Как открыть свой бизнес по установке тахографов. Открытие автозаправочной станции (АЗС)

Как открыть свой бизнес по установке тахографов. Открытие автозаправочной станции (АЗС)

Добрый день. Вопросом – «сколько зарабатывает АЗС?» я задавался весной 2013 года. Так получилось, что я нашёл, недалеко от того места где я проживаю, посёлок городского типа с населением в 5000 жителей и ближайшей АЗС на расстоянии 20 км от посёлка!

Вводные условия интересные и я начал узнавать, сколько стоит открыть АЗС и что для этого нужно. Во всём интернет информации крайне мало и она крайне скудна, есть одна статья начала двухтысячных, что бензиновый бизнес сродни вложению в породистых лошадей и т.п. никакой конкретики… У меня в мыслях не было что торговля топливом окажется настолько интересной!

Проехав по посёлку, я нашёл участок 18 соток ценой всего 120 000 рублей с проходящей рядом линией 0.4 кв. и на расстоянии 50 метров от ближайших жилых домов. Следовательно, участок соответствует требованиям НПБ 111-98 (требования для автозаправочных станций). Говорить хозяевам цель покупки я не стал, и смог ещё сторговать 40 000 рублей, так как под сельскохозяйственные нужды земля была не пригодна без серьёзных вложений, договорился, что через месяц совершу сделку (почему сделал так – ещё не было принято решение, что бизнесу быть и поэтому тратиться просто глупо).

Весной 2013 г. тонна бензина АИ92 стоила 32500 рублей с налогом на добавленную стоимость 18% и всеми акцизами. В тонне бензина 1300 литров, бензин на заправке стоил 27.5 руб. за литр считаем 32500-18% = 26650руб. стоимость тонны без НДС (организация на ОСН может частично возвращать НДС, так как она не является ). Таким образом, стоимость литра 26650/1300 = 20.5 рублей. Из расчёта выше получается что на 1 (одном!) литре бензина заправка зарабатывает 7 рублей прибыли (правда, только, до того момента когда НДС к зачету закончится). На остальных видах топлива цифры другие, но порядок похож. Таким образом, заправка делает наценку 1-2 рубля с каждого продаваемого литра, с этих денег платиться заработная плата сотрудникам, коммунальные платежи и прочие расходы, а возмещение НДС окупает заправку.

После того как НДС к возмещению закончится, цифры станут гораздо печальнее…..

Сколько зарабатывает АЗС с литра бензина?

В реалиях 2013 года 5-7 рублей.

В реалиях 2017 – 1-2 рубля с литра, основной заработок – магазин с сопуткой.

В принципе это очень неплохие цифры, но пообщавшись с реальными хозяевами действующих АЗС, я понял, что нормально заправка работает, имея пролив от 3х кубометров в сутки, по моим прикидкам и 2 было не плохо.

Сколько стоит АЗС?

На самом деле, не так дорого, но недавно приняли новые правила и в итоге старые контейнерные АЗС по ним не оформить (не соответствуют требованиям) но коррупция решит эту проблему б.у. контейнер стоит около 150 000 их надо по количеству видов топлива, или же новую она стоит от миллиона на 3 вида топлива, я считал 80й 92й и ДТ (посёлок же не мегаполис).

Таким образом, чтобы открыть контейнерную АЗС на арендованном участке можно уложиться в 2 миллиона (покупка б.у. контейнерной АЗС, аренда участка на год, первоначальный закуп топлива). В моём же случае даже с участком в собственность это бы получилось. (в реалиях 2017 года *3)

Стационарная АЗС стоит несколько дороже, там суммы начинаются от 4х миллионов на арендованном участке, на собственном соответственно дороже так как цена участка так же войдёт в стоимость открытия, но по стационарным АЗС я подробно не интересовался так что не компетентен.

Как раз в то время когда я начал интересоваться темой АЗС и обзванивал поставщиков контейнерных АЗС наше славное правительство решило, что на каждой АЗС должен продаваться и газ. Так как правила игры меняются, в это время я не рискнул заходить на рынок и пытаться открыть заправку (это отмаза 13 года.. типа я не лох… а на деле участок не смогли с пож. надзором согласовать).

В принципе поставить газгольдер и колонку так же реально, но газовая заправка в том посёлке точно в сегодняшних условиях не окупиться (я не думаю что там есть машины на газовом топливе), а стоит она, б/у ещё 500 000 я отказался от идеи открыть АЗС в том посёлке.

По газовой заправке цифры следующие.

Газ бывает двух видов – природный метан – сжатый газ, компарированный природный газ на этот вид заправок монополия у Газпрома, машин на метане пока мало, но будущее за этим топливом) Я сомневаюсь что вы сможете открыть метановую заправку (да и цифры там по заработку скромные так как они не так много машин заправляют, а объект довольно опасный

Следующий вид газа – сжиженный газ пропан, он довольно распространён и стоит примерно в половину от 92 бензина, но расход его несколько выше. Продаётся сжиженный газ оптом тоннами, в тонне газа почти 1900 литров (в зависимости от сезона), а вот с заправок он продаётся уже литрами) цена тонны на момент написания этой статьи около 16000 рублей, а литр на заправке стоит 15.50 + мухлюем с НДС, но пролив у газовых заправок меньше бензиновых и этот объект опаснее.

