать развитию определенных групп мышц (для этого скорее подойдут ) сколько развивать общую моторику, умение быстро ориентироваться в пространстве и времени.

Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность.

Самые простые и увлекательные для ребенка упражнения с мячом, хорошо развивающее ловкость и быстроту реакции – это «набивание» мяча о стену или пол. Для них нужно использовать небольшой легкий мяч до 20см в диаметре.

Обучая ребенка выполнению упражнения с мячом «набивание о стену», поставьте малыша в метре от стены. Пусть он сначала просто пытается ловить мяч, отскакивающий от стены. Если у ребенка это хорошо получается, упражнение можно усложнить. Теперь мяч нужно ловить тогда, когда он ударится о пол после соприкосновения со стеной.

Затем пусть ребенок попытается отбивать мяч, не хватая его. Только вначале покажите малышу, как мяч нужно правильно отталкивать. Для начала можно делать это двумя руками, как при игре в волейбол.

Усложняя упражнения с мячом, предложите ребенку отталкивать мяч одной рукой, как в баскетболе. При этом важно приучить ребенка отбивать мяч поочередно правой и левой рукой (хотя детям, конечно, удобнее делать это «ведущей» рукой).

Чтобы научить ребенка не сходить с места при выполнении этого достаточно сложного упражнения с мячом, вокруг ног маленького спортсмена можно описать линию мелом и условиться, что ребенок постарается не заступать за нее.

Что касается более простых упражнений с мячом, то для развития координации движений и сноровки хорошо подходят и подбрасывания мяча вверх. Выполнение этого упражнения не требует специальной подготовки или особых условий. Ребенка ставят в устойчивую позу, ноги на ширине плеч. Малыш как можно выше подбрасывает мяч и пытается поймать его.

Примерный комплекс упражнений с малым (теннисным) мячом

1.И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1. – Поднять руки вверх, прогнуться. 2. – Сгибая руки, коснуться мячом шеи.3. – Выпрямить руки вверх, присесть. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

2.И. п. – ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке, повернутой ладонью вниз. 1 – 2. – Выпустить мяч из руки и после отскока, поворачивая туловище налево, поймать мяч правой рукой. То же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.

3. И. п. – лежа на животе, мяч в обеих руках вверху. 1 – 2. – Прогнуться, руки с мячом за голову. 3 – 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

4. И. п. – основная стойка, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять левую ногу вперед. 2. – Ударить мячом о пол под ногой так, чтобы мяч отскочил немного вправо. 3. – Опуская ногу, поймать мяч правой рукой. То же под другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

5. И. п. – сидя, ноги прямые, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять прямые ноги и, опуская руки, переложить мяч под коленями из левой рукивправую.2. – Опустить ноги, руки в стороны (мяч в правой руке). 3 – 4. – То же, перекладывая мяч из правой руки в левую. Повторить 6 – 8 раз.

6. И. п.– ноги шире плеч, руки вперед, мяч в левой руке. 1. – Разжать пальцы, выпустить мяч из левой руки и, быстро приседая, поймать его двумя руками у самого пола. 2. – Выпрямиться. То же правой рукой; то же, ловя мяч одной рукой. Повторить 6 – 8 раз.

7. И. п. – упор лежа, мяч на полу между руками. 1. – Взять мяч левой рукойи, поворачивая туловище налево, в упор лежа боком, поднять левую руку с мячом вверх. 2. – То же правой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

8. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1. – Поднять вперед левую ногу, правая рука вперед, мяч на ладони левой, отведенной в сторону. 2. – Присесть на правой ноге, удерживая мяч на ладони. 3. – Встать, удерживая мяч на ладони. 4. – И. п. То же другой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

9. И. п. – стоя, зажать мяч между ступнями. 1. – Прыгнуть, подбросив мяч ногами вверх – вперед, и поймать обеими руками. 2. – И. п. То же, поочередно ловя мяч каждой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

10. И. п. – основная стойка, мяч у груди в обеих руках. 1. – Руки вверх, подняться на носки, прогнуться.2. – Руки на грудь. 3. – Наклониться вперед, руки внизу, коснуться мячом пола. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений с малыми (теннисными) мячами для учащихся 2-4 классов.

