План работы воспитателя группы продленного дня (ГПД) на каждый день

Воспитатель группы продлённого дня

Васильева Юлия Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района «Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
Система работы в группе продлённого дня.

МОБУ «Есеновичская СОШ»

Воспитатель группы продлённого дня

Васильева Юлия Анатольевна.

2.Описание системы воспитания в группе продлённого дня.

Режим дня.

Система работы по направлениям.

3.Предполагаемый результат деятельности.

4.Приложение.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества. Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Длительное пребывание детей в школе может оказывать на них благоприятное влияние только при наличии и соблюдении соответствующих гигиенических условий. Важным психогигиеническим условием пребывания детей «на продленном дне» является создание максимально возможного домашнего уюта и включения в интерьер помещения для занятий элементов домашней обстановки, что способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению школы во внеурочное время, повышает ее воспитательное значение.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, необходимы рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода детей в школу, и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.


Циклограмма, на мой взгляд, помогают систематизировать работу, четко определить механизмы и принципы. Подбирая формы организации деятельности учащихся, я стараюсь ориентироваться на интересы, желания детей..

РЕЖИМ РАБОТЫ.

12.30 -13.00 подготовка к обеду, обед.

13.00 – 13.30 приём в группу продлённого дня, занятия по интересам.

13.30 – 15.00 прогулка.

15.00 -15.15 полдник.

15.15 -16.00 самоподготовка.

16.00 отъезд детей домой.

Обязательность выполнения режима означает, что все участники должны строго следовать его требованиям.

Самоподготовка.

Средняя продолжительность занятия на самоподготовку должна составлять 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением - стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. При этом не рекомендуется копировать уроки ни в плане содержательной «начинки» занятия, ни его структурных компонентов, ни в способах деятельности. Детям должны быть созданы условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, и обеспечен продуктивный отдых.

Необходимо также создавать в группе непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения; выстраивать каждое занятие как процесс коллективной деятельности; без принуждения вовлекать учащихся в учебные занятия, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников; всячески поддерживать и поощрять детское участие и инициативу в подготовке и проведении занятия; умело создавая на занятиях должный психологический настрой, пробуждая интерес детей к знаниям, возбуждая радостное ожидание предстоящего события, привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла; гибко выстраивать структурные части занятия; своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить в ход занятий необходимые коррективы; завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника; давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Вышеизложенные требования ориентируют педагога на то, чтобы относиться к воспитательному занятию как к проведению досуга. Так, по окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность .


Игровая деятельность.
При работе в одновозрастной группе (1-2 классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям по дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение. Игра всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.

В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями об окружающем. Рассматривая игру в качестве всеобщей спонтанно возникающей формы воспитания, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение и без которого невозможно творческое развитие личности. Лишить ребенка игровой практики означало бы лишить его главного источника развития: импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в игре как форме выражения человеческой радости он становится совершенней.

Необходимыми условиями для успешной игровой деятельности являются естественность, безотносительное принятие всех действий играющих, сензитивное их понимание (полный эмоциональный контакт с ними).

Игровая деятельность планируется на всю учебную неделю. При этом не дублируется деятельность первой половины дня: если на уроках была серьезная умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или игры сюжетно-ролевые. Игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности); играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков; игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка; использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).

Одной из форм внеурочной работы является клубный час .

Клубный час.
Прежде чем приступить к организации клубного часа, хотелось бы остановиться на общешкольных и групповых развлечениях.

Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива - педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.

Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия , являющейся ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться. Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия.

Первый этап - подготовительный. Чтобы занятие стало ярким событием, нужно организовать разнообразную по содержанию и способам оформления и ввода в действие рекламу, задача которой - воодушевить ребят на участие в мероприятии, привлечь их внимание, вызвать у них интерес. Реклама может быть обычной плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, «дом»).

Она может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди . Реклама может быть театрализованной. Ее носители - специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов. Можно также привлечь такие средства массовой информации, как листовки. По существу рекламными станут разнообразные почтовые отправления , направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.

Рекомендуется организовать приглашение - акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов: билеты-игрушки, билеты-шапочки, билеты-закладки, билеты-программы и т.д.

Поможет создать нужный психологический настрой календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня». Репетиционные приготовления , которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся не замеченными и выполнят свое предназначение.

Следующий этап подготовки - создание психологического настроя . С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть: оформление помещения , преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены; необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство, что достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал; музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.; особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение; необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления; специально подготовленное вступительное слово ведущего - своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи , легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

Третий этап - достижение предметного результата. Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться и эмоционально перенасыщать детей.

Назначение следующего этапа, иначе - его финально-аккордной части - стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть слова признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»; сюрпризные моменты, оставленные «на десерт»; самодельные подарки и сувениры.

И последний этап - педагогическое последействие организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам. Кружковая работа также должна быть планируемой и систематической. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).


Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности детей. Прогулка расширяет кругозор, развивает познавательные интересы. Прогулка- это занятие на воздухе, она имеет свои цели, содержание, методику.

Прогулку начинаю с сообщения цели, провожу беседу по технике безопасности, даю детям отдельные поручения. В основной части прогулки провожу с детьми наблюдения, беседу по теме прогулки, подвижные игры. По окончании прогулки - краткое подведение итогов.

Во время прогулки проводятся экскурсии. Им обычно придаётся оздоровительно-воспитательный характер. Этим они отличаются от учебных экскурсий. В группе они представляют одну из форм отдыха и поэтому требуют применения методов и средств организации активного отдыха.

