Вопросы общероссийской олимпиады по обществознанию. Обществознание – Олимпиада школьников «Высшая проба» – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики

Вопросы общероссийской олимпиады по обществознанию. Обществознание – Олимпиада школьников «Высшая проба» – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики

Школьный этап. 10 класс. (Время выполнения 1 час 20 мин.)

Уважаемый участник олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания школьного этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний.

Успеха Вам!

1.1. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) активным избирательным правом;

б) классическим избирательным правом;

в) пассивным избирательным правом;

г) консервативным избирательным правом.

1.2. Для традиционного общества характерны следующие черты:

А) преобладание государственной и общинной собственности;

Б) рациональное восприятие мира;

в) стремление жить в гармонии с природой;

г) подчинение личности обществу

1.3. С точки зрения эмпириков, критерием истины является

а) теоретическое доказательство;

б) согласие с ранее полученными знаниями;

в) опыт;

г) соглашения ученых.

1.4. К отраслям публичного права относятся

а) конституционное право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) финансовое право;

д) гражданское право.

1.5. Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека:

А) индивид;

Б) субъект;

В) индивидуальность;

г) личность

1.6. Фискальной политикой называется:

А) политика распределения расходов;

Б) политика установления налогов с населения;

В) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов;

г) политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения

1.7. Социальное развитие современной России НЕ характеризуется:

А) усложнением социальной структуры;

Б) глубокой социальной дифференциацией;

В) стабильностью социальных статусов людей;

г) маргинализацией общества

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2.1. Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении.

2.2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения

2.3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества

2.4. Переход от «общества досуга» к «трудовому обществу» - общемировая тенденция.

2.5. Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

2.6. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.

2.7. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

3.

3.1. Индуизм, синтоизм, конфуцианство, иудаизм.

__

3.2. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ.

4.1 . Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б . По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

Экономия времени и денежных средств.

Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.

Е . А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм»

(А.де Токвиль)

6.1. В детскую поликлинику одного из районов Брянска подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.

Гражданином какого государства будет являться мальчик? Свой ответ обоснуйте.

6.2. 17-летний Константин Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Большое распространение в ___ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения _________ членства _____ и ___ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ___, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ____ на базе различных ___ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ____, на основе профсоюзных и иных ___ движений, отражающих интересы различных социальных ___.

1) «снизу»

7) массовый

13) партийный

2) общественный

8) импичмент

14) парламентский

3) фактор

9) политология

15) консенсус

4) избирательный

10) группа

16) идеологический

5) национальный

11) выборы

17) система

6) социум

12) норма

18) лидер

19) «сверху»

20) социология

21) кадровый

По 1 баллу за каждую верно указанное слово, всего 12 баллов.

9.1. Определите принцип группировки и отметьте его в заголовке первой колонки таблицы.

9.2. Дайте наименования остальным колонкам таблицы.

9.3. Заполните оставшиеся строки первой колонки таблицы

9.4. Заполните таблицу в соответствии с найденным принципом группировки, перенеся в нее текстовую информацию и порядковые номера иллюстраций .


(1) (2) (3)

I в. н.э., 1,5 млрд. чел., VII в н.э., 500 млн. чел., VI в. н.э., 2 млрд. чел.

3 балла за определение принципа группировки (заголовок первой колонки), по 2 балла за наименования других колонок. По 0,5 балла за каждую названную мировую религию и за каждую верно установленную содержательную позицию таблицы, всего 15 баллов

9. Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные утверждения. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

Индексы некоторых экономических показателей России

в 1992-2003 гг. (в % к предыдущему году).

9.1. ВВП России складывается из произведенной продукции промышленности и продукции сельского хозяйства.

9.2. На протяжении 1992 – 1998 гг. наблюдался устойчивый спад общего объема промышленного производства.

9.1.______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________

9.2. ______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

3. Совокупность социально-экономических и правовых мер , обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.

4. Официальное провозглашение государством, партией, международными, межгосударственными организациями основных принципов.

5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.

6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством; одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности и др.

7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

10. Возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.

11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, воспроизведению, выпуску, постановке и т.д.

12. Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.










10


11


12


Определение ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По 1 баллу за каждое слово. 3 балла за определение, всего 15 баллов

11. Уважаемые участники!

1. «Истинное общество есть опора и восполнение, а не граница личной жизни».

(В. Соловьев)

2. «Конкуренция в целом бессознательна. Конфликт же всегда осознан». (Р. Парк.)

