Когда читается великий покаянный канон андрея критского. Как читать псалтирь великим постом

Когда читается великий покаянный канон андрея критского. Как читать псалтирь великим постом

Евангелие — нет более ценимой книги для христианина. Четыре книги, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, описывают жизнь, учение, смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И в богослужении Православной церкви чтение Евангелия занимает особенное место. Богослужебное Евангелие, обычно богато украшенное, всегда лежит на Престоле, и только иногда выносится для поклонения верующим. Чтение Евангелия всегда приходится на смысловые вершины богослужения. Главное место чтения Евангелия — это Литургия. Для удобства понимания, обычно Литургию делят на три части, вторая часть, начинающаяся с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» и до отпуста оглашенных: «Елицы оглашенные изыдите», называется Литургией оглашенных, или Литургией слова. В древней церкви на этой части Литургии разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным). Вершиной этой части Литургии является чтение Священного Писания Нового Завета (Апостол и Евангелие). Данные чтения и следующая за ними проповедь назидала как церковную общину, так и людей, готовящихся в нее войти. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование 12 Страстных Евангелий, которое у нас обычно совершается в Великий Четверг вечером. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав.

Есть еще более удивительный случай — чтение Евангелия на часах. Часы — это самая скромная служба, но три раза в год совершается особое последование, которое в Русской церкви получило название Царские Часы. Эти необычные часы совершаются в Навечерие Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. Но, называя эти часы Царскими, церковный устав полагает их совершение накануне самых великих праздников. Читают Евангелие на часах и в первые три дня .

Не всегда современный верующий человек может посещать великопостное богослужение. Если ходить в храм Великим Постом только по воскресным дням, то сложно почувствовать великопостные особенности богослужения, посредством которых сообщается нам дух Великого Поста. Служба в выходные, по крайней мере, ничем не отличается от обычной. Но, если побывать на службах в будние дни, то возникает некое недоумение — на службах не читается Евангелие. Да, на вечерне и на шестом часе читаются паремии — особые Ветхозаветные чтения из книг Бытия, Премудрости Соломоновых и пророка Исайи. Но привычного чтения Евангелия, по крайней мере в первые недели Великого поста, нет. В этом есть особый духовный смысл. Великий пост — время не для обычной человеческой радости о земном. Постом мы отказываемся от скоромной пищи и увеселений и покаянием и постом готовим себя к празднику праздников — Святой Пасхе. А это имеет прямое отношение к чтению Евангелия. Евангелие — это непременная радость, благая весть, так переводится название этих книг на русский язык. И Церковь мудро рассудила, что Евангелие, как и совершение полной Литургии, возможно только в субботу и воскресенье Великого поста. Но все же, мы начинаем слышать Евангелие на часах в будние дни поста. В разных храмах это происходит по-разному. Где-то только с шестой седмицы Поста, где-то по средам и пятницам, начиная со второй седмицы, а где-то мы слышим Евангелие на часах почти весь Великий пост.

Типикон, предписывает вычитывать всех четырех Евангелистов (Евангелие от Иоанна вычитывается не до конца) на часах понедельника, вторника и среды Страстной седмицы. Данная традиция, появилась в XI веке и постепенно распространилась по всему православному миру. Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужения других дней церковного года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. К примеру, Литургия Великого Четверга изображает Тайную вечерю, утреня 12 Евангелий и часы Великой Пятницы — события ночи и утра Страстей и Распятие Господа, а евангельские чтения вечерен Великих Понедельника и Вторника повествуют о поучениях Христа, произнесенных Им на Елеонской горе, то дневное время первых трех дней Страстной седмицы оставалось лишенной какой-либо конкретной символики. Поскольку из Евангелия известно, что в эти три дня Господь днем учил в Иерусалимском храме, то в качестве воспоминания этих событий и было избрано чтение священником (изображающим, таким образом, Самого Христа) Евангелия (как Слова Христова) в храме (указывающем на Иерусалимский храм) в течение всего долгого дневного времени понедельника, вторника и среды (для этого Евангелие и читается целиком).