Все экскурсии в группе продлённого дня по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие. Во время обществоведческих экскурсий с младшими школьниками большое внимание уделяю показу труда и другой общественно-полезной деятельности людей. Дети узнают о специфике массовых профессий, боевых и трудовых традициях народа на примерах жизни и истории родного края. При проведении природоведческих экскурсий знакомлю детей с многообразием окружающей природы, преобразующей ролью человека, взаимодействие его и природы. Экскурсии достаточно полно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе. Они благотворно воздействуют на формирование важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающей жизни.

Воспитание учащихся невозможно представить без игр. Они занимают в жизни детей, особенно в младших классах, значительное место.

Дети младшего возраста испытывают естественную потребность в играх на свежем воздухе, которые по своему характеру в достаточной мере способны совершенствовать и закреплять навыки в ходьбе, беге, метании, прыжках и других двигательных действий. Игры формируют у детей умение действовать в различных обстоятельствах, мгновенно принимать решение в меняющихся ситуациях, дети приучаются действовать совместно друг с другом, в соответствии с интересами и требованиями коллектива. Дети постепенно накапливают знания о различных играх и правилах их проведения, что помогает им более содержательно использовать свободное время. Учу детей различным играм, стремлюсь к тому, каждая прогулка включала в себя элемент новизны, необычности. В группе продлённого дня постепенно разучиваем новые игры, в которые вовлекаются все ученики.

Физический труд детей, организуемый на прогулке, способствует переключению учащихся с умственной работы на деятельность с преобладанием физической нагрузки, Подобный переход положительно отражается на самочувствии и настроении детей. Коллективный производительный труд благотворно влияет на формирование нравственного и трудового опыта у детей. Соревнование и взаимопомощь формируют ответственное отношение к своим трудовым обязанностям.

Изобразительная деятельность.


  1. Значение занятий ИЗО в ГПД:
- приобщение детей к миру прекрасного;

Развитие художественного творчества, вкуса, наблюдательности.


  1. Основные принципы:
- художественная творческая направленность;

Взаимосвязь художественного и творческого развития;

Разнообразие и чередование художественной деятельности;

Разнообразие и активность методов организации занятий;

Связь художественных занятий с жизнью школы и общественных

мероприятий.


  1. Требования к ИЗО:
- занятия должны быть непринуждённые;

Ориентированные на умения детей;

Самостоятельную работу чередовать с физ. минутками;

Самостоятельную работу детей нужно поощрять;

Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.


  1. Примерное содержание занятий по ознакомлению детей с различными видами ИЗО:
- работа над композицией;

Работа над формой;

Работа с цветом;

Развитие наблюдательности и любви к природе;


  1. Оценивание результатов работ по:
- содержание сюжета;

Проявление в работе наблюдательности, воображения,

самостоятельности, старательности;

Общая художественная выразительность;

Владение инструментами.


  1. Виды ИЗО работ:

  • ДПИ – декоративно – прикладное искусство;

  • Аппликация – силуэтное воспроизведение с помощью ножниц с последующим размещением и наклеиванием вырезанных элементов на плоскости;

  • Коллаж – разновидность аппликации:

  • Конструирование – художественное решение формы и цвета предмета с учётом его функций и назначение в реальном, уменьшенном виде макеты;

  • Папье – Маше – изготовление бумажных слепков с объёмных предметов, которые затем расписываются красками;

  • Поделки из природного материала;

  • Мозаика;

  • Лепка;

  • Тематическое рисование; (иллюстрирование, работы с натуры).

  1. Восприятие действительности в ИЗО:
Восприятие искусства нужно проводить через экскурсии, беседы по картинам, после прочтения художественных произведений.

Музыкальные занятия.


  1. Основные цели и задачи:
- увлечь детей музыкой;

Научить любить музыку;

Воспитывать музыкальную культуру;


  1. Условие, необходимое для занятий:
- связь с жизнью.
Организуя работу по музыке, следует помнить, что:

  • все виды музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

  • широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

  • необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно. учитывать в каждом конкретном случае.

Работа с книгой на ГПД.


  1. Задача:
- научить работать с книгой.

  1. Условия, необходимые при организации внеклассного чтения:
- создание серьёзного и радостного настроения;

Проводить в дружеской и непринуждённой обстановке;

Бережное отношение к книге;

Пользоваться программой по внеклассному чтению, осуществлять

межпредметную связь.


  1. Формы и методы работы с книгой:
- чтение вслух школьниками;

  • отдельных произведений,

  • отрывков из книг.
- чтение про себя, с последующими ответами на вопросы, пересказом;

Рассмотрение иллюстраций к прочитанным произведениям;

Просмотр книг по определённой теме;

Литературное чтение с заучиванием стихов , литературные монтажи;

Викторины по прочитанному;

Конкурсы, разгадывание кроссвордов;

Проведение литературных утренников и праздника книги;

Выставки любимых книг;

Посещение библиотеки;

Обмен книгами из домашней библиотеки между детьми;


  1. Библиотечный час.
Знакомство с библиотекой.

Литературные игры.

Беседы после посещения библиотеки.

Что такое библиотека?

Для чего она нужна?

Основные отделы библиотеки.

Кто может быть читателем?

Виды библиотек.

Библиотеки нашего города.

Литературные игры – путешествия.

Март: неделя детской книги.


  1. Руководство по чтению с детьми журналов:
Знакомство с журналом.

Показ журнала;

Рассмотрение журнала;

Как пользоваться журналом;

1. Выставка журналов.