3. «Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности». (Ш. Монтескье.)

4. «Правительство – изобретение человеческого ума, а потому люди имеют

право пользоваться им по своему усмотрению». (Э. Берк)

5. «Человечность есть цель человеческой природы». (И.Г. Гердер.)

6. «Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель». В. Мич

7. «Технически мы живем в атомном веке, в то время как большинство людей эмоционально живет в каменном веке». (Э. Фромм.) За задание 5 баллов.

Максимальное количество баллов - 79

СПАСИБО!

Ответы и критерии оценивания школьного этапа олимпиады по обществознанию для учащихся 10 класса

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Нет

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. – Национальные религии. 3.2. – Проявления политической деятельности.

По 2 балла за каждый правильный ответ, всего 4 балла

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

4.1. – Общение – социальная потребность, остальное – первичные (физиологические) потребности человека.

4.2.Деньги, все остальное – виды ценных бумаг.

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

По 1 баллу за каждое верное соотнесение, всего 8 баллов.

1

2

3

Г,Е

Б,Д,З

А,В,Ж

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

По 1 баллу за верный ответ и до 2 баллов за обоснование, всего 6 баллов.

6.1.Мальчик является гражданином РФ. (1 балл) По закону «О гражданстве РФ» ребенок, родившийся на территории РФ, если оба его родители неизвестны, является гражданином РФ. Т.н. «принцип почвы». (2 балла)

6.2. Нет. (1 балл). По Трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается. (2 балла). Всего 6 баллов.

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!

По 1 баллу за каждую верно указанное слово, всего 12 баллов

Большое распространение в 9 получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения 13 членства 21 и 7 партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических 18 , а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно 19 на базе различных 14 фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время 11 . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается 16 единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются 1 , на основе профсоюзных и иных 2 движений, отражающих интересы различных социальных 10 .

8. Сгруппируйте представленные ниже изображения, числовые данные, наименования хронологических периодов и заполните представленную таблицу, выполнив следующие задания:

Мировые религии

Место возникновения

Время возникновения

Количество приверженцев

VI в. до н.э.

Христианство

I в. н.э.

VII в. н.э.

3 балла за определение принципа группировки (заголовок первой колонки), по 2 балла за наименования других колонок. По 0,5 балла за каждую названную мировую религию и за каждую верно установленную содержательную позицию таблицы, всего 15 баллов.

9. Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные утверждения. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы

9.1 Нет. Прирост ВВП не складывается из объема промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, например, в 2002-2003 гг. он опережает рост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, а 1999 г. рост ВВП значительно отстает от роста промышленного производства и слегка отстает от роста сельскохозяйственного производства

Принимаются и другие примеры, грамотно иллюстрирующие сделанные выводы о верности или ложности утверждений, содержащихся в задании

9.2 . Да. Так как индекс объема произведенной промышленной продукции в % к предыдущему году за данный период каждый раз менее 100.

По 2 балла за определение верности или ложности сделанных утверждений и до 5 баллов за объяснение, всего 14 баллов

10. . По 1 баллу за каждое слово. 3 балла за определение, всего 15 баллов

1. Конституция. 2. Правомочие. 3. Гарантия. 4. Декларация. 5. Гласность.

6. Пособие. 7. Апатрид. 8. Образование. 9. Референдум. 10. Плюрализм.

11. Цензура. 12. Легитимность.

Слово по вертикали: тоталитаризм - политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества.

11.Эссе.

Критерии оценивания эссе

Баллы

К1

Смысл высказывания раскрыт.

2

1

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

1

0

КЗ

2

1

0

Максимальный балл

5

Школьный этап. 11 класс (Время выполнения 1 час 20 мин.)

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

а) результат соглашения между учеными;

б) свойство знания абсолютно соответствовать действительности;

в) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям;

г) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.

1.2. Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе:

а) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;

б) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы;

в) обладать властью над другими членами группы;

г) уметь мотивировать к деятельности других членов группы

1.3. Определите, какие из ниже перечисленных показателей характеризуют эффективное использование трудовых ресурсов в рыночной экономике

А) 100% занятость населения;

Б) 100% занятость трудоспособного населения;

В) наличие фрикционной безработицы;

Г) наличие структурной безработицы;

Д) наличие циклической безработицы.

