Крещенские купания. Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь

Крещенские купания. Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь

MENSBY

4.6

Самые распространенные вопросы о купании на Крещение и рекомендации МЧС. Когда купаться на Крещение? Обязательно ли купаться на Крещение? Откуда пошла традиция купаться в холодной проруби на Крещение? Что нужно знать о Крещении Господнем? Как легко перенести купание в проруби?

Купаться можно только в местах специально оборудованных для крещенских купаний и проведения обрядов, которое должно быть ограждено.

Несмотря на благоприятный эмоциональный настрой к погружению в прорубь необходимо подойти продуманно и осторожно. Ведь купание в ледяной воде без специальной подготовки и закаливания может вызвать осложнения. При повышенном артериальном давлении возрастает риск спазма сосудов, и даже микроинсульта, а если давление низкое – судороги и опасность потери сознания в воде.

Перед погружением в воду не нужно пить спиртного, алкоголь только поможет быстрому переохлаждению и даст лишнюю нагрузку на сердце.

Охлаждайтесь постепенно: сначала снимите верхнюю одежду, через несколько минут - обувь, затем разденьтесь по пояс, и только потом заходите в воду.

Перед купанием разотрите тело любым жирным кремом или оливковым маслом.

Находитесь в воде не дольше двух минут.

После – разотритесь махровым полотенцем и поспешите в теплое помещение, где можно выпить горячего чаю.

Купание в купели до освящения её представителем Русской Православной Церкви;

Купание без представителей служб спасения и медицинских работников;

Купание детей без присмотра родителей или взрослых;

Нырять в воду с разбега;

Загрязнять и засорять купель;

Приводить с собой собак и других животных;

Оставлять на льду, в гардеробах и раздевальнях бумагу, стекло и другой мусор;

Подавать крики ложной тревоги;

Подъезжать к купели на автотранспорте;

Напоминаем жителям о том, что в период крещенских купаний необходимо соблюдать осторожность при выходе на лед, опасно выходить к проруби толпой, лед может иметь разную толщину и находиться на нем нужно с особой осторожностью.

При первых признаках разрушения ледяного покрова необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться панике, быстро, но осторожно лечь на лед и отползти на безопасное место.

Если же вы все-таки оказались в воде, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки, не стоит подтягиваться за кромку льда. - держась за нее руками, надо осторожно вынести на лед сначала одну ногу, потом вторую, а затем медленно отползти или откатиться в сторону от опасного места.

Помогая провалившемуся под лед, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, другие подручные предметы, аккуратно, стараясь не провалить лед в том месте, где вы находитесь.

Неукоснительное соблюдение правил безопасности позволит обойтись без жертв.

Также отметим, что во избежание чрезвычайных ситуаций организаторам прорубей даются рекомендации для оборудования мест крещенских купаний, а именно:

Прорубь вырубается на льду на расстоянии не более 20-25 метров от берега;

Глубина не должна превышать 1,5 метров;

Прорубь внутри должна ограждаться сеткой рабица;

На грунте должны устанавливаться трап и две деревянные лестницы с двух противоположных сторон для входа и выхода людей из проруби;

Что же происходит с организмом человека при соприкосновения с холодной водой? Например, при зимнем купании в проруби?

Многие медики говорят, что:

1. Погружаясь в ледяную воду с головой, вода мгновенно пробуждает центральную нервную часть головного мозга, а мозг исцеляет организм.

2. Кратковременное воздействие низких и сверхнизких температур воспринимается организмом как положительный стресс: снимает воспаление, боль, отек, спазм.

3. Наше тело окутывает воздух, теплопроводность которого в 28 раз меньше теплопроводности воды. В этом и состоит фокус закаливания холодной водой. А во время короткой пробежки по снегу (например, до проруби и обратно) охлаждается только 10% поверхности тела.

4. Холодная вода высвобождает глубинные силы организма, температура тела после соприкосновения с ней достигает 40º, при которой гибнут вирусы, микробы и больные клетки.

Однако не забывайте и о противопоказаниях к купанию в проруби:

Зимнее плавание противопоказано людям при следующих острых и хронических (в стадии обострения) заболеваниях:

Воспалительные заболевания носоглотки, придаточных полостей носа, отиты;

Сердечно-сосудистой системы (врожденные и приобретенные пороки клапанов сердца, ишемическая болезнь сердца с приступами стенокардии; перенесенный инфаркт миокарда, коронаро-кардиосклероз, гипертоническая болезнь II и III стадий);

Центральной нервной системы (эпилепсия, последствия тяжелых травм черепа; склероз сосудов головного мозга в выраженной стадии, сирингомиелия; энцефалит, арахноидит);

Периферической нервной системы (невриты, полиневриты);

Эндокринной системы (сахарный диабет, тиреотоксикоз);

Органов зрения (глаукома, конъюнктивит);

Органов дыхания (туберкулез легких - активный и в стадии осложнений, воспаление легких, бронхиальной астме, экземе).