2. Настольные игры, которые предлагает журнал;

3. Концерт из песен, стихов, коротких рассказов, которые предлагает

4. Разгадывание загадок, шарад из журнала;

5. Знакомство с пословицами;

6. Самоделки, описанные в журнале.

Занятия по ознакомлению с культурой поведения.
Задачи:

Формирование в единстве сознания и поведения у детей;

Формирование единства слова и дела;

Формировать умение следовать правилам культуры поведения.


Культура поведения – это культура общения, речи и внешнего вида.
Кружковая работа.

Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам. Кружковая работа так же должна быть запланирована, носить системный и систематический характер. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).

Работа по благоустройству и оборудованию группы.

Обстановка в группе продленного дня по возможности должна быть приближена домашней. Главная задача - сделать пребывание ребенка в группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т.д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно-полезный труд).

Целесообразно зонировать группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального помещения, например маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок, при желании, мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать всю полученную за день информацию и впечатления. Рефлексия - выработка собственного отношения к событиям и к людям, путем осознания полученной информации.

Таким образом, воспитательное пространство продленного дня предполагает особый уклад жизни, режим и разные способы самоорганизации младших школьников и воспитателя.

Работа с родителями.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, нужно продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом нужно помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.

Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание - это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. "Сначала о хорошем" - вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой.

Одно из важных условий успеха воспитательной работы – единство требований к учащимся и семье. Единство требований семьи и школы является условием нормального воспитания детей. Положительные результаты работы с учащимися во многом зависит от контакта с их родителями. Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями является родительское собрание. Родительское собрание – это основная форма совместной работы с родителями, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности и воспитании учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.

Задача воспитателя – всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благотворительного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребёнка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого учащегося с учётом его индивидуально-психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами.

Родительские собрания проводятся для того, чтобы помочь родителям решить те или иные проблемы, с которыми они безуспешно пытаются справиться сами.

В группе продлённого дня ведутся постоянные контакты с родителями, широка система родительского всеобуча, индивидуальные беседы, посещение детей на дому, проведение совместных мероприятий , совместная работа по ремонту мебели в классе, участие родителей в оказании помощи в группе, школе в целом, участие в проведении субботников. Предлагаю родителям заполнить анкету, где нужно указать, чем ребёнок любит заниматься в свободное время, какие игры предпочитает, как ребёнок ведёт себя в детском коллективе, какие обязанности имеет дома. Активное участие в составе родительского комитета и другие меры воздействия и общения с родителями позволяют добиться хороших воспитательных результатов. Привлекаю родителей к организации разнообразной жизни детей в коллективе, вовлекаю в общественную жизнь. Организовываю посещение родителями группы продлённого дня.

Родители постоянно находятся в курсе дел группы, являются не сторонними наблюдателями за учёбой своих детей, а активно участвуют в педагогическом процессе.

Предполагаемый результат деятельности.

Благодаря занятиям, которые проводятся в группе продлённого дня, наблюдается повышение уровня образованности детей, повышение их социальной активности.

Дети стали активно участвовать в различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, участвовать в практической , научной деятельности.

Выпускники начальной школы быстро адаптируются в средней школе.

Индивидуальная работа, усиление контроля за учебной деятельностью отстающих детей в учении, создание благоприятных условий для их умственного развития, позволило повысить их учебную деятельность.

список используемой литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных


дел в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Гайдина Л.И. Группа продленного дня. - «Веко», 2001.

3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. - М.:
«Учитель», 2005.


  1. Качинский А.И. Тематическое планирование в группе продленного дня. - М.: Союзпечать, 1969.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. -
М.: «ВАКО», 2004.

  1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: Методические рекомендации. - Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.

  2. Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. - АРКТИ, 2007.

  3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. - Мн.: Экоперспектива, 2003.

  1. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 восьмого вида»

Страна Добра и Вежливости.

Подготовила воспитатель группы

продлённого дня Шипицына

Зоя Михайловна

Цель: Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.

Задачи:

Учить учиться самостоятельному выполнению заданий;

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

Работать над выработкой положительных черт характера;

Познакомить с историей возникновения хороших манер, правилами этикета, расширение кругозора;

Активизировать и корректировать познавательную деятельность, развивать логическое мышление, внимание, устную, связную речь, творческое воображение и чувство юмора, эмоционально-волевую сферу ребенка, артистические способности, память;

Развивать в ребенке чувство воспитанности, любознательности, активного отношения к миру и творческого воображения, развивать чувство коллективизма через командные игры..

Используемые приемы и методы:

    словесно-наглядные: рассказ, объяснение, показ;

    практические : конкурсы, игры, викторины ;

    частично - поисковый: решение и анализ конкретных ситуаций .

Формы работы: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная и самостоятельная работа.

Оборудование : « Поезд» волшебный, магнитофон, 2 цветка с лепестками. Разрезные буквы и предложения, карточки, витамины, билеты.

Плакаты: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Участники: учащиеся 3-9 классы.