1.4. Выделите признаки, отличающие общественно-политическое движение от политической партии:

А) борьба за политическую власть;

Б) непостоянство состава;

В) наличие программы и устава;

Г) фиксированное членство;

1.5. Критериями общественного прогресса не может выступать:

а) переход общества от простых, менее развитых форм к более развитым, сложным;

Б) развитие производительных сил;

в) прогресс науки и техники;

Г) усиление господства человека над природой;

д) возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;

1.6. К отраслям частного права относятся

а) конституционное право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) финансовое право;

д) гражданское право.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 8 баллов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

2.1. Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках.

2.2. Организации и объединения, созданные без вмешательства властных органов составляют организационную основу гражданского общества.

2.3. Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

2.4. Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

2.5. Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

2.6. Наличие писаной конституции является основным отличительным признаком правового государства.

2.7. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

3.1. Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия.

__________________________________________________________________________________________

3.2. Повседневная ссора, развод супругов, забастовка, революция.

__________________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

4.1. Либеральные партии, консервативные партии, оппозиционные партии, социал-демократические партии.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

По 1 баллу за каждую верно указанное слово, всего 11 баллов

_____, _____ _____ _____ _____ , мы приходим к понятию _____ массы. Всякое _____ – это _____ _____ _____ _____ , безликого «общего типа». (Х. Ортега-и-Гассет, испанский философ.)

1. Индивидуальность.

2. Политология.

3. Партия.

4. Социальный.

5. Статичный.

6. Толпа.

7. Семья.

8. Личность.

9. Динамический.

10. Экономический.

11. Государство.

12. Страта.

13. Деревня.

14. Характеристика.

15. Социология.

16. Общество.

17. Индивид.

18. Признак.

19. Качество.

20. Класс.

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

6.1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

За верный ответ – 1 балл; за правильное обоснование - 2 балла, всего 6 баллов.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

8 .

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) озаглавьте колонки, приведенной ниже таблицы, определив сущность представленных позиций;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.

1. Девиантное поведение представляет угрозу стабильности общества. 2. Оно является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. 3. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. 4. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. 5. Отклоняющееся от старых, отживших, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. 6. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. 7. Принятие на себя роли девианта может привести человека к социальной изоляции. 8. Преодолевая традиции, девиантное поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. 9. Девиантное сознание не позволяет человеку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности. 10. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

По 1 баллу за определение позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения и по 1 баллу за каждое верно отнесенное к соответствующей позиции предложение, всего 12 баллов.


(1) (2) (3) (4)



(5) (6) (7) (8)


(9) (10)

Типы культуры

Изображения

10. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

    Соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

    Философское направление, основанное на убежденности в способности человеческого разума познавать законы природы и общества.

    Наука о прекрасном в природе и искусстве.

    Инакомыслящий индивид, активно использующий неформальные способы политического протеста в борьбе против господствующей идеологии.

    Философская наука, объектом изучения которой является мораль.

    Нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.

    Бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников.

    Восприятие окружающего мира, проникнутое унынием и неверием в лучшее будущее.

    Терпимое отношение к той или иной религии, допущение государством свободы вероисповедания.

    Публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

    Ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или этических целей.

    Предписания социального и нравственного характера, которым церковь придаёт божественный авторитет

    Распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.






10


11


12


13


Определение ______________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По 1 баллу за каждое слово, 2 балла за определение, всего 15 баллов.

11

11.1. Опишите все изменения, показанные на диаграммах. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.2. Вследствие какого процесса и почему в экономике происходят подобные изменения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всего за задание 9 баллов.

12. Уважаемые участники!

Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

Философия

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». И. Бердяев

Экономика

«Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой». Ф. Бэкон

Социология

«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон

Политология

«Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить».

Изборник, 1076 г.

Правоведение

«Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична». Латинское изречение

За задание 5 баллов.

СПАСИБО!

Ответы и критерии оценивания школьного этапа олимпиады по обществознанию для учащихся 11 класса

1. 1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. – г; 1.2 – г; 1.3. – в,г.; 1.4. – б; 1.5. – г; 1.6. – в,д.

По 1 баллу за каждую позицию, всего 8 баллов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

По 1 баллу за каждую позицию, всего 7 баллов

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. – ранние формы религиозных верований. 3.2. – виды социальных конфликтов.

По 2 балла за правильный ответ, всего 4 балла

4. . Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4.1. – Оппозиционные партии, так как, это тип партии по отношению к правящему режиму, а остальные – по идеологическому признаку. 4.2. – Восприятие, так как это форма чувственного познания, а остальное формы рационального познания.

