Дидактические игры своими руками для детского сада
Описание работы: игры сделаны своими руками из бросового материала для детей младшего возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания. Игры могут быть полезны в работе с детьми воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Можно использовать в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, как часть непосредственно организованной образовательной деятельности, а также при самостоятельной игровой деятельности детей.«Животные, детёныши и их питание»
Задачи: упражнять детей различать домашних и диких животных, соотносить взрослого животного и детёныша, закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании.«Прятки»
Задачи: развивать память, внимание.Игра «Дидактическая коробочка» – своими руками: ознакомление с цветом, развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с временами года. Эта игра получила премию «За лучшую речевую игру» на конкурсе развивающих игр своими руками интернет-мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» – 2015.
Я работаю в детьми от 2 до 10 лет (2-3 года - группа игровой поддержки; 3-10 - логопедическая коррекция, дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ). Предлагаю многофункциональное пособие, которым пользуюсь сама.
Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из круглой жестяной коробки из-под конфет или печенья. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным фетром по секторам. Боковая грань крышки обклеена магнитной лентой.Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырёх основных цветов - синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (весна).
Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.
Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.
Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На неё можно прикреплять плоскостные чёрно-белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).
Теперь добавляем кубики:
– на первом кубике – изображения лесных животных (на одной грани – одно животное),
– на втором кубике – действия животных (как они могут передвигаться),
– на третьем кубике – окрас животных (белый, серый, рыжий, коричневый, серо-белый, бело-рыжий),
– на четвёртом кубике – цифры или точки.
Как использовать игру «Дидактическая коробочка»
Игру можно использовать для знакомства детей с цветами, с временами года, геометрическими фигурами, для развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребёнка.
Варианты заданий с игрой:
– подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, жёлтые – к жёлтому и так далее в соответствии с цветом секторов);
– назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет;
– времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребёнок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень);
– развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б) прищепок с фигурками на бортик коробки. (Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор);
– классификация (разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку. Ребёнку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму);
– собери месяцы года (назвать месяцы каждого времени года, если ребёнок правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку на соответствующий сектор);
– найди соседей (назвать соседей месяца. Например, соседи января – это декабрь и февраль).
Коробку можно также использовать как домик-теремок для режиссёрских игр с детьми.
Игровое пособие, как вы видите, крайне многофункционально. Уверена, вы найдёте и свои варианты обучающих игр с ним.
Игровое поле - это квадрат, разделённый на 9 равных частей с предметными картинками. Раздаточные картинки двусторонние, с одной стороны дублируют игровое поле, а с другой - представляют собой разрезную сюжетную картинку. Это придаёт игрушке вариативность. Вот идеи по использованию квадрата.I вариант. Раскладываем раздаточные карточки по полю, на соответствующие предметные картинки. Называем местоположение каждой картинки. Проверяем правильность выполнения задания, перевернув разложенные карточки - должна получиться сюжетная картинка.
II вариант . Последовательность действий та же самая, только теперь взрослый называет местоположение, куда класть карточку.
III вариант. Производим те же манипуляции с карточками, только развиваем речь: ребёнок озвучивает, куда кладёт карточку.
IV вариант . На этом этапе можно ввести в игру магнитную удочку, которой мы «ловим» картинки и раскладываем любым ранее описанным способом.
V вариант. Составляем разрезную картинку. Переворачиваем карточку по названному местоположению или называем предмет, выкладываем на предметную картинку на поле.
VI вариант. Определяем, что лишнее в каждой вертикали, горизонтали, диагонали, озвучиваем почему.
Обучению ориентированию на игровом поле и умению называть части поля можно выделить отдельный этап. Когда дети будут хорошо знакомы с игрой, можно предложить работу в парах. Перед началом игры с удочкой можно назвать её основной цвет, вспомогательные, посчитать полоски каждого цвета. К каждой картинке можно подобрать загадку (отгадай, что у меня?), четверостишие (проговаривать их следует отражённо или ритмично, с использованием шумовых инструментов).
Играйте с детьми себе на радость, им на пользу!
Ольга Маханева, учитель-дефектолог
Дополнительную информацию о дидактической игрушке вы найдёте на сайте
Наглядное пособие для детей 2-5 лет.
Цель: Активизация интереса к познанию мира. Расширение кругозора. Уточнение и конкретизация вновь формирующихся и накопленных знаний
Задачи:
— развивать мелкую моторику рук.
— учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным признакам.
— развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
— развивать сенсорику (цвет, форма, величина).
— развивать зрительную память, восприятие и внимание.
— учить работать по образцу.
— совершенствовать слуховое восприятие.
Игры с использованием «Волшебной коробочки»
«Бантики»
Цель: развитие мелкой моторики
Ход игры:
Ребёнку предлагают ленточки для плетения и завязывания
«Прятки»
Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.
Ход игры:
Игрушки решили поиграть с тобой в прятки. Много игрушек спряталось, но ты найди собачку. Только ищи пальчиками, на ощупь, и на подглядывай. Или: «Найди круглую и гладкую»
«Подбери по форме вкладыш к прорези»
Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, умение сопоставлять форму вкладыша с прорезью.
Ход игры:
Ребёнку предлагают разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна.
