Авторские игровые технологии в детском саду. Игровые технологии в ДОУ: классификация игр

Авторские игровые технологии в детском саду. Игровые технологии в ДОУ: классификация игр

Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР- детского сада №31 Черакшева Галина Павловна

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» . Фридрих Фребель.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

«Игровая технология» , должна отвечать обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя

Создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".

Роль воспитателя заключается в наблюдении

Зайцев Николай Александрович (р. 1939) педагог-новатор из Санкт-Петербурга

Бори́с Па́влович Ники́тин (21 января 1916 - 30 января 1999) - один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества.

Золтан Дьенеш (1916-2014)

Всемирно известный венгерский

педагог и математик, профессор.

Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения.

С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Джордж Кюизинер

Бельгийский учитель

начальной школы (1891-1976)

Разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Железновы Сергей Станиславович Екатерина Сергеевна

Достоинства игровых технологий

игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;

игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;

посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;

игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Игровые технологии в ДОУ

Применение игровых технологий в ДОУ

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игре присущи черты:

Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.

Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.

Функции игры:

1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)

2. Коммуникативная

3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)

4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

Так Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры) .

Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:

1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.

2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.

П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:

1. Имитационные (подражательные)

2. Подвижные (игры с правилами)

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:

I. Творческие игры:

1. режиссерские,

2. сюжетно-ролевые,

3. театрализованные,

4. игры со строительным материалом

II. Игры с правилами:

1. Подвижные игры:

По степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)

По преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)

По предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

2. Дидактические игры:

По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

Выделяют три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры:

Игра-экспериментирование:

Структура занятия-экспериментирования

А) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Б) Тренинг внимания, памяти, логики мышления

В) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.

Г) Уточнение плана исследования

Д) Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Е) Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Ж) Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов.

Этапы экспериментально-исследовательской работы:

1. Определение и постановка проблемы.

2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.

3. Непосредственное проведение эксперимента.

4. Обобщение полученных данных.

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно – отобразительные

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Театрализованные

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

Игры обучающие:

Дидактические

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Досуговые игры:

Игры-забавы

Игры-развлечения

Интеллектуальные

Празднично-карнавальные

Театрально-постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:

Традиционные или народные

Классификация игр детей дошкольного возраста

Классы игр Виды игр Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

1. Игры с природными объектами.

2. Игры со специальными игрушками для исследования.

3. Игры с животными

Сюжетные самодеятельные

1. Сюжетно-отобразительные.

2. Сюжетно-ролевые.

3. Режиссерские.

4. Театрализованные

Игры по инициативе взрослого

Обучающие

1. Сюжетно-дидактические.

2. Подвижные.

3. Музыкально-дидактические.

4. Учебные

Досуговые

1. Интеллектуальные.

2. Игры-забавы, развлечения.

3. Театрализованные.

4. Празднично-карнавальные.

5. Компьютерные

Игры народные

Обрядовые

1. Семейные.

2. Сезонные.

3. Культовые

Тренинговые

1. Интеллектуальные.

2. Сенсомоторные.

3. Адаптивные

Досуговые

1. Игрища.

2. Тихие игры.

3. Игры-забавы

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

1. Бытовые (игры в семью, детский сад)

2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)

3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенностью режиссерской игры является то, что партнёры (игрушки заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Ребенок учится распоряжаться своими силами. Важнейшее условий для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Дома дети любят играть под столом, в спальне, поставить вокруг стулья, кресла.

Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) .

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, спецификой детской театрализованной деятельности:

1. Спектакль – дети как актеры выполняют каждый свою роль.

2. Настольный театр с объемными или плоскостными фигурками.

3. Фланелеграф (показ сказок, рассказов на экране)

4. Теневой театр

5. Театр петрушки

6. Театр – бибабо (на ширме)

7. Театр марионеток (водят по сцене, дергая сверху за нитки, закрепленные на планках)

8. Игрушки – самоделки (из бросового материала, вязаные, сшитые и др.)

Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Помимо творческих игр существуют и другие виды игр, среди которых обычно игры с правилами (подвижные и настольные) .

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

Игрушки,

Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена)

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)

Совершенствовать речь

Развивать все психические процессы

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Виды настольно-печатных игр:

Лабиринт

Разрезные картинки, пазлы

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? ») .

