Индивидуальная программа профессионального развития учителя начальных классов. Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя

Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2016-2017 учебный год

Лещёва Светлана Николаевна

учитель начальных классов МОУ БСОШ №2

Цель профессионального развития:

Изучение и использование современных технологий, методик для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения здоровья, повышения качества обучения учащихся.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Совершенствовать методы, средства обучения и воспитания, повысить уровень самостоятельной творческой учебной работы учащихся на уроке.

2. Создать оптимальные условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно коммуникативных технологий.

3. Накапливать дидактический материал, соответствующий новым ФГОС.

4. Осваивать технологию создания компетентностно - ориентированных заданий.

5. Осваивать методы, приемы, технологии, соответствующие новым ФГОС

6. Принимать активное участие в семинарах- практикумах, конференциях, конкурсах.

7. Продолжить работу на личном сайте «Чтобы учиться было легче».

Предполагаемый результат:

Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;

Формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,

Формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

Повышение качества преподаваемых предметов;

Участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;

Оказать посильную практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, показательные уроки, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Работа по теме самообразования.

Сроки

Форма представления

Где, когда, кем заслушивается

1. Разработка практического материала по теме «Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира» (на основе личностно - ориентированных технологий)

2. Разработать учебные занятия по творческой теме «Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира» (на основе личностно - ориентированных технологий)

3.Опыт работы по теме представить на МО учителей начальных классов школы.

4.Закончить работу по данной теме в 2015-2017 уч.г.

В течение года

Разработки уроков, методического материала

Заседание МО

Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Вопросы введения ФГОС

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Изучение основополагающего документа

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования

В течение

2016-2017 уч. года

стол в рамках

заседания МО

учителей начальных классов. Участие в обсуждении.

Требования к результатам освоения ООП

в начальной школе

Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М: Просвещение, 2009. (Стандарты второго

поколения)

Изучение базового документа, необходимого для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и

В течение 2016-2017 уч.

Требования к результатам освоения ООП в начальной школе

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Изучение изменённого содержания образования по предметам.

В течение 2016-2017 уч.года

Программы по предметам

Организация проектной деятельности

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Изучение методического материала по организации проектной деятельности.

В течение 2016-2017 уч.года

Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

Изучение новых видов и форм работы во внеурочной деятельности.

В течение 2016-2017 уч.года

Аннотация к прочитанному материалу

3. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновлённого учебно-воспитательного процесса

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Разработка, корректировка и уточнение рабочих программ по учебным предметам.

Август 2016 уч.года

Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих программ по предметам.

Приказ директора школы

Администрация школы

Разработка для своего класса программы

развития и воспитания обучающихся

Август - сентябрь 2016

Программа развития и воспитания

обучающихся класса

Сентябрь 2016 года

Заседание МО классных

руководителей при зам. директоре по УВР

Оформление и пополнение классного портфолио 2 и 4 классов

В течение учебного года

Портфолио 2 класса, портфолио 4 класса.

Составление (выбор) комплексных

проверочных работ

В течение учебного года

комплексных проверочных работ

Заседание МО учителей начальных классов в течение учебного года

Внедрение новой формы накопительной

оценки (портфель достижений учащихся)

Пополнение портфолио.

В течение 2016-2017 учебного года

Портфель достижений обучающихся 2 и 4 классов

Заседание МО учителей начальных классов «Реализация технологии Портфель достижений в образовательном

процессе в начальных классах в условиях

введения ФГОС»

Разработка программ по дополнительному образованию: «Мастерская Самоделкина», «Юные музееведы», «Юные инспектора дорожного движения», «Зеленая планета», «Здоровый образ жизни».

Август 2016 года

Программы по дополнительному образованию на 2016-2017 у.г.:

«Мастерская Самоделкина», «Юные музееведы», «Юные инспектора дорожного движения», «Зеленая планета», «Здоровый образ жизни».

Администрация школы

Выявление и отбор способов и средств

формировании УУД у обучающихся

(анализ учебников, отбор системы

заданий и пр.)

