Образовательная система гармония официальный. Школьный гид

Образовательная система гармония официальный. Школьный гид

САЙТЫ, ПОЛЕЗНЫЕ УЧИТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМ ПО УМК «ГАРМОНИЯ »

1. Все новинки издательства «Ассоциация XXI век»
Сайт издательства http://a21vek.ru/

2. Хочешь быть в курсе новых концепций в образовании, заходи на этот сайт

4. На этом сайте можно заказать учебники и методическую литературу по ценам издательства, не выходя из дома.

12. Истомина Н.Б., Горина О.П. (к учебникам Математика 2,3,4 класс в УМК «Гармония»)
Программная реализация: Проскуряков Н.Н. (e-mail: [email protected])

УЧЕБНИКИ

Обучение грамоте. Электронные образовательные ресурсы.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ведущих идей учебно-методического комплекта «Гармония»

для четырехлетней начальной школы

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого традиционного и развивающего обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются альтернативными. В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности. В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные ус­ловия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы:

способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

способы организации продуктивного общения, которое является необхо­димым условием формирования учебной деятельности;

способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Приложение___

к основной образовательной программе

начального общего образования

приказ № 395 от 07.06.2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5»

Рабочая программа

по учебному предмету «Музыка»

1-4 класс

УМК «Гармония»

учитель начальных классов

Азанова Гульнара Рафкатовна

Программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №5», авторской программы по музыке под редакцией М. С. Красильниковой «Музыка. К вершинам музыкального искусства»

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ, в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Познавательные

Учащиеся научатся:

Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

Осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

Использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

Опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

Основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

Активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

Использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

Воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

Планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотеку, видеотеку).

    Содержание учебного предмета

1 класс МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ. Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки. Музыка вокруг нас. Творчество композитора–исполнителя–слушателя. Три основы музыки.

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека. Разные способы исполнения и записи музыки.

Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности.

Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Танцевальная музыка Бетховена.

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Мелодия напевная и речитативная.

Музыкальный материал П. И. Чайковский. «Мелодия», «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Мазурка»,«Камаринская».П. И. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица».С. С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир».

С. С. Прокофьев. «Вальс» из Детской музыки». Разучивание песни П.И. Чайковского «Осень», анализ строения её мелодии.Русская народная песня «Во поле берёза стояла», кант «Радуйся, Росско земле!», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации. Мелодия для скрипки и фортепиано, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

«О чём говорит музыка?» Музыкальный портрет. Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.

Музыкальный материалЧайковский. «Мама», «Баба-яга», «Неаполитанская песенка», «Выходили красны девицы». Русская народная песня.

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля. Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие. Музыкальный материал

П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»

П.И. Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая

красавица».

«Как говорит музыка?» Речь музыкальная и разговорная. Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций. Интонация в речи музыкальной и разговорной . Интонация как носитель смысла в музыке. Переинтонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании. Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи.

Музыкальный материал М. И. Глинка. Интродукция из оперы «Иван Сусанин».Л. В. Бетховен. Главная тема первой части Пятой симфонии. «Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня. М. И. Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».С. С. Прокофьев. «Болтунья». Стихи Агнии Барто.

2 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ. Разнообразие музыкальных историй.

Балет как целостная музыкальная история.

Разнообразие музыкальных историй. Развитие в музыке преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных интонаций, тем, образов. А. П. Бородин. Спящая княжна (сказка) Развёртывание музыкальной истории в романсе. Основные принципы развития в музыке (повтор и контраст) Единство содержания и построения романса. Развёртывание музыкальной истории в былине. Музыкальные образы былины.Варьирование напева в былине. Характер музыкальной речи сказителя и её инструментальное сопровождение.

Музыкальный материал «А мы просо сеяли». Русская народная песня

Н. А. Римский-Корсаков. Финальная сцена из оперы Снегурочка» (фрагмент). Былина о Вольге и Микуле М. И. Глинка. Интродукция к опере Руслан и Людмила». Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Вторая

С. С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Пьесы для фортепиано С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление

Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Четвёртая часть. Финал. Функция четвёртой части (финала) в симфонии. Специфика развёртывания музыкальной истории в финале. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. Жанровая характеристика образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование. Подголосок.

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (IV-я часть). Жанровые основы образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование.

Музыкальный материал Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Третья часть Скерцо . Пиццикато струнных.

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Первое действие. В селе Домнине. Экспозиция образов русских людей: их отношение к Родине, к своему народу, его истории. Многоплановость образных характеристик русского народа. Музыкальный язык хоров крестьян, связь с русской народной песней. Типы хоров (мужской, женский, смешанный).

Музыкальный портрет Антониды. Особенности её музыкальной речи.

