Черно синий при искусственном освещении. Цвет в интерьере. Связь цветовой температуры и освещения

Черно синий при искусственном освещении. Цвет в интерьере. Связь цветовой температуры и освещения

Выбирая обои, мебель, шторы или любую другую вещь для интерьера своей квартиры, мы в первую очередь обращаем внимание на цвет предмета. Расцветка, это один из основных критериев, который влияет на решение о покупке той или иной вещи для дома. И каково же бывает разочарование, когда видя покупку у себя дома, мы обнаруживаем, что в нашей квартире цвет у неё вдруг стал совсем другим и смотрится уже не так очаровательно, как в магазине. А виноват в этой, довольно распространенной проблеме, метамеризм , термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.).

Различают 4 основных вида метамеризма:

Метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;

Метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;

Метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;

Метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

Как свет меняет цвет?

Цвет в Вашем доме всегда зависит от освещения. Если Вы наблюдательны, то наверняка и сами это уже заметили. При дневном освещении цвет стен один, а вечером, когда включаются источники света, цвет стен меняется и становится уже другим. И конечно это касается всех поверхностей в комнате.

Именно поэтому рекомендуется все отделочные материалы проверять при разных источниках света и обязательно дома, чтобы не было неожиданных сюрпризов. Ведь довольно часто бывает, что в магазине обои нравятся, а принесли домой – и уже цвет не тот.

В изменении цвета под воздействием света есть определенные закономерности. Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок.

Это надо обязательно учитывать при покупке ламп для ваших светильников. Лампы накаливания, которые на сегодня уже уходят в прошлое, имеют теплый свет. Энергосберегающие лампы могут иметь как теплый, так и холодный свет. На их упаковке всегда отмечено, какой свет дает лампа. Обращайте на это внимание и покупайте именно те лампы, которые выигрышно подчеркнут цвета в вашей комнате.

Наименьшее изменение цвета отделочных материалов дают простые галогенные лампы, которые излучают белый свет, наиболее близкий к естественному полуденному освещению.

При естественное освещении надо учитывать климат и расположение окон. В южных широтах свет более яркий, а в северных более рассеянный. При ярком южном свете цвета кажутся бледнее, поэтому чтобы компенсировать этот эффект рекомендуется выбирать цвет на 1-2 тона темнее. Чтобы смягчить слишком солнечные комнаты выбирают холодные темные пастельные (ненасыщенные) цвета.

Чтобы северные комнаты не выглядели слишком мрачно и холодно, используют теплые цвета. Если света в помещении недостаточно, то светлые и интенсивные тона могут компенсировать этот недостаток. В целом, под воздействием непрямого северного света, цвета кажутся более темными и менее интенсивными.

В таблице показаны примеры, как изменяются цвета под воздействием теплого и холодного света. Так как цветопередача вашего монитора может исказить истинные цвета, ориентируйтесь на них, как на примерные. И помните, чтобы не ошибиться в выборе, тестируйте отделочные материалы у себя дома при домашнем освещении.

Дополнительно на восприятие цвета влияют окружающие его цвета, например, иллюзия контраста и решетки Геринга дают представление об этом явлении. Также цвета в цветовых сочетаниях могут взаимно усилить или ослабить друг друга. Отправляясь в магазин выбирать отделочные материалы и мебель для дома, следует учитывать эти явления.

Для того чтобы получить именно тот цвет в интерьере, который вы и хотели, нужно подойти к выбору предварительно подготовившись. Во-первых, определите, какие виды освещения будут присутствовать в вашей квартире, и как будет освещаться конкретный предмет или отделочный материал. Как много будет естественного освещения, на какую сторону света выходят окна.

В южном свете большинство цветов кажутся интенсивнее, но при этом становятся чуть бледнее. Разбеленные, ненасыщенные цвета в южной комнате будут почти белыми. В северном непрямом свете цвета теряют свою интенсивность, но при этом смотрятся темнее. Чтобы компенсировать этот эффект, для северных комнат надо выбирать более насыщенные тона цвета.

Какие искусственные источники света будут освещать предмет – лампы накаливания, люминесцентные лампы или другие. Наибольшее изменение цвета отделочных материалов наблюдается при освещении их лампами накаливания, натриевыми лампами высокого давления и натриевыми лампами низкого давления. Наименьшее изменение цвета предмета происходит при освещении ртутными лампами высокого давления и металогалогенными лампами высокого давления. Остальные виды ламп имеют среднюю способность влиять на изменение цвета. Кроме того, надо учитывать, что при прочих равных условиях наибольшим изменениям подвержены насыщенные цвета.

Идеальный вариант решения этой проблемы – перед покупкой принести в дом выбранный образец и посмотреть, как он будет выглядеть. Но это, к сожалению возможно далеко не всегда. Во-первых, при ремонте источники освещения устанавливаются на последнем этапе, и поэтому заранее не увидеть, как будет в итоге смотреться выбранный отделочный материал. А во-вторых, магазины очень редко предоставляют такую услугу.

