Внешние эффекты в экономике и их регулирование. Отрицательные внешние эффекты и способы их регулирования

Внешние эффекты в экономике и их регулирование. Отрицательные внешние эффекты и способы их регулирования

Положительные и отрицательные внешние эффекты.

Внешние эффекты (экстерналии)– это влияние действий экономических субъектов (или их агентов), участвующих в данной сделке, на третьих лиц (еше раз напомним,не принимающих участия в данной сделке). Таким образом, экстерналии не на­ходят отражения в рыночном механизме ценообразования, а следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размеще­нию благ в экономике.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) являются не­гативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает невыявленное в данной сделке использова­ние определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неяв­но используемых ресурсов - право на незагрязненную окружающую среду: чис­тый воздух, чистую воду и т.д.). Это ведет к возникновению внешних для дан­ной сделки издержек производства данной продукции (ТЕС и МЕС) (на рис.5 предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).

Рис. 5

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитыва­ются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновес­ные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недо­оценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного то­вара:

Qp > Qs, а Рр < Ps.

Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Важно подчеркнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и же­лания порождающих их своими действиями субъектов.

Положительные внешние эффекты являются позитивными воздействия­ми участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара (ТЕВ и МЕВ) (на рис. 6 предполагается наличие внешней выгоды и отсутствие внешних издержек).

Рис.6

Поскольку получающие внешние выгоды третьи лица не участвуют в за­ключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные це­на и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при та­ком учете. Поэтому результатом позитивной экстерналии является недопроизвод­ство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продук­ции:

Qp < Qs и Рр < Ps.

Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике.

Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обна­руживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики и потерям "мертвого груза". Эти потери (DWL) показаны заштрихованными площадями на рис. 18.5 и 18.6. В этом смысле между поло­жительными и отрицательными внешними эффектами нет различий - и то, и другое отрицательно влияет на экономику, не говоря о многочисленных вне­экономических негативных последствиях внешних эффектов, например эколо­гических.

Выявленные возникновением экстерналий недостатки в работе ры­ночного механизма нередко связаны просто с отсутствием определенных рын­ков, что приводит к фактически бесплатному использованию некоторых специ­фических ресурсов и неоплачиваемому производству определенных благ. Это ведет, например, к чрезмерному загрязнению окружающей среды при производ­стве минеральных удобрений. Такое положение вызывается тем, что осуществ­ление имеющих внешние эффекты действий (например, производство сульфа­тов, связанное с выбросом сернокислого газа в атмосферу) по сути дела оз­начает в неявном виде использование производителями права на совершение по­добных действий. А это означает в сущности наличие права собственности на со­ответствующий ресурс или продукт, какой бы особый вид этот ресурс не при­нимал (в нашем примере это право на чистый воздух). Но пока такие права собственности не выявлены, они не могут найти отражения в рыночных сдел­ках. Таким образом, неопределенность, размытость подобных прав собственности может являться препятствием в эффективной работе рыночного механизма и нередко вызывает столкновение интересов различных групп экономических субъектов (в нашем примере - производителей и потребителей минеральных удобрений, с одной стороны, и живущих рядом с таким заводом людей, с дру­гой стороны). Следовательно, четкое определение прав собственности является одной из важных предпосылок решения проблемы экстерналий.

Неизбежный побочный продукт производственного процесса целлюлозно-бумажных комбинатов - химическое соединение, называемое диоксидом. Ученые полагают, что, попадая в окружающую среду, диоксид увеличивает вероятность заболевания раком, врожденных дефектов, приводит к возникновению других проблем.

Является ли связанное с производством бумаги загрязнение диоксидом окружающей среды общественной проблемой? Если Вы рассмотрите рыночное распределение ограниченных ресурсов с помощью сил и предложения, то убедитесь, что при равновесии спроса и предложения ресурсы обычно распределяются эффективно. «Невидимая рука» рынка приводит покупателей и продавцов, преследующих исключительно личные цели, на рынок, где и максимизируются общие выгоды, получаемые обществом. Этот взгляд основан на одном из Десяти принципов экономической теории: обычно рынок - хороший способ организации экономической деятельности. Должны ли мы сделать вывод о том, что именно «невидимая рука рынка» не позволяет фирмам, действующим на рынке бумаги, выбрасывать слишком много диоксида?

Рынки прекрасно справляются с различными функциями, но не со всеми. Рынкам в некоторых случаях не удается эффективно распределить ресурсы и тогда на помощь может прийти правительство.

Фиаско рынка попадает в общую категорию внешних эффектов (экстерналий). Внешний эффект (экстерналия) - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Если такое воздействие неблагоприятно, оно называется отрицательным внешним эффектом, в противном случае - положительным внешним эффектом. При условии действия внешних эффектов интересы общества в результатах деятельности рынка простираются за пределы благосостояния покупателей и продавцов, они включают в себя и благополучие других людей, находящихся в сфере воздействия рынка. Так как покупатели и продавцы, принимая решения об объемах потребления или предложения, пренебрегают внешними эффектами, в условиях экстерналий рыночное равновесие не является эффективным. То есть рыночное равновесие не позволяет максимизировать общие блага общества в целом. Выброс диоксида в окружающую среду, например, - отрицательный внешний эффект. Фирмы-производители бумаги, руководствуясь эгоистичными соображениями, не учитывают полную стоимость загрязнения окружающей среды, они стремятся максимизировать объём выбросов до тех пор, пока не вмешается правительство.