Распев. Двухчастное построение: каватина и рондо. Высокий женский голос сопрано. Сцена Сусанина с крестьянами и хор гребцов Музыкально-образная Характеристика Ивана Сусанина. Речитатив. Народно-жанровые истоки его музыкального языка. Низкий мужской голос бас. Интонационное родство музыкальной речи героев выразительность и изобразительность музыки хора дружинников (гребцов). Отражение сценического действия в развитии музыки хора.

Музыкальный материал.М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Характеристика первой части симфонии. Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода. Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как движущая сила развития музыкальной истории. Единство симфонического цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека.

Мир музыкальных историй

М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. В. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова.

3 класс

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки? Сущность родства контрастных тем-образов крупного музыкального произведения. Производный контраст. Виды

преобразований тем: переинтонирование, варьирование, обращение.

Соотношение мелодических линий контрастных тем-образов, выявление путей их развития История создания кантаты С. С. Прокофьева

«Александр Невский».

Характеристика образного строя каждой части симфонического цикла. Основные темы всех частей Пятой симфонии Л. В. Бетховена и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского в опоре на их графические конспекты, характерах и композиционных функциях главной, побочной и заключительной тем, их интонационных связях. Характеристика логики взаимодействия главной, связующей, побочной, заключительной тем, их конструктивное родство. Варианты развития главной темы в разработке.

Основные этапы развития музыкальной истории Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Сходство и отличие картин в музыке и изобразительном искусстве.

Музыкальный портрет героя произведения. Представление о композиционных функциях темы «Прогулки» в фортепианном цикле. Музыкальный образ гнома в опоре на представления об особенностях его движения и речи.

«Старый замок», образное содержание. Пьеса «Балет невылупившихся птенцов», особенности интерпретации пьесы. Пьеса «Два еврея, богатый и бедный», особенности музыкальной речи каждого героя, диалог с диалогами в оперной и симфонической музыке. Музыкальная пьеса «Лимож. Рынок»,

особенности её мелодии, ритма, динамики. Характер движения в пьесах «Лимож. Рынок» и «Избушка на курьих ножках». Пьеса Мусоргского «Богатырские ворота» характер музыки, её жанровые и интонационные особенности. Музыка Мусоргского в фортепианном и оркестровом

(М. Равель) звучании.

4 класс

МИР МУЗЫКИ МОЕГО НАРОДА . Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Особенности музыкального действия оперы-сказания и музыкальных характеристик её героев. Интонации их музыкальной речи по ролям. С цены народного гуляния, молитвы Февронии и Гришки, конструктивное

родство контрастных тем. Лейттемы оперы, варианты их звучания в разных эпизодах оперы.

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. Моделирование кругов образов симфонии из жизни русских богатырей и плана произведения. Образ второго героя, преобразование интонаций первого героя. Изменения в характерах тем по сравнению с экспозицией. Образный строй финала симфонии Бородина. Основные этапы развёртывания музыкальной истории симфонии в разных видах музыкальной деятельности. Вторая симфония и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. Сходные по характеру темы из Второй симфонии и романса «Спящая княжна»

А. П. Бородина.

П.И.Чайковский. Опера» Пиковая дама.

«Музыкальные характеристики героев оперы «Пиковая дама»

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Темы интродукции, примеры похожих тем из музыки П. Чайковского. Содержание оперы по её

названию, характеру, дуэт Лизы и Полины, романс Полины и

песню девушек. Характеристика по музыке обстановка бала, настроение гостей, жанровые признаки полонеза. Мелодия арии Елецкого, дуэт Прилепы и Миловзора. Построение оперы: её экспозиции, разработки,

репризы основные сюжетные линии оперы, отличие конфликтов в операх «Пиковая дама» П. Чайковского.

Музыкальный материал. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама». Картина 1 . В летнем саду.. Картина 2 . В комнате Лизы. Картина 3. Бал в доме знатного вельможи. Картина 4. В покоях Графини Картина 5 В казарме. Комната Германа. Картина 6. На набережной. Картина 7. В игорном доме

Народная музыка в произведениях русских композиторов. Образы природы в произведениях русских композиторов. Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов. Государственный гимн России. По страницам произведений русской музыкальной классики. Мир музыки моего народа.

    Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки

9 ч

О чём говорит музыка?

7 ч

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете

9 ч

Как говорит музыка?