Сколько зарабатывает АЗС, АГЗС – столько, сколько проливает, пролив зависит от качества топлива и места нахождения заправки, но в 2017 году, большинство заправок, не сетевых, зарабатывают на магазине при заправке, торгующем сопутствующими товарами…..

P.S. тут замызганная цитата – вложения в топливный бизнес это как вложения в породистых лошадей)))))))))

Если сможете найти место где мало АЗС (нет в 20 км) и много автомобилей – дерзайте и пусть у вас получиться лучше чем у меня.

Анекдот в тему:

Директор одной бензозаправки вызывал зависть всех своих конкурентов, потому что за короткий период его доходы возрасли в пять раз. Один из конкурентов разведал, в чем тут дело.
— Ну и хитер же этот тип! — рассказивает он. — Нашел четырех ослепительных девушек, которые обслуживают клиентов, и развесил повсюду лозунги:
«Каждый раз, как только поднимаются цены на бензин, наши юбки становятся короче».

Собственная автозаправочная станция (АЗС) – весьма популярный бизнес, несмотря на то, что он требует серьезных вложений. Всё больше людей становятся обладателями авто, поэтому расходы смогут окупиться в короткие сроки. Как открыть заправку, и что для этого потребуется, будет рассмотрено далее.

Пошаговый план открытия АЗС

Открытие АЗС является достаточно серьезным бизнесом. Для начала потребуется все тщательно просчитать, постараться максимально учесть все возможные недостатки и только после того приступать к решительным действиям. Процедуру от начала работы над проектом до открытия АЗС можно описать в следующей последовательности:

  1. Разработка бизнес-плана . Здесь вы должны поместить свою идею на бумагу. Важнейшей частью бизнес-плана является расчет того, сколько стоит открыть заправку. Это позволит определиться с необходимым стартовым капиталом.
  2. Оформление необходимых документов . В данном бизнесе вам потребуются документы по регистрации вас как предпринимателя, регистрация бизнеса как такового, а также ряд разрешительных бумаг. Большая часть из них требует дополнительных вложений. Если вы хотите открыть на своей заправке минимаркет или любую другую организацию, предоставляющую дополнительные услуги на территории, также потребует собрать все разрешительные документы. Чаще всего именно этот этап требует больше всего времени.
  3. Подбор места и строительство . Чтобы открыть автозаправку, необходимо подобрать наиболее подходящее место. При этом важно учитывать, хотите ли вы приобрести уже существующую заправку либо открыть свою собственную. Во втором случае также важно отметить дополнительные затраты на строительство.
  4. Закупка оборудования и топлива . Перед тем как открыть заправку, решите, какое топливо и его разновидности вы намерены реализовывать. Кроме топлива, вам понадобится приобретение резервуаров, а также двухрукавного ТРК.
  5. Наем персонала . Количество людей, задействованных на вашей заправке, будет зависеть от того, какие виды деятельности вы будете предлагать клиентам. Например, на некоторых заправках персонал ограничивается одним лишь кассиром, на других же дополнительно работает уборщица, несколько заправщиков, а также менеджер.

Только после реализации всех вышеперечисленных шагов, правильной подготовке и грамотном учете всех рисков возможно успешное открытие АЗС.

Бизнес-план для открытия заправки

До того как открыть автозаправочную станцию, важно рассчитать сумму первоначальных вложений. Следующий краткий бизнес-план поможет рассчитать, сколько стоит открыть АЗС:

  • Земля . Приобретение земли или её аренда – индивидуальный выбор предпринимателя. В нашем случае рассмотрим вариант с покупкой. Хороший участок обойдется вам примерно в 5-8 млн рублей.
  • Строительство . Как правило, сегодня бизнесмены отдают предпочтение заправкам с подземным хранением топлива. Практически все АЗС работают таким способом. Максимальный срок строительства заправки такого типа займет порядка 6 месяцев, а средняя стоимость составит приблизительно 15 млн рублей.
  • Документы . Потребуются документы для регистрации бизнеса и разрешительные документы (в частности на хранение топлива). Затраты на этом этапе могут колебаться от 20 000 до 50 000 рублей.
  • Оборудование . К оборудованию относят резервуары для горючего, аварийные и запасные резервуары, резервуар ливневой системы и двухрукавный ТРК. Количество приспособлений зависит от масштаба заправки. В среднем на расходы уйдет от 3 до 5 млн.
  • Персонал . Предположительно на станции будет работать кассир (оператор), уборщица и 3 заправщика. Если средняя зарплата каждого ежемесячно составляет по 25 000 рублей, то в общем получится по 125 000 ежемесячно.
  • Бензин . На первый месяц потребуется купить бензина на 30 000 – 50 000 рублей. Объем зависит от ваших резервуаров и количества колонок на территории.

Конечная полученная сумма в среднем составляет 25 200 000 рублей. При ежемесячном доходе в 1 000 000 рублей для полной окупаемости понадобится порядка 2 лет. Обратите внимание, что стоимость рассчитана без торговой зоны, которую также можно разместить на территории заправочной станции.

