Хотите узнать, как подготовить ребенка 4-6 лет к школе? Играйте с ним! В статье примеры развивающих игр для дошкольников.
Дошкольники играю дома, в детском саду, на детской площадке. Их игры уже более разнообразные, чем у детей 2-3 лет.
Взрослый же может использовать игровой процесс для достижения определенных развивающих, воспитательных и обучающих целей.
Кроме того, играя, ребенок 4-6 лет учится:
ВАЖНО: Теперь в сюжетно-ролевой игре дети играют вместе, а не просто рядом друг с другом
Данный вид игровой деятельности учит ребенка не только действовать, но и чувствовать. Изображая взрослого, он не только выполняет его роль, но и пытается пережить его чувства и эмоции.
ВАЖНО: Пытаясь воплотиться в персонажа сюжетно-ролевой игры, дошкольник учит новые слова, обороты, фразы и выражения. Будто пробуя на вкус, он использует их в игре многократно, с различными интонациями. Речь ребенка развивается невероятно быстрыми темпами
ИГРА НА БЫТОВОЙ СЮЖЕТ «В гости к бабушке»
Что нужно для игры: куклы, одежда, мебель для них, игрушечная посуда, предметы-заместители.
Роли: мама, папа, ребенок (возможно, это будет кукла), бабушка, дедушка.
Ход игры: Бабушка звонит маме, приглашает ее с семьей в гости. Мама объявляет малышу про поездку. Малыш радуется. Они собираются в гости. Тем временем, бабушка (и дедушка) готовятся принимать гостей – накрывают на стол, прочее. Собравшись вместе, семья садится за стол. Они радуются встрече и делятся новостями.
ИГРА ПРО ПРОФЕССИИ «Ситуация на дороге»
Сюжетно-ролевая игра про профессии «Ситуация на дороге».
Нужно: игрушечный руль, жезл регулировщика, свисток, дорожные знаки, предметы – заместители.
Роли: водители транспорта, пешеходы, регулировщик.
Ход игры: В этой игре одни дети исполняют роли водителей различных видов транспорта, другие — пешеходов. Регулировщиком может стать взрослый, тогда у игры появится дополнительный обучающий компонент: в ее процессе малыши ознакомятся с правилами дорожного движения и безопасности на дороге.
ИГРА СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ «Принцесса в замке»
Игра со сказочным сюжетом «Принцесса в замке».
Нужно: корона, игрушечный меч, игрушечная лошадь, предметы – заместители
Роли: принцесса, дракон, рыцарь.
Ход игры: Прекрасную принцессу в замке заточил злой дракон. Она зовет на помощь храброго рыцаря. Тот появляется, сражается с драконом и освобождает принцессу.
Дети в возрасте 4-6 лет играют в режиссерские игры одни, с другими детьми или со взрослыми.
ВАЖНО: Дошкольник должен уметь играть сам. По мнению психологов, тот сказочный, понятный лишь ему одному мир, который он создает в процессе режиссерской игры, позволяет ему переварить, разложить по полочкам получаемую им информацию об окружающем мире. Если родители и учавствуют в этом виде деятельности, их участие должно быть весьма деликатным
У режиссерской игры ребенка 4-6 лет появляются те черты, которых не было ранее:
Как и раньше, для режиссерской игры малышу нужны:
Очень интересный вариант режиссерской игры у дошкольников — кукольный театр. Игрушки и декорации для него можно купить в магазине игрушек или сделать самому. Наверное, многие помнят домашнее выступление кукол, во время которого маленькие кукловоды прятались за накрытыми одеялами стульями.
Если же родители не поленятся, они могут предложить малышу сделать нечто большее из бумаги, картона, пластилина, прочих подручных материалов. Тогда ребенок проявит фантазию и получит удовольствие самого процесса творчества и его результатов.
Спектакли же можно ставить по мотивам сказок:
Дидактические игры обязательно должны быть частью распорядка дня ребенка, который готовится к школе. Играя целенаправленно, организованно, он учится, получает новые знания, закрепляет и старается применять ранее полученные.
