Ложные смыслы или фейковые ценности? Истинные и ложные ценности

Ложные смыслы или фейковые ценности? Истинные и ложные ценности

Среди ценностей, которые человек часто считает для себя высшими, существуют как истинные, так и ложные.
В романе " Мастер и Маргарита" М. А. Булгаков предлагает читателю поразмышлять о том, какие идеалы следует считать истинными, а какакие -- ложными, при этом не давал поямого ответа на этот вопрос. Каждому из героев этого произведения присущи свои ценности и идеалы (причем некоторые из героев в процессе развития сюжета меняют свое мировоззрение).

Например, в начале книги поэт Иван Николаевич Бездомный ни о чем не думает в своей жизни кроме написания бездарных "антирелигиозных" стихов.

(В тринадцатой же главе он "обещает" и "клянется" мастеру больше не писать этих "чудовищных" стихотворений).
Единственными ценностями для завсегдатаев Грибоедова приходится красивая жизнь с вкусными обедами, танцами и отдыхом на море. Особой важностью для них обладает решение "квартирного вопроса". В дверь с такой надписью, по словам автора " ежесекундно" "ломится" народ.
Отдельной темой в романе выступает признание денег самой главной человеческой ценностью. Как заметил Воланд в двенадцатой главе,
--Ну что же... они -- люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. " Еще во времена Понтия Пилата деньги признавались как одна из основных ценностей. Иуда из Кириафа предает своего учителя именно из -за них.
Адмитнистрация Варьете отличается алчностью и жадностью. На протяжении всего развития действия в романе постоянно фигурируют деньги как основная ложная ценность человечества: будь то "ершалаимские" главы или события, происходящие в Москве. Всюду деньги являются объектом вожделения, а целью жизни многих является достижение богатства.
Автор дает понять, насколько далека от истинных моральных, нравственных, человеческих ценностей. Вся эта мишура: шикарная жизнь, красивая одежда. Во всем этом много фальши, неискренности и заблуждения. Жажда наживы порождает много других пороков, таких как лживость, коварство Все эти качества присущи как администрации Варьете, так и критику Латунскому, Алоизию Могарычу и Иуде. Зачастую люди из-за страха потерять свой заработок, свое положение в обществе дорожат своей престижной должностью и ради ее сохранения готовы совершить бесчестные и трусливые поступки. Это касается и героев московских глав, но в основном стоит вспомнить поступок героя романа мастера Понтия Пилата. "Трусость -- самый страшный порок" -- так скажет Иешуа Га -- Ноцри, и этому пороку был подвержен прокуратор Иудеи.

Решение о казни Иешуа было продиктовано ничем иным, как страхом потерять свое положение и должность.

Итак, большинство героев Булгакова первоначально обладают ложными представлениями о ценностях. Но это сделано для того, чтобы создать еще больший контраст между ними и теми, кто с самого начала окажется на стороне правды. Единственными такими героями становятся Иешуа, Мастер и Маргарита. Иешуа проповедует любовь к людям, называя их добрыми. Главные же герои романа провозглашают основными ценностями силу любви и творчества.
Эти высшие ценности автор считает истинными и вечными. Ради любви Маргарита жертвует многим, она принимает помощь от сатаны, за что ей пришлось участвовать в его бале.
Мастеру приходится многое терпеть за свое творчество. Его произведения подвергаются гонениям, поэтому он страдает, а затем попадает в психиатрическую больницу, где всречается с Иваном Бездомным, который подобно ученику Иешуа, Левию Матвею, поговорив с "учителем" понимает истинную жизненную ценность. Для Мастера это сила творчества. Осуществить мечту Мастера и Маргариты помогает "нечистая сила" в лице Воланда и его свиты. Они дают им возможность получить покой, который они заслужили... Герои получили свободу любви и творчества.Прощается и Понтий Пилат. Его мечта -- оказаться рядом с Иешуа -- осуществилась благодаря Маргарите, которая крикнула: "Отпустите его" Любовь дает мастеру и Маргарите силу и является свидетельством других светлых качеств, которые у них присутствуют: доброта, отзывчивость, честность и многих других.
Таким образом, переплетая совершенно разные миры, Булгаков хочет выделить ценности, которые остаются во всех временах и даже существуют вне времени, то есть являются вечными. А избавится от ложных ценностей, по мнению автора, до конца не возможно. В эпилоге говориться, что Алоизий Могарыч "не только был, но и сейчас существует, ... в должности финдиректора Варьете".