Подбор места для АЗС

Важнейшим этапом перед тем, как открыть свою АЗС, является подбор места. По факту, именно этот пункт является самым затратным в бизнес-плане и требует наиболее тщательного подхода. Проще и дешевле всего приобрести готовую функционирующую заправку. Если же таковой возможности нет, то со всей серьезностью подойдите к подбору площади. Учитывайте следующие рекомендации:

  1. Безопасное расположение . Участок должен отвечать всем требованиям пожарной безопасности, иначе не удастся получить разрешение на открытие. Например, одно из требований гласит, что ближайший от АЗС жилой дом должен находиться не ближе 30 м. Минтопэнерго и Роспотребнадзор предоставят вам необходимую информацию об актуальных на сегодняшний день требованиях к заправкам.
  2. Необходимая площадь . Рассчитайте количество колонок, которое желаете расположить на территории, а также возможность предоставления клиентам дополнительных услуг. Это может быть , кафе, небольшой магазин и т.д. Приблизительную площадь необходимо вычислять с запасом, таким образом, удастся рассчитать достаточное удобное место для подъезда автомобилей.
  3. Конкурентоспособность . Если вы открываете заправку не по франшизе, то изучите схему размещения других станций поблизости. Это очень важно для поддержания первоначальной конкурентоспособности и её сохранения.

Сбор документов для открытия АЗС

Рассмотрим более конкретно, какие документы необходимо подготовить перед тем, как открыть свою заправку:

  1. Первым делом после выбора участка обязательно оформите бумаги, подтверждающие ваше владение им (или договор аренды, если вы не покупаете землю).
  2. Затем с документами на право владения требуется обратиться в городской совет. Это необходимо сделать перед тем, как открыть АЗС, чтобы получить разрешение на размещение запланированного объекта – в нашем случае заправки. Если данный орган даст одобрение на строительство, то переходим к следующему этапу.
  3. Открытие АЗС невозможно без разрешения от санэпидемстанции, пожарной службы, земельного управления, а также экологической комиссии. Пройти все проверки с успехом достаточно тяжело, на это потребуется большое количество времени. Очень важно для получения всех разрешений выбрать участок, соответствующий нормам пожарной безопасности, поскольку именно этот орган будет играть ключевую роль в принятии решения по разрешению ведения бизнеса на данной территории.
  4. Стадия утверждения проектной документации потребует повторной проверки теми же органами, что перечислены выше.
  5. Разрешения в плане технических условий выдают такие организации, как Горгаз, Горэнерго, Горводоканал, Горсвет, Госавтоинспекция и телеком. Договориться с этими организациями могут помочь профессионалы специализированных компаний, которые в течение не более 2 месяцев помогут собрать всю необходимую документацию за относительно небольшую плату.
  6. Далее потребуется градостроительное обоснование. Такой документ получают в Управлении охраны памятников истории и культуры. Сроки его изготовления занимают до месяца.
  7. Только после того как все документы будут оформлены, можно переходить к проектированию. Проект заказывают у архитекторов и реализуют в два этапа: эскиз и проект. Готовый проект, перед тем как открыть бензозаправку, проходит ряд проверок. Его тестируют в соответствии с условиями ТУ и АПЗ, а также согласно государственной комплексной экспертизе.
  8. Последний этап перед строительством – разрешение на разрытие. Его можно получить в Главном управлении контроля по благоустройству и внешнему дизайну.

Сбор всех документов и продолжительность процедуры оказывает значительное влияние на то, сколько стоит открыть АЗС. Ведь теряя время, вы теряете и вложенные средства, учитывая еще и тот факт, что некоторые документы имеют срок действия.

Открыть АЗС по франшизе

Выгодный и популярный вариант, позволяющий во много раз сократить процедуру подготовки к открытию заправки, это франчайзинг. Сегодня существует множество компаний, реализующих топливо, которые предоставляют возможность бизнесменам открывать собственные АЗС на условиях франшизы.

У данного варианта существует множество преимуществ, среди которых:

  • Сотрудничество с опытными специалистами. Сотрудники компании, предоставляющей франшизу, помогут ответить на ваши вопросы, а также грамотно реализовать подготовительные процедуры и открыть заправку в кратчайшие сроки.
  • Окупаемость. Компании, предоставляющие франшизы, уже заработали себе имя и пользуются популярностью у автовладельцев. Поэтому будьте уверены, что клиенты у вас непременно появятся. Кроме того, за бренд на бензин идет еще и дополнительная накрутка, а для предпринимателя это дополнительная прибыль.

Наиболее популярными компаниями для франчайзинга являются Лукойл и Роснефть. Сотрудничество с ними выгодно по всем параметрам за исключением одного – с партнером придется делиться частью своего заработка. Но в любом случае получаемая прибыль в достаточно короткий период превысит доходы, и вы окажетесь в плюсе.

Видео-инструкция по открытию автозаправки

Если вы уже наверняка решили открывать свою автозаправочную станцию, обязательно посмотрите следующий видеоролик. В нем собраны самые актуальные и несложные рекомендации для открытия АЗС:

Чтобы открыть свою автозаправку, необходимо иметь крупный стартовый капитал, а также подготовить подробный бизнес план. Наиболее важными этапами являются выбор места и подбор всех документов. Значительно упросить процесс открытия АЗС поможет франчайзинг.