Внешние эффекты, как и противодействующая им правительственная политика принимают различные формы. Вот несколько примеров:

  • Отрицательный внешний эффект несут выхлопы автомобильных двигателей, так как отравленным воздухом приходится дышать миллионам людей. Правительство пытается решить проблему загрязнения, устанавливая стандарты автомобильных выхлопов и облагая дополнительным налогом потребление бензина, что ведет к уменьшению числа автомобилистов.
  • Реставрация исторических зданий - пример положительного внешнего эффекта, ведь люди, проходящие или проезжающие мимо них, наслаждаются красотой. Но владельцы таких зданий не получают полной выгоды от их восстановления и, следовательно, заинтересованы в том, чтобы пустить их на снос. Многие местные администрации пытаются разрешить проблему, устанавливая особые правила сноса исторических зданий и предоставляя отсрочку налоговых платежей владельцам, занимающимся реставрацией.
  • Лающие собаки создают отрицательные внешние эффекты, потому что соседям мешает шум. Владельцы собак не несут полных издержек шума и, следовательно, не прилагают особых усилий для прекращения собачьего лая. Местные администрации решают проблему с помощью введения правил, запрещающих «нарушение покоя сограждан ».
  • Развитие новых технологий приводит к появлению положительных внешних эффектов, так как их результат - новые знания, широко использующиеся обществом. Так как изобретатели не имеют возможности полностью воспользоваться выгодой, которую приносят новые решения, они направляют на исследования ограниченный объем ресурсов. Правительство решает проблему частично с помощью патентной системы, предоставляющей ученым исключительное право использования открытий в течение определенного периода времени.

В каждом из этих случаев индивидам, принимающим решения, не удается учесть внешние эффекты своих действий. В этих случаях «в бой» вступает правительство, стремящееся защитить интересы других граждан.

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие внешних эффектов. 4

2.Отрицательные и положительные внешние эффекты. 5

3.Внешние эффекты в потреблении. 6

4.Способы решения проблемы внешних эффектов. 8

5.Заключение. 11

Список используемой литературы 12

Введение

Экстерналия (внешний эффект) в экономике - воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Если объяснять простыми словами, то внешний эффект в экономике это воздействие одного субъекта на другой объект посредством своей деятельности, это воздействие может быть как отрицательное так и положительное. Очень часто экстерналии возникают между производством – потребителем, производством – производством и потребителем – потребителем. Сегодня проблема отрицательного внешнего эффекта очень развита, особенно развита у производства с потребителем в отношении экологии.

Понятие внешних эффектов

Внешние эффекты – это издержки (выгоды) от рыночных операций, не отраженные в ценах на товары. Начнем с издержек. До сих пор рассматривались частные издержки (TPC или просто ТС), т.е. затраты производителей данного блага. Существуют, однако, и внешние издержки (ТЕС) – затраты третьих лиц, вызванные производством или потреблением этого блага. Например, если предприятие загрязняет окружающую среду, жители близлежащего города от этого страдают. Социальные издержки (TSC) – сумма затрат производителей и третьих лиц в связи с производством и потреблением блага: TSC=TPC+TEC.
Таким образом, предельные частные издержки (МРС), предельные внешние издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (МSС) – это прирост соответственно частных, внешних и социальных издержек при увеличении выпуска на одну единицу.Это означает, что каждая следующая единица продукции наносит третьим лицам такой же дополнительный ущерб, как и предыдущая. В этом случае кривая предельных социальных издержек направлена вверх (поскольку предельные частные издержки возрастают) параллельно кривой предельных частных издержек.На деле предельные внешние издержки обычно возрастают. Например, каждая следующая тонна выбрасываемых в атмосферу токсинов наносит все больший дополнительный ущерб. Это соответствующим образом отражается на динамике предельных социальных издержек. В дальнейшем, однако для простоты будет предполагаться постоянство предельных внешних издержек. Теперь – о внешних выгодах. Частная выгода (ТРВ) – это полезность, получаемая непосредственными потребителями блага. Внешняя выгода (ТЕВ) – полезность, получаемая третьими лицами в связи с данной рыночной операцией. Например, если кто-то благоустраивает за свой счет общественную территорию, благосостояние всех жителей возрастает. Социальная выгода (TSB) – полезность, получаемая покупателями блага и всеми третьими лицами: TSB=TPB+TEB.
Таким образом, предельная частная выгода (МРВ), предельная внешняя выгода (МЕВ) и предельная социальная выгода (МSB) – это прирост соответственно частной, внешней и социальной выгоды при увеличении производства и потребления блага на одну единицу.
Предельная частная выгода отражается кривой рыночного спроса на благо. Она убывает при росте потребления товара. Предельную внешнюю выгоду предполагаем постоянной. В этом случае кривая предельной социальной выгоды является убывающей и идет параллельно кривой рыночного спроса.

Отрицательные и положительные внешние эффекты

Отрицательные внешние эффекты
наносят ущерб лицам, не имеющим отношения к рыночной сделке. Примером отрицательных внешних эффектов могут служить загрязнение окружающей среды предприятиями, производящими продукцию; загрязнение воздуха выхлопными газами при езде на автомобиле (потребление бензина); шум для жителей домов, прилегающих к магистралям; дым от сигарет и папирос при курении и т.п.