Наполнение чтений часов не имеет значения, в отличие от Евангелий Утрень и Вечерен, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически — сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца. Поскольку сделать это за первые три дня Страстной — трудновато, так как придется провести в храме очень много времени (хотя в этом именно и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. Но, конечно, вычитывание Евангелия вне Страстной седмицы придает будним великопостным службах несвойственную им по Уставу торжественность. Лучшим вариантом сокращения, но с сохранением исключительного места в часах лишь Страстной седмицы, является практика вычитывания лишь одного Евангелия от Иоанна Богослова. Так делают в некоторых духовных школах Русской Православной Церкви.

Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.

Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста давжды в неделю.

Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

Устав чтения Псалтири на православном богослужении

Период когда на Утрене читается по две кафизмы

Период:

  • От Недели Антипасхи до отдания Воздвижения
  • От 20 декабря до 14 января по церковному календарю
  • В мясопустную и сырную седмицы

Примечание

В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж").

Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утреня 16,17 2,3 4,5 7,8 10,11 13,14 19,20
Вечерня 1 - 6 9 12 15 18

Период когда на Утрене читается по три кафизмы

Период:

  • От отдания Воздвижения до 20 декабря(ст.ст.)
  • От 15 января(ст.ст.) до субботы перед Неделей о блуном сыне

Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж"). На Утрене читается 2 кафизмы, а третья рядовая – на Вечерне, вместо 18-й.

Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утреня 16,17 2,3 4,5,6 7,8,9 10,11,12 13,14,15 19,20
Вечерня 1 - 18 18 18 18 18

В период Великого Поста

Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17-й кафизмы отменяется, читаются только 2-я и 3-я.

Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1,2,3,4 и 6 седмицы Вел.Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 10,11,12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
1-й час - - - 13 2 9 -
3-й час - - 7 14 3 10 19
6-й час - - 8 15 4 11 20
9-й час - - 9 16 5 12 -
Вечерня 1 - 18 18 18 18 18
5-я седмица Вел. Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 11,12,13 20,1,2 8 13,14,15
1-й час - - - 14 3 - -
3-й час - - 7 15 4 9 19
6-й час - - 8 16 5 10 20
9-й час - - 9 18 6 11 -
Вечерня 1 - 10 19 7 12 18
5-я седмица Вел. Поста,
если в четверг – Благовещение,
тогда Великий Канон
читается во вторник
Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
1-й час - - 7 - 2 9 -
3-й час - - 8 13 3 10 19
6-й час - - 9 14 4 11 20
9-й час - - 10 15 5 12 -
Вечерня 1 - 11 16 - - 18
Страстная седмица Утреня 17 2,3 4,5,6 9,10,11 14,15,16 - -
1-й час - - - - - - -
3-й час - - 7 12 19 - -
6-й час - - 8 13 20 - -
9-й час - - - - - - -
Вечерня 1 - 18 18 18 - -

Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

На Славах:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

Господи помилуй (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
(здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

и ныне и присно и во веки веков. Аминь

После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

И в конце:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

Молитвы о здравии и упокоении на Славах

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

В воскресенье – Пс. 23

В понедельник – Пс. 47

В среду – Пс. 93

В пятницу – Пс. 92

В субботу – Пс. 91

Чтение псалтири на всякую потребу

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании "0 Герон Паисиос" иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