Активность в этом бизнесе с каждым днем заметно возрастает. АЗС стоят чуть ли не на каждом шагу. Сегодня только в Московской области их порядка 1,5 тыс. Естественно, хозяева у АЗС разные.

Сейчас выделяются несколько крупных игроков: ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Роснефть, Славнефть, Сибнефть, ТНК, Татнефть. Однако сейчас идет активная перестройка этого рынка.

И в нефтебизнесе, всё-таки, есть еще свободные места. И если вы хотите выйти на этот рынок, то Вам нужно сразу выбрать свой путь. Можно все делать самостоятельно. Построить личную АЗС и вести бизнес совершенно автономно. Но можно также организовать фирму под торговой маркой какой-либо известной нефтяной компании, вступив с ней в отношения франчайзинга.

1 Рассчитываем стоимость строительства АЗС

Для начала нужно будет арендовать землю. Затем обзавестись специальными лицензиями на хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Лицензии выдает Минтопэнерго. За оформление документов в министерстве взимается небольшая плата.

А вот за право возвести АЗС на конкретном участке, придется, если так можно выразиться, раскошелиться. Например, земля в Московской области, с оформлением всех необходимых документов обойдется в $100 тыс. Вы можете обратиться также в какую-нибудь фирму, которая всю волокиту с документами проделает за вас.

Естественно, нужно будет приобрести специальное оборудование. Самый дешёвый минимальный комплект из 2-х колонок и компьютера стоит $40 тыс. Но для заправки, всё-таки, понадобиться не менее 4-х колонок. Обычно бизнесмены тратят на технику от $100 до $200 тыс. Подъездные пути, здание для оператора, ёмкости для бензина по минимуму обходиться от $50 тыс. И это, если вы решили обойтись без магазина, мойки и автомастерской. В принципе, на первое время они и не обязательны. В целом же АЗС стоит $500 тыс. Сюда входят все разрешения, земля и другие расходы.

2 Франчайзинг

Многие продавцы бензина считают, что выгодное расположение АЗС и ее техническое оснащение не гарантируют устойчивую прибыль. Поэтому сегодня становится популярным франчайзинг. Некрупный владелец АЗС, с помощью использования брэнда одной из известных нефтяных компаний, увеличивает свои продажи. Как показал опыт Смоленской области, только переход под крыло ЛУКОЙЛа повышает продажу бензина на обычной частной заправке в два раза. Договор франчайзинга обходиться владельцу всего в $700 год.

Выбирая фирму-патрона, не забудьте узнать, есть ли поблизости от вас принадлежащая ей нефтебаза или нефтеперерабатывающий завод. Просто могут возникнуть перебои с поставкой качественного топлива. Ведь издалека бензин перевозить тяжело и затратно. Ёмкость самого распространенного бензовоза «ЗИЛ» — 12 куб. м, а более мощные машины в состоянии перевезти до 40 куб. м.

Помните, что, заключив с вами договор франчайзинга, фирма через некоторое время потребует детального соблюдения ее фирменного стиля. Например, ЛУКОЙЛ выпустил целую брошюру с рекомендациями для сотрудничающих с ним АЗС. Там написано и какого размера и цвета должны быть вывески, и в какую униформу следует одевать персонал, и на какой высоте необходимо повесить флаги, и даже как расставить урны. Так что, вам придется полностью перестроить АЗС в соответствии с определенным стандартом. Переделка может оказаться весьма дорогостоящей - до $150 тыс. Поэтому, чтобы не тратить деньги зря, лучше в самом начале продумать этот вопрос.

3 Бензин

Важный элемент бензинового бизнеса - это тесные отношения с нефтебазой или нефтеперерабатывающим заводом. Можно договориться и о выгодных оптовых ценах, и наиболее удобном режиме приемки товара. Однако выгоднее всего налаживать отношения с крупной нефтяной компанией, которая имеет как свою нефтебазу, так и остальную инфраструктуру. К тому же это гарантирует качество бензина.

Чтобы лучше ориентироваться в отпускных оптовых ценах на топливо, полезно пользоваться Интернетом. Самые полные и свежие сведения - на сайте www.kortes.ru . Ежедневная информация стоит около $50. Есть и бесплатный путь - Интернет-биржу по продаже и покупке нефтепродуктов (www.nge.ru). Правда, аналитическая информация о тенденциях рынка все равно предоставляется за деньги. Отпускные цены включают в себя все косвенные налоги: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (НДФ).

Но помните, что так бывает не всегда. Налоговый кодекс позволяет взимать акцизный сбор как с нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, так и с АЗС. Поэтому, покупая бензин, обращайте внимание на то, что конкретно включено в отпускную стоимость горючего. Ведь в зависимости от этого ценовой люфт может быть существенным. Акцизный сбор в России за бензин марки А-76(80) составляет 2190 руб./т, за А-92 и А-95 - 3000 руб./т, за дизельное топливо - 890 руб./т.

4 Безопасность

Многие говорят о том, что бензиновый бизнес криминален. Однако уровень его криминализации не выше, чем по всей стране. И всё же двери и окна АЗС следует сделать бронированными, а кассира с его оборудованием не должно быть видно. Также он не имеет права в рабочее время открывать дверь и выходить на улицу.