«Нанизывание бус разного цвета»
Цель: упражнять в чередовании предметов по цвету.
Ход игры:
Ребёнку предлагают нанизать бусы на нитку, чередуя их по цвету.
«Назови цвет»
Цель: упражнять детей в назывании цвета и оттенка (по светлоте).
Ход игры:
Водящий выбирает цветок подходит к одному из сидящих детей, и тот называет цвет и тот называет цвет и оттенок цветка. Если он не может ответить, цветок показывают другому ребёнку. Ответивший становится водящим, а первый ребёнок садится на его место.
«Шумелки, шуршалки»
Цель: совершенствовать слуховое восприятие.
Ход игры:
Воспитатель показывает закрытый футлярчик, гремит им и предлагает догадаться, что внутри. Найти одинаковые по звучанию игрушки.
«Цветочная поляна»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов.
Ход игры: (для 2-3 лет)
— ребёнку предлагается расположить цветы на поляне в произвольном порядке. Затем подобрать к цветам серединки, прикрутив соответствующую по цвету крышку.
(для 4-5 лет)
— ребёнку предлагается расположить цветы на поляне по схеме или по указанию воспитателя: справа, слева в центре, сверху, снизу.
«Полёт бабочек»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий один – много, закрепление умения застёгивать замки и кнопки.
Ход игры: (для 2-3 лет)
— ребёнку предлагается возле каждого замка расположить по одной бабочке, а на другом его конце прикрепить цветок. Расстегнув или застегнув замок показать путь бабочки до своего цветка.
(для 4-5 лет)
— ребёнку предлагается возле каждого замка расположить по одной бабочке по указанию воспитателя: в центре, сверху, снизу, а на другом его конце прикрепить цветок такого же цвета. Расстегнув или застегнув замок показать путь бабочки до своего цветка.
— отложить на нитке одну бусинку или много бусинок; разделить красные бусинки так же как зелёные.
«Весёлые подружки»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление навыков плетения, закрепление понятий большой – маленький.
Ход игры: (для 2-3 лет)
— ребёнку предлагается заплести косы у подруг и подарить им бантики большие или маленькие.
(для 4-5 лет)
— подобрать бантики по двум признакам (цвет, размер)
«Бантики»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цвета.
Ход игры: ребёнку предлагается завязать банты.
«Шнуровка»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: ребёнку предлагается зашнуровать колечки; завязать узелки.
«Чудесные кармашки»
1.Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.
Ход игры: ребёнку предлагается ощупать пальцем 10 карточек; найти среди них: мягкие, жесткие, колючие, гладкие, шероховатые, меховые, бумажные; показать карточки с поверхностью похожей на шкуру животных, одежду; ощупать карточки и сказать на что похожа поверхность.
2. Цель: закрепление геометрических фигур и цвета.
Ход игры: ребёнку предлагается назвать геометрическую фигуру, её цвет и подобрать предметы похожие на длинную фигуру по форме.
«Волшебная коробочка» изготовлена из коробки обтянутой поролоном и обшита сверху тканью разного цвета. На каждой стороне коробки (всего их 5) пришиты детали из разного материала. На одной стороне: вшиты молнии, ниточки с бусинками, а также бабочки и цветочки на клёпках. На второй стороне изготовлены из ниток, ткани и ваты лица девочек, а также атласные банты на клёпках. На третьей стороне прикреплены крышечки от бутылок и цветочки изготовленные из ткани. На четвёртой стороне коробочки выполнена шнуровка с использованием металлических колец и шнурков, а так же пришиты кармашки из джинсовой ткани с бляшками для хранения карточек. И на пятой стороне коробочки, т.е. сверху пришиты банты.
Развлечения в пределах городской квартиры могут стать увлекательным приключением в мире необычного и оригинального, если за основу взять фантазию и самый обычный мусор или картонную тару. Занимательные игры с коробкой помогут применить то, что обычно с легкостью выкидывается, а именно – упаковка от обуви, пакеты из-под сока и многое другое. Занимательные игры с коробками станут для детей чем-то необычным, поскольку вначале потребуется немного поработать руками. Творческий процесс позволит развить у малыша чувство художественного вкуса и фантазию. При этом изготовленные из коробок игрушки станут любимым развлечением для любого ребенка, поскольку ничто не ценится так дорого, как вещи, сделанные своими руками.
Посмотрите на этой странице на фото игрушек из коробок различного размера. Все эти идеи организации досуга помогут сделать развитие ребенка более простым и увлекательным процессом.
Игрушка из коробки может быть любой, в зависимости от текущих потребностей в реквизите для организации детской игры. Например, если хочется поиграть в транспортную логистику, то можно сделать такие игрушки из картонных коробок, как грузовики, самосвалы или паровозики с вагонами. А большие игрушки из картонной коробки могут стать карнавальными или театральными костюмами, например, головой робота.
Собираем - возим. Небольшой грузовичок или коробка из-под обуви с веревочкой - это то, что нужно для игры. Перед тем как сделать игрушку из коробки, нужно изготовить «кузов» на веревке: сделайте дырочку с торцевой стороны обувной коробки и привяжите подходящую ленту или веревочку, чтобы малышу было удобно возить коробку за собой. Покажите ребенку, как складывать «грузы» в игрушки из коробок для обуви и отвозить их «на склад», «на стройку», «домой» и т.д. Грузить можно любые игрушки и небольшие предметы, малыш с удовольствием обычно загружает и выгружает кубики, мелкие игрушки в виде животных и т.д.