Положительные внешние эффекты
приносят выгодулицам, не имеющим отношения к рыночной сделке. Например, университеты предоставляют платные услуги высшего образования, при этом чем больше людей с высшим образованием, тем больше выигрывает общество в целом. Богатый жилец сделал за свой счет ремонт в подъезде на радость всем соседям. Завод благоустроил городской сквер, теперь это любимое место отдыха жителей микрорайона. Прививки защищают от болезней не только тех, кому они сделаны, но и многих других людей.

Внешние эффекты в потреблении .

До сих пор, рассматривали внешние эффекты, возникающие в производстве това­ров. Но экстерналии проявляются и в процессе потребления. Например, потребление алкоголя создает отрицательные внешние эффекты в случае, когда пьяный водитель, подвергающий опасности жизни других людей, управляет автомобилем. Положитель­ные экстерналии возникают и в образовании, так как высокоученое население выби­рает достойное его правительство, что приносит выгоду каждому. Анализ внешних эффектов, возникающих в процессе потребления, аналогичен анализу экстерналии, возникающих в производстве. Как показано на(рис. 1.) кривая спроса не отражает социальную ценность товара. На графике (а) представ­лены отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе потребления (на­пример, связанные с алкоголем). В этом случае социальная ценность меньше, чем частная ценность, а социально оптимальное количество меньше, чем количество, определяемое рынком. На графике (б) показан случай положительной экстерна­лии, возникшей в процессе потребления (например, эффект образования). В эюм случае социальная ценность больше, чем частная ценность, а социально оптималь ное количество больше, чем количество, определяемое рынком. Правительство может скорректировать последствия несовершенства рынка с помощью интернализации внешних эффектов. Соответствующая реакция в слу чае возникновения экстерналий в процессе потребления аналогична действиям в случае возникновения внешних эффектов в производстве. Чтобы сдвинуть рыночное равновесие ближе к социальному оптимуму, в случае отрицательных внешних эффектов используется налог, а в случае положительных экстерналий - субсидии. Именно эту политику проводит правительство в реальной жизни: алко­гольные напитки принадлежат к числу товаров, облагаемых самым высоким нало­гом, а образование субсидируется посредством поддержки сети общественных школ и правительственных стипендий. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В ПОТРЕБЛЕНИИ На графике (а) - рынок в условиях отрицательных внешних эффектов, возникающих в процессе потребле­ния, такой как рынок алкогольных напит­ков. Кривая, пред­ставляющая соци­альную ценность, ниже, чем кривая спроса, а социально оптимальное количе­ство, Qoptimum, меньше, чем равно­весное количество, Qmarket.

На графике (б) - рынок в условиях положительных экстерналии процес­са потребления, например рынок образования. Кривая, представляющая социальную ценность, находится выше кривой спроса, а соцма/и- но пш ималь-ное количеств".). Qoptimum, больше, чем равновесное количество Qmarket.

Положительный внешний эффект, возникающийв результате потребления

(Рис 1) А Б

Приведенные примеры внешних эффектов позволяют сделать общий вывод отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе производства или потребления, подталкивают рынки к производству большего объема товаров. чем это желательно для общества. Положительные экстерналий, возникаю­щие в результате производства или потребления, приводят рынки к производ­ству меньшего объема товаров, чем это желательно для общества. Чтобы решить эту проблему, правительство имеет возможность интернализировать внеш­ние эффекты с помощью налогообложения товаров, производство или потребление которых приводят к отрицательным внешним эффектам, и субсидирования това­ров, производство или потребление которых приводят к положительным экстерна-лиям. Попытаюсь ответить на вопрос о том, почему экстерналий приводят рынки к неэффективному распределению ресурсов, но только кратко упомянули о способах повышения результативности распределения. На практике частные фир­мы и общественные деятели реагируют на внешние эффекты различным образом Все способы улучшения рыночной ситуации имеют целью сдвиг распределения ресурсов ближе к социальному оптимуму. В этом разделе мы рассмотрим множе­ство частных решений.


Похожая информация.


Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Одним из типов несостоятельности рынка являются внешние эффекты.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.

Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Корректирующие налоги и субсидии . Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом , или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .

Рассмотрим рис. 37, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .


Рис. 37 Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 37, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия.

Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC ,

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия, и каким будет итог этого «разбирательства»?

Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта, согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, может быть, наоборот, виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод «Емельян Пугачев» использует для производства пива воду из реки.

Выше по течению расположено химическое предприятие «Красный квадрат», сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции «Красного квадрата». Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива «Емельян Пугачев».

«Красный квадрат» будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства «Емельяна Пугачева». Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для «торговли» уровнем выбросов и его приведения к эффективному.

Отложим на оси абсцисс (рис. 38) количество (x ) выброса вредных веществ в реку. Для простоты допустим, что дополнительная прибыль «Красного квадрата» является функцией от количества загрязнения и изображена кривой MPB . Также предположим, что ущерб «Емельяна Пугачева» (в виде потери прибыли) тоже есть функция от количества загрязнения и показана кривой MPC . И, наконец, предположим, что выбросы химического предприятия не являются внешними эффектами для других индивидов.