Поэтому решать проблему метамеризма придется самостоятельно. Для этого запаситесь разными видами фонариков и не стесняйтесь посветить всеми ими под разными углами на выбираемый материал. Обязательно поднесите выбранный образец к окну и посмотрите, как он смотрится при естественном освещении, не забывая при этом про стороны света. Повертите образец и посмотрите на него под разными углами, обратите внимание, что при этом происходит с его цветом. Принимайте решение о покупке, только если вам понравился цвет при разных видах освещения.
Если выбираемый вами материал будет занимать большую площадь в комнате, то постарайтесь «включить» объемное воображение и представить, как этот цвет будет смотреться на большой площади. Иногда цвета и расцветки, на маленькой площади выглядят выразительно, а на большой площади теряют свое очарование.

Если материал подбирается для помещения, где будут проводить свое время несколько человек, обязательно возьмите с собой членов семьи. Выбираемый цвет должен понравиться всем, иначе в будущем возможны ссоры, споры и другие нежелательные последствия. Согласитесь, мало кому понравится часто находиться в неприятном для себя цветовом окружении.

Следующий момент, на который надо обратить внимание при выборе расцветки отделочного материала, мебели и тканей для интерьера, это цветовые сочетания. Какие еще цвета будут присутствовать в комнате? Какую площадь будет занимать каждый цвет? Если у вас уже есть образцы других материалов, которые будут присутствовать в комнате, возьмите их с собой и приложите к выбираемому материалу. Посмотрите, как цвета влияют друг на друга и делайте покупку только в случае, если вас все устраивает.

Если же вы все-таки купили материал, ткань или мебель, которые в вашем доме изменили свой цвет неприятным для вас образом, и возвратить товар невозможно, попробуйте смягчить неудачный цвет с помощью аналогового, поместив его поблизости. Например, ярко-зеленый диван можно приглушить, бросив на него подушки нежно-бирюзового цвета. Или, например, если красно-синяя расцветка, которая в магазине смотрелась эффектно, в вашей квартире слилась в единый фиолетовый цвет, то выберите из расцветки тот цвет, который вам больше нравиться и используйте его в качестве доминанты в дополнительных аксессуарах.

Зная все подводные камни, которые вас ждут на пути выбора цветового решения для интерьера своей квартиры, вы легко сможете их избежать. Ну а уж если вы все-таки что-то не учли и получили не совсем удовлетворительный результат, всегда есть возможность все исправить, задействовав другие цвета из цветовой палитры. Для этого надо всего лишь изучить влияние цветов друг на друга или обратиться к помощи профессионалов.

Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими руками.

В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью дизайна.

В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству комфортного жилья для полноценной жизни.

Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.

Достоинство и ценность живописи определяется богатством переданных в ней тонких цветовых оттенков или на французский манер «валёров». Одним из главных признаков профессиональной живописи, является умение держать гамму, локальный цвет каждого объекта, но вместе с тем и богато показать единство и борьбу теплых и холодных оттенков, нюансное изменение цвета в зависимости от условий освещения (подробнее о которых можно прочитать на сайте в статье « «), расстояния до зрителя (« «) и цветов окружающих объектов.

В отличие от рисунка, где помимо композиции и построения, которые также присущи живописи, основная задача выдержать работу в тоне, то есть правильно передать светлотные отношения между различными тонами черного, серого и белого, в живописи таких задач две – тон плюс цвет. При этом следует оговориться, что основой живописи всегда должен являться локальный цветовой тон изображаемого объекта, а не богатство оттенков, нюансов или валёров. Собственная окраска предмета никогда не меняется окружением до неузнаваемости в природе и как следствие не должна меняться в реалистичной живописи. Какие бы оттенки не придавало натуре расстояние до наблюдателя, освещение и окружающие предметы, мы всегда ощущаем её подлинный цвет. Таким образом, в живописи локальный цвет и тон можно уподобить базису, а игру оттенков, переходы теплохолодности, отсвечивание рефлексов в этом смысле уподобляется надстройке или украшению, которые помогают выявить пространство, подчеркнуть связь с окружающей средой и обогатить работу живописными качествами. И то и другое важно.

Все видимые изменения локального цвета появляются из-за влияния а) толщины воздушной прослойки, б) освещения и в) колористического окружения. Величина воздушной прослойки диктует правила воздушной перспективы или закономерности изменения цветотона вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом. Время суток и погода с их характерными цветовыми состояниями освещения во многом определяют гамму* и колорит** картины. Цветовая (или колористическая) среда, под которой мы будем понимать здесь разнообразие цветов объектов в окружающем мире, не менее важна, чем воздушная перспектива или освещение для понимания создания колористического богатства в живописи. В частном случае цвета окружения диктуют, как живописно обогатить отдельно изображаемый объект, а в глобальном смысле они создают богатую взаимосвязанную цветовую гармонию в живописном произведении.