В течение учебного

Методические разработки

Анализ «Методической копилки

педагогического опыта»

на заседаниях МО учителей начальных классов

Разработка сценариев уроков и внеклассных мероприятий в

соответствии с требованием ФГОС

В течение учебного

Показательные уроки, внеклассные мероприятия.

Участие в профессиональных конкурсах.

Заседание МО учителей начальных классов

4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Форма представления опыта

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме:

«Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира» (на основе личностно - ориентированных технологий)

Апрель 2017 года

Доклад с презентацией

МО учителей

Открытый урок по теме.

Апрель 2017 года

МО учителей начальных классов

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня, олимпиадах

В течение года

Конкурсная комиссия

Регулярное обновление персонального сайта

В течение учебного года

Пополнение сайта

Работа на сайтах и в личных кабинетах:

1.Персональный сайт "Чтобы учиться было легче" учителя начальных классов Лещёвой С.Н. 06.11.2014

2. Личный кабинет на образовательном сайте «Академия роста» 15.01.2015

3.Личный кабинет на образовательном портале «Продленка» 17.06.2015

4. Персональный сайт на образовательном портале «Инфоурок»

5. Личный кабинет на образовательном портале «Мерсибо» 02.03.2016

6. Личный кабинет на Всероссийском педагогическом портале «Солнечный свет» 14. 08.2016

7. Личный кабинет в ООО «Центр Развития Педагогики» 25.08.2016

В течение учебного года

Пополнение сайта, страниц в личном кабинете

Подтверждение первой категории

Апрель 2017

Представление опыта работы

Центр оценки и качества образования

5. Участие в системе школьной, районной методической работы

Мероприятия

Выполняемые виды работ

Заседания МО учителей начальных классов школы

В течение учебного года

Методическая взаимопомощь,

Участие в работе районного МО начальных классов

В течение учебного года

Методическая взаимопомощь,

представление опыта работы. (Выступление)

Предметные недели

Организационно-педагогические

мероприятия в рамках плана предметной недели

Подборка информационных ресурсов Интернета

В течение учебного года

Создание методической копилки учителя начальных классов

Подготовка обучающихся к олимпиадам, участие обучающихся в олимпиадах, предметных викторинах:

1. Всероссийская предметная олимпиада «Академия таланта».

2. Олимпиады, предоставленные администрацией школы.

3. Дистанционные олимпиады.

4. Викторины образовательного сайта Онлайн- Олимпиада

В течение года

Подготовка обучающихся.

Подача заявки, получение заданий, пересылка ответов.

Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Темы курсов

Место прохождения курсов

Форма отчёта о результатах подготовки (курсовые работы, рефераты, открытые уроки и др.)

1 «Активные методы обучения» 20 часов

2 «Проектная и исследовательская деятельность как инструмент реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 72 часа

АНО ДПО «Информационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования».

Октябрь 2016

Февраль - март 2017

Получение документа государственного образца

7. Обобщение и распространение опыта работы по ФГОС

Формы работы с учителями

Темы мероприятий

Кол-во учителей

Консультации

Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности

В течение года

Открытое занятие по внеурочной деятельности

Представление опыта конструирования занятия в соответствии с требованием ФГОС

Февраль 2017

Открытый урок на МО учителей начальных классов

Апрель 2017

Открытые уроки для учителей школы.

Представление опыта конструирования урока в соответствии с требованием ФГОС

Декабрь 2016

Размещение работ на персональном сайте (https :// sites . google . com / site / ctobyucitsabylolegce / )

На личном сайте образовательного портала «Инфоурок»

Публикация работ на образовательных сайтах

«Огонек» - эл. почта

«Таланты России» - эл. почта

на Всероссийском образовательном портале "Продленка"

1 Рабочие программы 2 класс, 4 класс по программе «Школа России».

- «Практическое занятие «Куклы из ниток».

В течение года

Источники самообразования

Курсы повышения квалификации.

Семинары и конференции.

Мастер-классы.

Телевидение.

Газеты, журналы.

Путешествия.

Видео, аудио информация на различных носителях.

Мероприятия по обмену опытом.

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).

Елена Манухина
Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя

Цели профессионального развития :

Цель 1. Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цель 2. Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС.