  • 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
  • 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
  • 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
  • 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
  • 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
  • 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
  • 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
  • 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
  • 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
  • 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
  • 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
  • 12. Страдающим болезнями печени.
  • 13. От беса читать трижды в день три дня.
  • 14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
  • 15. Да найдется потерянный ключ.
  • 16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
  • 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
  • 18. Да разродится роженица.
  • 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
  • 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
  • 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
  • 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
  • 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
  • 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
  • 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
  • 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
  • 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
  • 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
  • 29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
  • 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
  • 31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
  • 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
  • 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
  • 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
  • 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
  • 36. Израненным разбойниками.
  • 37. При зубной боли.
  • 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
  • 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
  • 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
  • 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
  • 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
  • 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
  • 44. Страдающим болезнями сердца или почек.
  • 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
  • 46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
  • 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
  • 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
  • 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
  • 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
  • 51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
  • 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
  • 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
  • 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
  • 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
  • 56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
  • 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
  • 58. Немым, да даст им Господь дар речи.
  • 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
  • 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
  • 61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
  • 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
  • 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
  • 64. Да процветают купцы.
  • 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
  • 66. Благословение да будет на домашнем скоте.
  • 67. Да излечится страдающая выкидышами.
  • 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
  • 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
  • 70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
  • 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
  • 72. Да покаются разбойники.
  • 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
  • 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
  • 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
  • 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
  • 77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
  • 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
  • 79. Да исцелит Господь больного водянкой.
  • 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
  • 81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
  • 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
  • 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
  • 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
  • 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
  • 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
  • 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
  • 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
  • 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
  • 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
  • 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
  • 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
  • 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
  • 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
  • 95. Да исцелит Господь глухих.
  • 96. Да рассеются чары.
  • 97. Да утешит Господь удрученных горем.
  • 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг - прим. переводчика.)
  • 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
  • 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
  • 101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
  • 102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
  • 103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
  • 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
  • 105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
  • 106. Да исцелит Господь бесплодную.
  • 107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
  • 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
  • 109. Дабы младшие уважали старших.
  • 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
  • 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
  • 112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
  • 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
  • 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
  • 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
  • 116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
  • 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
  • 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
  • 119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
  • 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
  • 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
  • 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
  • 123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
  • 124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
  • 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
  • 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
  • 127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
  • 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
  • 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
  • 130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
  • 131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
  • 132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
  • 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
  • 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
  • 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
  • 136. Да умирит Господь вспыльчивого.
  • 137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
  • 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
  • 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
  • 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
  • 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
  • 142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
  • 143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
  • 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
  • 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
  • 146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
  • 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
  • 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его. (Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два - отцу Паисию со Святой Горы Афон)
  • 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
  • 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство : 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

Животные враждебные : 63, 123, 147.

Дети : 22, 76, 109, 113, 114.

Смерть и усопшие : 33, 150.

Бедствия : 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

Здоровье телесное : 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное : 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

Здоровье женщины : 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

Законы и правительство : 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

От нечистых духов : 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

Мир и война : 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

Мир в семье и между друзьями : 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

Имущество : 14, 15, 23, 47, 83, 124.

Защита : 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

Общественные вопросы : 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы : 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

Путешествия : 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа : 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

Благодарственные и хвалебные : 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Прославляющие Бога : 8, 17, 92, 102, 103.

Назидательные : 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

Изливающие скорбь : 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

Выражающие надежду на Бога : 53, 85, 90, 111, 120.

С просьбой о защите и помощи : 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

Покаянные : 38, 50.

Выражающие радость : 32, 83, 114.

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

Псалмы, употребляемые на богослужениях

Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

Вечерня: Предначинательный: 103. "Блажен муж": 1. На "Господи, воззвах": 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).

Повечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.

Перед причащением: 22, 33, 115.

Литургия: 102, 145.

Погребение: 118.

Молебны : о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

Чтение Псалтири по усопшим

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый - это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине - например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших - таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона - "Достойно есть.." и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

"При чтении Псалтири при гробе усопшего, - пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", - нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой "Славы:", и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: "Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего", причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой".