Из физики известно, что все объекты в окружающем мире являются источниками собственного или отраженного света. Пучок света несет в себе волны всех семи цветов радуги. Падая на объект из пучка света отражаются только волны того цвета, что и цвет объекта, остальные волны объектом поглощаются. Объекты, которые отражают падающий на них свет, своим отраженным цветом видоизменяют локальную окраску соседних объектов. Соседние объекты тоже влияют на рядом стоящие объекты своим отраженным цветом. От этого взаимного влияния объектов друг на друга возникают новые цветовые сочетания, усиливается впечатление объема и пространства, объекты получают колористическую взаимосвязь со всей окружающей средой. Так все предметы, вернее цвета предметов, воспринимаемые нами, определяются еще и отраженными лучами – рефлексами, которые предметы посылают друг другу.

«Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, повёрнутый назад, отражённый) в живописи (реже в графике), отсвет цвета и света на каком-либо предмете , возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.)» . В общем смысле рефлекс – это влияние окружающей среды на объект.

Количество и сила рефлексов, зависят как от материальной фактуры поверхности изображаемых предметов (матовая, прозрачная, глянцевая), так и от яркости находящихся рядом предметов. Например, если рядом с глянцевым кувшином, с теневой стороны положить желтый лимон, то на темной поверхности кувшина, появится сильно заметный рефлекс желтого оттенка. Глянцевые, блестящие поверхности дают сильные отражения и имеют множество цветных бликов и рефлексов. Шероховатые и матовые поверхности, рассеивают лучи и имеют более мягкие и плавные переходы световых градаций.

Как правило, рефлекс принято определять составной частью собственной тени, где влияние окружения на предмет заметить легче всего. Особенно сказанное относится к графическому рисунку. Однако приведем очень важные размышления великого французского колориста Э. Делакруа. Он писал: «Чем больше я размышляю о цвете, тем больше убеждаюсь, что окрашенный рефлексом полутон есть тот принцип, который должен доминировать, потому что именно он дает верный тон – тот тон, который образует валёры, столь важные в предмете и придающие ему подлинную живость» .

Основываясь на приведенном высказывании можно рекомендовать окрашивать отраженным цветом не только рефлекс в тени, но и полутень со стороны света.

Теперь применим все теоретические знания по цветоведению и получим следующие рекомендации в живописи объекта:

— низ изображаемых объектов находится всегда под влиянием подиума и окрашивается отраженными от него лучами цвета и света;

— верх изображаемого объекта находится под влиянием цвета неба или потолка и вообще того, что выше объекта внимания;

— цвет боковых сторон со стороны собственной тени окрасится рефлексом, как составной частью собственной тени, а со стороны света окрасится отраженным от окружения цветом полутень;

— в собственной тени появится цвет дополнительный (или контрастный) к основному локальному цвету изображаемого объекта по закону одновременного контраста;

— падающая тень окрасится цветом предмета, от которого падает и приобретет холодный или теплый оттенок в зависимости от теплохолодности освещения. Также на ее цвет повлияет цвет объекта, на который тень падает;

— в бликах и переломах формы, всегда заметна окрашенность, соответствующая цвету освещения. Например, блик в натюрморте при дневном освещении отражает контур окна и имеет цвет неба за окном. Блик от софита будет иметь цвет лампы и т.д.

Вместе с тем не только предмет находится под властью окружения, но и сам он влияет на цвет окружения.

Чтобы точнее объяснять принципы влияния цветов рядом стоящих объектов разберем ход мыслей на примере учебного задания, обратив внимание на рисунок 1.

Рис. 1. А.С. Чувашов. Учебный натюрморт. 2002 г. Бум., акварель. А-3.