По сравнению с той дидактической игрой, которая была в раннем детстве, у дошкольников она обрастает новыми чертами:
ВАЖНО: Играя в такие игры, дошкольник совершенствует знания об окружающем мире (погоде, природе, животных, растениях), себе самом (своем теле, режиме дня, правом – левом), а также учится читать, писать и считать
Как и ранее, дидактические игры у детей 4-6 лет бывают предметными, настольно-печаными и словесными.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Что из чего сделано»
Предметы для игры «Что из чего сделано».
Нужно: мешок, небольшие предметы из дерева, резины, пластика, металла, стекла, других материалов
Ход игры: Взрослый складывает в мешок игрушки и прочие предметы. Ребенок должен подойти к мешку, опустить в него руку, выбрать один предмет и охарактеризовать его по таким параметрам:
В итоге, малыш должен догадаться, что у него в руках и из какого материала оно сделано.
НАСТОЛЬНО — ПЕЧАТНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери куклу на прогулку»
Для дидактической игры «Собери куклу на прогулку».
Нужно: бумажная кукла, одежда для нее, картинки с изображением различных времен года
Ход игры: Перед малышом лежит бумажная кукла-одевайка и различная одежда для нее.
Взрослый предлагает ребенку карточку с тем или иным временем года и говорит: «На улице зима, идет снег. Собери куклу на прогулку!». Малыш должен выбрать ту одежду, которая подходит для зимней погоды. И так далее.
СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мастер-загадкин»
Такие карточки подходят для игры «Мастер — загадкин».
Нужно: изображения животных, игрушек, транспорта, фруктов, овощей, профессий, прочее
Ход игры: Перед малышом стопкой изображением вниз лежат каточки. Он должен переворачивать и пытаться придумать загадки об изображенных на них предметах. При этом он опирается на их свойства и характеристики, проводит ассоциации. Например:
Настольные игры для дошкольников невероятно разнообразны, их в большом количестве предлагают издательские дома и фабрики игрушек. Родителям, в первую очередь, следует обратить внимание на те, которые:
ВАЖНО: Настольные игры для дошкольников часто содержат фишки, кубики, пазлы, прочие мелкие детали. Кажется, что привычка все тянуть в рот у ребенка в этом возрасте осталась в прошлом, тем не менее, родителям лучше присматривать за ним
С дошкольником можно поиграть в такие настольные игры:
Лото «Транспорт».
Пазл для дошкольников «Щенячий патруль».
В процессе подвижной игры дошкольник, как и в раннем детстве:
У детей 4-6 лет подвижная игра становится более сложной и подразделяется на несколько видов:
ПОДВИЖНАЯ ИГРА С СЮЖЕТОМ «Море волнуется»
Подвижная игра для дошкольников «Море волнуется».
Ход игры: Игру лучше проводить в просторной комнате или на улице. Чем больше игроков, тем лучше. С помощью считалки, а их дошкольники любят и учат с удовольствием, выбирают ведущего.
Он произноси знакомые всем с детства слова:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, на месте замри!»
В это время остальные участники кружатся, бегают, танцуют, но после слова «замри» принимают статичную позу, изображая что-либо, связанное с морем. Ведущий должен отгадать, кого же изображают участники. Игра будет разнообразнее, если вместо «морская фигура» говорить «любая фигура».
ПОДВИЖНАЯ ИГРА БЕЗ СЮЖЕТА «Горячие стулья»
Подвижная игра для дошкольников «Горячие стулья».
Ход игры: Эта игра также требует пространства и как минимум 4-5 игроков. Необходимы стулья, их должно быть на один меньше, чем участвующих в игре детей. Стулья ставят спинками друг к другу, дети становятся вокруг них. Взрослый включает музыку.
Пока она звучит, дети бегают вокруг стульев. Взрослый выключает музыку. В это время дети должны сесть на стулья. Тот, кому не хватило места, покидает игру. Перед следующим раундом убирают один стул. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не займет последний стул.
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Кегли и мячи»
Ход игры: Дети, а их должно быть 4-6 минимум, делятся на 2 команды. Они выстраиваются в параллельные колонны по одному человеку, впереди их взрослый выставляет по 5-7 кеглей. В руки первых малышей в колонне взрослый дает мяч.