Тема урока: Ценности истинные и ложные

· способствовать усвоению учащимися понятий духовных и материальных ценностей, богатства и благотворительности;

· содействовать развитию у школьников умений отличать духовные ценности от материальных;

· помочь детям осознать, почувствовать истинные ценности в жизни человека, воспитывать интерес к изучению предмета «православная культура».

Тип и вид урока:

Урок изучения нового учебного материала, урок-беседа.

Опорные: Божии заповеди, Евангелие, притча.

Новые: слова – «мшелоимство», «благотворительность», «любостяжание», «благотворители»

Способы действий:

Опорные: словесные и наглядные методы обучения

Новые: частично – поисковый метод.

Дидактические материалы и оборудование:

УМК «Православная культура», компьютер, карточки для самоанализа учащихся

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята; мы начинаем наш урок православной культуры. Сегодня у нас с вами гости, а впереди нас ждёт много интересной работы, которая, я очень надеюсь, будет успешной и плодотворной.

II. Повторение

Начинаем урок с повторения. (Слайд 1)

Кем были написаны эти строки?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

У. А что это за музыка, на фоне которой звучали стихи?

Д. Это романс «Молитва».

У . Сколько композиторов положили это стихотворение на свою музыку?

Д. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

У . - Что такое молитва в вашем понимании?

В каких случаях человек обращается к Богу с молитвой?

(в радости, в печали, болезни, когда трудно или не знаем как нам поступить…)

В какой сказке героиня, оказавшись в трудной ситуации обращается к Богу с молитвой «Отче наш»? («Снежная Королева»)

Перед вами известная работа русского художника Намеровского А. …

Какое историческое событие изображено на этом полотне?

Как вы считаете, почему русское войско победило монгольское?

Что такое благословение?

(осенение крестом, иконой, словом молитвы)

Кто может дать благословение?

(священник, родители)

Князь Дмитрий со своим войском совершил ратный подвиг, а в чем состоял подвиг Сергия Радонежского? (молитвенный, духовный подвиг)

В какой евангельской притче Иисус Христос показал образец истинной молитвы?

(притча о фарисее и мытаре)

Почему молитва мытаря была более угодна Богу, чем молитва фарисея?

У. С разными просьбами люди обращаются к Богу. Прочитаем некоторые из них, написанные вашими сверстниками:

· Я хочу быть богатым, но ничего не делать, только получать деньги.

· Хочу, чтоб мне до старости давали карманные деньги.

· Хочу стать суперменом, только чтобы не надо было тренироваться, делать по утрам зарядку. Это все я каждый день слышу от отца.

Что общего во всех этих просьбах? Да, стать богатым, но не приложить к этому ни малейшего усилия.

Следующие просьбы:

· Хочу заработать много денег, чтобы вылечить мою сестренку.

· Хотелось бы иметь своё прибыльное дело.

· Устроиться на такую работу, где бы много платили, чтоб накормить бедных людей.

Что общего у этих пожеланий?

Сообщение темы .

Откройте рабочие листы. Запишите число. Прочитайте тему урока.

«Ценности истинные и ложные». Что вы понимаете под словом ценность?

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом.

В зачитанных просьбах детей вы увидели разное отношение ребят к богатству.

А если бы у вас было много денег, чтобы вы с ними сделали? Как бы вы их потратили?

Результат запишем в таблицу №1.

III. Работа над новым материалом

В рабочих листах вам необходимо перечисленные слова распределить в таблице на две группы. В одну группу все то, что относится к материальным ценностям, в другую к духовным. Будьте внимательны!

Сегодня на уроке много раз прозвучало слово богатый, богатство. А как вы понимаете смысл этих слов?

В слове богатство – главная часть слова Бог.

Что говорит Священное писание об отношении к богатству? Обратимся к Евангелию.

Что означает слово Евангелие?

(благая весть)

О чем говорится в Евангелии?

(о земной жизни Христа)

Как нужно относиться к Евангелию?

(благоговейно – т. е. с глубочайшим почтением)

Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. Чаще всего Иисус Христос говорил со своими учениками притчами.

Что такое притча?

(краткий поучительный иносказательный рассказ)

Послушаем притчу о неразумном богаче (Лк. 12: 15-21)

(Слайд со звуковым файлом).

У одного богатого человека был хороший урожай в поле; ион рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: « Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Как вы считаете, какие качества характерны для богача?

Для кого собирал сокровища богач?

А как должно поступить богачу, чтобы угодить Богу?

Про таких людей говорят, что у них развито мшелоимство – любовь к приумножению, роскоши и прихоти. (Слайд).