На каждой АЗС обязательно должна быть тревожная кнопка. По договору милицейская бригада срочно прибудет на АЗС, если что-то случится. Стоимость договора на трассе – 1000 рублей в месяц, в городе 7000 руб. Также должна быть охрана. Зарплаты охранников составляют от 3000 руб. до $3тыс.

5 Кадры

Главная проблема для АЗС это кадры. Особенно если станция находится вдали от крупного населенного пункта. Квалифицированный персонал найти довольно-таки трудно. Работник АЗС должен, как минимум, владеть навыком работы на персональном компьютере. Однако зачастую люди, которые приходят устраиваться на работу, толком то и не сидели никогда за компьютером. По правилам каждый работник АЗС должен иметь специальный сертификат, подтверждающий его профессиональную подготовку. Поэтому приходиться либо перекупать специалистов, либо учить. Впрочем, для этого существуют специальные курсы. Их стоимость составляет около 2000 руб. с человека. Причём окончить их обязаны все: водители, кассиры, заправщики.

6 Контроль

Качество работы АЗС контролирует множество проверяющих организаций. Вы должны быть к этому всегда готовы. Например, представители нефтеинспекции часто совсем неожиданно навещают АЗС.

Также есть и другие проверяющие: торгинспекция, налоговая служба, пожарники.

7 Нормы продаж

В провинции обычно АЗС продаёт в среднем 3-5 куб. м бензина в день. Однако эти показатели можно увеличить. Сегодня, когда о дефиците бензина говорить не приходится, в борьбу за клиента вступает именно качество. Например, опыт смоленского филиала ЛУКОЙЛа показал, что можно продавать 10–15 куб. м бензина в день и даже выше.

Оборот и доходность АЗС также во многом зависят от месторасположения станции. Если вы работаете на условиях франчайзинга, то здесь немаловажную роль играет и компания, под флагом которой продается топливо. Большое значение имеет качество дорог, на которых стоит АЗС. Если вокруг АЗС сплошные ямы да кочки, вряд ли туда поедут за бензином.

Чтобы привлечь клиентов владельцы АЗС начинают строить заправки–комплексы, где можно и бензин купить, и машину помыть и отремонтировать, заодно поесть и даже переночевать. Первопроходцы в этом деле стали автозаправочные станции Бритиш Петролеум. Рядом с некоторыми их заправками стоят рестораны McDonald"s.

Теперь так стремятся делать практически все.

По материалам журнала "Директор-инфо"

Автопаркам, имеющим большое количество подвижного состава, ежедневно приходится решать проблему, каким топливом, где заправлять технику и как при этом сэкономить. Централизованная заправка на обычных АЗС, пусть даже и по топливным картам, невыгодна: сговоры, хищения и недоливы в данном случае в порядке вещей. Это понимают все, тем не менее большинство крупных автохозяйств считают договор с топливными сетями решением оптимальным. «Много нестыковок получается. Например, уехал автопоезд из Центральной России в отдаленный регион, и даже на брендированных заправках по картам мы наблюдаем стабильный недолив, - рассказывает Кирилл Водин, заместитель генерального директора ООО «Транспортная компания «Веста». - В итоге нам даже пришлось из-за этого сменить топливную компанию, плюс организовать собственную АЗС на территории автопарка».

Можно ли организовать топливораздачу непосредственно на территории предприятия? До недавнего времени этот путь был весьма сложным. Для того чтобы построить собственную АЗС на территории автопарка и владеть этим объектом на законных основаниях, требовалось пройти множество инстанций, получить не один десяток страниц разрешительной документации. Позволить такое себе могли только крупные автокомбинаты.

Все изменилось в 2012 году, когда автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС. «В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой: если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 года», - рассказывает Юрий Колесников, генеральный директор объединения «Пензаспецавтомаш» (торговая марка Benza).

КОНТЕЙНЕРНЫЕ И МОДУЛЬНЫЕ АЗС

Сегодня на российском рынке множество изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковы. К ним относят контейнерные и мобильные АЗС, топливные и топливозаправочные модули. Модульная АЗС - это станция, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуара и разнесением топливораздаточной колонки (ТРК) и контейнера для хранения топлива. Контейнерная АЗС (КАЗС) отличается от модульной только тем, что ТРК размещена в контейнере для хранения топлива.

На самом деле, с точки зрения соответствия НПБ 111-98 абсолютно неважно как изделия называются, главное чтобы они были выполнены как единое изделие. «Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому, - говорит Юрий Колесников. - Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть - зашиваться в контейнер или оставаться с открытым резервуаром, нормы это не регламентируют».

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если автопредприятие устанавливает КАЗС для собственных нужд на своей территории и установка не требует капитального строительства, собственник не должен получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС. Во-первых, нужно выдержать расстояние до различных категорий объектов и подготовить площадку с зоной въезда и выезда и установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта. Во-вторых, требуется изготовить основание для АЗС в виде дорожной плиты определенных размеров и установить его. Наконец, в-третьих, назначить ответственных за выполнение противопожарных мероприятий.

Основные требования для размещения контейнерной заправки: 25 метров удаления от зданий и сооружений и чтобы под оборудованием не проходил водопровод

Кроме этого, нужно и выполнение специальных технических требований. Например, на КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа. Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в контейнер, необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС.

