Тема: Личность руководителя психологический анализ. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства

Тема: Личность руководителя психологический анализ. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства

Кто вы: исполнитель или руководитель? Какие качества важны для успеха лидера, порталу сайт рассказала Светлана Нефедова , консультант международного кадрового холдинга.

Не секрет, что в компаниях сотрудники делятся на две категории: на тех, кто принимает решения, руководит всеми процессами бизнеса, и тех, кто внедряет эти изменения. Первых называют руководителями, а вторых - исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими личными и деловыми качествами должен обладать руководитель, чтобы направить компанию к росту и процветанию.

Качества лидера одинаковы как для руководителей корпораций, так и начальников небольших отделов. Это то, что помогает справляться с поставленными задачами, успешно строить карьеру и отношения с окружающими.

Основными составляющими успешного руководителя являются три категории качеств:

Личные (психологические) качества - с помощью них завоевывают уважение и авторитет среди подчиненных и вышестоящих коллег;

Деловые качества - умение организовать работу и распределить обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль;

Профессиональные качества - это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу.

Рассмотрим основные личные и деловые качества руководителя. Подчеркну, что пункты, указанные ниже, больше применимы к руководителям в международных компаниях с хорошо организованной системой управления бизнеса, четкими целями и стандартами.

1. Системное мышление является основой личных качеств руководителя. В процессе практической деятельности необходимо уметь мыслить - заранее определять возможные трудности и способы их преодоления. Навык системного мышления помогает охватывать все стороны дела и влияющие факторы.

2. Способность принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде.

В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Руководитель, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.

3. Творческое мышление. Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

4. Результатоориентированность. Успешный лидер быстро реагирует на изменения обстановки, самостоятельно принимает эффективные решения в условиях дефицита времени, последовательно и целеустремлённо добивается поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке.

5. Способность к самоанализу , трезвая оценка своих действий, умение максимально использовать положительный опыт других. Человек должен понимать роль лидера в организации, уметь видеть, какое влияние он оказывает на организацию.

6. Коммуникабельность. Эффективный лидер строит систему коммуникаций в организации, получает надёжную информацию и эффективно её оценивает. Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловые коммуникации с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Он должен контролировать своё поведение - негативное отношение к кому-либо не может влиять на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику срабатывает как дополнительный стимул повышения активности.


7. Лидерство. Руководитель поощряет участие сотрудников в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не эффективна. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

Предоставляет им как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Грамотный руководитель вызывает к себе расположение.

8. Стрессоустойчивость . Современный лидер должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации, быть в какой-то степени хладнокровным. Те, кто не умеет управлять собой, бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

9. Постоянное саморазвитие. Профессионализм - это самовозрастающая величина. Лидер призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

10. Ответственность за свои действия и делегирование. Иными словами, руководитель подает пример окружающим. Стандарты, применяемые для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель делит со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.

Быть лидером достаточно сложно. Не только из-за возлагаемой на него ответственности, но и потому, что во многих коллективах действия и интеллект руководителей оцениваются достаточно скептически. Помимо этого, начальникам приписывают также различные негативные черты характера, например, высокомерие. Однако в большинстве случаев лидеры достойны уважения. Ведь они не родились хорошими руководителями, а приложили немало усилий для достижения цели.

Перед назначением человека на высокую должность, его кандидатура чаще всего оценивается по определенным критериям. Основным предметом дискуссий является наличие определенных навыков и особенностей характера. Разобраться с тем, какими качествами должен обладать руководитель, поможет психология управления. Прежде всего, это будут те индивидуальные характеристики, которые способствуют успешной реализации на руководящей должности. Лишь те люди, которые соответствуют подобным требованиям или могут развить в себе недостающие качества, способны добиться карьерного роста и занять кресло начальника.

Оптимальная самооценка

Сложно стать хорошим начальником, не умея контролировать собственные шаги и действия, а также не оценивая их с критической точки зрения. Необходима правильная самооценка и для комфортных взаимоотношений с коллегами по работе. Начальник, обладающий данным качеством, предъявляет к своим подчиненным адекватные требования. Он знает, какие нагрузки будут для них посильными.