Помните о том, что, перед тем как сделать игрушки из коробок, нужно привлечь внимание малыша и позвать его на помощь. Если вы на пути «транспорта» воздвигнете горку (обычный лист картона согните и закрепите малярным скотчем на полу, словно крышу домика), малыш поучится преодолевать небольшое возвышение. Такой «транспорт» пригодится малышу, если он помогает маме собирать разбросанные игрушки, или везет свою одежку к стиральной машине, или по просьбе папы «транспортирует» книжку/журнал от тумбочки к дивану. Можно подвезти к ванной игрушки для купания, пустые стаканчики из-под йогурта, пластиковые ложки, ситечко, пластмассовую бутылку с дырочками. Зачем? Об этом прочитаете в разделе «Купаться! Купаться!».
Благодаря такой игре, ребенок будет знать о том, как сделать игрушку из картонной коробки, и чем можно разнообразить рутинное занятие по сбору разбросанных вещей.
Теремок. Любые игрушки из коробок своими руками для детей- это «игровой тренажер». Всем известна сказка «Теремок». Поиграйте в эту игру с малышом. «Теремком» послужит коробка с вырезанными «окошками» и «дверью», а жителями - любые ваши игрушки, изображающие животных. Положите в коробку, например, котика, собачку, зайчика, мишку и т.д. Начинайте игру «по-сказочному»: «Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» «Выходит» котик: «Кто это? Котик! Как котик говорит? Мяу-мяу, привет, Сашенька! Какой славный котик - серенький, хвостик и ушки беленькие. Погладь котика - шерстка мягкая. Иди, котик, в домик. А кто еще в теремочке живет? Кто в невысоком живет? Гав-гав! Собачка!..» Так играете со всеми игрушками. Сначала их две-три, потом, когда малыш освоится, он сам будет стараться «говорить» за животных. Меняйте «героев», чтобы ребенок узнавал и запоминал животных и их названия, «голоса», особенности внешнего вида.
Вот такие самодельные игрушки из коробок для детей позволяют развивать их воображение, творческий потенциал и внимание.
Пирамиды, башни, небоскребы. Пустые коробки, пакеты из-под молочных продуктов, банки и даже новые губки для мытья посуды - все это великолепный материал для строительства различных башенок, пирамид, домиков, мостов. Кроме того, малыш учится уравновешивать предметы, ведь не всегда коробку из-под сока можно «пристроить» на вершину жестяной баночки.
Придумывайте все новые игрушки из коробок для детей, участвуйте в процессе создания, предлагайте построить не только элементарный «Двухэтажный» домик, но и более сложные строительные объекты. «Давай поставим два кубика рядом, вот один, а это второй. Теперь отодвинем кубики друг от друга, как будто между ними течет речка. А как же зайка перейдет речку, он ведь не умеет плавать? Надо построить мостик. Положим на кубики «дощечку». Наверное, вот эта крышка от обувной коробки подойдет. Какой ты молодец, сделал мостик для зайки!»
Все игрушки из коробок для мальчиков могут использоваться и для организации игр для девочек. Какого-то особого разделения здесь нет. Единственно, что следует учесть, что игрушки в виде коробки из бумаги требуют постоянного внимания со стороны родителей, поскольку малыши в раннем возрасте могут разорвать картон на мелкие кусочки и подавиться им.
Каждому - свой домик. Для этой игрушки из маленьких коробок понадобятся разнообразные жестянки, футляры, пеналы, банки. Список можете продолжить сами, подойдет любой предмет с крышкой. Ведь научиться открывать емкости можно отодвигая, или откидывая, или откручивая, или открывая, или снимая самые разные крышки: коробки-банки устроены по-разному. Для начала просто предложите малышу заглянуть внутрь каждого «домика». Вы можете заранее положить в каждую емкость, что-то мелкое, а малыш потрясет, удивится, прислушается - и попытается открыть. Когда задача будет выполнена (самим крохой или с вашей помощью), все «жители» коробочек окажутся «на воле», и малыш с радостью поиграет с ними. В конце игры предложите ребенку каждую игрушку посадить опять в подходящую коробочку: «Это - домики, в них могут жить твои игрушки. Давай подберем подходящее жилье для каждой». И начинается кропотливая работа с вашим постоянным комментированием: «Не помещается. Для машинки эта баночка маленькая, надо найти коробочку побольше. А вот утенку здесь будет удобно! В эту баночку мячик не проходит, горлышко узкое. Попробуй найти банку большего размера. Что подойдет для кубика? А для собачки?» и т.д. Заодно малыш потренируется закрывать банки/коробки разными способами.