5. 5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

По 1 баллу за каждое верно указанное слово, всего 11 балла.

«Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим 6 , которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. 17 , ее составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал свое место – в 13 , в городе. Теперь они появились все вместе, массы внезапно стали видны. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену. 6 – понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах 15 , мы приходим к понятию 4 массы. Всякое 16 – это 9 единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства - это 8 особого достоинства. Масса – это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как 19 , оно становится общим социальным признаком человека без 1 , безликого «общего типа».

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

За верный ответ – 1 балл; за правильное обоснование - 2 балла,всего 6 баллов.

6.1. Хозяин прав (1 балл). По Трудовому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). (2 балла).

6.2. Права девушка (1 балл). После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства. (2 балла).

7. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Экономические средства государственного регулирования экономики


Денежно-кредитная политика

Бюджетная политика


Денежная эмиссия


Налогообложение

Регулирование государственных расходов


Установление нормы обязательных резервов

Установление учетной ставки процента


По 2 балла за каждое составленное понятие (7 понятий для составления) и по 1 баллу за каждую установленную связь, всего 21 балл.

8 . Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения. Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

По 1 баллу за определение позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения и по 1 баллу за каждое верно отнесенное к соответствующей позиции предложение. Всего 12 баллов.

Отрицательное социальное значение

девиантного поведения

Положительное социальное значение

девиантного поведения

1, 4,6,7.9

2.3.5,8.10

9. Разделите представленные ниже изображения на три группы в зависимости от представляемого ими типа культуры. Запишите в первой колонке названия типов культуры, а во второй – порядковые номера изображений, представляющих каждый тип.

По 2 балла за каждый названный тип культуры и по 1 баллу за каждое верно отнесенное к соответствующему типу изображение, всего 16 баллов.

Типы культуры

Изображения

Массовая культура

Народная культура

Элитарная культура

10. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

. По 1 баллу за каждое слово. 2 балла за определение, всего 15 баллов.

1. Гармония. 2. Рационализм. 3. Эстетика. 4. Диссидент. 5. Этика. 6. Аморализм. 7. Вандализм.

8. Пессимизм. 9. Веротерпимость. 10. Дискуссия. 11. Аскетизм. 12. Заповедь. 13. Пропаганда.

Слово по вертикали: миссионерство - деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев

11 . Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

11.1. – сокращение доли занятых, рост доли безработных, общий рост числа экономически активных людей (сумма долей занятых и безработных). (3 балла).

11.2. – экономический кризис. (2 балла). Часть людей теряет работу – сокращается число занятых и растет число безработных, часть людей, которые имели возможность не работать, тоже вынуждены искать работу. Принимаются и другие ответы, не искажающие теоретические понятия, внутренне непротиворечивые, отражающие различные казусы социальной действительности, грамотно аргументированные. (4 балла). (Всего за задание 9 баллов).

11. Эссе .

Критерии оценивания эссе

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

2

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией.

1

Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная позиция не представлена.

0

КЗ

Уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

2

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ

Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.

1

Суждения и аргументы не приведены.

0

Максимальный балл

5

Максимальное количество баллов - 120 .

Сроки регистрации - о ктябрь - ноябрь 2017 года

Первый (отборочный) заочный этап - декабрь 2017 года (в строго указанное время в соответствии с расписанием)

Второй (заключительный) очный этап - февраль 2018 года

Олимпиада проводится для школьников 8–11 классов

История и описание

Олимпиада по обществознанию «Высшая проба» проводится с 2003 года. Первоначально она не имела общего формата и проводилась в тематических контекстах социологии, политологии и философии. С 2011 года – это единая олимпиада, включающая в себя задания по всем дисциплинарным и тематическим блокам обществознания. В известном смысле олимпиада по обществознанию «правопреемница» Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников по гуманитарным и социальным наукам, в связи с этим можно сказать, что олимпиада по обществознанию входит в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ, начиная с 2008 года. В 2013 году ей был присвоен высший первый уровень, который она ежегодно уверенно подтверждает.

Наша олимпиада дает уникальную возможность школьникам проявить в открытой борьбе свои творческие способности, и неудивительно, что бывали случаи, когда нестандартные решения, предлагавшиеся участниками, удивляли даже маститых профессоров! Основная цель олимпиады – развитие интереса у старшеклассников к социальным дисциплинам, стимулирование самостоятельной работы в их освоении. Олимпиада выполняет также и важнейшую профориентационную функцию, помогая школьникам увидеть новые грани социологии, философии, политологии, экономики, права и сделать осознанный шаг при выборе будущей профессии.