Рис. 38 Выгоды и затраты от загрязнения

Эффективный уровень загрязнения x* , при котором суммарная прибыль двух фирм достигает максимума, удовлетворяет условию: MPB = MPC .

Рассмотрим два возможных законодательных режима установления прав собственности на загрязнение и предоставляемые ими варианты решения проблемы.

1. Разрешительный законодательный режим . «Красный квадрат» имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ, и никто не может ему в этом помешать.

В этом случае «Красный квадрат» выбирает величину загрязнения на уровне x 1 , при котором его предельная выгода равна нулю (MPB = 0). Уровень загрязнения будет неэффективно велик, потому что его воздействие на пивоваренный завод химическим предприятием игнорируется.

В этом случае пивоваренному заводу будет выгодно предложить «Красному квадрату» сократить уровень загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры с. «Емельян Пугачев» при этом сэкономит свои затраты на сумму c + d , получив чистый выигрыш в размере d . В результате возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

2. Запретительный законодательный режим . «Красный квадрат» не имеет законного права сбрасывать вредные вещества, а «Емельян Пугачев» имеет право запретить любые выбросы.

В этом случае «Емельян Пугачев» будет контролировать уровень загрязнения и выберет уровень загрязнения х 2 = 0, при котором дополнительные издержки на ликвидацию последствий выбросов минимизируются. Но нулевой уровень загрязнения также неэффективен при наших допущениях, так как прибыль «Красного квадрата» сведена на нет.

В этом случае «Красному квадрату» будет выгодно просить у пивоваренного завода разрешения на увеличение уровня загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры b . «Красный квадрат» при этом увеличит свою прибыль на сумму a + b , из которой он отдаст b в качестве компенсации и получит чистый выигрыш в размере a . В результате тоже возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c , при запретительном режиме - прибыль пивоваренного завода на a .

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав «делать что-либо, имеющее вредные последствия». В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.

Внешние эффекты (экстерналии) - это не учтенные в цене товаров и услуг побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Внешние эффекты возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного товара (услуги) не отражает или реальных издержек производства, или его истинных достоинств с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает даровую выгоду. Внешние эффекты в рыночной экономике присутствуют всегда, их существует великое множество.

Внешние эффекты классифицируют по ряду признаков: характеру воздействия на третьих лиц - отрицательные и положительные; источникам возникновения - производственные и потребительские; объектам воздействия - производство и потребление; сфере действия - локальные, общие, глобальные. Все они действуют как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Отрицательный внешний эффект - это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц. Положительный внешний эффект - не отраженный в ценах побочный эффект деятельности рыночных субъектов, обеспечивающий выгоды для третьих лиц.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимула для учета внешних эффектов, так как это может повысить цену и уменьшить объем производства и продаж. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, поскольку уменьшает величину спроса.

В обществе существуют эффекты, обусловленные «отсутствующими рынками», т.е. имеющие внерыночный характер. Так, не существует рынка чистого воздуха, поэтому за его использование производителям ничего не надо платить. Установить право собственности на так называемые свободные блага (воздух, море, реки) невозможно, и поскольку никто не является их собственником, цена этих благ равна нулю, поэтому нельзя заставить фирмы оплачивать их использование.

В некоторых случаях возникают трудности с нахождением хозяйствующих субъектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственными за кислотные дожди? И захотят ли они учесть внешний эффект в своих издержках?

Практика показывает, что формы проявления отрицательных внешних эффектов многообразны. Так, работа ТЭЦ вызывает у населения, проживающего в непосредственной близости, хронические заболевания легких, бронхит, ларингит, рак. Производство минеральных удобрений на химических комбинатах, загрязняя воздух и водоемы, приносит вред туристическим фирмам, уменьшая число туристов, опасающихся неблагоприятной экологии. Строительство нового завода в густонаселенном жилом квартале приводит к усилению интенсивности движения грузового транспорта, повышению уровня шумов и др.

В России вклад отраслей промышленности в загрязнение окружающей среды (выбросы в атмосферу) всей промышленностью характеризуется следующими данными: нефтедобыча и нефтепереработка - 24,09%; электроэнергетика - 21,7%; цветная металлургия - 20,5%; черная металлургия - 13,7%; угольная промышленность - 4,8%; газовая промышленность - 3,7%; стройматериалы - 2,8%; химическая промышленность - 2,5%; машиностроение - 2,2% .

Из 35 самых загрязненных мест мира восемь находятся в России. Это Кольский полуостров, Республика Коми, озеро

Карачай в Челябинске, Волгоград, Магнитогорск, Дзержинск, Рудная Пристань (Дальногорск), Норильск . Последние три населенных пункта входят в десятку самых загрязненных мест на планете .

Вследствие огромных объемов вредных выбросов в атмосферу две трети россиян дышат воздухом, не соответствующим международным нормам. Загрязнение окружающей среды наносит огромный ущерб здоровью, ведет к снижению работоспособности, дополнительным затратам на лечение и профилактику заболеваний, выплатам по нетрудоспособности, изменению места жительства - появлению новой социально-экономической категории граждан - экологических беженцев. Ухудшается качество окружающей среды, которая сегодня рассматривается как важнейшее потребительское благо, от которого зависит уровень благосостояния. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды в России составляет порядка 6-8% от ВВП .