Высокие амбиции

Данную особенность характера можно назвать двигателем, необходимым для успешного продвижения по карьерной лестнице. Вся деятельность, которую выполняет сотрудник с высокими амбициями, направлена на улучшение работы компании. Часто именно это позволяет ему выделиться и получить пропозицию относительно повышения. Важна амбициозность и для тех, кто занимается собственным бизнесом. Ведь при ее отсутствии человек, вероятнее всего, разорится или же останется хозяином мелкого киоска. Хотя у него может быть потенциал стать владельцем супермаркета.

Решительность и настойчивость

Если бояться неудач и всего неизвестного, быть податливым к мнению окружающих – достичь успеха вряд ли получится. Несомненно, все люди переживают, размышляя о потенциальных рисках. Однако преувеличивать свои страхи не стоит. Эффективный руководитель хотя и боится, но будет упорно двигаться к достижению своих планов. Даже если после первых шагов успех так и не приблизится.

Уравновешенность и терпеливость

Начальник, теряющий самообладание и не умеющий контролировать проявления своих эмоций вряд ли будет выглядеть в глазах сотрудников авторитетным специалистом. И наоборот, личные качества руководителя, за которые его всегда будут уважать – это уравновешенность и спокойствие. Энергичный и оптимистично настроенный начальник будет сотрудникам примером и вдохновением для улучшения работоспособности.

Ответственность

Для настоящего лидера ответственность не ограничивается работой. Она также распространяется на весь коллектив. Грош цена руководителю, если он отстраненно себя ведет. Ощущая отчуждение, люди перестанут доверять такому начальнику. Что негативно отразиться на продуктивности рабочего процесса.

Требовательность

Все сотрудники обязаны качественно выполнять определенные задачи. Если же им дать малейший повод для проявления безответственности – нарушится организованность и слаженность работы. Поэтому каждый руководитель должен помнить, что дисциплина в коллективе зависит именно от него. Чтобы указания выполнялись безоговорочно и быстро, хороший управитель дает их ровным и доброжелательным голосом и относится к подчиненным справедливо, но строго. Угрозы и крики – тактика, применять которую не стоит.

Равное отношение

Многие управленцы к сотрудникам относятся по-разному. Нужно помнить, что коллективы этого не прощают. Поэтому не стоит делить людей на любимчиков и обычных сотрудников . Ко всем нужно относиться одинаково.

Уважение и чувство такта

В коллективе почтительного отношения достоин каждый сотрудник, даже обычная уборщица. Людей нужно не унижать, а поддерживать, усиливая их веру в себя. Многие единогласны во мнении, что идеальный руководитель умеет интересоваться здоровьем сотрудников, сопереживает им, а также может разрядить напряженную обстановку шуткой. Такой начальник воспринимается сотрудниками, как близкий человек. Поэтому они стараются выполнять работу предельно качественно, стараясь не огорчать его.

Профессиональные качества идеального руководителя

От профессионализма начальника во многом зависит успешность компании. Поэтому каждый управленец должен соответствовать таким требованиям:

Углубленные знания

Лидер, который является образцом для подражания и имеет авторитет при принятии важных решений, есть в каждом коллективе. Именно таким компетентным в определенной сфере деятельности человеком должен быть начальник. А чтобы принятые решения действительно были правильными, необходимо иметь глубокие знания. Не менее важны и такие профессиональные качества руководителя, как постоянное стремление к разностороннему развитию и самообразованию , умение выявлять проблемы и эффективно их устранять, учитывая мнение других специалистов.

Организаторские способности

Умение организовывать работу – тоже относится к особенностям характера, необходимым каждому начальнику. Ведь только слаженное взаимодействие между всеми сотрудниками приведет к тому, что фирма будет процветать и развиваться.

Умение не затягивать с принятием решений

Начальник должен иметь быструю реакцию на возникающие ситуации, уметь анализировать их, а также мгновенно выдавать приказы. Во многих случаях нельзя медлить, проявляя растерянность или нерешительность. Руководитель отвечает и за товарно-материальные ценности, и за людей. Поэтому он должен четко понимать, что нужно делать в разных ситуациях.