Вопросы введения ФГОС Литература, нормативные правовые документы Задачи использования

литературных источников Сроки Форма отчетности Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Изучение нормативного документа Конституция РФ, ст. 43 - Содержание и гарантии права на образование

Изучение нормативного документа Конвенция о правах ребенка (02.09.1990) Знакомство с основополагающим документом В течение года2017-2018

Изучение нормативного документа «Закон об образовании в Российской Федерации» . Знакомство с основополагающим документом В течение года2017-2018

Изучение нормативного документа Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» . Знакомство с основополагающим документом В течение года2017-2018

Изучение нормативного документа Семейный кодекс (от 29.12.1995 №223 -ФЗ) . Знакомство с основополагающим документом В течение года2017-2018

Изучение нормативного документа Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

«Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта среднего (полного) общего образования» Изучить совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО В течение года2017-2018 Обсуждение на педсовете в ДОУ

Изучение нормативного документа Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

"Профессиональный стандарт педагога " Изучить основополагаю-

щий документ

Изучить основополагаю-

щий документ В течении года 2017-2018

В течении года2017-2018

Обсуждение на городской методической площадке.

Изучение

документа Основная общеобразовательная программа МБДОО №6

Программа "Развитие " 2016г.

2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса

Задачи или содержание деятельности Сроки Форма представления результатов Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Изменение календарно-тематического планирования в соответствии с содержанием Основной общеобразовательной программы МБДОО №6 «Страна Детства» Сентябрь-октябрь 2016-2018гг Представление календарно-тематического планирования Сообщество педагогов в ДОУ

Работа по теме «Педагогическая технология Клубный час» с учетом требований ФГОС

Работа по теме "Инновационные педагогические технологии" 2016 -2018гг.

2017-2018г. Представление перспективного плана работы по теме

Разработка проекта «Моя семья»

Разработка проекта "Кто такой Дед Мороз"

Разработка проекта "В мире космоса"

Разработка проекта "Спасем нашу планету"

Разработка проекта "Весна -красна"

Разработка проекта "В школе буду я учиться" 2016 - 2017 гг. Представление проектов на педсовете. Сообщество педагогов в ДОУ

Разработка и реализация кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Разработка и реализация проектов в младшей группе "Мой друг -Мойдодыр" "Давайте знакомиться" "Моя дружная семья""Как мы с овощами дружили"

2017-2018г. Представление программы кружка Сообщество педагогов в ДОУ

Сообщество педагогов в ДОУ

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема, задачи Сроки Форма представления опыта Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Открытый просмотр по теме : "Самостоятельность и инициатива" "Расти моё растение"

02 2016г. Конспект НОД МО воспитателей ДОО ,

Выступление на методических мероприятиях воспитателей ДОУ В течение года 2017-2018 Выступление МО воспитателей ДОО

Работа кружка "Огоньки"

Конец года 2017 Отчёт о работе кружка Итоговый педсовет ДОО

Информация на странице личного сайта

В течении года 2017-2018 Проекты, фотоматериалы. Администрация ДОО

Технология "Клубный час" перспективное планирование на год тематической площадки.

В течении года 2017-2018

Посещение администрации ДОО

Администрация ДОО

Участие в итоговом событии ДОО "Космос"

Детский продукт.

Сообщество педагогов ДОО

Сообщество педагогов ДОО

Использование современных педагогических технологий "Час интересных дел"

Городской педагогический фестиваль 03.2017г.

Образовательная деятельность.

Организация ППРС в соответствии с ФГОС

4. Участие в системе дошкольной методической работы

Мероприятие

Сроки Выполняемые виды работ

(решаемые задачи) Форма представления результатов работы

Педсовет

По плану работы ДОУ.

Активный слушатель

Методические объединения педагогов работающих по программе "Развитие "

В течение года2017-2018 Активный слушатель

Посещение открытых мероприятий в ДОУ

Городская базовая площадка "Практика реализации ФГОС ДО"

Стажировка на стартовой площадке победителя Конкурса "Школа Росатома"

В течение года2017-2018

В течении года2017-2018

Март 2017г. 2018г.