Мочеполовой системы (нефрит, цистит, воспаление придатков, воспаление предстательной железы);

Желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, энтероколит, холецистит, гепатит);

Кожно-венерические заболевания.

И напоследок отметим, что для купания в проруби нужно свято верить, что это очистит тело и душу.

Патриарх Кирилл: В этот праздник нам дано чувственно воспринять то, чем на самом деле явилось Богоявление.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

Крещение- Купание на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Окунаться ли на Крещение? Как это нужно делать? На все эти вопросы Вам ответят священники в статье, подготовленной Правмиром.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

На Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощеного воскресения.

Вы прочитали статью Окунаться ли на Крещение? Как надо окунаться?

Совсем скоро, уже 19 января, православные христиане будут отмечать один из главных церковных праздников - Крещение Господне. В умах простых людей, даже далёких от веры в бога, это торжество ассоциируется с омовением в купелях, которые как правило прорубаются в открытых водоёмах. Только вот обязательно ли соблюдение данного ритуала? С этим вопросом корреспондент портала сайт обратился к настоятелю хабаровского Спасо-Преображенского собора протоиерею Георгию Сивкову.

Купание в проруби на Крещение не обязательный ритуал

- Расскажите о традициях празднования Крещения Господня. С чего всё началось?

- Традиция пошла ещё с первых веков Христианства. Отмечали молитвенным общением с господом. Первоначально Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день, хотя разница между этими событиями равно 30 годам. Позднее их разделили, а временной промежуток между нами назвали святками. Каждый из этих праздников предварялся и предваряется сейчас однодневным постом - сочельником. Нужен он для того, чтобы благоговейно подготовить себя к встрече этих событий из жизни господа нашего Иисуса Христа.

Вообще, любой церковный праздник основывается на каких-то отдельных примерах из жизни господа, божией матери или святых угодников. Всё это связано со спасением человека. Крещение Господне для нас вспоминается тем, что Иисус Христос показал нам пример принятия этого таинства. Он не нуждался в омытии грехов, так как сам был безгрешен, но сделал это из послушания закону и правилам божьим. Своим естеством господь освятил воду и теперь его последователи имеют возможность прикоснуться к нему.

Если человек не верит в бога, но при этом принимает участие в крещенском омовении, то почувствует ли он какие-либо изменения в себе?

Если принимать воду или креститься в иордани без веры в господа, то никакого очищения человек в духовном плане не почувствует. Если же есть вера, то вместе с водой он принимает благодать божью. Для христианина это может стать новой отправной точкой, ведь за спиной он оставляет всё, что было ранее. Крещенская вода соединена с божьей благодатью, но повторюсь, принимается она только тогда, когда человек верит.

Скажите, обязательно ли на Крещение Господне окунаться в холодную иордань, оборудованную на реке или каком-то другом водоёме?

Нет, это просто народная традиция, которая вошла в нашу жизнь. В церковных правилах нет никаких постановлений о купаниях в праздник Крещения Господне. Ко всему нужно подходить в определённой разумной степени. Но церковь идёт навстречу желаниям людей, но при этом объясняя, какие необходимы рамки для соблюдения благоговения к святой воде.

Церковь против, чтобы освящались какие-либо открытые бассейны. Такие запросы регулярно приходят. Мы объясняем, что при совершении таинства не должно происходить никаких развлечений или массовых купаний. Нужно с почтением относиться к празднику.

- Есть ли человеческие действия в этот праздник, которые церковь не поощряет?

Не допускается подходить к таинству Крещения в нетрезвом виде. Порицается также купание только ради того, чтобы похвастаться перед знакомыми или друзьями. У нас же зачастую первое, что люди делают после окунания - фотографии в социальные сети выкладывают. Это уже тщеславие какое-то.

- Как правильно подойти к омовению?

Нужно настроиться, что вы делаете импровизированную жертву богу, совершение маленького подвига. Важны благие мысли. Вот в таком настроении и важно заходить в воду. Желательно избежать купания в плавках или купальниках - желательно надеть на себя специальную длинную крестильную рубашку. Их используют при омовениях в святых источниках, например.