Деловые качества, свойственные хорошему управленцу

Говоря о том, каким должен быть руководитель, нельзя не сказать и о деловых качествах. Особое внимание стоит обратить на такие индивидуальные особенности:

  • персональное принятие решений и личная за них ответственность. Иными словами, хороший начальник сам решения принимает, а не перепоручает другим людям. Сам же он их и осуществляет;
  • стремление к работе над собой и над развитием коллектива. Управленец должен искать новые подходы, способные сделать рабочий процесс более эффективным. Какой бы деятельностью не занималась компания, ее успешность всегда будет напрямую связана с постоянным продвижением, поиском современных решений, а также с влиянием новейших технологий;
  • способность приспосабливаться к разным новинкам, а также изменениям в сфере деятельности, которая для компании является профильной;
  • способность подбирать методы управления, которые максимально соответствуют характеру коллектива. Достигать желаемых целей не всегда нужно любой ценой. Перед коллективом ставить нужно только те задачи, которые ему посильны. Поэтому нужно научиться вырабатывать такой ритм работы, который будет комфортным в коллективе для каждого человека.

В зависимости от возникающих в коллективе ситуаций, хороший начальник вынужден примерять на себя разные роли. Начальник, словно отец, который может наказывать либо поощрять. Причем всегда это будет справедливым решением. Иногда он становится командиром батальона, который может принять тяжелое решение и послать солдата на смерть, если это единственный возможный вариант решения проблемы. В это время он не будет держаться в стороне, а возглавит группу. Временами он является другом, который поддерживает и не бросает коллегу наедине с его проблемой. Однако всегда начальник остается начальником, так как интересы компании должны быть для него приоритетными.

Если в своем характере вы имеете все основные качества, чтобы занять руководящую должность, можете быть уверенными – она непременно станет вашей. Всем же остальным стоит пробовать работать над своим саморазвитием, например, начав с повышения амбициозности. Возможно, именно этот шаг сделает вашу карьеру более успешной.

Личность руководителя можно представить, как группу характеристик, которые являются: психологические характеристики и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности контролировать), биографические характеристики, физические характеристики.

Психологические черты – группы лидерских качеств, который является одним из самых упоминаемых в различных описательных подходов.

Психологические качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они в большей степени характер врожденных или приобретенных и развитых во главе навыков и способностей, которые способствуют выполнению своих функций.

Стоит отметить, к лидерам, часто включают в себя такие функции, как: доминирование, уверенность в себе, душевное равновесие, стресс, творчество и стремление к достижению цели, инициативность, ответственность и надежность в назначении, самостоятельность, коммуникабельность, инициативность, креативность, независимость, амбиции, гибкость, энергия, властность, трудолюбие, стремление к совершенству, целеустремленность, сострадание, и некоторые другие качества.

Рассмотрим некоторые из этих характеристик:

  • Доминирование или способность влиять на людей. Влияние на людей должно быть основано не только на официальные власти, но и от психологических и педагогических особенностей Communication Manager с подчиненными. Влияние должно быть основной справедливый подход к подчиненному лидера.
  • доверия. Подчиненных в случае самостоятельного руководителей ощущала спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Небезопасная лидер не может быть доверия и чувства собственного достоинства со стороны подчиненных, а также руководители равного или более высокого ранга.
  • эмоциональное равновесие и стресс. Душевное равновесие показано на контроля менеджера за их эмоциональные проявления и влияние на эмоциональное состояние сотрудников. Отрицательный эмоциональный всплеск во главе может уменьшить чувство уверенности у подчиненных, следствием будет снижение их деловой активности.
  • творчество и способность к творческому решение проблем. Ключ к эффективному руководству способен видеть главой элементы новизны и творчества своих работников, а также для поддержки их инициатив.
  • стремление к цели и предпринимательства – наиболее важные особенности современного лидера. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Лидер не должен остаться на половине дела, должен быть способен рисковать и рассчитать свой страх и риск.
  • ответственность и надежность в выполнении заданий. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которой вы должны нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, потому что он является примером и воплощением идеальной личности своих подчиненных.
  • Независимости. Эта характеристика является важной чертой личности лидера, обеспечивая его успех действий в различных сферах жизни организации. Какой совет не будет ни взял голову окружающим его людям, он принимает окончательное решение всегда остается самим собой.
  • Коммуникабельность, глава навыков коммуникации. Многие деловые отношения, руководство подчиненными начинается с общения.
  • Стресс – способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным эффекты, вызванные высоким умственным напряжением, поскольку деятельность главы происходит в условиях значительного психологического стресса. Стресс в работе любого менеджера неизбежны. Чем выше уровень руководителя работы, тем они сильнее. Они могут быть вызваны целым рядом факторов: волатильность рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в команде и так далее, поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.
  • честность, порядочность, честность – главные нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и являются основой для любой личной оценки. Они являются важными, но не единственными. Новости для сообщества и значимых качеств, таких как справедливость, уважение к другим людям, умение держать слово, целеустремленность, доброту. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.