Отрицательные внешние, или побочные, эффекты называют издержками перелива. Это означает, что некоторые издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемешаются» к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. Никто им их не компенсирует.

Наличие отрицательных внешних эффектов обусловливает существование наряду с частными издержками также внешних и социальных издержек. Общие частные издержки (total private cost) - TPC - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие внешние издержки (total external cost) - TEC - затраты третьих лиц, связанные с устранением последствий отрицательных внешних эффектов. Общие социальные или общественные издержки (total social cost) - TSC - образуются суммированием общих частных и общих внешних издержек, т.е. TSC = TPC + ТЕС.

C отрицательным внешним эффектом (рис. 11.1) связаны предельные внешние издержки (marginal external cost) - МЕС, возникающие в связи с выпуском дополнительной единицы продукции, оплачиваемые не производителями, а третьими лицами. Предельные частные издержки (marginal private cost) - MPC - дополнительные издержки частных производителей, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные социальные издержки (marginal social cost) - MSC - это общая сумма дополнительных затрат, которые несет общество в результате производства дополнительной единицы продукции. Они равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек. В случае отрицательного внешнего эффекта издержки производства для общества превышают издержки производства частных производителей.

Рис. 11.1. Внешний отрицательный эффект

Рассмотрим отрицательный внешний эффект, возникающий в производстве товаров. Известно, например, что одно из первых мест по объему загрязнения окружающей среды занимает черная и цветная металлургия. Производство чугуна сопровождается образованием шлаков, которые содержат тяжелые металлы, мышьяк, сурьму, другие примеси. Воздух загрязняется на расстоянии 15-25 км, температура выбросов очень высока - от 300-400 до 800°С. Сточные воды предприятий черной металлургии наносят ущерб водным ресурсам. Объем загрязнения окружающей среды растет вместе с ростом производства. При этом третьи лица, а не предприятия металлургической промышленности, несут издержки, связанные с преодолением последствий отрицательных внешних эффектов, т.е. предельные частные издержки MPC меньше предельных социальных издержек MSC. Это имеет существенное значение для определения оптимального объема производства.

На рис. 11.1 предложение чугуна в условиях конкурентного рынка описывается кривой предельных частных издержек МРС. Кривая спроса на товар - D - отражает предельную социальную (общественную) полезность или предельную общественную

Рассмотрим положительные внешние эффекты, которые означают дополнительную выгоду, не отраженную в ценах. Виды положительных эффектов многообразны. Например, сооружение больницы в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благотворно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Приобретение высшего образования индивидом приносит выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития НТП, в производстве используется более квалифицированная рабочая сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения.

Во всех этих случаях третьи лица получают выгоду (полезность), не отраженную в цене товара. Положительные внешние эффекты называют выгодами перелива (имеется в виду, что некоторые выгоды, связанные с производством или потреблением

товаров, перемещаются к третьим лицам или обществу в целом без компенсации с их стороны).

Наличие положительных внешних эффектов обусловливает существование наряду с предельной частной выгодой (полезностью) также предельной внешней выгоды и предельной общественной выгоды.

Предельная частная ши индивидуальная выгода (marginal private benefit) - MPB - выгода, получаемая индивидом, от потребления купленной дополнительной единицы блага. Предельная внешняя выгода (Marginal external benefit) - MEB - выгода от внешних эффектов третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами. Предельная социальная (общественная) выгода (marginal social benefit) - MSB - общая сумма дополнительных предельных частных и предельных внешних выгод, получаемых обществом в результате увеличения производства и потребления данного блага на одну единицу. В случае положительного внешнего эффекта предельные общественные выгоды превышают частные выгоды.

Рассмотрим положительный внешний эффект, возникающий в процессе производства.

Производство промышленных роботов приносит выгоду не только их создателям, но и обществу в целом: повышается уровень технических знаний, развиваются наука и техника, улучшается качество обслуживания населения. Такой тип положительного внешнего эффекта называется технологическим переливом. Он означает, что выгоды, связанные с производством или потреблением промышленных роботов, перемещаются к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. На рис. 11.2 показаны последствия положительного внешнего эффекта при отсутствии внешних издержек, т.е. если MEC = 0.

Рис. 11.2. Положительный внешний эффект

Производство промышленных роботов может сдвинуться в сторону социального оптимума при условии трансформации положительного внешнего эффекта во внутренний. Для этого предельные внешние выгоды нужно прибавить к предельной частной выгоде. Это может сделать правительство, выплатив фирмам за каждого дополнительно произведенного робота корректирующую субсидию в размере МЕВ: она позволит компенсировать дополнительные затраты фирм. Предложение промышленных роботов в этом случае увеличится. Кривая спроса сдвинется вправо в положение D 2 . Она отражает предельную общественную выгоду: D 2 = MSB = MPB + МЕВ. Новое равновесие установится в точке E 2 при социально оптимальном количестве роботов Q 2 (Q 2 > Qi) и цене P 2 . Производство роботов в объеме Q 2 обеспечивает получение не только предельной частной выгоды, но и предельной социальной выгоды, а цена P 2 отражает предельные социальные издержки и предельные социальные выгоды.

Эффективное равновесие при положительном внешнем эффекте производства достигается при равенстве MSB = MSC, которое обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов. Полученная предельная внешняя выгода отразится в площади заштрихованной фигуры.