8 ч

Итого

33ч

2 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

Введение в тему года

1 ч

Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история

9 ч

Симфония как целостная музыкальная история

7 ч

Опера как целостная музыкальная история

10 ч

Симфония как целостная музыкальная история (продолжение)

7 ч

Итого

34ч

3 класс

КАК УСТРОЕНО КРУПНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

Родство контрастных тем-образов в симфонической сюите и кантате

9 ч

Контраст и единство тем-образов в симфонии

8 ч

Контраст и единство образов в опере

10 ч

Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии

7 ч

Итого

34ч

4 класс

МИР МУЗЫКИ МОЕГО НАРОДА

Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

9 ч

Эпическая симфония. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина

8 ч

Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»

10 ч

Традиции музыкальной культуры моего народа

Итого

34ч

Приветствую вас, дорогие читатели моего блога. Рада вас снова видеть. Если вы открыли эту статью, — значит вам далеко небезразлично, какая будет преподноситься вашему ребёнку. Ведь учиться, пусть даже только и в первое время, придётся по ней и вам тоже, помогая малышу осваивать новые знания.

Сегодня хочу разузнать, что за образовательная программа Гармония для начальной школы, и поближе с ней познакомиться, если вы не против.

План урока:

В чём воплотили гармоничную программу?

Образовательная программа «Гармония» была идеей доктора педагогических наук профессора Натальи Истоминой, которая долгое время проработала в . Совсем неудивительно, что идея развивающего обучения является стержнем появившегося на просторах начального образования программного продукта.

Проект работает по утверждённому в 2009 году методическому комплекту, соответствующему требованиям и созданному на кафедре начального обучения педагогического университета М. Шолохова, для чего были привлечены практикующие педагоги, имеющие учёные степени:

  • кандидаты педагогических наук профессор М. Соловейчик и доцент Н. Кузьменко – авторы русского языка;
  • кандидат педагогических наук, доцент О. Кубасова разработала учебник литературы;
  • Н. Истомина – вдохновитель программы — является автором учебника по математике;
  • методика преподавания окружающего мира принадлежит кандидату педагогических наук, старшему преподавателю О. Поглазовой;
  • над учебником по труду работала доктор педагогических наук Н. Конышева.

Особенностями своего детища в сфере образовательных программ под названием «Гармония» авторский коллектив считает:

  • преодоление в процессе обучения разделения между традиционной и развивающейся системами, для чего они попытались объединить имеющие жизненный опыт положения с инновациями;
  • направленность процесса обучения на изменение школьного образования в сторону гуманизации.

Отвечая в своей концепции начального школьного образования на вопрос «Как учить детей?», главное внимание авторский коллектив решил уделить комфортности, с чем и связано такое название программы. Комфорт – это очень даже хорошо, только если в ногу со знаниями. А так ли, читаем дальше.

Изначально не вошли в список рекомендуемых для применения в образовательном процессе «Основы культуры народов России» Н. Ворожейкиной и английский «Милли» С. Азаровой, которые являются частью методического комплекта «Гармонии». Но это не самое главное, от чего сразу хочется истерически возмущаться. Всё впереди, следуйте за мной!

Может, для вас это уже и не секрет, но в январе 2016 года абсолютно все учебники комплекта «Гармония» Министерство образования исключило из перечня рекомендованных, оставив право образовательным учреждениям применять их ещё пять! лет. Так что, детей вполне могут чему-нибудь поучить за четыре года начальной школы по сомнительным, по мнению Минобразования, методикам. А вот над этим я бы, как мама, задумалась.

К чему стремиться, обучаясь гармонично?

  • научить детей пользоваться методами анализа, аналогии, синтеза, сравнения;
  • помочь применять школьниками при решении задач собственный опыт;
  • дать основы одновременного использования в работе нескольких моделей обучающего процесса со словами, графиками и схемами;
  • воспитать духовные ценности и нравственные приоритеты;
  • привить эстетический вкус;
  • отдать приоритет самостоятельной работы не только дома, но и на уроках.

«Опять сами», — скажете вы, и мне нечего вам возразить. Да, дорогие мои родители, программа «Гармония» предполагает не только самостоятельную работу, но и к моменту начала образования в школе наличие у первоклассника уже какого-то опыта, без которого гармонично, увы, не получится. Ваш ребёнок должен быть заранее подготовленным.

Цель «гармоничных» учебников – не передать готовые знания, их нужно добыть: самим или с учителем, познавая окружающий мир. Хорошо это или плохо – решать вам. Сможете ли вы помочь в запланированной самостоятельности, будем разбираться дальше. Ищем плюсы и минусы.

В «Гармонии» есть и мухи, и котлеты

Вообще всё новое, как говорят, — это хорошо забытое старое, и во многих случаях с этим нельзя не согласиться. Только вот когда это нажитое годами, пытаются с чем-то скрестить, привнеся свежую струю, результаты можно ожидать уникальные. А ещё если это первый «блин», то почти всегда «комом».

Так и программа «Гармония», основанная на пережитках школьного образования в советские времена, имеет свои плюсы и свои минусы.