Следующий компонент является способность отдельных лидера. Способности можно разделить на врожденные – интеллект, и приобретенные – знания и навыки, которые способствуют повышению эффективности управленческих функций. По интеллектуальные способности включают в себя: ум и логика, суждение, понимание, оригинальность, концептуальная, образование, опыт, развитие языка, любопытство и познание, интуитивные.

Менеджеры с высоким уровнем интеллекта и умственные способности являются наиболее эффективными. В этом исследовании, проведенном Ф. Фидлер и А. Лестера, показали, что отношения между интеллектом и влияние на производительность и другие факторы, такие как мотивация и опыт руководителя, его отношения с начальниками и подчиненными. Отсутствие мотивации и опыт руководителя, слабая поддержка от своих подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния главы разведки за эффективность своей деятельности.

Конкретные (специальные) индивидуальные способности включают в себя специальные навыки и знания, которые важны для успешного осуществления управления: способность заручиться поддержкой, способность к сотрудничеству, умение завоевать популярность и престиж, такт и дипломатия, умение идти на риск и ответственность, умение убеждать, способность меняться, способность быть надежным, способность понимать шутки и юмор, умение разбираться в людях, умение организовать.

В свою очередь, к организационным качествам относятся:

Психологическая избирательность – способность адекватно без искажения отражать психологию организации.

критических и самокритичный – способность видеть недостатки в поведении и действиях других людей и их действий.

психологической контакт – способность устанавливать меру воздействия и влияния на других людей.

требования – способность продуцировать адекватные требования в зависимости от конкретной ситуации.

Возможность зарядить своей энергией других людей, активизировать их.

Посвящение – способность поставить четкую цель и стремиться к ее достижению.

Исследования интеллектуальных способностей и их отношения с способность вести придерживаются многие ученые, и, в целом, результаты одинаковы в том, что уровень этих качеств у менеджеров выше, чем в не-руководителей. Это во многом зависит от умения и навыки лидеров решать проблемы и принимать решения. Эффективность этих функций, связанных с наличием рассмотренных выше способности.

Для биографических характеристик голову только объективные факты его биографии:

1) возраст главы;

2) Пол менеджера;

3) социальный и экономический статус и образование.

Эффективный руководитель должен обладать необходимым образованием и опытом в области управления, экономики, права, и опыта, связанных с деятельностью компании, как лидера, человека в организации должно быть идеально имеют хотя бы один общий английский.


Библиографический список

  1. Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя, М.: МОСУ, 2008. – 415 с.
  2. Балабанова А.О. К вопросу о разработке общеобразовательных программ для развития сельского туризма. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2 (24). С.116-126.
  3. Балабанова А.О. О подготовке кадров для сферы сельского туризма//Сельское, лесное и водное хозяйство. -Декабрь 2013. -№ 12
  4. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности руководителя. – М.: Академия, 2010. – 516 с.
  5. Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27).
  6. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. – М., 2009.
  7. Губарева Т.В., Стебунов В.Н., Ороховский А.В. Влияние личностных качеств руководителя на процесс разработки и реализации управленческих решений. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 5. С. 19-27.
  8. Карамова А.С. Развитие сельского туризма на Кипре // Сельское, лесное и водное хозяйство. – Январь 2014. – № 1
  9. Колесников М.В. Систематизация и развитие методов идентификации личностных качеств руководителей различных уровней и сфер деятельности. Вестник Донского государственного технического университета. 2012. № 8 (69). С. 122-130.
  10. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Инструменты развития сельского туризма в Краснодарском крае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Январь 2014. – № 1
  11. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае // Политика, государство и право. – Январь 2014. – № 1
  12. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Особенности развития сельского туризма в России // Сельское, лесное и водное хозяйство. – Январь 2014. – № 1
  13. Шмаков А.Г. Влияние личностных качеств на деятельность руководителя. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3. С. 83-85.
  14. Шорохов Ю.И. Состояние внешней среды и личностные качества руководителя как факторы развития организаций. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2005. № 4. С. 62-64.

Введение..................................................................................................................

Профессионально важные психологические качества руководителя............

Принципиальная модель современного руководителя.....................................