Собственную традиционную АЗС может позволить себе разве что ГУП МО «Мострансавто»

Из других специфических требований к технологическому оборудованию модульных и контейнерных АЗС отметим необходимость выполнения резервуаров для хранения топлива двустенными. При этом общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 - вне населенных пунктов.

Очень важный момент - это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация Таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Кроме этого, нужны экологический и санитарный сертификаты. В случае если КАЗС устанавливается на опасном производственном объекте, могут потребоваться и иные разрешительные документы.

По документам и сертификатам это должна быть именно станция для раздачи, заправки топливом - единое изделие, а не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, отмечают эксперты. Иначе такого рода проект будет классифицироваться как склад горючего или как традиционная АЗС. Тогда предприятие обязано поставить эти объекты на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасное производство. Не решают вопрос законной эксплуатации заправки и так называемые мини-АЗС с одностенным резервуаром и одной ТРК. Их можно использовать только как мобильный передвижной резервуар, там, где необходимо заправлять технику, часто меняя место установки АЗС. Например, при сельскохозяйственных или дорожных работах.

Автоматическая раздача топлива водителям по смарт-картам возможна как опция

БЕЗ ОПЕРАТОРА

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт-картам или чип-ключам. «Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать в офис, - комментирует Светлана Быкова, начальник автоколонны ООО «Транспортная компания «Веста». - Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС».

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Электронасос со счетчиком учета в закрытом корпусе удобен для заправки техники в полевых условиях

Если говорить о полной автоматизации снабжения транспортных предприятий топливом, то следует упомянуть проект, который разработала компания «Волгаресурс». Схема включает в себя установку на предприятие автоматической мобильной топливозаправочной станции (АМТЗС), доставку топлива транспортом поставщика, проверку качества топлива на всех этапах в аккредитованной лаборатории, обслуживание единым центром управления, прозрачное ценообразование. Водителям, которые самостоятельно заправляют свои грузовики, выдаются топливные карты. Они могут быть как общими - обезличенными, так и именными. Примечательно, что топливные карты могут быть лимитированы по количеству отпускаемого горючего. Лимит устанавливает либо компания, предоставляющая услуги по заправке машин, либо непосредственно заказчик услуги - автоперевозчик. Доступа к горючему, кроме как через лимитированную топливную карту, нет. При этом АМТЗС может быть дополнительно оснащена терминалом, который выдает чек, прикрепляемый к путевому листу. Поскольку вся система полностью автоматизирована, то руководитель транспортной организации или ответственный человек из финансовой группы каждый день получает детализированный отчет о движении топлива в строго определенной форме. В сводке содержится информация о том, какая машина была заправлена, какое количество топлива было отпущено, в какое время была произведена заправка и так далее вплоть до фотографии водителя, который пользовался топливной картой. Данные из отчета бухгалтерия автопредприятия сверяет с внутренней документацией.

Основные требования для размещения АМТЗС: 25 метров удаления от зданий и сооружений, и чтобы под оборудованием не проходил водопровод. Основание должно быть выложено плитами, а для обеспечения безопасности должны присутствовать отбойники. Для подключения электрической мощности необходимо организовать подвод кабеля, рассчитанного на мощность не менее 10 кВт. Время нахождения автозаправочного модуля на территории заказчика регламентируется исключительно договором на аренду АМТЗС и покупку топлива. Стандартный срок изготовления и установки станции около 2,5 месяцев. Предварительно составив техническое задание, заказчик имеет возможность указать все необходимые ему опции. Например, при наличии смешанного парка техники поставщик может предложить емкости с разным количеством секций. По согласованию с заказчиком емкость может быть разбита на отсеки нужного объема. Например, в одном будет храниться дизельное топливо, в другом - бензин.

Может ли перевозчик заработать на автозаправочной станции, которая установлена на его территории? Да, такая возможность имеется. Например, недалеко друг от друга базируются две автоколонны. Если на территории одной из них имеется АМТЗС, то сосед может заправлять там свои машины по привлекательной цене, но при этом владелец АМТЗС будет иметь свою прибыль с реализации нефтепродуктов. При этом по невысокой цене топливом могут заправляться не только служебные автомобили, но и личные машины сотрудников, что сделает работодателя еще привлекательнее.

При такой схеме затраты перевозчика на установку оборудования близки к нулю, так как он приобретает услугу по заправке транспортных средств. При этом все операции по обслуживанию, ремонту оборудования, чистки емкости и так далее выполняет поставщик услуг. Вся ответственность за качество топлива также ложится на поставщика. Все, что платит транспортная компания, - это стоимость отпускаемого топлива. При этом расходы по оборудованию заложены в стоимость литра, и он дешевле, чем на сетевых АЗС. Единственный недостаток этого решения - долгосрочная привязка к одной топливной компании, а это устраивает не всех перевозчиков.

Открыть собственную заправку – экономически правильное решение для тех, кто хочет организовать прибыльный бизнес. Ведь на сегодняшний день этот рынок все еще активно перестраивается и есть возможность занять свою нишу, создав надежную компанию. Кроме того, количество автомобилей с каждым днем увеличивается, а автотранспорт нуждается в топливе. Значит, у вашего бизнеса есть все шансы стать прибыльным. Итак,как открыть АЗС? И сколько средств придется вложить в будущий бизнес?