Поезд. Из обычных плотных коробок (из-под молока, кефира, сока) можно сделать игрушку, в которую малыш будет долго и с удовольствием играть. Как же сделать? Прежде всего, хорошенько отмыть коробки от остатков содержимого, высушить и отрезать одну боковую стенку, чтобы получился «вагончик». Для первого раза достаточно двух-трех коробок, а в дальнейшем можно увеличивать длину поезда, добавляя все новые вагончики. Раскрасьте или оклейте коробки в «чистые» цвета, например, желтый, красный, синий или зеленый. Сделав небольшие отверстия, соедините вагончики веревочкой, а веревочку чуть длиннее прикрепите, чтобы можно было возить поезд. Посадите в желтый вагон небольшие игрушки желтого цвета, например, утенка, желтый кубик, желтое колечко от пирамидки. В зеленый - зеленые игрушки, и т.д. Когда малыш играет на полу, вывезите поезд со звуками: «Чух-чух-чух!» Ребенок, конечно, заинтересуется. Повозите поезд вместе, пусть малыш теперь сам изображает звуки идущего пассажирского «состава». Предложите рассмотреть, кто едет в поезде. Потом вместе «высадите» пассажиров - выкладывайте игрушки, проговаривая: «Утенок желтый, он едет в желтом вагончике…» Когда все пассажиры «сойдут на станции», можно снова посадить их в вагоны. «Садятся» игрушки в вагончики своего цвета, помогите малышу не ошибаться в различении цветов.
По мере взросления ребенка добавляйте вагончики других «чистых» цветов: голубой, оранжевый, коричневый и т.д. На вагончиках потом можно нарисовать крупно цифры по порядку: 1, 2, 3 и т.д. Малыш в игре легко запомнит названия цифр при счете, а также порядковые номера: первый, второй, третий и т.д.
Тоннель – это игрушка из больших коробок, в которые свободно войдет ребенок. Если в доме у вас найдется большая картонная коробка из-под крупной бытовой техники, можно поиграть в тоннель. Раскройте с двух сторон и закрепите игрушку из большой коробки, чтобы она случайно не упала (малыш может напугаться и наотрез откажется играть). Потом покажите, как весело катится по тоннелю мячик, прокатив его несколько раз туда и обратно. «Проведите» по тоннелю игрушечный поезд или машинку, а если позволяют размеры коробки, то проползите по тоннелю сами, своим примером вдохновите кроху. Если ребенок все же опасается, не настаивайте, поиграете в другой раз.
Разнообразные игры с картонной коробкой могут быть развивающими. Для этого можно воспользоваться идеями, предлагаемыми далее. Сделанные своими руками игры из картонных коробок позволят развить ребенку индивидуальность и нестандартный взгляд на окружающий мир.
Волшебная коробка. Это не игра в коробку с игрушками, а палочка-выручалочка, когда маме надо некоторое время позаниматься своими делами. Данные игры с картонной коробкой нужно начинать с подготовительного этапа. Возьмите большую прочную коробку, например, из-под обуви. Оклейте или раскрасьте ее поярче. Крышку приклейте к коробке, но сначала прорежьте сверху достаточно большое отверстие, чтобы малыш мог просунуть внутрь руку и вытащить «сокровище». Совет: делайте отверстие с запасом, ребенок этой коробкой будет играть в течение долгого времени. Внутрь положите любые предметы или игрушки, здесь важно, чтобы они были безопасны - без острых углов, не хрупкие. Малышу объясните, что эта коробка очень нужна самой маме (или папе), но иногда и ребенок может с ней поиграть. В обычные дни коробка должна быть спрятана, выдавайте ее, когда вам действительно это необходимо. Время от времени, когда ребенок не видит, игрушки и предметы внутри коробки заменяйте. Можно прятать в ней и старые игрушки, которые малыш давно не видел. Тогда для ребенка игра по «добыче сокровищ» будет самым настоящим волшебством - откуда-то в коробке появляются новые предметы! И старый мячик, и машинка, и пупсик!
Что внутри коробки? Чтобы сделать эти развивающие игрушки из коробок, вам понадобятся три крепких элемента с крышками, они должны быть разного размера, чтобы помещались одна в другой. Например, коробка для взрослой обуви, для детской обуви и небольшая коробка из-под какой-нибудь игрушки. Украсьте детские игрушки из коробок (как это сделать, прочитаете чуть ниже, после описания самой игры).
Играть лучше на полу или на коврике. Предложите малышу поиграть «вот с этой большой зеленой коробкой с кружочками». Пусть малыш назовет размеры (большой, средний, маленький) и цвета кружочков. А потом предложите посмотреть, что внутри. Пусть ребенок попробует сам открыть крышку, но если ему это не удается, не открывайте сами, а покажите, как нужно это сделать. Открыв коробку, малыш обнаружит внутри еще одну. «Ой, смотри, внутри еще коробка! Желтая! Что на ней нарисовано? Треугольники!» Когда ребенок справится с крышкой, он найдет внутри следующую коробку. Прокомментируйте: «Еще коробочка! Какого она цвета? Красная. Какие фигуры на ней? Вот прямоугольник, а это квадрат! Давай откроем коробочку!» Внутри третьей коробки малыша ждет награда-сюрприз - небольшое лакомство (например, кусочек любимого печенья) или новая игрушка. А можете положить старую игрушку, с которой ребенок давно не играл. Он обрадуется встрече со «старой знакомой», с удовольствием с ней поиграет. В конце игры предложите крохе «собрать коробочки, как было вначале». Помогайте, подсказывайте, ободряйте и хвалите малыша: «Где у нас крышка от маленькой коробочки? Теперь давай поставим красную коробку в желтую. Вот так. Как хорошо получилось у Сашеньки! молодец!» и т.д.