  • В учебниках русского языка и математики авторы заложили, как им кажется, новый логический подход к выдаче материала: каждая последующая тема крепко завязана на предыдущей, обеспечивая так необходимое «повторенье – мать ученья». А что думают про это пользователи?

«…нет системы в учебниках. В 3-м классе по русскому языку изучается тема падежей существительных, которой уделяется совсем мало времени, так как подробно она будет рассматриваться только в 4-м. Как третьеклассникам определять падежи?»

«…задачи по математике начинают проходить только во 2-м классе, а контрольные начинаются уже на первом году обучения и требуют таких умений…»

«…геометрию начинают учить в 1-м классе и удачно её забывают к 4-му, так как она больше нигде не проскальзывает, зато нужную для решения задач и примеров таблицу умножения проходят только между 2-м и 3-м…»

«…окружающий мир скачет по всем темам: сначала немного про почву, затем тема из астрономии, потом изучаем анатомию, потом снова про почву, и так будете скакать по всем предметам все 4 года...»

  • В организации учебного процесса лежит идея добычи нужной информации, она не даётся в готовом виде. Причём, как убеждают авторы, дополнительные методические рекомендации для родителей дают возможность наверстать упущенное в домашних условиях. Но почему же это приводит к возмущениям родителей, желающих помочь своим ученикам:

«…если урок пропустил, самостоятельно не выучить, потому что в учебниках отсутствует описательные части, как и что делать...»

«… учебник русского языка без правил как таковых, либо они представлены мудрёным языком, запомнить их невозможно…»

  • Программа «Гармония» использует новые технологии преподавания, как предполагалось изначально, но родительские отзывы полны недопонимания, как такие новации могут научить грамоте и счёту:

«…введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем «йожик», «йаблаки» и «качаюца», ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»

«…по математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток…»

«…с трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы…»

  • Многие хвалят литературу, отмечая интересные задания, но для правильного восприятия некоторых произведений придётся потрудиться, чтобы их правильно понимать. Хотя это и есть задача программы – добывать самим информацию.

Кому нужна «Гармония»?

Школьная программа «Гармония» предназначена для детей с «IQ в норме», но:

  • имеющих развитое наглядное мышление;
  • обладающих навыками логики;
  • способных к быстрому старту;
  • свободно переключающихся с одной задачи на другую;
  • богатых словарным запасом и развитой памятью.

Если к моменту поступления в школу ваш ребёнок обладает такими характеристиками, то добро пожаловать в гармоничный мир, учиться в котором таким детям, скорее всего, будет интересно. Среди обучающихся по программе «Гармония» есть и те, которых не смущают ни «йожыки», ни их «ношки».

В этом случае вам остаётся лишь поддержать детскую инициативу и не быть «тормозящим фактором», время от времени читая специально написанные родителям в методичках весточки авторов с разъяснениями хитростей программы, помогающие избежать ошибок.

А давайте заглянем на открытый урок к третьеклассникам, которые как раз и идут по программе «Гармония». Смотрите видео.

На сегодня всё. Плюс ещё одна образовательная программа, разобранная по молекулам, в нашей копилке. Желаю вам успехов и гармоничного подхода к воспитанию детей.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Педагогика - это наука, с которой сталкиваются все, даже те, у кого нет сопутствующего образования. Не верите? Во-первых, первая встреча происходит в момент поступления в первый класс - в этой ситуации, к счастью, оказывается любой цивилизованный человек. Во-вторых, наступает момент, когда вам необходимо определиться с выбором школы для своего ребёнка. И вот тут ситуация поворачивается таким образом, что, хочешь не хочешь, а разобраться в существующих образовательных системах и программах придётся. Приблизимся к конкретике, а именно рассмотрим образовательную программу «Гармония» для начальной школы.

Суть образовательной программы для начальной школы

Чтобы понять, что представляет та или иная программа, необходимо хорошо ориентироваться в терминологическом поле.

Разберёмся с терминами

Для начала нужно определиться с различием понятий «образовательная система» и «педагогическая программа». На данный момент существует 2 системы: традиционная и развивающая. Такое положение вещей закреплено Приказом Министерства образования и науки РФ №93 от 21.10.2004. В рамках систем могут функционировать разные программы: закреплённые ФГОС или авторские, экспериментальные. Для традиционной системы официальными программами являются

  • «Школа России»;
  • «Начальная школа XXI века»;
  • «Школа 2100»;
  • «Гармония»;
  • «Перспективная начальная школа»;
  • «Перспектива»;
  • «Классическая начальная школа»;
  • «Планета знаний».