Ход мероприятия:

Учитель. Недаром говорится, что ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, воспитанность - ведь они неразделимы. А для этого мы отправимся в волшебное путешествие. А вы, ребята, любите путешествовать? Конечно! Вот мы и отправимся в необычную страну - Страну Добра. Эта страна необычная: ее улицы, переулки, аллеи и площади открыты только для тех, кто умеет правильно себя вести, знает и вовремя говорит нужное "волшебное", то есть вежливое, слово. В путешествии нас будут ждать разные приключения, а иногда и испытания в виде различных заданий. Но чтобы нам попасть в эту страну, нам нужен транспорт и билеты. Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы поедем в путешествие:

Загадка:

А вот и транспорт, на чем мы поедем? А разве это поезд (локомотив), значит мы не можем все уехать, нам нужны вагоны. Поэтому нам нужно пройти несколько остановок, выполнить задания, и получить вагон и волшебные билеты (а почему волшебные вы узнаете позже) и добраться до станции «Добра». Разделимся на две команды. Чья команда быстрее и лучше. Итак, вы готовы? Тогда мы отправляемся!!! (песня «Голубой вагон»)

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно . Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Поэтому мы начинаем наше путешествие с первой отправной точки – «Народная мудрость»

(волшебный билет, объяснение волшебного билета).

Здесь ваша задача поразмышлять:

Найди ошибки:

    Ученик подходит к взрослому (руки в карманах, жует) и говорит “Здравствуйте!”

    Мальчик сидит дома на диване и смотрит телевизор. Входит мамина знакомая. Мальчик, повернувшись, говорит “Привет!” и поворачивается обратно к телевизору. (Мальчик должен встать, подойти к гостье, сказать “здравствуйте, тетя Маша!”, предложить сесть, узнать, не мешает ли ей телевизор.)

    Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с человеком, которого вы не знаете, и приостановился, чтобы спросить как дела? Вы, не здороваясь и не останавливаясь, пошли дальше. (Если здоровается ваш товарищ, следует поздороваться и вам. Надо пройти немного в сторону, чтобы не мешать беседе, и остановиться, чтобы подождать товарища.)

    В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы видите своего классного руководителя. Проходя мимо, вы вежливо с ним здороваетесь: “Здравствуйте, Мария Петровна!” (Обязательно надо поздороваться со всеми учителями, а на Марию Петровну можно выразительно посмотреть, улыбнуться или чуть-чуть склонить голову).

    Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. “Привет, Коля, Леха, Андрюха!” – закричали вы на весь автобус и начали проталкиваться вперед, бурча под нос, что все мешают. (Если вы увидели знакомых в автобусе, в библиотеке, на другой стороне улицы, то следует их поприветствовать, при условии, что они вас заметили. Кричать во весь голос, так, что люди начинают в испуге оборачиваться, не стоит. Вы можете помахать им рукой, улыбнуться, слегка поклониться.)

6. Вы находитесь в магазине. Вам надо узнать у продавца, сколько стоят яблоки.

Как лучше к нему обратиться:

Продавец, сколько стоят яблоки?

Гражданин, сколько стоят яблоки?

Тетенька, сколько стоят яблок?

(Извините, пожалуйста, сколько стоят яблоки? Простите, сколько стоят яблоки? Скажите, пожалуйста, сколько стоят яблоки?)

Обращение должно быть вежливым. К знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству. Обращение ТЕТЯ, ДЯДЯ – только для твоих родственников.

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, начни фразу со слов: ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

7. Прибегает Ваня к товарищу домой – на прогулку позвать – и говорит: “Алеша дома?” (Первое, что надо сказать, – здравствуйте!)

Получают вагончик!!!

Станция «Хорошие манеры».

Существует забавная история о происхождении хороших манер .

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать “золотую середину” – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Может быть, хорошие манеры – это “золотая середина”, которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов, натянутости в отношениях. По тому, как человек держится, как он ходит, садится, ест, как держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры.

На доске: картинка. Расскажите кто первый должен начать разговор, что сначала нужно сказать, как нужно знакомиться. Попробуйте составить связный рассказ по плану:

Приветствие;

Знакомство;

Прощание.

Выбери правильный ответ:

    С чего нужно начинать телефонный разговор:

    с приветствия

    с фразы «А куда я попал? Или «А кто это?»

    с фразы «Позовите Петю…»

    с фразы «Вас беспокоит…»

    Кто первым здоровается в парикмахерской, ателье и др. службах быта:

    клиенты

    парикмахер, мастер по ремонту обуви и др.

    никто не должен здороваться

    Как нужно обратиться к гардеробщице с просьбой открыть раздевалку:

    «Откройте побыстрее, я тороплюсь»

    «Анна Ивановна, будьте добры, откройте раздевалку»

    Не надо ни к кому обращаться, надо стоять и громко говорить:

«Когда же откроют?» Гардеробщица услышит и подойдет.

    Выбери наиболее вежливый вариант приветствия вашего сверстника:

    просто сказать «Привет»

    пожать руку

    слегка наклонить голову и поприветствовать фразой: «Я рад тебя видеть. Как дела?»

    Вы приходите в гости, где уже собралось много людей.

    Кто должен первым поздороваться?

    гости

    тот, кто пришел последним

    никто, так как все друг друга знают

    Кто здоровается и называет себя первым, если встретились:

    младший и старший? (первым здоровается младший )

    мальчик и девочка? (первым здоровается мальчик )

    два мальчика? ( первым здоровается тот, кто лучше воспитан)

    девочка и пожилой мужчина? (девочка здоровается первой )

    кто подает руку первым? (руку первым подает старший младшему, женщина - мужчине, девочка – юноше). Младшие представляются старшим, женщины (не важно, какого они возраста) первыми мужчинам не представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении пожилого мужчины.
    Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос "как тебя звать" правильным будет ответ "меня
    зовут ... (не звать).

    Вы часто встречаете одного и того же человека в магазине, на улице, в школе, но вы не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься – продавца в магазине, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах, даже если ты с ними не знаком, - обязательно.)

Получают вагончик.