По его команде малыши должны пробежать между фишками, не сбив ни одной, и вернуться назад, набивая мячи. Они передаю мячи следующим игрокам, которые продолжают эстафету. Побеждает та команда, игроки которой закончат эстафету первыми.
СПОРТИВНАЯ ИГРА «Футбол»
Ход игры: Дети делятся на команды из равного количества человек. Если нет настоящего маленького футбольного поля с воротами, они будут импровизированные. Действуя по правилам футбола, команды должны забить соперникам как можно больше голов.
Все развивающие игры подразумевают совместные действия взрослого и ребёнка. Взрослый предлагает ребёнку поиграть и стимулирует интерес к игре.
Все игры проходят по определенным правилам. Причём правила подразделяются на две группы. Первая группа – это как действовать с предметами, последовательность и темп игры. Вторая группа – это правила общения. В такой форме малышу легче осознать, что организованным и собранным нужно быть и вне игры.
Показателем того, что игра понравилась ребенку, является просьба повторить и самостоятельные игровые действия. Игры обязательно должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям конкретного ребенка, так как у каждого малыша свой путь развития. Недопустимо «перепрыгивание» через этапы развития. Задания должны идти от простого к более сложному. В развивающих играх, при соответствующей подготовке со стороны взрослого, ребенок может самостоятельно двигаться вперёд. Ему могут быть под силу такие задания, с которым не каждый взрослый справится.
Развивающие игры будут бессмысленны, если они не опираются на то, что уже умеет или любит делать ребёнок. Например, дети в три года любят бегать. На основе этого им можно предложить определенные развивающие игры.
Чтобы игры развивали, нужно отказаться от принуждения. Если ребёнок не хочет играть, подумайте, как его увлечь. Обязательно хвалите его за любой успех. В развивающих играх нельзя требовать запомнить какую-либо информацию. Если малышу она будет нужна, то он запомнит её самостоятельно. Главное, увлечь ребёнка.
Играть с ребёнком в блоки можно начать с двух летнего возраста. Сначала детей просят выполнить простые задания, например, найти такую же фигуру по размеру, цвету и т.д. в приложении к игре вы найдете большое количество заданий. Детям старшего возраста задания напечатаны на карточках, где все признаки обозначены определенными символами. Например, размер – это домик, большой или маленький.
Палочки представлены в большом количестве (116, 241). Они различны по длине – от одного до десяти сантиметров, также в наборе десять цветов палочек. Каждая палочка обозначает определенное число. Каждое число может быть представлено набором палочек. Самое маленькое число – это один, оно обозначается белым кубиком с длиной один сантиметр. Голубая палочка – это число три. Три можно ещё представить как три белых кубика, или кубик и палочка, обозначающая число два.
Задания представляют собой постройку ковра с определенным узором или дорожки, а также выкладыванию картинки по образцу. В процессе игры дети запоминают цвета, размеры, числа и учатся их соотносить.
Многие родители жалуются на то, что детские психологи много говорят о важности раннего развития ребенка, но мало дают практических советов в этой сфере. Что ж, давайте вместе разберем примеры развивающих игр , которые вы легко сможете использовать без посредничества педагогов.
Во-первых, всем детям без исключения нужно общение со сверстниками. Но этому, как и многому другому, нужно учиться. Самой простой игрой для решения этой задачи может стать обыкновенный хоровод. Так как для общения нужно минимум два человека (а лучше, конечно, чтобы детей было больше), необходимо создать обстановку группового взаимодействия. Итак, детям предлагается, взявшись за руки образовать кружок вокруг игрушечного кота. Медленными шагами, взрослый вместе с детьми, идет по кругу, проговаривая стихотворение:
Котик наш котик,
Мягкий животик.
Пушистенькие лапки,
А в лапках царапки.
Мы хотим с тобой поладить,
Дай скорей тебя погладить.
На последнем предложении дети приближаются к игрушке и ласково ее гладят. Затем, взрослый предлагает кому-либо из детей «побыть котиком», и следующий хоровод идет уже вокруг него. Не все дети с охотой соглашаются гладить своего сверстника. Это и есть момент снятия барьера между собственной личностью ребенка и групповым общением. Такие развивающие игры на социализацию помогают малышам постепенно наладить коммуникацию с другими детьми, что безусловно будет очень полезным в будущем.