Немного о бизнесе

Начнем с того, что АЗС является источником повышенной опасности и для открытия такого бизнеса потребуется много разрешительных документов. По финансам это, скорее всего, самый затратный бизнес, так как на первоначальном этапе потребуется не только арендовать (или купить) подходящий участок земли, но и построить АЗС, которая будет отвечать требованиям действующего законодательства (существуют определенные требования к размещению АЗС, проектированию подобных объектов, а также санитарно-гигиенические и природоохранные требования, которые нужно соблюдать). А это достаточно серьезные расходы. Кроме того, после завершения строительства придется получить разрешения уполномоченных органов на работу АЗС и организовать качественную охрану и безопасность станции.

Сколько стоит открыть заправку для автомобилей? И как долго будут оформляться документы? Вопросы весьма своевременные и очень важные. Оформление документов, которые нужны для открытия АЗС, занимает примерно 3-6 месяцев, сама стройка – столько же, а вложить придется около 12 миллионов рублей Точная сумма зависит от многих факторов).

А вот насколько быстро окупятся первоначальные инвестиции – вопрос. В среднем это занимает около пяти лет. Так что, вкладывая средства в АЗС, надо приготовиться к тому, что это долгосрочный проект. Правда, при грамотном ведении бизнеса вложения могут вернуться уже через три года.

Своя маленькая заправка или франчайзинг?

Сегодня можно открыть как собственную маленькую заправку (это будет автономный бизнес, только ваш), так и открыть фирму под эгидой какой-то известной марки, купив франшизу. При этом большинство специалистов сходятся во мнении, что организовывать бизнес на топливе проще под руководством надежного и опытного партнера, так что франчайзинг сегодня в топливном бизнесе – весьма распространенное явление. Кроме того, решив купить франшизу, вы получить сразу и всю нужную документацию, и бизнес разработки, и бренд, и уже готовый стиль оформления заправки (который, кстати, по условиям договора вам придется неукоснительно соблюдать). Представители головной компании помогут в решении организационных вопросов, да и по поводу качества топлива можно будет не волноваться. Это и понятно, ведь хозяева бренда берегут свое доброе имя, и не будут рисковать им, поставляя на одну из своих заправок некачественное топливо.

А вот если вы решите отправиться в «автономное плаванье» (открыть самостоятельный бизнес), то и о качестве своего продукта вам придется беспокоиться самостоятельно, и разрабатывать стиль своей заправки. А это значит, что придется выбирать поставщиков и нести полную ответственность за качество продаваемого топлива, которое может быть как хорошего, так и весьма низкого качества.

Не стоит забывать также и о том, что большинство автомобилистов предпочитают заправляться на АЗС крупных нефтяных компаний, так называемых «брендовых» заправках, чтобы заливать в бак гарантированно хороший бензин. А значит, наличие на вывеске известной марки может стать залогом прибыльности бизнеса.

Регистрация и организация бизнеса

Итак, вы решили открыть АЗС. Значит, нужно начинать действовать:

Сначала надо составить бизнес-план АЗС, найти подходящий участок для станции и заключить с хозяевами договор аренды.

Потом нужно пройти государственную регистрацию (можно , но лучше все же зарегистрировать юридическое лицо, например, что даст возможность выбрать систему налогообложения с НДС – большинство поставщиков предпочитают работать с теми заправками, где ).

  • Получить коды ОКВЭД.
  • Подготовить проект будущего заправочного комплекса и согласовать его в Роспотребнадзоре, а потом организовать строительство.
  • Разработать и согласовать ППК.
  • Заключить договор на дератизацию с соответствующей компанией, а также договор на вывоз ТБО.
  • Получить разрешение в экологической службе и СЭС.
  • Получить лицензию на хранение и реализацию топлива в Минэнерго.
  • Провести аттестацию рабочих мест.
  • Заключить договор на поставку топлива.

Участок для АЗС и строительство станции

Что касается подходящего участка для АЗС, то он должен находиться на дороге с высокой проходимостью или там, где наблюдается активное движение автотранспорта. При этом важно, чтобы там был удобный подъезд для автомобилей.

После того, как участок выбран, а аренда и документы на строительство оформлены, можно приступать непосредственно к самому строительству. Если вы выбрали франчайзинг, то вам помогут партнеры, а если вы открываете автономный бизнес, то лучше воспользоваться услугами специализированных компаний, которые занимаются строительством и введением в эксплуатацию АЗС. Там работают специалисты, которые знают все требования действующего законодательства. Они произведут весь комплекс строительных работ, введут объект в эксплуатацию и получат все нужные документы.

Все это по времени может занять от полугода до двенадцати месяцев, но зато выбудете уверены, что все сделано правильно.

Необходимое оборудование

По поводу необходимого на заправочной станции оборудования и его количества есть много разных мнений. Но минимальный набор должен включать:

Кроме того, стоит позаботиться о специальном программном обеспечении (и, соответственно, компьютере), которое может помочь автоматизировать процесс отпуска топлива. Используя такое ПО, вы будете в автоматическом режиме не только заправлять транспорт, но и принимать топливо из бензовоза и формировать суточные отчеты. Это важно, поскольку поможет практически полностью исключить из цепочки пресловутый «человеческий фактор».