Чтобы продолжить свой путь. Нужно немного размяться. Сейчас я читаю вам текст, если вы услышите слово пожалуйста - нужно три раза прыгнуть. Спасибо – 5 раз присесть, извините – потянуться!!!

Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: "Садитесь..." (Пожалуйста) . Женщина поблагодарила Вову. Она сказала: "..." (Спасибо). Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: "...." (Извините, пожалуйста).

Станция «Здравствуйте».

Что означает слово здравствуйте?

Конкурс: “Разноцветное слово “здравствуйте”

Ребятам предлагается произнести слово “здравствуйте” со множеством разных оттенков голоса, в зависимости от интонации слово “здравствуйте” может прозвучать:

    официально (сухо, строго, по-деловому)

    весело, по-дружески

    вопросительно (испуганно, недоверчиво)

    пренебрежительно (без желания общаться)

    грустно, печально

    уважительно (с почтением, с поклоном)

    доброжелательно, бодро (оптимистично, в хорошем настроении)

А как еще можно здороваться? (Доброе утро, Добрый день, привет).

Каковы основные правила приветствия?

1. Куда бы ни пришел вежливый человек: в школу, домой, в гости, – он всегда поздоровается.

2. Когда входишь в дом, в театр, музей, снимай головной убор (обязательное правило для мальчиков, юношей, мужчин).

3. Вежливый человек всегда пожмет протянутую руку. Но не забудьте: поздороваться нужно первым, но руку протянуть сами мы не можем, это право взрослых. Пожимая руку, не надо стараться при этом показывать всю свою силу. Нельзя ни в коем случае здороваться сидя, нужно встать. Пожимая руку, мы не косимся по сторонам, а смотрим прямо в глаза тому, с кем здороваемся.

4. Если на улице холодно и у вас на руках перчатки, что делать?

Нельзя протягивать руку в перчатке тому, кто без перчаток. Но если взрослый в перчатках, то вы тоже можете их не снимать.

- Кто знает, как приветствуют люди друг друга в разных странах?

Русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.

Китайцы – кланяются друг другу.

Эскимосы выражают свое уважение и почтительность, высовывая язык во все стороны (но вам, конечно, никто не поверит, что вы эскимосы, если вдруг где-то, встретив знакомого, вы высунете язык, вряд ли ваш знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз).

Самыми забавными и по сегодняшний день остаются приветствия африканских племен. Словами “я тебя вижу” обмениваются при встрече зулусы. Акамба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.

У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще высовывают язык.

Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.

Японцы предпочитают поклоны.

Получат вагончик.

Станция «Улыбка»

А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Поэтому не забывайте приветствовать людей еще и улыбкой. Когда вы разговариваете с кем-то, вы можете выразить жестом, взглядом, улыбкой свое отношение к нему.

Делятся на две команды: каждой раздается цветок,1- приклеить лепестки. На которых написаны хорошие качества человека. 2- плохие качества человека.

Шуточные вопросы

1. В каком кармане брюк, в правом или в левом, не следует держать руку в присутствии старших? (Держать обе руки в карманах брюк ни в коем случае нельзя, даже в присутствии своих ровесников. Девочке тоже не подобает держать руки в карманах брюк, во всяком случае, во время разговора. В крайнем случае, допустимо держать одну руку в кармане пиджака, но лучше время от времени ее оттуда извлекать.)

2. Где можно громко зевнуть: дома, в классе или в обществе малознакомых людей? (Совершенно неприличен громкий зевок не только в обществе малознакомых людей, но и в классе, дома. Воспитанный человек вообще постарается воздержаться от зевка. Можно зевнуть “внутрь”, но осторожно, главное, незаметно.)

«Скажи верно»:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит - Добрый день .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, - Здравствуйте .

Когда нас бранят за шалости

Говорим - Простите, пожалуйста .

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят - До свидания.

Релаксация «Улыбка»

Получают вагончик. Берутся за руки, улыбаются. Напевая песню («Улыбка»), отправляются дальше!!!

Станция «Вежливость»:

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

Помочь поднять упавшую вещь?

Не снять шапку, когда заходишь в школу?

Говорить "Спасибо" за подарок?

Громко разговаривать?

Поздороваться при встрече?

Перебивать во время разговора?

Обозвать обидным словом соседа?

Извиниться за вынужденное опоздание?

Уйти и не попрощаться?

Помогать родителям?

Не уступить место старшим в автобусе?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Что значит быть вежливым?

Получают вагончик.

Станция « Спасибо» .

(узнают сами) Составляют из карточек на которых написаны буквы.

Слово спасибо? (Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» со­стояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили со­беседнику в знак уважения и благодарно­сти, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.

Когда нам говорят спасибо или мы сказали спасибо, что нужно ответить?

«Пожалуйста» или «На здоровье»

Назовите слова с помощью, которых можно обратиться к человеку (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, вас не затруднит…)

Что означает слово, пожалуйста (происходит от слова, , которое в свою очередь близко по смыслу словам дарить , облагодетельствовать . Видимо, изначально, слово, пожалуйста, возникло именно как просьба сделать подарок или одолжение).

«Выражение»:

Придумать предложения из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы, в каждом предложении есть слово, пожалуйста.

П.П.М.Х. (подайте, пожалуйста, мне хлеб).

С.П.С.В. (скажите, пожалуйста, сколько времени)

М.К.П.И. (мама, купи, пожалуйста, игрушку).

П.М.П.В. (позвони мне, пожалуйста, вечером).

Станция «Добра»:

Парк «Фантазеров».

Правила хорошего тона.
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью
- в холодильнике

Переулок «Волшебные слова».