Итак, в ситуации отрицательных и положительных внешних эффектов (экстерналий) наблюдаются потери эффективности. Они могут быть устранены путем частных решений либо государственным регулированием внешних эффектов.

Основные способы частных решений - это слияния, организация взаимодействия заинтересованных сторон, общественные соглашения, создание благотворительных обществ, расширение прав собственности и заключение сделок. Рассмотрим их подробнее.

1. Внешний эффект может быть превращен во внутренний при объединении экономических субъектов в рамках одного юридического лица. Допустим, в окрестностях мясокомбината находится река, богатая рыбой, которая от сброса вредных отходов мясокомбината гибнет в больших количествах. Здесь наглядно проявляется эффект издержек перелива. Издержки обосновавшегося там рыболовецкого предприятия растут с увеличением производства мяса, что в конечном счете может грозить предприятию банкротством. При условии слияния этих двух экономических субъектов для мясокомбината внешний эффект превратится во внутренний. Однако для этого прежде всего необходимо подсчитать возможные доходы от рыбной ловли и продажи рыбы и возможные убытки от сокращения объема производства мяса. Надо учесть и затраты на строительство очистных сооружений. Если экономический анализ показывает, что ожидаемые доходы в результате слияния указанных выше субъектов больше суммы их доходов до слияния, то общая эффективность увеличится и внешний эффект будет устранен.

2. Влияние внешних эффектов может быть устранено вследствие организации взаимодействия заинтересованных сторон. Предположим, что туристическая база расположена в живописном месте на опушке хвойного леса. Владелец лесного участка осуществляет вырубку хвойных деревьев для строительства скотоводческой фермы. Это создает отрицательный внешнией эффект для турбазы: ухудшается экология, скот нарушает покой отдыхающих. Проблемы, связанные с внешнем эффектом, могут быть решены, если владелец лесного участка и владелец турбазы организуют совместный туристический бизнес. Такая совместная деятельность возникает только в случае обоюдной заинтересованности.

3. Частные лица могут заключать общественные соглашения, создавать благотворительные общества, деятельность которых направлена на устранение последствий, порождаемых внешними эффектами. Так, пожертвования частных лиц университетам и другим учебным заведениям позволяют увеличить общественную выгоду от развития образования в стране.

4. В некоторых случаях проблему внешних эффектов можно решить с помощью социальных санкций. Существуют правила, запрещающие бросать мусор где попало, что создает для третьих лиц отрицательный эффект. Против тех, кто такие правила нарушает, применяются соответствующие законы.

5. Четкое определение прав собственности, создание рынков определенных прав собственности и заключение сделок способствуют эффективному частному решению проблемы интернализации побочных эффектов.

Нобелевский лауреат Р. Коуз доказал, что частные переговоры не требуют государственного вмешательства и приводят к решению проблемы внешних эффектов, но только в тех случаях, если четко определены права собственности субъектов, число участников переговоров невелико и трансакционные издержки (издержки по заключению сделок) ничтожно малы.

Впервые эти положения Р. Коуз сформулировал в 1960 г. Они получили название теоремы Р. Коуза.

Р. Коуз подчеркивал необходимость установления твердых правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов, осуществляющих трансакции (рыночные сделки). Особо он выделял права на совершение определенных действий, например, право построить фабрику на данном участке земли, право испускать дым в данном месте и др.

Он полагал, что если права собственности четко определены и имеется полная ясность кто, кому и за что должен платить, то экономические субъекты смогут скоординировать внешний эффект вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права собственности. При взаимовыгодном согласии экономические субъекты могут прийти к эффективному решению, максимизирующему производство, и внешний эффект устраняется. Р. Коуз отмечал, что если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, то их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения.

Современная экономическая теория утверждает, что именно исходные права определяют сторону, которая должна заплатить наличными при заключении окончательного соглашения.

Однако область применения частных решений проблемы внешних эффектов может быть ограничена рядом условий. К ним относятся: высокие трансакционные издержки по заключению сделок; нарушение договоров в силу ряда причин; различия в оценке сторонами размеров причиненного ущерба; наличие большого числа заинтересованных сторон, что не только затрудняет достижение соглашения, но и обходится слишком дорого;

масштабы решаемых проблем (в частности, экологических), выходящих за рамки рынка.

Рынок не всегда и не в полной мере может справиться с внешними эффектами. Это обусловливает необходимость участия государства в регулировании внешних эффектов.

Государство измеряет внешние эффекты в денежной форме, изымает часть доходов у инициаторов внешних эффектов, перераспределяет доходы в пользу тех лиц, которые несут ущерб, не учтенный рынком, и таким образом улучшает их благосостояние. Государственное регулирование внешних эффектов ведет к перераспределению ресурсов, изменяет структуру цен.

Рассмотрим некоторые способы, используемые государством для нейтрализации внешних эффектов.

1. Прямое регулирование деятельности фирм или индивидов. Допустим, металлургический и целлюлозно-бумажный комбинаты осуществляют ежегодные сбросы вредных отходов в реку в одинаковом объеме по 600 т. Можно установить для них одинаковую максимальную величину сбросов, например до 400 т. Реакция на такое предписание может быть разной и в значительной мере будет зависеть от затрат на строительство дополнительных очистных сооружений.