Выбор образовательной программы для ребёнка - это ответственный шаг родителей

Это интересно. Методика обучения в рамках программы «Гармония» была впервые опубликована в 2000 году. Автор этой работы - Наталья Борисовна Истомина - профессор кафедры методики начального образования Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова. Наталья Борисовна за создание учебно-методического комплекса по математике дл 1–4 классов, а также программу «Гармония» была удостоена звания лауреата премии РФ в области образования.

Включение образовательной программы «Гармония» в список официальных говорит о том, что она составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС и утверждена Минобрнауки РФ (в 2009 году).

Принципы «Гармонии»

  • объединение традиций с инновациями, то есть традиционной и развивающей систем образовательного процесса в начальной школе;
  • гуманизация обучения младших школьников, то есть процесс познания строится на принципах уважения к человеку вне зависимости от его возраста.

Если с первым принципом вопросов у заинтересовавшихся «Гармонией» не возникнет, то вот второй кажется слишком абстрактным. На самом деле, его суть сводится к тому, что субъекты учебного процесса (учитель, родители, администрация школы) должны создать условия для максимального комфорта ребёнка - объекта процесса образования. И эта задача не просто сопутствует другим, а поставлена во главу угла для обучения по программе «Гармония».

Задачи процесса образования по «Гармонии»


Как учителем оценивается работа детей?

Механизм оценки подразумевает ведение портфолио школьника, которое включает

  • все работы ребёнка, которые он выполнил в учебное и внеурочное время (самостоятельно дома или на факультативах);
  • диагностические результаты оценки учебной деятельности, проводимые в начале применения программы, в процессе работы, а также в конце (сюда относятся таблицы оценок, листы наблюдения за качеством обработки материала, данные работы психолога, социального педагога с конкретным учеником);
  • характеристики для составления представления о внеурочной и досуговой деятельности ребёнка (составляются учителем, социальным педагогом на основании данных, полученных от ребёнка и его родителей).

Портфолио составляются учителем, наполняются и педагогом, и родителями (например, блок досуговой деятельности может включать работы, сделанные дома или во внешкольной деятельности, а также самим учеником - в 3–4 классах дети могут сами раскладывать написанные работы в нужные блоки, например). Хранятся портфолио в кабинете учителя. Это может быть одна объёмная папка для каждого ученика на весь период обучения, а может быть 4 папки на каждый учебный год, объединённые в одну большую.

Такой способ оценивания является динамическим, то есть постоянно поддающийся коррекции, но при этом дающий представление не только об успехах или неудачах образовательного процесса, но и характеризующий уровень развития личности в целом.

«Гармония» - это учебно-методический комплекс (УМК), в который входит 12 учебников, которые были составлены разными авторами.

Программа оснащена необходимой для работы методической базой

  • Букварь;
  • Русский язык;
  • Математика;
  • Французский язык;
  • Литературное чтение;
  • Технология;
  • Окружающий мир;
  • Информатика и ИКТ;
  • Музыка;
  • Изобразительное искусство;
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • Физическая культура.

В комплект, кроме учебника, входят

  • программа с детальным описанием целей, задач по предмету;
  • тетради с печатной основой;
  • методические рекомендации к каждому курсу;
  • электронные материалы для учителя, учеников и родителей;
  • рекомендации по оценке результативности полученных знаний.

Фотогалерея фрагментов УМК «Гармония» с примерами формулировок заданий

Окружающий мир, 1 класс Технологии, 2 класс Окружающий мир, 4 класс Итоговая работа по математике, 1 класс

Преимущества

На уроках по программе «Гармони» теория изучается неотрывно от практики

Методика не теряет своей популярности среди педагогов, детей и родителей за счёт таких моментов, как

  • весь процесс образования строится на решении проблемных ситуаций (например, для определения значения синонимов в тексте на уроке чтения во 2 классе дети получают задание после прочтения текста сказки - «Почему автор использует слова «сказал», «поведал», «рассказал», а не только «сказал»?»);
  • всеобъемлющая методическая база с дополнительными материалами, помогающая в учёбе, подготовке к урокам и в работе родителей с детьми дома (как правило, те, кто осваивает программу «Гармония» используют интернет-ресурсы; к слову, есть даже решебники по предметам);
  • усвоение знаний происходит неразрывно с личностным развитием малыша (современные дети отлично знакомы с компьютером ещё до поступления в школу, так что занятия в компьютерном классе, задания с поиском информации в интернете - привычные виды работы, которые в традиционной методике часто игнорируются и не всегда из-за объективных причин отсутствия материально-технической базы);
  • проверенные приёмы для реализации индивидуального и дифференцированного подходов (проще говоря, если ребёнок хорошо поёт, то не стоит стыдить его за напевание песенки во время выполнения задания по математике, кроме этого, когда дети работают в группе, не нужно напрягать более слабого участника сложными «ролями», пусть лучше останется статистом, не будет активно участвовать в обсуждении, но зато он аккуратнее других запишет полученный результат на доске) - этот принцип активно используется и в других методиках («Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Перспектива» и др.);
  • помощь в выстраивании гармоничных отношений между одноклассниками, учеником и учителем за счёт методически грамотно построенного дидактического процесса (так или иначе, любая педагогическая программа ставит перед собой эту задачу, а вот её решение во многом зависит не только от содержания программы, но и от личности педагога, что важно вне зависимости от выбранной программы).