Здесь нас ждет новое испытание. Вам нужно отгадать мои веселые загадки. Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!" Давайте, попробуем. Но трудность в том, что эти слова нужно говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо промолчать.

Кто из вас, проснувшись бодро,

"С добрым утром!" скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас в автобусе тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго "спасибо"?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

    Разыграть ситуацию:

Вам надо познакомиться в новой компании.

( устно) Составьте правила вежливости:

Правила вежливости:

    Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

    Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

    Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.

    В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

    Не отвечай на грубость грубостью.

    Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

На чем мы с вами путешествовали? Поезд, тоже хочет проверить чему вы научились сегодня:

Ваша задача составить из этих слов (на доске) предложение. С какой буквы начинается предложение? В конце предложения ставиться… Это все учтите! В это время жюри подсчитает баллы. (Итог).

Ребята, спасибо вам за веселое путешествие, мне было приятно с вами познакомиться!!! Будьте вежливыми, доброго вам пути и до новых встреч!!!

Какие волшебные слова использовал поезд?

Еще он вам передал витамины добра и вежливости.

Вот и подошло к концу наше путешествие-соревнование.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми . Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности ребенка необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе

После окончания учебных занятий в Школе для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 ч. Основная часть этого времени проводится на свежем воздухе. Прогулки сопровождаются спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, стадионы.

Подготовка домашних заданий

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

Приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

Начинать самоподготовку в 15-16 ч, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

Предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

Предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

Проводить физкультурные минутки длительностью 1-2 мин;

Предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочная деятельность

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 мин в день для обучающихся I—II классов и не более 1,5 ч в день для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаше двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 ч для обучающихся I—III классов и 1,5 ч - для обучающихся IV-VIII классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Режим дня в группах продленного дня в 1-х классах (I полугодие)

Начало Окончание Вид деятельности
12.10 12.30 Приём детей в группу
12.10 12.45 Развивающее занятие
13.20 13.30 Подготовка к обеду
13.30 14.00 Обед
14.00 15.00 Пребывание на воздухе
15.00 18.20

Режим дня в группах продленного дня (2-4 классы и II полугодие 1-ые классы)

Начало Окончание Вид деятельности
12.20 12.30 Приём детей в группу
12.30 13.15 Развивающее занятие
13.15 13.30 Подготовка к обеду
13.30 14.00 Обед
14.00 15.00 Пребывание на воздухе
15.00 16.00 Самоподготовка
16.00 18.20 Занятия по интересам, прогулка

Организация досуга детей в группе продлённого дня.

Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Успешная работа в ней зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирована ее работа и правильно организован режим. От рационального, с точки зрения педагогической и гигиенической, построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у ребенка такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся учебными занятиями ведут к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие затраты времени на подготовку домашнего задания. Поэтому очень важно спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание, отдых.

Внеучебное время учащихся можно разделить на два периода: после учебных занятий до приготовления домашних заданий и после приготовления домашних заданий до ухода домой.

Поскольку первый период следует непосредственно за учебными занятиями и предшествует приготовлению домашних заданий, он наиболее ответственен в отношении выбора видов деятельности, способствующих быстрому и полному восстановлению работоспособности учащихся. В это время противопоказаны все виды деятельности, представляющие дополнительную нагрузку на нервную систему учащихся: лекции, беседы, занятия в кружке. Поэтому, в это время дети собираются в группе продленного дня и играют в спокойные игры, не требующие умственного напряжения, в игрушки, которые приносят с собой.

После того, как дети собрались в группе мы идем обедать. После обеда мы выходим на прогулку. Прогулка способствует укреплению их здоровья, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Движение, бег, игра благоприятно влияют на рост и развитие детей, способствуют совершенствованию дыхательных навыков и умений.

Чтобы прогулка принесла пользу не только душе, но и телу разработано несколько видов прогулок. На игровой прогулке детям предлагается несколько подвижных игр средней интенсивности. На прогулке-экскурсии дети знакомятся с отдельными предметами или явлениями природы. На прогулке-поиске – поиск заранее спрятанного пакета. Во время спортивной прогулки проводятся соревнования. Виды прогулок постоянно чередуются.

Отдых на улице очень важен, так как он благотворно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы детей и помогает лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения.

После прогулки дети поднимаются в класс. Важным режимным моментом в группе продленного дня является час самоподготовки. В группу ходят дети с разным уровнем успеваемости, поэтому созданы группы взаимопомощи, то есть слабые дети прикреплены к сильным. Детям нравится быть учителем. Своим подопечным они стараются объяснить, как выполнять то или иное задание, причем относятся к этому очень ответственно. Таким образом получается, что старшие дети повторяют материал предыдущего класса. Если что-то не получается, то я объясняю сама. Для каждого предмета у нас разработаны свои правила выполнения домашнего задания.

С помощью таких памяток, ребята быстро и без труда справляются с домашними заданиями.

От организации второго периода внеучебного времени, который наступает в конце дня после приготовления домашних заданий, во многом зависит степень восстановления работоспособности детского организма.

Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Для этого воспитатель должен увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы. Каждый день в работе с детьми используются игры. Игра заменяет ребятам труд. Она вводит ребенка в жизнь, общение с окружающими, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность.

Игры используются разные и чередуются: подвижные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей- важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Особое место занимают подвижные игры .

В группе продленного дня постоянно проводится спортивный час. Содержание спортивного часа следует понимать как органическое единство высокой двигательной активности детей и сообщение им теоретических сведений. Высокой двигательной активности детей можно добиться с помощью подвижных игр и различных физических упражнений. Теоретические сведения сообщаются в форме беседы.