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов.

Дидактическая (обучающая) задача – основной компонент.

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация)

Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста.

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

В группе среднего дошкольного возраста воспитатели вместе с детьми изготавливают множество предметов – заместителей, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.

В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы.

Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.

Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.) .

Содержанием этих игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Организации игр предшествует обсуждение общего замысла. Участвуя в играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приёма «как будто» (например, «как будто мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Марина Алексеевна Гаврильченко

Актуальность использования современных игровых технологий в ДОО заключается в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

С введением ФГОС ДО дошкольное образование стало первой ступенью в образовании. Для успешного развития детей дошкольного возраста актуальны игровые технологии .

Раньше в ДОУ проводились занятия в урочной форме с использованием игровых элементов . Сегодня ведущим видом деятельности является игра, точнее комплекс игровых упражнений , которые тесно переплетаются в зависимости от темы.

Умение правильно подобрать игровые методики – залог успешной работы. Благодаря игровым технологиям учебный процесс легко проходит в течении всего дня в режимных моментах.

Ни для кого не секрет, что игровая педагогическая технология – это наука о способах взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик , объединенных одной темой.

Практика показала, что использование игровых технологий в нашем ДОУ существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным. Отсюда повысился уровень усвоения детьми знаний.

В работе с детьми в нашем ДОУ используются традиционные печатные настольные игры (лото, домино, шесть картинок, пазлы и т. д., а так же элементы современных игровых технологий .

Методика Марии Монтессори.

Эта методика в большей степени применяется в группе раннего возраста и младших группах дошкольного возраста, которая способствует развитию мелкой моторики, сенсорному развитию. Она интересна тем, что материалом для развития служат подручные предметы (чашки, ложки, стаканчики, крупы, ситички и т. д.)

Мы знаем, что маленькие дети учатся, совершая какие-либо действия. В то время, когда взрослый может научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию. Ребенок же всему обучается практически только через собственное действие.

В данной методике весь дидактический материал можно разделить на пять зон :

Зона практической жизни (здесь дети учатся обслуживать себя и окружающих) ;


В зоне сенсорного развития ребенок учится различать предметы по признакам (цвет, вес, форма, длина, высота и т. д.) В эту зону входят материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние;


Математическая зона объединяет материалы, помогающие ребенку усвоить математические операции (сложение, вычитание, деление, дроби) ;


В языковой зоне дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку всегда доступны карандаши, сборный алфавит, магнитная доска, буквы различной величины.


В космической зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры, с историей культуры разных народов.


Данная методика не ограничивает рабочее пространство. Воспитанники могут перемещать игрушки.


Однако стоит помнить, что каждая игра заканчивается уборкой, т. к. порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори.


Так же в нашем ДОУ применяют элементы игровой технологии Никитиных . Эта методика интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов)

Эта методика рассчитана не столько на детей, сколько на совместную игру воспитанников с педагогом.

Методика Никитиных включает в себя головоломки для развития логического и образного мышления, набор задач, направленных на распознавание и достраивание различных образов, которые можно выполнить с помощью квадратиков по принципу пазла или конструктора.

Ниболее популярны в нашем ДОУ такие игр, как «Сложи узор» , «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Точечки» .

Игра «Сложи узор» включает в себя 16 кубиков одного размера, каждая из граней которых покрашена в синий, белый, желтый и красный цвет, а оставшиеся две грани имеют диагональное разделение (желто-синее и красно-белое)


Игра «Уникуб» состоит из 27 кубиков. Каждая из граней покрашена в желтый, синий и красный цвета. В итоге должно получитья по 54 грани красного, желтого и синего цвета.


Эта игра больше рассчитана на старший дошкольный возраст. Благодаря этой игре в будущем ребенку легко будет освоить такие науки, как математика и черчение.

Игра «Сложи квадрат» выглядит, как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собрать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.


Как правило, сначала требуется активное участие взрослых, но затем ребенок может заниматься уже самостоятельно. При этом нельзя ему подсказывать, надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если у ребенка не получается, то следует упростить задание, либо временно оставить эту игру.

Дидактический материал «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 фигур трех цветов (синий, красный и желтый)


Сразу хочу предупредить, что этот набор рассчитан на совместные занятия детей со взрослым.