Анализ открытого мероприятия

По темам площадки

Работа по плану площадки

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ

Темы курсов Место прохождения курсов Сроки Форма отчета о результатах подготовки

Площадка "Школа Росатома"

Г. Зеленогорск МБДОУ д/с№32 2017г.

Участие в оценке качества группы детского сада.

Курсы повышения квалификации КК ИПК по программе "Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Г. Красноярск

Домашняя работа по теме.

"Организация образовательной деятельности в контексте ФГОСДОО

Г. Зеленогорск 02.2015г.

Планирование образовательной деятельности.

6. Руководство повышением квалификации других педагогов

воспитателями воспитателей

Консультации

Открытое мероприятие

Консультации по темам.

Оказание

профессиональной

помощи коллегам

по вопросам педагогической деятельности

Социо - игровые технологии, применение в работе с дошкольниками.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Организация игры с учётом особых образовательных потребностей ребёнка.

Организация игровой деятельности. В течение года

Февраль 2017г.

7. Работа в составе органов управления ДОУ и рабочей группы проекта введения ФГОС

Организационные формы работы с воспитателями ДОУ Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров Сроки Количество воспитателей

Член рабочей группы по разработке ООП ДО ДОУ

Уполномоченный по ОТ и ТБ Разработка и апробация ООП ДО ДОУ

Инструктаж, проверка, заполнение документации. По плану работы ДОО

По плану работы.

Индивидуальная программа развития, направленная на реализацию требований профессионального стандарта ПЕДАГОГ и ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа развития педагога»

Индивидуальная программа развития, направленная на реализацию требований профессионального стандарта ПЕДАГОГ и ФГОС

Учителя географии Смирновой Светланы Александровны

Методическая тема: Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии

I – трудовые действия;

II – функционирование

I . Освоение новых трудовых действий

Трудовое действие (ПСП)

Ресурс

Мероприятие

Сроки

Результат

Примечание

Внутренний

Внешний

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

1.Системно-деятельностный подход к обучению – педагогический совет.

2.Построение образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС

3.Системно-деятельностный подход как основа ФГОС И ПСП – методическая неделя

4. Работа в творческой группе «Реализация ФГОС ООО»

1. Курсы ИПК: Содержание и технологии школьного образования в условиях реализации ФГОС

2. Литературные источники по теме

Поиск средств, повышающих эффективность уроков

Участие в городском сетевом конкурсе

учебно-методических разработок по географии

Открытый урок в рамках методической недели

Ноябрь - февраль

1.Основной этап (ноябрь 2016 - январь 2017г.) – оформление авторских учебно-методических разработок

2.Экспертный этап (февраль – март 2017г.) – оценивание качества учебно-методических разработок конкурсантов.

3.Заключительный этап (апрель - май 2017г.) – подведение итогов конкурса

Учебно-методическая разработка урока

1 место в конкурсе учебно-методических разработок по географии «Сетевое сообщество учителей географии: опыт педагогов-образованию Красноярска» проводимый Красноярским краевым отделением Российской ассоциацией учителей географии, совместно с КК ИПК и ППРО, КГПУ им. В.П.Астафьева, КИМЦ и ГМО по географии.

Систематический поиск литературы и интернет публикаций по данной теме и их изучение.

II . Повышение уровня профессионального мастерства

Функциональная обязанность

Ресурс

Мероприятие

Сроки

Отзыв

Примечание

Внутренний

Внешний

Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

1.Посещение открытых уроков учителей школы.

2.Участие в методических семинарах школы

3.Вытурление на РМО

1.Курсы ИПК: Содержание и технологии школьного образования в условиях реализации ФГОС

2. Изучение литературных источников

Открытый урок

Изучение литературных источников по интересующим вопросам

Аттестация

В течении года

В течении года

Аттестована на Высшую категорию

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Кухаренко Галины Васильевны

С 2014-2015 уч. года - по 2017-2018 уч. год

МБОУ «СОШ с. Новиково».

Использование технологий индивидуального обучения

Развитие индивидуального опыта младших школьников в образовательном процессе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня к начальному образованию предъявляется целый комплекс требований, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка.