Недостатки программы

Как и в любой сфере образовательной деятельности, у «Гармонии» есть ряд недостатков:

  • желательна учебно-воспитательная подготовка ребёнка перед поступлением в класс (такие навыки, как работа в парах, решение простых математических заданий на сложение-вычитание в пределах 10, понимание различий между понятиями «звук»-«буква», помогут малышу в первые дни обучения по программе «Перспектива», а главное - ребёнок должен не бояться демонстрировать свои знания, иначе говоря, до поступления в «Гармонию» желательно посещение развивающих занятий);
  • расхождения между классическими приёмами традиционной системы образования и программой (так, например, на уроках математики дети начнут решать задачи лишь со второго класса, хотя выполнение контрольных и самостоятельных работ предполагается уже на первом году обучения, то есть малыши весь первый год решают примеры, что неблизко традиционным методикам, но вот понимание того, что есть контрольная/самостоятельная получают уже на первом году обучения - не такое уж и важное «опережение», по мнению многих методистов);
  • дополнительные задания «со звёздочкой», то есть повышенной трудности, не всегда рассматриваются на уроке, а ведь за счёт них и предполагается успешное развитие школьника - это существенный недостаток программы, по мнению методистов и родителей, которым волей-неволей приходится подключаться к выполнению подобных заданий дома (другими словами, малыш старается, решает, а учитель отмечает только сам факт «выпонил-не выполнил», так как «Гармония» на более подробную работу с такими заданиями не нацелена);
  • обилие теоретических заметок и недостаточное количество иллюстраций в учебниках делает УМК скучным - так считают некоторые родители (при этом такое оформление делает учебник универсальным для любого проявления методической смекалки педагога - он может придумывать свои сюжеты урока, подбирать актуальные для данного возраста иллюстрации и пр.), так что недостатком отсутствие яркости можно назвать лишь с позиции незнания той роли, которая отводится учителю в создании творческих уроков;
  • отсутствие последовательности в изложении некоторых материалов по предметам (например, по русскому);
  • возможные трудности у родителей, обучавшихся по классической программе, при оказании помощи в выполнении домашних заданий;
  • отсутствие преемственной программы в среднем звене (при этом сложность заключается не столько в содержательных моментах - тут как раз дети «тянут», сколько в способе рассуждений - решение проблемных заданий часто приходит в конфликт с привычным традиционным репродуктивным способом общения учителя-ученика - услышал - повторил, - то есть детям сложно приспособиться не к объёмам информации, а к способу её получения).

Промежуточные выводы: кому подходит «Гармония»?

Программа «Гармония» особенно подойдёт активному ребёнку, способному быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

Проанализировав плюсы и минусы обучения по этой методике, можно сделать следующие выводы о том, что «Гармония» подходит деткам, у которых

  • интеллектуальное развитие на момент поступления в первый класс в норме или выше нормы;
  • есть навыки построения логических связей;
  • способность включаться и переключаться с одного вида деятельности на другой развита на высоком уровне (в связи с этим «Гармония» полезна для гиперактивных ребят, но при этом у них должны быть определённые понятия о дисциплине, то есть менять вид деятельности не «когда захочу», а когда учитель даст команду);
  • хорошо развита память и богатый активный и пассивный словари (тогда у ребёнка не возникнет сложностей в формулировании аналитических связей между явлениями, определении классификации, составлении обобщений, например, при объяснении, что общего между рядом героев сказок или ответе на вопрос о наборе качеств настоящего героя).

Особенности применения программы на практике

  • Учёт внешней структуры урока (последовательности этапов занятия) и внутренней (стадий решения конкретной задачи в задании, взаимосвязи набора дидактических задач).
  • Начало изложения нового материала происходит после выполнения заданий поисковых и творческих заданий, которые эвристическим методом подведут малышей к новой информации.
  • На каждом уроке обязательна совместная работа учителя и ученика, работа в малых группах, парах.
  • Задания должны быть вариативными (это оговаривается в самой формулировке некоторых заданий в учебнике - и ребёнок сам видит и знает, что есть задания на разный уровень знаний, то есть ему есть к чему стремиться; в то время как в классической методике вариативность отдаётся на откуп педагогу).
  • Школьники должны сами выявлять связи между изученным и новым материалом.
  • Повторение пройденного может носить не только контрольный характер, но и обучающий (если речь идёт об освоении новой темы учебного занятия).