Ну, и, конечно, нужно построить и оборудовать помещение для оператора АЗС, а также дополнительные постройки, где будут располагаться шиномонтаж, мастерская, мойка, магазин и прочее (это значит, что нужно укомплектовать все объекты нужной мебелью, оборудованием, инструментом).

Поставки топлива

Вы купили франшизу? Тогда вам не следует беспокоиться о поставках топлива и его качестве. Об этом позаботятся ваши партнеры. Но если вы ведете самостоятельный бизнес, то вам придется искать надежных поставщиков и организовывать поставки топлива самостоятельно. Лучший вариант – договор с нефтебазой или перерабатывающим предприятием. Там можно получить топливо по более низкой цене или договориться о скидках на оптовые заказы. Уровень цен можно узнать в интернете, а из нефтеперерабатывающих предприятий лучше выбирать более крупное и с хорошей репутацией. Так можно рассчитывать на более-менее хорошее качество топлива.

Сопутствующие услуги

Как открыть заправку? И как сделать бизнес прибыльным? На эти вопросы могут ответить те, кто уже открыл АЗС. Основной совет новичкам: не останавливаться только на продаже бензина, а предлагать также и дополнительные услуги, которые помогут повысить прибыль и привлечь клиентов. О чем идет речь? Например, о том, что на заправке можно открыть шиномонтаж или ремонтную мастерскую (особенно, если станция находится на трассе, в отдалении от штатных мастерских), магазин, где будут продаваться товары в дорогу, автомасла и автохимия, небольшое кафе. Иногда есть смысл даже открыть небольшую гостиницу, которая будет пользоваться спросом на федеральных трассах, где много транзитного транспорта, или автомойку.

Конечно, о дополнительных услугах стоит подумать еще на этапе планирования будущего бизнеса. Тогда реализовать все замыслы будет намного проще. И вот, что интересно, в процессе работы часто выясняется, что сама по себе АЗС служит для привлечения клиентов (люди все же заезжают заправляться), а основной доход дают именно дополнительные услуги. Так что не стоит пренебрегать такими важными составляющими бизнеса.

Безопасность

Безопасность на пожароопасном объекте – очень важный вопрос. Для начала нужно разработать всю противопожарную документацию, оборудовать помещения пожарной сигнализацией и тревожной кнопкой, а заправочную площадку – первичными средствами пожаротушения.

На территории заправки должен быть пожарный водоем или гидрант, ящики с песком и, конечно, огнетушители.

Нужно также позаботиться о и безопасности персонала (особенно это касается АЗС, которые расположены далеко от населенных пунктов): обеспечить оператора качественными средствами связи, установить тревожную кнопку и заключить договор на обслуживание с охранной фирмой, сотрудники которой будут выезжать на объект в случае срабатывания тревожной кнопки. Неплохо еще установить на объекте бронированные стекла и усиленные двери. Эти меры помогут избежать неприятностей в случае нападения на заправку криминальных элементов.

Персонал

Для нормальной работы АЗС потребуются:

  • технические специалисты, которые будут обеспечивать заправку транспорта, подкачку колес, и оказывать прочие ремонтные услуги;
  • менеджер-кассир (оператор АЗС, их должно быть несколько), который будет принимать деньги, отпускать ГСМ и контролировать порядок на станции;
  • продавец (если на станции есть магазин)
  • управляющий

Конечно, в зависимости от того, какие еще услуги вы планируете оказывать на вашей станции, потребуются и соответствующие сотрудники. Например, ремонтники или электрики, продавец магазина, буфетчица, оператор автомойки.

Как открыть газовую заправку

Процесс открытия газовой заправки ничем не отличается от открытия обычной АЗС. Но особое внимание следует уделить оборудованию для станции, которое должно быть не только современным и сертифицированным, но и проверенным специалистами МЧС, что подтвердит его безопасность. Кроме того, еще до начала строительства нужно оговорить с пожарной инспекцией все вопросы, которые связаны с планировкой станции, и согласовать выбор земельного участка с местной администрацией.

Важные моменты

Построив современную АЗС и став ее хозяином, важно не забывать, что она – объект повышенной опасности, который будет регулярно проверяться уполномоченными органами на соответствие требованиям существующего законодательства и нормативных документов. И эти органы будут регулярно осуществлять контроль за вашей деятельностью, а при обнаружении нарушений могут не только выписать штраф, но и приостановить лицензию. И вы не сможете работать, пока не устраните обнаруженные недостатки. Так что к соблюдению требований оборудования и эксплуатации пожароопасных и взрывоопасных объектов следует относиться очень внимательно.

Первоначальные инвестиции

Сколько стоит открыть АЗС? Этот вопрос задают практически все, кто хочет открыть свою станцию. Итак, что касается первоначальных инвестиций, то их размер зависит от многих факторов: региона, уровня заправки, необходимости дополнительных строений, технического оснащения бизнеса, дополнительных услуг, предоставляемых заправкой. Но в среднем расходы на начальном этапе составят:

Из расчетов видно, что вложения для открытия АЗС потребуются немалые. Но если заправка ежемесячно будет приносить не менее 1 000 000 рублей дохода, бизнес можно считать рентабельным.