Перед тем как войти в воду нужно перекреститься один или три раза, прочитать молитву. Более сведущие люди могут пропеть тропарь к Крещению Господню. Но всё это личное желание. На самом деле никаких строгих правил не существует - только традиции.

- В народе твёрдо устоялось мнение, что купание в праздник Крещения Господне очищает от грехов. Так ли это?

Нет, это не так. Есть таинства покаяния и исповеди, к которым христианин при желании и исправлении своей жизни должен прибегнуть. Человек в присутствии священника просит у бога прощения, а тот читает над ним разрешительную молитву. Так и получают прощение грехов. Конечно, мы лично должны обращаться к богу. Но чтобы зайти воду и тебе сразу сняли все грехи, то такого нет. Без покаяния это невозможно.

- Если человек хочет совершить омовение, но прорубь на реке не для него, то где ещё это можно сделать?

В некоторых храмах есть свои закрытые купели. Например, в Спасо-Преображенском соборе к ней будет свободный доступ в праздник. Чаще всего приходят люди с детьми или те, кому по состоянию здоровья не подходит купание в открытой холодной воде.

- Сами священнослужители обязательно окунаются в открытую иордань в праздник?

Ну, если говорить обо мне, то последние года три я этого не делал, но до этого было. А вообще, многие священники вообще ни окунаются и не окунались. Вообще, спрашивать об этом у нас не принято - это личное дело каждого.

- Можно ли окунаться в иордань до того, как её официально освятили?

- Ну, всё-таки главное, - это богослужение. Это таинство исповеди и причастия, а купель лишь дополнение. А так просто приезжать и купаться…ну пусть купаются. Но к празднику Крещения Господне это вряд ли будет относиться. Надо всё-таки думать, что церковь, это не только массовое купание и освящение яиц на Пасху - это всё вторично. Если на этом останавливаться, то к богу никогда не приблизиться.

В день Крещения многие люди набирают воду в открытых водоёмах и порой даже употребляют её. Вы как-то предостерегаете своих прихожан от подобных действий?

Вообще, пить такую воду мы очень не рекомендуем. Эта жидкость подходит максимум для окропления чего-либо. Открытые водоёмы у нас сейчас достаточно грязные. Питьевую воду можно за пожертвование взять в храмах. Например, в этом году мы будем завозить жидкость из артезианской скважины, освящать её и бутилировать.

- Если можно озвучить, то из чего складывается размер пожертвований за воду, которую вы разливаете в храме?

На самом деле, мы закладываем в размер пожертвований ровно столько, чтобы окупить затраты - о прибыли речи идти не может. Доставка воды и бутылки, в которые мы её разливаем, обходятся не дёшево. Если вообще людей интересует, то хочется сказать, что мы на полном самообеспечении - никаких дотаций от государства не получаем.

Живём мы только на пожертвования. Если их не будет, то и церкви не будет. Для примера, в одном только нашем кафедральном соборе зимой в месяц мы отдаём за теплоснабжение больше 200 тысяч рублей. За электричество тоже выходит внушительная сумма - и 50 и 60 тысяч рублей бывает. Кроме того, в храме люди работают -все, кто его обслуживает должны зарплату получать.

Согласно евангельской притче, Иоанн Предтеча крестил Иисуса в реке Иордан. (Сегодня её воды разделяют два государства на Ближнем Востоке - Израиль и Иорданию.) Так родился один из самых почитаемых христианских праздников - Крещение Господне, а вместе с ним и обряд - омовение, по примеру сына божьего, в водах священной реки. Правда, добираться до самого Иордана жителям России, особенно отдалённых её уголков, совсем несподручно. Гораздо удобней оборудовать крещенские купальни в близлежащих водоёмах, тем более что традиция массовых купаний бытовала на Руси ещё с языческих времён - считалось, что вода смывает с души и тела человека все грехи и недуги.

Разница есть

Таким образом, обряд на нашей земле успешно прижился, но с одной оговоркой - если в Иордане 19 января температура воды может подняться до +12 - +14 ºС, то, к примеру, в Иртыше, покрывающемся зимой метровым слоем льда, она колеблется от 0 до +3 ºС. Кстати, если верить синоптикам, в районе ближневосточной реки в этом году на Крещение столбики термометров не опустятся ниже +10 ºС, а вот омичей ждут экстремальные 30-градсуные морозы. В связи с этим напрашивается вопрос: насколько целесообразно и, самое главное, безопасно подвергать свой организм такому испытанию, как купание в ледяной воде?

Освящение воды в иордани. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Чтобы узнать, собираются ли омичи нырять в этом году в прорубь, мы провели небольшое исследование. Четверо из 30 опрошенных нами жителей областного центра планируют окунуться в иордань, несмотря на сильные холода.