Если издержки по уменьшению вредных сбросов велики, то полученные предписания могут не достигнуть цели. Кроме того, при достижении установленной нормы сброса до 400 т в год у производителей исчезнет стимул дальше сокращать их объем. Иногда вводится прямой запрет на использование в производстве некоторых ядовитых химических соединений или на введение новых источников загрязнения. Подобные запреты чаще всего дают меньший эффект, чем предполагается, так как при уменьшении уровня загрязнения воды и воздуха одними веществами не исключается возрастающая концентрация других вредных и токсических веществ.

2. В решении проблемы контроля за загрязнением окружающей среды используется также законодательный подход, опирающийся на Гражданский кодекс. Принимаются законы об охране окружающей природной среды, устанавливается юридическая ответственность за экологическое правонарушение.

3. Более эффективной мерой является введение налога, корректирующего воздействие отрицательных внешних эффектов (налог Пигу). Как отмечалось ранее, налогообложению подлежит деятельность, приводящая к отрицательным экстерналиям. Величина налога определяется внешними издержками на каждую единицу производимой продукции - MEC и объемом производства - Q.

Введение корректирующего налога означает:

Установление цены на загрязнение;

Распределение загрязнения среди предприятий, у которых наиболее высоки издержки по уменьшению вредных выбросов;

Стимулирование деятельности предприятий по освоению новых технологий, повышению эффективности производства и сокращению объема производства до социальнооптимального уровня, при котором MSC = MSB·,

Привлечение правительством средств, необходимых для проведения мероприятий по охране окружающей среды.

В практике установления корректирующего налога сложной является проблема установления размера ущерба, связанного с жизнью и здоровьем человека. Возникают трудности, связанные с выяснением точного источника загрязнения, а также с доказательством факта нанесения ущерба. Для выбора уровня налога исключительно важное значение имеет точное определение величины внешних предельных издержек, которые бы адекватно отражали внешний отрицательный эффект. Уровень налога зачастую определяется в ходе острых экономических и политических дискуссий.

4. Одним из способов государственного регулирования внешних эффектов является субсидирование деятельности, порождающей положительный внешний эффект (субсидия Пигу). Оно устраняет недостатки в распределении ресурсов для производства благ, которые имеются в объеме, не удовлетворяющем общественные потребности. Установление субсидий требует достоверной информации о субъектах субсидирования, о размерах предельных внешних выг од, получаемых третьими лицами. Зачастую это связано с высокими трансакционными издержками.

5. Государство применяет также процедуру экологического аудита, который означает проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (нормативов, межгосударственных стандартов).

Отрицательные внешние эффекты часто связаны с загрязнением окружающей среды. Проблема загрязнения окружающей среды как следствие НТП и бурного роста промышленного производства сегодня приобрела глобальный характер. К концу XX в.

загрязнение окружающей среды поставило человечество на грань экологической катастрофы.

В различных регионах мира действует Программа ООН по окружающей среде, в соответствии с которой государственная политика защиты окружающей среды в разных странах должна основываться на введении эффективного природоохранного законодательства, а также законодательства, определяющего ответственность за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба. Однако до сих пор во многих странах такое законодательство отсутствует.

Вместе с тем регулирующая роль государства в экологической сфере укрепляется. В результате проведения природоохранных мероприятий в странах Западной Европы, США, Японии удалось улучшить экологическую ситуацию. Эта проблема ждет своего решения в глобальном масштабе.

Для оценки качества окружающей природной среды сегодня проводится мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Осуществляется контроль за загрязнением окружающей среды. Он означает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды. Государственная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды должна сбалансировать предельные общественные выгоды контроля (MSB) с предельными общественными издержками (MSC) для его осуществления.

Существуют различные пути уменьшения загрязнения окружающей среды. К ним относятся, например, установление предельно допустимых норм вредных выбросов, введение платы за выбросы, создание рынка прав на загрязнение.

Регулирование выбросов вредных веществ в биосферу предполагает введение государственных стандартов по выбросам. Стандарты представляют собой установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах, т.е. для предприятий устанавливаются предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и, соответственно, определяется предельно допустимая норма их концентрации в атмосфере (ПДК). Несоблюдение стандартов грозит фирмам штрафом или привлечением к уголовной ответственности. Однако стандарты по вредным выбросам не решают в полной мере проблему охраны окружающей среды. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда концентрация вредных веществ в воздухе городов уже превышает ПДК. Тогда для предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ - BCB, что означает снижение их норм и ослабляет ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды.

Устанавливаемые стандарты не учитывают различия в затратах, осуществляемых фирмами для уменьшения загрязнения окружающей природной среды. Вызывает трудности регулирование выбросов, исходящих от передвижных источников загрязнения. Между тем 50-60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспорта. Стандарты не учитывают различий в экологической ситуации городов и сельской местности, не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм. Кроме того, в разрешенных объемах можно сбрасывать загрязняющие вещества бесплатно.