В связи с этим значительно усложнились задачи учителя начальных классов. Сегодня педагогу нужно научить школьников думать и размышлять, опираясь на собственный учебный и жизненный опыт; осуществлять самостоятельный выбор в процессе учебной деятельности, сформировать умения действовать в разных ситуациях, творчески решать учебные задачи. Но часто, педагоги требуют от детей безусловного следования указаниям взрослого, не учитывают индивидуальный опыт учащихся в процессе изучения учебных дисциплин. Все это ведет к обострению противоречий между положительным отношением младшего школьника к учебной деятельности и недостаточной осознанностью личностного смысла учения, между готовностью осуществлять выбор своей деятельности и ограничением этого права в школьной действительности. Необходимо искать новые подходы в учебно-познавательной деятельности к проблеме осознания личностного смысла учения.

Найти и реализовать эти новые подходы позволяет обучение детей по учебно-методическому комплекту «Школа России», в котором заложена технология работы с индивидуальным опытом младшего школьника как условием развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности.

Объект исследования – индивидуальный опыт младших школьников в ситуациях учебно-познавательной деятельности. Предмет исследования – процесс развития индивидуального опыта младших школьников в учебно-познавательной деятельности. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать систему работы по развитию индивидуального опыта младших школьников. Гипотеза исследования может быть представлена следующим образом.

Процесс развития индивидуального опыта младшего школьника в учебно-познавательной деятельности зависит от организации его взаимодействия с учителем. Развитие индивидуального опыта ученика в образовательном процессе может быть успешным, тогда, когда учитель изучит и применит технологию работы с индивидуальным опытом при обучении УМК «Школа России».

Задачи исследования.

1. Проанализировать подходы к проблеме развития индивидуального опыта ребенка, выявить с педагогических позиций сущность понятия «индивидуальный опыт».

2. Разработать систему работы по развитию индивидуального опыта младших школьников на основе применения данной технологии в ситуациях организации индивидуальной, парной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности и проверить ее эффективность.

Анализируя литературу (Ю.К Бабанский, А.С. Белкин, М.Н. Скаткин, В.А. Онищук, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова), я поняла, что в традиционной педагогике индивидуальный опыт осмыслялся, во-первых, как «достояние» ученика, приобретенное им в различных жизненных ситуациях, во-вторых, как опыт усвоенных школьником в обучении знаний, умений и навыков, в-третьих, обращение к индивидуальному опыту было связано с исследованиями познавательных мотивов и потребностей ученика. Таким образом, анализ определения исследуемого опыта позволяет мне заключить, что индивидуальный опыт ученика – это внутриличностное образование, содержащее личностно значимые смыслы, возникшие в результате их «переживания» в процессе включенности в реальные ситуации, образование, способное актуализироваться в обучении как определенный потенциал познавательных и личностных возможностей развития учащегося.

Обучение по технологии личностно – ориентированного обучения строится на всех этапах процесса овладения знаниями (восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение). В своей системе работы с применением технологии развития индивидуального опыта младших школьников я опиралась на следующие основные дидактические положения концепции личностно – ориентированного обучения:

    учебный материал (характер его предъявления) способствует тому, чтобы выявить содержание индивидуального опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

    изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

    в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием предлагаемых знаний;

    деятельность ученика (индивидуальный опыт в действии) организуется педагогом как творческий процесс, как процесс создания «чего-то нового», в котором ребенок реализует свои способности и возможности и получает опыт расширенного самосознания, самоощущения и самореализации.

Моя система работы включает в себя следующие методы и приемы, обеспечивающие развитие и обогащение индивидуального опыта младших школьников:

1. Обучение в условиях учебного диалога .