Самостоятельные игры детей с блоками Дьенеша не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.

Можно использовать специальный вспомогательный альбом, но как показала практика, детям больше нравится играть с блоками произвольно.

Параллельно с блоками Дьенеша в ДОУ используются палочки Кюизенера . Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10 см.


Палочки Кюизенера широко применяются в образовательной области «Познавательное развитие» . Они помогают ребенку научиться :

Различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху) ;

Осознать математические понятия («число» , «больше» , «меньше» , «столько же» , «фигура» , «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;

Осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;

Освоить навыки – сложение и вычитание;

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

К сожалению, готовое пособие очень дорогое, поэтому воспитатели изготовили это пособие из двухстороннего картона.

Не могу не отметить дидактические игры Воскобовича.

На сегодня эта игровая технология включает в себя около 50 игр. В нашем ДОУ применяются игры «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича, которые воспитатели сделали своими руками.

Игра «Геоконт» представляет собой фанерную доску, на которой изображена координатная сетка и прибито 33 канцелярских кнопок.


Игра «Квадрат Воскобовича» представляет собой гибкое поле, на которое приклеено 32 треугольника двух или четырех цветов.

Уникальная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объемных фигур с различным рисунком.


Эта игра учит конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве.

Методика Сегена представляет дидактические кубы, доски с вырезанными на ней окошками.


В эти прорези вставляются различные вкладки. Нами используются как купленные пособия по методике Сегена, так и сделанные своими руками.


Изготовлены они из различного материала. Но хотелось бы подробнее остановиться на таком интересном материале, как фоамиран. Это достаточно новый материал, в состав которого входит винилацетат, который представляет собой вспененную резину, еще его называют пластичной замшей.


Из этого материала изготовлены такие пособия, как шнуровки, доски Сегена, игра «Собери квадрат»

Палитра цветов позволяет фантазировать. Этот материал хорошее подспорье такому материалу, как фетр. Он значительно дешевле.

Подводя итоги, хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий , положительно влияют на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, т. к. обладают двойной направленностью : на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям, понимание математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности - в игре.

Что такое игровые технологии в детском саду

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С., советский педагог и писатель

Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.

Игровая педагогическая технология предусматривает отбор, разработку и подготовку игр, включение в них воспитанников ДОУ, контроль хода игры, подведение итогов

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

  • делает ребёнка более активным;
  • повышает познавательный интерес;
  • развивает память, мышление и внимание;
  • способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

  • развивает логическое и критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • поощряет проявление инициативы;
  • способствует физическому развитию.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Цели и задачи игровых технологий

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

  • Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
  • Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
  • Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь. Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.

В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра заметно усложняется. Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей.

Ролевая игра помогает детям осознать социальную важность многих профессий и занятий

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист

По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.

Приёмы игровых технологий

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

При выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает на своём примере, как и что нужно делать

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Виды игровых технологий в ДОУ

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
  • группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Существуют разные классификации игр, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

Виды игр Примеры игр
Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного
  • «Цветик-семицветик». Можно использовать на занятии по английскому языку: берётся цветок со съёмными лепестками, детям нужно по очереди называть цвет каждого на английском. Если кто-то ошибается, начинают с начала.
  • На занятии по измерению длины для закрепления дети могут пытаться помочь игровому персонажу - мышонку, которому нужно выбрать самый короткий путь до норки, чтобы спастись от кота. Ребятам даётся условная мерка, а также рисунок, где изображены 3 маршрута до норки, которые нужно измерить и сравнить.
Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его Игры с использованием счётных палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.
Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу
  • «На что похожа клякса». Детям нужно придумывать предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок, который увидит больше предметов.
  • «Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро изобразить.
  • «Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок.
Развивающие коммуникативные способности «Поводырь для слепого». Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.
Диагностические игры Игры можно использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.

По виду деятельности принято делить игры на:

  • физические (двигательные);
  • умственные (интеллектуальные);
  • психологические.

Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано немало компьютерных игр и онлайн-сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому. Например, обучающий сервис «По складам» предоставляет множество бесплатных заданий для дошкольников.