В методическую комиссию и жюри олимпиады входят известные российские ученые (Л.Ю. Бронзино, П.К. Гречко, Б.Н Кашников), доктора и кандидаты наук, авторы учебников и учебных пособий по обществознанию для школьников (Д.М. Носов, К.В. Сорвин), а также лучшие преподаватели НИУ ВШЭ, РУДН и ряда других ведущих университетов России. Сочетание высокой научной квалификации и большого педагогического опыта, в том числе и опыта работы со школьниками, позволяет им формировать для участников действительно интересные, актуальные для сегодняшнего дня творческие задания.

Выполнение олимпиадных заданий потребует от школьников не только уверенного владения теоретическим материалом, но и умения творчески применять его к анализу современного мира. Все олимпиадные задания, так или иначе, соотнесены с научными дисциплинами, входящими в обществознание. Однако наиболее ценными считаются работы, в которых участники смогли раскрыть междисциплинарные связи при решении предложенных заданий, смогли обнаружить за видимым различием дисциплин основание их внутреннего единства.

Подготовка к олимпиаде – прекрасная возможность узнать больше о том, что тебе действительно интересно. Познакомиться со спецификой социологии, философии, политологии возможно на мероприятиях факультета социальных наук для участников олимпиады и тех, кто только собирается попробовать свои силы в этом испытании. В рамках ежемесячных бесплатных занятий "Лектория для школьников " с популярными лекциями выступают ведущие профессора и преподаватели ВШЭ, проходят методические занятия по разбору отдельных тем обществознания. О проблемах выбора профессии, о будущей работе и карьере после окончания вуза с ребятами беседуют наши известные выпускники.

Как до, так и во время проведения олимпиады, организуются консультации в рамках работы группы поддержки абитуриентов факультета социальных наук в социальной сети . После второго этапа олимпиады члены жюри дают свои видеокомментарии к олимпиадным заданиям. Демонстрационные варианты заданий с правильными ответами на них, варианты прошлых лет, методические рекомендации по подготовке к олимпиаде и выполнению ее заданий, а также список рекомендуемой литературы можно найти на сайте Олимпиады.

Участие в олимпиаде – это не только шанс получить призовое место, но и возможность проверить себя, оценить свои интеллектуальные и волевые силы, сделать верный выбор будущей профессии и карьеры.

Из впечатлений участников олимпиады сезона 2014/2015 (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены):

«Задания интересные. Подход необычный. Хотелось бы решать такие задачи снова и снова».

Мероприятия и события

Ведущие профессора и преподаватели факультета социальных наук НИУ ВШЭ ежегодно приглашают школьников на цикл публичных лекций по политическим, социальным, экономическим и другим проблемам жизни современного общества.

Участников ждут лекции, деловые игры, дискуссии, тренинги, конкурсы, общение со сверстниками и студентами нашего университета, объединенными общим интересом к определенной сфере знаний.

Конкурс ориентирован на развитие творческих способностей и формирование компетенций в проектной и исследовательской деятельности. Для школьников 9-11 классов.

Заполните

Малая Краевая олимпиада по обществознанию

2014/2015 учебный год

8 класс

Время выполнения – 120 минут

Максимальное количество баллов – 40

Задание 1. Выберите один правильный ответ: (15 баллов)

1. К какой из сфер общественной жизни относится институт семьи:

    экономической

    социальной

    политико-правовой

    духовной

2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:

    свободой слова

    свободой совести

    свободой веры

    свободой собраний

3. Закончите определение: «Общество – это….»:

    совокупность производственных отношений

    сложная иерархически организованная система отношений людей и социальных групп

    система отношений между людьми, регулируемая юридическими законами

    система отношений между людьми по поводу политической власти

4. Татьяна для своей семьи печёт пирожки с капустой. Субъект этой деятельности:

5. Общество – это:

    природная среда обитания человека

    обособившаяся от природы часть материального мира

    весь материальный мир

    совокупность достижений материальной культуры человечества

6 . Что из приведённого ниже является примером обмена:

    выпечка хлеба

    доставка хлеба в магазин

    покупка хлеба

    помол зерна в муку

7. Деятельность человека и поведение животного характеризуются:

    механизмом самоконтроля

    удовлетворением потребностей

    выдвижением цели

    осознанием выбора средств

8. Русский, старик, богач, депутат – это примеры:

    социальных ролей

    социальных статусов

  1. маргиналов

9. Понятия «собственность», «производство», «обмен» относятся:

    к экономической сфере

    к социальной сфере

    к политической сфере

    к духовной сфере

10 . Семья, в отличие от других малых социальных групп, характеризуется:

    реальными контактами между членами

    родственными отношениями

    устойчивыми связями

    общими традициями

11. Нравственные нормы:

    возникли позднее других норм

    фиксируются в нормативных актах

    устанавливаются и поддерживаются государством

    отражают представления о добре и зле

12. В процессе социализации индивид осваивает социальные:

    профессии

13. Развитая память и совершенная речь являются примерами:

  1. способностей

    характера

    темперамента

14 . Состояние нужды человека в определённых условиях жизни и деятельности или в материальных объектах называется:

    способностью

    характером

    потребностью

    темпераментом

15. Отклоняющееся поведение всегда:

    наносит ущерб обществу

    причиняет вред личности

    нарушает нормы права

    не соответствует социальным нормам

Задание 2. Установите понятие по данному определению: (5 баллов)

    Вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией. _______________________________

    Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.__________________________________________________________________

    Изделие, которое получается из исходного сырья и имеет самостоятельную потребительскую ценность. _______________________________________________

    Высшая степень творческой одарённости, ума, способностей.___________________ _______________________________________________________________________

    Неповторимое своеобразие проявлений человека, которое подчёркивает исключительность, многосторонность, гармоничность и естественность его деятельности. ___________________________________________________________

Задание 3. Верны ли следующие суждения? Подчеркните «ДА» или «НЕТ».

(2 балла)

    Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика. (ДА, НЕТ).

    Животные, в отличие от людей, не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. (ДА, НЕТ).

    Моральные нормы «не убий», «не кради», «не лги», «уважай старших» и т.д. являются общечеловеческими. (ДА, НЕТ).

    Человек может обойтись без общения (ДА, НЕТ)

Задание 4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

(4 балла)

«Мораль, как форма духовной жизни и как _________________(1) возникла уже в___________ (2). Мораль не имеет чётко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть _____________ (3) , там всегда есть место моральной оценке. Она ___________ (4), её нормы, как правило, ________________ (5) , они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу_____________ (6). Как и право, она имеет значение_______ (7). В морали на первый план выходит _____________ (8) , тогда как в праве главным считается сам факт совершённого деяния.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. В списке больше слов, чем Вам потребуется для заполнения пробелов (одно слово не может быть использовано дважды).

А) первобытность

Б) инстинкт

В) создаётся государством

Г) общественное мнение

Д) отношения между людьми

Е) возникает стихийно

Ж) императив

З) регулятор поведения

И) закреплены в законах

К) не записаны

Л) внутренний мотив

М) государство

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное Вами слово.

Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (4 балла)

Понятие «человек» включает все человеческие качества, свойственные людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у конкретного человека. А понятие «индивид» относится именно к конкретному человеку и включает, кроме общих для всех людей, только этому человеку присущие психологические и биологические качества.

Существует и ещё одно понятие, которое используют при разговоре о проблемах личности. Это понятие «индивидуальность». Индивидуальность включает лишь те свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других. Можно сказать, что индивидуальность – это личность в её своеобразии.

Надо сделать ещё одно замечание. В русском языке термин «личность» происходит от древнерусского слова «личина». Так называли маски, которые надевали на себя скоморохи во время представлений. Но со временем значения слов «личность» и «личина» совершенно разошлись. Понятие «личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска», психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества.

    Какие три основных понятия учёные используют для характеристики человека? _____________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие из этих понятий включают социальные черты человека?

_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Объясните различие слов «личность» и «личина». Проиллюстрируйте примером это различие. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеет греческие и латинские корни. Перед вами слова, получены путём их буквального перевода на русский язык. Назовите соответствующий русскому переводу научный термин.

(4 балла)

Перевод на русский язык

Научный термин

Учение о будущем

Власть немногих

Идущие впереди народа

Порча, повреждение

Задание 7. Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. (3 балла)

Характер самостоятельности человека

Показатели самостоятельности

    экономическая

    социальная

    политическая

А) вступление в брак

В) самостоятельность в выборе образа жизни

Г) способность обеспечить себя средствами существования

Д) проживание независимо от родителей

Е) распоряжение деньгами независимо от других

Учёный должен грамотно писать понятия и термины. Правильно запишите каждое слово. Дайте определения получившимся понятиям.