  1. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. 1. Бросить мяч вверх. 2. Поймать мяч левой рукой. 3. Бросить мяч вверх. 4. Поймать правой рукой. Повторить 4-6 раз.
  2. И.п. – основная стойка, мяч в левой руке. 1. Бросить мяч в пол перед собой. 2. Поймать после отскока правой рукой. То же доугой рукой. Повторить 5-7 раз.
  3. И.п. – основная стойка, мяч в левой руке внизу. 1. Бросить мяч высоко вверх. 2. Хлопнуть в ладоши. 3. Поймать мяч правой рукой. То же другой рукой. Повторить 6-8 раз.
  4. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. Ходьба в медленном темпе, подбрасывая мяч вверх и ловя ладонью сверху, снизу правой рукой. То же чередуя левую и правую руку. Выполнить 25-30 сек.
  5. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. 1. Бросить мяч вверх, поднять левую гону вперед. 2. Хлопок в ладони под ногой. 3. Поймать мяч двумя руками. 4. И.п. то же другой ногой, ловя мяч одной рукой. Повторить 4-5 раз.
  6. И.п. – основная стойка, мяч в левой руке. 1. Выпад влево, руки вверх, переложить мяч в правую руку. 2. Приставить ногу, руки вниз. То же в другую сторону. Повторить 7-9 раз.
  7. И.п. – основная стойка, мяч внизу в левой руке. 1. Бросить мяч в пол сзади с поворотом туловища направо. 2. Поймать мяч после отскока правой рукой. То же dв другую сторону. Повторить 6-8 раз.
  8. И.п. – ноги вместе, мяч внизу в левой руке. 1-3. Рвновесие на левой ноге, мяч в прямых руках впереди. 4. И.п. то же на правой ноге. Повторить 3-4 раза.
  9. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. Подпрыгивая на носках, поочередно ударять раскрытыми ладонями о мяч так, чтобы он отскакивал от пола не выше пояса. (30-50 сек).
  10. И.п. – ноги врозь, мяч внизу в руках. 1. Наклониться вперед, положить мяч сзади как можно дальше. 2. Выпрямится. 3. Наклониться вниз, взять мяч. 4. И.п. Повторить 4-6 раз.

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики.

Одна из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики.

Упражнения на фитболе также эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребенка двигательного навыка - прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка.

Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:

Учиться правильно сидеть на фитболах;

Учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;

Научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;

Укреплять различные группы мышц;

Формировать и закреплять навык правильной осанки;

Тренировать способность удерживать равновесие;

Учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;

Побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет - 20-25 минут, с детьми 5-6 лет - 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

«Золотые правила» фитбол-гимнастики:

Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

  • Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие - либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
  • Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
  • Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
  • Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  • Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
  • При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
  • Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  • Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
  • На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  • Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
  • Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

Механизмы физиологического воздействия упражнений на фитболе на организм ребенка

В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач.

Мячи большого диаметра - фитболы - появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся. Для детей 3-5 лет диаметр 45 см, от 6-10 лет - 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

Цветовое оформление помещения, в которых дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми, существенно отличается от комнат, где дети отдыхают. Интерьер игровой комнаты или спортивного зала, выполненный яркими цветами и оборудованный спортивными снарядами, будет стимулировать творческую и игровую активность детей.

Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая - возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник.

Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Выполнение упражнений в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Этапы освоения детьми упражнений с использованием фитболов

1-й этап.

Задачи этапа и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

Отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

Передача фитбола друг другу, броски фитбола;

Игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

Сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

Сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:

а) повороты головы вправо-влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхности фитбола;

д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.

Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

И.п. - упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;

присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

И.п. - лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

И.п. - лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.

Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

И.п. - лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.

Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Организационно-методические указания к занятиям на фитболах

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся дети с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

2-й этап.

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;

в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.

Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

ходьбу на месте, не отрывая носков;

ходьбу, высоко поднимая колени;

из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

приставной шаг в сторону:

из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;

поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

наклониться вперед, ноги врозь;

наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

И.п. - лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

И.п. - лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи - над кистями.

В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

И.п. - лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения - руки за голову.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

Организационно-методические указания.

При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!

Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

то же упражнение выполнять, сгибая руки;

стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом - на средней линии лопаток;

сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;

И.п. - то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;

И.п. - то же, выполнять одновременно од-ноименной рукой и ногой.

4-й этап.

Задача этапа и ее реализация:

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

И.п. - в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

И.п. - то же, но опора на фитбол одной ногой.

Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

И.п. - то же, ноги вверх.

Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.

Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.

Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

В последнее время в продаже появились специальные мячи, предназначенные для выполнения гимнастических упражнений. Причем такой мяч или как его еще называют – фитбол, может использоваться всеми членами семьи: мамой – для приведения в норму фигуры после родов, детьми постарше – для игр, но наибольшую пользу такие занятия могут принести все же новорожденным.