Важнейшие функции руководителя.....................................................................

Целеполагание и целеосуществление.................................................................

Профессионализм и инновации............................................................................

Лидерские качества руководителя......................................................................

Заключение.............................................................................................................

Список использованной литературы..................................................................

Введение

В современных условиях нужны не просто квалифицированные руководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Сейчас, как никогда прежде, требуется выработка у руководителей знания психологических основ управления, высокой управленческой культуры.

Одними из первых российских исследователей данной проблемы являются Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский, которые обозначили основные направления психологии управления: социально – психологические аспекты производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров. Дальнейшее развитие данной проблемы была развита А.Г. Ковалевым. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения.

Наиболее актуальной задачей психологии управления в современных условиях является разработка критериев эффективности работы руководителя трудового коллектива и определение профессионально важных качеств руководителя. Данная проблема исследовалась В.М. Шепелем, выделившим важность психолого-педагогических качеств руководителя, Л.В. Фаткиным, разработавшим системно-факторный подход. Наиболее современные подходы по определению профессионально важных качеств руководителя разработаны Р.Л. Кричевским.

Объектом исследования данной работы является - психологические качества личности руководителя.


Профессионально важные психологические качества руководителя

Диагностика и прогнозирование оптимальной личности руководителя – проблема, не решенная с точки зрения психологии до сих пор. Трудность заключается в том, что в условиях чрезвычайно быстрого технического и экономического развития не представляется возможным точно определить условия оптимального поведения в ситуациях, которые в настоящий момент еще неизвестны и прогнозировать которые весьма сложно.

Кроме того, разработка универсального набора требований к личности эффективного руководителя затрудняется существованием различий в понимании сущности хорошего руководства, его критериев, целей, преобладающих методов.

В профессиограмме руководителя, разработанной В. М. Шепелем, были выделены специфические личностно – деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами:

коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми;

эмпатичность - умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;

способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;

стрессоустойчивость, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

красноречивость - умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;

визуальность - внешняя привлекательность личности.

Наиболее удачным нужно признать подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:

1. высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом - основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных заданий;

2. ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной действительности, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности. В настоящее время весьма актуальными, направлениями деятельности будут следующие два. Во-первых, возрождение лучших традиций российского предпринимательства, среди которых слово, данное руководителем, как синоним ответственности и надежности. Оно считалось самым важным мерилом человеческих качеств и сути служебных взаимоотношений. Во-вторых, важным направлением деятельности является изучение и внедрение передового зарубежного опыта;

3. уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Ее проявление находит живой отклик у подчиненных. Во-первых, потому, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответствующий эмоциональный настой у подчиненных. Во-вторых, уверенность руководителя по закону психологического заражения передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Поэтому руководителю, как бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя достаточно спокойно и уверено.

В-третьих, уверенность руководителя в себе важна при его контактах с другими руководителями равного или более высокого положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации.

При влиянии на подчиненных явно недостаточно опоры лишь на властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно подпитываться эмоциональным, психологическим компонентом. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на отдачу подчиненных. Кроме того, любое влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных;

4. самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных. Как бы хороши ни были заместители и консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конкретное решение он должен принимать сам.

Развитие этого качества требует известных пределов, за которыми независимость переходит в волюнтаризм и самодурство. Руководитель, не замечающий этих рамок в проявлении самостоятельности, подрывает эффективность своей управленческой деятельности, создает нервозную обстановку и в организации, и в отношениях с вышестоящим руководством;

5. способность к творческому решению задач, стремление к достижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руководителя. Как отмечал известный психолог Б.М. Теплов в работе «Ум полководца», у человека существуют как бы две разновидности интеллекта: теоретический и практический. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, то есть способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности. Представляет интерес проблема зависимости интеллекта руководителя и эффективность его деятельности.

В стремлении к достижениям отражена фундаментальная потребность в достижении цели. Особенностями руководителей, стремящихся к достижениям, являются следующие:

* для них наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы;

* они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем;

* они хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с задачами;

6. эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Доказано, что в большинстве случаев эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность.