Нюансы применения «Гармонии» в первом классе

Первоклассники часто не могут (вернее, боятся) высказывать собственное мнение, от этого возникает «торможение» на уроке. В этой связи на первом году внедрения программы «Гармония» перед учителем встаёт две задачи:

Введение программы требует особо внимательного отношения к работе с родителями

  • раскрепостить своих подопечных, дать им возможность почувствовать радость от получения правильного решения, принятого самостоятельно;
  • научить родителей правильно помогать малышам.

Что касается последнего, то довольно часто родителям сложно вникнуть в систему работы по программе «Гармония» из-за того, что сами они учились по классической программе. В связи с этим многие мамы и папы высказывают свои отрицательные оценки в адрес «Гармонии», что, как вы понимаете, не добавляет энтузиазма детям. Вот почему автор программы все учебники для первого класса снабдила целым набором писем-обращений к родителям, дабы упредить самые распространённые ошибки в реализации программы. И учитель должен обязательно обращать внимание мам и пап на эти письма.

Схема составления конспекта урока

Занятие по программе «Гармония» строится по такому плану:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (при необходимости фиксирование затруднений в деятельности).
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение выхода из затруднения (обычно в форме фронтального опроса, анализа увиденного/написанного, разбора этапов работы над конкретным заданием).
  5. Физкультминутка для глаз.
  6. Физкультминутка.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
  8. Рефлексия.

Примеры конспектов уроков по программе «Гармония»

Прокопьева Наталья «Конспект урока чтения во 2 классе по программе «Гармония». Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» (фрагменты)

<…Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
- Какое слово получилось? Назовите тему урока «Слова, слова, слова…»
- Как вы понимаете название нашего урока? Чему будем учиться на уроке?
Наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.
2. Знакомство с произведением Г. Цыферова «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»
- Откройте учебник на странице 53. Прочитайте название произведения, имя и фамилию автора…>
<…3. Знакомство с текстом.
Чтение по цепочке.
4.Языковой анализ произведения
- Понравилась сказка? Чем?
- Ребята, вспомните, чему будем учиться на уроке? (повторить цель урока) Проведём небольшое исследование. У каждого на столе карточка № 1 с вопросами. Поработайте с ней, а потом обсудим результаты, которые у вас получились.
- Найди в тексте выделенные слова.
- Каким одним словом можно их заменить?
- А как лучше - как у автора или чтобы везде было слово «сказал»? Почему?
Итак, выделенные слова помогли точно представить картину, которую хотел передать нам Геннадий Михайлович Цыферов.
5. Игра «Где, чей домик»
- А вам понравились сказки про домики? Помните, что хотели домики? Хотите в них поиграть?
(Учитель говорит за автора, ребята в костюмах проговаривают слова героев)
6. Творческое задание
- А вы когда-нибудь придумывали сказки? Кто расскажет свою? (1–2 чел.)
- Остальные тоже могут попробовать себя в роли сказочника и сочинить свою сказку.
7. Физминутка
Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день крутил:
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать:
Поднимать и опускать
Вверх, вниз, вверх, вниз!
Повернулся влево, вправо:
-Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошёл -
Червячка себе нашёл!…>

Мы видим, что работа над темой идёт от постановки проблемы - дети сами раскрывают суть темы (такой приём в традиционной методике используется только в среднем и старшем звене), то есть до-текстовый этап. После прочтения дети не просто отвечают на вопросы к тексту, а анализируют языковой уровень произведения (поиск слов-обобщений). На этапе закрепления изученного учитель предлагает обобщить знания по ВСЕМ изученным сказкам, а не по одной конкретной, что, безусловно, даёт более широкое представление о морально-нравственных ценностях, чем если бы ребята делали выводы только по «Цыплёнку». Такая система работы над темой позволяет дать задание придумать собственную сказку, и не сомневаться, что опыта малышам хватит, ведь на уроке изучения нового материала им удалось повторить и обобщить уже изученное, проанализировать имеющиеся знания.