В первую очередь упражнения на мяче развивают у грудничков вестибулярный аппарат. А это очень важно для малыша первого года жизни. Предлагая ребенку этакое «пассивное» плавание на данном тренажере, вы тем самым воспроизводите его модель поведения у себя в животе, но в этом случае малыш дополнительно получает еще кинестетические, вестибулярные и зрительные ощущения. Занятия на фитболе расслабляют все группы мышц, в том числе и живота, в результате улучшается пищеварение и малыша реже беспокоят младенческие колики. Постоянные тренировки положительно сказываются на работе мышц спины, они укрепляются, а позвоночник приобретает большую силу и гибкость.

Ну а самое главное – упражнения на мяче очень нравятся детям, а что может быть важнее довольной и счастливой рожицы своего чада?

Что нужно знать перед тем, как начинать занятия?

Первый раз познакомить ребенка с этим тренажером можно в возрасте 2-х недель, за это время вы уже успели привыкнуть друг к другу, у вас наладился режим дня, и вы потихоньку начинаете знакомство с окружающим миром. Идеальное время для тренировок – за 1 ч до или через 1 ч после кормления. Не старайтесь сразу выполнить весь комплекс занятий, дайте малышу время адаптироваться. Для начала можно показать ему два-три движения и лучше привлечь для тренировок еще кого-то из членов семьи. Помните – излишне тянуть маленьких детей за кисти и стопы нельзя, суставы и сухожилия еще только начинают формироваться, и чрезмерная нагрузка на них может привести к травмам.

Комплекс упражнений на мяче для маленьких детей

  1. Покачивания. Положите малыша на мяч лицом вниз. Придерживая его за спинку, совершайте покачивающие движения в разные стороны, по кругу и назад. Это упражнение простимулирует отхождение газов и станет отличной тренировкой вестибулярного аппарата.
  2. То же самое упражнение, с той лишь разницей, что теперь грудничок лежит на спине. Вы сразу увидите, как малыш пытается встать, напрягая пресс. Вообще фитбол является очень ценным снарядом, помогающим сократить риск микросмещений позвоночника.
  3. Упражнение под названием «Пружинка». Оно больше всего нравится детям. Ребенка нужно снова положить на мяч животиком, удерживая за ножки специальным захватом «вилочка». Легким пружинящим движением надавливайте на попу или спину малыша таким образом, чтобы он подскакивал на фитболе вверх-вниз. Можно перевернуть ребенка на спину и повторить занятие.

Все эти упражнения являются базовыми. Регулярно тренируйтесь так со своим малышом, пока он не достигнет возраста 6 месяцев, после этого можно переходить к более сложным упражнениям. Однако учитывайте настроение малыша, если он капризничает и никак не хочет ложиться на мячик, не настаивайте, возможно завтра он с большим удовольствием приступит к тренировкам.

Комплекс упражнений на мяче для детей постарше

  1. Когда ваш грудничок подрастет и начнет сидеть и даже ходить, вы сможете выполнить упражнение на фитболе под названием «тачка». Положите ребенка на мяч животом вниз. Он будет стараться упереться в него руками, а вы в это время возьмите его ножки в свои руки, как будто везете тачку.
  2. Упражнение «На цыпочках». Попробуйте поставить малыша на мяч, подстраховывая его. На первых порах мяч лучше зажимать у себя между коленей. Усложнить упражнение можно, слегка приподняв малыша, чтобы получилось, как будто он стоит на цыпочках.
  3. «Складочка». Для выполнения этого упражнения ребенка нужно положить на мяч лицом вниз. На счет «раз» прокатить мяч назад и подтянуть к себе малыша за ноги так, чтобы его ножки согнулись в коленях. На счет «два» откатить мяч вперед, чтобы они, соответственно, разогнулись.
  4. «Всадник». Полижите малыша спинкой на мяч, теперь медленно поднимайте, удерживая за предплечья, чтобы он сел. Сохраняя баланс в этом положении некоторое время снова вернуться в ИП.
  5. «Самолетик». Это упражнение предусматривает, что кроха будет лежать на мяче только боком, сначала одним, потом другим. А мама или папа удерживают его за предплечье и голень, совершая при этом покатывающие движения.
  6. «Солдатик». Как только ваш малыш начнет вставать держась за опору, можно использовать в ее качестве мяч. Только этот процесс обязательно нужно контролировать.
  7. Веселая игра «Хватайка». Ее смысл в том, что перед мячом раскиданы игрушки, а ваш малыш должен попытаться захватить одну из них, лежа животом на фитболе. Мама или папа держат его сзади за ноги.

Малыши очень любят мячи, и вы вполне можете использовать такой снаряд и для обычных игр. Не бойтесь идти на эксперименты и хвалите своего ребенка даже за самый на ваш взгляд незначительный успех. Особенно полезны такие занятия детям с неврологией, однако в этом случае лучше посоветоваться со специалистом.