Пример упражнения на развитие техники речи и логики: ребёнку нужно определить, какое изображение больше подходит к предложенному слову

Видео: коммуникативная игра «Море волнуется раз» с подробным описанием

https://youtube.com/watch?v=3Xgn2RkK9fU Video can’t be loaded: Утренний эфир / Игра «Море волнуется раз» (https://youtube.com/watch?v=3Xgn2RkK9fU)

Ещё один вид игровой технологии, который нельзя не упомянуть, - это проблемно-игровая. Ребёнок от природы любопытен, ему интересно экспериментировать, находить ответы на свои вопросы. Наиболее эффективен данный вид технологий для детей старшей и подготовительной групп, но для младших дошкольников такие игры также доступны. Суть в том, чтобы перед ребёнком была поставлена задача, решить которую он сможет, пройдя игру, и тем самым удовлетворив свой познавательный интерес. Дошкольнику должна быть предоставлена свобода в способах решения проблемы, однако у воспитателя должен быть заготовлен набор небольших подсказок, которые помогут юному исследователю встать на правильный путь.

Игрушка «Домик» помогает младшим дошкольникам развивать мелкую моторику, навыки счёта, логическое мышление

Для старших дошкольников в рамках этой технологии можно предложить игру «Детская поликлиника». Её главная цель состоит в том, чтобы показать детям, как важна профессия врача.

Примеры проблемных ситуаций:

  1. Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в детский сад, ему нужна справка.
    • Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где её можно получить? (В больнице).
    • Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей).
    • Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много).
    • А какой врач может дать справку? (Педиатр).
    • Больница находится далеко? (Да).
    • Как нам до неё добраться? (На автобусе).
    • На каком номере маршрута поедем или на любом номере? (На конкретном).
  2. Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку).
  3. Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа).
  4. Приехали на остановку «Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим сзади).
  5. В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта).
  6. Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечение его чтением стихотворений).
  7. Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей-специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).

Использование игровых технологий в ДОУ, методы работы

Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра - незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист. Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают. Рассмотрим возможности применения игровых технологий на разных видах занятий.

Игровые технологии в работе психолога

Дошкольный возраст - чрезвычайно важное время для формирования детской личности, и участие психолога в воспитательно-образовательном процессе необходимо для соответствия учебному процессу условиям ФГОС ДО. Основной же задачей педагога-психолога в ДОУ является развитие личности ребёнка. В работе этого специалиста игра выполняет следующие функции:

  • коммуникативную, освоение ребёнком умения общаться;
  • игротерапевтическую, помогает преодолевать трудности;
  • диагностическую, помогает выявить отклонения от нормального поведения, а также способствует процессу самопознания ребёнка в процессе игры;
  • социальную, помогает ребёнку усвоить общественные нормы и включиться в систему социального взаимодействия;
  • коррекционную, что выражается в положительных изменениях личностных показателей (доброта, отзывчивость, честность и др.).

Игры с песком помогают дошкольникам преодолеть свои страхи, расслабиться и стать увереннее в себе

Тактика работы психолога с воспитанником ДОУ должны выстраиваться так, чтобы ребёнок в игре мог воспроизвести те действия и ситуации, которые являются объектом его волнения (например, проблемы в семье). В статье Шведовской А. А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании можно познакомиться с интересным исследованием, которое будет полезно педагогам-психологам в ДОУ для практического применения. Также интересную картотеку игр составила педагог-психолог из Санкт-Петербурга Суханова М. А.

Игровые технологии в работе логопеда

Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т. п.

Ягольник А. А. Игровые технологии в работе логопеда

https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/ighrovyie_tiekhnologhii_v_rabotie_loghopieda

Видео: игровые приёмы в работе логопеда

https://youtube.com/watch?v=R_O3aJ2pbDw Video can’t be loaded: Игровые приемы в работе логопеда. (https://youtube.com/watch?v=R_O3aJ2pbDw)

Игровые технологии в работе дефектолога

На занятиях педагога-дефектолога игра также является неотъемлемой частью обучающей деятельности. Она помогает провести диагностику нарушений детей: значительные выводы о здоровье ребёнка можно сделать, наблюдая за его поведением в игре, отношением к игрушкам и другим детям. Для интеллектуального развития ребёнка крайне важны умения следовать правилам, использовать различные игрушки по назначению (и придумывать для них новые возможности), в старшем дошкольном возрасте - умение играть заданную роль и выстраивать сюжет игры. Желательно, чтобы в кабинете дефектолога были возможности для использования элементов Монтессори-педагогики: игры на развитие сенсорного восприятия свойств предметов (цвет, форма, размер и т. п.), игры на развитие зрительного и слухового анализаторов, игры, имитирующие исполнение трудовых функций, конструирующие игры с сюжетом и др.