Важно уметь сбрасывать эмоциональное напряжение. Ведь руководитель - живой человек, он может раздражаться, негодовать, предаваться унынию. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их часто ведет к неврозам и к различным психосоматическим заболеваниям. Средства разрядки следует искать в структуре деятельности и досуга личности руководителя, формы которого чрезвычайно разнообразны. Здесь и рациональная организация управленческой деятельности, и отведение достаточного времени физическим упражнениям, прогулкам и физическому труду, и общение с друзьями и близкими, и наконец, всевозможные культурные увлечения (книги, музыкальные пристрастия, коллекционирование и др.).

7. коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. По данным ряда авторов, управленец тратит на общение более 3/4 своего рабочего времени. Большинство руководителей считают, что главная причина, по которой способному управленцу не удается хорошая карьера, кроется в том, что он плохо взаимодействует со своими коллегами и подчиненными. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности.

В указанном наборе профессиональных важных качеств руководителя можно обнаружить различие с набором качеств, определенных в данной работе, на основании анализа современных критериев эффективного управленческой деятельности.

Такое же различие можно проиллюстрировать и на примере наборов профессионально важных качеств для американских и японских руководителей.

В результате обследования 1500 менеджеров американские исследователи выделили следующие качества:

Выраженная способность к стратегическому планированию;

Принятие оптимальных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении работников и ресурсов;

Стремление увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

Умение принимать решения творчески и рационально в условиях повышенного риска;

Исключительная уверенность в собственных силах;

Стремление иметь значительные права и нести большую ответственность;

Смелое принятие решений, требующих определенных жертв;

Стремление к самообучению в контактах и общении;

Склонность к интуитивному предвидению и абстрактному анализу хода развития сложных процессов и критических ситуаций;

Отношение к работе, как к главней ценности, в которую вкладываются все способности и силы;

Концентрация внимания на решение проблем, а не выявлении виновников, желание работать с подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;

Собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения.

По итогам опроса президентов 41 крупной японской компании был получен свой набор качеств, которые должны быть присущи менеджерам высшего звена:

А. Концептуальные способности и стандарты поведения:

Широта взглядов, глобальный подход;

Долгосрочное предвидение и гибкость;

Энергичная инициативность и решительность, в том числе и в условиях риска.

Упорная работа и непрерывная учеба.

Б. Личностные качества:

Умение четко формулировать цели и установки;

Готовность выслушивать мнение других;

Беспристрастие, бескорыстие и лояльность;

Способность полностью использовать возможности сотрудника с помощью правильной расстановки и справедливых санкций;

Личное обаяние;

Способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

В. Здоровье.

Сравнивая приведенные перечни, можно заметить, что в деятельности японских руководителей в большей степени акцентируется внимание создании социально-психологических условий эффективной совместимости работников, а у американцев - на индивидуальной инициативе.

2) умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

3) умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их решать;

4) умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

7) умение проявлять деловые качества предпринимателя:

ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;

Эти качества являются необходимой составной частью деятельности управленца.

Здесь следует отметить факт некоторого расхождения указанных качеств и качеств, выявленных в данной работе, в результате исследования особенностей и содержания управленческой деятельности. Это подчеркивает противоречивость психологии управления и актуальность данной проблемы.

При этом для создания универсального набора профессионально важных качеств руководителя, было проведено значительное количество исследований, нацеленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. Но оказалось при обобщении данных, что только 5 % выделенных качеств были общими для всех исследований. Чаще всего выделяют следующие черты:

Интеллект, прежде всего как способность решать сложные и абстрактные проблемы, должен быть выше среднего, но не на самом высоком уровне;

Инициатива, способность осознавать потребность к действию и соответствующие мотивы;

Уверенность в себе, высокая оценка компетентности и уровня притязаний.

Таким образом, при выявлении профессионально значимых качеств руководителя, речь в первую очередь идет о показателях общих способностей и мотивации. Эти же качества входят в состав профессионально важных свойств, выделенных Л.И. Уманским в результате изучения эффективных руководителей и организаторов, таких как:

Психологическая избирательность (направленность на работу с людьми, интерес к ним);

Психологический такт (в работе с людьми);

Склонность к организаторской деятельности;

Требовательность;

Критичность;

Практически - психологический ум (умение решать проблемы при работе с людьми).

Принципиальная модель современного руководител я

Руководитель, его личные качества сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается прежде всего соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек.

В связи с этим необходима разработка общей модели современного руководителя.

Знания и умения руководителя.

Современный руководитель во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. Руководитель должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов организации и взаимодействия последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, уметь планировать и реализовывать планы.