На момент выполнения учебного задания постановка освещалась рассеянным тёплым светом, следовательно, рассеянные, как бы уходящие на нет тени приобретут холодные оттенки. У Объектов, окрашенных в теплые цвета, как то красная драпировка, яблоко, крынка и ваза в свету их цвет станет ярче и звонче, насыщеннее, а в тени их цвет поблекнет и приобретет ахроматический оттенок, то есть потеряют насыщенность. Наоборот, цвет освещенной части фоновой холодной синей драпировки потеряет свою красоту насыщенности и наберет ее в собственных и падающих тенях складок. Принцип прост: теплое плюс теплое или холодное плюс холодное складывается и дает насыщенность, а холодное плюс теплое вычитается и как бы обнуляет друг друга, дает движение цвета в ахроматику. Блики на предметах отражают цвет неба в окне. Низ каждого предмета в натюрморте находится под властью цвета драпировки на подиуме. Глянцевая вазочка хорошо отражает розовую драпировку, на которой она стоит, вместе с яблоком. Яблоко снизу приобретает розовый оттенок цвета подиума, а в полутени сверху отражает оттенок фоновой синей драпировки. Матовая керамическая крынка отражает не конкретные объекты, но отсветы от них. Полутень на крынке со стороны света и рефлекс внизу крынки также получают розовый оттенок от фоновой драпировки. Слева в тени появляется рефлекс от фоновой голубой драпировки. Также холодные тени, которые обычно пишутся голубовато-синими красками на охристо-желтой крынке и коричневой вазе по законам механического смешения цветов дадут живописцу зеленоватые оттенки. Яблоко в тени будет стремиться к зеленоватым оттенкам. Падающие тени приобретают оттенок цвета того предмета, от которого они падают. Охристая падающая тень от крынки на синей драпировке также стремиться в зеленую сторону. Падающая тень от розовой драпировки приобретает фиолетовый оттенок на синей фоновой материи. Собственные тени на складках синей драпировки также подсвечиваются розовым рефлексом. Крынка и вазочка подцветит рефлекс в собственной тени на розовой драпировке коричневыми оттенками. Падающая тень от глянцевой вазы написана примесью к основному розовому цвету драпировки коричневых холодноватых оттенков.

Так, на первый взгляд, верно переданные рефлексы помогают передать объемную форму. Однако, главная их функция – создать цветовую взаимосвязь между предметами в единой свето и цвето-воздушной среде, позволяют связать предметы между собой и со средой окружения. Они как бы вписывают объект в окружающую среду с разнообразными по цвету объектами. Это разноцветное окружение здесь и называется колористической средой. Потоки сильных и слабых, больших и малых рефлексов, пересекаются и как бы пронизывают, окутывают все вокруг, создавая особую цветовую среду, общий цветовой строй. Такой общий цветовой строй картины, где все красочные сочетания стремятся к единой, целостной, гармонично сглаженной жизненной правдивости, называется в живописи колоритом*. Общий колористический строй картины и ее гамма** как бы подводят чертой знаменателя частные колористические богатства нескольких изображенных объектов, иными словами создает необходимое единство многообразия.

Всё разноцветное многообразие изображаемых объектов с их различной теплохолодностью и темнотой в картине должно работать на выявление композиционного центра и создание соответствующей идее атмосферы. Холодный темный цветовой тон окружения, усиливает светлые теплые тона изображаемого объекта, а темный теплый тон, усиливает холодные светлые оттенки. При этом необходимо помнить, что разные «черные» краски тоже имеют теплые и холодные оттенки. Если живописцу нужен холодный черный цвет он добавляет в смесь синие краски, если теплый тон – то красные. Вообще холодные оттенки выделяют теплые и наоборот, а в равном масштабе таких цветовых пятен они вызывают эффект вибрации или сказочного мерцания. Художник следит за созданием или поддержанием теплой (от 100% теплых цветов, до соотношения 75 % теплых цветов до 25% холодных цветов), холодной (от 100% холодных цветов, до соотношения 75 % холодных цветов до 25% теплых цветов), и контрастной гаммы (50% теплых и 50% холодных цветов).

Важно подмечать все эти описанные в теории явления решая практические задачи изображения окружающего мира в каждом его частном случае и желательно под опытным руководством наставника. Но, вместе с тем, чтобы правильно и выразительно писать окружающий мир живописцу в первую очередь необходимо опираться на теоретические знания, полученные из различных наук: химии, физики, биологии, физиологии, психологии и многих других. Ибо, когда мастер пытается воссоздать на изобразительной плоскости реалии жизни, он должен правдиво отобразить все закономерности, по которым живет этот мир. Скорее всего, зритель не увидит натуру в тот единственный момент времени года, суток, состояния природы и с тем событием, которое художник отображает в своем произведении. Чаще всего картина – это вообще творческое комбинирование перечисленных реалий. Однако, оценивая правдоподобность изображенного, зритель всегда будет опираться на свой жизненный опыт и знания, получаемые в процессе непрерывного по жизни образования. Возможно, только во вторую очередь следует полагаться на развитые или природные способности глазомера и цветовосприятия. Изображая тот или иной предмет, мы в любом случае должны думать про локальный цвет изображаемого объекта, цвет основного источника света – собственного или отраженного – и соседних объектов. Каждый рефлекс, каждый оттенок имеет свое объяснение. По личным наблюдениям автора статьи за авторитетными художниками можно утверждать, что грамотный живописец при работе лишь проверяет в натуре точность своих теоретических рассуждений. Примерным рассуждениям может быть такое: если мы знаем, с какой стороны располагается источник освещения, следовательно, знаем, как будет распространяться свет по форме и куда упадут падающие тени. Мы сразу можем определить какой день: пасмурный или солнечный. Знаем время суток: утро, день, вечер. Эти данные определяют мастеру теплый или холодный свет, а, следовательно, и теплохолодность падающей тени. Далее знания всегда подскажут, как поменяется локальный цвет предмета, исходя из локального цвета предмета и оттенка освещения. Остается добавить к этому еще влияние рядом стоящих объектов, которые отбрасывают окрашенные в свой цвет лучи света. Если в натуре мастер зрительно находит соответствие своим выводам рассуждений, то можно с уверенностью закрепить осмысленное и увиденное в своей живописной работе. Остается еще держать гамму и колорит. Теоретические знания облегчат работу и избавят художника от визуальных обманов, вызванных а) усталостью глазной мышцы, настраивающей хрусталик; б) отдельного, фрагментарного рассматривания натуры вне контекста окружения и расстояния до глаза зрителя. И последнее. Нужно избегать каких бы то ни было канонов, потому что в природе встречаются самые разнообразные необычайные световые условия, самые неожиданные цветовые сочетания.