В течении недели в группе продленного дня каждый день проводятся тематические занятия. На занятиях «Валеология» проводятся беседы о вредных привычках, правильном питании, режиме дня. («Овощи и фрукты на нашем столе», «во саду ли в огороде», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»). На занятиях уточняются и обобщаются знания о народных приметах, животных и растениях.(Беседы: «День защиты птиц», «береги родную природу»…). Обычно перед каникулами проводятся беседы о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и дома, о мерах предосторожности («Капель. Сосульки.», «Я и речка»)

Несколько занятий по валеологии отводятся на обучение детей игре в шахматы и шашки. Занятия шахматной игрой воспитывают ценные качества характера, а также развивают память и внимание. Шахматы- наиболее удобная модель развития логического мышления. Использование шахмат вносит новизну в учебный процесс и ненавязчиво приучает учащихся к построению логических цепочек. Также важна и игра в шашки. Рассматривая некоторые шашечные задания в упрощенном виде, ученик хорошо видит логику рассуждений, единственность решения (или различные варианты), осваивает метод аналогий и построение логических цепочек. Таким образом ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность.

На занятиях «Этикет и культура поведения» дети учатся общению друг с другом, взрослыми. Дети вспоминают словесные формы выражения вежливости и учатся пользоваться ими уместно- в зависимости от ситуации. Обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей к друг другу («О поведении в школе», «Уважай старших!», «Ежели вы вежливы»…). Большое внимание на занятиях обращается на правилах поведения дома, на улице и в общественных местах. («ты и твоя семья», «меня пригласили в гости», «О поведении с членами семьи», «О поведении с друзьями»).

В один из дней проводятся занятия «Люби и знай свой город». Эти занятия очень важны для детей. Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Знать всё о нашем городе невозможно, поэтому на этих занятиях расширяется запас знаний детей. Немало ярких страниц истории запечатлено в названиях улиц и проспектов, площадей и набережных, рек и мостов. С целью углубления знаний проводятся тематические занятия («Чугунное кружево- решетки», «Моя улица», «Почему так называется твой город»…). Не остаются без внимания и музеи («Беседа о Зоологическом музее», «Беседа о Эрмитаже»…). На этих занятиях я стараюсь воспитывать любовь к нашему городу, бережное отношение к нему.

На занятиях «Очумелые ручки» ребята делают различные поделки своими руками. Для того, чтобы занятие было наиболее интересным я провожу беседу. Обычно она представляет собой инструктаж, связанный с приемами выполнения того или иного изделия. Предлагаемые мной беседы связаны с темой занятия и содержит информацию, которая позволяет углубить интерес ребят к работе. На занятиях «очумелые ручки» проводится работа с различными материалами: бумагой, природным материалом, пластилином. Эти занятия имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии.

На занятиях «В мире сказок» мы с ребятами читаем и анализируем различные произведения. Эти занятия способствуют расширению кругозора, обогащению словаря, уточнению и обобщению знаний, развитию речи. Дети учатся умению грамматически правильно строить фразы.

В группе продленного дня вся учебная и внеклассная работа протекает при рациональном режиме под руководством воспитателя, а также под постоянным воздействием детского коллектива. Все эти факторы, вместе взятые, положительно влияют на учащихся. В группе более эффективно решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи.

Пребывание учащихся в группах продленного дня позволяет осуществлять систематический контроль за приготовлением школьниками домашних заданий, организовывать разнообразную внеклассную работу, педагогическое руководство детьми, лишенными надлежащего семейного контроля и тем самым предупреждать пробелы в их воспитании, ликвидировать детскую безнадзорность.


Игра по станция для начальной школы в группе продлённого дня

Занятие в ГПД «Страна Легумия»

Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, вожатым, классным руководителям. Этот мероприятие я проводила в 2014 году в группе продлённого дня для учеников 1 – 4 классов.
Цель: В игровой форме расширить знания учеников об овощах.
Задачи:
1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
2. Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к взрослым.
Оформление: книжная выставка «Во саду ли, в огороде», корзина с овощами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране Легумии. Что эта за страна?
Страну Легумию не найдёшь ни на географической карте, ни на глобусе, но она существует. Это страна полной тишины. Когда её жители – легумы –болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно. Если ты позаботишься о них, они в долгу не останутся, неблагодарных среди легумов нет.
Кто же они, жители этой удивительной страны?
По французски овощ –«легум», по испански – «легумус».А страна «Легумия», как вы, наверное, догадались –огород.
Давайте познакомимся с жителями этой удивительной страны.
1 станция: «Загадки с грядки»
1.Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель).
2.Уродилась я на славу, голова бела, кудрява, кто любит щи, меня в них
ищи. (Капуста)
3. Под листочком у оградки, лягушонок спит на грядке, весь зелёный, прыщеватый, а животик – беловатый (Огурец)
4. Красный Макар по полю скакал и в борщ попал (Перец)
5. Круглая, а не месяц; белая, а не мука; горькая, а не полынь (Редька)
6. Маленький, горький, луку брат, к пище приправа, а на микробов - управа (Чеснок)
7. Жёлтая курица под тыном дуется (Тыква)
8. Помидору брат, а кумачу не рад; он в лиловой рос одёжке, не краснеет даже лёжа (Баклажан)
9.Что красно снаружи, бело внутри, с зелёным хохолком на голове(Редиска)
10. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят (Помидор)
11. На ощупь очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая, по цвету – красноватая, и нравится ребятам (Морковь)
12. Сама красная, а чуб зелёный (Свёкла)
13.На солнце я похожий, и солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю голову свою. (Подсолнух)
14. Светло-зелёный блестящий бочок
Солнцу подставил крепыш…(Кабачок)
15.Любят девчонки, любят мальчишки
Желтые зернышки на кочерыжке.
Я это лакомство, солью натертое,
Съем хоть на третье, хоть на четвертое. (Кукуруза.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали. Это потому, что каждый из вас во время летней практики работал на нашем школьном огороде. У вас было много работы: вы сажали, поливали, пропалывали и собрали богатый урожай свеклы, лука, моркови, капусты. И теперь эти овощи
в меню нашей столовой.
2 станция: «Театральная»
Авторская сказка «Вкусная морковка»
Воспитатель: А сейчас ученики 1 класса покажут нам сказку «Вкусная морковка».
Действующие лица: автор, дед Матвей, бабушка Матрёна, морковка,
внуки – Маша, Ваня.
Автор: Дед Матвей в огород идёт,
Песенку весёлую поёт.
Дед Матвей: Солнце стало сильно припекать -
Надо грядочки копать.
Дедушке вы помогите.