По поводу «украшения» коробок. Чтобы эти емкости послужили вам для дальнейших игр, можно самую большую коробку раскрасить зеленым цветом (или оклеить зеленой бумагой), а на крышку и по бокам приклеить несколько разноцветных кругов разного размера. Среднюю коробку сделать желтой с треугольниками, а маленькую - красной с прямоугольниками. Тогда можно будет играть в игры по распределению: «Все красные игрушки - в красную коробку, желтые - в желтую, а зеленые - в зеленую…» Или: «Все круглые предметы - в коробку с кружочками, предметы, похожие на треугольники, - в желтую коробку с треугольниками, а все, что похожи на квадраты и прямоугольники, - в маленькую…» Можно раскладывать игрушки по размерам: большие, средние, маленькие… Можно играть в «светофор» - ставить коробки по порядку друг на друга и называть по порядку цвет: зеленый, желтый, красный… Да и уборка комнаты после игр пойдет веселее, если малышу дать задание «спрятать» игрушки в «домики» по какому-нибудь признаку. Как видите, оклеивая коробки предложенным способом, вы можете приготовить «на будущее» еще несколько очень полезных для развития ребенка игр.
Статья прочитана 3 117 раз(a).
Игра в детском саду - неотъемлемая часть жизни ребят. Игра и обучает, и развлекает, и мирит, и успокаивает. Каждый воспитатель стремится сделать развивающую игровую среду своей группы насыщеннее и богаче. Какие же игры наиболее актуальны в разных возрастных группах и как изготовить их, не затратив много времени и сил?
Феномен игры привлекал внимание педагогов и психологов во все времена. Поначалу игру ребёнка считали действием, направленным единственно на получение удовольствия, радости, служащим для развлечения и забавы. Но серьёзные научные исследования ведущих специалистов в области педагогики и детской психологии доказали: игра - это мощный инструмент, которому под силу решить самые сложные задачи образования, воспитания и развития малышей. Мало того, недостаток игр и игровых действий ведёт к самым неприятным последствиям: торможению интеллектуальных процессов, трудностями в социализации, даже возникновению стресса у детей.
В дошкольных образовательных учреждениях игры сопровождают малышей почти всё время: в первую и вторую половину дня, в разные режимные моменты, на занятиях и прогулках. Это помогает не только выполнить программные требования, но и способствует укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Игра жизненно необходима ребёнку, почти так же, как сон и еда
Поскольку психология детей раннего (третий год жизни), младшего (четвёртый-пятый) и старшего (шестой-седьмой год) дошкольного возраста имеет свои особенности, то и организация игр в эти периоды преследует несколько различные задачи, которые расширяются и усложняются по мере взросления детей.
На третьем году жизни ведущей деятельностью ребёнка ещё остаётся предметная, на смену которой постепенно приходит игровая, поэтому основой игр служат разнообразные практические действия с предметами. Сюжетные игры начинают своё становление с отобразительных - отражающих увиденное ребёнком в реальном мире. Основные виды игр в этом возрасте таковы:
Задачи игровой деятельности в раннем возрасте (согласно образовательной программе «Детство»):
Для раннего возраста характерны:
Дети раннего возраста играют рядом, но не взаимодействуют друг с другом
Младший дошкольный возраст немыслим без игр. Это отражается и в значительном их многообразии по сравнению с этапом раннего детства. Задачи игровой деятельности в этом возрасте усложняются и включают в себя:
Дети четвёртого года жизни уже учатся делиться игрушками, уважать чужие интересы
Виды игр в младшем дошкольном возрасте:
Ведущими психологами доказано, что именно игра способствует быстрому и правильному формированию жизненных компетенций, которые упростят процесс адаптации к школьной жизни и помогут ребёнку в дальнейшем:
Учитывая возросшие требования, усложняются и задачи, возлагаемые на игровую деятельность:
К играм, используемым в младшем дошкольном возрасте, прибавляются фантазирования. В них подражают не реально существующим взрослым с определённой профессией (водитель, космонавт, строитель), а персонажам сказок и легенд, наделённым свойствами, которыми бы хотели обладать и ребята: фее, волшебнику, великану, русалке.
Такие игры имеют большой потенциал в области развития креативности и воображения, но не менее важно и нравственное воспитание. Наделённые особыми способностями герои всё равно должны оставаться добрыми: великан не ломает, а помогает построить красивый город, волшебник делает только добрые чудеса. Если ребёнок в фантазийной игре проявляет агрессию, стремится к разрушению, это сигнал для воспитателя обратиться к психологу.
Приёмы организации и руководства детской игрой делятся на три группы. В первую входят те, что связаны с обогащением детей необходимыми знаниями об окружающем мире, деятельности людей, разнообразии профессий и отношений между людьми:
Экскурсия дошкольников в аптеку, магазин, банк даст ценный опыт, который дети используют в сюжетной игре
Во вторую группу входят приёмы, которые имеют своей целью непосредственно развивать и формировать игровую деятельность:
Третья группа включает в себя приёмы, связанные с изготовлением игровых материалов, оборудования, предметов для игр:
Особое значение в старшей и подготовительной группе приобретают игры, связанные с развитием интеллекта, мыслительной сферы:
Особое внимание в старшей группе уделяется логическим и творческим играм
Разнообразие и богатство игровой деятельности детей в первую очередь зависит от воспитателя, от того, творческая ли он натура, увлечён ли своим делом. Ведь именно эти качества помогают педагогу создать в пространстве группы ту самую развивающую игровую среду, которая будет стимулировать развитие ребёнка и побуждать малышей к игре.