«Купаться поедем всей семьёй, мы каждый год это делаем, привыкли уже. А морозы, что морозы? Мы сибиряки, нам морозы не страшны!», - смеётся 53-летний бизнесмен Александр Степанов.

«Думаем с другом поехать искупаться. Традиция всё-таки. В прошлом году ездили, но было теплее. В этом боимся совсем замёрзнуть», - поделился 28-летний автомеханик Михаил Гренч.

В проруби нельзя находиться более одной минуты. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Но всё же среди опрошенных нами омичей оказалось больше тех, кого не прельщала идея искупаться в ледяной воде при 30-градусном холоде, даже во имя древней традиции.

«От самой мысли раздеться на морозе у меня уже мурашки бегут, а как подумаю какой в воде холод… Нет, такое не по мне», - сказала Мария Антонюк, 34-летняя учительница.

«Семья у нас верующая, в церкви бываем, стоим с дочками праздничные службы, но купаться - нет, боимся. Зато папа наш, Андрей, каждый год окунается, мы - рядом, поддерживаем», - говорит Анастасия Сороковникова, 49 - летняя домохозяйка.

С каждым годом крещенские купания становятся всё более популярными среди омичей. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

Опрос показал, что далеко не каждый омич, даже если он считает себя верующим христианином, готов поддержать эту суровую традицию. Тем не менее, согласно статистике, ежегодно около 10 тысяч жителей нашего региона купаются в местных водоёмах на Крещение. В этом году для совершения праздничных обрядов в Омской области подготовлено более 40 иорданей.

Приезжают за адреналином

На каждом из таких мест купания традиционно можно наблюдать испытывающих своё здоровье стариков, а также родителей, окунающих в прорубь своих малолетних детей. Правильно ли это, ведь переохлаждение ничего хорошего не сулит слабому организму пожилого человека или ребёнка? Этот вопрос мы задали представителям Церкви.

Среди окунающихся в прорубь немало детей и пожилых. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

«К празднику погружение в ледяную воду не имеет никакого отношения и не является обязательным ритуалом, говорит протоиерей Николай Лукий, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Омске. - Этой традиции раньше не было, она появилась где-то после советского времени. Если речь о том, что после погружения можно простудиться, то, как говорится, всё может быть. Всё зависит от желания человека, он должен понимать, на что и зачем он идёт».

Погружение в ледяную воду на Крещение - не является обязательным ритуалом. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

В очереди к проруби - не только верующие христиане. Немало и тех, кто едет на водоём, чтобы испытать свои силы, получить дозу адреналина, или же затем, что «так принято» (как, например, ставить ёлку на Новый год или печь блины на Масленицу). Встречаются среди купальщиков атеисты и люди иных вероисповеданий.

«Если человек захотел, то это его желание, но к празднику это не имеет отношения. Моржи ведь купаются, так же и здесь. Все люди окунаются в купель из разных побуждений. Многие из тех, кто приезжает купаться, в церковь не идут, они приезжают за адреналином. Многие думают, что если искупнутся, то у них будет здоровье. У каждого своя мотивация», - объясняет Николай Лукий.

Многие верят, что купание в проруби исцелит болезни и укрепит здоровье. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

В ванной - безопаснее

Итак, нырять или не нырять в прорубь - дело сугубо личное. Нет никаких церковных или светских правил, которые обязывали бы человека соблюдать эту традицию. Но если вы всё же решили искупаться на Крещение, важно не забывать о мерах безопасности.

Помните, что окунаться можно только в специально оборудованных местах. Перед купанием обязательно разогрейтесь, сделайте разминку. Подходите к проруби в удобной и нескользкой обуви. Заходить в купель нужно строго по одному. Перед тем, как окунуться, повесьте на поручни полотенце, чтобы, выходя, не примёрзнуть к металлическим перилам. Помните, что находиться в ледяной воде можно не более минуты. После купания разотрите себя махровым полотенцем, наденьте сухую одежду, затем, чтобы поскорее согреться, выпейте горячего чаю (но ни в коем случае не алкоголь).

Не держитесь мокрыми руками за металлические поручни! Фото: АиФ/ Александра Горбунова

По данным ГУ МЧС России по Омской области, во время проведения крещенских мероприятий строго запрещается купание в отсутствии спасателей и врачей, а также в пьяном виде. Нельзя нырять в воду с разбегу и непосредственно с кромки льда, сталкивать в прорубь других людей и подъезжать к купели на автотранспорте.