Примерами игр на познание окружающего мира, могут послужить различные виды сортировки предметов. Для этого хорошо подойдет раскладывание игрушек по цветам. Перед ребенком ставятся две или три цветные корзинки, например, красная, зеленая и синяя. Малышу нужно положить игрушку в корзину такого же цвета, что и она сама. Постарайтесь, что бы игрушка была полностью однотонная, иначе это может дезориентировать ребенка. Хорошим вариантом будет использование небольших разноцветных мячей. Такая игра будет способствовать запоминанию цветов и формированию логического мышления. Когда ребенок освоит цвета, игру можно усложнить и предложить ему сортировать пуговицы и нанизывать их в определенной последовательности на мягкую медную проволоку.
Развитию мелкой моторики могут послужить игры с различными видами шнуровок, которые можно сделать своими руками. Для создания такой игрушки лучше взять за идею, что-то давно знакомое ребенку, например, яблоко. Кусок плотного картона обклеиваем с двух сторон цветной бумагой желтого, зеленого или красного цвета. Вырезаем из него форму яблока, а по краям, равномерно, на расстоянии 1 см друг от друга, дыроколом проделываем отверстия. В каждом доме найдется ненужный шнурок от старых ботинок или же можно отправится в швейный магазин и купить красивые цветные шнурки. Завязываем конец шнурка на одном из отверстий. Теперь следует попросить ребенка продеть шнурок через все яблочко. Такое занятие направлено не только на тренировку мелкой моторики, но и развивает способность ребенка к концентрации.
Коротко остановимся на классификации развивающих игр-заданий
Игра «Нанизывание».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.
Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
Игра «Сравни предметы».
Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.
Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.
Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например:
Игра «Кто кем был или что чем было».
Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.
Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?
Игра «Назови как можно больше предметов».
Цели: активизировать словарь; развивать внимание.
Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают.
Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.
Игра «Подбери рифму».
Цель: развивать фонематический слух.
Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шел жучок,
Песню пел в траве… (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
Игра «Назови части предмета».
Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.
Описание: воспитатель показывает картинки:
1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.
2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.
Цель: развивать слуховое восприятие.
Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя.
Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Примерный материал:
Игра «Угадай звук».
Цель: отрабатывать четкость артикуляции.
Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
Игра «У кого хороший слух?».
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.
Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.
На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Игра «Кто в домике живет?».
Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л].
Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’].
Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Игра «Кто больше?».
Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Игра «Вертолина».
Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь.
Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
Игра «Лого».
Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет.
Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
Игра «Цепочка».
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д.
Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Игра «Где спрятался звук?».
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Игра «Где наш дом?».
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.
Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.
Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Игра «Чудесный мешочек».
Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его.
Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Игра «Телеграф».
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город».
Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.
Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Игра «Будь внимателен».
Цель: закреплять умение различать предметы по цвету.
Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.
Описание: дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы.
Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх.
Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.
Игра «Сравни и заполни».
Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.
Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур.
Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру.
Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.
Игра «Заполни пустые клетки».
Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.
Описание: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса.
Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
Игра «Чудесный стаканчик».
Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.
Описание: на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает.
Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».
Игра «Праздник в зоопарке».
Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.
Игровой материал и наглядные пособия: мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).
Описание: поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить».
Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).
Игра «Длинномер».
Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».
Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги.
Описание: педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине.
Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.
Игра «Пройди в ворота».
Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.
Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов.
Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».
Игра «Разговор чисел».
Цель: закреплять прямой и обратный счет.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.
Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?
Игра «Не зевай!».
Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.
Игровой материал и наглядные пособия: числовые карточки, фанты.
Описание: детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять.
К пяти годам первый кризис личности уже прошёл, и ребёнок начинает жадно познавать окружающий мир и хочет на равных участвовать во взрослой жизни.
Это тот период, когда нужно заинтересовать его окружающим миром, удовлетворить любопытство и одновременно подготовить ребёнка к школе.
Пропорции позвоночника в этом возрасте становятся такими же, как у взрослых, но кости ещё очень гибкие. Поэтому особенно важно следить за осанкой ребёнка. Силовые упражнения (включая ситуации, когда ребёнок хочет помочь донести продукты из магазина) нежелательны, потому что они могут принуждать к искривлённой позе.