Для самых маленьких детей воспитатель может создать игры своими руками, комбинируя различные предметы, а также используя их в необычном ключе. В большинстве своём это игры на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики. С ростом детей усложняются и игры, игровые пособия могут уже быть предназначены для сюжетно-ролевых процессов, разных видов театрализации и т. д.
Малыши очень любят забавные игры с прищепками. Изготовить такие легче всего:
Крышки можно навинчивать на срезанные и приклеенные на картинку верхние части бутылок с горлышками. Можно проделать в них отверстия и использовать для нанизывания, как крупные бусы, а также раскладывать по цвету.
Предметы для прикручивания крышечек могут быть самыми разнообразными Яркие пластиковые крышечки ещё и легко моются Крышки можно также раскладывать по цветам в стаканчики
Здесь игровое поле состоит из изображения и деталей, которые нужно к нему «пришнуровать» - прикрепить шнурками или толстыми нитками.
Добрые и милые картинки вроде солнышка можно потом подарить маме Ребёнок должен запомнить - колеса машине нужны Задание прикрепить к яблоньке яблоки можно использовать на занятии о природе Тучка и дождик - хорошая иллюстрация к рассказу о путешествиях Капельки
Это пособие для пальчиковых игр не требует материальных затрат и особого труда. Всего лишь нужно распечатать готовые шаблоны персонажей с отверстиями для пальчиков. Дети надевают куклу на пальчики и «ходят» ими, выполняя действия согласно словам игры.
Бумажные куклы с отверстиями для пальчиков сделают упражнение занятной игрой
Существует и второй вариант пальчиковых кукол: они шьются из ткани по типу напёрстков. Использовать их можно для игры, гимнастики, театрализации.
Самодельные пальчиковые куклы по сказке «Репка» увлекут малышей и вызовут интерес к театральной постановке
Это инновационное игровое оборудование даёт безграничный простор фантазии как педагога, организующего игру, так и ребёнка. Состоит оно из просторного пластикового контейнера без щелей и отверстий, наполненного:
Всё это можно зарывать и откапывать, переставлять по своему усмотрению, компоновать.
Восторг детей, занимающихся сенсорной коробкой, их увлечённость трудно себе представить. Малыши просто счастливы, получив такое пособие в своё распоряжение. Ведь их поле деятельности и разнообразие действий здесь поистине не имеет границ. Сенсорные коробки для детей помладше делают с меньшим числом предметов (8–10), для старших до 20.
Использование сенсорных коробок должно проводиться под строгим контролем воспитателя, чтобы дети не могли проглотить, засунуть в нос или ухо части наполнителя: крупу, пуговицы и т. д. Хранят коробки закрытыми, доступ к ним для детей ограничивают.
Детям раннего возраста предлагают коробки, в которых предметы не объединены темой. Для детей постарше можно придумывать коробки разных тематик:
Сенсорная коробка «У бабушки в деревне» позволит детям обыграть летние впечатления Сенсорная коробка «Дары осени» отлично впишется в занятие, посвящённое временам года А коробка «Пляжный отдых» понравится детям постарше, имеющим представление о море Коробка «Африканские животные» поможет детям освоить знания о фауне жаркого континента Коробка «Космические приключения» подстёгивает фантазию и поощряет интерес к астрономии
Конечно, большую часть оборудования и предметов для сюжетных игр приобретают уже в готовом виде, в магазинах. Это всевозможные виды транспорта, конструкторы, коляски, куклы, кукольная мебель и посуда, игрушки, изображающие животных и т. д. Без них создание игровой среды немыслимо.
В специализированных магазинах сейчас можно приобрести и игрушечную аптеку, и супермаркет, и автостоянку. Дети любят эти игрушки и с удовольствием ими пользуются. Но ещё большую радость они испытывают от самодельного игрового оборудования, особенно если сами принимали участие в его изготовлении.
Нынче никого в детском саду не удивишь сюжетно-ролевой игрой «Больница», «Детский сад», «Школа». А вот придумать и воплотить игры «Банк», «Ателье», «Кафе», «Почта» - другой вопрос. Многие воспитатели, особенно молодые, считают, что изготовить оборудование к таким играм очень сложно, однако это не так.
Для этой игры потребуется такое оборудование и атрибуты:
Банкомат несложно изготовить из больших картонных коробок, как и место кассира. Денежные знаки можно нарисовать вместе с детьми, предварительно рассмотрев настоящие купюры. Отличительной чертой всех купюр является крупное изображение какого-либо объекта в центре (архитектурной памятки, портрета). Учитывая эту особенность, дети могут изобразить на самодельных купюрах символ своей группы (гнома, Белоснежку, колокольчик). Это придаст игре оригинальности: у группы появится своя валюта.