Наша интеллектуальная жизнь всегда социально обусловлена и неизбежно протекает в процессе диалога (внешнего или внутреннего). Таким образом, можно сказать, что в диалоге, построенном на партнерских отношениях, каждый ребенок чувствует «востребованность» с его индивидуальным опытом и может творчески самоутвердиться в процессе воспроизведения своего опыта. Например. Использую для беседы элементы дискуссии произведения Н. Носова, В. Драгунского, А. П. Чехова, А. Линдгрен. Так по рассказу А.П. Чехова «Белолобый» предложила тему для дискуссии «Трудно ли быть маленьким?» По сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», интерес, на мой взгляд, представляет незаконченную формулировку темы. Например, «Обман – это……», (по рассказу Н.Носова «Фантазеры) .Почему Мишутку и Стасика можно назвать фантазерами, а Игоря нельзя?

2. Использование на уроках проблемного метода обучения.

Это создание проблемных ситуаций под руководством учителя и стимулирование активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего развивается познавательный интерес детей, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие творческих способностей. Например. 2 класс изучение темы «Разнообразие растений».

А теперь закрой глаза и представь, что ты корень дерева. Как ты поишь его водой? Куда поступает влага сначала? А потом?- А теперь представь, что ты корень кустарника. Как ты напоишь куст? Рассказы ребят выслушиваются и обсуждаются.

3. Применение игровых методов обучения .

Используя игру на уроке, стараюсь реализовать через детскую деятельность основные функции игры:

коммуникативную (развитие опыта общения), функцию самореализации (обогащение опытом самостоятельной творческой деятельности), игротерапевтическую функцию (снятие страха, преодоление стеснительности), диагностическую. Например. Игра «Скажи на ушко» Этот прием способствует личному контакту с учителем, снимает боязнь неправильного ответа, позволяет опросить многих, не снижая трудности задания. Вместе с вымышленными героями Мишей и Машей при изучении некоторых тем по окружающему миру, мы можем побывать и под водой, и на вертолете, и на цветочной поляне.

4. Проектное обучение .

Проектное обучение в начальной школе является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс. Основы, на которых строится метод проектов:

личностная ориентация на ребенка;

обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, ролевая игра, эвристическое обучение, дискуссия и др.;

обучение на собственном (индивидуальном) опыте и опыте других в конкретном деле.

Например. Проект «Дом в котором мы живем», дети придумывают оформление классной комнаты, чтобы в ней нравилось учиться, при оформлении уголка, предложили поместить в уголок материалы, которые помогают детям узнать о жизни класса, получить какую- то информацию. В этом году создали уголок в виде сказочного домика на курьих ножках. Проект «Портфолио выходного дня», собирали материал, семейные традиции и классные традиции, придумывали игры, совместные мероприятия с родителями. Проводим выходные дни интересно (ходим на природу, где присутствуют игры, песни, шутки), ходим рыбачить на речку, посещаем музеи, поездки в город, ходим на лыжах в лес и т.д.)

Мы видим, что данный метод создает большие возможности для обогащения и развития индивидуального опыта младшего школьника.

5. Прием стартовой актуализации индивидуального опыта учащихся.

Задача учителя – выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся прежде, чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний.

Технология использования данного приема может быть связана с несколькими формами организации деятельности учащихся:

А) прямая постановка вопроса: «Что мы знаем о нашей стране и о своей деревне», «Что умеет компьютер», «Что вокруг нас может быть опасным…».

В) кто хочет попробовать решить задачу выражением. Представлены исходные данные. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов задач; составить текст по вопросам, по прилагательным, по картинке, по задуманному плану…

Г) опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают свои знания о чем-то с последующим анализом учителя степени их осведомленности в области учебной дисциплины. Например. Учимся делать научное сообщение.(помогают знания на уроках Окружающего мира). Работа с картиной Левитана «Тихая обитель».

6. Прием опережающей проекции нового знания.

Важна инструментовка этого приема: «В следующий раз я расскажу вам о том, как вращается Земля вокруг своей оси, или, как предупредить простудные заболевания, а вы вспомните, что слышали об этом, откуда знаете, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни». Смысл инструментовки – образовательную проекцию на новое знание органично наложить на индивидуальный опыт учащихся. В ожидании нового опыта познания у детей формируется готовность к соединению имеющегося запаса знаний и умений с будущей темо

7. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели.