«Прежде чем решиться на совершение крещенского обряда, важно учитывать состояние своего здоровья и уметь рассчитать собственные силы, — говорит сотрудник городского управления по делам ГО и ЧС Андрей Соседко. — В ряде случаев лучше отказаться от участия в крещенских мероприятиях, связанных с купанием».

Ну и напоследок добавим, что на Крещение собственная ванна может стать вполне достойной альтернативой ледяной купели, и с точки зрения церкви тоже - ведь в этот день даже из крана будет течь «святая» вода.


  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

  • © АиФ / Александра Горбунова

Крещенские купания. В нашем городе они ежегодно собирают все больше людей, особенно молодежи. Крещения ждут так же, как новогодних праздников. Готовятся к нему заранее, заготавливают еду, выпивку. Нередки случаи, когда омовение в проруби продолжается выездом на автопати. Для большинства современной молодежи купание на Крещение стало чем-то средним между подвигом, экстремальным развлечением, народной традицией. Традицией, основанной не на вере, а на моде.

Есть, конечно, часть верующих людей, принимающих участие в этом ритуале. Но после наших бесед с ними, мы сделали вывод, что большинство слепо повторяет поступки других, пребывая в полной уверенности, что купание на Крещение завещано Библией. А ведь это не так.

Крещение - едва ли не главный праздник из 12 Великих Православных Христианский праздников. Именно в этот день состоялось крещение Христа Иорданскими водами. Вот в событию верующие окунаются в прорубь, веря, что смоют с себя все грехи. А ведь это абсолютно не так.

Батюшка пояснил, что Крещение - праздник, в котором переплелись народные обычаи с религиозными верованиями. Священнослужитель уверен, что истинно верующие должны провести весь день в Храме. Прослушать литургию, исповедаться, причаститься, очиститься от грехов. Только это способно избавить грешника от дурного конца, а вовсе не купание в Крещение.

Кстати медики, спасатели, церковнослужители с прискорбием отмечают: вера в то, что в крещенской проруби нельзя простудиться, совершенно беспочвенна. Стоит посмотреть статистику заболеваний или чтобы в этом удостовериться. Вера не спасает от простуды, потому что Бог не требовал, чтобы купание на Крещение в проруби было обязательным. Это не канонический устой. Это просто народная традиция.

Обычай пришел к нам из Греции. Помните, какой климат в этой стране? Там с 18 на 19 января не бывает ни морозов, ни замерзших водоемов. Поэтому купание на Крещение там не приносит вреда. А в России с древних времен вырубали Иордань во льду.

Почему же священники принимают участие в омовениях на Крещение? по их мнению, означает приобщение к той благодати, которую послал на «естество» всех вод Господь. Но с другой стороны, комментирует протоирей Михаил Дудко, секретарь Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, поскольку погрузиться с головой в ледяную воду очень трудно психологически, то поступок является жертвой Богу.

Я не собираюсь разбираться в тонкостях священного писания или Моя цель - уберечь всех верующих и неверующих от тяжелых последствий, которые могут наступить после того, как купание на Крещение будут окончено.

Я предлагаю несколько правил, придерживаясь которых люди смогут уберечь свое здоровье.

  1. Удостоверьтесь у врача, что вы не страдаете болезнями, несовместимыми с зимним купанием. Это убережет вас от судорог, ревматизма, тяжелых простуд, воспалений, других напастей.
  2. Позаботьтесь о правильно устроенной купели. Она должна быть не глубже 180 см, с нескользкими ступеньками, перилами. Рядом обязательно должна быть теплая раздевалка, горячий чай, сухая одежда. И никакого спиртного.
  3. Подумайте об одежде. Купальники, обнажающие тело - неуважение к религии. Поэтому многие шьют длинные, похожие на крестильные рубашки. А вот резиновые тапочки с нескользкой подошвой - аксессуар обязательный.
  4. Входите в прорубь медленно, осторожно. Резкое погружение в ледяную воду может вызвать судороги, сердечный приступ, шок и пр. Принято окунаться трижды с головой. Но если вы подвержены спазмам, лучше этого не делать.
  5. Остерегайтесь эйфории! Обычно в ответ на стресс от ледяной воды человек впадает в экстаз. Ему кажется, что он может еще минут 5 провести в проруби. Однако это - прямой путь в больницу.
  6. Обязательно высохните, согрейтесь после купания. Лучше всего - в теплом помещении.

Я считаю, что избавиться от грехов, доказать свое благочестие или экстремально развлечься можно более безопасными способами. Однако каждый сам выбирает, как ему поступать. Поэтому могу просто пожелать здоровья всем, кто собирается в ночь с 18 на 19 января купаться в проруби.