1. Д_скр_м_нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

2. Гл_б_л_зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Соотнесите примеры и сферы жизни общества (За каждую верно соотнесенную сферу общества с примером 1 балл).

Сферы общества

Примеры

1. Экономическая

А. Государственная Дума

2. Социальная

Б. Друзья

3. Политическая

В. Кинотеатр

4. Духовная

Г. Банк

Д. Мораль

Е. Партия

Ж. Нация

З. Рынок

Ключи.

Задание 1. (15 баллов)

Задание 2. (5 баллов) – за каждый правильный ответ – 1 балл

А. Общение

B. Общество

C. Продукт (товар)

D. Гениальность

E. Индивидуальность

Задание 3. (5 баллов) – за каждый правильный ответ – 1 балл

Задание 4. (4 балла) – за каждый правильный ответ – 0, 5 балла

Задание 5. (4 балла) За каждое слово по 0, 5 балла

    ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ.

    ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

    ЛИЧИНА – маска. ЛИЧНОСТЬ – совокупность реальных социально значимых качеств человека. ПРИМЕР

Задание 6. – 4 балла (за каждое слово – 1 балл)

    Футурология

    Олигархия

    Демагоги

    Коррупция

Задание 7. За каждый правильный ответ – 0, 5 балла. Всего – 3 балла.

А, В, Д

На этой странице подобран комплект заданий для подготовки к олимпиаде по обществознанию. Учащиеся 8 класса смогут оценить уровень своей готовности, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках.

Представлены задания разных типов и уровня сложности. Учащимся нужно будет ответить на тестовые вопросы, решить задачи и ответить на открытые вопросы. Чтобы узнать, насколько хорошо они справились с заданиями олимпиады по обществознанию, ученики могут свериться с правильными ответами и решениями, представленными внизу страницы. Представленные материалы можно использовать на уроках, а также для самостоятельной подготовки.

Олимпиада по обществознанию 8 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Сходство человека и животного проявляется в том, что они обладают
А) биологическими потребностями
Б) членораздельной речью
В) рациональным мышлением
Г) возможностями саморазвития

2. Семья Н. откладывает деньги на покупку автомобиля. Это характеризует такие человеческие потребности, как
А) материальные
Б) физиологические
В) духовные
Г) социальные

3. Верны ли следующие суждения оличности?
Личность обладает качествами, которые формируются в обществе.
Человек становится личностью с момента рождения.
А) верно только 1-е суждение
Б) верно только 2-е суждение
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

4. Потепление климата нашей планеты за последние десятилетия является примером
А) экономических проблем
Б) увеличения промышленного производства
В) экологических проблем
Г) интенсивного развития науки

5. Что способствует установлению межличностных отношений
А) Грубость
Б) Замкнутость
В) Сопереживание
Г) лицемерие

6. Саша М. в автобусе предложил сесть на свое место пожилому человеку. Это пример
А) антипатии
Б) культуры общения
В) конфликтной ситуации
Г) знакомства

7. Верны ли суждения о конфликте:
Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин конфликта.
Конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
А) верно только 1-е суждение
Б) верно только 2-е суждение
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

8. Беседа директора школы с родителями ученика относится к
А) дружеской беседе сверстников
Б) формальным межличностным отношениям
В) не формальным межличностным отношениям
Г) светской беседе

9.Завод по производству оружия – это объект собственности:
А) государственной
Б) муниципальной
В) частной
Г) общественных организаций

10. Что означает термин «экономика» в переводе с греческого
А) рациональное распределение ресурсов
Б) искусство ведения домашнего хозяйства
В) ценообразование
Г) взаимодействие природы и техники

Открытые вопросы

Вопрос 1
Восстановите высказывание философа Демокрита о сути безнравственного образа жизни. Согласны ли Вы с данным мнением?
Дурно, жить, значит, и медленно, не, невоздержанно, неразумно, но, плохо, нечестиво, умирать.