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй "Славе:" кафизмы, читается молитва "Помяни, Господи Боже наш...", а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Последование при чтении Псалтири по усопшим

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш...”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды) ;

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Тропари

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)
(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 г. 18:10 Заявление принято на внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 года (журнал № 69). Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием - единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. Более того, Константинопольский Патриархат позиционирует назначение «экзархов» как этап в реализации плана предоставления «автокефалии» Украине, который, согласно его заявлениям, необратим и будет доведен до конца. Стремясь обосновать претензии Константинопольского Престола на возобновление юрисдикции над Киевской митрополией, представители Фанара заявляют о том, что Киевская митрополия будто бы никогда и не передавалась в юрисдикцию Московского Патриархата. Подобные утверждения не соответствуют действительности и полностью противоречат историческим фактам. Первая кафедра Русской Православной Церкви, Киевская митрополия, на протяжении веков составляла с ней единое целое, невзирая на политические и исторические невзгоды, подчас расторгавшие единство Русской Церкви. Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого изначально входила Русская Православная Церковь, до середины XV столетия последовательно отстаивал ее единство, что впоследствии нашло отражение в титулатуре Киевских митрополитов - «всея Руси». И даже после фактического переноса первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву митрополиты всея Руси продолжали именоваться Киевскими. Временное разделение единой митрополии всея Руси на две части связано с печальными последствиями Ферраро-Флорентийского Собора и началом унии с Римом, которую Константинопольская Церковь поначалу приняла, а Русская Церковь сразу же отвергла. В 1448 году Собор епископов Русской Церкви без благословения Константинопольского Патриарха, на тот момент пребывавшего в унии, поставил митрополитом святителя Иону. С этого времени Русская Православная Церковь ведет свое автокефальное бытие. Однако спустя десять лет, в 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, находившийся в унии и пребывавший в Риме, рукоположил для Киева самостоятельного митрополита - униата Григория Болгарина, подчинив ему территории, ныне составляющие часть Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, и России. Решением Константинопольского Собора 1593 года с участием всех четырёх Восточных Патриархов Московская митрополия была возвышена до статуса Патриархата. Этот Патриархат объединял все русские земли, о чём свидетельствует письмо Патриарха Константинопольского Паисия Патриарху Московскому Никону от 1654 года, в котором последний именуется «Патриархом Московским, Великой и Малой Руси». Воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью произошло в 1686 году. Об этом было издано соответствующее деяние за подписью Патриарха Константинопольского Дионисия IV и членов его Синода. В документе нет ни слова о временном характере передачи митрополии, о чём ныне безосновательно говорят иерархи Константинополя. Нет утверждений о временной передаче Киевской митрополии и в текстах двух других грамот Патриарха Дионисия от 1686 года – на имя Московских царей, и на имя митрополита Киевского. Напротив, в грамоте Патриарха Дионисия Московским царям 1686 года сказано о подчинении всех Киевских митрополитов Патриарху Московскому Иоакиму и его преемникам, «иже ныне и по нем будущим, да познавают старейшаго и предстоящаго по времени сущаго Патриарха Московскаго, яко от него хиротонисаемаго». Толкование представителями Константинопольской Церкви смысла упомянутых документов 1686 года не находит ни малейшего обоснования в их текстах. До XX века ни одна Поместная Православная Церковь, включая Константинопольскую, не оспаривала юрисдикцию Русской Церкви над Киевской митрополией. Первая попытка оспорить эту юрисдикцию связана с предоставлением Константинопольским Патриархатом автокефалии Польской Православной Церкви, имевшей на тот момент автономный статус в составе Русской Православной Церкви. В непризнанном Русской Церковью Томосе об автокефалии Польской Церкви 1924 г. Константинопольский Патриархат без всякого обоснования заявил: «Первоначальное отпадение от нашего Престола Киевской митрополии и зависящих от неё Православных Церквей Литвы и Польши и присоединение их к Святой Церкви Московской было совершено не в соответствии с каноническими постановлениями». К сожалению, это лишь один из фактов вторжения Константинопольского Патриархата в канонические пределы Русской Церкви в 1920-е и 1930-е годы. В то самое время, когда Русская Церковь подвергалась беспримерным по жестокости атеистическим гонениям, Константинопольский Патриархат без её ведома и согласия