О таких людях как этот богач хорошо сказано в духовном алфавите Димитрия Ростовского. Но чтобы это узнать, необходимо прочесть текст на церковно-славянском языке.

«О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия».

Справка : «Углебаеши» – погрязнуть, тонуть

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница. Так священник Самсон настроил императора на благотворительное дело.

Как вы думаете, что же такое благотворительность?

Благотворительность проявление сострадания к ближнему и оказание

безвозмездной помощи неимущему.

В России всегда были благотворители и о некоторых из них мы сегодня узнаем.

Павел Михайлович Третьяков - создал известный музей «Третьяковскую галерею». Музей находится в Москве. Его любят посещать и взрослые и дети. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1800 произведений русской школы, 75 картин европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием

«Московская городская галерея Третьяковых ».

1.

Нестеров М. В




4. «

5.

Мамонтов

Русский предприниматель и благотворитель. Родился в купеческой семье, был четвёртым ребёнком. Семья Мамонтовых жила богато, когда Савве исполнилось 8 лет, они переезжают в Москву, где отец Саввы занимается строительством железных дорог.

продолжает дело, начатое отцом. Имя русского промышленника тесно связано с историей Северной железной дороги. На собственные средства он построил железную дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска.

В каждом городе были и есть свои благотворители, которые вкладывали деньги в строительство храмов, школ, больниц, приютов.

И в нашей современной жизни тоже есть благотворители. Например, благодаря одному из них – Мишустину Юрию Николаевичу директору, мы с вами ребята имеем такую прекрасную возможность – изучать православную культуру, с использованием компьютера и новой учебной литературы .

В современном языке все реже и реже звучит слово благотворители, а чаще звучит слово спонсор.

Как вы считаете, равнозначны ли слова «благотворитель» и «спонсор»?

Нужно ли исконно русское слово заменять на холодное, иностранное слово?

Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили о ценностях истинных и ложных. Что же делает человека по - настоящему счастливым?

И цель жизни человеческой не в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Сокровища на Небе» – это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть. У вас могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

2. Оценивание работы на уроке.

Несколько человек оценивают свою работу.

Что нового я узнал по теме урока? Чему научился?

V. Рефлексия

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце . А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу .

Вы хорошо потрудились на уроке. Молодцы! Благодарю вас за работу!

А сейчас мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию в Третьяковскую государственную галерею. А нашим экскурсоводом будет Ксения.

В выставочных залах вы можете увидеть известные всему миру полотна русских художников:

1. «Ветхозаветная Троица». Андрей Рублев.

Величайшим творением Андрея Рублёва стала икона «Троица», написанная для церкви подмосковного Троице-Сергиева монастыря. В то время, в 20-ые годы 15 века, на центральную Русь обрушились невиданные бедствия – повальный мор и голод. И опять жизнь показалась людям невыносимой и мрачной. А в Троицком храме осталась икона Рублёва, сиявшая неземным покоем. Великий иконописец создал образ неразрывного небесного союза, полного молчаливой кротости и самоотверженности.

2. «Видение отроку Варфоломею». Нестеров М. В

"Видение отроку Варфоломею" – самое известное произведение художника. В его основу лег эпизод из Жития преподобного Сергия Радонежского. Отрок – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрел в пустынное место, и встретил незнакомого старца –священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к
учению и просветлению. Это полотно открывало так называемый
"Сергиевский цикл", в который еще вошли "Юность преподобного Сергия",
"Труды Сергия Радонежского" , "Преподобный Сергий Радонежский".

3. «». Орест Адамович Кипренский

Художник в 1827 году создаёт один из лучших портретов. Это образ зрелого человека, поэта, уже пережившего восстание декабристов. Он словно размышляет об их судьбе, о себе, о России. Кипренский в русском искусстве много внимания уделял автопортрету, пытаясь передать состояние души человека.

4. « Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов.

Это самая знаменитая картина художника. Он был первым художником, кто с такой изобразительной силой отразил в живописи поэтический мир русского фольклора – мир героических событий, волшебных сказок, легенд и бережно хранимых народом преданий. Как зовут богатырей? В центре – самый старший и самый могучий - Илья Муромец, сидящий по правую руку – Добрыня Никитич, а слева Алёша Попович. Внимательно всмотритесь в их лица. Не наложила ли война отпечатка свирепости жестокости на их лица. Нет. Почему? Какую войну ведут они? Богатыри исполняют святое дело защиты Родины, их лица строги и одухотворены этой высокой идеей.