Вопрос 2
Вычеркните «лишнее» и объясните мотивы вашего решения:
— владение, пользование, потребление
— капиталисты, рабовладельцы, зависимые крестьяне
— партия, государство, общество

Вопрос 3
К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.
Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 5
Прочитайте приведенные ниже высказывания. В них пропущено одно и то же слово, являющееся обществоведческим понятием. Назовите это понятие и дайте ему определение.
«… — целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением» (Платон)
«… — есть стремление к счастью» (Л. Фейербах)
«Там, где нет …, нет и пути» (Б. Шоу)
«Если … цепляется только за мелочи, то она превращается в упрямство» (Г. Гегель)
«Что такое …, как не мысль, переходящая в дело» (А. Бестужев-Марлинский)

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А А А В В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Б В Б А Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:
Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво – значит не плохо жить, но медленно умирать.
Ответ на вопрос 2:
1. потребление (принцип объединения – элементы права собственности)
2. зависимые крестьяне (принцип объединения – экономически господствующие классы)
3. общество(принцип объединения – элементы политической жизни)
Ответ на вопрос 3:
В соответствии с Конституцией РФ (ст.17) Россия – светское государство. Религиозные объединения отделены от государства. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Т.о. директор школы не может разрешить создание в муниципальной школе религиозного объединения. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.
Ответ на вопрос 4:
Нет. По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак, приобретает полную гражданскую дееспособность. В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.
Ответ на вопрос 5:
Воля. Воля — это способность делать выбор и совершать какие-либо действия.

Такой предмет, как обществознание включает в свою программу изучения несколько гуманитарных дисциплин. В рамках данного предмета, рассматриваются такие дисциплины, как: социология, история, экономика и право. Каждый учащийся на предмете обществознания знакомится с такими понятиями как психология и философия. Иными словами общий объем знаний, который охватывает предмет обществознание - невероятно огромен.

Чтобы учащиеся смогли закрепить полученные знания на уроках по обществознанию, следует применять полученные знания на практике. Наш портал предлагает вашему вниманию практические задания по обществознанию. В данном разделе представляем тесты в различном классовом порядке. Здесь на ваше усмотрение представлены тесты за 5-ый по 11-е -классы, а также тесты на различные разделы данного предмета.

Обществознание в олимпиадных заданиях 2017 года

Олимпиады по обществознанию 2016-2017 дают возможность каждому ученику обобщить весь изученный материал, усвоенный на уроках, кроме того, такие задания позволяют углубляться в разделе обществознания тем самым позволяют расширять свои познания в данной области. Олимпиадные задания явным образом отличаются от контрольных, а потому следует к олимпиаде подготовиться как можно лучше, вычитывая дополнительную литературу и проверяя себя различными тестами. Хорошая и усердная подготовка, вот что действительно поможет вам сдать олимпиаду на «УРА!». Материалы представленные в данном разделе международного педагогического портала смогут помочь учащимся узнать насколько они хорошо подготовлены к олимпиаде по обществознанию. На нашем сайте собраны задания для 5-11 классов. Учащимся предлагается пройти все задания и проверить правильность их сверяясь с более развернутыми предоставленными ответами. К каждому заданию представлены правильные ответы, которые в свою очередь могут помочь и сразу же себя проверить и изучить правильность ответа, чтобы в следующий раз быть еще более подготовленными.

Тесты по обществознанию на портале «Солнечный свет»

На данной странице вы сможете найти примеры заданий по олимпиадам на предмет обществознания. Здесь вашему вниманию представлены тестовые задания с открытыми ответами, которые при проверки вы сможете использовать. Каждый тест имеет 10 заданий, задания в свою очередь имеют по 3-4 а то и больше вариантов ответа, вам нужно нажать на правильный ответ и свериться с тем, что находится под вопросом. Такие задания проявляют особый интерес к познаниям, они позволяют анализировать изученное, принимать грамотное решение, и неординарно мыслить. Используя наш портал в качестве тренажера, вы сможете самостоятельно подготовиться к олимпиадам и сможете добиться высоких результатов. Представленные онлайн олимпиады можно использовать на уроках в школе или во время самостоятельной подготовки. Каждый ученик способен оценить свои знания сверяясь с правильными ответами под каждый вопросом.

Получить диплом по пройденной олимпиаде

Каждого участника мы награждаем дипломом, все что от вас требуется оплатить оргвзнос, который совершенно не является дорогим, после пройти тест, зайти в личный кабинет и создавать свой диплом. Ничего проще нет, после того, как вы создали диплом, вы можете его скачать. При создании двух дипломов, вы можете получить третий в подарок. Такая коллекция дипломов не только сможет порадовать любого родителя, но и сможет повысить ваш статус перед учителями.