Личные качества руководителя. Руководителю необходимо иметь:

жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;

упорство, уверенность в себе и преданность делу;

нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;

психологические способности влиять на людей;

коммуникабельность и чувство успеха;

эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;

открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;

внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;

энергичность и жизнестойкость;

склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;

ответственность за деятельность и за принятые решения;

потребность работать в коллективе и с коллективом.

3. Этические нормы руководителя. Руководитель в своей деятельности руководствуется общепринятыми нравственными правилами и нормами.

4.Личные ресурсы руководителя. Основными ресурсами руководителя являются: навыки и способности,информация и информационный потенциал, время и люди, которые он должен умело использовать.

На эффективность управления могут влиять:

способность управлять собой;

разумные личные ценности;

чёткие личные цели;

упорный постоянный личный рост;

навыки и упорство решать проблемы;

изобретательность и способность к инновациям;

высокая способность влиять на окружающих;

знание современных управленческих подходов;

умение обучать и развивать подчинённых;

6. Ограничение саморазвития руководителя.

К таким недостаткам следует отнести:

неумение управлять собой;

размытые личные ценности;

смутные личные цели;

остановленное саморазвитие;

недостаточность навыка решать проблемы;

недостаток творческого подхода;

неумение влиять на людей и их консультировать;

недопонимание особенностей, процессов управления;

слабые навыки управления людьми и ресурсами;

неумение обучать и устанавливать требование на саморазвитие;

низкая способность формировать коллектив.

На эффективное управление оказывает действие оперативная информация, коммуникации, т.е. способность обмениваться информацией. Руководитель должен понимать важность коммуникации, постоянно совершенствовать коммуникацию.

Важнейшие функции руководител я

Все же важнейшим требованием к руководителю любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим руководителем Вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык руководитель сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное.

Кроме того, хороший руководитель должен быть и организатором, и другом, и учителем, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Руководитель должен знать условия, связывающие организацию и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности деятельности организации.

Целеполагание и целеосуществление

Как и всякая деятельность, работа педагога немыслима без целеполагания. Целевая деятельность - высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли), которая придает ценность личности, обусловливает ее этическую значимость. «Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть квалифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс»

Профессионализм и инновации

Профессионально-педагогическая компетентность включает в себя не только знание предмета. Она исключает отсутствие специальной подготовки или поверхностные знания. Однако для профессионального роста крайне важна постоянная педагогическая рефлексия. Немецкий философ Ф. Шеллинг рассматривал процесс воспитания как весьма длительный, постоянный. Он отмечал, что воздействие, которое составляет условие сознания, - это не отдельный акт, а нечто повторяющееся. Посто-янное воздействие, отмечает Шеллинг, требуется для того, чтобы вновь и вновь обретать ориентацию в интеллектуальном мире. Поэтому рефлектируется не бессознательная, а сознательная и свободная деятельность, которая лишь мерцает сквозь объективный мир. «Это постоянно продолжающееся воздействие есть то, что называют воспитанием в самом широком смысле слова; такое воспитание никогда не завершается, но, будучи условием постоянно действующего сознания, продолжается постоянно. Однако непонятно, как такое воздействие может быть необходимо постоянным, если для каждого индивидуума еще до того, как он становится свободным, не отрицается известное количество свободных действий...»

Инновация (англ. innovation) - термин, который широко используется в социологии, В теории американского исследователя Р. Мертона, - это тип. индивидуальной адаптации, реакция индивида на нарушение культурного единства норм, когда индивид принимает цели куль-туры, но отвергает конституциональные средства их достижения. В современном лексиконе инновацией нередко называют всякое нововведение. «Образование не справляется с функцией воспроизводства, т.е. не осуществляет процесс социализации. Тогда естественным образом рождается инновационный опыт, теория и практика инновационной деятельности... Рождаются новые образцы».

Лидерские качества руководител я

Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача руководителя – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего руководителя всегда заботят и интересы всей организации. Он стремится сбалансировать интерес группы, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, сочетать интересы организации с человеческими потребностями подчиненных.

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.

В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей.

Лидер предан своей организации, он не принижает свою организацию в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства.

Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.

Лидер любит людей. Если работа руководителя состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое дело”. Если Вы ожидаете, что Ваши подчиненные энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности организации.

Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы.