5. «Христос в пустыне». Иван Николаевич Крамской.

Вашему вниманию представлены две картины «Достоевского» Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Ивана Николаевича Крамского. Обратите внимание на почти буквальную схожесть поз таких разных персонажей. Но Крамской, создавший свою картину независимо от перовского портрета, не случайно пришёл к схожему результату: его Христос – и божественный персонаж, и образ человека любой эпохи, делающего выбор между добром излом.

Самсон Странноприимец

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница.

Для кого-то наибольшее значение представляют семья и близкие люди, кому-то же кажется правильным заботиться лишь о себе и своем материальном благополучии. Как разобраться, какие ценности действительно необходимы человеку? Все то, к чему мы привязаны, - мнимо это или действительно важно?

Понятие ценностей человека

Система представляет собой предметы и которые имеют для индивида особую важность и значимость. Таковыми могут являться здоровье, любовь и семья, дети, дружба, возможность самореализации, материальный достаток и положение в обществе. Кроме того, существуют к которым относится религия, мораль и нравственность.

Огромное значение для человека имеет свобода. Как правило, эта ценность предельно важна для всех людей. Вот почему лишение свободы используется с древних времен в качестве сурового наказания. Не менее значимо для людей ощущение стабильности. Это касается как политической ситуации в стране, так и личной жизни и работы.

Истинные ценности

Все ценности человека можно разделить на истинные и мнимые. К первой группе относится все то, что действительно представляет большую значимость для людей и никогда не потеряет свою важность. Мнимо - это все то, что кажется человеку необходимым, однако на самом деле таковым не является.

Истинно важное для людей - это духовные ценности. Именно благодаря им человек может повлиять на общество и на свое собственное поведение. К таковым относятся прежде всего мораль, совесть, религия, нравственность и эстетика. На основании духовных ценностей человек расставляет для себя жизненные приоритеты, выбирает тактику поведения и построения взаимоотношений с окружающими.

Основной особенностью истинных ценностей является то, что их невозможно отнять у индивида. Человек может потерять все свои материальные блага, близких людей и даже свободу, но при этом сохранить внутренние убеждения и моральные качества личности.

Мнимые ценности

В современном обществе огромной проблемой является принятие человеком мнимых ценностей за истинные. Очень часто люди живут, даже не задумываясь о том, что все, имеющее важность для них, на самом деле мнимо. Это может быть жажда материального достатка, получения удовольствий и желание постоянно развлекаться. Все перечисленное не является недостатком для человека, при условии, что не заменяет ему духовных ценностей.

К сожалению, с каждым годом планка моральных и нравственных норм современного общества опускается все ниже. На первый план для человека выходит все, что на самом деле мнимо. Это в конечном итоге может привести к моральному разложению общества, процветанию разврата и безнаказанности.

П. Чехов «Попрыгунья»

Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения, не замечая,

что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти

Героиня осознала свое легкомыслие.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Для семьи Курвгиных главной ценностью в жизни были деньги, позтому и Анатоль, и Элен выросли вгоистами. 8 доме Ростовых все было наоборот: в их семье все строилось на любви и взаимопонимании. Позтому Наташа, Николай и Петя выросли добрыми и отзывчивыми.Таким образом, Курагины выбрали ложные ценности, а Ростовы - истинные.

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Григорий Мелехов на протяжении долгого времени пытается найти ответы на ввжиые для себя вопросы. Эти поиски истины приводят его то к красным, то к белым. «Истину» каждых Григорий по началу принимает, а потом видит ложь и обман, жестокость и произвол. Григорий теряет родных и близких людей. В финале романа герой приходитк пониманию того, что главное для него- возможность спокойно жить на своей земле, возделывать её, любить и заботиться о своих детях.

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Погоня за ложными ценностями приводит к оскудению и моральной деградации. В позме Гоголь выводит перед читателем целую череду «мертвых душ»: Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина,самогоЧичикова, городскихчииовнииов. все они, в той или иной степени охваченные страстью к накопительству и наживе, теряют живые души, превращаясь в марионеток.

Чемпионами становятся не в тренажерных залах. Чемпиона рождает то, что у человека внутри - желания, мечты, цели. (Мухаммед Али, американский боксёр)

Только сам человек может найти для себя цель своей жизни и способы ее достижения (Эрих Фромм немецкий философ)

Проблема любви и милосердия

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

м«ририта способна на глубокую, преданную, самоотверженную любое», и потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как иешуа остаётся человеком даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищную компа­нию растлителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком; никто из них ей не противен, она ста­рается понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое - своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему.