Рис. 2. А.С. Чувашов. Сложный натюрморт. 2002г. Бум., акварель. А-2.

______________________

*Гамма (от греч. γαμμα - третья буква греч. алфавита) – термин, широко распространенный в искусствознании, обозначающий определенную последовательность к.-л. однородных явлений, предметов, напр., красок («красочная Г.»), цветов («цветовая Г.»). . В изобразительном искусстве гамма – это наименование закономерности повторения оттенков одного цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его цветового строя или ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующим), используемый при создании художественного произведения. Например, красная гамма произведения может объединять цвета бордо, вишневый, гранатовый, рубиновый, малиновый, лафитный, амарант, цикламен, кардинал, пунцовый, алый, клубничный, земляничный, брусничный, красной смородины, кумачовый, томатный, рябиновый, коралловый, розовый, фламинго и т.д. Голубая гамма – цвета гортензии, сумрачно-голубой, сапфирно-голубой, цвет незабудки, пепельный, пепельно-голубой, небесно-голубой, и так далее. Вместе с тем, этот термин может сопровождаться обычными для цвета определениями теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой. Но чаще говорят мусатовская сине-зеленая гамма, врубелевская гамма и т.д., по преобладающим в творчестве художников цветам.

**«Колорит (от лат. color – цвет) – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным» .

Литература

  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1975. – Т. 22: Ремень – Сафи.
  2. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. М., 1989, с. 101.
  3. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 1: А-Ж. - 688 с.: ил.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил. С. 38.

Сильное влияние на восприятие окружающего пространства оказывает цветность света. Цветность измеряется в Кельвинах и определяется следующим образом:

  • 2700 К - 3000 К – теплый свет (желтое свечение)
  • 4200 К – холодный свет (белое или холодное свечение)

Наша психика как бы подсказывает нам, что теплый искусственный свет близок к солнечному, то есть привычен для нас, и поэтому чаще используется в домах.

При теплом освещении человек расслабляется и даже чувствует некоторое тепло. Но если вы хотите собраться, сконцентрировать внимание, например, при оформлении рабочего пространства, используйте холодный свет. Холодное свечение на 20% по сравнению с теплым повышает внимательность.

Свет, теплый и холодный, способен по-разному преподносить цвета, что также влияет на наше восприятие окружающего мира. Об этом давно известно маркетологам, которые используют некоторые хитрости при световом оформлении определенного пространства.

Теплые цвета стимулируют аппетит, а в холодном эффектно смотрятся джинсы.Существует такое понятие, как метамеризм – явление изменения цвета под воздействием различного освещения. Все магазины, места общественного питания используют определенные правила светового оформления. Например, для того чтобы блюда/продукты выглядели привлекательней – используется розоватый цвет свечения. Часто в местах общественного питания над столиком вешается светильник-подвес преимущественно с розоватым или желтым светом. Такая подсветка сделает еду аппетитнее, а лица людей – моложе и живее.

Например, кожаные изделия и ювелирные золотые украшения предстанут «во всей красе», если их подсветить теплым, джинса и серебро будет выглядеть эффектнее в холодном свете.

Подсветка манекенов, продуктов, блюд – целая наука, для которой можно выделить отдельную тему.

Знания о цвете можно использовать и при оформлении интерьера. Проанализировав колористику помещения, цвет стен, мебели, пола, вы сможете выбрать нужный свет, который преподнесет интерьер наиболее выигрышно, обозначит цвета и фактуры, сделает их насыщеннее и богаче.