Получить деньги из игрушечного банкомата интересно всем «клиентам»
Следует помнить, что сюжетно-ролевая игра «Банк» сама по себе не принесёт серьёзной пользы, поскольку дети научатся лишь узкому кругу действий (снимать деньги с карточки, брать и выдавать их в кассе). Важно донести до детей, что деньги в банке берут не просто для любых покупок, а чтобы открыть какой-либо бизнес, большое собственное дело: магазин, ферму, строительство.
На следующий день после игры в банк детям стоит предложить поиграть в кафе, ателье, строительство дома, подчеркнув, что деньги на покупку необходимого оборудования (витрины, транспорта, строительных материалов) были вчера взяты в банке.
Через некоторое время игру в банк стоит повторить, изменив игровые задачи - теперь уже «клиенты» не берут, а возвращают кредиты, рассказывая, как заработали прибыль, какое собственное дело открыли, например: Оля, Таня и Катя устроили кафе, изготовили и продали много пирожных и тортов, теперь они возвращают деньги в банк, потому что такой уговор был с самого начала.
О процентах по кредиту дошкольникам говорить рано, им предлагают для игры упрощённые правила: взял и вернул ту же сумму.
Большое значение имеет культурно-эстетическая сторона игры: нужно напоминать детям, что работники банка всегда выглядят аккуратно, приветливы и терпеливы с посетителями. Будет замечательно, если столы «банковских работников» будут украшены цветами, «рекламными проспектами», которые тоже нарисуют сами дети.
Кассир очень вежлив со своим клиентом
Оборудование к игре «Почта» также изготавливается из подручных материалов:
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта» не потребует больших затрат
Оборудование и атрибуты к игре «Ателье» также помогут изготовить отзывчивые родители малышей. Папам вполне под силу сделать «плечики» из проволоки и простейшие манекены, а мамы и бабушки сошьют десяток нарядных платьев. Обрезки ярких тканей и журналы мод дополнят игровую среду. Но как же играть в ателье? Раскраивать и резать ткань детям даже подготовительной группы трудно, да и дороговато выйдет постоянно обновлять игровые материалы.
Создать красивое ателье для кукол помогут родители детишек
Выход прост: примените в игре раскрой и декорирование платьев для бумажных кукол. Пусть дети моделируют, выдумывают фасоны, раскрашивают одежду для кукол - но для бумажных и на бумаге. Обыграть это можно так: «мама» (большая объёмная кукла) привела свою «дочку» (бумажную куклу), чтобы ей сшили нарядное платье.
Маленькие модельеры охотно изготовят бумажную одежду для кукол и украсят её согласно собственной фантазии
Кроме богатой игровой среды, необходимо создать в групповом помещении среду развивающую и мотивирующую к игре. Так, чтобы стимулировать детей к играм, имитирующим профессиональную деятельность взрослых, в зоне сюжетных игр можно разместить фотографии людей разных специальностей в нарядных рамках: пилота, космонавта, моряка, строителя, учителя, хлебороба. Украсит группу и принесёт большую пользу развитию детишек красочное панно «Город мастеров», где будут изображены разнообразные дома, а в их окнах - занятые тем или иным трудом люди (пекарь, швея, цветовод).
Домик, где живут доктор и швея, станет частью Города мастеров
Атрибутами для имитационных и театрализованных служат фигурки сказочных персонажей, а также шапочки и маски различных героев, животных, солнышка, тучек и т. д. Их воспитатель может распечатать, найдя шаблоны в интернете, но может проявить творческие способности и нарисовать самостоятельно. Эти же шапочки и маски можно использовать для подвижных игр. Несложно изготовить собственноручно разнообразные виды театров: варежковый, на конусах, театр коробок, на ложках.
Для режиссёрских игр вполне подойдут наборы некрупных животных, пупсы, куколки, а также мебель и транспорт соответствующего размера. Эти игрушки можно взять из сенсорных коробок и хранить отдельно, в открытых контейнерах, чтобы дети имели к ним доступ.
Атрибуты для режиссёрских игр удобно хранить в пластиковых контейнерах или коробках
Атрибуты для режиссёрских игр не должны иметь опасных мелких частей, также следует регулярно проверять, прочно ли держатся колёса машинок, ручки и ножки мелких пупсов и прочие детали игрушек.
Для полноценной образовательной деятельности необходимы разнообразные и интересные дидактические игры, соответствующие возрасту детей и способствующие решению образовательных задач. Это игры:
Большинство из них - настольно-печатные, воспитатель может изготовить их, использовав текстовый редактор Word или же нарисовать от руки. Они ценны тем, что:
Победителя с «зимним» полем можно попросить прочитать стишок на тему Нового года Игру можно включить в план занятия непосредственно образовательной деятельности по смене времён года Победителя с летней карточкой можно попросить придумать рассказ о лете Можно сыграть несколько раз, меняя поля у детей
Перед игрой с детьми проводится цикл бесед о происхождении предметов вокруг нас. Детям рассказывают, что всё вокруг либо относится к миру природы, либо создано руками людей. Чтобы закрепить эту информацию и проверить, все ли её усвоили, можно провести игру на умение классифицировать предметы по источнику происхождения. Детям раздают игровые поля, на которых изображены объекты-подсказки. Игровая задача состоит в том, чтобы разложить по игровым полям набор картинок в соответствии с тем, относятся они к неживой или живой природе либо сделаны руками людей.