Крупные мышцы развиваются быстрее мелких. Детскими пальчиками ещё неудобно правильно держать ручку, зарисовывать большие плоскости, выполнять кропотливую мелкую работу, поэтому ребёнок может часто переключаться с одной деятельности на другую.
Все сенсорные способности детей усиливаются. Не давайте ребёнку сильно склоняться над столом при рисовании: напряжение зрения может вызвать близорукость. сейчас тоже чрезвычайно чувствительны. Именно поэтому в детских подготовительных группах детей приучают сидеть тихо: дело не только в дисциплине, но и в том, что постоянный гул может перегрузить слух.
Пятилетние дети легковозбудимы. Если не загружать ребёнка физической деятельностью при играх, в спокойной обстановке возбудимость может проявляться в бурных эмоциональных реакциях, суетливости, неусидчивости. Поэтому важно, чтобы ребёнок достаточно много ходил и бегал.
В этом возрасте «хочу» начинает подчиняться «надо» или «нельзя». Именно сейчас вам следует проявить все свои педагогические способности.
Со сверстниками дети начинают делиться по общим интересам, их разговоры становятся содержательнее и дольше. Но ещё более важны контакты со взрослыми. Ребёнок хочет почувствовать одобрение и уважение к себе, как к самостоятельной личности. Он склонен высказывать независимые суждения, даже противоречащие вашим указаниям, чтобы понаблюдать за вашей реакцией.
Если ребёнок начал ябедничать - это происходит не «от вредности». Таким образом он даёт вам понять, что понял, как следует поступать в пересказываемой ситуации. Он хочет получить подтверждение того, что понял всё правильно. Следует похвалить его за правильное понимание ситуации, но мягко указать на недопустимость ябед.
Познание мира пятилетнего ребёнка закрепляется в правилах и статусах. Например, ему может быть очень важна последовательность действий (сначала футболка, потом шортики). Он может сделать вам замечание, если вы не помоете руки перед едой. Это не желание «сумничать» - это то, что представляется новому, наиболее правильным.
Пятилетние дети очень внушаемы и подвержены авторитету взрослых. Они стараются во всём подражать родителям, а также тем, кто им нравится: другим старшим родственникам, воспитателям или телезвёздам - в зависимости от того, кто оказывает на них наибольшее воздействие.
Поэтому ваше воспитание не должно ограничиваться словами: вы сами должны быть наглядным примером.
Пятилетний ребёнок считает себя взрослым, снисходительно говорит о времени, «когда я был маленький», и порывается всё сделать сам.
Многие родители сразу же нагружают ребёнка обязательными обязанностями: мол, уже взрослый, пора и помогать. Вместо этого лучше постарайтесь донести до него мысль о том, что работа необходима, и тогда ребёнок будет сам хотеть к ней приобщиться.
В пять лет он ещё не может разделять с вами обязанности на равных, но ощущает он себя именно так. Не нужно упрекать ребёнка, что он слишком медленно режет морковку или плохо протирает пыль: напротив, лучше похвалите его, это даст ему стимул пробовать ещё и развиваться дальше.
Способности к анализу хорошо развивают задания типа «четвёртый лишний», в которых требуется убрать неподходящий предмет. Обязательно просите ребёнка объяснить, почему именно этот предмет он решил убрать.
Словесные игры необходимы для увеличения и тренировки словарного запаса: рифмы, антонимы, по количеству слогов, по последней букве.
Предложите ребёнку посчитать по дороге домой все гнёзда, которые встретятся на пути, или двери всех магазинов, или высотные дома. Объект должен быть легко узнаваемым: люди в красной одежде, собаки, крышки люков. Это развивает внимательность, а заодно обучает счёту.
Игры на внимательность. Разложите на столе несколько предметов, дайте ребёнку их запомнит, а затем уберите один из них, добавьте новый или попросите перечислить их все.
Также в возрасте 5 лет уже можно задавать ребёнку простые
Пять лет - это возраст, когда ребёнок должен как можно чаще играть в компании. Старайтесь проводить с ребёнком много времени и приобщайте его ко всем своим делам, чтобы он чувствовал потребность развиваться дальше, как полноценный член семьи и общества.