Таблица изменения цветов под воздействием теплого и холодного света
Цвет при дневном свете Интенсивность Цвет при теплом свете Цвет при холодном свете
желтый пастельный становится теплее и очень бледным становится очень слабым и сероватым
интенсивный становится теплее и нежнее становится светлее и сероватым
желто-зеленый пастельный становится нежно-зеленым, очень бледным становитс зеленее и тускнеет
интенсивный становится желтее и светлее теряется желтый подтон
зеленый пастельный становится нежным желто-зеленым становится голубее, слабее
интенсивный становится теплее и слабее кажется голубовато-зеленым
голубовато-зеленый пастельный становится зеленее, бледнее
интенсивный становится зеленее, слабее становится голубее, сильнее
голубой пастельный становится серее, легко склоняется к зеленому становится интенсивнее
интенсивный становится серее, теряет цвет становится лучистым, холодным
индиго-синий пастельный становится серее и очень слабым
интенсивный становится серее, теряет силу цвета становится холоднее, интенсивнее
сине-фиолетовый пастельный становится очень бледным, белесым становится голубее, сильнее
интенсивный становится серее, слабее становится синее, лучистее
красно-фиолетовый пастельный становится теплее, приобретает коричневый оттенок становится голубее, интенсивнее
интенсивный становится теплее, от красноватого до коричневого приобретает синеватый оттенок
пурпурно-красный пастельный становится теплее, приобретает розовато-желтоватый оттенок становится яснее, кажется красно-фиолетовым
интенсивный становится теплее, желтее становится холоднее, приобретает голубоватый оттенок
ярко-красный пастельный становится теплее, кажется лососево-розовым приобретает голубоватый холодный оттенок
интенсивный становится теплее, кажется желто-красным становится холоднее, склоняется к сине-красному
оранжево-красный/желто-красный пастельный становится желтее, интенсивнее становится сероватым, прохладным
интенсивный становится очень ярким, светящимся становится приглушенным, слабым

Такая таблица сможет стать прекрасным помощником при свето-цветовом оформлении пространства. Но не забывайте при выборе будущих отделочных материалов осматривать образцы и выкраски в заданном помещении при дневном свете. Так вам будет понятно, как выстраивать будущее освещение и как на него будут реагировать материалы.

Сами цвета способны довольно сильно изменить восприятие пространства. Помещение в темных тонах представляется нам меньше и сжатее, светлые тона – визуально расширяют его, комната кажется просторнее, потолки «поднимаются». Холодные сине-голубые краски создадут впечатление простора, а теплые желтые тона добавят уюта, но «заберут» немного пространства.

Освещение холодным светом визуально удаляет объект, теплым – приближает. Соединив знания о свете и цвете, вы получите возможность управлять границами помещения.

Свет в помещении всегда был важным фактором, влияющим и на самочувствие человека, и на восприятие им окружающего пространства. С помощью света вы сможете добавить простора в помещение, гармонизировать размеры или скрыть его недостатки.

Цвета мебели, пола, стен могут предстать еще выигрышнее, а в неправильно подобранном свете могут поблекнуть даже самые дорогие и красивые отделочные материалы.

Поэтому помните о правилах соединения света и цвета и о том, что свет может стать вашим незаменимым помощником.

И ведь недаром ресторатор Этьен Биуль когда-то сказал: «Свет маскирует ошибки дизайна, как соус – ошибки повара».

Здравствуйте уважаемые посетители нашей школы! На сегодняшнем уроке я хочу поговорить с вами об одном интереснейшем явлении в дизайне интерьера, которое оказывает огромное значение на правильный выбор цветового решения интерьера (при этом оно доставляет немало трудностей), а именно о влиянии освещения на цвет.

Возможно, вы уже знаете, что освещение комнаты очень сильно влияет на её цвет (это прекрасно иллюстрирует пример выше). И зависит такое изменение, на самом деле, от множества факторов: начиная от времени суток и заканчивая ориентацией комнаты на сторону света. И это ещё одна причина, по которой новичкам очень сложно правильно подобрать основной цвет для комнат квартиры или дома. Напомню вам, что основной цвет – это цвет, занимающий наибольшую площадь комнаты, как правило, это цвет стен , поскольку стены в комнате имеют самую большую площадь. И речь, в первую очередь, идёт именно о влиянии освещения на основной цвет помещения.

При этом у некоторых возникает масса вопросов о технических аспектах цвета, например: почему цвет реагирует по-разному в различных средах, как различные аспекты света и окружающей среды влияют на него, и даже, как некоторые химические вещества влияют на цвет.

И это не говоря уже о психологическом восприятии цвета . Я недавно проводил консультации со своим клиентом по правильному выбору цвета квартиры. Она призналась мне, что ненавидела оттенок стен в одной комнате своего дома настолько, что была полна решимости переехать. Вот какое сильное влияние может оказывать цвет на человека, и именно поэтому мы (архитекторы и дизайнеры) иногда теряем сон из-за сомнения в его правильном выборе.