Задача учителя при этом – актуализировать творческий потенциал ребенка, его потребность в самореализации. При этом каждый ученик обязательно будет опираться на свой жизненный (индивидуальный) опыт. Например: «Я предлагаю начало текста, а ваша задача – дополнить текст».

1. Дети пошли в лес………………… Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой. (Дети пошли в лес. Они шли по узкой тропинке. По бокам тропинки росли цветы. Дети собирали красивые букетики, но вдруг впереди они увидели волка. Ребята очень испугались. Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой).

Зима наступила неожиданно……………..Зима всегда необычна. «Зимой всегда так красиво», - сказала мама. (Зима наступила неожиданно. Через месяц мы пошли в лес. Там было очень красиво. Елочки будто надели пушистые шапки. Стройные сосны как будто протягивали нам покрытые инеем, ажурные лапки. Я восхищался чудной красотой! «Зимой всегда так красиво», - сказала мама)

8. Прием жизненного одухотворения объектов живой и неживой природы.

Например, даю учащимся такие темы сочинений: Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне», сочинение - описание на тему «О чем мне рассказала старая фотография»; устраиваю беседы на природе, например, «О чем думает травинка», предлагаю сочинить сказку о геометрических фигурах (треугольнике, квадрате). Такие задания помогают учащимся понять глубинный смысл образовательных связей, процессов.

9. Конструирование индивидуального опыта через практическую деятельность.

Дети наблюдают, дотрагиваются, держат предмет в руках, ощущают аромат. Например.

Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух.

Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.

А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (ответы детей). А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.

Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине будет стекать ледяная вода?

Ребята делятся своими ощущениями. Ученики в процессе такой деятельности приобретают опыт наблюдения, осмысления объекта, вычленения из наблюдений главного, опыт транслирования своего впечатления, своего «Я» для других.

10. Прием жизненных аналогий в образовательных проекциях.

Например: «Представьте картину из своей жизни, связанную со словом «уважение», расскажите об этом. Обсуждение реальных ситуаций. Например, ситуаций, связанных с проявлением жадности, лицемерия.

В итоге мы получаем:

    Внешний результат - его можно увидеть, осмыслить, применить на практике (презентации, плакаты, рефераты, книги, памятки и др.).

    Внутренний результат - опыт деятельности, который соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

    Увеличилось количество и качество проведенных мероприятий . Традиционным стало проведение предметной недели русского языка, Знатоки природы, игра Что? Где? Когда? и др.

    Увеличилось количество учащихся участвующих в дистанционных конкурсах, олимпиадах, районных конкурсах,

Одной из направлений современной школы является школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развитие одаренности. Одним из требований к результатам освоение основ образовательной программы является личностные качества

    готовность и способность к саморазвитию

    мотивация к обучению и познанию

    ценностно - смысловые установки

    социальные компетенции, личностные качества.

стабильности в мире уже не будет, поэтому нужно быть готовым к любым неожиданностям, моя главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников- верные союзники, не только для учеников, но и для меня как учителя.

Вывод

Требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.

    Сегодня педагогу нужно научить учащихся учиться; решать стандартные жизненные ситуации; ориентироваться в мире ценностей: решать нестандартные задачи.

    Значимые востребованные личностные качества

    Творчество

    Инициативность

    Креативность

    Коммуникативность

    Гибкость мышления

    Адаптивность

    Умение поиска информации и активной работы с ней

    Личная ответственность

    Способность к смене позиций и видов деятельности

    Что должен уметь современный педагог

    педагог должен уметь связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

    оценивать учебные и внеучебные достижения учащихся;

    оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников;

    видеть пробелы не только в знаниях, но и их готовности к жизни;

    успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность

    планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, диалогических и проектных методов

    ставить цели и оценивать степень их досмтиженич совместно с учащимися

    в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»

    понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха

    видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников

    проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям, к их самостоятельным пробам и ошибкам

    часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим

Знания и умения, полученные Кухаренко Г.В. помогают в профессиональной деятельности автоматизировать процессы подготовки методических разработок и дидактических пособий, углубить и расширить представления о возможностях использования компьютера в проектно-исследовательской деятельности учащихся.