В.Гюго «Отверженные»

В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помогает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском дворце. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку.

Ожесточенный жизнью каторжника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа* Мири зля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке.

Б. Екимов «Ночь исцеления»

Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

М. А. Шолохов «Чужая кровь»

Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Милосердие и сострадание всегда были неотъемлемыми чертами нашего народа. Эти чувства заставили, например, Наташу Ростову во время отъезда из Москвы сбросить с подвод собственное имущество, чтобы погрузить на них раненых. Это и есть истинное проявление милосердия и сострадания, которое видел Л.Н. Толстой в своём народе.

Каждый человек в своей жизни имеет свою категорию ценностей, и в соответствии с ней он живёт и определяется, как личность в обществе. Для одних – это материальные ценности, для других – духовные. И к сожалению для каждого из нас и для общества в целом категория первых растёт, а категория вторых – убавляется. И всё чаще можно услышать горестные вздохи людей пожилого возраста: « А вот в наше время так не было…». В чём же причина такой переоценки ценностей в обществе?
Вспомним произведения, на которых росли наши папы и мамы, бабушки и дедушки – это были произведения классиков: Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого и других прекрасных поэтов и писателей. Возвышенные образы и характеры главных героев побуждали нас подражать им в их верности, мужественности, культуре общения, тонкому юмору, развивали в нас правильные понятия о долге и чести; изобличали и высмеивали такие черты характера, как ханжество, лживость, угодничество, подхалимство, неверность, предательство и многое другое.

Если мы сейчас откроем практически любое печатное издание художественной литературы, какой-либо журнал, или газету, включим телевизор или пойдём в кино, то что мы видим? Всё то, что раньше считалось подлым, постыдным и неприемлемым в обществе – сейчас процветает и даже рекламируется за нормальный образ жизни и поведения. А все те истинные ценности, такие как честность, порядочность, долг, верность и другие считаются устаревшими и не модными понятиями отсталых от жизни людей.

Сегодня приверженцы бескультурья громко провозглашают: «Надо жить в ногу со временем», и они утверждают свою категорию ценностей. И, к сожалению, первое место в этой категории занимают деньги и ради денег люди сегодня идут на обман, всякого рода неправду, и даже более тяжкие преступления.

Один человек сказал: «Из-за кого больше всего погибло людей? Из-за Гитлера, Сталина? – нет, знакомьтесь, Бенджамин Франклин, изображённый на 100долларовой купюре». Мы, конечно, понимаем иронию этого высказывания, но к великому сожалению эта категория ценности человека полностью обезличивает его, делая его жестоким, завистливым, лживым, лицемерным и прочее. В Библии очень точно сказано, что корень всех зол есть сребролюбие .

Нередко можно услышать возмущение новыми законами в стране, деятельностью правительства, но если задуматься – а что составляет мою шкалу ценностей . Может лучше начать с себя и взглянуть на то, какие книги я читаю, какие передачи смотрю, какое кино мне нравится, в конце концов, почему люблю я мужа или жену и люблю ли я их вообще. Раньше была очень распространена поговорка: « Скажи мне кто твои друзья, и я скажу кто ты». Она не потеряла актуальности и сегодня. Кто-то сказал, что никогда ещё человек не был одинок, как в 21 веке. А ведь у каждого из нас кажется мобильные телефоны забиты списком так называемых друзей. Я говорю «так называемых», потому что они, по сути, и не являются друзьями. Они нам или мы им нужны, мы друг от друга получаем какое-то взаимовыгодное сотрудничество и не более. Случись что со мной, никто не вспомнит, почему? Да потому что я стану никому не нужен.

Один человек попал в автокатастрофу и стал инвалидом – колясочником, от него ушла жена; в другой семье родился ребёнок слепой, его отдали в детский дом; ещё в одной семье сын стал наркоманом и родители отказались от него и выгнали его из дома. А где же милосердие, доброта, верность, выручка, взаимопомощь, родительский или сыновний долг?

Можно приводить десятки и сотни примеров подобных человеческих трагедий, которыми сегодня наполнен мир из-за того, что люди выбирают себе неверные ценности, которые по сути таковыми не являются.

Итак, от того, что мы выбираем сегодня, зависит будущее наших детей . И если наша категория ценностей – это деньги, положение в обществе, слава, величие и т.п., то не удивляйтесь, если завтра ваши дети посчитают вас лишними и отправят в дом престарелых; или, что ещё хуже, навестят вас только на ваши похороны, чтобы принять в наследство ваше жильё и имущество.