предпринял неканонические шаги в отношении входивших в ее состав автономных Церквей на территории молодых государств, сформировавшихся на границах бывшей Российской Империи: в 1923 году преобразовал автономные Церкви на территории Эстонии и Финляндии в собственные митрополии, в 1924 году предоставил автокефалию Польской Православной Церкви1, в 1936 году провозгласил свою юрисдикцию в Латвии. Кроме того, в 1931 году Константинополь включил в свою юрисдикцию русские эмигрантские приходы в Западной Европе без согласия Русской Православной Церкви, преобразовав их в собственный временный экзархат. Особенно неприглядным оказалось участие Константинопольского Патриархата в попытках низложить святителя и исповедника Патриарха Московского и всея России Тихона, канонически избранного в 1917 году. Эти попытки предпринимали атеистические власти в 1920-е годы, искусственно создав в Русской Церкви обновленческий, модернистский раскол для подрыва авторитета Православной Церкви среди верующих, «советизации» Церкви и ее постепенного уничтожения. В 1920-е годы обновленцы активно способствовали арестам православного епископата и духовенства, писали на них доносы и захватывали их храмы. Патриарх Константинопольский Григорий VII открыто поддержал обновленцев. Его официальный представитель в Москве архимандрит Василий (Димопуло) присутствовал на обновленческих лже-соборах, а в 1924 году сам Патриарх Григорий обратился к святителю Тихону с призывом отречься от Патриаршества. В том же 1924 году обновленцы опубликовали выписки из протоколов заседаний Священного Синода Константинопольского Патриархата, полученные ими от архимандрита Василия (Димопуло). Согласно выписке, датированной 6 мая 1924 года, Патриарх Григорий VII «по приглашению со стороны церковных кругов Российского населения» принял предложенное ему «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию». Упомянутые в протоколах «церковные круги Российского населения» представляли отнюдь не мученическую Русскую Церковь, претерпевавшую тогда жестокие гонения со стороны безбожной власти, а раскольнические группировки, с этой самой властью сотрудничавшие и активно поддержавшие организованную ею травлю святого Патриарха Тихона. О причинах, по которым Константинопольская Церковь поддерживала обновленческий раскол, заняв в борьбе с Русской Церковью сторону коммунистического режима, откровенно говорил все тот же архимандрит Василий (Димопуло) в своем обращении от имени «всего Константинопольского пролетариата», адресованном одному из высоких чинов безбожной власти: «Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках… сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас, окажите Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал». В другом письме тому же советскому чиновнику архимандрит Василий объяснял, какую «услугу» он имеет в виду - возвращение здания, принадлежавшего Константинопольскому подворью в Москве, доход от которого ранее ежегодно перечислялся в Константинопольскую Патриархию. Узнав о решении Константинополя направить «патриаршую комиссию» в пределы Русской Церкви, ее единственно законный Глава Патриарх Всероссийский Тихон выразил решительный протест в связи с неканоническими действиями своего собрата. Его слова, сказанные без малого сто лет назад, актуально звучат и в наши дни: «Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви… Всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским Православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви». Обстоятельства времени воспрепятствовали отправлению этой комиссии в Москву. Ее приезд означал бы уже не просто вмешательство, но прямое вторжение в дела Русской Православной Церкви, какое имеет место в настоящий момент. Ценой крови многих тысяч новомучеников Русская Церковь выстояла в те годы, стремясь покрыть любовью эту печальную страницу своих отношений с Константинопольской Церковью. Однако в 1990-е годы, в период новых испытаний Русской Церкви, связанных с глубокими геополитическими потрясениями, небратское поведение Константинопольской Церкви вновь в полной мере проявило себя. В частности, несмотря на то, что в 1978 году Патриарх Константинопольский Димитрий объявил утратившим силу Томос 1923 года о переводе в константинопольскую юрисдикцию Эстонской Православной Церкви, в 1996 году Константинопольский Патриархат антиканонически распространил свою юрисдикцию на Эстонию, в связи с чем Московский Патриархат был вынужден временно разорвать с ним евхаристическое общение. В тот же период были предприняты первые попытки Константинопольского Патриархата вмешаться в украинские церковные дела. В 1995 году в юрисдикцию Константинополя были приняты украинские раскольнические общины в США и странах диаспоры. В том же году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут «сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками». Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены. Константинопольский Патриархат не принял меры к укреплению их канонического сознания и был ими втянут в антиканонический процесс легализации раскола на Украине путем создания параллельной церковной структуры и предоставления ей автокефального статуса. Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви. В отсутствие официальной просьбы об автокефалии со стороны епископата Украинской Православной Церкви Патриарх Варфоломей принял к рассмотрению просьбу, исходящую от украинского правительства и раскольников, что полностью противоречит его собственной позиции, которую он до последнего времени занимал и о которой неоднократно заявлял, в том числе публично. В частности, в январе 2001 года в интервью греческой газете «Неа Эллада» он говорил: «Автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят». За последними односторонними действиями и высказываниями Патриарха Варфоломея стоят чуждые Православию экклезиологические представления. Недавно, выступая перед собранием иерархов Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей утверждал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата», что «для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая "заквашивает все тесто" (Гал. 5:9) Церкви и истории». Эти высказывания трудно оценить иначе как попытку перестроить православную экклезиологию по римско-католической модели. Особую скорбь вызвало в Русской Православной Церкви недавнее решение Священного Синода Константинопольской Церкви о допустимости повторного брака для клириков. Это решение является нарушением Святых канонов (17 правила святых Апостол, 3 правила Трулльского Собора, 1 правила Неокесарийского Собора, 12 правила святителя Василия Великого), попирает всеправославное согласие и фактически является отказом от итогов Критского Собора 2016 года, признания которого Константинопольский Патриархат столь активно добивается от остальных Поместных Церквей. В попытках утвердить свои несуществующие и никогда не существовавшие властные полномочия в Православной Церкви Константинопольский Патриархат в настоящее время вмешивается в церковную жизнь на Украине. В своих заявлениях иерархи Константинопольской Церкви позволяют себе называть «антиканоническим» митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на том основании, что он не поминает Константинопольского Патриарха. Между тем, ранее на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези в январе 2016 года Патриарх Варфоломей публично называл митрополита Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви на Украине. Тогда же Предстоятель Константинопольской Церкви дал обещание, что ни во время Критского Собора, ни после него не будут предприняты никакие усилия, чтобы легализовать раскол или в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию. С прискорбием приходится констатировать, что данное обещание ныне нарушено. Односторонние, антиканонические действия Константинопольского Престола на территории Украины, совершаемые при полном игнорировании Украинской Православной Церкви, являются прямой поддержкой украинского раскола. Среди многомиллионной паствы Украинской Православной Церкви вызывает крайний соблазн тот факт, что Константинопольский Патриархат, считая себя Церковью-Матерью для Украинской Церкви, подает своей дщери вместо хлеба камень и вместо рыбы змею (Лк. 11:11). Глубокая озабоченность Русской Православной Церкви ошибочным и искаженным представлением Константинопольской Церкви о происходящем на Украине была лично донесена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом до Патриарха Варфоломея 31 августа 2018 г. Однако, как показали дальнейшие события, голос Русской Церкви не был услышан и через неделю после встречи Константинопольский Патриархат опубликовал антиканоническое решение о назначении в Киев своих «экзархов». В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский Патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского Патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата, а также прервать участие Русской Православной Церкви в Епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата. В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев. Сознавая, что происходящее представляет опасность для всего мирового Православия, обращаемся в сей трудный час за поддержкой к Поместным автокефальным Церквам, призываем Предстоятелей Церквей проникнуться пониманием нашей общей ответственности за судьбу мирового Православия и инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Обращаемся ко всей полноте Русской Православной Церкви с призывом к горячей молитве о сохранении единства Святого Православия. *** 1 - Движимый искренним желанием поддержать Православие, находящееся в меньшинстве и подчас в достаточно непростой ситуации, Московский Патриархат со своей стороны предоставил в 1948 году автокефальные права Православной Церкви в Польше и подтвердил автономный статус Православной Церкви в Финляндии, предоставленный Святейшим Патриархом Тихоном в 1921 году, согласившись в 1957 году предать забвению все канонические споры и недоразумения между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью, признать Финскую архиепископию в сущем статусе и передать в ее юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь, после чего было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