Каков же оптимальный или эффективный объем загрязнения? Теория внешних эффектов уделяет данной проблеме большое внимание, поскольку оптимальное загрязнение рассматривается в качестве важнейшего ориентира экологической и социальной политики. Идея оптимального загрязнения подвергается критике с разных сторон. Дело в том, что несложно определить затраты на уменьшение вредных выбросов. Методика их расчетов разработана. Что касается определения величины социальных издержек, то дело обстоит не так просто. Нелегко получить достоверные данные об издержках загрязнения среды. Как учесть вред, причиненный природной красоте, а также ущерб, нанесенный здоровью людей? Проблема усложняется недостаточной разработанностью и использованием экологических прав.

Тем не менее оптимальный объем загрязнения определяется. Он зависит от предельной общественной выгоды, полученной от сокращения вредных выбросов и от предельных общественных издержек сокращения загрязнения. Рис. 11.3 иллюстрирует эффективный уровень выбросов, или оптимальный объем загрязнения, - Q. Он достигается в точке E при сокращении выбросов до уровня, при котором обеспечивается равенство предельных общественных выгод и предельных общественных издержек MSB = MSC. При ликвидации 100% выбросов предельные общественные издержки от сокращения загрязнения превысили бы предельную общественную полезность (выгоду) от этой меры. При нулевом сокращении выбросов предельная общественная выгода была бы выше предельных общественных издержек.

C переходом к политике предотвращения экологической деградации акцент в экономической деятельности государств сме-

стался с применения административных рычагов к использованию рыночных механизмов в вопросах регулирования экстерналий.

Рис. 11.3. Определение эффективного уровня выбросов

Вводятся платежи за загрязнение окружающей природной среды. Это отчисления, взимаемые с фирмы, за каждую единицу объема вредных выбросов. Цель таких платежей - компенсация вреда, причиняемого здоровью людей, природе; стимулирование сокращения выбросов, использования нового оборудования, развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий; мобилизация средств, используемых для охраны окружающей природной среды. Платежи за загрязнение носят налоговый характер.

Для устранения рассматриваемого внешнего эффекта суще- CTBeHHqe значение имеет создание рынка «прав на загрязнение». Государство выпускает лицензии, дающие фирмам разрешение на определенный объем вредных выбросов. Общее количество лицензий определяется установленным допустимым объемом загрязнения. Таким образом, предложение лицензий S абсолютно неэластично (рис. 11.4). Лицензии ограничены во времени. Если фирмы снижают выпуск продукции, порождающей вредные выбросы, или полностью устраняют выбросы, то они могут продать остаток прав на рынке. Продаются права на загрязнение по рыночной цене. Цена Р\ устанавливается в зависимости от спроса хозяйствующих субъектов D. Фирмы, для которых уменьшение выбросов связано с большими издержками, будут покупать права на загрязнение. Фирмы, не несущие больших затрат в связи с сокращением вредных отходов, будут продавать права на загрязнение. Например, фирма предъявила спрос на 20 000 лицензий Q, разрешающих выброс 20 000 кг вредных веществ по цене 2000 руб. за 1 кг. При этом проводятся мероприятия по сокращению вредных выбросов, вследствие чего часть лицензий может

быть продана другим фирмам. Таким образом создается рынок прав на загрязнение. Возможен выкуп части лицензий организацией «зеленых». Кривая предложения сдвинется влево. Допустим, количество продаваемых лицензий составит 10 000 Q, а цена за 1 кг выбросов вредных веществ вырастет до 2200 руб. (см. рис. 11.4).

Рис. 11.4. Рынок «прав на загрязнение»

Развитие рынка прав на загрязнение способствует сокращению внешних издержек. К числу рассматриваемых рынков относится рынок парниковых газов. Перспективы для его формирования открыла Конференция ООН по изменению климата, завершившаяся в июле 2001 г. в Бонне. На этом рынке осуществляется торговля квотами на выброс парниковых газов между развитыми странами, выполняющими обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Россия является участником этого рынка. Объем рынка парниковых газов на ближайшие 20-30 лет оценивается специалистами в 700-1200 млрд долл.

Первые межгосударственные сделки по покупке углеродных квот осуществлены между США и Коста-Рикой, между Финляндией и Канадой. В Великобритании и Дании создана пилотная национальная система торговли квотами. Углекислый газ стал биржевым товаром, квоты на его сокращение продаются на Чикагской торговой бирже .

Фирмы могут напрямую торговать углеродными квотами. Так, канадская Trans Alta Corporation купила квоту на 24 тыс. т углекислого газа у германской энергокомпании Hamburgische Electrizitaetwerke.

Разрабатываются инвестиционные проекты, в соответствии с которыми инвесторы вкладывают средства в снижение выбросов углекислого газа за пределы своей страны. Это так называемые проекты совместного осуществления (СО). Они реализуются лишь в странах, принявших обязательства по снижению выбросов парниковых газов. В России насчитывается 20 таких проектов .

Итак, государственное регулирование внешних эффектов позволяет отнести покрытие побочного экономического ущерба на счет внутренних издержек. Рынок не обладает механизмом, который мог бы это осуществить. Без введения корректирующих налогов, без разрешений на загрязнение окружающей среды и других подобных мер не удалось бы включать побочные издержки в издержки внутренние. Уровень цен был бы занижен, распределение использованных ресурсов осуществлялось бы без учета общественной потребности.

Однако принятие решений о государственном регулировании внешних эффектов должно основываться на анализе издержек и выгод. Это очень важно, так как регулирующая деятельность государства требует немалых затрат и оправдана лишь в случаях наиболее очевидных провалов рынка.