Но это я немного отвлёкся, продолжим наш урок. Прежде, чем я научился «видеть» различные оттенки в сложных нейтральных цветах, я был одержим изучением различных физических явлений, таких как экспозиция, постановка света, различные диффузные отражения как, например, вода океана, отражаясь от неба, приобретает свой оттенок, или как много зеленых деревьев за окном приводит к изменению оттенка краски в комнате. И это было такое время, когда я был полностью одержим попыткой понять всю метафизику света и его влияние. А нужно ли всё это для полноценного дизайна интерьера, спросите вы? Конечно, нет. Безусловно, некоторые моменты необходимо всегда помнить, но вполне возможно обойтись и без них.

Опытный архитектор, дизайнер интерьера или декоратор способен увидеть будущий оттенок на стенах даже на маленьком образце краски, которые предоставляет нам различные колерные веера, благодаря некоторым специфичным знаниям. Но для начинающих дизайнеров и тем более для обычных домовладельцев это будет не под силу.

Так как же правильно работать с оттенками, чтобы научиться их безошибочно подбирать. На самом деле выбор правильного оттенка интерьера с учётом разных видов освещения – это высший пилотаж в дизайне интерьера, но это вовсе не значит, что вам стоит опускать руки. Есть, по крайней мере, два пути, по которым можно научиться более правильно выбирать оттенки, а всё остальное приложиться из постоянной практики. Итак:

Первое. Необходимо знать основные физические закономерности восприятия и изменения цвета под воздействием света.

Второе. Использовать большие образцы красок (выкрасок), которые позволяют воочию видеть изменения цвета под воздействием различного освещения, что называется в реальном времени.

Итак, давайте узнаем основные закономерности изменения цветов под влиянием освещения, а те, кто их знает, пусть просто освежит свои знания.

Как различные источники естественного света влияют на цвет краски и что с ней происходит:

  • Утренний солнечный свет - холодный свет, добавляет прохлады и смещается к более насыщенным цветовым пигментам.
  • Сильнейший полуденный свет - очень яркий прямой солнечный свет, вымывает цвета, осветляет и отбеливает их.
  • Вечерний солнечный свет - смешанный свет, отменяет как теплые, так и холодные цвета, краски становятся «скучнее» и нейтральнее.
  • Искусственный свет ночью - теплый свет, поглощает тепло, сдвигая его к прохладным пигментам.
Влияние естественного света на цвета в зависимости от стороны света:
  • Север - добавляет синий и притупляет другие цвета;
  • Восток - добавляет зеленый;
  • Запад - добавляет оранжевый;
  • Юг - добавляет желто-белый и вымывает цвет.

Когда я впервые узнал об этом, я сразу попытался запомнить это и всегда старался держать при себе эту информацию, чтобы воспользоваться ею в нужный момент. И если всё, чем вы располагаете при выборе цвета для себя или своих клиентов, это небольшие образцы краски в колерном веере, то эта информация будет также очень полезна и для вас. Эти знания позволяют несколько проще попытаться предугадать, как цвет будет выглядеть после воздействия на него естественного или искусственного света , хотя, конечно, вы не сможете увидеть, что точно (на сто процентов) происходит с ним по небольшим образцам колерного веера.

Другое дело, когда вы работаете с большими образцами краски (выкрасками), которые, и меня в том числе, научили видеть изменение цвета под воздействием освещения, и о чём я рассказываю вам сегодня. По сей день, выбор цвета под влиянием освещения в помещении по большому образцу краски является лучшим способом понять, какую краску необходимо использовать, чтобы она выглядела зеленее, желтее, синее, розовее, больше оранжевого или фиолетового, прямо на месте. Достаточно просто выбрать подобный оттенок немного теплее или холоднее, в зависимости от того, что требуется и сразу видеть его изменение под воздействием света.

Если вы сегодня спросите любого успешного архитектора или дизайнера, что для них более важно, понимание того, как освещение влияет на цвет, или иметь коллекцию крупных образцов красок. Ответ будет однозначный: «Постоянно растущая коллекция больших образцов позволяет игнорировать и даже не заботиться обо всех вещах, которые должен знать о цвете и свете. Все это верно лишь в теории, однако на практике происходит следующее, вы приложили большой образец краски в нужное место и он (цвет) либо «работает» в данном помещении, либо нет ".

При этом любые образцы красок необходимо «примерять» именно на той поверхности, для которой они предназначаются. Это означает, если выбираете цвет для стен, то образцы необходимо прикрепить именно на стене, а не раскладывать их на столе или полу и на них пытаться увидеть изменения цвета стены.

Конечно, я не отговариваю вас полностью отказаться от изучения теории воздействия света на цвет, по крайней мере, это никому из дизайнеров ещё не помешало. Но наилучший способ выяснить, какой оттенок краски будет правильный в той или иной комнате, лучше всего позволит сделать обычная пробная выкраска большого размера.