Маша: Я бегу, бегу, дедушке лопату принесу.
Ваня: Не хочу я грядочки копать,
Лучше буду я играть.
Автор: Дед Матвей и Маша грядочку вскопали
Да немножко и устали.
Бабушка Матрёна: Эй, внучата, надо в огород сходить,
Семена моркови посадить.
Маша: Я иду, иду, леечку с собой я захвачу.
Ваня: Не хочу морковку я сажать
Лучше буду я играть.
Автор: Дед Матвей и Маша семена сажали
Да немножко и устали.
Автор: Вот сентябрь уж настаёт
А морковка всё растёт, растёт.
Морковка: Я Морковка хоть куда
И сладка, и вкусна.
Я для зрения полезна,
И для роста я нужна.
Дед Матвей: Что – то стало холодать
Надо нам морковку убирать.
Бабушка Матрёна: Эй, внучата, в огород бегите,
Дедушке вы помогите.
Маша: Я бегу, бегу, и ведёрко дедушке несу.
Ваня: Не хочу морковь я убирать
Лучше буду я играть.
Автор: Дед Матвей и Маша всю морковь собрали
Да немножко и устали.
Бабушка Матрёна: Машенька, иди сюда
Я морковкой угощу тебя.
Ваня: Почему меня забыли
И морковкою не угостили?
Дед Матвей: А ты грядку не копал, семена ты не сажал
И морковку ты не поливал.
Автор: Стыдно стало Ване за то, что он бездельничал, когда другие работали.
Ваня: Вы меня простите и морковкой угостите
Буду вам я помогать, поливать и убирать.
Все герои: Сказка – ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок.
3 станция «Не зевай, урожай скорее собирай»
Воспитатель: Я думаю, что у нас все ребята трудолюбивые и дружные. И сей-
час пришло время поработать. Вы разделитесь на 2 команды. Ваша задача – перенести картошку в ложке.
4 станция «Шуточная».
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы - отвечать «да» или «нет»
- Растет капуста в огороде?
- Да!
- Краснеет помидор всегда?
-Да!
- А лук на грядке зеленеет?
-Да!
- Картошка в огороде зреет?
- Да!
- И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?
- Нет!
- Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
- И кабачок растет на грядке?
- Да!
- Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
- Растет на грядках шоколад?
- Нет!
- Растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
- Растет большой и злой бульдог?
- Нет!
5 станция «Чудесный мешочек»
Воспитатель: У меня мешочек есть,
В нём овощей не перечесть
Поспешите угадать
И ответ скорее дать.
Ученики опускают руку в мешочек, нащупывают тот или иной овощ, и не вынимая его из мешка, угадывают и называют, что это.
6 станция «Веришь – не веришь»
Воспитатель: 1. Верите ли вы, что боб (из семейства фасолевых) – самое крупное и самое тяжёлое из овощных семян.
Верно. Один большой боб весит столько же, сколько 300 семян капусты, или
600 семян репы, или 2 тысячи семян салата.
2. Верите ли вы, что разбухшие горошины могут разорвать пароход пополам?
Верно. Неподалёку от берега сел на мель получивший пробоину пароход.
Вода просочилась в трюм, где лежали мешки с горохом. Разбухшим гороши -
нам стало тесно в трюме. Раздался треск. Такая сила была в проснувшихся горошинах, что они разорвали пароход пополам. Этот удивительный случай
описал писатель Г.К.Паустовский в своей книге «Чёрное море».
3. Верите ли вы, что в немецком городе Оффенбурге поставлен памятник пи-
рату Дрейку, который держит в руках куст картофеля, а подножие памятника
опоясывают гирлянды клубней.
Верно. Надпись на памятнике гласит, что миллионы людей благодарны Дрейку, который первым привёз картофель в Европу.
4.Верите ли вы, что из тыквы можно не только готовить еду, но и делать бутылки, вёдра, барабаны, бочки?
Верно. В Молдавии засаливают в ней огурцы как в бочке, на Кавказе из
неё делают бутылки для хранения вина, на улице негритянского посёлка –
это и оранжевое ведро с водой, и барабан там – там.
Воспитатель. Сегодня мы побывали в стране «Легумия». Вы отгадывали загадки про овощи, посмотрели сказку «Вкусная морковка», узнали интересные истории про овощи, дружно собирали урожай. Занятие наше закончилось, всем спасибо за участие.
Литература:
1.Минскин Е.М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»
2.Бочарова А.Г, Горева Т.М. «500 замечательных игр»