Быкова Светлана «Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Гармония». Тема «Правописание удвоенных согласных в корне слова» (фрагменты)

<…VII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
(тетрадь с. 62 № 462)
- Прочитайте слова. Выпишите только те слова, которые относятся к непроверяемым орфограммам.
- Буквы в каком научном слове объяснишь его происхождением? (словарь - слово)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Как вы думаете, так ли важно правильно писать слова с удвоенной согласной?
-Что изменится, если мы напишем не 2 буквы, а одну?..>

<…Запишите эти предложения в тетрадь и объясните свой выбор.
- Вы любите читать книги? Давайте посмотрим хорошо ли вы знаете героев любимых произведений.
- Запишите имена литературных героев.
-Знаете? как пишутся эти имена?
-Что общего в именах героев? (удвоенная согласная)
-Проверьте, правильно ли вы написали имена героев.
-Ребята, а кто бы хотел прочитать эти произведения?
-Куда можно обратиться? (в библиотеку)
IX. Рефлексия.
- Какую звёздочку знаний открыли сегодня на уроке?
-Можно ли в новых словах писать 1 букву?
- К каким орфограммам относятся эти слова?(к непроверяемым орфограммам)
- Продолжите фразы, предложенные Незнайкой:
-Я знаю…..
-Я запомнил….
-Я смог….
Задание на дом: тетрадь для ср с. 56 №57
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Покажите в тетради на линейке достижений…>

При формулировании темы учитель прибегает к постановке проблемной ситуации, а не просто пишет тему урока на доске. Более того, эта ситуация развивается из своеобразного опыта, который педагог предлагает детям (если мы будем писать одну букву вместо двух, что получится?). Следующий уровень урока - проведение опыта: дети пишут имена литературных героев, выясняют, где удвоенная буква. Учитель же не проверяет правильность написания, а предлагает это сделать самим ребятам (такой подход на уроке изложения нового материала традиционно не применяется!). При этом на этапе рефлексии дети не только делают выводы по теме урока, но и оценивают свою деятельность. Такая «объёмная» рефлексия из существующих программ присуща только «Гармонии». То есть дети учатся оценивать свою работу с разных позиций: и объективной, и субъективной.

Коломацкая Ольга «Конспект урока математики в 4 классе по программе «Гармония». Тема «Объём фигуры» (фрагмент)

Орг. момент
Сегодня мы откроем тайну –
Секрет математических чудес необычайных
Орешек знанья твёрд, но все же
Мы начинаем наш урок
И я хочу, чтобы каждый из вас
В конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил.
И знания новые открыл,
И то, что мне пришлось узнать, могу теперь я применять»
2.Актуализация знаний
Прочитайте выражения и найдите их значения
И (10 + 8) ·10
Н 900 –(3 ·100)
В 60 · 10: 6
И (700:100) · 10
Л (30:3) · 5
Е 100 - 800:10
Ы 7 · 8 · 10
Ч (200 +800) :10
Проверьте свои результаты. Расположите значение выражений в порядке убывания и расшифруйте слово.
Расшифруйте слово: ВЕЛИЧИНА
Что мы называем величиной? Величина - это то, что мы можно измерить и результат измерения выразить числом.
Всё, что можно измерить и исчислить (мат. физ.) (Словарь Ушакова.)
Какие способы измерения величин вы знаете (на глаз, с помощью измерения)
Что надо знать, чтобы измерить величину?
Назовите величины, которые вы знаете и их единицы измерения…>

Работа на уроке математике в этом примере ведётся в виде решения головоломки. Обычно такие задания используются в традиционной методике на уроках закрепления материала, обобщения. В данном фрагменте дети ищут значения выражений, чтобы найти ключевое слово для определения темы урока - структура гораздо более сложная, чем просто найти решение. Затем учитель реализует принцип наглядности: ребята находят значение полученного слова в словаре, то есть на математике учатся работать в том числе и с толковым словарём. И для подведения учеников к собственно теме урока (объём фигуры), педагог обращается к опыту детей вопросом о способах измерения и приборах для получения этих величин.

Рассмотренные фрагменты позволяют сделать такие выводы:

  • урок по «Гармонии» взывает не только к теоретическому, но и к практическому опыту детей;
  • занятие начинается с постановки проблемного вопроса, что позволяет ученикам сразу «включиться» в тему, а значит, меньше отвлекаться и баловаться;
  • активно используются межпредметные связи, более того, дети получают информацию из разных сфер деятельности в рамках даже одного этапа урока;
  • каждый урок завершается многоуровневой рефлексией, дети анализируют не только своё эмоциональное впечатление от урока, но и дают оценку ценности полученных знаний.

Видео. Урок математики. 1 класс. УМК «Гармония». Тема: «Число и цифра 3»

О программе «Гармония» Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно- методического поиска путей совершенствования начального образования. Научный руководитель - Наталья Борисовна Истомина, доктор педагогических наук, профессор.



Учебно-методический комплект " Гармония" Создан в 2000 г. для 4-летней начальной школы. Все учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.




Русский язык. Коммуникативный подход к изучению языка - совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Обеспечивает базу для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.




Литературное чтение. Литературное чтение – в лучших традициях нашей литературы. Отобраны произведения духовно- нравственного содержания. Формирует мировоззрение детей. Развивает творческие способности (инсценирование, подбор рифм, сравнений, творческие пересказы). Развивает эмоциональную сферу.