Так что и вы, начиная с этого дня, применяйте полученные знания на практике и ваши интерьеры непременно станут ещё лучше чем сейчас. Также расскажите нам, дорогие читатели сайт, что вам сегодня позволяет правильно подбирать цвет для интерьера. На этом всё. До скорой встречи.

Похожие материалы:

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, отметьте её в социальных сетях.

Сетчатка состоит из двух видов светочувствительных клеток - палочек и колбочек. Днем, при ярком освещении, мы воспринимаем зрительную картину и различаем цвета с помощью колбочек. При слабом же освещении в действие вступают палочки, которые более чувствительны к свету, но не воспринимают цвета. Поэтому-то в сумерках мы видим все в сером цвете, и даже существует пословица "Ночью все кошки серые

Потому что в глазу есть два типа светочувствительных элементов: колбочки и палочки. Колбочки различают цвета, а палочки различают только интенсивность света, то есть видят всё в черно-белом изображении. Колбочки менее светочувствительны, чем палочки, так что при слабой освещенности они вообще ничего не видят. Палочки же очень чувствительны и реагируют даже на очень слабый свет. Вот поэтому в полутьме мы не различаем цветов, хотя и видим контуры. Кстати, колбочки в основном сконцентрированы в центре поля зрения, а палочки по краям. Этим объясняется то, что наше боковое зрение тоже не очень-то цветное, даже при дневном свете. Кроме того, по этой же самой причине астрономы прошлых веков старались при наблюдениях использовать боковое зрение: в темноте оно острее прямого.

35. Бывает ли 100% белизна и 100% чернота? В каких единицах измеряется белизна ?

В научном цветоведении для оценки светлотных качеств поверхности пользуются также термином «белизна», который имеет особо значение для практики и теории живописи. Термин «белизна» по своему содержанию близок к понятиям «яркость» и «светлота», однако, в отличие от последних, она содержит оттенок качественной характеристики и даже в какой-то мере эстетической.

Что же такое белизна? Белизна характеризует восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отражает падающего на неё света, тем она будет белее, и теоретически идеально белой поверхностью следует считать поверхность, отражающую все падающие на неё лучи, однако практически таких поверхностей не существует, так же как не существует поверхностей, которые полностью поглощали бы падающий на них свет.

Начнём с вопроса, какого цвета бумага в школьных тетрадях, альбомах, книгах?

Вы, наверно, подумали, что за пустой вопрос? Конечно белого. Правильно – белого! Ну, а рама, подоконник, покрашены какой краской? Тоже белой. Всё правильно! А теперь возьмите тетрадный лист, газету, несколько листов из разных альбомов для рисования и черчения, положите их на подоконник и внимательно рассмотрите какого они цвета. Оказывается, будучи белыми, они все разного цвета (правильнее было бы сказать – разного оттенка). Один бело-серый, другой бело-розовый, третий бело-голубой и т.д. Так какой же из них «чисто белый»?

Практически мы называем белыми поверхности, отражающие различную долю света. Например, меловой грунт мы оцениваем как белый грунт. Но стоит на нём выкрасить квадрат цинковыми белилами, как он утратит свою белизну, если же внутри затем закрасить квадрат белилами, имеющими ещё большую отражательную способность, например баритовыми, то первый квадрат также частично утратит свою белизну, хотя все три поверхности мы практически будем считать белыми.

Выходит, что понятие «белизна относительно, но в то же время имеется какой-то рубеж, с которого воспринимаемую поверхность мы начнём считать уже не белой.

Понятие белизны можно выразить математически.

Отношение светового потока, отражённого поверхностью, к потоку, падающему на неё (в процентах) носит название «АЛЬБЕДО» (от лат. albus – белый)

АЛЬБЕДО (от позднелат. albedo – белизна), величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на неё поток электромагнитного излучения или частиц. Альбедо равно отношению отраженного потока к падающему.

Это отношение для данной поверхности в основном сохраняется при различных условиях освещённости, и поэтому белизна является более постоянным качеством поверхности, нежели светлота.

Для белых поверхностей альбедо будет равняться 80 – 95%. Белизна различных белых веществ, таким образом, может быть выражена через отражательную способность.

В.Оствальд даёт следующую таблицу белизны различных белых материалов.

Сернокислый барий

(баритовые белила)

99%

Цинковые белила

94%

Свинцовые белила

93%

Гипс

90%

Свежий снег

90%

Бумага

86%

Мел

84%

Тело, которое совершенно не отражает света, в физике называется абсолютно чёрным. Но самая чёрная видимая нами поверхность не будет с физической точки зрения абсолютно чёрной. Поскольку она видима, то отражает хоть какую-то долю света и, таким образом, содержит хотя бы ничтожный процент белизны – так же как поверхность, приближающаяся к идеально белой, можно сказать, содержит хотя бы ничтожный процент черноты.