24-й день Великого поста. Чтение для детей Здравствуйте, дорогие дети и родители! Мы вновь рады приветствовать Вас на страницах православного сайта «Семья и Вера»! Сегодня наступил 24-й день Святой Четыредесятницы, а значит нам с Вами нужно прочесть очередную страничку из книги «Великий пост: чтение для детей на каждый день», посвященную сегодняшнему дню. КОГДА КРЕСТ СТАНОВИТСЯ РАДОСТЬЮ Почему Церковь относится к Кресту, на...

22. 03. 2017

Беседы с батюшкой. Подготовка к Великому посту Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Вот вновь мы с Вами приближаемся к прекрасному периоду духовной жизни, который Святые отцы называют весной души — Великому посту! Святая Четыредесятница, щедро наполненная Богом благодатью и небесных духом, открывает каждому из нас 100% шанс к духовному очищению и возрастанию. А с чистым сердцем куда как более...

18. 02. 2017

Беседы с батюшкой. Духовная польза поста Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Рождественский пост — продолжается, подготавливая православных христиан к великому и светлому празднику — Рождеству Христову! Тема духовной пользы поста освещена в очередном выпуске передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал доктор богословия, врач-специалист в области организации...

22. 12. 2016

Беседы с батюшкой. Рождественский пост Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Рождественский пост, это не просто постовой отрезок времени в 40-дней, это уникальная возможность преобразить свою бессмертную душу, омолодить её дух, окрылить молитвой, чтобы вместе с Ангелами воспеть Рождественское славословие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» Недавний выпуск передачи...

22. 12. 2015

Можно ли читать акафисты в Великий пост? Добрый день, дорогие наши посетители! Чтение акафиста — это особое молитвенное воззвание ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божьим. Многие христиане читаю акафисты ежедневно, соприкасаясь с Богом, Богородицей и святыми. Но когда наступает Великий пост, происходит что-то непонятное. Многие люди прекращают читать акафисты, заменяя их чтением псалтыри, или вовсе ничем не...

10. 03. 2015

Великий пост подходит к середине Добрый день, дорогие наши посетители! Великий пост продолжается, уже первая его половина почти подходит к концу. Благодатное время врачевания наших с Вами душ – не стоит на месте, и надо успеть ухватить край того благодатного покрова, коим покрывает Господь желающих спасти свою душу. Начать соблюдать пост никогда не поздно, и желание исправить свою жизнь может очень помочь нам в этом. Ведь что такое...

22. 03. 2014

Как вырасти духовно в Великий пост? Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»! Что нужно, чтобы происходил рост, чтобы пост не превращался только в воздержание от пищи? Протоиерей Александр Волохов дает прекрасный ответ на этот важный и сложный вопрос: — Я всегда постом вспоминаю историю про святителя Митрофания Воронежского. У него был келейник, которого он очень любил. И как-то под конец...

09. 03. 2012

К познавательному просмотру (и прочтению) предлагаем очередной выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, гостем которой стал клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве священник Александр Дроздов. Тема телепередачи: Воспитание через книгу. Передача от 8.07.2018 – Прежде чем говорить о нашей теме, хотел бы попросить Вас рассказать о сегодняшнем празднике – памяти святых благоверных князя Петра и...