Справедливость – тоже важная черта лидера. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим руководителям то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага – фирмы и ее сотрудников – всегда должна быть превыше всего.

Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.

Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера.

Таким образом, личные качества руководителя сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается, прежде всего, соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек. Руководитель должен быть лидером, достойным подражания.


Заключение

В заключении следует подчеркнуть, что российский рынок выявил потребность в новом типе руководителей - в "инновационных менеджерах", это не начальник в традиционном смысле этого слова, а партнер в своем коллективе. Его деятельность направлена на передачу знаний, групповое принятие управленческих решений, на формирование механизмов стимулирования эффективной работы. Он ведет коллектив к поиску новых целей, обеспечивает идентификацию каждого работника с целями организации. Инновационный менеджер достигает цели путем развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации сотрудников, постановке высоких честолюбивых целей, поиске, выявлении и использовании все новых инновационных возможностей внутри своей коммерческой организации.

Основные требования рыночной экономики к труду современного руководителя позволяют считать его аналогичным труду менеджера фирм в странах, где уже сложились цивилизованные рыночные отношения. И вполне правомерным будет перенесение в российские условия наиболее эффективных форм и методов организации управления, присущих лучшим фирмам Запада и Японии.

Основой управленческой деятельности являются общие принципы государственного управления, и она будет успешной только тогда, когда опирается на общие принципы, приемы и методы работы государственного аппарата.

Профессионально значимые качества руководителя следует определять с учетом содержания и условий руководящей деятельности, с одной стороны и психологических особенностей конкретного руководителя - с другой, при этом руководитель является целостно – самобытной индивидуальностью.

Результаты проведенного анализа позволили установить, что требования, предъявляемые к управленческой деятельности руководителя (менеджера), обусловлены сложным комплексом реальных условий и факторов. Они во взаимосвязи детерминируют управленческую деятельность руководителя на психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Социально-ценностные и личностно значимые требования руководителя являются наиболее важными в настоящее время.

Сформированный на основе новейших достижений научного знания личностно - деятельностный подход позволяет руководителю осуществлять управленческие функции как самостоятельный приоритетный вид профессиональной деятельности. Ее оптимальное состояние достигается в рамках акмеологической модели, алгоритма и технологии. В конкретных управленческих ситуациях они наполняются конкретным содержанием.

В психологии управления выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих мастерство управления:

1) умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;

2) умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

3) умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их решать;

4) умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

5) умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

6) умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;

7) умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;

8) умение практически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Эти качества являются необходимой составной частью деятельности управленца и определяют значимые психологические качества руководителя. Однако в профессиограмме они в полной мере еще не представлены.

Поскольку в жизни организаций все больше требовательности и нестабильности, им необходимы в качестве руководителей более способные люди. Поэтому от менеджера во все большей степени требуется способность опираться на самого себя, учиться с большей ответственностью относиться к себе, своей карьере и потенциалу. Ответственность за себя, таким образом, увеличивает полезность каждого менеджера, его могущество и способность уцелеть, а организация получает важный ресурс, который будет оставаться ценным и в будущем. Этому способствует отмеченная в данной работе методика саморазвития менеджера.

Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будут способствовать появлению корпуса управленцев нового типа, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий и организаций, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию М. Международная практическая академия, 1995.

2. Дружинин В., Коваленко Г. Руководитель корпорации - новый социально-психологический тип личности //Российский экономический журнал. 1994. №12 (с данными зарубежных исследований).

3. Друкер Питер Ф. Эффективный управляющий. М., 2000.

4. Забродин Ю.М. Модель личности в психодиагностике (для практических психологов) М., 2003.

5. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993.

6. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.

7. Курицын А. Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М., 1994.

8. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. М., 1995.

9. Машков В.И. Психология управления – СПб., 2000.

10. Малышев К.Б. Психология управления Научно – методическое пособие М. ПЕР СЭ, 2000.

11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 2001.

12. Обозов Н.Н. Психология делового общения. СПб.: Прикладная психология, 1993.

13. Таранов С.П. Золотая книга руководителя: законы, советы, правила. М., 1993.

14. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия М. Дело, 2000.

15. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 2001.

16. Урбанович А.А. Психология управления Учебное пособие Минск Харвест, 2001.

17. Хьелл Л. Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения Теории личности Санкт-Петербург Питер, 1999.