Персонажи сказки «Колобок» могут быть собраны из конструктора в процессе изучения темы домашних и диких животных

Видео: игровые приёмы в работе с «неговорящими» детьми

https://youtube.com/watch?v=OROmbj6Qwjw Video can’t be loaded: Игровые приемы в работе с «неговорящими» детьми (https://youtube.com/watch?v=OROmbj6Qwjw)

Игровые технологии по экологии в детском саду

Экологическое образование в работе с дошкольниками стало крайне важным после появления постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Особенно интересны здесь ролевые игры, формирующие у старших дошкольников понимание социальной важности заботы об экологии. Например, игра «Строим город», по итогам которой дошкольники приходят к пониманию, что любое строительство возможно только при соблюдении экологических норм.

Игровой набор позволяет детям формировать городскую среду, продумывать расположение объектов, а также придумывать приключения для жителей городка

Для старших дошкольников интересны игры-викторины, позволяющие продемонстрировать знания об экологии, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Больше значение также имеют дидактические игры «Кто где живёт» и «У кого какой дом» (об экосистемах и средах обитания), «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов), «Что не так на картинке» (о правилах поведения на природе).

В моей практике интересные результаты показала игра «Помоги малышу вернуться домой». Цель игры: развить знания детей о местах обитания различных животных. Игровое условие: животное попало в чужую для него среду обитания. Дети должны выбрать карточки с теми существами, для которых эта среда родная, чтобы они помогли малышу. Выбирать одни и те же карточки несколько раз нельзя. Например, щенок оказался в реке. Для кого эта среда обитания родная? Дети выбирают картинки с разными видами пресноводных рыб (щука, ёрш, карась). Игра была предложена подготовительной группе детей. Любопытным наблюдением было то, что многие ребята проявляли сочувствие и симпатию к попавшему в чужую среду малышу, переживали за его возвращение домой.

Игровые технологии в патриотическом воспитании

Воспитание любви к Отечеству является одной из значимых задач в системе образования. Для дошкольников это чувство проявляется в познавательном интересе к национальным праздникам и традициям, уважении культуры своей страны, желании беречь достижения и ценности своего народа. Для этого можно применять дидактические игры на разучивание фольклора, изучение истории своей улицы и города, а также природы родного края.

Со старшими дошкольниками проводили интересную игру «Собери из фрагментов Герб Санкт-Петербурга» для закрепления знаний о символах города и развития логического мышления. Картинка состояла из 16 кусочков. По итогам сбора ребятам нужно было кратко описать словами элементы герба и рассказать об их значении.

Частью патриотического воспитания дошкольников является проведение творческих, театральных и интеллектуальных мероприятий, посвящённых важным датам отечественной истории.

Видео: театральная постановка «На привале» к празднику 9 Мая

https://youtube.com/watch?v=DgOB5zPplAc Video can’t be loaded: Театральная постановка На привале МАДОУ 364 (https://youtube.com/watch?v=DgOB5zPplAc)

Игровые технологии в театрализованной деятельности

Именно театральная деятельность в детском саду наиболее органично вмещает в себя элементы игры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрально-игровых технологий в обучении дошкольников во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованная деятельность в детском саду может выражаться в:

  • просмотре спектаклей и беседе по ним;
  • участии детей в играх-драматизациях;
  • коротких сценках на закрепление материала в конце занятия;
  • отдельных упражнениях на формирование выразительности исполнения.

Постановка сказки помогает детям не только лучше запомнить содержание, но и прочувствовать эмоции и характер персонажей

Видео: музыкально-театрализованная деятельность в детском саду

https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o Video can’t be loaded: Музыкально -театрализованная деятельность в детском саду (https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o)

Проведение занятия с использованием игровых технологий в ДОУ

Продолжительность занятия в детском саду зависит от возраста воспитанников и может составлять от 10–15 минут в младших группах до 25–30 минут в старшей и подготовительной.