Можно проверить, понимают ли дети, что значит «Живое» (растения и животные) «Неживое» - карточки с погодными явлениями и неодушевлёнными объектами По сути, игра проста, но полезна для освоения понятия «Рукотворное» и др
В игре «Поймай первый звук» малыши не только учатся делить звуки на гласные и согласные, но и определять твёрдость и мягкость согласных
Игра «Две корзинки» учит старших дошкольников определять не только первый звук в слове, но и первую букву в его написании
На трёх (или двух в начале года) полосках изображено определённое количество предметов. Дети считают их и выкладывают нужную цифру в специальном окошке.
В окошке справа дети выкладывают нужную цифру
Эта игра развивает память, внимание, воспитывает любовь к порядку
В каждой группе старшего дошкольного возраста желательно иметь «банк логических игр» в отдельной папке или коробке. Это игры на поиск:
Это могут быть распечатки заданий из интернета, а также разнообразные разрезные картинки, дощечки с кнопками и другие предметы, которые можно изготовить самостоятельно - часто не просто игры, а полноценные методические пособия для развития мышления и логики. Лучше, если детишки будут заниматься с ними под присмотром воспитателя (а касательно дощечек - это вообще необходимость)
Ребёнку лучше заниматься логическими заданиями под присмотром педагога Задание «Какой домик следующий?» заставит малыша подумать Задания на логику можно дополнить заданиями на внимательность Многие дети очень любят рисовать, и это ключ к пробуждению их интереса к логическим заданиям Дощечка с кнопками и резинками помогает детям окунуться в мир геометрии Дощечка с кнопками и резинка пригодится и на занятиях по математике
Дидактическая игра не имеет строгих временных рамок, но определённая логическая структура у неё есть. С учётом использования учебного времени и степени сложности игрового действия различают игры-миниатюры, которые занимают 3–5 минут, игры-эпизоды - 5–10 минут и игры-занятия длительностью до 20 минут.
Структура дидактической игры:
Этап игры-занятия | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материалы |
|
Вступительная часть | Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я проходила мимо нашего детского сада и увидела двух волшебниц. Они разговаривали о нас! Мне удалось записать их разговор, послушайте, о чём они спорили. Аудиозапись. Первая волшебница: - Мне нравится этот детский садик. Тут ребята такие весёлые, выдумщики, фантазёры, они умеют и знают очень много интересного! Вторая волшебница: - А я не верю, что они умеют фантазировать, они ещё маленькие! Наверное, они не умеют ни рисовать, ни делать поделки! Воспитатель: - Конечно же, я подошла и заступилась за ребят из нашего садика, ведь они и вправду умеют и знают очень много. Но недоверчивая волшебница захотела вас проверить и дала нашей группе трудное задание. Хотите знать, какое? (Демонстрирует воспитанникам листы бумаги с геометрическими фигурами). Она дала мне эти геометрические фигуры и сказала, что только самые-самые лучшие фантазёры и волшебники сумеют превратить их в предметы или даже животных. Как думаете, ребята, сможем ли мы оживить эти фигуры? Как же это можно сделать? Дети читают стихотворение:
|
Основная часть | Воспитатель: - Замечательно! Значит, с работой мы легко справимся. Но давайте вспомним правила игры:
Подготовим пальчики к работе.
Вот мы и размяли наши пальчики, можно и задание выполнять. Выбирайте фигуры и приступайте к работе.
|
Заключительная часть | Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, обсуждает, расспрашивает детей об их замыслах, хвалит за проявленную фантазию. Детские работы оформляются в виде декоративного фриза и выставляются по низу окон группы, «чтобы их увидела недоверчивая волшебница». |
Логическое завершение | Логическим завершением занятия является работа воспитателя на следующий день. Педагог приносит в группу яркую коробку и сообщает малышам, что встретила недоверчивую волшебницу. Та увидела красивые картинки, которые «оживили» дети, и поняла, что ребята настоящие фантазёры и мастера. Волшебница просит у детей прощение за свою недоверчивость и дарит им подарки. В коробке находятся медали с изображением весёлого человечка и надписью «Лучшему фантазёру». Медалей и листов с геометрическими фигурами нужно изготовить с запасом. Поскольку игра проводилась в свободном режиме, как самостоятельная художественная деятельность, некоторые дети могли отказаться играть в неё. Также в группу могут прийти дети, которых не было вчера. Естественно, после такого продолжения событий им тоже захочется изготовить «живую фигуру» и получить медаль от волшебницы. Воспитатель должен предоставить всем не участвовавшим ранее в игре детям такую возможность. А те, кто уже выполнял задание, помогут товарищам. |
Детство - пора радости и чудесных открытий. Прекрасно, если оно пройдёт в игре: полезной, увлекательной, развивающей. Работники дошкольных образовательных учреждений прилагают все усилия, чтобы сделать каждый день пребывания малыша в саду ярким, незабываемым и весёлым. А помогают им в этом разнообразные игры, порой необычные и волшебные, а также фантазия и педагогическое мастерство. У педагога, который наполняет пространство своей группы разнообразным, стимулирующим детское мышление и творчество материалом для игр, воспитанники растут настоящими умейками и любознайками.