23. 07. 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 4 июля 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик: Жития святых – Преподобный Максим Грек; Чтение Апостола – Первое послание к Коринфянам (глава 2,3; стихи 9-8); Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 13, стихи 31-36); Толкование Евангелия — Свт. Иоанн Златоуст; Проповедь...

04. 07. 2018

Духовное чтение на 20 марта 2018 Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”! Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 20 марта 2018 года. На его страницах Вы можете прочесть жизнеописание преподобномучениц Марияи и Матроны Грошевых, прочесть отрывок из книги Бытия, помолиться, и прочесть наставление протоиерея Димитрия Смирнова. Жития святых – Преподобномученицы Мария и Матрона Грошевы; Священное...

20. 03. 2018

Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно со временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Епископ Виссарион (Нечаев)

С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы - Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь - с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения - это моя личная история: это я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время - история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа - единственная и неповторимая - проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Молитвы в начале Великого поста

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

Особенности службы субботы

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям (в нашем храма по воскресеньям) будет совершаться умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio - страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы - «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других - и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них - иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 - 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Митрополит Лимассольский Афанасий

«Пост - это отчуждение от зла. Иными словами, нужно стать чуждым тех пороков, которые окружают нас. Как это важно, чтобы человек постился и языком, чтобы он перестал говорить, судить, сплетничать, комментировать, воздерживался от осуждения.

То есть пост - это период всеобъемлющей борьбы, мобилизации всех душевно-телесных сил человека с помощью церковных богослужений, каждодневных молитв, исповеди, изучения слова Божия, усилий в духовном подвиге и всего, что содействует человеку и настраивает на духовную жизнь.

Отцы Церкви говорили, что действительно, когда человек постится, изменяется и его телесный состав и он очищается и душевно, и телесно. Очищается. Поэтому святые всегда пребывали в посте и воздержании, и это действительно приносило им душевную и телесную чистоту. Не только душевную, ведь душа и тело идут вместе. Они согрешают вместе и очищаются тоже вместе. Поэтому все добродетели и подвиги затрагивают всё человеческое бытие.

Период Великого поста составляет десятую часть года. По закону Моисееву десятина всегда посвящалась Богу: десятая часть имущества, денег была посвящаема Богу. Так и мы посвящаем десятую часть года Богу. Сколько недель в Великом посте, шесть, семь? Семь вместе со Страстной седмицей. Пять дней в неделю у нас пост, в субботу и воскресенье поста нет, разрешаются вино и елей, это 5 × 7 = 35 + Великая суббота = 36 и ночь с субботы на воскресенье, когда скорее не следовало бы поститься, но люди постятся, - вот и получается 36 с половиной. В году 365 дней? А это одна десятая. С математической точностью. Мы посвящаем это время Богу».

Несколько слов к постящимся

Пост - это не самоцель, а средство, ведущее нас к смирению и покаянию и, соответственно, к Богу. Если человек превратил пощение в самоцель и думает, что этим своим делом спасется, и поэтому строг и хочет в точности соблюсти всё, тогда это болезненное состояние. Если же он делает это, потому что совесть у него легко уязвляется и потому что он не хочет поступать против нее и нарушать закон Божий, - тогда это здоровый человек, просто у него чувствительная совесть - совесть, которая с легкостью ранится.

Спрашивают, что делать, если здоровье не позволяет поститься? Ответ простой: не постятся - значит, делают то, что могут. Бог хочет от человека того, что он может сделать. Человек должен знать, что у его сил есть предел. Он должен смиренно призвать силу Божию и молить Бога помочь ему, но у него должно иметься намерение подвизаться, и он подвизается до той степени, до какой хватает его сил. Он должен смиренно принять свою немощь, и когда получит и благословение своего духовного отца на то, как и каким образом ему поститься, быть к себе более снисходительным, но не отчаиваться, поскольку он не спасется постом, как мы уже сказали. Пост - это средство, ведущее куда-то. Если через смирение ты приходишь к покаянию и достигаешь связи с Богом, то не надо терять надежду».