Временной план занятия

Для всех видов непрерывной образовательной деятельности (НОД) временной план занятия можно разделить на 4 основных блока:

  1. Введение (до 3 минут). На данном этапе можно использовать игрушки или короткие игры в качестве мотивационного начала занятия. Хорошо подходит мотив помощи: задание детям даёт воспитатель от имени игрушки или сказочного персонажа, который попал в сложную ситуацию. Например, в начале художественного занятия к ребятам приходит Иван Царевич и рассказывает, что ему необходимо раздобыть чудесную птицу, но он понятия не имеет, как она выглядит. Дети должны помочь ему её отыскать. Далее воспитатель предложит рассмотреть картинки с птицами, изображёнными в разных стилях живописи и самим нарисовать их. Другой пример: на занятии по теме «Пара» (цель - уточнить понимание детьми понятия пары как двух предметов, имеющих общие признаки) детям предлагается помочь кукле Маше собраться на прогулку. Воспитатель выводит на слайд картинки с одним носком, одной варежкой, одним ботинком и спрашивает детей, чего же не хватает, чтобы Маша пошла гулять. Малышам нужно догадаться, что у изображённых предметов не хватает пары.
  2. Основной блок (до 15 минут). Во время подачи нового материала также не стоит пренебрегать играми. На занятии по развитию речи можно дать воспитанникам подготовительной группы задание по составлению слов из фишек с буквами. Также короткие игры стоит использовать во время физкультминуток для разминки (например, пальчиковые игры или подвижная игра «Третий лишний»).
  3. Закрепление (до 10 минут). Благодаря разнообразным играм на отработку изученного навыка материал урока намного лучше откладывается в памяти ребёнка. Например, для подготовительной группы хорошо подойдёт игра «Обратный счёт» на занятии по формированию элементарных математических представлений: дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку, при этом называя число (например, 10). Этот ребёнок должен назвать число меньше на один и передать мяч другому обучающемуся.
  4. Заключение (до 2 минут). На этапе подведения итогов занятия важно похвалить детей за их активность и любознательность, проговорить итоги игр, вклеить детям в дневники достижений (если таковые ведутся) поощряющие наклейки, ведь для дошкольников это во многом заменяет оценивание за счёт игровой формы.

В завершении занятия можно выполнить игровой ритуал дружбы, что способствует сплочению воспитанников

Таблица: пример конспекта занятия по игровым технологиям «Поможем гномам» в средней группе (фрагмент)

Автор Захарова Н., воспитатель МАДОУ ДСКН №6, г. Сосновоборск, Красноярский край.
Цель Обобщение полученных знаний по ФЭМП.
Задачи
  • Учить классифицировать по трём признакам: цвет, форма, величина;
  • закрепить счёт до четырёх;
  • развивать умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • формировать и развивать умение работать сообща в командах;
  • формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход занятия Упражнение на рабочий настрой «Мы стоим рука в руке…». Дети становятся в круг, взявшись за руки.
  • Мы стоим рука в руке,
    Вместе мы - большая сила.
    Можем мы большими быть, (Поднимают руки вверх)
    Можем маленькими быть, (Приседают)
    Но никто один не будет. (Исходное положение).
  • Что вам понравилось?
  • Что было труднее всего выполнить?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Игровые технологии в детском саду» «МДОБУ Сурокский детский сад «Солнышко» Подготовила: Воспитатель Иванова Н.Г.

2 слайд

Описание слайда:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

4 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс; осваивать ряд учебных элементов.

5 слайд

Описание слайда:

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Её задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

6 слайд

Описание слайда:

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно: Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

7 слайд

Описание слайда:

Требования к игровой технологии Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях

8 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Особенности игровых технологий

9 слайд

Описание слайда:

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

10 слайд

Описание слайда:

Отличие игровой технологии от игры В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Его значение: - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъём; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

12 слайд

Описание слайда:

Целевые ориентации игровых технологий: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества,коллективизма, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

13 слайд

Описание слайда:

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя! Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить » в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Сюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

16 слайд

Описание слайда:

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно - мотивационными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно - ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

17 слайд